Как не бояться общаться с одноклассниками

МРТ-лаб

Бывают ситуации, когда ребенок отказывается ходить в школу. Он начинает плакать и неподобающе себя вести. Большинство родителей воспринимают такое поведение как банальную лень, но это не всегда так. Боязнь школы — серьёзное психическое расстройство, которое игнорировать нельзя.

Страх школы

Страх школы — не то же самое, что банальная лень

Фобия школы называется дидаскалейнофобией. Она проявляется не сразу. Обычно возникает только во время занятий. Особенно остро проявляется в начальных классах, когда дети не готовы к большим нагрузкам.

Дидаскалейнофобия – боязнь школы

Термином «дидаскалейнофобия» принято называть специфическое тревожное расстройство, присущее школьникам. Дословно с греческого он переводится как «страх школы». Подразумевают под этой фобией как боязнь школы в целом, так и конкретные страхи, так или иначе связанные со школой. Например, боязнь ходить в школу из-за плохих отношений с коллективом, из-за неуспеваемости в учебе, из-за плохого отношения педагога и другие.

Ты СОЦИОФОБ? Проверь и избавься от застенчивости НАВСЕГДА | как побороть страх общения

Далеко не во всех случаях родители могут догадываться о том, что у их ребенка развилось тревожно-фобическое расстройство. Боязнь идти в школу, его нежелание проявлять учебную активность зачастую воспринимается ими как обычная лень. Однако далеко не всегда они правы. Если ребенок боится школы, следует внимательнее отнестись к этому, расспросить его в подробностях, каковы причины его страхов. Ведь на сегодняшний день фобические расстройства широко распространены не только среди взрослых, но и среди детей и подростков в силу изменения общественного образа жизни.

Взрослые также могут не принимать всерьез тревожность ребенка по причине того, что она проявляется только в школе. Многие уверены: если человек имеет психическую патологию, то она фигурирует во всех сферах его жизни. Это мнение ошибочно, поскольку у любой фобии есть объект. Если исключить из повседневности больного взаимодействие с предметами страха, он ведет себя совершенно нормально, тревожность не проявляется.

Следует помнить, что объяснение психологических расстройств у ребенка его ленью и капризами, длительное игнорирование его жалоб приводит к серьезным психологическим патологиям, депрессивным состояниям и соматическим заболеваниям.

Дидаскалейнофобия: симптомы

Данное фобическое расстройство ярко проявляет себя на соматическом уровне следующими симптомами:

  • нехватка воздуха, асфиксия;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • тремор;
  • слабость в мышцах;
  • потеря сознания;
  • чувство тяжести в грудной клетке;
  • расстройство пищеварительной системы;
  • тошнота;
  • головные боли.

На психологическом уровне главным симптомом является боязнь перед фобическими приступами. То есть, помимо основных панических атак дидаскалейнофоба преследует боязнь того, что все увидят его в неконтролируемом состоянии.

Как перестать стесняться? Как побороть зажатость и тревожность? Джордан Питерсон лекция!

Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.

На поведенческом уровне для дидаскалейнофобии характерны следующие симптомы:

  • Нервное хождение из стороны в сторону.
  • Оцепенение, эмоциональный ступор.
  • Синдром рассеянного внимания.
  • Неадекватное поведение (агрессия, слезы, излишняя обидчивость и мнительность).

Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы, не стоит путать их с капризами.

Симптомы

Первый признак — тревога у ребенка и страх перед школой. Он категорически отказывается идти в учебное заведение. Может придумывать различные причины: головокружение, тошноту, температуру, ангину и прочее. Его цель остаться дома, рядом с родителями. Он становится раздраженным и сердится по любому поводу.

Главное отличие расстройства от лени — психическое состояние. При упоминании о школе начинается паническая атака.

Основные признаки страха школы:

  • удушье;
  • затрудненное дыхание;
  • повышенное потоотделение;
  • крики, слезы, истерика;
  • мышечная слабость;
  • предобморочное состояние (бледное лицо, головокружение);
  • пониженное давление;
  • ощущение легкой дрожи;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт в области груди и т.д.

Возникают колики в животе, которые сопровождаются тошнотой. Иногда бывает рвота. Боли в голове могут быть такими сильными, что школьник теряет сознание.

Если подобное психическое расстройство не устранить, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Это эпилепсия как следствие частых панических атак.

