В трудные моменты жизни верующие люди обращаются за помощью к Богу. Но человек далекий от церкви не всегда знает, как это сделать. Он и своими-то словами не знает, как помолиться – не то, что подступиться к молитвослову.
Конечно, у каждого свой личный разговор с Богом. Но все же в православной церкви есть учение о том, что такое молитва и как правильно молиться. Мы попросили ответить на эти вопросы настоятеля храма Святого Духа г. Бобруйска иерея Павла Лукина.
– Отец Павел, что такое молитва? Можно ли обращаться к Богу своими словами?
– Молитва – это открытое Богу сердце навстречу Его любви и милости. Так получится в том случае, если у нас есть отношения с Господом. Это похоже на то, как мы общаемся с людьми: если доверяем человеку, то мы делимся с ним самым сокровенным, если нет, то скрываем и прячемся. Первично доверие Богу, а затем уже молитва. Своими словами можно и нужно молиться.
Как лучше молиться дома : вслух или про себя ? Протоиерей Александр Тылькевич
– Зачем молиться Богу, если он знает все наши нужды?
– Да, так и есть. Господь поэтому в Евангелии и призывает нас молиться кратко, потому что Ему и так все известно. Чего Он ждет от нас, так это открытого сердца.
– Если Бог не дает просимого долгое время, стоит ли продолжать молиться об этой нужде?
– Возвращаясь к евангельской истине о том, что Бог уже заведомо знает, что нам нужно, Он все подаст нам в свое время. Главное, учиться быть Его чадом, жить в Его духовной семье. Отец Небесный никогда не оставит просьбы детей своих без ответа.
К тому же у нас есть образец христианской молитвы – «Отче наш». Там все прошения не мелочные, не сиюминутные, а дающие возможность Богу действовать. Если мы просим грубо и конкретно, к примеру: «Господь, дай мне машину», то мы не даем Богу свободы, мы лишь требуем желаемого. В молитве «Отче наш» мы соотносим то, чего хотим мы, с тем, что хочет Бог. Поэтому и получаем просимое.
– Многие люди подают записки в храм о здравии и упокоении родных и близких, но сами не приходят на службу для молитвы, считая, что это уже дело священника. Допустим ли такой подход?
– Этот подход близок к языческому мировосприятию, где есть особые посвященные люди и все остальные. Если человек – чадо Божие, член Церкви, то он сам может и должен молиться за своих близких. Храм – то место, где собираются чада Божии и вместе возносят молитву. Ключевое слово «вместе». Поэтому быть на молитве очень важно.
– Для воцерковленных православных есть правило молиться утром и вечером. Но часто многим мирянам это оказывается не под силу – в итоге времени на молитву не находится совсем. Если человек понимает, что он не сможет каждый день читать утреннее и вечернее правила, можно ли его сократить?
– Господь в 6-й главе Евангелия от Матфея говорит: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Мы не должны стремиться вычитать все. Нам важно открыть свое сердце Богу. На это нужно выделять время. Определите для себя время утром и вечером для молитвы, и пробуйте проводить это время с Господом. Форма молитвы может быть различная.
Правила из молитвослова –один из видов молитвы, причем появившийся относительно недавно. В истории церкви были и другие варианты.
– Можно ли сидя вычитывать молитвенное правило или обязательно стоя?
– Вычитывать молитвы нельзя ни стоя, ни сидя. Нужно молиться от сердца. Стоя или сидя зависит от видов молитвы и состояния здоровья человека. В церкви есть молитвы, где принято только стоять, а есть, наоборот, где предписано сидеть. Будет легче сказать, когда принято сидеть в церкви.
Это кафизмы, т.е. чтение псалмов, также чтение Писания, кроме Евангелия (всегда читают стоя), проповедь. Также по традиции сидя слушают канон на Утрени и в некоторых других случаях.
Если человек сильно устал, то он может сократить свою молитву и искренне помолиться своими словами так, чтобы открыть свое сердце Богу и засвидетельствовать Ему свою верность.
– Общая проблема у многих людей, когда во время вычитывания правила или на церковной службе мысли убегают далеко от смысла молитв. Как с этим бороться?
– Бороться с этим бесполезно, нужно менять в корне отношение к молитве. Это состояние означает, что вы не участвуете в богослужении. Останавливайтесь и пробуйте вернуться к смыслу прочитанного. Когда молитесь в храме, может помочь чтение текста службы по книге. Дома можно остановиться и помолиться своими словами, потом вернуться к тексту.
