Как паустовский написал Телеграмму

Тема : К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе .

Цель : 1. Дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе.

2. Познакомить с творчеством замечательного художника слова.

3. Познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма», его композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.

4. Воспитание бережного, заботливого, благодарного отношения к родителям.

5. Развивать умение любить и понимать живопись, музыку.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : урок знакомства с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского и его рассказом «Телеграмма».

Технология : технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, Интернета.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

Интерьер – внутреннее убранство в помещении.

Деталь художественная — изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а так же выражает свою позицию.

К. Паустовский. «Телеграмма». Читает С. Гармаш .

Оборудование : компьютер, возможность выхода в Интернет,музыка, портрет писателя, выставка книг писателя.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

2. Объявление темы урока. (Запись темы в тетради)

3. Введение в тему и объявление целей урока.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени — большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 г.г.)

Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Паустовский — человек , «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

4. Заочная экскурсия в литературный музей писателя – центр Паустовского в Москве.

а) Судьба писателя не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков, Вильно (показ по карте) – это только начало длиннейшего списка адресов К.Г.Паустовского. Во многих его произведениях наряду с героями фигурирует образ дома. Обязательно деревянный, небольшой, уютный, сроднившийся с хозяином и окруженный садом.

Серый дом с мезонином стал Литературным музеем – центром К.Г.Паустовского. Сегодня у нас есть уникальная возможность побывать там. Помогут разобраться в экспозициях музея экскурсоводы, в их роли выполнят …

б) Теперь перенесемся в другой, не менее интересный, музей писателя в уже упомянутой Тарусе. Здесь мы не только познакомимся с экспозициями, но и увидим фото писателя разных лет и прочитаем его биографию.

5. Работа с текстом рассказа «Телеграмма».

а) Слово учителя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл ». Создатель этого кристалла – сам автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 г.) дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я». Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», еле слышен. Наша задача – проникнуть в тайну личности писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

б) Анализ рассказа в форме беседы.

Ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г.Паустовского?

История создания рассказа. ( «Зарубки на сердце» — глава из «Золотой розы»)

Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе человека )

Ответьте на вопрос:

Какие « зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним; как построил свое произведение для того , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?

Почему же текст назван «Телеграмма»?

— В этом есть какая-то загадка.

— Заглавие звучит интригующе.

— Возможно, название символично, оно как предостережение.

— Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.

А сколько было телеграмм послано в рассказе?

Куда, кому и кем они были отправлены?

1 – дочери Насте в Ленинград: « Катя умирает. Тихон».

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

Какую телеграмму имел в виду автор? Почему? (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти)

Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа .

О чем же этот рассказ? ( Взаимоотношения детей и родителей )

Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “ Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “ Эх ты, сорока!”

Еще по теме:  Как посмотреть когда был создан чужой аккаунт в Телеграмме

3. Телеграмма. “ За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “ Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

в) Постижение авторской позиции

1. Слово учителя

Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако его незримое присутствие ощущается в каждом слове.

2. Анализ пейзажа, интерьера.

Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало (От слов «Октябрь был на редкость… » до « Из них назойливо сыпался дождь ») . Демонстрация слайдов с изображением осеннего пейзажа.

Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность произведения)

Какие мысли автор передает через этот пейзаж? ( Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение – тучи « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

Каков, по-вашему, ритм прозы писателя ? (Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

( Слово продиктовано чувством ритма. У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба ) Демонстрация слайдов с изображением подсолнечника.

А теперь прочитаем это описание природы еще раз, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского. Сравним тональность звучания прозы и музыки.

Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человека, наступает медленное увядание.)

Выражает ли автор прямое сочувствие героине? ( Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» — значит и без того было трудно.)

Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

ВЫВОД : За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. (На слайде)

г) Роль художественных деталей в тексте.

К. Г. Паустовского считают мастером детали.

Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?

1. « Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно — одна жестяная пустота ».

(С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный — жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота — Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота — бездушие, неоправданная жестокость дочери. ) ( слайд )

2. «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

(Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.) ( слайд)

3. «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой — хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

(Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: « некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи», Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми Связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночество старой женщины — глубины ее тоски по дочери.) (слайд )

6. ВЫВОД : Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С ее помощью автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев, выражает свое отношение к изображаемому. ( На слайде)

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем? ( Тему взаимоотношения родителей и детей поднимали многие писатели и поэты: А.С.Пушкин «Станционный смотритель», А.А.Фадеев « Материнские руки », Н.А.Некрасов, Расул Гамзатов, В.Боков «Оренбургский пуховый платок»)

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно .

Источник: nsportal.ru

Марлен Дитрих. Константин Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

Когда Марлен Дитрих приехала в Советский Союз ее спросили: «Что бы вы хотели увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, мавзолей?» И эта недоступная богиня вдруг тихо ответила: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!» Сказать, что присутствующие были ошарашены, — значит не сказать ничего. Мировая звезда — и какой-то Паустовский?!

