Как писать игры Ютуб

Содержание

Как писать сценарии для рекламы на YouTube и чем она отличается от телевизионного собрата

Евгений Кучерявый Редакция «Текстерры»

У телевидения и интернета есть два отличия:

  1. В интернете есть выбор.
  2. В интернете есть Вася.

Васей будем называть человека, который может одним комментарием испортить вашу рекламную кампанию. Бывает и наоборот – только благодаря Васе ваша реклама эффективна. О том, как составить сценарий для рекламы на YouTube, чтобы привлечь Вась на свою сторону, и пойдет речь в этой статье.

Как пишется сценарий

Оформляется сценарий обычно так: лист делится на два столбца. В левом описывается происходящее на экране, в правом – звуковая часть. Например:

Картинка

Звук

Мужчина серфит интернет. Сайты забиты рекламой SEO-агентств.

ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: SEO – прет из всех щелей.

Это подходит, если голос будет за кадром, но вы можете использовать классическое оформление, когда изображение и звук описываются поочередно, а не параллельно:

Как записать летсплей для YouTube канала?

Мужчина сидит на диване и смотрит телевизор.

МУЖЧИНА: Хоть здесь отдохну от этой оптимизации.

По телевизору показывают рекламу SEO-агентства.

ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: SEO – нашло еще одну щель.

Не стоит описывать происходящее в мельчайших деталях. Еcли в ролике погоня, описывайте только ключевые ее моменты. Остальное – работа постановщиков, декораторов, операторов, звукорежиссеров и других специалистов.

Если ролик за вас будет снимать кто-то другой, скорее всего все эти люди будут в команде (блогеры работают самостоятельно). Если сами – лишние описания вам не нужны. По крайней мере, в сценарии – в нем должно описываться только развитие сюжета.

Старайтесь делать минимум ремарок, потому что актеры видят ваш сценарий не так, как его видите вы. И режиссер видит его не так. И оператор. Поэтому не давайте четких указаний по работе каждого. Просто опишите, что должно происходить в целом.

За ремарку вроде «крупный план на лицо» вам спасибо не скажут.

При написании сценария лучше не прибегать к использованию стимулирующих воображение веществ

Не забудьте учесть следующие факторы:

  • продукт;
  • формат;
  • хронометраж;
  • подачу;
  • площадку;
  • актеров;
  • аудиторию.

Изучите все это прежде, чем писать сценарий. Если у вас уже появилась гениальная идея, запишите ее, чтобы не забыть. Но ни в коем случае не доводите до исполнения, пока полностью не разберетесь в теме – после запуска рекламы может всплыть что-то, что испортит всю кампанию.

Сейчас мы пройдемся по пунктам и рассмотрим, как это все различается на YouTube и ТВ. И про вклад Васи не забудем.

Продукт всему голова

Сначала изучите, для кого предназначен продукт, какие его преимущества, почему такая цена, какое сырье используется при производстве. Собрав информацию, вы сможете понять, как лучше подать товар.

Продукт может быть плохого качества. Что тогда? Например, вы рекламируете смартфоны. Запустили рекламу, товар разошелся в огромных масштабах. И тут выясняется, что у них взрываются аккумуляторы.

Кого, как вы думаете, обвинят? Правильный ответ – всех: производителей, рекламщиков, актеров, продавцов и всех-всех-всех. Леню Голубкова до сих пор ненавидят из-за пирамид. Наверное, даже больше, чем самого Мавроди.

Если вы производитель, сделайте что-нибудь с качеством. Если вы просто рекламщик – постарайтесь обойти острые углы, а для этого их нужно заранее знать.

Вася может рассказать о своем негативном опыте пользования продуктом. Если кто-то подтвердит его слова, рекламную кампанию может быть уже не спасти. Продукт запомнят как что-то плохое, производителя и рекламщика – как лжецов.

Вас могут упрекнуть во лжи, даже если вы просто умолчали о существенных недостатках. Поэтому не старайтесь угодить всем – можете рассказать о незначительном недостатке. Да, вы потеряете тех, для кого было важно, чтобы ваш нож прорезал титан, но получите доверие остальных.

Возможные форматы

Желательно использовать сразу несколько форматов, но не на одной площадке. Допустим, можете придумать короткие вставки в начале , середине или конце роликов на нескольких каналах YouTube. На еще одном выпустить обзор.

Ни в коем случае не рекламируйте ничего на обзорном канале в виде вставок или чего-то подобного – Вася может обвинить обозревателя в продажности. Вася не хочет рекламу, он хочет узнать правду о продукте.

Вот несколько форматов:

  • Заготовленные вставки. Отвлекает зрителя от основного контента. Даже если написать для вставки отличный сценарий, другие форматы будут эффективнее при таком же объеме усилий. Аналог на телевидении – рекламные ролики. Отличаются меньшим хронометражем.

Например: telblog.net. Вставки – основной способ рекламы на этом канале. В этом ролике он плавно переходит с основной темы на рекламу. Закрываются возражения о легальности и безопасности. Есть и темная сторона канала – вставки не к месту и не по теме ролика.

  • Интеграции. Сюда входит все – от прямого призыва блогером купить что-то до продакт-плейсмента. Это может быть фраза «видео проспонсировано компанией X» или «я купила тушь Y со скидкой, вы можете так же» и так далее. Классический телевизионный пример: в кулинарном шоу повар рекомендует всем одно и то же масло и сам им пользуется. Если такая реклама у блогеров не слишком навязчива, то она работает хорошо.

Несмотря на то, что «вДудь» почти в каждом ролике вставляет преролл от Aviasales, в некоторых роликах у него есть интеграции. Например, в интервью с Евгением Баженовым. В своих роликах он пользуется смартфоном и читает с него вопросы. В этом ролике можно заметить, что смартфон красный.

В видео не говорится, откуда этот смартфон, но в прикрепленном комментарии есть ссылка (без призыва к действию). Недостаток в том, что в следующем интервью он снова использует старый смартфон.

  • Эксклюзивы. Ролики полностью под рекламу. Для интернета формат спорный, потому что аудитория не хочет смотреть чистую рекламу. Только если ролик действительно необычный и интересный.

