Как избежать конфликта между одноклассниками

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Буянова Людмила Юрьевна

Педагог-психолог МБОУ «Тюльганская СОШ №1»

Профилактика конфликтов в классном коллективе

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

Как разрешать конфликты правильно? Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

– достаётся за то, за что ты не несешь ответственности;

– тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;

– награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?

— тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?

– ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?

– перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.

МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ. 4 ШАГА как решать конфликты правильно: школьная медиация

– за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги, и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый.

Особенности конфликтов в классных коллективах

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель – передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители — родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Особенности конфликтов между школьниками

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности – конфликт между учениками.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух – трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек.

Может обозначиться конфликт трех – четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости к травле себе подобных.

В педагогической конфликтологии, специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства.

И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи.

Нарушение межличностных отношений с одноклассниками.

Возраст – определенная качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной.

Для подростков важно не только общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способно удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным каждого школьника. Одни стремятся занять в группе положение лидера, другие – получить признание и уважение от товарищей, третьи – стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т.п. В любом случае потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на результативности и эффективности процесса обучения.

Еще по теме:  Отправить сообщение самому себе в Одноклассниках

Сформированность коммуникативных умений.

Исследование основных трудностей общения у школьников средних классов выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Подростки используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся к непосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект, связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использовать различные вербальные и невербальные способы общения.

Индивидуально — психологические особенности личности подростка

Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:

– природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);

– характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);

– семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).

Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. На виду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределы педагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носит не пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всего лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.

Таким образом, особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения межличностных конфликтов в классе

Профилактика конфликтов – это их предупреждение.

Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по четырем основным направлениям:

– создание объективных условий , препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями, например – тренинг «Толерантности» — его можно проводить и с учителями и с родителями и с учащимися.

– оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».

– устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

– блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного», «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.

Таким образом, предупреждение конфликтов является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы, предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.

Тренинговые упражнения, помогающие преодолеть конфликтные ситуации в условиях классного коллектива

Для того чтобы помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях, работу нужно направить в первую очередь на то, чтобы:

– расширить представления подростков о собственном «Я»

– формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение

– развивать гибкость в межличностных отношениях

– формировать адекватные поведенческие стратегии

Можно использовать следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств), релаксационные упражнения, приемы сказотерапии и т.д.

Тематический план занятий

Источник: nsportal.ru

Что делать, когда у ребенка конфликт со сверстниками в школе

РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ. Дочь гнобят одноклассники, она меняет уже третью школу, но и здесь начинаются аналогичные проблемы.

Кадр из фильма «Чучело»

В данной статье автор предлагает собственное видение ситуации, предпосылки к ее возникновению и варианты решения. Мнение, выраженное автором, может разниться с обычными представлениями всех сторон конфликта и, даже, идти в противовес к общепринятому суждению. Тем не менее, психолог предлагает задуматься над проблемой, абстрагироваться, посмотреть со стороны на суть и сделать вывод, ответив на вопрос: «Для чего бывают такие случаи?» — не «Почему?» , а «Для чего?»

Трудности во взаимоотношениях в школе всегда были актуальны. Касалось это всех сторон бытия — учителя/дети, дети/дети. Наиболее остро данная проблема обозначена в подростковом возрасте, периоде становления молодых людей. Предполагается, что за счет проявляемого морального и физического насилия по отношению к более слабым, они утверждаются. Конечно, немаловажную роль в возникновении данных проблем, играет стадный характер, т.е. закон толпы.

Перед автором не стоит задача разбирать все проблемы в коммуникации учебного периода. Рассмотрим лишь один вопрос, с которым обратилась читательница.

Ирина, здравствуйте.

Можете ответить на вопрос?

Дочь меняет третью школу. В первой и второй не принимают ее одноклассники. Начинают травить.

Сейчас третья школа. Пока небольшие проблемы с одной одноклассницей (материт мою дочь) Но чувствую, что хулиганку стали поддерживать подруги.

Очень боюсь, чтобы ситуация не повторилась.

Много раз посещали психологов, последние занятия были с клиническим психологом. Дочь проявляет интерес к учебе. Хочет поступать на высшее. А при неприятии сверстников очень тяжело получать знания и быть свободной.

Как мне ей помочь? Меня тоже в школе сильно травили до 10 класса. Но родителям не рассказывала. Терпела и шла в школу.

Проблема актуальна для многих, поэтому разберем ситуацию и предложим варианты решения.