Принцип христианской молитвы: кратко, но внимательно.
– Можете рассказать какие-то случаи, когда вы понимали, что ваши молитвы услышаны?
– В моей жизни это присутствует постоянно. Каждая моя просьба, даже внутреннее воздыхание уже имеет ответ от Бога. Главное, надо знать, в чем состоит воля Его по отношению к миру, к человеку и лично к моей жизни. Тогда станет ясно, о чем просить, и будет ожидаемый ответ.
Из последнего вспоминается мое опасение, что нашей семье не хватит средств дожить до конца месяца. И даже мысль об этом уже стала явной для Бога: буквально в этот же день он послал помощь, причем, ровно столько, сколько нужно.
Воля Божия есть о каждом человеке. Чтобы ее выявить, нужно читать Евангелие, искренне и открыто молиться, общаться со старшими в церкви, с более опытными христианами – через них Господь часто многое открывает. Думаю, самое главное чего хочет Господь для каждого из нас – это чтобы мы, его дети, были собраны все вместе в Церкви как в Его духовной семье.
На эти же вопросы отвечает иерей Трехсвятительского храма г. Могилева отец Владимир Котов: «Подавая записки с именами в храм и не утруждая себя помолиться за человека, вы проявляете безразличие».
Источник: bobruisk.ru
Алексей Ильич Осипов
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Правильной называется та молитва, которая совершается, прежде всего – со вниманием. Прежде всего! Молитва без внимания – не молитва! Это пустозвонство! Это, простите, болтология.
Это, как пишет один из святых, оскорбление Бога! Когда человек бормочет или поет слова молитвы, а сам не молится.
Итак, первое: внимание. Второе условие: покаяние. Я молю, а о чем я молю? О чем может молиться человек, глубоко больной? Он весь должен быть направлен на то, чтобы излечиться. Не правда ли?
Ну, конечно! О чем больной человек будет молить врачей? Помогите исцелиться! Так вот и молитва должна быть такой, потому что мы все – глубоко больны. Ведь нас не тронь ни с какой стороны – настолько мы больны!
Мы не можем не осуждать, не завидовать, не жадничать, не гордиться, не тщеславиться – мы ничего не можем! Поэтому – есть о чем молиться.
Итак, условия молитвы: внимание, благоговение и покаяние. Это три важнейших условия, при которых только – молитва может быть молитвой. Если этого нет – происходит самообман. И кстати: почему мы живем и зачастую не чувствуем никаких изменений? Причина простая: не молимся. «Как? Я хожу в церковь!» Ходишь, а что проку?
Совсем не молимся! Вот где беда! Дома – не молимся, в храм придем – опять не молимся. Какой-то жуткий самообман! Сколько времени проводим в храме!
Вы посмотрите, сколько записок подается? А сколько раз помолились? Сколько раз сказали от всей души: «Господи, помилуй меня!» Это катастрофа! Мы подменили молитву внешней ее формой. И она убивает человека.
Всю жизнь – православный и… Никакого православия нет!
Во время литургии, когда песнопения понятные и когда дьякон произносит, например: «Господу помолимся…» – и надо помолиться: «Господи, помилуй!» Если же поют что-то непонятное, то кто мешает нам заниматься великой, священной молитвой, завещанной святыми отцами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» Надо обязательно приучать себя к этой молитве! Тот, кто начнет это делать, очень скоро увидит, что служба будет пролетать – и не заметишь как!
Понуждать себя надо! Без труда – не вынешь и рыбку из пруда. Надо учиться молиться, и обучение надо начать с самой краткой молитвы: «Господи, помилуй!» – и произносить ее с полным вниманием, покаянием и благоговением. Можно же во время службы попытаться произнести эту краткую молитву хотя бы несколько раз? Это надо делать!
И тот, кто станет на этот путь и постепенно будет в этом упражняться – какое благо принесет он своей душе!
Источник: elitsy.ru
Как правильно молиться — какие молитвы слышит Бог?
С момента сотворения мира, человек нуждался в общении с Богом. Что такое молитва? Как правильно молиться? Молитва и магическое заклинание одно и то же? Об этом поговорим в сегодняшней статье.
Молитва – это разговор между человеком и Богом, Богородицей или святыми. Это словесное выражение сокровенных чувств, надежд, благодарности, просьб. Кроме того, это совокупный живой опыт многих поколений христиан общения с Богом.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о молитве так:
«Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу – молитва».
Молитва и заклинание – одно и то же?