Еще по теме:  Как вступить в группу в Телеграмме на телефоне по ссылке

Что за бред?! Но всех — на ноги! И к вечеру Паустовского, уже тяжелобольного, наконец, разыскали.
То, что произошло тогда на концерте, стало легендой. На сцену вышел, чуть пошатываясь, старик. И тут мировая звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, — вдруг, не сказав ни слова, опустилась перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было узким, нитки стали лопаться и камни посыпались по сцене.

А она поцеловала его руку, а потом прижала к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал сначала замер, а потом вдруг — медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! — начал вставать. И буквально взорвался аплодисментами.
А потом, когда Паустовского усадили в кресло и зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ Константина Паустовского «Телеграмма», который она случайно прочитала в переводе в каком-то немецком сборнике. «С тех пор я чувствовала некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал. И вот — сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо!
Вот текст этого замечательного рассказа ТЕЛЕГРАММА. . http://smartfiction.ru/prose/telegram/

Душевный рассказ. Задевает те струнки души, о существовании которых Вы и не догадывались до знакомства с Константином Георгиевичем. Трагедия, описанная в рассказе, рождает катарсис при прочтении. Прекрасный язык повествования, очень выпуклые, живые персонажи, и неимоверно трогательная и жизненная история, вот, что заставляет читать и слушать этот шедевр снова и снова.


Короткометражный фильм по рассказу Константина Паустовского. ТЕЛЕГРАММА. https://www.youtube.com/watch?v=Sx_0gO8TSIU

Источник: www.liveinternet.ru

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Паустовский – известный писатель, педагог, сценарист, военный корреспондент. Его книги переведены на все основные языки мира.

Константин Паустовский жил во времена тотального восхваления Сталина, но умудрился не написать о вожде ни одного слова. Он не был членом КПСС, не подписывал письма и доносы на близких ему людей. Наоборот, во времена травли писателей всячески поддерживал их, отзываясь положительно об их творчестве.

Паустовский подписал письмо писателя Солженицына, в котором выдвигалось требование отмены цензуры в литературе. Он не признавал торговлю талантом и заискивание перед властями, писал о том, что его по-настоящему волнует. Может быть, поэтому его произведения актуальны и сейчас, они входят в обязательную программу учебных заведений и вызывают живой интерес читателя.

Детство

Родился Константин Паустовский 31 мая 1892 года в Москве. Отец – Георгий Паустовский был офицером в отставке, работал статистом на железной дороге. Родословная отца уходит корнями к казацкому гетману Петру Сагайдачному. Дед по отцовской линии служил при Николае I, участвовал в русско-турецкой войне, вернулся оттуда с женой-турчанкой Фатьмой.

Константин Паустовский в детстве

Бабушка по линии матери по национальности полька, придерживалась католического вероисповедания. Таким образом в жилах будущего писателя смешалась украинская, польская и турецкая кровь. Несмотря на это, он сам считал себя русским писателем, всю жизнь воспевавшим родной край.

На момент рождения Кости в семье уже подрастали два сына – Борис и Вадим и дочь Галина.

Раннее детство Паустовского прошло в Москве, потом в 1898 году семья переехала в Киев. В 1904-м мальчика отдали в Первую классическую гимназию. Отец бросил семью, когда Костя учился в шестом классе. Ему нужно было как-то оплачивать свою учебу, и поэтому мальчишке пришлось заняться репетиторством.

Отца он видел редко, но когда тот прислал телеграмму о том, что болен, немедленно поехал в Белую церковь, чтобы застать его живым. Перед самой смертью отец уволился с работы и поселился в дедовской усадьбе.

В гимназии Костя любил не только читать, но и сам сочинять рассказы. Творческая биография писателя началась с небольшого рассказа «На воде». Смерть отца парень описал в своем произведении «Повесть о жизни».

Юношеские годы Константин провел в Киеве. После окончания гимназии в 1912 году он стал студентом историко-филологического факультета Киевского университета. Именно там он впервые отчетливо понял, что хочет посвятить писательству всю свою жизнь.

Паустовский проучился всего два года, и в 1914-м бросил университет. Он переехал в Москву, где жила его мама, сестра и один брат, добился перевода в Московский университет. Но нормальной учебы не получилось. Началась Первая мировая война, молодой человек нашел себе работу вожатого трамвая, потом трудился на санитарном поезде.

В действующую армию его не призвали – парень страдал близорукостью. В 1915 году он случайно узнал, что оба его брата погибли. На разных фронтах, но в один день.

Еще по теме:  Как узнать кто у человека в друзьях в Телеграмме

Литература

Первые произведения Паустовского напечатал журнал «Огни». В 1916 году молодой писатель поселился в Таганроге и начал писать книгу «Романтики». Работа над ней завершилась в 20-е годы, когда писатель жил в Одессе, а в печать этот роман попал только в 1935 году.