Самое страшное последствие — возможность сойти с ума. У подростка могут развиваться суицидальные наклонности. Увидев первые признаки того, что ребенок начал бояться учебы, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту.

Болит живот

От страха у ребенка может начаться тошнота и колики

Причины дидаскалейнофобии

Дидаскалейнофобия лишь в редких случаях развивается в результате какой-то одной травмирующей психику ситуации. Ее формированию преимущественно способствует совокупность негативных факторов, воздействующих на психику ребенка регулярно в течение долго периода времени.

Предпосылками могут стать следующие стрессоры:

  • Психологическое давление, издевательства со стороны других детей.
  • Их насмешки.
  • Угрозы физической расправы со стороны сверстников, или наличие таковой.
  • Излишние интеллектуальные и физические нагрузки (например, школа и несколько кружков, спортивных секций).
  • Неприятие ребенка педагогическим составом или одним педагогом.
  • Высмеивание, публичная критика педагогом ребенка перед всем классом.

Высмеивание ребенка в классе, как причина боязни идти в школу

Причиной для развития боязни школы может стать и нетипичное событие или состояние. Известны случаи, когда ребенок переживал, что в его отсутствие с родными случится несчастье, и поэтому старался любыми способами избежать посещения школы, остаться дома. Также некоторые дети из неблагополучных детей начинают чувствовать себя ответственными за тяжелую семейную ситуацию и перестают ходить в школу, считая, что у них есть более важные дела.

Еще по теме:  Как отследить невидимку в Одноклассниках

Тем не менее, посещение школы, успеваемость в учебе, участие в социальной школьной жизни – важнейшие этапы для формирования личности. Разрешить ребенку не учиться нельзя. Поэтому очень важно прислушаться к нему и помочь победить фобию.

Психотерапия

Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.

Арт-терапия

Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:

  • хореография;
  • пение;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • рисование песком;
  • собирание конструкторов;
  • рукоделие и т.д.

Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха. Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры.

Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.

Можно предложить пациенту самому побыть в роли пугающего объекта. Нужно обратить внимание на жесты, мимику, слова, поведение.

Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.

Театральная постановка

Театральная постановка поможет разобраться в причинах расстройства

Когнитивно-поведенческая терапия

Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.

Психотерапевт задает пациенту вопросы:

  • что случится, если ты сходишь в школу;
  • почему ты боишься своих одноклассников;
  • что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
  • что будет, когда ты получишь плохую оценку;
  • кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
  • почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.

Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.

Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
  • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
  • принять участие в школьном мероприятии;
  • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
  • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.

Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал. Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.

Дети рисуют

Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками

Лечение дидаскалейнофобии

Ваш ребенок боится ходить в школу: что же делать в такой ситуации? Прежде всего, необходима доверительная беседа с ним. Но часто дети, особенно младшего возраста, и сами толком не могут объяснить, что именно их пугает, так как не могут объективно посмотреть на ситуацию и выявить причину своих страхов. Поэтому наилучшим вариантом для ребенка будет обращение к квалифицированному детскому психологу.

Регулярные сеансы у психотерапевта помогут школьнику выяснить истинную причину своих страхов, понять, какие именно ситуации вызывают панику. Врач также подскажет, как правильно реагировать на издевательства одноклассников и физическое насилие с их стороны, как грамотно выходить из таких конфликтов.

С помощью психотерапевта ребенок меняет отношение к стрессорам. Например, в ситуации с боязнью остаться вне дома, при тревожности за близких ему помогают освоить специальные психотехники. Они позволяют снизить необъективную тревожность.

Помимо психотерапии может быть применено медикаментозное лечение. Чаще всего маленьким пациентам назначаются легкие антидепрессанты или седативные средства. Благотворное влияние на детскую психику оказывает физиотерапевтическое воздействие – ЛФК, массаж, физиотерапия.

Помощь родителей

Роль родителей в формировании детской психики очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха.

Увидев симптомы дидаскалейнофобии, нужно поговорить, узнать, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка. Задавать вопросы спокойным тоном.

  1. Объяснить ребенку, почему он должен ходить в школу. Сказать, что родители хотят иметь умного сына или дочку. Рассказать о том, что в учебном заведении можно встретить хороших друзей. Обязательно нужно поделиться собственными приятными воспоминаниями. Не стоит говорить, что в школе ожидают только позитивные моменты.
  2. Отводите ребенка в школу. Особенно важно это делать в первых классах, тогда он будет чувствовать себя в безопасности. При прощании обязательно улыбайтесь.
  3. Нужно начать готовить к обучению заранее. Читайте вместе книги, смотрите полезные мультфильмы, учите считать и грамотно отвечать на вопросы.

