Многие в школе проходили через буллинг. Нас учили применять одну из тактик: игнорировать обидчика или ударить в ответ. В большинстве случаев ни одна из этих тактик не работала, а наоборот только ухудшала ситуацию. Сегодня мы постараемся разобраться в том, что такое буллинг, какой он бывает, как реагировать учителю и что можно сделать вместе с классом.
Что такое буллинг?
Буллинг — это «бой», в котором один хочет сражаться за победу, а другой нет. Со стороны первого такая борьба и превращается в буллинг, ведь его оппонент не хочет или не может ответить обидчику. Буллинг всегда направленный и намеренный, он не бывает случайной обидой.
Буллинг бывает нескольких типов:
- социальный буллинг разрушает репутацию жертвы, результатом такого буллинга будут чувство стыда и унижения.
- физический буллин г подразумевает причинение вреда жертве или его/ее собственности
- словесный буллинг включает в себя обидные высказывания, «клички»
- кибербуллинг причиняет вред посредством использования телефонов, социальных сетейю это скорее способ передачи словесного и социального буллинга.
Чтобы распознать буллинг, необходимо следить за такими проявлениями, как превышение силы (чаще старшие обижают младших или более сильные задевают более слабых), повторяющиеся случаи , направленность действий . Драка двух мальчишек за школой не будет считаться буллингом, пока оба хотят драться. А вот если один бьет другого каждый день после школы, здесь уже нужно принимать меры.
Травля в школе, на работе / Как реагировать на буллинг? #shorts
Подвергающиеся буллингу дети и подростки редко сообщают об этом учителю. Чаще они поделятся с другом или родителями, но гораздо вероятнее, что будут переживать внутри себя. Причинами сокрытия фактов обиды могут быть:
- отсутствие человека, заслужившего доверие
- чувство стыда
- страх того, что рассказанное только ухудшит ситуацию
- отсутствие веры в то, что кто-то может им помочь.
Дети боятся делиться с учителями, потому что учителя могут рассказать о неприятной ситуации своим коллегам. Так о неприятности могут узнать и другие, а рассказывать большому количеству людей о своей слабости — неудобно, стыдно и противно.
Что делать учителю?
Да, многие скажут, что один в поле — не воин, но и один учитель может начать путь к школе без буллинга. Начать можно со своего класса, приходя в который, ученики будут чувствовать себя спокойно, уверенно и защищенно. Далее, коллеги будут брать пример с вас и ваших действий, а это уже победа.
Что же может делать учитель, если ученика обижают:
- выслушать. Не просто сделать вид, а действительно выслушать
- поддержать пострадавшего, придать ему/ей сил, сказать что ребёнок храбр и может справиться с обидчиком
- не пытаться «допросить» обидчика, этим вы можете навредить — показать недоверие к обратившемуся и дать обидчику ещё больше власти и поводов продолжать конфликт
- не пытаться решить проблему за пострадавшего; вмешавшись прямо, вы можете усугубить ситуацию — ещё больше отнять власть у пострадавшего, показав его несостоятельность
- не распространять такую конфиденциальную информацию дальше в виде сплетен — никто не хочет, чтобы о его слабостях узнавали окружающие.
- поинтересоваться тем, как вы можете помочь — иногда ребёнку необходимо высказаться и набраться тем самым сил. Дайте ученику решить, как он хочет поступить в сложившейся ситуации, но поддержите и разделите ответственность с ним
- следить за ситуацией с пострадавшим, обращать внимание на происходящее в классе.
Вот так может выглядеть примерный ответ жертве буллинга:
«Мне очень жаль, что такое произошло с тобой. Спасибо, что доверился/лась мне. То, что сделал (имя обидчика) — очень низко и подло, не думай, что ты виноват(-а) в этом. Я всегда поддержу тебя, ты можешь обратиться, если тебе снова нужна будет моя поддержка. Как ты думаешь, что мы можем сделать в этой ситуации?»
Как можно бороться:
- Обсудить с подростками тему буллинга (можно использовать следующие вопросы:
- How do you understand bullying?
- What different types of bullying are there?
- Is bullying a big problem at your school?
- Why do people bully each other?
- What kind of person is a bully?
- Do bullies need help? What kind?
- What can people who are bullied do to stop the bullying?
- Is it always best to stand up to a bully?
- What advice would you give to someone who is bullied (a) online and (b) physically or emotionally?
- Do you think you’ve ever bullied anyone?
- Why is being a bully uncool?
