Сегодня наши дети «сидят в гаджетах» не только из-за увлечений, но и вынужденно, потому что обучение стало дистанционным. Время зрительных нагрузок непомерно возросло. Неотрывно глядя в экраны с самого утра, школьники испытывают усталость. Они и так нервничают из-за нестабильности связи, невозможности двигаться и менять обстановку в течение дня.
И возросшая нагрузка на зрение лишь усугубляет ситуацию. Пока обстоятельства требуют приспосабливаться и запастись терпением. А мы, сотрудники оптик, вместе с обеспокоенными и озадаченными родителями ищем оптимальные решения для наших детей.
Разберем все возможные способы, чтобы реально помочь детскому зрению не падать и оставаться здоровым.
- В чем именно состоит опасность?
- Вредное воздействие оказывает мерцающий синий свет — излучение от экранов гаджетов.
- Глазные мышцы при работе вблизи постоянно находятся в напряжении. Они расслабляются при переведении взгляда вдаль. Глаза ребенка перед экраном долгое время работают на одном и том же близком расстоянии. Если глазные мышцы не отдыхают, не получают регулярную «передышку», появляется избыточное напряжение и спазм аккомодации.
Как закрыть доступ к контенту 18+ | Как контролировать ребенка в соцсетях
Действительно ли вреден синий свет, излучаемый экранами?
Неоспоримое утверждение, с которым согласны врачи многих специализаций – влияние гаджетов и синего света на циркадные ритмы.
Ребенок, даже будучи сильно уставшим, сидя в компьютере или в телефоне, уснуть не может. Вырабатывается мало мелатонина, происходит перевозбуждение головного мозга.
Именно поэтому «продвинутые» родители, и те, кто «в теме», запрещают использование гаджетов минимум за час до сна.
Также появились исследования о том, что во время работы с гаджетами зрачок человека сужается быстрее, а после работы с ними расширяется медленнее. В этом одна из возможных причин ночной миопии, когда пациент жалуется на то, что весь день работает за компьютером, а, выходя на улицу, плохо видит.
Сколько времени безопасно проводить за гаджетами?
Если речь о смартфоне, то нагрузка не должна превышать 2-3 часа в день. Все-таки это очень мелкое изображение в сочетании с близким расстоянием. Время за компьютером может быть увеличено. Важно понимать, что чем дальше расстояние и крупнее экран, тем легче глазам.
Поэтому будет оптимальным следующее решение: все, что можно делать не в телефоне, а в компьютере, делаем в компьютере. Фильмы лучше смотреть не на компьютере, а по телевизору.
С ребенком надо уметь договариваться и переводить все занятия на более дальнее расстояние и крупный формат, добавляя при этом защиту в очках. Если договориться не получается, можно порекомендовать использовать в детских гаджетах родительский контроль с установкой определенного плана работы на день. Такой подход может вызвать сопротивление со стороны ребенка, но введенные ограничения будут ему на благо.
Лайфхак: можно легко продублировать изображение с компьютера на экран обычного телевизора. Нужен всего лишь длинный HDMI-кабель (стоит менее 1000 рублей). В этом формате удобно не только смотреть фильмы, но и проходить онлайн обучение. Ваш ребенок во время уроков будет сидеть на самом безопасном из возможных расстоянии от экрана, и его глаза не будут испытывать сильное напряжение.
Как сделать так, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером?
Все дело в гормоне дофамине, который отвечает за получение удовольствия от достижения цели. При участии ребенка в компьютерной игре он вырабатывается в разы быстрее, нежели от выигрывания в теннис или футбол. «Вкусное подкрепление» нашей эмоциональной системе. Не дав взамен приятного подкрепления, оторвать от компьютера не получится. Нельзя просто забрать и ничего не дать взамен.
К сожалению, мы сами невольно подаём не лучший пример детям. Родители постоянно в телефонах, а ребенка просят отложить свой гаджет. Для маленького человека это явное противоречие. Он скорее примет вашу модель поведения, а не озвученные правила.
Поэтому совет родителям – заинтересовывать ребенка спортом. Важны прогулки на свежем воздухе 2 часа в день, желательно в светлое время суток. Родители удивляются этому совету, они хотят «волшебную таблетку», но вот она реальность!
