Для ребенка-школьника школьная жизнь — это огромная часть его жизни, в которой иногда происходят ссоры, конфликты, недопонимания. Рассматривая тему школьных конфликтов, не важно со сверстниками или учителями, начать нужно с того, что с такими ситуациями сталкиваются далеко не все дети. Так называемые «среднячки» очень редко оказываются замешаны в конфликтные ситуации, они достаточно хорошо учатся, в целом прилежно ведут себя и у педагогов к таким детям практически отсутствуют какие-то претензии. В эпицентре ссор и недопониманий чаще оказываются дети из двух других категорий — это достаточно активные, «темпераментные» школьники, и, напротив, робкие, тихие, неуверенные в себе, застенчивые дети. Чаще всего, конфликты происходят именно между ними.
23 апреля 2022 Бахтина Софья Эдуардовна
Содержимое публикации
«Как вести себя родителям, если у ребенка проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками?»
Ребенку всю жизнь жить с разными людьми по жизни.
Новенький в классе. Как влиться в новый коллектив? | Психология TutorOnline
Если он не научится с ними общаться в детстве, он не освоит это никогда.
Для ребенка-школьника школьная жизнь — это огромная часть его жизни, в которой иногда происходят ссоры, конфликты, недопонимания. Рассматривая тему школьных конфликтов, не важно со сверстниками или учителями, начать нужно с того, что с такими ситуациями сталкиваются далеко не все дети.
Так называемые «среднячки» очень редко оказываются замешаны в конфликтные ситуации, они достаточно хорошо учатся, в целом прилежно ведут себя и у педагогов к таким детям практически отсутствуют какие-то претензии. В эпицентре ссор и недопониманий чаще оказываются дети из двух других категорий — это достаточно активные, «темпераментные» школьники, и, напротив, робкие, тихие, неуверенные в себе, застенчивые дети. Чаще всего, конфликты происходят именно между ними. Также к активным школьным «непоседам» всегда очень много претензий со стороны учителей.
То, как ребенок ведет себя в школе, определяется стилем воспитания в семье, в которой он растет, его темпераментом, характером, педагогической системой, выстроенной в школе, и, непосредственно, личностью самих педагогов.
Очень распространенной ошибкой родителей является инфантильное отношение к школьному обучению, которое они прививают и передают своим детям — это установка «в школе всему научат». И речь здесь идет не об интеллектуальных знаниях, которые, конечно же, даются педагогами в школе, а о морально-этических и поведенческих качествах ребенка.
Их в школе не формируют, а точнее, формируют достаточно поверхностно. Они формируются в семье, в которой ребенок растет. Многие родители именно так и говорят: «Пойдет в школу, там его воспитают», «Учителя тебя научат как себя вести». Но, не стоит забывать, что ребенок идет в школу в возрасте 6-7 лет, тогда, когда его характер уже практически сформирован.
В процессе жизни он будет меняться, трансформироваться под различными внешними и внутренними воздействиями, но не так кардинально, как это происходит в первые 6-7 лет жизни человека. Такая незрелая установка родителей очень часто приводит к школьным конфликтам именно с учителями.
Мамы и папы достаточно часто пытаются «спихнуть» на учителей свою основные функцию — воспитывать ребенка, прививать ему некую систему правил, ценностей, ограничений и поощрений. Если в такой ситуации возникает конфликт, родителям в первую очередь необходимо начать с себя, пересмотреть свое поведение, отношение к ребенку, понять, почему они избегают выполнения своих обязанностей по воспитанию. Но, к сожалению, как показывает практика, мамы и папы в таких семьях очень редко обращают взгляд на себя. Им легче обвинить либо педагогов, либо самого ребенка. Ребенок под гнетом родительских претензий, начинает вести себя еще хуже.
В такой ситуации есть еще один «подводный» камень — обесценивание авторитета педагога в глазах ребенка. И в этом случае поведение и успеваемость также будут снижаться.
Что же касается конфликтов со сверстниками, здесь родителям также важно найти некий баланс между собственным гиперконтролем над конфликтной ситуацией и полным невмешательством в нее.