Вот, например, реклама приставки Super Nintendo. В ролике он вызывает ностальгические чувства у своей аудитории, поэтому вероятность того, что кто-нибудь перейдет по ссылке, велика.

  • Обзоры. На телевидении обзоры не так широко распространены. В телемагазине могут продемонстрировать товар, но о недостатках не скажут ни слова. На YouTube обозревателей много, да и сам формат интересен пользователям. Если собираетесь заказать обзор, просто вышлите тематическому блогеру ваш продукт – он все сделает сам.

Для разнообразия посмотрим обзор на гитару. Что есть в обзоре: описание характеристик, проверка звучания. Конверсия ролика – 100 % (продавался всего один экземпляр).

На каждый из этих форматов Васе есть что сказать. Если знать, что заденет Васю, можно предупредить возможные конфликты с аудиторией.

Продакт-плейсмент был даже в «Ну, погоди!»

Заготовленные вставки не нравятся Васе, потому что они отвлекают. Зрители относятся к ним либо нейтрально, либо негативно. Вася может что-то сказать по этому поводу, но его слова почти ничего не изменят. Ролики все равно будут смотреть, а вставки останутся где-то в подсознании (в маркетинге это называется касанием).

Интеграции раздражают Васю только если сделаны неаккуратно или слишком часто мелькают. Лучшая интеграция – та, которую почти незаметно. Не так, чтобы зритель не разглядел продукт, а чтобы не понял, проплачено ли это. Если в роликах блогер пользуется планшетом одной марки, то никто не должен видеть его с планшетом конкурентов.

«Сами будьте своим лучшим покупателем. По мере возможности пользуйтесь только теми товарами, которые продаете. Ваши покупатели непременно подумают: «Если уж сам продавец доволен этим товаром, это самая лучшая рекомендация».

«Продай себя дорого», Джо Джирард.

Привести тему к продукту нужно плавно. Это не телевизионные шоу, где ведущие говорят заготовленным и несмешными шутками:

– Что-то у меня болит голова…

– Болит голова? Самое время выпить таблетку «Гэ» и послушать новую песню Ивана Петрова!

Эксклюзивы – верх «зашквара». Вася никогда вас не простит, если вы сделаете полностью рекламный ролик. Единственное, что может его умилостивить, это креатив. Сделать все как в нативке не получится, потому что в эксклюзивах обычно прямо говорят, что хотят от зрителя.

Обзор должен быть честным. Вася может написать, что пользовался продуктом, и что он не такой хороший, как говорит блогер. Или он может почитать отзывы и рассказать, что обозреватель намеренно умолчал о каком-то существенном недостатке. Кроме того, блогер никак не должен призывать аудиторию к покупке. Иначе Вася поймет, что обзор куплен – доверять он после этого перестанет.

Сколько можно это терпеть

Продолжительность ролика зависит от формата. Оптимальный вариант – пока не надоест зрителю, но чтобы полностью раскрыть предложение. Вы должны успеть показать выгоду потенциальных клиентов за короткое время.

Вставки короче всего. Они могут идти от 3 до 10 секунд, потому что потом надоест. За это время нужно дать максимум конкретной информации.

Интеграции могут быть короче, но вокруг них порой вертится весь ролик.

Когда слишком долгая реклама (потом сняли короткую версию)

Эксклюзивы могут быть такой длины, какой вы захотите. Но зрителю должно быть интересно смотреть, иначе он просто закроет вкладку или включит другой ролик. Не забывайте, что в роликах должна быть динамика. Если вы никогда не писали сценарии, вам легче будет сравнить это с чередованием предложений разной длины. В этом пять, в том – семь. Разные конструкции. Разные формы.

А потом опять длинное предложение, чтобы держать читателя в напряжении. Если весь текст будет забит предложениями одной длины, читать его будет сложно. Но мы не об этом.

У обзоров самый большой хронометраж. Тут можно вообще не заморачиваться и рассказать о продукте все. Главное – подача.

Музыкальное сопровождение

Добиться динамики можно не только за счет видеоряда, но и благодаря звуку. Не стесняйтесь вставлять музыку.

Многие любят такую схему: минорная партия на каком-нибудь инструменте, чаще всего это фортепиано, мелодия постепенно переходит в мажор (весело) или просто ускоряется. Что тем временем происходит на экране: обозначается проблема зрителя, а потом дается ее решение в виде продукта.

Примерно то же самое: сначала грустно, потом мелодия становится агрессивней. Пауза. Веселые нотки.

Еще пример: Умиротворяющая музыка постепенно растворяется в агрессивной (переход от хорошего к плохому). Потом снова начинается умиротворяющая музыка (герой воспользовался продуктом, что решило его проблемы). Излюбленный прием в рекламе лекарств.

Как вы уже поняли, динамика музыки должна соответствовать динамике повествования. Бывают ролики, когда сначала нет никакой музыки, а потом начинается что-то веселое. Чаще всего так бывает в рекламе еды или напитков.

Встречаются ролики вообще без изменения динамики. Но такого лучше избегать (и в музыке, и в сюжете), потому что за такими историями скучно наблюдать. История должна двигаться от хорошего к плохому, от плохого к хорошему. Можно нагнетать (от плохого к худшему или от хорошего к лучшему), но не более двух раз и с обязательным изменением полярности.

Еще по теме:  Как получить id видео с Youtube php

Вспомните, как вы пришли в кинотеатр на какой-нибудь фильм. Вас знакомят с героем-неудачником, а потом показывают, что его жизнь становится хуже: увольняют с работы, уходит жена, предает друг, разбивают машину, попадает под дождь. Вы сидите и ждете, когда же начнется что-нибудь интересное, потому что движение в одном направлении утомляет. Постоянные повороты сюжета, наоборот, держат в напряжении.

Зачем держать зрителя в напряжении? Чтобы он посмотрел ролик от начала до конца, иначе вы не успеете объяснить, в чем преимущества вашего продукта.

Какой канал выбрать

Разумеется, тематический. Это ясно как день. Но есть беда – бывают блогеры без конкретной тематики. Вы можете заказать обзор своей техники у блогера, который специализируется на обзорах техники. Но что делать, если на канале топы всего подряд или разные новости?