Все, что в нашей жизни происходит — это про нас, люди играют роли для получения нами того или иного опыта, соответственно 50/50 % проблема служит и жертве и насильнику. Как правило, решением занимается сторона, которая страдает от происходящего и это естественно.

Как только жертва обстоятельств осознает свою выгоду, т. е. для чего ей нужен данный опыт, люди перестают себя вести по отношению к ней агрессивно. А позитивный исход всегда есть.

Но этот, путь, как правило, отвергается, поскольку, никто не стремится заглянуть в проблему глубже и искать причины в себе. Проще обвинить в происходящем других.

Итак, в выше описанной ситуации, мама указала, что ребенка терроризируют сверстники, но поскольку в ее детстве была такая же проблема, мама решила пойти другим путем, сменить школу, даже две. Тем не менее, трудность осталась, соответственно, с ребенком работает психолог, но увы, результата нет. Почему? Давайте разбираться.

Кто больше всех страдает от происходящего? — Мама.

Почему? — Взрослые болезненно переживают страдания детей особенно мамы. Детскую психику легко травмировать, но она также легко восстанавливается. Соответственно, меры по разрешению трудностей принимает мама. Если бы она спокойнее воспринимала ситуацию, все закончилось бы гораздо быстрее, причем, без каких-либо трагедий.

Еще по теме:  Как написать девушке сообщение в Одноклассниках

Но, дети наследуют проблемы в отношениях родителей, поэтому дочь попадает ровно в такую ситуацию, что была у мамы.

В связи с чем это происходит? У мамы осталась незакрытой боль из ее школьных лет. Для чего это было — вопрос другой. А вот в связи с чем? — Это имеет смысл объяснить.

Меня тоже в школе сильно травили до 10 класса. Но родителям не рассказывала. Терпела и шла в школу.

Мама весь учебный период жила в страхе. Когда человек боится и не предпринимает никаких мер для устранения опасности, а старается игнорировать данное чувство, мозг будет посылать, такого рода, задачи, чтобы индивид предпринял меры для решения проблемы, т.е. действовал с осторожностью. Мама, скорее всего, была осторожна. Но данный страх для ее жизни опасности не нес, поэтому, она его старалась сублимировать другими занятиями.

Известно, что непрожитые негативные эмоции опасны для здоровья. По окончании школы, страх мамы был затерт новыми эмоциями, но он никуда не делся.

Когда пришло время ее ребенку идти в школу, страх проснулся, мозг стал требовать совершения действий, что мама и делала: психологи, смена школы. Но это не решает проблему, пока она не разберется со своей болью.

Страх — это естественное чувство. У ребенка при рождении есть только два страха: страх падения и страх перед громкими звуками. Все прочие страхи — это условные рефлексы, которые внушают ему родители, близкие, окружающая действительность.

Целью естественного страха является воспитание осторожности, она способствует сохранению жизни и произрастает из любви к себе, своему Я.

Детям внушают, что бояться недопустимо, что страх — плохое чувство и его нельзя испытывать; когда они становятся взрослыми, имеют трудности с отношением к нему.

Естественный страх, помогает сохранить телу жизнь, защитить от травмирования, т.е. заставляет действовать предусмотрительно, работает инстинкт самосохранения.

Обычно, что говорят тому, кто боится? — «Не бойся, ты справишься, у тебя получится». Но это не есть решение проблемы, поскольку страх требует действовать с осторожностью; но когда действия нет, а есть адреналин, который и привлекает нападки со стороны окружающих. Будь-то люди или, например, собаки.

Ввиду происходящего, дочь находится в постоянном страхе, что ее будут обижать, терроризировать, ищет в себе недостатки. Соответственно, возникают комплексы, заниженная самооценка, а социум, в ответ на ее чувства, играет свою роль, озвучивает собственные претензии к себе.

Для решения проблемы дочери, маме необходимо изменить свое отношение к прошлому, т.е. закрыть гештальт, как говорят в психологии. И поработать с надуманными страхами, информация по теме страхов здесь .

Соответственно, необходимо проработать детские травмы. Как только это произойдет, мама перестанет жить в страхе, следовательно, дочери не будет необходимости подвергаться опасности, для того, чтобы у мамы было постоянное чувство тревоги.

Какое быстрое решение можно предпринять в данном случае, не дожидаясь работы с психологом?

Поработать с надуманными страхами.

Все просто —разрешить себе бояться. Каждый раз, когда возникает эмоция надуманного страха, конечно, кроме реальной опасности для собственного тела, необходимо разрешить себе бояться, сказать: «Мне страшно, я боюсь».