- Создать свод правил, в которых ясно будет прописано, что можно и нужно считать буллингом (смотри здесь )
- Организовать Kindness bucket (каждый день/раз в неделю каждый пишет кому-то комплимент, на перемене, когда все покидают класс, один человек остаётся и проверяет, у всех ли есть записки, если кому-то ничего не написали, то он пишет записку этому человеку, чтобы тот не чувствовал себя одиноким)
- Создать атмосферу, в которой все равны, нет любимчиков, нет изгоев
- Предложить школьному руководству внести пункты про буллинг в школьные документы, включив туда такие вопросы как: описание буллинга, план действий при возникшей проблеме (кому должны сообщать ученики/родители о случившемся, что должен делать учитель, узнав о ситуации)
- Предложите посмотреть видео песни о буллинге, написанной братьями, организовавшими группу Dat Stern:
- Предложите выполнить задания к видео и разберите текст
- Задайте написать короткое эссе, можно анонимное, о том, что такое буллинг, приходилось ли сталкиваться учащимся с такими ситуациями
- Организовать тестирование, в котором попросить студентов описать ситуации, в которых они оказывались — так учителю будет проще видеть такие ситуации
Случалось ли вам встречаться с этой проблемой? Как вы справлялись? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на наш канал!
Источник: dzen.ru
Буллинг в школе. Как помочь жертве и самому не стать объектом насмешек

Тема буллинга (гонений) в школах, к сожалению, не перестаёт быть актуальной. В литературе события травли описывали многие авторы. Так, например, в 1980-х годах Владимир Железников написал повесть «Чучело», а Людмила Разумовская – пьесу «Дорогая Елена Сергеевна». В 2017 году в свет вышла подростковая драма о школьной травле «13 причин, почему». Сегодня последствия мы читаем и видим совсем не в художественном формате – в новостных сводках.
Тёмная сторона души проявляется у всех по-разному. «Неугодным» для социума может стать каждый. Что же есть буллинг на самом деле? Как не стать жертвой травли? Как осознать, что именно я являюсь агрессивным преследователем или наоборот – объектом насмешек? Как нужно реагировать невольным или вольным свидетелям детской травли в школах?
Кто должен вмешиваться или следить за моральным состоянием всех участников печальных событий? И какими могут быть последствия буллинга для всех его участников? На эти вопросы ответила Ольга Попкова, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Лесного.
– Травля – это ненормальное, но естественное явление. Этот процесс возникает вне зависимости от того, являются ли школы «элитными» или «обычными», – говорит Ольга Попкова. – Буллинг представляет собой неоднократные повторяющиеся агрессивные действия в отношении жертвы. Причём, не один раз в месяц, а несколько раз в неделю.
Психолог отметила, что школьная травля может состоять как из физического и психологического насилия, так и из их совокупности. Агрессор может быть один, а может поддерживаться последователями. Жертва, как правило, одна. Но пострадавшими от буллинга могут быть и несколько человек, которые, по мнению агрессора, не соответствуют его ожиданиям и стандартам или как-то «неправильно» выделяются.
Буллинг – это явление, при котором физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, завладевая имуществом более слабого. Жертвы чаще всего при этом испытывают стыд и неуверенность в себе, боятся сообщать об издевательствах.
Школьная травля – нередкое явление, проявляется оно в разной степени, и не всегда действия агрессора доходят до физического насилия.
Я – абьюзер?
Распознать в себе агрессора и инициатора школьной травли может далеко не каждый.
– В самом начале буллинга это можно понять по реакции других учеников в классе, – говорит педагог-психолог. – Если на ваши действия, например, шутки в сторону другого ученика, никто не смеётся, а объект насмешки просит вас прекратить эти шутки, обижается, кричит, плачет или убегает – скорей всего вы – агрессор. Если остальные ученики спрашивают: «Зачем ты так делаешь?», странно смотрят на вас, то хорошо задаться вопросом, а всё ли правильно я делаю?
К сожалению, практически любой ребёнок может стать агрессором.
– Буллинг – это власть, не месть, – уточняет Ольга Попкова. – Некоторые подростки стараются укрепить таким образом свой авторитет.
Я – жертва?
Очень сложно не понять, что именно вы являетесь жертвой буллинга.
Если на регулярной основе объектом травли являетесь только вы или в том числе ваши близкие друзья – вы точно жертва.
Вследствие абьюзивного отношения у жертв появляется плохой сон, нежелание идти в учебное заведение. Дело может дойти и до панических атак.
