КОМУ И КАК ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ
Уже во II в. в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахе) — текст, быстро утраченный, а вновь обретенный только в XIX в.,— говорит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» (Дидахе. 1).
Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь» (Там же). У многих позднейших Отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит.
Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню. Например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению.
Как подать милостыню правильно?
И тогда это уже мой грех.
И все же святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу. а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: давай благочестивому, и не помогай грешнику (Сир. 12, 4).
Поскольку у святых разные советы — то пусть уж каждый христианин выбирает сам, как ему вести себя.
Я же могу облегчить или затруднить выбор постановкой еще двух ориентировочных вешей.
Первая: можно осмотреться вокруг себя и заметить человека или семью, которым заведомо хуже, тяжелее, чем тебе. И помогать этой семье, причем не разово, а постоянно. Стоит также понять, что нужда бывает не только в еде или платье. Детям и студентам нужны книги, нужна информация, которая отключала бы их от телепопсы и учила бы думать. Так что умный фильм и хорошая книга тоже могут быть милостыней.
Вторая: милостыня должна быть настолько большой, чтобы потом тебя «жаба душила». Если твоя милостыня — это всего лишь копеечка, то ты не человека пожалел, а просто свои карманы освободил от лишнего груза и бренчания. Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему. Серьезная милостыня — та, которую ты мог бы истратить на себя. Благослови вас Господь!
Почему так важно приносить милостыню в память об усопших?
Милостыню за души усопших братьев всегда приносила Церковь Христова. И ветхозаветные люди творили милостыню в память усопших — но с некоторыми ограничениями. Раздавай хлебы твоя при гробе праведных, — наставляет сына праведный Товит, — но не давай грешникам. Всеобъемлющая христианская, новозаветная любовь уничтожает эти рамки. Преп.
Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать даже и за самоубийц.
Святитель Иоанн Златоуст, удерживая христиан от «лукавого плача», стенаний и рыданий, говорит: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями». Тому, кто преставился во грехах, мы можем как-то помочь не только постоянными молитвами, но и милостыней: чтобы его наказание стало более выносимым, «чтобы терпимой стала для него геенна». И даже если он недостоин, Бог пожалеет нас. Если Апостол Павел помиловал и простил человека по молитвам других, то тем более должны это делать мы.
Чем тяжелее ответственность умершего за грехи, тем большую милостыню должны мы за него принести. «Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, — увещевает святитель. — Ты собери вдовиц — вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню.
Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими» И заключает: «Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни». В другом месте, побуждая верующих совершать панихиды по усопшим, он советовал постоянно за них подавать и милостыню. Ибо это приношение доставляет им «некое утешение».
Как подавать милостыню и помощь с рассуждением.
Одна из главных добродетелей, как учат святые отцы, – рассуждение. Его можно применить ко всему, что мы делаем, в том числе и к делам милосердия. Всё: от помощи нищим на паперти до труда волонтера – требует разумного подхода, но порой очень трудно разобраться, как же следует поступать. О разумном милосердии рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
Источник: sv-alexey.jimdofree.com
Как подавать милостыню
Почти каждый день, выходя в город, мы встречаем бездомных людей, в народе презрительно именуемых бомжами. Около метро, у вокзала, рынка, и конечно, почти возле каждой церкви можно встретить просящих и даже требующих бездомных. У многих в этот момент появляется ряд вопросов: подавать или не подавать, а если подать, то, как именно и если в этом смысл.
Статьи по теме:
- Как подавать милостыню
- Что такое милосердие
- Как можно помогать нуждающимся
Инструкция
Если вы идете на работу и по дороге вы встретили нищего, который просит у вас денег. Не поленитесь и спросите, зачем они ему нужны. Очень часто они просят на еду. Это самый простой случай. Пойдите вместе с ним в магазин и купите ему то, чего он наверняка был лишен многие годы.
Устройте человеку праздник, как если бы это был ваш старый знакомый. Подойдет и копченая курица, колбаса подороже, сыр, йогурт. Одним словом все то, чем никто из них не закусывает и почти никогда не покупает в качестве еды. И даже, если вначале он вам соврал, то все равно будет вам искренне благодарен.
Никогда нельзя давать деньги, не под каким предлогом. Нищие обычно находятся в таком бедственном положении становятся больными духовно и в большинстве своем не могут правильно распорядиться деньгами. Купите ему то, в чем есть необходимость. Представьте хоть ненадолго его жизнь и проблемы.
Если вы помогаете больному человеку, то нельзя ему просто купить лекарства. Нельзя просто прислать посылку арестанту. Нельзя просто так прислать игрушки и одежду в детский дом. Без искреннего желание о помощи все это обесценивается.
Лекарства начинают порождать зависть у других, арестанты проигрывают в карты всю вашу посылку, а дети из детских домов становятся обычными вымогателями. Нужно навещать больного, покупать ему лекарства, общаться и с другими больными и устраивать им небольшие праздники и радости. С арестантом нужно переписываться, вселять в него надежду и заставить задуматься о прожитой жизни. Приезжать к детям в детский дом, привозить с собой игрушки, петь с ними, рисовать, угощать сладким.
Источник: www.kakprosto.ru
Митрополит Марк рассказал, стоит ли подавать милостыню
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк ответил на вопрос, стоит ли подавать милостыню в программе «Слово архипастыря». Видео опубликовал сайт Рязанской епархии.
По словам священника, в отношении милостыни существует две равноправные точки зрения.
— В истории Церкви есть примеры, когда праведные люди подавали милостыню всем без разбора, — рассказал митрополит. — С другой стороны, с первых веков христианской веры существует подход, когда люди относятся к милостыне с рассуждением.
По его словам, реальность современной жизни такова, что те, кто просит, не всегда нуждаются. А те, кто нуждается, не просят.
— Не будет грехом подать первому встречному, если вы уверены, что это исполнение заповеди Божией, — говорит Марк. — Также не будет грехом подать тому, кто реально нуждается, но не стоит с протянутой рукой на улице. Это может быть старушка-соседка, или человек, заболевший, и нуждающийся в нашей помощи.
Источник: ryazan.bezformata.com