Тут нужно будет постараться, чтобы вставить рекламу к месту. Это может быть разовая интеграция. Например, вы попросите блогера осветить новость о вашем продукте. Такое сработает только если это действительно новость, а не информация столетней давности.

Если же это какие-то топы, можете попросить поставить продукт на первое место. Но помните, Вася не дремлет. Товар должен действительно обладать преимуществами над конкурентами.

Есть и другие типы каналов:

  • комики (весь ролик – одна большая реклама, в котором персонажи понимают, что находятся внутри рекламы),
  • летсплейщики (большинство живет за счет пожертвований, но этот рекламирует игры и сервисы покупки игр),
  • критики (для съемок использовалась та самая камера, поэтому зрители видят продукт в деле),
  • влогеры (как в ролике делать не стоит – заработаете плохую славу) и так далее.

Для каждого можно придумать способ, чтобы удачно вставить рекламу.

Актеры на телевидении и в интернете

Как вы уже догадались, лучшего эффекта можно добиться, когда непонятно, что это реклама. Поэтому нанимать других актеров для съемок не стоит. Достаточно блогера и его команды, если она есть.

Если выбор ограничен парой человек, придется подстраивать сценарий под них. Если сомневаетесь, что блогер может вытянуть нужную вам актерскую игру, не пишите ничего суперсложного. Учитывайте, какая роль лучше всего подойдет блогеру и отталкивайтесь от этого.

Для телевидения обычно проводят кастинги и выбирают из сотен актеров. Во время рекламной паузы от просмотра фильма, Том Круз не рекламирует сухарики. Это делают какие-то левые персонажи, которых не было в фильме. А блог – это театр одного актера.

Когда сам написал сценарий и сыграл все роли

Аудитория

У блогеров, работающих в одном направлении, может быть разная аудитория.

Не думайте, что раз вы пишете рекламу для летсплейщика, его аудитория будет состоять из школьников. Постарайтесь тщательнее изучить канал, прежде чем начинать писать. Может быть, вам вообще не подходит этот блогер и его аудитория.

Представьте, что оба блогера обозревают телефоны. Но у аудитории первого есть деньги, чтобы их купить, а у аудитории второго – нет.

Вирусные ролики

Чаще всего вирусными становятся оригинальные эксклюзивы. Если вирусным станет ролик, в котором есть интеграция вашего продукта, это тоже хорошо.

Когда пользователям настолько интересно смотреть рекламу, что они делятся роликом в социальных сетях или рассказывают друзьям при встрече или по телефону, просмотревшие сами разносят ролики, что делает их похожими на заразу. Отсюда и название.

Нет точной формулы, чтобы сделать ролик вирусным, но пара советов есть. Во-первых, будьте уверены в том, что делаете. Во-вторых, идите до конца. В-третьих, провоцируйте.

Создали рекламы OldSpice («Да, я на коне!») явно хотели сделать ее вирусной. И до сих пор ее многие помнят.

Когда смог написать хороший сценарий

У вирусных роликов есть недостаток – иногда подача настолько необычная, что запоминается сам ролик, а не продукт. Например, реклама ноутбуков MSI. Ролик стал вирусным, но кто запомнил название бренда? Тем более, если видел его впервые.

Внезапный поворот

Многие блогеры откажутся играть по вашему сценарию. Причины может быть две: либо они сами придумывают сценарии, либо они не могут реализовать то, о чем вы просите. Профессиональному блогеру можно довериться, но если вы сомневаетесь, что он справится, попробуйте убедить.

Если не получится, спросите сценарий, по которому он будет снимать ролик. Если он вам не понравится, ищите либо более профессионального блогера, либо того, который согласится на ваш сценарий.

Полезные советы

Теперь, когда вы учли все факторы, можете начинать писать сценарий. Вот несколько советов, которые вам помогут:

  • Избегайте штампов. Скорее всего, у вас просто не будет на них времени (что даже хорошо).
  • Максимум конкретной информации. Лучше в цифрах.
  • Только правда. Большой брат Вася следит за вами!
  • Не рассчитывайте на огромный бюджет и голливудские спецэффекты. Снимать блогер будет своими силами, поэтому сделайте упор на сюжет.
  • Затроньте тему, которая близка выбранной аудитории.
  • Попробуйте использовать тренды. Например, недавно весь YouTube был забит роликами о баттле Oxxxymiron vs. Dizaster. Как бы вы использовали это в рекламе? «Рвем конкурентов, как Oxxxymiron Dizaster’а» или попросили бы блоггера снять ролик на тему баттла и вставили бы туда тематическую рекламу?

Напоследок

Только не думайте, что Вася – царь и бог. Он может испортить все, но только если все критично с товаром или рекламой. Поэтому не бойтесь его и смело экспериментируйте. Идите на провокации, делайте что-то совсем необычное или даже омерзительное, пугайте, веселите зрителя до слез. В общем, не сюсюкайтесь и не слишком переживайте.

Обрезая своей идее крылья, вы рискуете показаться неискренним.

Не стоит обращать внимание на троллей. Они будут писать негативные комментарии в любом случае. Если у вас хватает фантазии, попробуйте придумать оригинальный ответ (например, песню, написанная из негативных комментариев). Если нет – игнорируйте. Только не упустите момент, когда ваша репутация упадет за черту невозврата, иначе можете получить это – песню об авиакомпании, отказавшейся платить за сломанную гитару.

Хотя иногда и это бывает на руку.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Источник: texterra.ru

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

Rabbit verh

Сегодня создать крутую игрушку на смартфон без навыков программирования вполне реально. Для этого существуют конструкторы для создания мобильных игр, через которые можно создавать игровые приложения под Android и iOS. Учитывая, что в партнерском маркетинге мобильный трафик уже значительно превалирует над десктопным, арбитражник хотя б поверхностно должен знать, как делается разработка под мобайл.

Получи скидку 10% по промокоду

Получи скидку 10% по промокоду «Protraffic»
Содержание скрыть

Реально ли создать игру без навыков программирования?