Наблюдатели
Даже если ребёнок не стал жертвой школьной травли, но оказался невольным наблюдателем агрессивного поведения в отношении одноклассника, они не должны игнорировать проблему.
О буллинге необходимо сообщить педагогу или классному руководителю, родителям. В этом случае жалоба – это помощь.
Наблюдатели могут помочь жертве, осудив действие агрессора. И если травля только зарождается, то есть большая вероятность, что она прекратится.
Родители
Иногда жертвам школьного буллинга сложно обратиться за помощью, поскольку часто они испытывают чувство стыда и вины за происходящие с ними события, снижается чувство собственной ценности.
По мнению психолога, родители должны рассказывать детям, что ребёнок будет под защитой, что они (взрослые) на стороне ребёнка и ему нечего бояться. Родители должны постараться донести до своих детей, что о травле необходимо говорить.
– При наличии доверия к взрослым появится больше шансов, что жертва травли обратится за помощью, а буллинг будет своевременно остановлен, – поясняет Ольга Попкова.
Нередко взрослые игнорируют школьный буллинг, не считая это серьёзным явлением, или не знают о нём. Родителям стоит обращать внимание на поведение своих детей.
– Если ребёнок приходит из школы с испорченным настроением, расстроенным, подавленным. С синяками или в порванной одежде. У него часто «пропадают» вещи. Он молчит, не отвечает на вопрос, как дела в школе, или постоянно прикрывается ответом «Всё нормально», возможно, ваш ребёнок стал жертвой буллинга, – говорит педагог-психолог. – Ребёнок может стать более агрессивным к другим членам семьи – к младшим братьям или сёстрам, часто жаловаться на головные боли, плохой сон, стараться пропускать школу.
Взрослые могут обратиться за помощью к психологам, которые обязательно помогут.
Что точно не нужно делать
Наблюдателям, родителям, педагогам и самим жертвам ни в коем случае не нужно ждать, что травля сама закончится. Нельзя мириться и терпеть.
Ни в коем случае нельзя считать травлю проблемой только жертвы.
Не существует причин, которые делают травлю допустимой.
Последствия буллинга
Последствия травли скажутся на всех её участниках: и на агрессоре, и на наблюдателях, и, разумеется, на самой жертве.
Если буллинг начался с младшего возраста, то у агрессора активно снижается эмпатия, закрепляется понятие безнаказанности. Впоследствии агрессор может стать ещё более жёстким, в том числе и дома, ещё менее эмпатичным, подавлять своей «властью» домашнее окружение. Постоянная раздражительность, перепады настроения выливаются в конфликты. Становясь взрослыми, дети-буллеры часто испытывают проблемы в построении полноценных эмоциональных отношений: они будут плохими партнёрами, плохими родителями, ненадёжными работниками. Агрессивный стиль поведения может проявляться во взаимодействии с малознакомыми людьми.
ВИДЫ БУЛЛИНГА:
- словесная травля – насмешки, присвоение кличек, высмеивание, унижение в присутствии других;
- социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция (с ребёнком отказываются играть, не хотят сидеть за одной партой);
- физическое насилие – избиение, шлепки, подзатыльники, порча вещей, преследование;
- кибербуллинг – травля в интернете, намеренные оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующих данных.
Для наблюдателей – это постоянный стресс. Страх, что они тоже смогут стать жертвой буллинга. По мнению психолога, у многих наблюдателей развиваются неврозы и появляются проявления тревожности.
Для жертвы последствия буллинга самые серьёзные – и психологические, и физиологические. У ребёнка может развиться социофобия. В некоторых случаях возникают физические проявления – энурез, бессонница. Если в процессе травли дело доходит до рукоприкладства, то у жертвы в будущем могут возникнуть проблемы с социальными контактами. Возникает большой риск повторного буллинга – пострадавшие от травли приобретают «жертвенное» поведение, они чаще проявляют свою беспомощность.
– И самое страшное, у многих жертв буллинга могут возникнуть суицидальные наклонности, – добавляет Ольга Попкова.
Кибербуллинг
Отдельно стоит выделить травлю в интернете – кибербуллинг. Жертвой этой разновидности гонений может стать даже самый сильный человек, ведь в соцсетях присутствует ещё большая безнаказанность.
– Когда травля в сети уже началась – её нужно игнорировать, – советует педагог-психолог Ольга Попкова. – Чем ярче жертва реагирует на сообщения или посты, тем больше шанс, что буллинг продолжится. Нужно на время закрыть все свои страницы в социальных сетях, оставив только для близких друзей. Ни в коем случае не читать такие сообщения. И обязательно, стоит предупредить друзей и близких о травле, ведь если у агрессоров нет возможности «достучаться» до жертвы, то они могут переключиться на друзей.
