Для ребенка очень важно иметь друзей в школе, ведь они становятся его основной социальной средой. Когда ребенок подруживается с одноклассниками, это способствует его адаптации в новом коллективе и повышает его самооценку. Однако, не всем детям легко устанавливать контакты и находить общий язык с другими. В этой статье мы расскажем, как помочь ребенку подружиться с одноклассниками.
Во-первых, важно научить ребенка быть открытым и доброжелательным. Помогите ему осознать, что дружба начинается с улыбки и приветствия. Поощряйте ребенка общаться с одноклассниками, задавать им вопросы о их увлечениях и интересах. Учите его находить общие интересы и нахождению компромиссов.
Во-вторых, поощряйте ребенка быть открытым к новым знакомствам. Ребенку стоит понимать, что каждый человек уникален и интересен по-своему. Не стоит судить о новых знакомых с первого же взгляда — дайте им шанс проявить себя и показать свои качества. Помогите ребенку обнаружить общие интересы с новыми знакомыми и провести время вместе.
Дружба. Как научиться дружить! Психология. Психотерапия
И наконец, не забывайте, что подружиться это процесс, требующий времени и терпения. Поддерживайте ребенка, давайте полезные советы и поощряйте его маленькие шаги на пути к новым дружбам. Помните, что каждый ребенок разный, и некоторым может потребоваться больше времени, чтобы полностью войти в новый коллектив. С вашей поддержкой и пониманием, ребенок легче преодолеет свои страхи и сможет наладить качественные и долгосрочные отношения с одноклассниками.
Почему у ребенка нет друзей в школе?
Отсутствие друзей в школе может быть вызвано несколькими причинами, которые могут оказывать влияние на ребенка и его возможность создать и поддерживать дружеские отношения.
1. Социальная неуверенность.
Некоторые дети могут испытывать большую неуверенность в себе и своих навыках общения. Они могут бояться подходить к другим детям, проявлять инициативу или выражать свои мысли и чувства. Это может препятствовать установлению дружеских отношений и изоляции от сверстников.
2. Отсутствие общих интересов.
Дети могут оказаться в ситуации, когда у них нет общих интересов с другими ребятами в классе. Несоответствие интересов и хобби может затруднять установление дружеских связей и взаимопонимания.
3. Межличностные проблемы.
Некоторые дети могут столкнуться с трудностями во взаимодействии с другими. Они могут иметь проблемы с контролем своих эмоций, проявлять агрессию или недостаточно уметь слушать и понимать других. Это может отталкивать сверстников и создавать преграды для создания дружеских отношений.
В целом, важно помнить, что каждый ребенок уникален, и причины отсутствия друзей в школе могут быть разными. Однако, с поддержкой родителей, педагогов и других взрослых, ребенок может найти способы преодолеть преграды и научиться строить дружеские отношения.
Как научить детей дружить?
Дружба для детей — это важный аспект их социального развития. Но не всегда она возникает сама собой. Вот несколько способов, как научить детей дружить:
КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЗА ВАМИ БЕГАЛИ? [Psych2go на русском]
1. Поощрение положительных взаимодействий
Родители и педагоги могут поощрять детей, когда они проявляют дружелюбие и эмпатию. Например, похвалите ребенка, когда он помогает другу или выражает заботу о нем. Это поможет ребенку осознать, что добрые поступки приносят хорошие результаты и способствуют укреплению дружеских отношений.
2. Участие в совместных занятиях
Регулярное участие в совместных занятиях и играх помогает детям установить контакт друг с другом и обнаружить общие интересы. Родители и педагоги могут организовывать такие занятия, на которых дети могут сотрудничать, обсуждать свои идеи и находить совместные решения. Это способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества, необходимых для установления дружеских отношений.
3. Поддержка детей в общении
Важно учить детей эффективно общаться и решать конфликты. Родители и педагоги могут помочь им развить навыки установления контакта, слушания и выражения своих чувств, а также поиск компромиссов и решения конфликтных ситуаций. Это поможет детям лучше понимать друг друга и укрепит их дружеские отношения.
В целом, чтобы научить детей дружить, важно создать подходящую атмосферу, где они могут чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители и педагоги играют важную роль в этом процессе, поэтому их поддержка и активное участие необходимы для развития дружеских отношений у детей.
