Манипулятивное поведение — это поведение, основой которого являются манипуляции, представляющие собой скрытое психологическое воздействие на человека с целью заставить его выполнить вопреки его воле и интересам нужные манипулятору действия.
Особенности и виды манипуляций
Манипуляция представляет собой тип психологического воздействия, основным сущностным признаком которого является стремление манипулятора получить односторонний выигрыш.
Есть большое количество классификаций видов манипуляции. В частности, классификация Леонтьева А. А. (книга «Психология общения»), которая базируется на критерии способа передачи информации.
В случае вербальной (словесной) манипуляции в качестве средства воздействия на собеседника выступает речь манипулятора. Она включает все слова и звуки, которые произносятся в процессе общения. Невербальная (без слов) манипуляция происходит с помощью невербальных знаков. Они представлены:
- Позой,
- Жестами,
- Взглядом,
- Мимикой,
- Территориальным расположением и т. д.
С психологической точки зрения важно различать манипуляцию, которая осознается и не осознается самим манипулятором. Первая из них может стать социально желанной или, напротив, не одобряемой. Неосознаваемый тип манипуляции проявляется в самых разных ситуациях. Это может быть межличностное общение, когда один из собеседников лжет другому.
Искусство манипуляции | Хенрик Фексеус
Вранье отличается по своим механизмам от лжи и обмана. Оно нередко является внешним проявлением защитного механизма личности. Последнее направляется на устранение чувств тревоги, дискомфорта, которые вызваны неудовлетворенностью субъекта взаимоотношений с окружающими
Психологические уловки детей в старшем школьном возрасте (по Шострому)
Э. Шостром определял детей в качестве прекрасных манипуляторов, разделив их на несколько типов. Самым распространенным из них ученый считал «маленькую тряпку». Это пассивно зависимые дети, которые манипулируют родителями, используя при этом собственную крайнюю беспомощность и нерешительность, отсутствие внимательности и хроническую забывчивость.
Достаточно рано они обнаруживают силу своей кажущейся слабости, выбирая роль беспомощного и глупого человечка. Они не просто ленивы, как думают многие люди. Они хитры и достаточно умны, поскольку успешно манипулируют взрослыми людьми, заставляя их все делать за них.
«Манипулятивное поведение в старшем школьном возрасте»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Второй тип детских манипуляторов ученый назвал «маленьким диктатором». Этот ребенок управляет взрослыми с помощью упрямства, надутых губ, непослушания и топанья ногами.
Третий тип манипуляторов в старшем школьном возрасте называется «Фредди-лисица». Этот ребенок начал жизнь плаксой, и, как он обнаруживает вскоре, слезы оплачиваются вниманием. Сам он еще не успевает придумать, по какой причине расплакался, а его уже утешают, ласково гладят и, кажется, больше любят. До поступления в школу он оттачивает свой слезливый механизм, а в школе получает возможность использовать его по назначению. Такие подростки становятся мастерами по провоцированию сочувствия к себе.
Как манипулировать людьми?
Четвертый тип манипулятора по Шострому называется «жестокий Том». Его характерной чертой является насильственный темперамент. Он толкает детей, задирается с ними, обзывает, дерется и плюется. Достаточно рано он понимает, что смесь ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. По этой причине он становится начинающим хулиганом.
Больше всего на свете такой подросток ненавидит авторитеты, при этом его непоколебимая уверенность достаточно скоро может превратиться в самонадеянность и абсолютную веру в собственные силы.
Пятый тип детского манипулятора — «Карл-соревнователь». Он стремится быть первым и становится своеобразной комбинацией Тома и Фредди. Как правило, такой манипулятор растет в семье, где есть два мальчика. Младший сын с ранних лет овладевает наукой соревнований для того, чтобы отвоевать себе равное место в этом мире. Школа при этом становится лучшим полигоном для его упражнений в этой сфере.
Исследование проблемы манипулятивного поведения подростков
В психологической практике часто возникает потребность в исследовании манипулятивного поведения детей. Задачи исследования заключатся в следующем:
- Определение отношения учителя и учащихся к проблеме манипуляций в среде старших школьников;
- Определение наличия манипулятивного поведения в учебном процессе среди педагогов и школьников;
- Выявление особенностей манипуляций в подростковой среде;
- Проведение ролевых игр для выявления умения старших школьников определять манипуляции, направленные в их сторону, включая умение им сопротивляться.