Многие невоцерковленные люди считают молитву словесной формулой, которая сама по себе избавляет от бед. Однако такое мнение неверно. Следует отличать христианскую молитву и разного рода магические заклинания.
Заклинания – это прежде всего установка, целью которой является получение конкретного результата (выздоровление, любовь, благополучие и т.д.). При помощи заклинаний человек пытается любым способом получить желаемое, которое он четко себе представляет. Для заклинания слова и их последовательность важны сами по себе.
Православие вкладывает совершенно иной смысл в понятие молитвы. Цель молитвы – радость от общения с Творцом и его святыми. Молитвы, которые мы видим в молитвословах – это пример того, как молились святые.
Какой должна быть молитва
Господь Иисус Христос дал нам образец молитвы:
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:7-13).
Эта молитва называется Молитвой Господней.
Архимандрит Софроний (Сахаров), рассуждая о молитве, писал:
«Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием».
Святой Паисий Святогорец, живший в прошлом столетии, говорил:
«Молитва – это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа. Ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении. Потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом».
Христианское учение о молитве
Молитва является неотъемлемой частью жизни христианина. Благодаря общению с Богом, человек может понимать правильность своих действий. Молитва является компасом христианина.
Митрополит Илларион (Алфеев) пишет:
«Услышать Бога, почувствовать в Нем Отца, ощутить Его присутствие в Своей жизни — вот что является подлинной целью молитвы. Ответ Бога на молитву может приходить в самых разных формах. Но никогда искренняя и сердечная молитва христианина не остается без ответа».
О значении молитвы, ее цели и значимости говорят многие святые во все эпохи христианства. Как нужно молиться? Со вниманием, умом, анализируя свою жизнь – так учит преподобный Паисий Святогорец:
«– Геронда, святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва – это «суд до суда».
– Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда молитва есть «суд до суда».
Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствую, – спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил?»
– Геронда, что нам помогает находиться в постоянном общении с Богом?
– Очень помогает внутренний душевный мир.
Когда душа в порядке, молитва сама движется. Поэтому не держи в себе ни на кого зла. Если имеешь на кого-либо неправый помысел, исповедай его игуменье. Прогони также и всякий другой неправый помысел, приводя вместо него добрые помыслы. Благими помыслами очищается путь и молитва идет легко».
Виды молитв
Богатый опыт христианской жизни, выраженный в учении Святых Отцов, позволяет выделить несколько видов молитвы.
Хвалебная молитва
Святитель Василий Великий учит нас прежде просьб к Господу о чем-либо, обратиться к Создателю со словами прославления:
«Молясь, не вдруг приступай к прошению… Начни славословием все Сотворившего».
Свои молитвы к Отцу Иисус Христос начинал с прославления Имени Отца Небесного:
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10:21).
Подражая Своему Учителю, апостол Павел призывает нас молиться «единодушно едиными усты славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6).
За богослужением читается 103-й псалом царя Давида, который является одним из образцов хвалебной молитвы. В нем восхваляется Господь, как Премудрый Творец и Создатель.
В Церкви распространены хлебные тексты – акафисты. Это песнопения, которые прославляются Господь, Божия Матерь или святые.
Просительная молитва
Просительная молитва – обращение к Господу со своими просьбами и нуждами. Мы можем просить о здоровье душевном и телесном.
«Кто никогда не приносит Богу прошений, тот мало верует в Его благодать и силу, или совсем не верует», – говорит святитель Филарет (Дроздов).
Зачем что-то просить у Господа, ведь Он и так знает, что нам нужно? Сотворив нас свободными, Господь ждет нашего свободного обращения к Нему. По словам святых, «хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может».
Архиепископ Аверкий (Таушев), толкуя евангельские слова «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» (Мф: 7: 7-7), говорит:
«Господь учит постоянству, терпению и усердию в молитве. Истинный христианин, помнящий наставление Господа «Ищите же прежде Царства Божья и правды Его» не станет домогаться получения чего-либо суетного, вредного для спасения души. А потому может быть уверен, что по молитве его дано и отворено будет ему. Как и обещает Господь тому, кто будет усердно молиться».
В Новом Завете мы видим, о чем просил Своего Небесного Отца Сам Иисус Христос. Вспомним эпизод моления в Гефсиманском саду:
«И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).
В церковном богослужении мы встречаем немало просительных молитв: ектении, молитвы («Спаси, Боже, люди Твоя..»).