Ссоры и конфликты между детьми — это не нечто выходящее за рамки нормы. В процессе ссоры и дискуссии, дети учатся отстаивать свою точку зрения, испытывают себя на смелость, пытаются самоутвердиться. Родителям не всегда нужно вмешиваться в такие ситуации. Если мама и папа пытаются полностью отгородить ребенка от внешнего мира, людей и ситуаций, он вырастает робким и зависимым.
Образно говоря, защищая ребенка от всего на свете, родитель помещает его в искусственно созданный «эмоциональный колпак». При этом ребенок не учится взаимодействовать, самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. Особенно это касается мальчиков. Многие родители необоснованно паникуют из-за ссор и иногда драк, в которых участвует сын.
Но, мамам и папам стоит понимать, что такие этапы в развитии ребенка являются инициирующими, то есть посвящающие мальчика в подростка, а затем в юношу. Здесь, конечно, важно понимать, что речь не идет о необоснованной агрессии, и если ваш ребенок, не важно мальчик это или девочка, бросается с кулаками или оскорблениями на всех окружающих — это нормой далеко не является. Точно также вариантом негармоничного развития являются те ситуации, когда ребенок не умеет защитить себя. И в том и другом случае родителям важно разобраться почему так происходит, какая ситуация, черты ребенка или черты родителей, обстановка в семье провоцируют такое поведение.
Не только гиперопека может быть большой ошибкой в ситуации конфликта ребенка со сверстниками, но и полное отстранение родителей. Это те печальные случаи, когда ребенка жестоко избивают или издеваются над ним морально (чаще всего дети более старшего возраста), а родители при этом игнорируют серьезность ситуации.
Многие из них заканчиваются весьма трагично — физическими, психологическими травмами, смертью или суицидом. В этой ситуации родители обязаны незамедлительно вмешаться в конфликт, привлечь к разговору родителей детей-агрессоров, полицию и тд. Но в любом случае, мамам и папам важно помнить, если ребенок попал в такую ситуацию необходимо понять почему это произошло.
Почему толпа выбирает именно его, есть множество случаев, когда ребенок несет на себе «печать» жертвы. К нему всегда и везде пристают, его бьют и дразнят. Такой анализ нужно начинать с выяснения семейной ситуации: научили ли этого ребенка защищаться, подготовили его к этому и внутренне, и внешне; дают ли ему право защищать себя в рамках семьи, или его постоянно подавляют мама или папа, «затыкают» рот; поддерживают ли они его в конфликтных ситуациях, или вселяют чувство неуверенности и слабости.
В подобных случаях, важно трезво оценивать ситуацию. Сейчас в нашем обществе процветает феномен так называемого «детоцентризма». Когда родители просто поклоняются собственному чаду. При этом, не разбираясь в ситуации, они всегда занимают его сторону. В том числе в конфликтах с педагогами и сверстниками.
Для того, чтобы понять конфликт необходим трезвый взгляд. Иначе, постоянная необоснованная защита ребенка будет формировать в нем только эгоизм и эгоцентризм. В конечном счете, при таком воспитательном подходе, ребенок перестанет уважать не только педагогов, но и самих родителей.
Если мама и папа пришли к выводу, что в конфликте виновен ребенок, то с ним нужно обговорить этот момент. Ни в коем случае разговор не должен быть «публичным», при нем не должны присутствовать сверстники, другие посторонние люди. В таких ситуациях родителям важно не стыдить ребенка, не угрожать ему и не манипулировать, а поговорить о его поступках. «Не ты плохой, а твой поступок плохой» — это важное правило, которым должны пользоваться родители в разговоре со своими детьми.
Разберем ситуации.
«Меня обидел одноклассник»
Вмешиваться? Нет. Чем помочь: В первую очередь — поговорить. Выяснить, из-за чего весь сыр-бор. Успокоить. Если это затянувшаяся история и ситуации повторяется из раза в раз, присмотреться к поведению своего ребенка.
Объяснить, что любая проблема требует решения. Иногда для этого надо просто пошутить, иногда — решительно ответить, а иногда — дать агрессору в лоб.