Исследования показывают, что в большинстве все группы опрашиваемых лиц понимали, что такое манипулятивное поведение и технологии, хоть они и обладают разным объемом знаний по этой теме.
Отмечено, что педагоги повсеместно используют манипулятивные приемы в учительской деятельности. Но, в свою очередь, школьники, также много знают о манипуляциях и используют их в процессе обучения. Особенно это характерно для подростков и учащихся старших классов.
Большинство учителей считают, что манипуляция в педагогической деятельности допускается и не способна наносить особого вреда. У учеников отношение к манипуляции со стороны педагогов и сверстников скорее нейтральное, часто отрицательное. При этом, если учащиеся восьмых классов еще как-то могут смириться с этим, то старшеклассники, как правило, начнут отвергать использование манипуляции в их отношении.
Большая часть старших школьников считает, что сверстники так же манипулируют ими. Но лишь некоторые учащиеся полагают, что являются жертвами манипулятивного поведения со стороны педагогов. Это показывает психологическую незрелость учеников и их неумение сопротивляться воздействию манипуляторов.
Степень активности и аспекты манипуляционного поведения прямым образом зависят от возраста, психологической зрелости и социального статуса в среде.
Источник: spravochnick.ru
ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ВИДА ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Манипуляция как вид взаимодействия – явление, которое появилось очень давно, так как даже среди животных мы можем встретить процесс манипулирования, например, вожак, ведущий стаю за собой. В процессе общения люди, сознательно или бессознательно, прибегают к использованию технологий и методов манипулирования, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. Термин «манипуляция» имеет множество определений в психолого-социальной литературе, но как правило все они сводится к тому, что – это «преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решения или выполнения действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей» [1, с11].
Манипуляция как вид общения в современной школе используется, прежде всего, как способ контроля и управления (подчинения). Мы можем четко выделить пять пар школьного манипулятивного взаимодействия:
1. Манипуляция «Учитель-Ученик»
В современной школе манипуляция «Учитель-Ученик» является самой распространенной. Учитель, старший по возрасту и социальному статусу, манипулирует учеником, наоборот — младшему по возрасту и социальному статусу. Как правило, учитель манипулирует учеником, прибегая к запугиванию.
Учитель может запугать ученика плохой оценкой, беседой с родителями, не аттестацией, оставлением его на второй год, беседой с директором и так далее. В таком виде манипуляции ученик практически бессилен и вынужден выполнять все требования учителя, дабы не попасть в плохое положение. Чаще всего учителя пользуются такого рода манипуляцией в крайних случаях, когда другие уговоры, компромиссы и предупреждения не помогают получить нужное от ученика. Про основные виды манипуляции в отношениях учитель-ученик мы рассказали в первой главе.
В современной школе учителя используют как открытые средства манипулирования, так и скрытые. В открытой манипуляции чаще всего используется «запугивание», которое связно с угрозами снижения оценки, увеличения объѐма дополнительных заданий, вызова родителей в школу и так далее. Также к открытой манипуляции, по нашему мнению, относится прямо противоположный способ — «задабривание», например, «если сделаешь что я тебя прошу, то исправлю оценку; возьму на экскурсию; подтяну по предмету, исправлю пропуски и тому подобное.
Открытая манипуляция самый простой способ воздействия на учеников, намного труднее использовать скрытую. Например, учитель может заинтересовать решением той или иной проблемы учеников таким образом, что все они будут участвовать в учебном процессе, а учитель будет выступать в роли «дирижѐра». Учителю легко скрыто управлять детьми, если он у них имеет авторитет, а в своих учениках видит личностей; обладает хорошим чувством юмора.
2. Манипуляция «Ученик-Ученик».
В каждом классе присутствует этот вид манипуляции. Он является самым распространенным не только в школе, между учениками, но и в любом другом обществе, где люди используют его в межличностных отношениях, не задумываясь о его присутствии. Манипуляция «Ученик-Ученик» проходит по принципу «ты-мне, я-тебе».
К примеру, ученик дает списать другому ученику математику, а тот, взамен, дает ему списать русский язык. Тем самым ни один из этих учеников не остается в минусе, наоборот-в плюсе. Первый ученик стал иметь домашнее задание по обоим предметам и второй-тоже готов к урокам. Этот вид манипуляции был, есть и будет «царствовать» во всех школах в любое время.
Манипулирование среди учеников имеет много проявлений, чаще всего берут друг друга «на слабо» или «ты так не можешь (не сделаешь, не скажешь, не попробуешь)». Боясь показаться «слабаком», адресат идет на поводу у манипулятора. Общение старшеклассников с ребятами младших классов может проходить по двум сценариям: или запугивание, или покровительство (шефство).