Даже весьма качественную и увлекательную игру вполне возможно создать без навыков программирования. Многие конструкторы позволяют создавать игры через визуальный редактор, не прибегая к коду. Существуют также готовые игровые герои, изображения, оружие, которые можно импортировать в свою игру и подогнать под сюжет. Программирование обычно требуется. если разработчик использует движок, требующий работы с кодом. Также оно бывает необходимо, если разрабатывается принципиально новая игровая механика.

Два популярных конструктора мобильных игр с навыками программирования

Многие крупные движки требуют хотя бы минимальных знаний программирования. На них создают наиболее сложные игровые проекты, которые невозможно сделать, без минимальной работы с кодом. Такие конструкторы — отличное решение для тех, кто в программировании не силен, но обладает минимальными познаниями. Впрочем, и разработчику, не знающему языков программирования, вполне удастся разрабатывать игры на этих движках, так как достаточно базовых знаний программирования и их можно освоить меньше чем за месяц с нуля.

Unity

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

Арбитражникам он больше знаком как in-app сеть. Однако Unity Technologies — это, прежде всего, компания по разработке видеоигр, Но кроме игр и рекламной сети, у них есть движки для разработки приложений, в том числе, и игровых. Среди игр, которые создаются на программах и конструкторах самая большая часть сделана именно на Unity. Согласно статистике Steam, Unity является абсолютным лидером по числу разработанных игр, удерживая первую строчку по сей день. Платформа завоевала популярность за счет того, что на ней можно разработать игры:

  • под Android, iOS, Windows Phone 10, Blackberry и более 25 других операционных систем;
  • рассчитанные на консоли PS4 PRO, Xbox One S;
  • с графикой на программах 3ds Max, Maya, Blender, CINEMA 4D, Softimage и почти любых других.

При этом в Unity максимально упрощенный интерфейс, что делает его понятным не только для профессиональных, но и начинающих разработчиков. На этом движке получаются максимально качественные звуковые и видеоэффекты.

Из минусов платформы:

  • без минимальных навыков программирования игру не создать;
  • игры получаются объемными. Простейшая игрушка, разработанная на Unity, весит не меньше 100 Мб;
  • после создания основы требуется долгая оптимизация;
  • для работы на движке требуется мощный компьютер.

Unity наиболее подходит для разработки 3D игр, хотя и 2D получаются качественно. На этом движке разработаны:

  • Lara Croft GO;
  • Angry Birds 2;
  • Pokemon GO;
  • Alto’s Adventure;
  • Hearthstone.

Цена: Personal — бесплатно, Plus — $399, Pro — $1 800, а Enterprise — $4 000 в год.

Почему Unity попал в топ? Самый многофункциональный и популярный движок. Лучше всего подходит для абсолютного большинства игровых проектов 3D и для игр с наиболее сложным геймплеем

Defold

Кроссплатформенный движок, при помощи которого можно делать разработку на HTML5. Кстати, поэтому является одним из наиболее простых движков, требующих программирования. В нем создают 2D и 3D-игры.

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

К плюсам движка можно отнести:

  • легкость и адаптивность игр — весят они немного и хорошо работают даже на старыхз устройствах;
  • минимум оптимизации перед запуском игры;
  • простота разработки.

Минусами движка являются:

  • более ограниченные (относительно других движков) возможности по работе с объектами 3D;
  • сложноватый интерфейс, к которому необходимо привыкать.

На движке Defold разработаны игры:

  • Plague Lords
  • Craftomation 101
  • BoxRob
  • Cat Stories: New Year
  • Solitaire Towers Tournaments

Еще одно достоинство — движок абсолютно бесплатен. Сообщество призывает производить добровольные пожертвования через официальный сайт.

Почему Defold попал в топ? Является одним из наиболее популярных бесплатных движков, на котором можно создавать как 2D, так и 3D игры.

Топ конструкторов мобильных игр без навыков программирования

Некоторые конструкторы позволяют создавать игры, вообще не прибегая к коду. В них есть возможность редактировать кодовую часть, однако обычно для качественной игры хватает и визуального редактора. Обычно чтобы создавать игровые приложения для работы с трафиком In App навыков программирования не требуется. Даже базовых.

Unreal Engine

Этот движок от компании Epic Games один из наиболее старых — первую игру на нем выпустили еще в 1998 году. В рейтинге Steam он занимает второе место по популярности.

Unreal Engine — это не только движок для разработки игр, но и большое комьюнити из преподавателей, обучающих центров, проектов по онлайн-обучению. Главная особенность движка — полностью бесплатное использование до того момента, пока игра не поможет разработчику заработать 1 млн. долларов. При этом доступен весь функционал и большинство ассетов. Монетизация проекта происходит за счет продажи готовых игровых элементов (оружия, зданий, персонажей), а также продвинутого платного обучения (базовые обучающие программы в бесплатном доступе).

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

Кроме бесплатности и возможности работать через визуальный редактор без программирования, к плюсам движка относятся:

  • большое количество бесплатных плагинов;
  • встроенная оптимизация игр под мобильные ОС;
  • сравнительно небольшие требования к компьютеру разработчика;

Из недостатков стоит отметить:

  • при большом количестве объектов и сильной детализации 3D-игры тормозят;
  • даже небольшие игры требуют серьезной оптимизации перед запуском;
  • чтобы делать востребованные игры, может потребоваться около полугода обучения и даже больше. Движок не самый простой в освоении даже без программирования.

Сейчас же он считается одним из лучших движков именно для видеоигр и шутеров от первого лица. На нем созданы такие игры, как:

  • Daylight;
  • Dead Island 2;
  • Space Hulk;
  • Deathwing;
  • Fable Legends;
  • Tekken 7.
Еще по теме:  Как рисовать на стекле Ютуб

Почему Unreal Engine попал в топ? Потому что это лучшее решение среди движков для 3D-игр, которые не требуют навыков программирования и к тому же бесплатны.

Construct 3

Зарекомендовал себя как движок для простых 2D-игр и идеальное решение для тех, кто делает первые шаги в разработк игр. Хотя Construct 3 является HTML5-движком, он ориентирован именно на непрограммистов, которые не разбираются в кодировании.

Кроме простоты и доступности, Construct 3 отличается следующими достоинствами:

  • разработанные на нем игры весят немного и работают на любых платформах;
  • для работы не нужно ничего скачивать — движок работает в браузерной версии;
  • отличное средство для создания игровых прототипов.

