Здравствуй, Надя. Меня зовут Оля, и я психолог. Я понимаю тебя и твой вопрос. Действительно, в твоем возрасте очень важно то, как ты взаимодействуешь в кругу своих друзей, одноклассников и единомышленников. Общение — это поэтапный процесс, то есть сначала идет знакомство, потом поддержание контакта, установка близости, затем поддержка этого этапа общения.
На каком этапе у тебя возникает проблема? Ты не можешь начать диалог? Не можешь поддержать беседу? Сложно сохранить близость? Не можешь довериться людям?
Нет общих тем? Есть стеснительность? Ответь себе на эти вопросы, и работай над ними. Любой навык формируется постепенно: необходимо разбить задачу на этапы и начать с маленького зернышка. Например, если есть стеснительность, то во-первых, нужно принять для себя решение, что ты хочешь общаться с этими одноклассниками.
Это очень важный этап, потому что, если не будет цели — не будет действий. Нужно выбрать условия, в которых проще всего заговорить. Сложно, когда есть зрители, когда атмосфера не располагает к тому, чтобы начать диалог. Лучше выбрать место и время, когда заговорить проще всего. Например, вы останетесь вдвоем в классе или в раздевалке, или у вас возникнет общее дело.
Эффективная коммуникация: как найти подход к собеседнику?
Дальше нужно постепенно усложнять задачу, и постепенно ты придешь к желаемому результату. Попробуй привлечь старших, взрослых и авторитетных людей, попроси у них помощь. Перебирай множество вариантов, даже если они кажутся смешными или неудачными, и в итоге пользуйся тем, что получится лучше всего.
Нужно быть честной самой с собой, и в выстраивании отношений нужно очень хорошо понимать те чувства и эмоции, которые возникают. Поэтому необходимо научиться очень четко понимать себя и свои желания. Чаще старайся останавливаться и задаваться вопросом, что ты сейчас чувствуешь, что хочешь, что испытываешь в данную секунду.
Если есть возможность обратиться к школьному психологу, это было бы замечательно. С его помощью у тебя появится возможность лучше понимать других людей. Если у тебя в семье налажены доверительные отношения — обратись за помощью к маме и папе. Запишись на секции или кружки, чтобы сформировать свой новый навык в кругу единомышленников. У тебя все обязательно получится.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Источник: www.ya-roditel.ru
Как работать со «сложными» учениками и бывают ли они вообще
Все вокруг твердят: «Учитель должен найти подход к ученику». Но как это сделать? В статье разберем распространенные ситуации, с которыми сталкивается педагог, и подберем подходящую методику под каждого согласно классификации Майерс-Бриггс.