К сожалению, другие механизмы борьбы с кибербуллингом пока не разработаны.

Ответственность
В России пока нет статей ни в Уголовном, ни в Административном кодексах, связанных со школьной травлей.
Действующее законодательство позволяет привлечь абьюзера к ответственности за буллинг, но по другим статьям: ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») и ст. 7.17 КоАП РФ («Уничтожение или повреждение чужого имущества»), а в отдельных случаях работает ст. 213 УК РФ («Хулиганство»).
Но не все статьи применимы, например, к детям, не достигшим 14-летнего возраста. В этом случае реально применить только ст. 5.35. КоАП РФ («Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»).
22 ноября 2021 года было объявлено, что Госдума разработает закон против буллинга. В законодательстве предлагается закрепить понятие буллинг и квалифицировать действия, связанные с психическим и физическим давлением не только на школьников, но и педагогов.
Но пока ясных законодательных решений нет. В Госдуме надеются на помощь экспертного сообщества – криминологов, суицидологов, представителей СПЧ, Общественной палаты, профильных НКО, уполномоченного по правам ребёнка, сенаторов и других, которые войдут в рабочую группу.
9 декабря 2021 года на встрече с Советом по правам человека Президент России Владимир Путин заявил о необходимости комплексных мер по борьбе с буллингом в школах.
«Это очень чувствительная сфера, которая беспокоит всё общество, – согласился Владимир Путин. – Буллинг, продвижение в наш социум западной культуры… Хотя к культуре это не имеет никакого отношения».
По его оценке, буллинг – это манера поведения, навязанная соцсетями. К этой теме, уверен президент, надо внимательно присмотреться. «Это вопрос комплексного подхода», – сказал Путин.
Тем временем во Франции одобрен законопроект о борьбе с издевательствами в школе. И буллинг включён в список уголовных преступлений. Максимальное наказание – пять лет тюремного заключения и штраф в 75 тысяч евро. Если «травля доводит жертву до самоубийства или попытки сделать это», отмечается в документе, наказание составит до десяти лет лишения свободы и штраф в размере 150 тысяч евро.
«Ящик доверия»
В конце января первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила создать в школах «ящики доверия», с помощью которых дети смогут анонимно получать психологическую помощь у профессионалов.
Такой проект, по словам депутата, предложили школьники из Челябинской области. В «ящик доверия» дети будут класть записки на тему своих переживаний, а школьный психолог – ежедневно проверять содержимое ящика и отвечать на записки.
По мнению Лантратовой, такой формат взаимодействия школьников с психологами поможет защитить их от буллинга.
- Выпуск
- №06 10.02.2022
Источник: vestnik-lesnoy.ru
Как противостоять буллингу и моббингу

Современный мир стал жестоким и порой непредсказуемым, травля и агрессия подстерегают нас на каждом шагу. Особенно ярко это проявляется в детской среде. Коллектив часто превращается для ребенка в кромешный ад, если он подвергается буллингу и моббингу – хронической травле со стороны сверстников. Буллингу могут подвергаться и взрослые. Нужна ли нам такая «социализация» и как бороться с буллингом и моббингом, пойдет речь в этой статье.
Польза социализации
Многие люди справедливо считают, что социальные связи и способность человека адаптироваться в обществе помогут ему найти свое место в жизни, приобрести друзей, любимых, реализоваться и стать счастливым. Это справедливо. Для человеческой самореализации недостаточно его самого. Нужны те, кто оценит усилия, одобрит, в ком будет найден отклик.
Признание среди себе подобных – одна из ведущих человеческих потребностей. Научиться жить среди людей и быть ими востребованным, желанным, интересным, авторитетным – одна из задач человека. Осваивает эту науку ребенок с детства, попадая в садик, школу, детский коллектив сверстников или разновозрастные коллективы по интересам.
Нет ничего приятнее, чем пользоваться уважением и авторитетом среди своих товарищей, колег, однокашников, одноклассников. Но бывает это не всегда и случается не сразу. Порой социализация оборачивается настоящей трагедией. Особенно, если ваш ребенок чем-то отличается от большинства детей. Но даже если и не отличается, то от травли сверстников не застрахован.
Иногда родители пытаются насильно социализировать даже склонного к аутизму ребенка, подсознательно пытаясь предупредить буллинг.
Что такое буллин и моббинг?