В результате мозг (товарищ, который живет своей собственной жизнью в нашем теле) будет понимать, что хозяин осознает опасность и предпочтет действовать с осторожностью. Каким будет результат? Расслабление в теле и отсутствие пагубных последствий для организма. И, обязательно, работа с мыслемешалкой — выбираем мыслить позитивно. Со временем, страхи перестанут беспокоить.

В завершение стоит заметить, что проблемы у детей: здоровье, отношения, проблемы в учебе — это не их проблемы, а проблемы родителей. Для решения следует не ребенка вести к психологу, а родителям искать причины в себе. Дети, какими бы они ни были и какую бы роль не играли, они делают это для родителей, в том числе.

Кто более переживает, тому и работать над собой. 50/50 — все, что в жизни происходит — служит в равной степени всем сторонам. — Это следует помнить всегда и каждый раз, когда что-то не нравится, не искать причины во вне, а задать себе вопрос: «Для чего мне это нужно?» — ответ всегда придет, и будет понимание, что это ответ именно на ту ситуацию.

Еще одна маленькая практика.

Когда ребенок боится, не предлагайте ему не бояться, поступите наоборот, разрешите бояться, мозг сам сделает все, что нужно.

И еще один момент, помните мультфильм «Маугли»? — Когда медведь Балу остановил Маугли перед купанием в реке с крокодилами, он предложил им очень хорошую практику — подружиться с крокодилами: «Мы с тобой одной крови — ты и я» — насчет крокодилов, не предлагаю к ним нырять, ясное дело. Но когда мы испытываем страх по отношению к какой-либо ситуации, можно сказать себе ту же фразу, что и Маугли, боязнь уходит.

Данная практика пришла в ответ на запрос для решения проблемы боязни перед съемками на видео. Пришел на память выше описанный эпизод из «Маугли» и получилось, перестала бояться сниматься на камеру. В работе с клиентами, особенно с детьми, хорошо помогает справиться со страхом перед ответственным моментом; со взрослыми тоже эффективно работает.

Это игра и она позитивно влияет на восприятие надуманной опасности. Уходит напряжение, тахикардия, снижается выделение адреналина, мозг начинает мыслить конструктивно, для разрешения проблемной задачи.

Можно искать в данной практике изъяны, говорить о том, что это чушь, приводить массу доводов, опровергающих предложение, предвижу это. Но метод работает. Для решения проблем все средства хороши, главное, чтобы они были экологичными, безопасными.

Благодарю за подписку на мой канал, и за то, что дочитали до конца статью, уверена, вам пригодится информация.

Если еще не подписаны, подписывайтесь, выражайте свое мнение в комментариях, поддерживайте или наоборот.

Желаю благополучия в жизни и взаимоотношениях, любите и берегите себя, своих близких!

Еще минуточку вашего драгоценного внимания.

У вас проблемы? Нет вариантов решения?

Пройдите диагностику по ссылке и начните уже сегодня решать свой вопрос. Всего за 20 минут я помогу понять, в чем причины создавшейся ситуации, где находятся корни данной проблемы и осознать, что делать для ее решения, а также предложу работающие практики для снижения болезненного состояния и варианты решения.

#конфликтывшколе #отношения #школаидети #подростки #психолог #ре6енок

Источник: dzen.ru

Конфликты школьников: как на них реагировать?

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Конфликты школьников: как на них реагировать?

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища. Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Еще по теме:  Когда закрываешь контакт или Одноклассники

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют «мирилки» — фразы, наподобие «мир между вами, миска с пирогами». Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу.

После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других

Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания.

Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников. При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

  1. Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого «взрыва» лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
  2. Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами. Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
  3. Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
  4. Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
  5. Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
  6. Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Решайте не больше одной проблемы за раз

Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации, связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал.

А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству. Важно понимать, что найти такие решения конфликта, чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Игры для снятия детской агрессии

Игра «Мешочек для криков»

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой «крик» назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра «Обзывалки»

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие «обзывалки» можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: «Ты, Маша, кактус», «Ты, Миша, бульдозер» и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра «Камень в обуви»

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: «Вам в обувь когда-то попадал камень?» Дальше спрашивает: «Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?». Дети высказываются о пережитом.

Дальше учитель продолжает: «Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили». Тогда учитель предлагает сказать детям «У меня камень в обуви» и рассказать о том, что их тревожит.

И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от «камня».

Источник: fulledu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...