Работа через браузер одновременно является и минусом, так как для разработки требуется постоянное подключение к интернету. Другими недостатками являются:

  • неполная техническая документация;
  • ограниченность простой графикой и геймплеем.

Для создания простых незамороченных игровых приложений сложно найти более подходящий движок. На Construct 3 созданы такие игры, как:

  • Beast Attack;
  • Ignatius;
  • Lunar Mission;
  • Rescuers;
  • Artillerists Needs Your Help.

Цена: персональный тариф — $69, бизнес-тариф Startup — $92, а BUSINESS LICENSES $373 в год.

Почему Construct 3 попал в топ? Наиболее простой в освоении движок для максимально оперативной разработки (наиболее простые игры создаются за час, а наиболее сложные — за неделю). Не требователен к мощности компьютера и не требует установки.

GameMaker Studio

Его можно назвать более продвинутым аналогом предыдущего движка. Он также заточен под создание 2D игр, однако имеет более продвинутый функционал. На нем можно делать игры с большей детализацией и более сложной графикой и геймплеем. Желающие работать с программной частью могут писать код на языке GML.

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

К плюсам движка относятся:

  • возможность работать как с программированием, так и без;
  • быстрая работа даже сложных игр;
  • большое комьюнити, наличие множества обучающих материалов в открытом доступе.

К минусам можно отнести то, что язык программирования у движка весьма нестандартный и резко отличается от популярных аналогов. Другим недостатком является высокая стоимость лицензии.

На этом движке разработаны такие игры, как:

  • Sudoku Scramble;
  • Bubbles the cat;
  • Downwell;
  • Crashlands;
  • Iron Snout.

Цена: единоразовый платеж в $400, чтобы получить лицензию на публикацию игр.

Почему GameMaker попал в топ? При прочих достоинствах у движка русскоязычный официальный сайт и сообщество.

BuildBox

Считается конструктором для игровых энтузиастов — миссией его создателя было предоставить возможность каждому игровому энтузиасту дать возможность разрабатывать игры. Долгое время работал только на создание 2D-игр, однако последняя версия позволяет создавать и 3D.

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

Главной фишкой движка является возможность моделирования игры, после чего её можно очень гибко настраивать и редактировать (меняя персонажей, ландшафт, оружие и т.д.). Все это выполняется в визуальном редакторе без программирования.

Другими преимуществами являются:

  • возможность работать с кодом при желании;
  • кроссплатформенность;
  • простая интеграция рекламными сетями, а также своя рекламная сеть, через которую можно зарабатывать на in-app рекламе;
  • обилие игровых шаблонов, причем, многие в бесплатном доступе.

К минусам можно отнести:

  • в бесплатной версии отсутствие интеграция с AdMob, а при монетизации игры через внутреннюю in-app сеть, сервис забирает себе 70% дохода;
  • отсутствие искусственного интеллекта,

Цена: кроме бесплатной версии, есть месячная за $20 с ограниченными возможностями и годовая за $500 с полными возможностями.

Почему BuildBox попал в топ? Он является самым самодостаточным (при этом несложным) движком — многие игры можно разработать на нем, даже не прибегая к сторонним сервисам для создания графики и других игровых элементов.

Топ бесплатных конструкторов мобильных игр

Есть целая категория движков, которые условно бесплатны — то есть, требуют оплаты лишь в том случае, когда игра выходит на крупные суммы монетизации. При этом они настолько же качественные, как и движки с ежемесячной и годовой тарификацией. Это очень хорошее решение для арбитражников (как соло, так и команд).

Panda 3D

Сейчас его можно назвать движком “на общественных началах”, хотя разработала его компания Disney, а поддержкой занимается Carnegie Mellon University. Сейчас поддержкой и развитием движка по факту занимается сообщество энтузиастов. Лицензия у проги свободная, поэтому каждый волен использовать и редактировать движок в своих целях, не выплачивая никаких отчислений.

Как явствует из названия, подходит Panda для 3D игр, причем, с обилием сложных игровых элементов и искусственным интеллектом.

К достоинствам движка относятся:

  • возможность интегрировать разработки на нем в другие движки;
  • невысокая сложность разработки, доступная новичкам;
  • абсолютная бесплатность — ни на каком этапе движок не требует оплаты.
  • Panda 3D — не конструктор игр, а framework. Поэтому для работы в нем придется кодить;
  • рендеринг графики сильно уступает современным 3D движкам вроде Unity Unreal Engine, поэтому визуал игр получается на уровне 2000-2010 годов.

На этом движке разработаны такие игры, как:

  • Toontown Online (сейчас закрылась);
  • Pirates of the Caribbean Online (закрылась);
  • Ghost Pirates of Vooju Island;
  • A Vampyre Story.

Почему Panda 3D попал в топ? Несмотря на отставание в плане графики, этот бесплатный фреймворк отлично подходит арбитражникам. Ведь зачастую игры и приложения под арбитраж не требовательны в плане графики.

LibGDX

Является лучшим бесплатным решением для профессионалов. На нем разрабатывают и 2В и 3В-игры. Он бесплатен, требует навыков программирования на Java и позволяет создавать максимально качественный геймплей.

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

К плюсам можно отнести:

  • полный набор функций на бесплатной версии;
  • имеется библиотека для создания сложных игровых механик, внутриигровых покупок и взаимодействия с социальными сетями;
  • игры получаются легкими, не виснут и адаптированы под любые устройства;

Минусами движка являются:

  • сложный для новичка функционал. Работать без знаний программирования не получится;
  • многие инструменты разработки придется отдельно создавать на движке (например, редактор карт). В других движках они обычно встроены заранее;

На LibGDX разработаны такие игры, как:

  • Paperama;
  • Construction City;
  • Shipwrecked: Pearl Cove Island;
  • Stone Pillar;
  • Lovecraft Quest.

Почему LibGDX попал в топ? Среди бесплатных движков именно он позволяет реализовать наиболее сложную игровую механику.