Советы психолога
1. Установите регулярную коммуникацию
Помогите ребенку наладить и поддерживать регулярную коммуникацию с одноклассниками. Убедитесь, что он имеет возможность общаться с ними не только в школе, но и во время внеклассных занятий или по телефону. Это поможет развить доверие и составить настоящую дружбу.
2. Поощряйте социальные навыки
Помогите ребенку развить навыки коммуникации, сотрудничества и эмпатии. Объясните ему, как правильно начинать разговор, просить о помощи или выслушивать других. Ролевые игры и совместные проекты могут помочь ему научиться применять эти навыки на практике.
3. Поиск общих интересов
Попытайтесь найти общие интересы между вашим ребенком и его одноклассниками. Если у них есть общие хобби, спортивные интересы или увлечения, это может стать отличной основой для установления дружеских отношений. Поощряйте и поддерживайте их в участии вместе в различных активностях.
4. Будьте поддержкой и наставником
Установите доверительные отношения с вашим ребенком и будьте его поддержкой и наставником. Поговорите с ним о его волнениях и страхах в отношении других детей. Помогите ему разобраться в его чувствах и обсудите возможные стратегии, которые помогут ему подружиться с одноклассниками. Задавайте вопросы и выслушивайте его, чтобы понять его точку зрения и чувства.
5. Учите общению с разными людьми
Учите ребенка навыкам общения с разными людьми. Поощряйте его знакомиться с детьми из других классов, из других кругов общения или с разными интересами. Это поможет ему развить гибкость и адаптивность в общении и расширить его круг друзей.
6. Способствуйте самооценке
Помогите ребенку развить положительную самооценку и уверенность в себе. Поощряйте его достижения и уникальные качества. Занятие хобби, спортом или искусством могут помочь ему почувствовать себя увереннее и найти общие темы для обсуждения с одноклассниками.
7. Обратитесь за помощью специалиста
Если у вас возникают серьезные проблемы в установлении дружеских отношений вашего ребенка с одноклассниками, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу или другому специалисту. Они смогут предоставить дополнительные советы и поддержку в этом важном процессе.
Источник: wmbild.ru
Как научить ребенка дружить: возрастные особенности общения школьников

Первый и второй класс (6-8 лет)
Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.
Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.
Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:
- принадлежат к активу класса;
- хорошо учатся;
- имеют опрятную внешность;
- с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.
Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:
- неопрятны;
- капризны;
- замкнутые и молчаливые;
- неохотно делятся;
- отстают в учебе.
Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем. Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.
Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:
- читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
- учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
- кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
- приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
- не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников
Третий и четвертый класс (9-10 лет)
Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.
Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.
«Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.
Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил — кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.
Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:
- развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами — как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
- развивайте у ребенка чувство юмора – и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
- продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте – обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения
Средняя и старшая школа
У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.
Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.
Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.
Источник: xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai
«Одноклассники перестали дружить с моей девочкой. Единственная подружка — соседка»
Если у ребенка вдруг разладились отношения со сверстниками, первое, что должны сделать родители, это выяснить суть проблемы, — считает наш эксперт.
17 ноября 2020
Моя 10-летняя дочь часто жалуется на то, что у нее нет друзей в классе. С периодичностью раз в неделю успокаиваю ее после очередного конфликта с одноклассницами. Может, она слишком эмоционально и чересчур переживает мелкие ссоры? Но меня беспокоит, что раньше у нас в доме были частые детские сборища, а сейчас они прекратились.
Единственная девочка-подружка — это соседка, не одноклассница. Как мне помочь найти дочке контакт с детьми в классе? Не на уровне «привет-пока», а наладить нормальные дружеские отношения?
Кристина, г. Курск
Наталья Наумова
Произошли неприятные перемены в жизни вашей дочки. Чтобы помочь ей выйти из затруднительной ситуации, необходимо найти причину, почему у нее перестало получаться дружить с одноклассниками. Важно выяснить суть ссор. Что именно привело к такой резкой перемене в отношениях с одноклассниками? Почему дети так резко и коллективно отвернулись от нее?
Ответы на эти вопросы внесут определенную ясность.
Любые взаимоотношения носят двусторонний характер. Обе стороны в равной степени оказывают воздействие на их развитие. Следовательно, и ответственность за развитие отношений всегда лежит на каждом из них.