— Когда конфликтуют две равные стороны, бросаться на защиту своего ребенка ни к чему. Вообще, есть универсальное правило: ребенок чувствует себя намного комфортнее, когда точно понимает, что у него за спиной есть надежная опора — родители, но при этом мама и папа особо ни во что не вмешиваются, только в самом экстренном случае. Часто достаточно подсказать слова или показать пару приемов для разрешения конфликта.
«Меня обидел старшеклассник»
Вмешиваться? Да. Чем помочь: Придти и поставить агрессора на место. Силы не равны, ребенок может пострадать физически, получить серьезную душевную травму. Это как раз тот случай, когда без помощи мамы (а еще лучше — папы) проблему не решить.
«Меня весь класс обижает»
Вмешиваться? Да! Чем помочь: Надо принимать меры, причем весьма оперативно. Выстоять в одиночку против целой толпы очень трудно. Если ребенку отвели в классе роль «чучела», есть огромная вероятность развития психических проблем в будущем.
Но прежде, чем действовать, надо попытаться понять причины. Для этого стоит сначала поговорить с классным руководителем.
«Меня обидели во дворе»
Вмешиваться? Только при угрозе жизни и здоровью. Чем помочь:Спокойно обсудить ситуацию, попытаться понять, в чем причина конфликта, надо ли его решать или от него можно просто уйти. Например, не играть с тем конкретным мальчиком (или девочкой), с которым мирное общение не получается. Или сменить «дворовую» компанию.
Но, вообще, в последние годы агрессия в обществе сильно возросла, в том числе и среди детей. Тут очень важно почувствовать ситуацию. Если ребенок может справиться с ней сам — то надо не мешать, поддержать советом и дать почувствовать, что за ним, идущим отставить свои права, есть мощный тыл — его семья.
В каждой семье своя культура, традиции, свое отношение к жизни и к религии, поэтому ни я, ни любой другой психолог не сможет дать единственно верный совет, как вести себя в той или иной ситуации. Но то, о чем мы говорим, можно считать условно «нормальным» поведением родителя, который по-настоящему заботится о своем ребенке.
Педагоги и психологи обращают внимание, что ребенку совершенно необходимо научиться самому справляться с возникающими конфликтами. Из парня, который никогда не дрался, трудно будет вырастить мужчину, готового отвечать за себя, свою семью, страну, наконец. Не пережив конфликтные ситуации в детстве, не научившись с ними справляться на этом уровне, он просто не поймет, как вести себя в той или иной обстановке.
Источник: www.art-talant.org
Этикет во 2 классе
Этикет – общепринятые правила и нормы поведения между людьми в обществе. Это, если можно так сказать, костяк, на котором держится общество. Каждый член социума старается соблюдать все правила хорошего тона. Уважительное отношение к окружающим понадобится везде – в садике, в школе, в ВУЗе, на работе, в общении с друзьями.
Ни один человек не сможет ужиться в обществе без знаний правил приличия. Если кто-то не знает, как нужно вести себя в обществе, он начинает нервничать, смущаться и чувствовать дискомфорт. Дети очень быстро осваивают информацию, которую они получают. Поэтому правилам этикета нужно учить детей с самых младших классов. Специально для этого были разработаны правила хорошего тона, основ поведения и тонкости манер для школьников.
За вами смотрят
Родители, следите за собой. В первую очередь, дети берут пример именно с вас. Они, практически, копируют ваше поведение, манеру общения и жестикуляцию. Отец и мать – наглядный пример для ребенка, как нужно себя вести и разговаривать. Родители должны это понимать и вести себя должным образом.
Следовательно , если дети видят перед собой пример хорошего поведения, они будут стремиться быть такими же. Не нужно навязывать детям скучные нравоучения.
Школа – это не только уроки

Переступив порог школы, ребенок сразу попадает в другой мир, где существуют строгие правила поведения и соблюдать их должен каждый. Эти правила созданы для того, чтобы процесс обучения для учеников был приятным и комфортным. Если для первоклассников могут быть исключения и поблажки, то второклассники уже знакомы со всеми нормами поведения в школе и к ним отношение немного строже.
В школьном коридоре нельзя бегать и кричать. Стоит запомнить, что в помещениях (если это не спортзал ) не бегают! Это считается дурным тоном и признаком невоспитанности.
