Как наладить отношения со сверстниками? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, например, от коллектива, отношения учителя и характера самого школьника. Однако существуют и универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.
Каждый ребенок уникален и неповторим, но даже абсолютно разных детей часто одолевают схожие проблемы. Как подружиться с одноклассниками? Как завоевать авторитет и уважение сверстников? Где найти друзей? Подробнее о том, что мешает ребенку заводить новые отношения, и как в этой ситуации ему могут помочь родители, рассказывает Горлова Елена Александровна, педагог Wunderpark International School.
Что помогает ребенку наладить дружеские отношения?
Аккуратный внешний вид
«Встречают по одежке» — правило старое, но действенное, и забывать о нем не стоит. Какими бы ни были модные течения, но аккуратный внешний вид, удачно подобранная стрижка и опрятная одежда сразу же действуют располагающе на окружающих.
Широкий кругозор, наличие увлечений и хобби
Разносторонне развитому ребенку не составит труда найти общие интересы практически с любым одноклассником или взрослым. Чем больше дети знают, тем интереснее им обмениваться информацией друг с другом. Сверстники всегда охотно тянутся к тому, кто является специалистом в каком-либо вопросе. Особенно, если это актуальные для детей направления, например, музыка, современные танцы или популярные виды спорта.
Собственная точка зрения
Уверенность, умение аргументированно отстаивать свою позицию вызывают уважение и помогают завоевать авторитет среди сверстников.
Умение слушать и принимать чужое мнение
Детям часто присущ эгоцентризм, однако дружеские отношения предполагают внимательное отношение к мыслям, желаниям и проблемам товарища. Терпение, уважение к чувствам друга, искреннее стремление понять — без этих качеств построить взаимопонимание будет сложно.
Умение договариваться, принимать и соблюдать правила
Компромисс — самый верный способ избежать конфликтов, а это, в свою очередь, позволит сохранять дружеские отношения. Уважение к чужим границам, соблюдение правил группы дают понять окружающим, что рядом с ними человек, который разделяет их ценности. А такое единомыслие способствует сближению членов коллектива.
Как родители могут помочь ребенку?
Поддерживаем внешний вид
Постарайтесь довериться вкусу своего сына или дочери, познакомьтесь с современной модой и примите ее, даже если не разделяете этих тенденций. Модная одежда поможет укрепить в ребенке ощущение внутреннего комфорта.
Учим общаться
Навыки общения не развиваются сами по себе. Взрослые учат ребенка начинать знакомство и поддерживать разговор, в том числе и собственным примером. При этом очень важно показать, какую роль играет умение слушать, искренность и живая заинтересованность собеседником.
Учим смещать фокус внимания
Дети очень часто озабочены вопросом, что о них думают окружающие. Роль родителя в этой ситуации — дать ребенку почувствовать, что даже несмотря на негатив с чьей-либо стороны, он любим и важен. Это поможет ему сохранить уверенность, не поддаваться на манипуляции и не поступаться собственными принципами и интересами ради внимания других людей.
Как стать крутым в школе | Как заслужить уважение
Учим дружелюбию
Малыш старается, но у него не получается завести друзей? А может быть, его обидел тот, кого он считал другом? Родители могут показать, как важно уметь прощать ошибки, не оставлять попыток или пробовать завести отношения с новыми людьми. Иногда неприятные эпизоды подталкивают ребенка замкнуться в себе и никому не доверять. Но очень важно найти силы, чтобы дать второй шанс, в том числе и самому себе.
Учим признавать свое несовершенство
Дети часто считают, что просить помощи или признавать свое незнание — это признак слабости. Родители могут показать, что в этом нет ничего плохого. Наоборот, совместное решение какой-либо проблемы сближает людей, помогает родиться доверию между ними.
Учим искренности и заботе
Дети в любом возрасте хорошо чувствуют притворство. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок с детства видел искренние и честные отношения между родителями. Это даст ему понять, как строить доверительные отношения. При этом не стоит путать искренность с излишней прямотой. На первом месте всегда должна быть забота о тех, кто тебе дорог.
Поэтому любую правду, даже самую неприятную, можно преподнести мягко и деликатно.
Помогаем поддерживать самооценку
У ребенка никогда не возникнет желания сохранять токсичную дружбу, если он будет уверен в себе и научится себя ценить. Самооценка малыша полностью зависит от родителей. Понимание того, что в любой ситуации его поддержат, укрепит веру в себя. Большое значение имеет и похвала. Достижения и победы должны вознаграждаться — так ребенок учится ценить себя и свою работу.
Прорабатываем сценарии общения
Общение — это практическая наука, однако некоторые ее аспекты можно изучать в теории. Например, объяснять, как предлагать помощь, с каких слов начать разговор, как реагировать на те или иные фразы собеседника. Разумеется, у ребенка не будет ответов абсолютно на все вопросы, однако это даст ему хороший старт и научит не робеть перед новыми знакомствами.
Учимся доверять ребенку
Каждый родитель не хочет уберечь свое чадо от неприятностей и разочарований. Однако именно они иногда становятся лучшими учителями. Поэтому самая ценная помощь — это та, о которой ребенок сам вас попросил. Не спешите вмешиваться в отношения детей, позвольте им самостоятельно разобраться с проблемой. Дайте ненавязчивый совет, но не контролируйте каждый шаг.