Буллинг – (англ. bullying) травля, преследование, направленная агрессия, организованная кем-то из сверстников с привлечением нескольких сообщников. Остальная часть коллектива остается «непричастной», фигурирует в качестве наблюдателей, что впрочем, не снимает с них вины за состояние жертвы.
Моббинг (англ.. mobbing, от mob — толпа) – агрессия со стороны всего коллектива, то есть травля большинством.
С явлениями буллинга и моббинга люди встречаются не только в детстве. Его нередко можно встретить даже в офисной среде, во взрослых микросоциумах, типа армии или тюрьмы. Так называемая дедовщина – ни что иное, как буллинг.
Как проявляется буллинг?
Порой преследование себе подобных может приобретать черты, которые прямой агрессией и не назвешь. Например, переадресация полномочий (когда кто-то из членов коллектива превращается в «шестерку» – мальчика на побегушках – или выполняет за другого его работу, потому что его считают безотказным, слабым) – это проявление скрытой агрессии.
Буллинг имеет такие формы:
• физическую. Когда агрессия проявляется в побоях, насилии, порче имущества – то есть прямом физическом насилии;
• психическую. Травля осуществляется с помощью разного рода унижений психологического плана: оскорблений, угроз, порочащих слухов (этим чаще грешат представительницы слабого пола), постоянной критики, насмешки, игнорирования, недоверия и т.д.;
• кибербуллинг. Новая форма травли, возникшая с развитием информационных технологий. Травля осуществляется через Интернет, телефон, с помощью СМС, комментариев в чатах и т.п.
Буллинг может возникать даже в детских коллективах дошкольников. И очень часто спровоцирован взрослыми, их неловкими и необдуманными замечаниями, насмешками, придирками и ярлыками, которые учителя и родители так любят прикреплять ребенку.
В детсадовском возрасте буллинг тоже присутствует, но он мягче, это насмешка или отказ в игре. В подростковом периоде травля становится жестче, иногда приобретая страшные и катастрофические формы.
Травля плохо влияет на все три стороны буллинга и моббинга:
1. жертву;
2. агрессора;
3. наблюдателя или свидетеля.
Самыми трагичными последствия травли становятся, естественно, для жертвы. Начиная от его комплекса неполноценности, заканчивая суицидом. Но не обходят стороной и всех окружающих, делая их соучастниками и исполнителями преступления, которые губят свою душу.
Кто становится жертвой?
Многие психологи считают, что объектами буллинга и моббинга становятся так называемые виктимные личности.
Виктимность – способность человека привлекать несчастья, становиться жертвой насилия.
В этом случае часть вины за травлю падает на человека-жертву. На мой взгляд, это неправильно, вешать на несчастного еще и чужую вину. Кстати, некоторые родители так боятся, чтоб их ребенок не стал жертвой, что склонны воспитывать ребенка в духе воителя, который должен ударить первым, чтоб не ударили его. А так как к физической агрессии склонны мальчики, их отцы считают своим долгом научить отпрыска давать сдачи, отстаивать свои интересы кулаками, агрессивно и настойчиво доказывать свое лидерство.
Чем может закончиться такое воспитание? Ребенок усваивает, что с помощью силы можно достичь желаемого. И чтобы не быть жертвой сам становится агрессором. «Нападение – лучшее средство защиты» – формула того же ряда.
Однако, если мы все будем жить, руководствуясь этими правилами, мы превратимся в монстров, которые будут идти по трупам и добиваться своего любыми методами.
Чаще всего жертвами буллинга становятся
• неудачники (с точки зрения социума), те, кто плохо учится, плохо справляется со своими обязанностями;
• отличники (так называемые ботаны или ботаники, которые все время зубрят, поднимают руку, выскакивают вперед, все знают и т.п.);
• любимчики начальников и преподавателей, дети учителей, известных личностей;
• люди с физическими недостатками (очкарики, лопоушки, кривоножки, толстячки, анорексики и т.д.) или с заболеваниями, которые выделяют их из общего ряда;
• мамины сынки;
• нестандартно мыслящие люди, вундеркинды, гении;
• бедные, одетые не по моде, не имеющие дорогих гаджетов или , наоборот, имеющие слишком дорогую одежду или гаджеты;
• люди другой национальности или сексуальной ориентации;
• иногда буллингу подвергаются даже учителя.
Как бороться с буллингом?