SpriteKit для iOS

Это не просто движок для “игр на яблочную технику” — это разработка самой компании Apple, чтобы создатели приложений могли готовить продукт, максимально адаптированный под операционные системы iOS и MacOS.SpriteKit также поддерживается в tvOS, watchOS и хорошо интегрируется с такими платформами, как GameplayKit и SceneKit.

SpriteKit отличный вариант не только для команд, но и для инди-разработчиков, потому что практически все функции движка доступны на бесплатном тарифе. Другое достоинство движка — почти полная гарантия, что созданная на нем игра будет исправно работать на платформах Apple, ведь именно эта компания и создавала движок. Кроме того, можно использовать другие API iOS (например, iAd, In-App Purchases и т. д.), не полагаясь на сторонние плагины. Игры на этом движке прощу проходят модерацию в App Store (при прочих равных условиях).

Главный минус движка — ограниченность 2D-играми (учитывая, что движок себя и позиционирует как платформа для 2D-игр на iOS минусом это можно считать лишь условно). Другой малоприятный момент — совсем без программирования не получится. Разработка игр сопряжена с работой на языке Swift 2.2 и для этого придется скачать и установить пакет программных инструментов Xcode 7.3. Кроме того, редактор игровых сцен намного проще и примитивнее, чем у аналогичных движков.

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

Однако не стоит пугаться работы с языком программирования — в открытом доступе полно пошаговых руководств по освоению движка и написанию простых спрайтов для игр. В том числе, и на русском языке.

Почему SpriteKit попал в топ? Это авторская разработка компании Apple и лучшее специализированное решение для iOS, причем, бесплатное.

Godot

Это кроссплатформенный движок для 2D и 3D-разработки. Изначально он был внутренним движком для нескольких игровых компаний. Однако впоследствии его выпустили в публичный релиз под свободной лицензией.

Сейчас поддержкой движка занимаются энтузиасты, а значит, всего его опции можно использовать бесплатно.

10 программ и конструкторов для создания мобильных игр на Android и iOS

К плюсам движка относятся:

  • самодостаточность. Для создания игр внутренней среды разработки вполне достаточно без дополнительных инструментов;
  • работа с несколькими языками программирования;
  • большое количество плагинов, которые сильно расширяют возможности движка;
  • кроссплатформенность.

К минусам можно отнести:

  • игры 3D все же уступают тем, которые разработаны на Unity или Unreal;
  • проблемы с адаптацией игр под консоли.

На движке Godot разработали такие игры, как:

  • El Asombroso Show Zamba;
  • Dog Mendonça
  • Anthill;
  • Running Nose;
  • Project Carnival.

Почему Godot попал в топ? Для разработки многих игр достаточно одного этого движка и ничего более.

Чем эти платформы полезны для арбитражника?

Отлив трафика на мобильные приложения — тренд арбитража последних лет. Ведь, во-первых, с мобильными приложениями проще обходить блокировки Facebook, Google, Tik Tok и других “требовательных” рекламных сетей. Наличие игры в сторах для этих сетей знак того, что ее можно допустить к рекламе. Во-вторых, через приложения можно добывать условно бесплатный трафик с поиска в App Store и Google Play..В-третьих, мобильные прилы — универсальный инструмент: с их помощью можно монетизировать не только онлайн-игры, казино, но также и дейтинг, криптовертикаль, подписочные офферы и даже товарку.

Но с поиском приложений под офферы нередко возникают сложности, особенно у начинающих и соло арбитражников. Конечно, некоторые партнерки выдают приложения (особенно, под гэмблинг, ставки и крипту). Но, во-первых, так делают не все ПП. Во-вторых, приложения от партнерок не всегда хорошо конвертятся. В-третьих, даже если партнерка выдает достаточно приложений, лучше параллельно разрабатывать свои, чтобы ставить их на сплит-тест.

Крупные арбитражные команды обычно держат разработчиков, либо заказывают прилы программистам. Однако это дорого и не всем арбитранам под силу. Поэтому программы для быстрой и бюджетной разработки приложений без знаний программирования — настоящее спасение для сольников и небольших команд, а особенно, начинающих арбитражников.

Ведь с помощью вышеуказанных сервисов можно разработать не только онлайн-игру, но и интерактивную программу питания для похудения, обучалку для крипто-трейдинга, приложение для знакомств и другое тому подобное.

Заключение

Движки для создания игровых приложений — отличное подспорье в арбитраже трафика. Создавая на них игры, можно значительно повысить возможности по монетизации трафика. Кроме того, можно сделать собственную игру, как рекламодатель оплачивая ее установки арбитражникам по модели CPI. Благо, конструкторы располагают возможностями по приему платежей и интеграции с сетями In App.

Источник: protraffic.com

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Приветствую тебя мой читатель. Хотел научиться делать игру? Тогда тебе сюда!. Играя в rpg или стрелялку вы могли задумываться, а как создать свою собственную игру? Какие знания требуются, и сколько займёт время?

В этой статье я расскажу, как создать игру на компьютере самому с нуля и вы получите для скачивание ГОТОВЫЕ исходники кода для запуска игры на своем ПК.

Много лет назад, когда компьютеры были слабыми и не было нормального ПО, над одним проектом работали целые команды, теперь всё это ушло в прошлое. Чтобы создать свою игру нужны идея, желание и усидчивость. Не просто что-то сделать в одиночку и добиться монетизации, на это потребуется время.

Как создать игру на компьютере самому с нуля: пошагово

Для начала определимся, кто такие разработчики, которые сами всё делают, графику, пишут код и продвигают готовый релиз. Их называют инди, у них появилась уникальная идея и они решили попробовать, её реализовать. Перед самым началом у пользователя возникает, два вопроса с чего начать и где найти подходящие уроки с примерами. В этой статье вы получите ответ на оба вопроса, а в конце описание и простенький пример игры.

Еще по теме:  Ютуб группа воскресенье ах как хочется жить

Как создать игру на ПК: с чего же начать?

В первую очередь определитесь, под какую платформу будет ваш продукт: на ПК, для мобильных устройств, браузерная.

У каждого варианта свои преимущество и недостатки.