Каждый уважающий себя школьник должен уважать и труд уборщиц. При входе в здание школы следует протереть подошву обуви об половик, который стелется у входа. Таким образом, ученик показывает, что он ценит и уважает труд школьного персонала. Это показатель воспитанности ребенка.
Как нужно вести себя с учителем?
К учителю всегда нужно относительно с уважением, ведь это тот человек, который делится с ребенком многолетним опытом и знанием. Ни в коем случае нельзя перебивать преподавателя, хамить и паясничать. Второклассник уже должен понимать, что педагог делает замечание не потому, что хочет обидеть ребенка, а потому что хочет, чтобы ребенок больше не допускал таких ошибок. Родителям стоит объяснить это ребенку, ведь большинство детей воспринимает замечание учителей, как говорится, «в штыки». Ребенок должен знать, что вежливое общение с преподавателем всегда идет на пользу.
Если учащийся опоздал на занятие, обязательно нужно постучаться в дверь, не входя в кабинет ученик должен извиниться за опоздание и попросить разрешения сесть на свое место. Преподаватель может потребовать назвать причину опоздания. Ребенок в праве сказать, что расскажет о причине после урока.
Что делать, если ученик не понял материал?
В таких случаях, ребенку нужно подойти после уроков к учителю и рассказать о своей проблеме. Любой учитель это оценит, ведь ученик показывает, что он заинтересован предметом. Если ваше дите стесняется сказать об этом преподавателю, он должен сказать это вам, а вы, в свою очередь, должны и обязаны объяснить эту тему. Не важно какими способами.
Главная цель – ребенок должен освоить материал. И ни в коем случае нельзя ругать ребенка за незнание. Это чревато тем, что ребенок вообще ничего не будет вам рассказывать из-за чувства вины и страха.
Как вести себя с одноклассниками и другими учащимися?
Следует относиться ко всем учащимся с уважением и внимательностью. Дети в таком возрасте очень ранимые. Любая критика, насмешка или издевка оставит неизгладимый след в подсознании ребенка. Никогда не следует обижать и смеяться над ребенком, который младше или слабее. Это не правильно и не красиво.
Так ведут себя только невоспитанные дети, которым родители не говорили, что младших и слабых нужно защищать. Защита слабых даст больше уважения, чем насмешка над ними.
В школе могут быть дети с дефектами речи, со шрамами на лице или инвалидностью. Второклассник должен знать, что смеяться над такими детьми – очень плохо. Даже при разговоре с ними, неприлично делать акцент и обращать внимание на их недостаток.
Как сглаживать конфликты?
Ученик никогда не должен быть инициатором. В конфликте нет правой стороны. Оба участника ребенка считаются виноватыми. Поэтому, в таких ситуациях нужно просто сказать фразу, которая сразу сглаживает ситуацию – «Хорошо, давай каждый останется при своем мнении. Если тебе что-то нравится, я не имею права критиковать это и навязывать свое мнение».
Таким образом, в такой ситуации не будет «проигравшей» стороны. Оба ребенка останутся довольны и останутся при своем мнении.
А если ребенок стал свидетелем драки, нужно обязательно сообщить об этом учителю. Стоит забыть слово «ябида». В данной ситуации здоровью ребенка угрожает опасность и задача каждого ученика – доложить об этом взрослым.
Что делать, если ученик плохо себя чувствует?
В таких случаях не нужно терпеть и ждать, пока учитель это заметит. В школьной практике, практически всегда, о плохом самочувствии ребенка говорит его сосед по парте, а не сам ребенок. Это связано с тем, что ученик не хочет привлекать лишнего внимания к себе и срывать урок.
Следует просто поднять руку и сообщить о своей проблеме. «Извините пожалуйста, я плохо себя чувствую, у меня сильно болит голова/живот. Можно мне в медпункт? » – примерно так это должно звучать с уст учащегося. В 100% случаев преподаватель отпустит ученика и попросит соседа по парте сопроводить его к школьному врачу.
Если состояние ребенка не становится лучше, то классный руководитель или учитель обязательно позвонит родителям учащегося и оповестит о состоянии здоровья их ребенка.