Частая проблема у школьников — заниженная самооценка. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать ощущение успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником. Накопление негатива приводит к депрессии.

Проблемы детей воспринимайте серьёзно. Даже если родителям проблемы кажутся несущественными, нельзя демонстрировать пренебрежение. Лучше расскажите, какие есть варианты преодоления проблемы.

Как предупредить развитие дидаскалейнофобии?

Фобии успешно лечатся, однако не обходится без последствий. Остаются поведенческие привычки, негативные реакции на некоторые раздражители. Поэтому самое лучшее лечение фобии – это ее предотвращение на ранних стадиях. Не менее важна и профилактика, поскольку практически каждый школьник так или иначе сталкивается со стрессорами в школе.

Даже у учащихся младших классов нередко наблюдается нежелание учиться, отказ делать уроки или общаться с одноклассниками. Такое поведение далеко не всегда говорит о дидаскалейнофобии. Но это – критический момент для ребенка. И в это время ему необходимо понимание, моральная поддержка родителей. Любые замечания, порицания, а уж тем более, родительские наказания он воспринимает, как дополнительный стресс.

Еще по теме:  Как удалить историю звонков в Одноклассниках на Андроид

Стоит помнить: если ребенок не хочется идти в школу, боится, то для этого есть какая-то причина. Профилактика боязни школы как раз заключается в том, чтоб выслушать свое чадо, понять и поддержать его, войти в положение и помочь.

Дидаскалейнофобия - страх школы у ребенка

Позитивная и гармоничная атмосфера дома, понимание и поддержка родителей – лучшая мера по предупреждению детских фобий!

На сегодняшний день многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка идти в школу. Если наши советы оказались вам полезными, поделитесь ими и с другими родителями, нажав на репост под текстом. Вместе мы поможем множеству детей избавиться от боязни школы, справиться с развивающимися тревожными расстройствами.

Источник: mrt-solikamsk.ru

Ребенок боится сверстников

Ребенок боится сверстников

Ребенок играет на детской площадке. А мама в сторонке зорко следит за всем происходящим вокруг него. Вдруг у малыша кто-то пытается отнять игрушку. Ребенок беспомощно оглядывается на маму, и вот она уже спешит на помощь и забирает ребенка с площадки. Знакомая ситуация?

Что такое социальная адаптация

Каждый родитель мечтает для своего чада только о лучшем, считая это вполне заслуженным. Ведь наш малыш самый умный, самый веселый, находчивый, добрый и т.д. И порой мы искренне недоумеваем, как это дети на площадке, а потом и в школе не видят этого, почему у сына или дочери возникают проблемы в общении с ровесниками? И почему дети боятся сверстников?

С самого раннего возраста у ребенка проявляется способность к социальной адаптации – приспособлению к условиям, которые выдвигает окружающая его среда (среда общения и взаимодействия).

На начальном этапе такой средой является семья. Именно она диктует первые условия и требования. Ориентируясь на них, ребенок учится реагировать, взаимодействовать с окружающими его людьми и вырабатывает определенные поведенческие реакции. Если меняются требования, например, ребенок подрос и может что-то делать самостоятельно, то в процессе взаимодействия на новых условиях формируются новые поведенческие реакции. Так постепенно вырабатывается способность ребенка приспосабливаться к изменениям требований среды и продуктивно с ней взаимодействовать (адаптационные механизмы).

К сожалению, любящие родители часто неосознанно закладывают зерна будущих проблем для своего чада. Именно так заканчиваются попытки родителей оградить своих детей от любых проблем. Ребенок чувствует дома любовь, заботу и внимание, он центр притяжения, вокруг которого вращается вся семья.

И в процессе социализации, попадая в другое окружение, например, к сверстникам на детскую площадку, он ждет ровно того же! Он не знает, как заинтересовать сверстников, не понимает, почему ему не уделяют внимание.

Если в этот момент у него кто-то заберет игрушку, толкнет или ударит, у малыша на подсознательном уровне закрепится факт того, что среди детей ему плохо и неприятно, а дома хорошо и уютно. У него нет механизмов взаимодействия в такой ситуации. Ребенок будет всячески избегать общения с детьми. А родители будут сетовать, что ребенок боится дать отпор сверстникам.