3. Манипуляция «Родитель-Ученик».
Манипуляция «Родитель-Ученик» присутствует в каждой семье и каждый школьник хоть раз, но все же подвергался такого рода управлению. Главным критерием этой манипуляции является «покупка». Например, родитель, чтобы привлечь своего ребенка к какому-либо роду деятельности «покупает» его.
Родитель дает обещание, что купит своему ребенку какую-либо вещь или же выполнит его желание, если тот окончит год без троек. Поскольку это «покупка» является главным желанием и главной целью ученика, а другого способа заполучить желаемое нет, то ему ничего не остается, как закончить год без троек. Такой вид манипуляции отлично стимулирует ученика на хорошие оценки, действует немедленно и безотказно. Также можно выделить такие виды манипуляции как: «Мнимый больной», «Диктатор», «Сравнение», «Угроза», «Вы меня не любите», «Брата ты любишь больше», «Почему сестре можно?», «Ласковый теленочек», «Непонятливая ученица» и так далее [2, с.320-322].
4. Манипуляция «Родитель-Учитель».
Если раньше такой вид манипуляции встречался очень редко, то в современной школе совсем иначе. Родители стали чаще и жестче отстаивать права своего ребенка, хотя это все равно единичные случаи, если в школе нет вопиющих нарушений организации учебного процесса. В манипулятивной паре «Родитель-Ученик» сложно сказать, кто над кем главенствует в этой ситуации.
Школа — второй дом, а учитель — второй родитель ученика, который несет не меньше ответственности, чем настоящий родитель. Учитель в ответе за получение образования, развитие внутреннего мира и становления ученика, как личности. Родитель же, как главная опора ученика до момента его совершеннолетия несет ещѐ больше ответственности и задач для социализации ученика в обществе.
Но некоторым родителям более важна оценка в дневнике, журнале, аттестате, чем истинные знания, приобретаемые ребенком. Таким образом, родитель производит манипуляцию путем некоторого запугивания, например, своим социальным статусом, имеющим большую власть или влияние. Или же «покупает» учителя, давая некого рода взятку. Такая манипуляция является выгодной для обеих сторон, но на наш взгляд, ведет обе стороны к деградацииличности.
5. Манипуляция «Ученик-Учитель».
Это тоже довольно распространенный вид манипуляции в современной школе. Главный плюс этой манипуляции — это то, что она не несет в себе ущерб ни для одной из сторон. Самым распространенным примером этой манипуляции является «выпрашивание» учеником оценки у учителя.
Бывают такие ситуации, как мы уже говорили, что для родителей и соответственно для самого ученика графическая оценка в документах, важнее того, что осталось в голове ученика. Следуя из этого ученик, дабы не быть наказанным дома, выпрашивает незаслуженную оценку у учителя.
Конечно же в большинстве случаев учитель идет на встречу ученику, понимая, что, например, этот ученик никогда не свяжет свою дальнейшую судьбу с математикой, по одной, самой главной причине, что он — гуманитарий. Но положительная оценка в документах по этому предмету является принципиальной для него и его родителей. Поэтому учитель, адекватно воспринимая эту ситуацию, идет на уступки, по большому счету не нанося неудобства ни себе, ни другим. Шейнов В.П. выделяет такие манипуляции как «Довести учителя», «Вызывающее поведение», «Ой, а расскажите!», «Мнимый больной», подхалимство [3, с.338-339].
Социально-психологическое исследование «Манипуляция», проводимое среди старшеклассников МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска, цель которого — изучить частоту использования манипулятивных действий, подверженность или предрасположенность к воздействиям манипуляторов, показала следующее:
1. считают себя хорошими манипуляторами 50%всех опрошенных, причем в 10 классах — 18%, в 11 классах — 32%; плохими манипуляторы считают себя половина опрошенных, но из них больше половины девочки;
2. ученики, которые считают, что ими легко манипулировать составляют 21,5 %, из них 75% девочек и 25% мальчиков;
3. среди всех опрошенных 82% считают, что легко манипулируют одноклассниками, а также 53,5% легко подаются на манипуляции со стороны своих одноклассников, а остальные считают, что не поддаются манипуляции;
4. 28,5% думают, что они могут манипулировать учителями, но с тем, что ими манипулируют учителя соглашаются 71,5%;
5. 41% опрошенных думают, что могут манипулировать родителями, однако 93% отметили, что, как правило, они зависимы от родителей, а поэтому они ими манипулируют.