Что делать, если сломал школьное имущество?
Если так случилось, что ученик испортил школьное имущество, следует сразу об этом сказать учителю. Нельзя скрывать и утаивать содеянное. Учитель не будет ругать, бить или наказывать. Он обязательно оценит честность и ответственность. Преподаватель сообщит родителям учащегося о случившемся, а родители, в свою очередь, восстановят испорченное имущество.
Но чтобы впредь такого не повторялось, ученик должен уметь себя вести и быть максимально аккуратным. Потому что это имущество школы.
Источник: etikket.ru
Правила поведения учащихся в школе (классе)
![]()
Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников. Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения.
- Права школьника
- Школьные правила поведения в раздевалке
- Правила поведения на уроке
- Как вести себя на перемене
- Правила поведения школьников в столовой
- Как должен вести себя ученик в школьной библиотеке
- Поведение учащихся на школьном дворе
- Установите «Правила ученика» в первый же учебный день
- Постарайтесь не читать нотаций нарушителям дисциплины
- Сами выполняйте установленные в школе правила
- Не отступайте, если ребенок продолжает нарушать школьные правила
- Найдите способы мотивировать на хорошее поведение учащихся в школе
Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома.
Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться.
Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.

Права и обязанности школьника
Права школьника
Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.
Права ребенка в школе:
- В первую очередь, все дети имеют право на бесплатное образование. Чтобы донести до детей важность этого права, можно рассказать им об эпохе Средневековья, когда образование было уделом знати. Теперь же у каждого есть возможность получить качественное образование и развить свой потенциал.
- Из предыдущего права ученика вытекает следующее: школьники вправе посещать занятия даже в том случае, если они не подготовлены к уроку или явились с опозданием. Учитель может лишь сделать школьнику замечание, но выгонять его с урока запрещено, ведь так учитель отнимает у ребенка право получать знания. Если же такое произошло, ученик может пожаловаться директору школы.
- Кроме того, каждый школьник имеет право на дополнительную помощь учителя. Бывает, что новый материал оказался для ученика слишком сложным, или же ученик пропустил несколько уроков по болезни. В таких случаях любой школьник может обратиться к учителю за помощью.
- Также ученики имеют право получать оценки исключительно за свои знания и умения. Если учитель нарушает это право, ученик со своими родителями может пожаловаться директору школы.
- Школьники могут не ходить на факультативные занятия. Они не входят в обязательную программу министерства образования, а вводятся внутри школы, поэтому учащиеся могут посещать их по своему желанию.
- Также школьникам не обязательно сдавать деньги на различные нужды школы, если они учатся в государственном учреждении. Классный руководитель вправе посоветовать родителям сдать деньги, но заставлять их он не может.
- Наконец, ученики могут не принимать участие во всякого рода субботниках, так как принудительный труд несовершеннолетних запрещен законом. Поэтому учеников могут попросить поучаствовать в подобных школьных мероприятиях, но не превращать это в вынужденный труд.
Поговорив о правах школьников, можно переходить и к их обязанностям. Правила для учащихся школы довольно многочисленны и могут иметь свои варианты в том или ином образовательном учреждении, поэтому здесь будут приведены основные.

Школьные правила поведения в раздевалке
Как театр начинается с вешалки, так и культура поведения в школе с умения правильно вести себя в гардеробе.
Правила поведения для учащихся в школьном гардеробе следующие:
- Перед занятиями ученикам нужно снять верхнюю одежду, занять свое место в классе и приготовиться к уроку. Чтобы все это успеть, школьники должны приходить в школу, по крайней мере, за 10-15 минут до начала первого урока.
- В гардеробной нужно вешать верхнюю одежду на вешалки своего класса. Верхнюю одежду нужно вешать на крючки за петли.
- В школе нужно ходить в сменной обуви, и для нее с собой нужно иметь специальный мешок для обуви.
- Ученикам не следует приносить в школу игрушки и прочие вещи, не касающиеся учебы.
- Не следует оставлять никаких вещей в карманах верхней одежды.

Правила поведения на уроке
Поведение на уроке и успеваемость находятся в прямой зависимости друг от друга. Поскольку дети приходят в школу за знаниями, не нужно на уроках отвлекаться на разговоры со своим соседом по парте. Для этого есть перемены или время после уроков.
