После трагедии в Казани мы много говорим о безопасности школ и пытаемся понять, мог бы охранник или учитель предотвратить нападение. Однако подобные разговоры — это лишь попытка «лечить» симптом, а не бороться с «болезнью».
В чем причина подростковой агрессивности, к каким последствиям она приводит и можем ли мы предотвратить подобные ситуации?
Справка
11 мая 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял учителей и школьников казанской гимназии №175. В результате девять человек погибли, еще 23 пострадало. После задержания Галявиева арестовали на два месяца.
Корни проблемы
Все подростки агрессивны. И это совершенно нормально. Причины такого поведения лежат в двух плоскостях:
1. Биологическая
В ее основе — влияние гормонов, перестройка и особенности работы головного мозга в пубертат. В крови подростка буквально бурлит гормональный коктейль, в который в том числе входит тестостерон, ответственный за агрессивное поведение. При этом префронтальная кора, которая отвечает за логику и рациональные решения, еще недостаточно развита, поэтому подросток не может контролировать себя и вспышки агрессии.
Советы психолога родителям. Как быть с подростковой агрессией?
2. Социальная
Она включает социальное окружение в школе, отношения с родителями и братьями или сестрами, если они есть. Если ребенка не принимают в школе и у него нет друзей за ее пределами, если в семье гнетущая и неподдерживающая атмосфера, то он становится более склонным к проявлению агрессии. Строгое воспитание и жесткий контроль со стороны семьи тоже приводят к протесту и агрессивному поведению.
Агрессивное поведение давало подросткам эволюционное преимущество: если ты можешь дать отпор и конкурировать за ресурсы, ты выживаешь, а значит, передаешь свои гены по наследству. Сегодня конкуренция строится совсем на других принципах, но наша биология не успевает перестроиться под стремительно меняющийся мир, поэтому агрессивное поведение становится проблемой как для тех, кто его проявляет, так и для окружающих его людей.
Последствия агрессии
Стоит отметить, что агрессия сама по себе неплохая и нехорошая. Это одно из естественных состояний человека, которое помогало ему выжить. Проблемой агрессия становится тогда, когда человек не умеет управлять этой эмоцией и использовать ее конструктивно. Агрессия может проявляться конструктивно и деструктивно.
Агрессия, направленная на себя (аутоагрессия)
Очень часто в семьях, где есть запрет на негативные эмоции, а родители подавляют детей и контролируют каждый их шаг, ребенок быстро понимает, что нельзя проявлять агрессию. Но она в любом случае требует выхода. И тогда ребенок направляет ее на себя. Он физически или психологически причиняет себе боль.
Проявлениями такой агрессии становятся:
- негативные установки,
- отсутствие веры в себя и свои силы,
- низкая самооценка,
- замкнутость.
В крайних случаях такая агрессия переходит на физический уровень: ребенок намеренно причиняет себе вред — ударяется о какие-то предметы, например, бьется головой о стену, режет кожу, щиплет себя до синяков и так далее. Аутоагрессия намного опаснее обычной агрессии. Она тихая, часто незаметная, но может стать причиной большой трагедии. Однажды ребенку может надоесть терпеть, и его злость переместится с себя на внешний мир.
Советы родителям агрессивного подростка. Способы борьбы с подростковой агрессией.
Агрессия, направленная на других
Такую агрессию проявляют дети, которых мы называем задирами и трудными подростками. С ними действительно трудно. Любой вопрос они воспринимают как нападение, поэтому нападают в ответ. Они много хамят и бросаются с кулаками на любого обидчика, могут быть инициаторами буллинга или его жертвами, демонстративно нарушают правила и нормы поведения.
Таким образом, ребенок старается завоевать свое место под солнцем и заработать авторитет. Если дети-агрессоры не находят поддержки в семье и не могут сформировать социальное окружение в школе, то они могут примкнуть к агрессивным субкультурам, например, футбольным фанатам или неонацистам.
Достижение результата — это один из немногих конструктивных выходов для агрессии. Поэтому ребенка, который часто ведет себя не сдержанно, нужно обязательно отдать в спорт. Занятия, например, скалолазанием, рафтингом или исторической реконструкцией помогут ему выплеснуть свои эмоции. При этом он всегда будет под присмотром тренера. Родителям следует поощрять именно такой выход агрессии.
