Как общаться с одноклассниками начальная школа

Преподаватель в зависимости от целей обучения должен планировать социально-статусные отношения и одновременно быть организатором учебного процесса, гибко реагировать на любое взаимодействие, обеспечивать взаимопонимание и эмоционально-нравственное развитие, чтобы дать обучающимся радость познания, веру в свои возможности. Влияние личности педагога на обучающихся нельзя заменить ни учебниками, ни телевидением.

Взаимоотношения, которые возникают в учебной ситуации, оказывают на младшего школьника огромное влияние: формируют его личность, стимулируют продуктивную деятельность, способствуют эмоционально-нравственному развитию. Учитель — самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.

Особенности общения младших школьников со сверстниками

КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в первых классах до 5-6 в четвертых. И если вначале внешние факторы (сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже — общность интересов, нравственных качеств.

Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно отрывает от себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.

Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети.

Источник: studbooks.net

Особенности общения младших школьников со сверстниками

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Новенький в классе. Как влиться в новый коллектив? | Психология TutorOnline

Педагог для младшего школьника – главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение с учителем и направлен младший школьник. В первое время обучения он также воспринимает одноклассников через учителя и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи.

Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив.

Еще по теме:  Как назвать себя прикольно в Одноклассниках

На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.

Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

В период младшего школьного возраста сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения, формируя различные коммуникативные качества ребенка. Происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Одна из важных задач развития на этом возрастном этапе – приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и поддержание дружеских связей. Ребенок учится налаживать коммуникативный контакт с ровесником, слушать его, понимать, принимать, давать адекватную обратную связь. Кроме того, для ребенка очень важно осознание того, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Это способствует возникновению мотива коммуникативного самосовершенствования и мотива преодоления коммуникативных затруднений, возникающих в процессе общения.

Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной деятельности в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия по сравнению с учениками, не имеющими возможности сотрудничать в процессе учебной деятельности.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития младшего школьника. По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение — эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское, как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры.

Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией.

Типичными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются:

— отношение мальчиков к девочкам: развязность, драчливость, грубость, заносчивость, отказ от выполнения каких-либо видов деятельности;

— отношение девочек к мальчикам: застенчивость, жалобы на поведение мальчиков, детский флирт.

Отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.

Постепенно у ребенка складывается система личных отношений в классе, основу которой составляют непосредственные эмоциональные связи среди сверстников. Положение ученика в системе межличностных контактов определяется во многом уровнем развития его коммуникативных качеств. Дети-“звезды” обычно общительны, легко вступают в различные коммуникации, отличаются фантазией, используют выразительные вербальные и невербальные средства общения. “Непопулярные” дети, напротив, часто имеют трудности в установлении контакта, несдержанны в вербальных и эмоциональных выражениях, грубы или замкнуты.

Еще по теме:  Как записать музыку с одноклассников на флешку

К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребенка за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Трудности в общении. Как развивать общительность младшего школьника

В жизни людей общение играет важную роль. При этом взаимоотношения с людьми должны приносить удовлетворение или радость. Если общение неприятно, человек не понимает и не слышит собеседника, то такие отношения прерываются.

Трудности в общении младшего школьника

Младшие школьники с началом нового этапа взросления могут испытывать трудности в общении со сверстниками. Чаще всего в классном коллективе ребёнок встречается с незнакомыми ребятами. Что влияет на общение детей. Как помочь ребёнку освоиться в новой обстановке. Какие причины мешают наладить доброжелательные отношения в группе.

Что понимать под общением детей в начальных классах

С первого года обучения ребёнка умение взаимодействовать с окружающими построено на общении с учителем. Всех детей мальчик или девочка оценивает с подачи взрослого. Профессионально правильная позиция педагога в этот период влияет на формирование отношений в классе.

Маленький человек не умеет распознавать нравственные качества личности одноклассника. Школьник разбирается, что есть дети успешные, которых учитель хвалит и есть неуспевающие, которые не справляются с заданиями учителя. Поведение ребят в классе тоже оценивается ровно так, как реагирует взрослый. Нарушителей дисциплины: шумных, непоседливых, болтливых мальчиков и девочек сразу так и воспринимают как отрицательный пример поведения.