  1. ПК – плюсы запускается на компьютере без выхода в интернет, минусы, чтобы продвинуть – нужно вложиться. Например, вы прошли обучение и знаете, как делать игры на ПК, даже удалось сделать гонки или rpg игру, но чтобы получить деньги нужно купить платный аккаунт на одном из специальных сайтов. Читайте, как купить аккаунт ниже? Браузерная игра для ПК
  2. Мобильные устройства – здесь преимущество заключается в быстро растущей популярности смартфонов. Выпустив интересную игру, есть шанс на ней заработать. Недостаток в том, чтобы её заметили, придётся воспользоваться сторонним ресурсом, а они чаще всего платные. Игра для мобильных устройств
  3. Браузерные – создаются с помощью html и javascript, плюс – не обязательно скачивать и покупать программы, достаточно открыть текстовый редактор и на нём начать писать, если же нужно подключить дополнительные библиотеки, они находятся в интернете и абсолютно бесплатно. Браузерная игра

В случае больших игр, есть хорошая библиотека phaser , там прописаны функции способные загрузить спрайты, сделать быстро анимацию и установить прелоадер – это когда полоска, плавно загружается по шкале, специально, чтобы пользователь не ушёл и дождался запуска и появления меню. Подходящие решения для новичков, чтобы получить заработок на играх.

Минус – вам придётся потратить время на продвижение, раскрутку сайта или же найти сторонний ресурс и там опубликовать игру.

Сколько я смогу заработать?

Всё зависит от вашей фантазии и свободного времени. Точную цифру вам никто не назовёт, но мне приходилось встречать разработчиков, которые за небольшой промежуток времени, чуть больше месяца, удавалось собрать примерно десять тысяч долларов, игра была на андроид. Это довольно мотивирует, чтобы начать интересоваться вопросом, как создать свою игру на компьютере?

Площадки для размещения проектов.

Далее речь пойдёт о ресурсах, где можно добавить завершённую игру.

  1. Google Play – требуется создать аккаунт разработчика. Необходимо заплатить 25 $. После чего вы получите доступ для публикации своих игр. Как и на других площадках откроется форма, для заполнения.

Подготовка маркетингового материала занимает время и требуется придерживаться следующих ограничений.

  • Название не должно превышать 30 символов.
  • Количество фотографий минимум 2, максимум 8
  • Полный текст не более 4000 знаков.
  • Краткое описание – 80 символов.

Созданное приложение после уроков как делать игры на пк, это часть успеха, для получения большого количества установок, необходимо написать интересное описание, вот рекомендации как это сделать.

  1. Добавьте скриншоты, своего приложения, самые удачные на ваш взгляд. Если программа работает не только под смартфоны, но и под планшеты. Картинки под эти устройства так же должны быть размещены.
  2. Напишите интересный текст – небольшую сюжетную линию, с неожиданным поворотом. Главное не переусердствуйте, со спойлерами, в игре должна быть интрига.
  3. Мотивируйте пользователя для получения высоких оценок и комментариев приложения. Например, игровому персу не хватает денег, для получения брони, напишите, если игроки поставят лайк и оставят комментарии, то получат внутриигровую валюту.
  1. Steam – не очень привлекательный сервис, для новичков. Оплата здесь гораздо выше, чем у гугла. Но если и у вас за спиной уже несколько прибыльных проектов, то можете попробовать этот сервис. Итак, как разместить свою игру в Стим?

Заходим на специальную страницу партнёров, и заполняем анкету. Указывая свои платежные данные, нужно заплатить взнос в размере 100 $ , за каждый выпущенный вами продукт. Например, разместили гонки, оплатили сто долларов, при релизе следующей игры, стоит подготовить заранее такую же сумму. После выполнения всех условий системы и загрузки программы, подождите 5 дней . Сотрудники Стима проверят работоспособность приложения. Цену своей игры вы проставляете сами.

Понятно из статьи выше, создавая свою игру, требуется изначально вложиться. Если вы знаете, как делать игры на ПК и уверены в успехе своего проекта, то можно попробовать. В остальных случаях используйте технологии разработки браузерных игр, например html5.

Что из себя представляет данная технология?

Существует официальное определение, что HTML 5 – это последняя версия языка разметки для web страниц, которая официально используется во всем мире. Теперь она стала ещё более усовершенствованной, появились новые теги и функции JavaScript, позволяющие добавлять картинки. Изображения – основная составляющая при геймдизайне.

Фоновые локации, персонажи, окружающий мир, всё это загружается специальной функцией. Герои, вооруженные мечами, атакуют врагов и взаимодействуют с окружающим миром, за счёт столкновения картинок по оси координат X и Y. Как это сделать будет описано ниже.

Как создать игру на компьютере самому с нуля: пошаговая инструкция на примере html5?

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Сейчас разберём простенький пример, который создается в блокноте, и вы поймёте, как создать игру на компьютере самому с нуля. Главный герой убегает от преследователя, который идёт по пятам, если антагонист настигнет героя, то нанесёт урон. Выглядит всё довольно просто. В примере действующие лица, будут два кружка. За отрисовку примитивов отвечают методы.

В нашем случае используем “arc” . Он принимает несколько значений: x, y, радиус и два последних начальный и конечный угол. Приступим, для начала добавим героя на холст. Предположительно, тег canvas уже присутствует в вашем документе с идентификатором id. Теперь осталось на него сослаться canvas = document.getElementById(“canvas”); и вернуть контекст для рисования. ctx = canvas.getContext(“2d”);

Забудете указать canvas с id, контекст вернет null. Когда всё сделано правильно, можно нарисовать первую фигуру и оставить надпись сверху.

fillText , отображает текущее здоровье.

beginPath и closePath – начинает и завершает контур зарисовки.

Fill – заливает цветом эллипс, который указан fillStyle . Главный герой должен уметь двигаться, чтобы выполнять задания и сражаться с врагами. Напишем несколько переменных down, up, right и left.

Они срабатывают в методах myDown и myUp , когда происходит перемещение героя по холсту. Ещё одна переменная массив, obj, туда мы добавим всех персонажей нашей игры.

Полностью код, можно увидеть ниже.

Как создать игру на компьютере самому с нуля: код для верстки шаблона игры

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Добавим противника с координатами х=350 и y=250 . Просто скопируйте строчку obj.push , в коде и поменяйте параметры x и y. Измените, метод draw , чтобы он соответствовал рисунку.