Чаще всего преследованиям подвергаются люди «болезненные и ревматические», как сказал бы Чехов. Иными словами чувствительные ко всему, что происходит вокруг, ранимые, реагирующие на насмешки, обижающиеся, замкнутые в себе, не умеющие отстаивать свою точку зрения. Надо не быть такими!
Главное оружие от буллинга – реакция на него.
• Если это касается ребенка (или взрослой жертвы), то это должна быть адекватная реакция защиты. Высказывание недовольства, предупреждение, предотвращение повторного буллинга, физическая и психическая оборона. Поиск поддержки среди взрослых и сверстников. Агрессорам нельзя показывать обиду, боль, страх, злость и т.п.
Они того и добиваются, чтобы закрепить свое превосходство над жертвой. С другой стороны, нельзя оставить насилие безнаказанным, не обратить на него внимания, уйти от ответственности (жертва тоже в какой-то степени ответственна за то, что позволила над собой издеваться). На буллинг надо реагировать, потому что он обязательно повториться в более жестоком варианте. Но реагировать не слезами, страхом и обидой, а обороняться от него. Сопротивляться ему.
• Если это касается взрослого (родителя жертвы, свидетеля, родственника), реакция должна быть однозначно осуждающая агрессию и поддерживающая жертву.
Типичные ошибки, которые совершают люди, подвергающиеся буллингу или родители (сторонники) жертв.
• Отпускание на самотек. Мол, само собой все устаканится. Дети разберутся, враги отстанут и забудут. Как правило, безнаказанность порождает еще большую агрессию. Не обращать внимания и не придавать значения подлости, несправедливости и низости – это значит распространять и одобрять их.
Кому-то кажется, что нужно промолчать, чтобы не предавать огласке щекотливую ситуацию и не навредить ребенку, однокласснику, другу. Иногда он даже просит об этом, так как ему стыдно признаться в своей слабости, в том, что его унизили. Но в молчании заключен еще больший вред для него! Тут нужно бить во все колокола, чтоб всех на уши поднять!
Чтоб этот гром всеобщего возмущения заставил агрессоров и самих понять, каким ужасным выглядит их поступок в глазах общества. Агрессоры тоже должны получать жизненные уроки и исправляться.
• Ребенок боится сообщать взрослым или сочувствующим ему одноклассникам о своих проблемах, предполагая еще более жестокую травлю. Ему стыдно. Он в корне неправ. Ему обязательно нужно найти защитника, если он сам не в силах защититься. Порой придуманный родственник из МЧС или другого силового ведомства действуют лучше любых предупреждений.
Этим защитником может стать папа, мама, старшая сестра, сосед, учитель, остальные члены коллектива, даже малознакомый человек, способный сыграть роль справедливого возмездия за свершенное насилие. И стесняться или бояться того, что тебя назовут ябедой не стоит, ведь речь идет об унижении человеческой личности.
Ситуация буллинга и моббинга довольно распространенное явление и, когда она происходит, плохо становится всем. И жертве (прежде всего), и свидетелям (чувство вины и неудобства), и агрессорам (которые зачастую именно так срывают свои детские травмы, неуверенность в себе и другие комплексы). Если ситуация происходит в классе, то в конфликт вовлекается и учитель, который обязан реагировать на буллинг, но порой сам подвергается агрессии со стороны детей и их агрессивно настроенных родителей, которые не хотят терпеть рядом этого Иванова (чудака, гения, хулигана, болезненного и т.д.).
Большая часть агрессии идет от взрослых, их слов, их реакции, их позиции по отношению к каждому ребенку. Идея неравенства воспитывается с детства. А классному руководителю восьмого Б, к примеру, просто нужно было бы, столкнувшись с буллингом раз и навсегда поставить все точки над і и пресечь это явление в самом начале. Сказав, например, вот такую фразу: «Травля? Да вы что, с ума сошли?
Я не потерплю в своем классе такого, никогда и ни с кем! Зарубите себе на носу!» Сказать и следовать этому принципу, на корню пресекая любые попытки проявления неравенства, превосходства, агрессии, неприятия и т.д.
Родители в этой ситуации должны стать единомышленниками и помощниками учителя. Чем больше единомышленников, осуждающих агрессию и буллинг, тем сложнее осуществить травлю. А порой и вовсе невозможно. Когда в коллективе царит спокойствие, проявление внимания и уважения друг к другу. Потому что просто наблюдателей тут не будет, а защитники всегда найдутся.
Благоприятный исход во многом это зависит именно от взрослых. Взрослых детей и взрослых взрослых, каких бы возрастных категорий социума это ни касалось.
Источник: www.myjane.ru