Как понять, что ребенку нужна помощь
В норме о проблемах ребенка мы узнаем до того, как ситуация выходит из-под контроля — он собирает бомбу, планирует самоубийство или другой способ причинить физический вред обидчикам. Но к сожалению, не каждый родитель обладает нужными психологическими знаниями, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.
Чек-лист, который поможет понять, что ребенок подавляет агрессию и находится на грани срыва:
- Ребенок не идет на контакт и на все вопросы отвечает односложно или общими фразами.
- Любое критическое замечание вызывает слезы или вспышки агрессии, ребенок хлопает дверью и не хочет ничего обсуждать.
- Ребенок предпочитает носить закрытую одежду с длинными рукавами даже в жаркую погоду.
- Ты замечаешь у него синяки и порезы, происхождение которых он не может объяснить.
- У ребенка часто без видимых причин меняется настроение, но чаще он подавлен и сердит.
- Он старается вызвать негативные эмоции у других и провоцирует конфликты.
- Ты замечаешь признаки пассивной агрессии — он избегает прямого общения, отрицает гнев, не выполняет взятых на себя обязательств (например, говорит, что уберет в своей комнате, но не делает этого).
Сами по себе эти признаки необязательно говорят, что ребенок подавляет агрессию. Однако они могут стать тревожными звоночками, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики.
Работа на опережение
Некоторые дети действительно более агрессивные, чем их сверстники. Это понятно еще в младшем дошкольном возрасте. Они часто становятся виновниками конфликтов, все проблемы решают кулаками и очень плохо умеют договариваться.
Если мы не научим их проживать эти эмоции правильно, будем отмахиваться от них и говорить ребенку, что злиться — недопустимо и плохо, то к подростковому возрасту мы обязательно получим проблемы. Какие? Предсказать невозможно. Но, как и любые другие, их проще проработать на опережение и научить ребенка, как жить с гневом, злостью и агрессией.
Вот основные правила:
- Не бывает плохих эмоций
Ребенок не видит разницы между собой и своими эмоциями, поэтому когда мама или папа говорят, что злиться — плохо и неправильно, малыш считает плохим и неправильным себя. Чем больше мы его ругаем, тем больше он убеждается в своей правоте и рано или поздно приходит к выводу, что, если ты все равно плохой, то можно вести себя, как хочется. - Эмоциями нужно управлять, а не подавлять
Подавление эмоций — не лучшая стратегия в работе с ними. Чем больше мы их подавляем, тем больше проблем получим в итоге. Подавление гнева приводит к психосоматическим заболеваниям и аутоагрессии. Кроме того, если периодически не выпускать пар, рано или поздно его станет так много, что агрессия переходит на другой уровень и станет опасной не только для ребенка, но и окружающих его людей. - Научи ребенка проявлять эмоции экологично
Дети из-за незрелости коры головного мозга не могут силой воли управлять собой и своими эмоциями. Они плачут и злятся, могут драться и кусаться. Нам, родителям, нужно научить ребенка проживать эти эмоции экологично, ведь они ранят не только окружающих, но и его самого.
— Вначале покажите ребенку, что его эмоция нормальна, и вы любите его, несмотря ни на что.
— Обязательно проговаривайте, что он чувствует: «Ты злишься из-за того, что у тебя не получилось / ты не получил того, что хотел». Ребенок должен знать, что это нормально.
— Позже, когда малыш научился распознавать эту эмоцию, учите его экологично проявлять ее. Бить подушки или игрушки — не лучший вариант. Лучше покричать в специальный пакет злости или заняться любой физической активностью — приседать или бегать, пока вся злость не закончится.
— Также можно рисовать злость, а потом разорвать ее на мелкие кусочки. По мере роста и взросления ребенку все реже придется прибегать к таким «костылям»: он сможет заранее понимать, что с ним происходит и купировать приступы злости. - Направляй ребенка
Если вы видите, что ребенок склонен к агрессии и злости, найдите ему подходящее занятие. Не стоит отдавать его в бокс. Это может усилить агрессию. Лучше выбрать активные виды спорта типа футбола. Также, когда ребенок подрастет, вы можете подобрать ему кружки по интересам: театр, исторической реконструкции, рисования или лепки. - Не дави на ребенка и делегируй ему возможность принимать решения
Это очень тонкий момент. С одной стороны, ребенок не всегда может принять верное решение и понять, что ему действительно нужно. С другой — если мы будем принимать все решения за него, не будем учитывать его мнение, склонности и интересы, то рано или поздно ребенок будет бунтовать. Мы должны давать ему право выбора в соответствии с возрастом и ментальными особенностями. Это не значит, что мы потакаем всем его желаниям. Это значит, что ребенок вполне может решить, что он хочет есть на ужин или в какой футболке ему идти в детский сад. Чем старше ребенок, тем большую зону ответственности мы на него перекладываем.