MBTI или типология Майерс-Бриггс состоит из 4 парных шкал по способам взаимодействия с собой и с миром. Такая категоризация полезна для разработки стратегий более эффективного обучения, а также позволяет выстроить коммуникацию даже с теми учениками, которых называют «сложными».
Как найти подход к любому человеку — прием, который всегда работает! / Роман Василенко
Экстраверт — Интроверт
Маша очень нетерпеливая, она с трудом сосредотачивается, и ей трудно даются монотонные задания на чтение и письмо.
Такие ученики не могут работать размеренно и долго. Они заряжаются благодаря взаимодействию с другими ребятами, любят участвовать в беседах и организовывать. Чтобы учеба была наиболее эффективна для них, стоит вовлекать их в парные или групповые обсуждения, дебаты, а не оставлять тет-а-тет с одиночной задачей. Они также ориентированы на действие, поэтому упражнения с физической активностью принесут им еще больше пользы.
Лучше всего учащиеся усваивают материал, если они обучают кого-то еще. Хорошей идеей будет позволить им выступать с презентациями или доверить объяснение маленькой темы. Важно, чтобы в процессе они также могли разговаривать со сверстниками, рефлексировать и замечать видимый результат от своей деятельности, тогда учеба будет им в радость.
Рома никогда не поднимает руку на уроке и не участвует в групповых обсуждениях. Во время опроса медлит или не отвечает совсем.
Школьники с таким характером питаются внутренним миром размышлений. Они нуждаются в пространстве, времени и одиночестве, поэтому контактировать с людьми им непросто. Такие ребята лучше всего учатся через мысленные рассуждения. Их внимание естественным образом устремится внутрь, к их собственным идеям и впечатлениям.
Вместо с устной работы со сверстниками этим ученикам лучше предложить индивидуальные задания на чтение и письмо. Они также хорошие слушатели и наблюдатели. Если дать им достаточно времени, чтобы они закончили работу, и подумали, прежде чем ответили на вопрос, то такие ученики добровольно смогут внести свой вклад и останутся довольными собой.
Сенсорик — Интуит
Алексей абсолютно не справляется с творческими заданиями, где нужно придумать что-то свое.
Таким ученикам трудно выполнять абстрактные задания, которые требуют богатого воображения и быстрого ответа. Им близка работа с четкой структурой, организацией и материалом с большим количеством фактов. Ребятам важно, чтобы вся информация была проверена и подавалась систематично. Им нравится запоминать цифры, детали, и они спокойно относятся к рутине.
Школьники с таким мышлением прежде всего должны знать, что от них ожидается. Непонимание ожиданий дезориентирует их. Четкие схемы, рекомендации обычно помогают в обучении. Наряду с чтением наиболее предпочтительны раздаточные материалы, наглядные материалы, таблицы и практический опыт обучения.
Вероника рассеянна и часто допускает ошибки по невнимательности в тестах.
Ребятам с подобными проблемами очень скучно прорешивать тесты, и они часто теряют баллы в таких заданиях, но упражнения с развернутым ответом даются им легче. Они игнорируют детали, но зато отлично видят общую картину и концепции. Такие ученики вдохновляются свежими идеями, инновациями и возможностями альтернативно подходить к задаче.
Школьники предпочитают динамичную среду обучения с возможностью работать как в тихой, так и в шумной атмосфере. У них есть желание быть новаторами, и поэтому они предпочитают подходить к заданиям, не имея конкретных инструкций. Решение проблем мотивирует их учиться, поэтому им стоит давать упражнения-челленджи, где они смогут использовать все свои творческие способности и энергию и идеально справиться с задачей.
Логик — Этик
Максим спорит со сверстниками и делает резкие замечания другим во время совместных обсуждений.
Учащиеся с таким нравом скорее всего очень педантичны и не терпят ошибок других. Чтобы учиться наиболее эффективно, им стоит участвовать в решении проблем и достигать кратких и понятных целей. Они с удовольствием смогут выполнить индивидуальные задания, где требуется проанализировать данные или статистику.
Чтобы пресечь конфликты между одноклассниками, необходимо определить правила поведения на уроке, а также научить каждого, как уважительно оставлять комментарии и не обидеть человека, а помочь ему.
Даша иногда плачет на уроках, особенно когда сталкивается с критикой или нелестной обратной связью от преподавателя.
Такие ученики очень чувствительны, когда получают негативный фидбэк, поэтому важно не переборщить с оцениванием. Эти учащиеся лучше всего работают, когда имеют личные отношения, построенные на сочувствии, доверии и уважении. Информация и факты усваиваются наиболее эффективно, когда связываются идеи и концепции с личным опытом.
Школьники предпочитают изучать то, что им больше всего нравится, но также стремятся быть полезными другим. Таких ребят важно окружить благоприятной атмосферой, во главе которой будет учитель-авторитет, который положительно подкрепляет старания учащихся. Групповая работа и работа в партнерстве являются для них важными составляющими успешного обучения.
Рационал — Иррационал
Алина хорошо учится, но во время внеплановых проверочных работ в конце урока получает удовлетворительные оценки.
Учащиеся с подобными проблемами плохо работают под давлением в последнюю минуту, и сюрпризы могут привести их в замешательство. Им нужны порядок, контроль и правила. Цели и подробные инструкции важны для их учебного процесса.
Их обучение должно быть структурировано и четко организовано, тогда они с легкостью справятся с непростыми задачами. Они могут участвовать в групповых активностях, но нуждаются в руководстве и порядке. Такие ребята серьезно и ответственно относятся к выполнению упражнений и фокусируются только на одной цели за раз.
Даниил прокрастинирует с выполнением домашнего задания и сдает все учебные работы с опозданием.
Эти ученики не любят, когда их ограничивают сроками или планами. Они откладывают сдачу работ, импульсивно собирая данные и остаются открытыми для новых возможностей. Они работают над многими делами одновременно, гибки и быстро адаптируются в непредвиденных обстоятельствах.
Позвольте ученикам припоздниться с дедлайнами и дайте им свободу в выполнении упражнений, то есть пусть у них будет выбор с применением разных подходов. При выполнении проекта они будут работать лучше всего, если разделят работу на несколько подзаданий. Эти учащиеся работают лучше всего, когда понимают причины поручений, и когда они имеют для них смысл.
Источник: repit.online
Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Как работает техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом» и какие основные правила нужно соблюдать родителям и учителям, чтобы расположить к себе ребенка.

Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.
Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».
1 Сначала отношения, а задачи потом
Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель».
Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним.
Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:
- Построение взаимоотношений с ребенком изнутри
Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.
- Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»
Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.
- Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность
Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.
Не пропустите
Не пропустите
2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Иван Сорокин, создатель сети частных детских садов Smile Fish
Пытаясь донести до своего отпрыска какую-нибудь идею, некоторые родители часто начинают с конца и сразу выдают результат. Это вызывает у их чада отторжение. Избежать подобного сценария поможет техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом». Она способствует установлению гармоничных отношений с ребенком.
Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу.
Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.
Установление контакта
Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.
Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Иван Сорокин, создатель сети частных детских садов Smile Fish
Взрослые люди часто игнорируют этот этап, думая что проще дать правильное решение, исходя из своего опыта. Но это не так. Первостепенная задача родителя — построение взаимоотношений, демонстрация того, что они максимально открыты. Их поведение должно вызывать доверие у детей. Чтобы установить контакт можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, поиграть и/или погулять вместе с собакой.
Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу.
Разведка

Иван Сорокин, создатель сети частных детских садов Smile Fish
Главная цель этого этапа — в ходе доверительной дружеской беседы получить информацию о желаниях, целях, стремлениях, а порой и неудачах ребенка. Не нужно сразу комментировать и оценивать его поступки: ваш отпрыск или ученик просто закроется и ни о чем не захочет рассказывать. Без разведки в отношениях с детьми никуда. Можно привести аналогию с медициной.
Если вы приходите к врачу, и он сразу выписывает лекарство, не выслушав жалобы, не сделав осмотр и не поставив диагноз, скорее всего, вы просто выбросите выданный им рецепт. Так и в случае с ребенком: нужно на этапе разведки собрать полную информацию о случившемся, а не давать советы.
Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.
Как стоит поступить маме в такой ситуации
— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.
— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.
Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его.
— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что. » и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути.

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:
- «Что тебе больше всего нравится делать?»
- «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
- «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
- «С какими людьми тебе интересно общаться?»
- «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
- «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
- «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
- «Чему бы ты хотел научиться?»
Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.
Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.
Источник: lisa.ru