Константин Георгиевич Паустовский

Паустовский вновь вернулся в столицу в 1923-м и устроился в Российское телеграфное агентство на должность редактора. Он посещал многочисленные митинги, которые возникали в Москве повсеместно. Впечатления от того времени вошли в третью часть романа «Повесть о жизни». Теперь его героями стали политики и революционеры, в том числе и Александр Керенский. Писатель считал его больным человеком, который возомнил свое высокое предназначение.

Константин много путешествовал по стране. География его поездок была очень обширной – Сибирь, Донбасс, Балтика, Средняя Азия. Он пробовал свои силы в разных профессиях, и каждый такой период мог бы стать отдельной книгой жизни. Сильнее всего он прикипел душой к Владимирской области, он находил своеобразное очарование в ее голубых озерах, глухих лесах и заброшенных дорогах.

Природа этого края вдохновила его на написание рассказов «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Снег», «Сивый мерин». Сейчас в школьной программе есть несколько произведений Паустовского – «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей», «Жильцы старого дома». Писал Константин и сказки, которые получались очень добрыми и поучительными. К примеру, «Теплый хлеб», история о жестоком мальчике-эгоисте, и как от этого эгоизма пострадали его односельчане.

Константин Георгиевич Паустовский

Еще одна сказка называлась «Корзина с еловыми шишками» о музыканте Григе и дочери лесника, которая легла в основу мультфильма, вышедшего в 1989 году. В общей сложности тринадцать произведений писателя были экранизированы.

В 50-х годах имя советского писателя Паустовского стало известно в мире. Его произведения начали выходить на многих европейских языках. Он был не только писателем, но и преподавателем Литературного института, многие из его учеников пополнили ряды классиков советской прозы.

После смерти Вождя всех народов Паустовский смог путешествовать. Он посетил Польшу, Турцию, был в Болгарии, Швеции, Италии. Писатель номинировался на Нобелевскую премию, но она досталась Михаилу Шолохову. Причину такого решения не раскрыли, о ней стало известно только в 2017-м, спустя полвека. По мнению членов шведской комиссии, у писателя было больше недостатков, чем заслуг.

Константин Георгиевич Паустовский

Паустовский обрел себе поклонницу в лице актрисы Марлен Дитрих. Однажды она прочитала произведение «Телеграмма», и была так поражена этим рассказом, что навсегда запомнила имя его автора.

В 50-е годы Дитрих побывала в Москве. Именно тогда и состоялась их первая и единственная встреча. Актриса подарила писателю несколько снимков, один из которых сделан в Доме литераторов.

Личная жизнь

Свою будущую жену Екатерину Загорскую Паустовский встретил в 1915-м. Они обвенчались летом 1916 года в небольшой сельской церкви близ Рязани, которую выбрала невеста. В 1925 году у супругов родился сын Вадим.

Константин Георгиевич Паустовский

Их брак существовал на протяжении двадцати лет. Позже сын вспоминал, что эти отношения были прочными, пока все крутилось вокруг творчества отца. В 30-х Паустовский стал знаменитым писателем. Отношения между супругами постепенно охлаждались, накапливалась усталость, сказалось напряжение трудного послереволюционного периода.

Константин Георгиевич Паустовский

Новой музой писателя стала Валерия Навашина, отец которой был известным в Польше живописцем. Екатерина решилась на развод. Спустя годы историки нашли личные письма первой супруги, в которых она писала, что никогда не простит мужу связи с заносчивой полькой.

Валерия вдохновляла писателя на создание новых произведений, которые вышли в конце 30-х годов. Однако и она не смогла стать любовью на всю жизнь.

Константин Георгиевич Паустовский

В 1948 году в личной жизни Паустовского появилась Татьяна Арбузова, муж которой был знаменитым драматургом. Именно ей была посвящена пьеса Алексея Арбузова «Таня». Влюбленные поженились в 1950-м. 30 июля того же года родился их сын Алексей, который умер в 1976-м, в возрасте 26 лет.

Смерть

Долгие годы Паустовского мучила астма. К концу жизни она обострилась, но, несмотря на это, он продолжал вести активный образ жизни, участвовал в общественных делах. Под его защиту попадали «опальные» писатели, Константин никогда не участвовал в расправах над «инакомыслящими», наоборот, по мере возможности протягивал им руку помощи.

Памятник Константину Паустовскому

Во время выступления одного из критиков, который разносил в пух и прах роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, Паустовский даже не подал ему руки, настолько неприятно ему было все происходящее.

Сердце писателя остановилось 14 июля 1968 года. Причиной смерти стал очередной инфаркт. Паустовский завещал похоронить его в Тарусе и его волю исполнили в точности. Имя Константина Паустовского присвоено одной из планет, которую открыли в 70-е годы.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник: biographe.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...