С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, это может казаться глупым или неуместным, когда вы проговариваете эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.
Как вести себя в экстрим-инструкция, или как работает алгоритм «Беги, прячься, бей»
В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей». Расскажем о нем подробнее.
- Беги
Объясни ребенку, что если есть возможность, он должен постараться покинуть здание и убежать от стреляющего/нападающего как можно дальше. Пусть он не беспокоится о вещах. Намного важнее оказаться в безопасности и сообщить о случившемся. - Прячься
Если не удается покинуть помещение или стрельба ведется на открытом пространстве, объясни ребенку, как найти укрытие. Им может быть что-то очень толстое и надежное — например, каменная стена или большое дерево. Прятаться в шкафу или за партой ненадежно. - Бей
Если не получается спрятаться, нужно дать отпор нападавшему. Дети должны понимать, что если их много, а преступник один, то они могут попробовать физически обезвредить его. Для самозащиты подойдут любые тяжелые предметы. Например, огнетушитель. Действовать в этом случае нужно организованно: один старается отобрать оружие, другой — обезвредить противника.
Мы не в силах избежать всех негативных ситуаций, но можем подготовиться к ним сами и научить ребенка, как вести себя в них. Если ты чувствуешь, что не справляешься, и ребенок остается агрессивным вопреки всем вашим усилиям, это повод обратиться к врачу или психологу. Возможно, речь идет не об особенностях характера, а об органических повреждениях мозга. Просить помощи — не стыдно.
Рекомендуем для изучения
Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос
Еще почитать по теме детской агрессии:
Источник: mamazonka.ru
Подростковая агрессия. В чем причина и как научиться с ней справляться
На этой неделе в Химках ученица пятого класса напала с ножом на одноклассницу, а в Чебоксарах после массовой драки двое старшеклассников оказались в больнице. О том, как родителям разговаривать о подобных событиях с детьми и что делать, если ребенок боится идти в школу, «Сноб» поговорил с Кириллом Хломовым, кандидатом психологических наук и руководителем центра «Перекресток Плюс»
10 февраля 2023 11:54
Фото: Getty Images
География и возраст участников происшествий разные. Причины инцидентов сейчас устанавливает следствие, но те, что озвучиваются в качестве предварительных версий, тоже не имеют между собой ничего общего: в первом случае конфликт межличностный, во втором — на национальной почве. Однако происходят эти события буквально одно за другим. С чем это связано?
Для детей и подростков выражение агрессии остается важной частью обучения социальным навыкам: вступая в конфликт, они понимают, как ссориться и как мириться. Но оба происшествия этой недели объединяет чрезмерное проявление жестокости и насилия.
Сейчас обществу приходится перестраиваться, адаптироваться к новой реальности, из-за чего возникает много напряжения. В период больших изменений, в состоянии стресса взрослым становится сложнее замечать и поддерживать детей, быстрее наступает усталость от необходимости нести за них ответственность. Вполне возможно, что и системе образования сегодня не хватает ресурсов для предотвращения подобных случаев. Эта система очень непростая, она требует постоянной отладки, внимания сотрудников школ, родителей к своим детям, а также родителей и детей к коллективу.
О подобных происшествиях невозможно умалчивать. В то же время информация о нападениях в школе может работать как катализатор для различного рода эмоциональных реакций у детей: одни боятся и не хотят ходить в школу, другие тоже боятся, но становятся агрессивными — так работают их защитные психологические механизмы. Что делать родителям, чтобы реакция детей на подобные новости оставалась в пределах общественных норм и не портила жизнь ни им, ни окружающим?
Во-первых, важно, как рассказывают об этих случаях в СМИ. Очень часто фокус внимания направлен именно на личность агрессора, но правильным здесь будет рассказ о пострадавших.