Согласно исследованию, большинство учеников считают, что у них средняя степень защиты от манипуляции и они в состоянии контролировать манипулятивные отношения с обществом. Однако проведенный тест, цель которого была выяснить уровень защиты от манипулирования, показал, что многие себя переоценивают. У 78,2% опрошенных оказался низкий уровень защиты от манипуляции как со стороны взрослых (учителей и родителей), так и со стороны одноклассников
Таким образом, мы можем сделать вывод, что манипуляция в жизни старшеклассников играет большую роль. Большинство учеников зависят от родителей и учителей, поэтому подвержены манипуляциям с их стороны. Так же большинство учеников убеждены в том, что они с легкостью могут манипулировать своими одноклассниками, хотя в реалии это не так.
Производить манипуляцию легче на своих сверстниках или людях, младших по возрасту. С людьми же старшего возраста манипулирование производить сложнее или вообще невозможно. Навыки манипуляций или «иммунитет» от них приходит с жизненным опытом.
Таким образом, в современных условиях в связи с расширением возможностей психологического воздействия на потенциальных адресатов манипулирования при помощи СМИ и компьютерных технологий и постоянным совершенствованием мастерства манипуляторов значительно выросла вероятность попадания людей под их влияние, что подтверждает проведенное нами исследование. Психологическое манипулирование может причинить вред адресату воздействия (от чувства дискомфорта до угрозы психическому здоровью). Сопротивление манипулированию зависит от множества факторов, в первую очередь, от возраста, чем человек младше, тем больше шансов попасть под воздействие манипулятора, а также от самооценки человека, его социального статуса и так далее.
Манипулирование – это частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, вносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве. Знание универсальной схемы скрытого управления позволяет выстроить надежную защиту от любого акта скрытого управления. Эта схема включает следующие моменты: «не давайте информацию о себе», «осознайте, что вами управляют» и собственно защиту (активную, пассивную и контрманипуляцию).
1. Багулина Н.В. Основные технологии манипулирования в общении //Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г.Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 10-12.
2. Шейнов В.П. Психология манипулирования. Тайное управление людьми. Минск: Харвест, 2010 — 464с.
Источник: izron.ru
«Просто соври родителям». Почему подростки поддаются на манипуляции друзей, чем это опасно и как предотвратить
Мнение взрослых для подростков уже не является авторитетом, а вот желание «быть своим» в кругу сверстников как раз выходит на первый план. Из-за этого именно подросткам так сложно распознавать манипуляции. Об этом рассказывает наш блогер Полина Лебедева.
Психологическая манипуляция — это деятельность, направленная на изменение восприятия других людей. Манипулятор заставляет «жертву» делать то, чего она не хочет. Проще говоря, человек, принявший роль манипулятора, предоставляет выбор, которого на самом деле нет. Вернее, выбор есть, но он никогда не будет в пользу человека, которым манипулируют.
Действия манипулятора можно назвать насильственными, нечестными и неэтичными, но некоторые люди могут даже не подозревать, что подверглись негативному влиянию, и не знать, что за этим стоит.
Зачем подростки манипулируют
Как оказалось, на просторах интернета недостаточно авторитетных источников, которые бы открыли глаза подросткам на других подростков. Можно найти информацию, как подростки манипулируют родителями или родители — подростками, есть много исследований о буллинге в подростковой среде. Можно научится манипулировать разными способами, потому что подобной информации в сети полно, но о том, как подростку перестать быть жертвой такого же подростка — почти никто не говорит.
В подростковом возрасте человек начинает первые неосознанно-осознанные манипуляции, делая своими «подопытными» родителей. Но это может выглядеть настолько драматично-комично, что будет понятно, что это за явление. Как правило, это игра на чувстве вины и громкие фразы о том, что «у меня не было выбора — рождаться или нет», сравнение с другими родителями и шантаж.
Именно в возрасте — 12-14 лет — ребенок закрывается сильнее всего. в итоге перед нами человек, который ещё не определился в жизни, не разговаривает со взрослыми о чём-то личном и в целом отгородился от тех, кто мог бы предотвратить какую-либо негативную ситуацию, а также толпу других подростков, у которых могут быть не самые лучшие намерения; но из-за того, что они все «одного уровня», это не помешает начать общение с подростком, делая его жертвой манипуляции.