Как создать игру код программы

Если всё сделано правильно, то при запуске в браузере, отобразиться два эллипса. Во время битвы, атака происходит непосредственно вблизи, на расстояния вытянутой руки или мечами. При условии, что это не лучник, а предположим, преследователь обычный бандит и вооружён кинжалом, а значит атака в ближнем бою. Высчитывается радиус в 2d играх, с помощью математики. Метод sqrt производит необходимые расчёты.

Запишем в код перед draw, два метода diff и dist и вызови dist в конце функции

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Dist принимает четыре параметра, первые два X и Y героя, последние два – координаты противника. Чтобы увидеть результат нужно прописать условие, при котором будут срабатывать действия, в нашем случае, элементарное перекрашивание противника в красный цвет. В начале функции укажите координаты соперника

и запишите вот так.

Создаем координаты объектов в игре

Совет: большинство новичков допускают ошибки, в коде из-за чего перекрашивается один объект, и меняют цвета ещё несколько. В нашем случае произошло тоже самое, и вместе с кругом врага поменялся и цвет текста. Save restore – могут исправить положение. Просто окружите ими цикл for в функции draw и при запуске вы увидите следующее.

Как создать игру на компьютере со стукивающимися шариками

Далее переделаем код так, чтобы нашего героя преследовал враг. Здесь же мы воспользуемся несколькими математическими функциями atan2, sin, cos и создадим ещё одну updatePointer . Заранее добавьте переменные в начале кода GameOver = false и a,b,c.

В целом должно получиться вот так:

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Для запуска преследования немного переделаем update . Раньше упоминалось, условие, где противник перекрашивается, в красный цвет. Теперь запишем в тело else updatePointer(); .

После этого противник начнёт свою охоту, за героем.
Осталось сделать атаку и поражение. Добавим ещё две новых переменных

  • attack = false, i = 0.
  • Attack – проверяет нужно атаковать героя или нет,

I – высчитывает интервал между атаками например 1 секунда указано в значении массива intervalAttack . Когда пройдёт одна секунда значение i обнуляется. Пример:

Интервал Атака в создаваемой игре

Запускаем в начале update.

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

В условие где перекрашивание объекта добавляем if(…) < attack = true;…>else . При поражении хорошо бы вывести сообщение “Ваш герой погиб, конец игры”. Воспользуемся fillText , и изменим функцию draw.

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Попробуем разобраться как создать игру на компьютере самому с нуля c картинками Flappy Bitd .

Как создать игру самому на компьютере Flappy Bitd

Задача: управляя жёлтой птичкой, уворачиваться от зелёных труб. При условии, что птица постоянно падает. В коде будут задействованы, новые методы загрузки картинок, звуковых эффектов и сохранения счёта. Весь необходимый материал находится в папках audio и img.

Перечислю новые классы и методы.

  • Image() – создаёт новый экземпляр класса, для отображения картинки
  • Audio() – проигрывание звука.
  • drawImage – отрисовка изображения принимает девять параметров. Первый ссылка на изображение. Остальные восемь работают, в зависимости от заданных значений. Например, если использовать только четыре параметра, то задастся месторасположение по оси координат и высота и ширина. Добавив ещё четыре, они так же будут отвечать за расположение и размер картинки, только первые 4 изменят свое предназначение и теперь с помощью их можно передвинуть картинку в любое направление в пределах границ и задать размер этой картинки. Таким образом создаётся анимация спрайтовых картинок.
  • Play – воспроизводит звук.
  • translate – ретранслирует объект в новое место окна.
  • rotate – поворачивает графический объект. Задавайте это значение перед drawImage.
  • requestAnimationFrame – задаёт анимацию повторения, где в скобках указывается функция для повтора.
  • strokeText – рисует контур текста, свойство lineWidth задаёт толщину линий, strokeStyle – цвет.
  • localStorage – служит как хранилище данных, очень удобно для хранения рекордов пользователя по завершению игры.
  • setItem – устанавливает значение которое надо сохранить и ключ вызова значения например. localStorage.setItem(“best”, score.best);
  • getItem – вызывает данные из хранилища localStorage.getItem(“best”)

Все документы, связанные со скриптами, лучше всего хранить отдельно от html. Поэтому создадим game.js и добавим следующие константы.

Добавление константы

Примечание: здесь картинки подгрузятся сразу, так как срабатывает анимация, но если вы создадите изображение в функции и вызовете её, то ничего не произойдёт, так как нужно добавить onload.

Учитывайте это при создании будущих игр в html5.

Контроль игры, взаимодействие с объектами осуществляется с помощью кнопок мыши или клавиатуры.

Контроль созданной игры в коде

Проверка: если нажатая кнопка старт, сбрасывает значение объектов pipes – трубы, bird – птица, score – очки, и ставим флажок getReady . Запускается case с флагом state.game , и начинают проигрываться звуки полёта.

Задний и передний план, отображает облака и землю.

Задний фон для игры

Полёт птицы, и проигрыш в случае падения на землю. Весь код прокомментирован.

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Стартовое и конец игры сообщения.

Стартовое сообщение

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Следующее, что нужно сделать это появление труб на локации, они должны быть разной длины, а так же обозначить, что при столкновении птица падает.

Обязательно следует отобразить очки, как сверху над птицей, так и по завершению игры.

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

Заключительный этап показ всех элементов на холсте.

Отрисовка элементов Игры

Чтобы всё заработала, в html документе создайте, следующий код:

Как создать игру на компьютере самому с нуля: делаем мини игру про птичек + исходники кода с игрой

СКАЧАТЬ ИСХОДНИКИ ИГРЫ И САМИ ИГРЫ МОЖЕТЕ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ:

В заключении хотелось бы отметить. Как заработать на html играх. Самый действенный способ разместить, рекламу, перед загрузкой игры. Платят за переходы. Ещё можно придумать, платные фишки. Если игрок заплатит, то получит дополнительные предметы, артефакты и доступ к секретным уровням. World of Warcraft, зарабатывает именно таким образом.

На этом у меня всё, исходники прилагаются.

Если материал был интересен не забывайте сделать репост и поставить лайк. Всех благ.

Источник: firelinks.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...