Также необходимо помнить, что на освоение нового материала отводится определенное количество часов, поэтому не стоит пропускать занятия, особенно без уважительной причины, чтобы не отстать от программы.
До урока, во время и после него необходимо соблюдать следующие правила поведения в классе:
- На уроки нужно приходит вовремя.
- Все школьные принадлежности, которые понадобятся для урока, нужно подготавливать заранее.
- Ученики должны вставать, когда учитель входит в класс, чтобы поприветствовать его.
- Нужно сидеть тихо, внимательно слушая учителя.
- Если ученик хочет спросить что-то или ответить, нужно не кричать с места, а поднять руку.
- Ученики не должны подсказывать правильные ответы одноклассникам, а также перебивать отвечающих.
- Когда учитель вызывает ученика, тот должен отвечать четко и ясно, стараясь наиболее полно выражать свои мысли.
- Записи в тетрадях нужно делать аккуратным и четким почерком.
- Нельзя списывать. Это некрасиво и нечестно.
- Если ученику вдруг понадобилось выйти во время урока, необходимо сначала спросить на это разрешение у учителя.
- Когда прозвенит звонок с урока, ученики не должны срываться со своих мест. Как известно, звонок – для учителя. Нужно дождаться, пока учитель закончит свой урок и задаст домашнее задание, которое всем ученикам необходимо записать в свои дневники.

Как вести себя на перемене
Во время перемены школьники могут немного отдохнуть от занятий, пообщаться со своими одноклассниками и приготовиться к следующему уроку. Однако не стоит в это время переворачивать школу с ног на голову.
Поведение в школе во время перемены регулируется следующими правилами:
- Ученики могут идти на перемену только после разрешения учителя.
- На перемене дежурным следует подготовить класс к следующему уроку: вымыть доску и проветрить кабинет.
- Во время перерыва между уроками ученики должны вести себя культурно и дисциплинированно.
- Нельзя портить имущество школы.
- На перемене дети могут пообедать в школьной столовой. Однако не стоит есть на ходу в коридоре или в классе.
- Ученикам следует уступать дорогу учителям и пропускать их в дверях.

Правила поведения школьников в столовой
Не все дети регулярно обедают в школьной столовой, но тем не менее время от времени ходят туда, например, чтобы купить булочку. Поэтому каждый школьник обязан знать в том числе и то, как вести себя в школьной столовой.
Правила поведения учащихся в столовой:
- В столовой есть расписание обедов для каждого класса. Поэтому следует ходить на обед согласно этому графику. Это сделано для поддержания порядка.
- Находясь в очереди, нельзя толкаться и пытаться пройти впереди других.
- В столовой нужно придерживаться общепринятых правил этикета.
- Нельзя разговаривать с набитым ртом. Вообще, лучше обедать молча.
- Не нужно выказывать свое недовольство блюдом, которое подали на обед.
- Закончив обедать, необходимо убрать за собой посуду.

Как должен вести себя ученик в школьной библиотеке
Иногда школьникам необходимо обращаться в библиотеку, чтобы найти нужную информацию для подготовки домашнего задания.
В библиотеке любой школы установлены следующие правила для школьников:
- Нельзя шуметь, чтобы не мешать учителям и другим школьникам, которые могут в ней заниматься.
- Ученики должны вовремя возвращать книги, взятые в библиотеке.
- К книгам нужно относиться бережно: не нужно делать пометки в книге, загибать уголки и тем более вырывать страницы.

Поведение учащихся на школьном дворе
Во время перемены или после уроков ученики могут проводить время во дворе школы. На пришкольном участке дети должны соблюдать те же нормы поведения, что и в любом другом общественном месте.
Правила школьника, находящегося на школьном дворе:
- Нельзя рвать цветы, затаптывать клумбы, ломать ветки и обрывать кустарники.
- Нельзя мусорить и засорять водоемы.
- Запрещено разводить костры на школьной территории.
- На турниках необходимо соблюдать осторожность, так как при неправильном обращении с ними можно получить травму.
Источник: www.rastut-goda.ru