Во-вторых, важное значение имеет характер взаимодействия детей с окружающими. Если обстановка в классе дружная, у родителей хорошие отношения с детьми, и какая-либо реальная угроза отсутствует, то тревога, скорее всего, окажется ситуативной. В таком случае стоит обсудить с ребенком, что он может сделать, чтобы подобного не произошло. Можно также связаться с пострадавшим человеком, написать письмо поддержки. Это даст возможность перевести страх или испуг в действие и акт поддержки, который будет сигналом для ребенка: в ситуации конфликта он не останется один.
Важно говорить с детьми и иметь с ними устойчивые и доверительные отношения. Родителям приходится искать такую дистанцию и степень вовлеченности, которая позволит ребенку почувствовать достаточную близость и тепло, но не будет чрезмерной. Это непростая задача, тем более что эта дистанция будет меняться по мере взросления ребенка.
Правильным решением будет развивать социальные связи и увеличивать социальную поддержку. Один из способов — обсудить с классом похожие инциденты. Если уровень тревоги в классе невысокий, можно провести тренинги на сближение с одноклассниками или проанализировать ситуацию на примерах из литературы. Не стоит упускать и обычные разговоры о том, какие отношения нужны в классе, как дети могут поддерживать друг друга. Так они будут чувствовать себя защищенными.
А как быть с агрессией?
У агрессии есть разные формы, которые дети осваивают в течение жизни. Важная часть развития — поиск социально приемлемой формы агрессивного поведения. Способ, который использует ребенок, часто выбирается импульсивно: возможно, он где-то подсмотрел его и в моменте счел подходящим. Агрессию нельзя запрещать, но нужно разделять эмоцию и действие. Нужно объяснить ребенку, что он имеет право злиться, а также научить его тем формам проявления агрессии, которые не станут разрушительными и не навредят окружающим.
Пожалуй, самая сложная ситуация — когда дети видят в поступках нападавших пример для подражания, считая это проявлением личной свободы и даже героизма. Что делать в этом случае?
Во всех случаях важно разговаривать с детьми: выслушивать и помогать прогнозировать последствия собственных действий. Желание подражать агрессивному прототипу говорит о том, что у подростка накопилось довольно много злости, гнева и, возможно, страха, которые он не решается проявить.
Отдельная тема — тревожность родителей. Подросток может отнестись к новостям спокойно или вообще не обратить на них внимания, но близкие взрослые будут бояться за него, усилят контроль, начнут вводить запреты и ограничения. Подросток в ответ, вполне вероятно, устроит бунт. Как родителям не перегнуть палку и не вызвать проблемы в общении с ребенком, которых могло бы и не быть?
И сильная, и слабая опека — обе крайние позиции — факторы негативные, они усиливают вероятность проявления рискового поведения. Если вы чувствуете, что ребенок в ответ на ваш контроль протестует и вам не удается держать себя в руках, имеет смысл обратить внимание на собственное психическое состояние. Если вы понимаете, что у вас нет причин беспокоиться и тревожиться за своего ребенка, скорее всего, тревога имеет отношение не к ребенку, а к вам. Возможно, лучше будет обратиться за консультацией к специалисту.
Полностью исключить серьезные конфликты в подростковой среде вряд ли возможно, но их число и интенсивность наверняка можно снизить. Чего для этого сегодня не хватает системе образования?
В образовательных учреждениях должна быть выстроена система профилактики. Причем не только агрессии, но и всего рискового поведения. Для этого нужно обучить много специалистов, организовать работу в школах, научиться взаимодействовать с родителями, чтобы развивать их вовлеченность в работу с детьми. Должны быть выстроены все элементы работы с разными группами риска, обеспечено достаточное количество психологической и социальной помощи, а также возможности для вовлечения и реагирования. И это проблема мирового уровня — сейчас все учатся выстраивать подобные системы профилактики.
Куда могут обратиться родители и подростки, если они испытывают страх, тревогу или другие сильные эмоции в связи с последними событиями?
Им могут помочь школьные психологи. В Москве и региональных центрах есть психолого-медико-социальные центры. Можно обратиться в некоммерческие организации: фонд «Шалаш», «ТравлиNет», центр «Перекресток Плюс», фонды «Дорога к дому» и «Навстречу переменам». Многие из них реализуют проекты по сопровождению подростков, некоторые организовали онлайн-помощь — так что можно связаться с ними дистанционно.