Бывают ситуации, когда ребенок-лидер ссорится с одноклассником и настраивает против него весь класс. Если так произошло в классе вашей девочки, то потребуется помощь школьного психолога и классного руководителя для разрешения ситуации.
Можно договориться с родителями одноклассников и организовать для детей общий праздник, поездку, экскурсию, в процессе которых помочь детям помириться и сдружиться. Если вышеперечисленные способы не принесли положительного результата, значит, причина глубже и сложнее.
Давайте рассмотрим несколько возможных причин, препятствующих поддержанию дружеских отношений.
Наиболее частая причина отсутствия друзей среди одноклассников — искаженное восприятие действительности ребенком. Он толкует любое событие как негативное, направленное против него. Ребенок думает, что к нему плохо относятся, чувствует обиду и злость. В ответ начинает обороняться или нападать. В итоге выстраиваются конфликтные, негативно окрашенные отношения со сверстниками, что в результате приводит к потере друзей.
Резкое изменение восприятия действительности ребенком может быть связанно с перенесенными сильным стрессом, черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, болезнью с высокой температурой. Все эти факторы могут значительно повлиять на взаимоотношения с детьми.
Причиной потери друзей среди одноклассников могут быть некие своеобразные особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Такой ребенок к 10 годам может сильно отличаться от одноклассников. Дети взрослеют, умнеют и, в итоге, замечают значительное отличие его от них. Им не понятен этот феномен, но и очень интересен одновременно.
Ребенок с задержкой развития эмоционально-волевой сферы не чувствует собеседника, не понимает намеков и может, сам того не желая, обидеть товарища. Такому ребенку сложно контролировать свои эмоции и потребности. Он зачастую очень сильно обеспокоен собой и тем, как ему самому будет лучше, но при этом не думает о других.
Тогда возникают ссоры. Дети не понимают, что у другого ребенка проблемы в развитии. Они убеждены, что ребенок специально так плохо и несправедливо общается с ними, не думает о них, не дорожит их дружбой.
Причиной сложностей общения с другими детьми могут быть и сложные взаимоотношения ребенка с родителями. Тогда он неосознанно переносит свои проблемные способы взаимоотношений с родителем на контакты с друзьями. Например, если мама часто выражает свое недовольство ребенком, ребенок отрабатывает эту «сцену» с ровесниками, выказывая свое недовольство ими, либо предпринимает действия, неприятные друзьям, неосознанно желая получить их неодобрение.
Как помочь дочке справиться с трудностями во взаимоотношениях с одноклассниками?
Прежде всего, окажите ей психологическую поддержку, не критикуйте, не обвиняйте, не ругайте ее. Примите ее как данность. Не пытайтесь переделать, перестроить ее. Расскажите ей о трех простых правилах конструктивных взаимоотношений.
Правило №1. Позитивное отношение к людям
Приветливому, приятному, внимательному, терпеливому, интересному человеку всегда везде рады. Важно научиться воспринимать жизнь и мыслить в позитивном ключе, улыбаться.
Правило №2. Сохранять спокойствие и чувство юмора
Каждый раз, когда ребенок выдает неадекватную (неожиданную или необычную) реакцию на случившуюся ситуацию (в том числе и на нападки одноклассников), он неосознанно побуждает их продолжать насмешки. Необычные реакции пугают и веселят окружающих детей одновременно. Такие реакции очень интересны, и дети будут вновь и вновь предпринимать попытки в надежде их получить.
Для них это как исследование, проверка «что будет, если…». Дети и сами часто не до конца понимают, зачем так поступают. Но для них это шоу, это весело и это их общее коллективное дело, которое их объединяет и помогает самоутвердиться. В такой ситуации важно научить ребенка сохранять спокойствие и относиться ко всему с юмором. Не получая неадекватную реакцию, одноклассники сменят стиль общения.
Правило №3. Научиться говорить о своих мыслях, чувствах, переживаниях и при этом не обвинять другого в них
Очень важно, поддерживая своего ребенка, не учить его мести и злобе по отношению к остальным детям. Покажите ребенку конструктивные пути решения проблемы, через любовь, доброту и принятие. Только так можно действительно помочь ему.
Иногда ребенку требуется профессиональная помощь для решения такой непростой проблемы, и в зависимости от конкретного случая может понадобиться помощь таких специалистов, как детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт, клинический психолог, невролог, психиатр.
Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен .
Источник: www.parents.ru