Оторвать ребенка от компьютера и отправить его на свежий воздух – зрительное утомление станет меньше, развитие миопии может замедлиться.
В современных устройствах есть функция ночной режим с темным экраном. Дает ли она достаточную защиту от излучения, или требуются дополнительные средства?
Экран смартфона действительно не должен быть избыточно светлым, особенно в темное время суток. Но этой защиты недостаточно.
Защищают ли компьютерные очки от вредного излучения?
С точки зрения медицины, компьютерные фильтры блю-блокеры могут повысить контрастность, сбалансировать яркость, отсечь синюю часть спектра. В этом и заключается их эффективность.
Есть два вида защиты, на выбор:
Материал очковой линзы. Ее можно отличить по желтоватому оттенку. Такие линзы слегка меняют цветовосприятие, делая все вокруг словно освещенным теплым мягким светом, выгодно отличающимся от резкого для глаз люминисцентного излучения современных ламп. Многие выбирают такие линзы именно за это: в них мир выглядит более солнечным. Это само по себе неплохо и для настроения в нашем пасмурном климате.
Покрытие очковой линзы. У линзы будет едва заметный голубоватый оттенок. Линзы с таким покрытием не меняют цветовосприятие, выглядят просто прозрачными, их нельзя отличить от обычных по внешнему виду.
Советуем родителям ориентироваться и на личные ощущения – свои и ребенка. Вы можете заметить, что в очках с защитой от излучения работать гораздо комфортнее, нежели без них. Усталость будет меньше, и такие линзы будут полезны даже для тех, кто не нуждается в коррекции зрения.
Увы, чудодейственного средства для хорошего зрения не бывает.
Защитить глаза детей поможет только комплексный подход:
- Чередование зрительной нагрузки с отдыхом или упражнениями для глаз. Посмотреть подробнее.
- Выбор в пользу бОльшего размера экранов и увеличенных рабочих расстояний.
- Спорт и прогулки на свежем воздухе в светлое время суток.
- Компьютерные очки (блю-блокеры) с защитой глаз от вредного синего излучения.
- Личный пример родителей и умение договариваться
Как это может выглядеть в реальной жизни:
Учиться онлайн перед максимально большим экраном (например, монитор подключен к телевизору). Во время дистанционных уроков быть в очках с блю-блокером. Выполнять упражнения для глаз. На каждой перемене вставать, походить по квартире. После уроков пообедать и идти на прогулку, часа на два. Световой день еще не закончен, польза максимальна.
Движение плюс смена деятельности – то, что нужно после долгого сидения перед экраном. Ну а приготовление уроков и вечернее сидение в гаджетах желательно прекратить за час до сна. Несложно, правда?!
Все эти простые вещи мы можем организовать для своих детей сами. И они действительно работают, а вот волшебной таблетки не существует!
Ринская Н.В. — магистр оптометрии , магистр педагогики и психологии
Шекунова Е.А. — врач-офтальмолог , медицинский консультант ESSILOR Академии
Егорова А.В. — врач-офтальмолог, к.м.н. , зам. главного врача по медицинской деятельности офтальмологической клиники «КРУГОЗОР»
Источник: www.optic-city.ru
Нужно ли контролировать, с кем общается подросток в социальных сетях? Рекомендации родителям
Вопрос о том, нужно ли контролировать общение подростка в социальных сетях, является актуальным для родителей. По той причине, что от этого момента зависит очень многое. В том числе, то, каким вырастит подросток. Не пострадает ли он от гиперопеки, возникшей из-за чрезмерного наблюдения за переписками.
13 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей
Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать.
Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.
Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:
1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.
Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.
В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).
2. Ребенок очень устает от рутины , ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.
В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.
Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.
3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы , он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.
4. Дети с СДВГ боятся больших объемов .
Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.
5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану , они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).
Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.
Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.
6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается .
Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.
7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени .
Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.
8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона , поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.
9. Дети с СДВГ импульсивны .
Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.
На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.
10. Дети с СДВГ эмоциональны .
В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.
11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию .
Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его).
Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».
Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.
Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.
12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).
В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку.
Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.
Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.
13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит , поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.
Источник: www.gmsclinic.ru