Беседовал Петр Бузлаев
Источник: snob.ru
Особенности и причины подростковой агрессии
Переходный возраст – непростое испытание и для 10-16-летних, и для их родителей. Подросток уже не тот несмышленый малыш, которого опекают мама с папой, но и абсолютно самостоятельным он еще не стал. Более того за независимость в словах и поступках, за право быть собой и иметь собственное мнение приходится бороться – с враждебно настроенным внешним миром, со сверстниками, со взрослыми, которые так любят поучать и командовать. И одна из форм такой борьбы за существование – подростковая агрессия. Познакомимся с этим явлением поближе.
О переходном возрасте и подростковой агрессии
На протяжении всей своей жизни человек переживает немало кризисов – переломных моментов, которые необходимы, чтобы выйти на следующий уровень развития – физического, психического, эмоционального, духовного. Один из таких напряженных во всех смыслах периодов – переходный возраст, важный отрезок жизни с 10 до 16 лет.
Ребенок растет, меняется его тело, физика, психика. Одновременно трансформируются установки, модели поведения, мировоззрение, восприятие окружающей действительности и отношение к людям. Глобальные перестройки не проходят бесследно – подросток переживает сильнейший стресс, эмоционально нестабилен, очень чувствителен, уязвим. Поэтому он остро реагирует на все и пытается инстинктивно защищаться, что нередко принимает разрушительные формы подростковой агрессии. Этим термином психологи обозначают деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам, существующим в социуме, и может быть направлено как наружу – во внешний мир, на окружающих подростка людей, так и внутрь – на себя самого.
Что может вызвать подростковую агрессию
Причины повышенной агрессивности в переходном возрасте могут быть разные:
- Биология. Организм подростка активно растет и меняется, буйствуют гормоны, что проявляется в остром восприятии всего, повышенной раздражительности, импульсивности. Юношеский максимализм вынуждает видеть во всем только черное или белое, не замечать полутонов. Мальчишки становятся более крепкими физически, ощущают свою силу, а нередко и потребность демонстрировать ее окружающим.
- Личностные факторы. Подросток может надевать маску агрессора, пытаясь скрыть чувство вины или обиду, неуверенность в себе (особенно когда на него мало обращают внимание и даже не пытаются понять мотивы его поступков). Тогда агрессивное поведение становится способом заявить о себе, самоутвердиться за счет тех, кто слабее. На склонность к проявлению агрессии оказывают влияние характер и темперамент, особенности конституции (индивидуальные психические и физиологические свойства, которые могут быть обусловлены как наследственностью, так и продолжительным воздействием окружающей среды).
- Обстановка в семье. Негативно на подростка влияют и недостаток родительского внимания и любви, и гиперопека, и авторитарный стиль воспитания с избыточным контролем, необоснованной критикой, попытками оказывать давление. Дети копируют то, что делают взрослые, а значит, если в семье принято громко выяснять отношения, применять физическую силу, такая модель поведения будет списана и применена на практике. Еще один повод демонстрировать агрессию, пытаясь напомнить о себе, – рождение младшего брата или сестры.
- Уровень жизни семьи, ее социальный статус. Подросток из малообеспеченной семьи чувствует себя обделенным, ограниченным во многих вещах и по этому поводу испытывает негативные эмоции, озлоблен на окружающих, мстит им за их превосходство. Ребенок состоятельных родителей наоборот может осознавать свое особое привилегированное положение и ни в чем себе не отказывать, в том числе – в унижении тех, кто слабее, беднее, проще и т. д.
- Желание привлечь внимание к своей персоне. Это может быть внимание родителей или сверстников, объекта симпатии подростка или значимых для него взрослых.
- Потребность защищаться. Подросток очень восприимчив к внешним раздражителям, ему постоянно приходится сталкиваться с непониманием – со стороны близких, учителей, друзей. Противостоять негативно настроенному миру непросто – приходится защищаться, в том числе выбирая агрессивное поведение.
Кроме того, подросток может попасть в плохую компанию, где действуют определенные правила, а вербальная и физическая агрессия считается самым приемлемым вариантом решения любых вопросов.
Виды и формы подростковой агрессии
Слово агрессия происходит от латинского aggressio, что переводится как нападение, и представляет собой сознательное деструктивное поведение, цель которого – причинить моральный или физический вред, вызвать у объекта воздействия психологический дискомфорт. То есть агрессором движет вполне определенный мотив.
Агрессия может быть
- открытой – она направлена на внешние объекты и может выражаться в драках, в унижении других людей, в вандализме или принимать форму протеста, демонстрации своей позиции (например, бродяжничество, употребление алкоголя);
- скрытой – внешне подросток может выглядеть спокойным, невозмутимым, но при этом не обращать внимание на замечания, игнорировать просьбы.