Тревожные звоночки для родителей

Ребенок боится сверстников

Как родителям понять, что ребенок опасается сверстников?

Прежде всего, вам необходимо убедиться, что у вас действительно есть причина для волнений. Понаблюдайте за своим малышом. Как он ведет себя в детском саду, в парке или на детской площадке. Отметьте для себя следующие моменты:

  1. Как ведет себя ребенок, когда замечает, что вас нет рядом. Не теряйте его из виду, просто перейдите на другое место. Как часто он проверяет факт вашего присутствия?
  2. Если на игровой площадке или на прогулке в парке много незнакомых ему детей, охотно ли он идет играть?
  3. Пытается ли он влиться в чью-то игру или старательно отстраняется и отвергает все стремления других детей к взаимодействию?

У вашего ребенка есть проблемы с общением, если малыш:

  • с удовольствием бежит на площадку, только когда там нет других детей;
  • отходит от играющих детей подальше и наблюдает за ними со стороны;
  • при попытках других подойти или предложить ему игру – сразу убегает и обращается к вам за поддержкой;
  • играет один, при этом постоянно контролирует ваше присутствие.

Что делать, если ребенок боится сверстников

Если вы убедились, что ваш ребенок нуждается в помощи, начинайте действовать как можно раньше.

Что делать если ребенок боится ровесников?

    Скажите «нет» своей сверхопеке.

Вполне понятно желание родителей защитить своего ребенка от потенциальных неприятностей. Но если малышу ничего не угрожает, а вы будете решать все проблемы за него, он не научится взаимодействовать со сверстниками, не сформирует верные поведенческие реакции.

В школьном возрасте такому ребенку будет очень сложно адаптироваться и к школе, и коллективу. Скорее всего, чтобы помочь ему чувствовать себя комфортно, потребуется помощь детского психолога.

Оцените склонности вашего малыша. Нравится ему рисовать, конструировать или он просто очень подвижный ребенок? Отведите его в тематический кружок. Занимаясь любимым делом в окружении таких же увлеченных детей, ваш малыш быстро найдет с ними общий язык.

Ребенок боится сверстников

Запреты для родителей

Есть несколько «нельзя» для родителей, если их дети испытывают трудности в общении:

  1. Нельзя запугивать ребенка, тем самым вы усугубляете уже существующую проблему. Такие фразы, как «если ты не научишься общаться, то в школе тебе будет очень трудно» категорически запрещены.
  2. Нельзя настаивать на вашем выборе друзей, даже если вы точно знаете, что это прекрасный ребенок. Малыш должен сам определить свой круг общения.
  3. Нельзя обсуждать с кем-то проблемы ребенка, если он находится рядом. Это сильно бьет по его самооценке и вынуждает замыкаться еще больше.
  4. Последнее и самое главное.

Если вы чувствуете, что несмотря на все ваши усилия и попытки, ситуация не изменилась – не откладывайте визит к специалисту в области детской психологии. Проблема нуждается в скорейшем устранении.

Еще по теме:  Как в Одноклассниках поздравить с днем рождения сына

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник: www.proaist.ru

Как перестать бояться людей и стесняться общаться?

Как перестать бояться людей и стесняться общаться?

В 21-м веке число одиночек значимо выросло. Казалось бы, интернет и соцсети должны были объединить весь мир, но иногда это сводится к тому, что человек неплохо ведёт переписку, а вот когда дело доходит до живого общения, начинаются затруднения.

Давайте разберемся, как это преодолеть. Вот 7 привычек человека, который хочет перестать стесняться других людей!

1. Фиксироваться на своих сильных сторонах

Как только дело касается коммуникации, услужливый мозг тут же подкидывает несколько очень ярких образов того, как вы ляпнули в разговоре что-нибудь не то или долгое время не находили что сказать в какой-то очень важной беседе.

Наш мозг очень любит смаковать подобные моменты. На самом деле это его способ защитить нас от предполагаемых опасностей незнакомых ситуаций. Способ древний, основанный на инстинктах. Остаться в пещере и не высовываться.

