Здравствуй, Надя. Меня зовут Оля, и я психолог. Я понимаю тебя и твой вопрос. Действительно, в твоем возрасте очень важно то, как ты взаимодействуешь в кругу своих друзей, одноклассников и единомышленников. Общение — это поэтапный процесс, то есть сначала идет знакомство, потом поддержание контакта, установка близости, затем поддержка этого этапа общения.
На каком этапе у тебя возникает проблема? Ты не можешь начать диалог? Не можешь поддержать беседу? Сложно сохранить близость? Не можешь довериться людям? Нет общих тем? Есть стеснительность?
Ответь себе на эти вопросы, и работай над ними. Любой навык формируется постепенно: необходимо разбить задачу на этапы и начать с маленького зернышка. Например, если есть стеснительность, то во-первых, нужно принять для себя решение, что ты хочешь общаться с этими одноклассниками. Это очень важный этап, потому что, если не будет цели — не будет действий.
Нужно выбрать условия, в которых проще всего заговорить. Сложно, когда есть зрители, когда атмосфера не располагает к тому, чтобы начать диалог. Лучше выбрать место и время, когда заговорить проще всего. Например, вы останетесь вдвоем в классе или в раздевалке, или у вас возникнет общее дело. Дальше нужно постепенно усложнять задачу, и постепенно ты придешь к желаемому результату.
Как завести друзей в новом коллективе | 7 приемов, чтобы нравиться другим
Попробуй привлечь старших, взрослых и авторитетных людей, попроси у них помощь. Перебирай множество вариантов, даже если они кажутся смешными или неудачными, и в итоге пользуйся тем, что получится лучше всего. Нужно быть честной самой с собой, и в выстраивании отношений нужно очень хорошо понимать те чувства и эмоции, которые возникают.
Поэтому необходимо научиться очень четко понимать себя и свои желания. Чаще старайся останавливаться и задаваться вопросом, что ты сейчас чувствуешь, что хочешь, что испытываешь в данную секунду. Если есть возможность обратиться к школьному психологу, это было бы замечательно. С его помощью у тебя появится возможность лучше понимать других людей.
Если у тебя в семье налажены доверительные отношения — обратись за помощью к маме и папе. Запишись на секции или кружки, чтобы сформировать свой новый навык в кругу единомышленников. У тебя все обязательно получится.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Источник: www.ya-roditel.ru
Новая школа: как влиться в коллектив
Вы переехали или просто решили перевести сына или дочь в другую школу. Теперь им нужно заново выстраивать отношения с одноклассниками. Как стать своим в новом коллективе? И что делать, если ребенок оказался изгоем? Вот что советует Марина Архипова, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.
Непохожесть на остальных — частая причина неприятия человека в коллективе. «Белая ворона», которая не может или не хочет быть как все, нередко вызывает отторжение у окружающих.
КАК НАЙТИ ДРУЗЕЙ в новой ШКОЛЕ, классе?! BACK TO SCHOOL
Повод может быть любым. Другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия, необычная внешность — даже если это всего лишь странная прическа. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. У вашей семьи больше или меньше денег, чем у остальных.
Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска: он не такой, как все. Чрезмерная опека со стороны старших членов семьи тоже может стать поводом для насмешек одноклассников — не забывайте об этом.
Не у всех роль «отшельника» вызывает психологический дискомфорт. Но если ребенок остро нуждается в друзьях и признании сверстников, а наладить отношения с одноклассниками не удается? Что в этом случае могут предпринять родители?
Как понять, что ребенок стал изгоем?
Если у ребенка не получается найти общий язык с новыми одноклассниками, первые «звоночки» не заставят себя долго ждать. И внимательный родитель быстро поймет, что в жизни сына или дочери происходит что-то неладное. На что стоит обратить внимание?
- Ребенок радуется любой возможности не идти в школу — например, из-за болезни.
- Постоянно придумывает причины не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Если это не срабатывает, идет на занятия без желания.
- Ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса.
- Из школы всегда возвращается в плохом настроении.
- Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях.
Главный принцип — не навреди!
Естественное желание любящего родителя — защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили». Но постарайтесь не махать шашкой сгоряча.
Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Скорее всего, к нему прилипнет клеймо «стукача», отделаться от которого будет крайне трудно. И жизнь в коллективе станет еще сложнее. Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?
Первое, что необходимо сделать, — обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он — связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.
Если этого не случилось, следующая инстанция — директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.
Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его — он просто уйдет глубже. Появится видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.
В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться — спорт, творчество, учеба?
Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.
Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к детскому психологу.
Источник: www.psychologies.ru
Как помочь старшекласснику адаптироваться в новой школе: 10 советов для родителей
Менять школу в старших классах гораздо сложнее, чем делать это, например, в начальной или даже средней школе. Рассказываем, что нужно учесть для успешной адаптации.
«Ребята, теперь с вами будет учиться новичок — его зовут Саша. Проходи на свободное место. Итак, начинаем урок…» И под внимательные изучающие взгляды одноклассников мальчик проходит к парте, смущается и неуютно себя чувствует…
Как будут складываться его отношения с учителями и одноклассниками? Сценариев может быть множество.
Чтобы ваш ребенок успешно влился в новый коллектив, прислушайтесь к рекомендациям психолога и психотерапевта Валерии Зинатулиной.
Валерия Зинатулина
Чтобы наладить новые классные связи в прямом и переносном смысле слова, рассмотрим перемену обстановки со всех ракурсов.
Почему в старших классах переходить в другую школу сложнее
Подростку сложнее дается процесс адаптации в силу происходящих перемен в организме. Переход из детства в юность сопровождается изменениями психики и тела. Скачки настроения, импульсивность или замкнутость, а также чувствительность к оценке окружающих и появление комплексов — все это усугубляет процесс привыкания к новому месту.
Но, как и в любом другом деле, переход в новую школу — это не только одни сплошные минусы.
Есть и положительные стороны, о которых обязательно должны знать дети, чтобы процесс адаптации проходил веселее.
Плюсы и минусы перехода в другую школу
• Положительные стороны Опыт вхождения в новую образовательную среду — это репетиция предстоящей учебы в дальнейшем: в колледже, институте, университете. А еще это возможность проявить себя в ином качестве. Например, в старой школе подросток был застенчив, не успевал по некоторым предметам, а теперь у него есть шанс начать все с чистого листа. Но лучше заранее продумать, каким старшеклассник хочет показать себя в новом коллективе. • Отрицательные стороны Требования новых педагогов будут иными как по объему информации, так и в формате уроков.
Помимо необходимости освоения школьной программы перед старшеклассником стоит еще одна задача: встроиться в коллектив новых одноклассников. Ведь дети могут вначале устроить новичку проверку на прочность. И чувствительных подростков может ранить шутка или безобидное прозвище. Все это скажется на будущих успехах ребенка в этой школе — в том числе на успеваемости и его мотивации к учебе.
Источник: letidor.ru