Скрытая агрессия может принимать вид аутоагрессии – когда весь негатив, недовольство, злость подросток направляет на себя. Поводом для такого поведения может быть низкая самооценка, чувство вины, череда неудач. Ненависть, презрение к себе могут спровоцировать тревожные состояния, нервные срывы, фобии, в тяжелых случаях возможны и мысли о суициде.
Обозначим основные формы подростковой агрессии:
- Вербальная. Представляет собой словесное воздействие в виде угроз, оскорблений, насмешек, подколов, грубых выражений, ненормативной лексики, критики и т.д.
- Невербальная. Воздействие посредством неприличных жестов, подкрепленных активной мимикой (гримасами), демонстрацией эмоций, экспрессивных поведенческих реакций, агрессивного тона общения.
- Физическая. Ее цель – уничтожить, разрушить, растоптать, как минимум – причинить ощутимый вред.
- Прямая. Направлена непосредственно на объект, который вызывает в подростке бурю негативных эмоций.
- Косвенная. Подросток стремится достать объект преследования путем воздействия на его ближайшее окружение – отпуская грязные шутки, делая саркастические замечания, распуская сплетни и слухи, инициируя обсуждение человека у него за спиной, затевая его травлю.
- Реактивная. Взрывная реакция подростка на внешний раздражитель. Чаще всего агрессор не контролирует свое поведение.
- Целенаправленная. Это уже не случайные импульсивные реакции, а подготовленная программа действий – осознанное поведение, цель которого – подавить, оскорбить, унизить.
Подросток может первым наносить неожиданный удар, чтобы спровоцировать нужную ему реакцию (агрессия-провокация), или жестко отвечать на негатив, направленный в его сторону (агрессия-защита).
Более детально разобраться в причинах и особенностях подростковой жестокости, изучить методики психодиагностики и психокоррекции, ознакомиться с эффективными способами профилактики агрессивного поведения у несовершеннолетних можно на курсе в нашей Академии.
Как справиться с подростковой агрессией: советы родителям
- Постараться понять, что стало причиной агрессивного поведения. Даже если бурную реакцию вызвала какая-то мелочь, нельзя убеждать подростка, что это ерунда.
- Уделять ребенку достаточно внимания, искренне интересоваться его делами, проявлять любовь и нежность, но не досаждать ему избыточным присутствием.
- Давать ребенку понять, что он не один, что родители на его стороне и вместе смогут решить любую проблему.
- Разговаривать с подростком как со взрослым – на равных. Держать слово и, если вдруг что-то идет не так, объяснять, почему не получилось выполнить обещанное.
- Доступно объяснить ребенку, чем может быть чревато плохое поведение, какими неприятными для всех могут быть последствия.
- Проявлять терпимость к агрессивным выходкам, но при этом не терпеть хамства в свой адрес. Спокойно объяснять, что резкий тон огорчает, грубые выражения расстраивают и обижают.
- Придумать совместное занятие, которое будет приносить удовольствие и станет отличным поводом сблизиться, чаще общаться.
- Дать подростку возможность быть и чувствовать себя самостоятельным и ответственным за свои слова и действия, уважать его мнение.
- Помочь найти подростку занятие себе по душе – спортивную секцию, танцевальную школу, IT-клуб, чтобы он мог делиться своей энергией, а не замыкаться в себе.
- Если самостоятельно справиться с агрессором не получается, стоит обратиться за помощью к психологу.
Дизартрия – классификация и симптомы
В статье расскажем о дизартрии и ее формах, о том по каким причинам развивается эта патология и какие симптомы помогают ее вовремя обнаружить. Поговорим о том, как диагностируют проблему и какие методы применяют для ее коррекции.
Кризисы семейной жизни. Когда обращаться к психологу
В статье расскажем о том, что такое семейный кризис и что может стать его причиной, какие бывают кризисы и какие признаки помогут вовремя распознать надвигающуюся катастрофу. Поговорим о способах преодоления непростых ситуаций и о том, какую роль в этом может сыграть семейный психолог.
Методы и психотипы профайлинга
Расскажем о том, что такое профайлинг и в каких сферах он применяется, зачем нужны психотипы личности. Поговорим о том, какими методами и инструментами пользуются профайлеры в своей работе.
Источник: nadpo.ru