Личное общение и дружеские связи формируются постепенно в течение 4 лет обучения в младших классах. Руководит этим процессом учитель. Совместная школьная деятельность во время уроков и во внеурочное время помогает детям проявить себя и найти себе друзей.

В 3 и 4 классах складывается тесная дружба, приятельское общение или, наоборот, неприятие и избегание некоторых детей. В возрасте 9-10 лет ребёнок умеет оценить внутренний настрой ровесника. Доброта и злость, щедрость и жадность, ум и глупость, правдивость и лживость — качества, которые дети распознают и присваивают своему окружению. Исходя из таких оценок, и происходит общение детей.

Еще по теме:  Как выиграть в аукционе в Одноклассниках

Трудности общения

Школьная жизнь ребёнка является продолжением жизни в детском саду, в семье, во дворе. У детей накоплен опыт взаимодействия с ребятами и взрослыми и сформированы некоторые черты личности. Ребёнок тяжело находит контакт с детьми, если:

  • не умеет показать себя другим, выразить себя;
  • не умеет слышать и принимать собеседника;
  • испытывает неудовлетворение от общения, то есть его ожидания не оправдываются.

Родители и учитель могут распознать и устранить причины трудностей общения.

Если ребёнок боится проявить себя, то причинами неуверенности могут быть отношения родителей с детьми в семье. Это реакция маленького человека на резкие окрики, ругань, одёргивание родителя. Ребёнок боится сделать что-то плохо и вызвать родительский гнев. Наоборот, доброжелательность и участие создают защитную среду, и ребёнок не боится проявить себя. Учителю и родителям нужно действовать сообща и помочь школьнику преодолеть застенчивость и неуверенность.

Кто захочет дружить с одноклассником, который во всём считает правым себя, не принимает мнение другого, доказывает первенство? Зазнайки и выскочки популярностью в детском коллективе не пользуются. Ещё не поздно скорректировать отношение к другим детям. Родители в беседах и на своём примере показывают уважительное отношение к собеседнику.

Если родители умеют прислушаться к ребёнку, учитывать его мнение, то и маленький человек перенимает такой стиль общения в своём окружении. Учитель и на уроках и во внешкольных мероприятиях учит слышать и уважать мнение своих товарищей. В игровой форме дети привыкают вести вежливый диалог, высказывать своё мнение, соглашаться или спорить, объяснять несогласие и благодарить.

Встречаются дети, избегающие общения со сверстниками в силу индивидуальных особенностей личности. Внимание у таких ребят направлено на себя. Они погружены во внутренний мир и «выныривают» на поверхность по необходимости. Такие дети потребности в общении со сверстниками не испытывают. Взрослые должны не осуждать, а принимать особенность деток и учить общаться.

Трудности в общении младшего школьника

Учим общению

Общение людей подчиняется определённым правилам. Родители должны сами соблюдать эти правила и приучать детей:

  • пользоваться «волшебными словами»;
  • проявлять доброжелательность;
  • не перебивать говорящего;
  • дослушивать до конца.

Чтобы ребёнок не терялся в незнакомой обстановке и мог правильно вести себя, посещайте вместе родственников, кино, цирк, музей, кафе и прочее. Таким образом, сын или дочь получат опыт общения, будут чувствовать себя увереннее.

Проявляйте терпение и мудрость в спорных ситуациях. Окрики и запреты могут научить упрямству и агрессии. Доброжелательный разговор послужит примером, как избежать ссоры.

Чтобы развить уверенность в себе, хвалите ребёнка за добрые дела и порицайте за безделье и лень. При этом оценивайте не человека, а его действие. Такая тактика не унизит личность маленького человека, а придаст уверенности в себе, научит исправлять ошибки и легко общаться с ровесниками и взрослыми.

Любые виды творческой и спортивной деятельности развивают способности подрастающей личности. Добиваясь результатов, совершая свои маленькие победы, человек осознаёт свои возможности и таланты. Взрослые должны научить ценить свои достижения и уважать таланты и способности других детей.

Умение общаться с людьми — залог успешности в личной жизни и профессиональной деятельности человека. Родители, которые понимают это, учат общению с детства.

Источник: womenmag.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...