Нам эти инстинкты нужно немного расшатать – на дворе уже тот самый 21-й век, и надо потихоньку выбираться из пещеры. Поэтому вместо того, чтобы рисовать себе в голове предстоящие ужасы коммуникации, постарайтесь сосредоточиться на своих сильных сторонах. Да, возможно, вы поначалу не очень разговорчивы, но зато очень верный друг и хорошо разбираетесь в музыке. И несколько раз вам удавалось с честью выйти из сложных ситуаций.

Запишите всё это – например, в заметки в телефоне. И каждый раз, когда у вас возникнет желание убежать как можно дальше от беседы в большой компании, откройте их и перечитайте. А после, когда вы вновь победили свой страх, не забудьте новую победу тоже внести в список!

2. Ставить цели

«Если я знаю зачем, я переживу любое как». Ф. Ницше. Старайтесь ставить конкретные цели в общении (и уж тем более в выступлении). Не просто поболтать с незнакомым человеком 10 минут, а узнать три вещи, которые он любит больше всего. Не просто перекинуться парой слов, а обменяться контактами.

Выяснить, чем вы можете быть полезным другому человеку – и чем он может быть полезен вам. Люди обожают, когда их слушают: задайте несколько вопросов, а затем наслаждайтесь потоком информации. И находите общее, то, что вас объединяет. Про то, как задавать вопросы, есть аудиорассказ в канале Школы в телеграме – загляните туда, ссылка есть на главной странице.

3. Вон из зоны комфорта

Из пресловутой зоны комфорта надо выходить. Вот вы оказались в первый раз в сложной ситуации, вам было плохо, вас трясло, вы сильно переживали. Что сделает человек, который стремится быть раскрепощённее? Правильно, он пойдет в подобную ситуацию ещё раз. И во второй раз ему тоже будет непросто. И в третий.

А вот раз в пятый или шестой он (то есть вы) заметит, что, кажется, стало чуть легче. И тогда вы идёте в ещё более сложную ситуацию. И всё начинается сначала. Пять усложняющихся ситуаций – и вот та, первая, уже кажется вам очень легкой. Это и есть путь раскрепощения.

В первый раз трудно всем. Главное начать.

4. «Не смотритесь в зеркало – смотритесь в других людей». А. Шварценеггер.

Люди, которые боятся общаться, зачастую очень сильно сосредоточены на том, как их воспринимают другие люди. Они много додумывают за других — и частенько додумывают неправильно! Так вот, один из способов снизить стресс от общения — это перестать, наконец, думать про себя, а перенести фокус внимания на человека, с которым вы общаетесь. Он нахмурился?

Спросите его, всё ли в порядке, а не наводите у себя в голове панику, что вы ему не понравились! Интерес к другому человеку и забота о нём позволят немного утихомирить собственное беспокойство.

5. Дышать правильно!

У вас такая тревога от общения, что вы начинаете заикаться? Тогда надо начать с того, чтобы научиться правильно дышать – и успокаивать себя через дыхание. О том, какое дыхание правильное, я рассказываю в статье «из чего складывается техника речи» — загляните туда. Так же, возможно, имеет смысл найти хорошего логопеда. Многие логопеды работают не только с детьми, но и со взрослыми, и первое, над чем они будут работать с вами: это всё то же правильное (фонационное) дыхание.

6. Люди думают про вас то, что вы сами позволяете им думать.

Не надо с первых же секунд разговора признаваться в собственной застенчивости. Четкая речь, активное слушание ответов собеседника сделают своё дело. Не бойтесь пауз – они придают речи веса. Пусть люди сложат своё мнение о вас – и уверяю, что оно скорее всего будет гораздо более лестное, чем ваши внутренние ярлыки, которые вы навешиваете на себя.

7. Тренируйтесь!

Коммуникация, к сожалению, не тренируется перед зеркалом. Для этого нужна реальная практика – и весь стресс, с этим связанный. Потому что вне стресса вы наверняка формулируете мысли гораздо легче и элегантнее, чем в ситуации разговора в большой компании незнакомых людей. Поэтому нужно научиться общаться именно в рамках речевого стресса.

На наших занятиях под моим чутким руководством тренировка идёт более эффективно: во-первых, все упражнения тщательно подобраны не только с точки зрения эффективности, но и с точки зрения безопасности и тактичности, во-вторых, обратная связь от тренера и группы позволит вам посмотреть на себя со стороны и увидеть зоны, которые требуют проработки.

Курсов у нас много и они все разные, поэтому можно просто отправить заявку на помощь в подборе тренинга, и я с вами свяжусь.

Источник: krasspeech.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...