Покаянная молитва
Каждый человек ошибается и нарушает заповеди. Чтобы вновь обрести духовную чистоту, необходим покаянный плач о своих грехах. Ведь грехи – это главное препятствие к святости.
Внешне покаянная молитва похожа на просительную. Однако их смысловое наполнение всё-таки различается. Если в просительной мы ищем земных благ, то в покаянной просим прощения грехов.
Покаяние – главная тема в проповедях Иоанна Предтечи. Именно со слов «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17) начинается проповедь Ииуса Христа.
«Увещеваю, прошу и умоляю чаще исповедоваться пред Богом, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Не на позорище пред подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему».
Большое количество покаянных молитв содержится в Покаянном каноне, Последовании ко Святому Причащению, молитвах перед Исповедью, а также Покаянном каноне Андрея Критского.
Благодарственная молитва
Господь – источник наших благ. Именно благодаря Его Милости мы получаем все, что необходимо для нас. Естественным следствием любви человека к Богу является благодарность.
«Кто не приносит благодарений, – говорит святитель Филарет Московский, – тот оказывает небесному Подателю всех благ такую несправедливость, которая и между человеками в отношении к земным благодетелям осуждается и наказуется общим презрением».
За что должно благодарить Господа? Церковь учит нас благодарить не только за то, что имеем и получили по молитвам. Но и за то, что нам не дано, верую, что все происходит по Воле Божьей для нашего блага.
Самое важное богослужение Православной Церкви Евхаристия переводится как «благодарение». Благодарение Богу встречается в последовании Благодарственного молебна, молитв после причастия Святых Христовых Тайн.
Ходатайственная молитва
Просить не только о себе, но и ближнем призывает нас Господь. Поэтому мы можем и должны молиться за своих родных, друзей и даже врагов. Особенно Церковь призывает нас молиться за земных правителей.
Эта церковная традиция основана на призыве апостола Павла:
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте…» (1 Тим. 2:1-2).
Как правильно молиться Богу
Молитва Богу – это самый важный разговор в нашей жизни. Соответственно, мы должны иметь представление о том, как правильно это делать. Очень важно наблюдать за своей душой, не отвлекаться, собрать в порядок тело, душу и дух.
Протоиерей Андрей Ткачев рекомендует перед началом молитвы помнить следующее:
«Нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову, – а потом подниматься в воздух уже самому – время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда.
Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца.
Только своими словами молиться – опасно, а только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться».
Святой Паисий Святогорец учит простой нас простой молитве:
«Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
О правильности молитвы
Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил нас молиться постоянно, то есть всю жизнь сделать молитвой к Богу, всем сердцем желая соединиться с Ним:
«Бог есть Истина: и молитва моя должна быть истинна, как и жизнь. Он есть свет: и молитва моя должна быть приносима в свете ума и сердца. Бог есть огонь: и молитва моя, как и жизнь, должна быть пламенна. Бог всесвободен: и моя молитва должна быть свободным излиянием сердца. Какое богатство духа человеческого: только помысли он сердечно о Боге, только пожелай сердечного соединения с Богом, и Он сейчас с тобой и ни стены дома, никакие заклепы темниц, ни горы, ни пропасти не воспрепятствуют этому».
Молитва в храме
Особенное внимание Святая Церковь уделяет молитве в храме или церковной молитве. Господь Иисус Христос учит нас соборной молитве, говоря «Там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них» (Мф. 18:20).
Во время церковной молитвы, называемой богослужением, осуществляются Таинства. Так, например, во время Божественной Литургии происходит Таинство Евхаристии. Церковные Таинства могут совершаться только священнослужителем.
Красота общей молитвы заключается еще и в том, что люди вместе молятся Богу об одном, и каждый друг за друга, тем самым объединяясь в Церковь Христову.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пишет: «Как домашняя, так и церковная молитва в храме, безусловно, должна быть. Святитель Феофан Затворник говорит, что к внутренней молитве приучает внешняя молитва. Сначала листья, потом плоды, то есть человек приучается быть в атмосфере богослужения».
Как правильно молиться: главные православные молитвы
Святой преподобный Серафим Саровский говорил, что каждому человеку по утрам, в обед и перед сном необходимо читать:
— молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы;
— песнь «Богородице Богородице Дево», радуйся также трижды;
— «Символ Веры» единожды.
В течение дня же святой рекомендует молиться словами Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
«Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».
Молитва Господня «Отче наш»
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Богородице Дево
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших.
Символ Веры
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
Источник: pravoslavium.ru