Ребенок вступает во взрослую жизнь, и ему важно научиться верить в собственные силы. Поэтому будьте рядом, покажите, что готовы прийти на помощь, но позвольте ему принимать самостоятельные решения (читайте также: Под колпаком: к чему может привести родительская гиперопека).
Гармоничные отношения с ребенком, как и отношения детей в коллективе — сложная система, состоящая из множества составляющих. Их нельзя контролировать, но можно направлять — деликатно, грамотно и осторожно. Прислушиваясь не только к словам, но и к эмоциям сына или дочери, вы поможете им найти правильный путь и завоевать уважение, внимание и дружбу сверстников.
Источник: www.marieclaire.ru
Советы: что делать, если нет друзей в школе
Поиск друзей — не такое уж и простое занятие, как кажется с первого взгляда. Рассказываем, как подружиться с девочками и мальчиками, если в школе нет друзей.
27 сентября 2022
Разобраться в этом вопросе нам поможет книга Сандры Дансмьюир, Джессики Дьюи и Сьюзен Бёрч «Дружелюбные», в которой есть важные пояснения и советы на интересующую тему.
Что такое дружба
Существует множество определений дружбы. Они зависят от менталитета того или иного народа, вероисповедания и традиций в обществе. Но всех их объединяет следующее:
- Друзья необходимы всем детям и взрослым;
- В дружбе участвуют двое или больше людей;
- От нее возникают приятные эмоции, радость и счастье. Дружба дает эмоциональную поддержку и чувство единения.
- Друзья могут доверить друг другу секреты и проявить нежность.
Интересный факт : Примерно с двухлетнего возраста дети осознают, кто такой друг, и называют его конкретные признаки. Например, говорят, что он делится конфетами или играет с ними в одни и те же игрушки. В раннем возрасте дружеские отношения непостоянны, у малышей не возникает серьезной привязанности. Зато в школе появляются более прочные связи, которые могут оставаться крепкими всю жизнь.
Почему с тобой не дружат?
Психологи доказали, что у большинства девочек и мальчиков совпадают модели игр. Но пятая часть детей имеет стереотипы, связанные с игровыми правилами и предпочтениями. То есть есть дети, которые оказывают влияние на всю компанию детей и выбирают, кто будет другом. Например, эти ребята могут быть уверены, что надо дружить только с теми, кто любит компьютерные игры и может поддержать разговор о них.
Получается, что если в школе компания сверстников не желает общаться с противоположным полом, то социальное давление заставляет ребенка подчиниться большинству. Хотя бывают исключения из правил, которые обычно возникают по инициативе девочки, разделяющей интересы друзей-мальчиков, например, умеющей играть в баскетбол.
Проанализируй себя
Это не так уж и сложно. Тебе нужно уделить время и ненадолго заняться самокопанием, чтобы понять причины, из-за которых не складываются отношения с одноклассниками. Какими они могут быть?
Возможно, ты ведешь себя отстраненно, закрываешься ото всех, выглядишь одиночкой. В таком случае нужно изменить стратегию поведения, начни участвовать в жизни класса, поддерживай диалоги, иди на контакт. Девочки и мальчики сами потянутся к тебе, когда увидят, что ты «открыта».
Может быть, у тебя плохая репутация? Если ты совершила ошибку, кого-то обидела или унизила, то попробуй показать всем, что ты исправилась. Да, это непросто, но можно подготовиться и в подходящий момент проявить свой истинный характер!
В общем, как только ты осознаешь причину одиночества в школе, сразу придут идеи для решения проблемы.
Попробуй найти друзей за пределами школы
Конечно, очень хочется сидеть с другом за одной партой, писать ему записки и вместе проводить время на перемене. Но если у тебя нет друзей в школе, то это не повод чувствовать себя одинокой. Есть множество других мест, где можно найти общение. Запишись в спортивную секцию, займись танцами, начни развивать свое хобби и ходить на мастер-классы. Ты обязательно встретишь подругу по интересам, с которой будет весело и интересно!
Как найти друзей в школе, если ты отчаялась
Очень сложно изменить себя, а еще сложнее — изменить одноклассников. Если у тебя уже давно не складываются отношения с ребятами, то мы посоветуем следующее:
- Во-первых, поговори о проблемах со взрослыми, которым ты доверяешь. Возможно, они подскажут тебе что-то из личного опыта.
- Во-вторых, обратись к школьному психологу, который наверняка сможет найти корень проблемы и подскажет тебе пути решения.
- В-третьих, осмотрись — можно дружить не только с одноклассниками, но и с девчонками из параллельного класса. Будь открыта к общению, не стесняйся и попробуй сама завязать знакомство.
Источник: thegirl.ru
Психолог объяснила, как помочь ребенку завести в школе друзей

Успешность ребенка в школе зависит не только и не столько от его умственных способностей, но и от умения выстраивать отношения: и со взрослыми – учителями, и с другими учениками. Будь ваш первоклашка даже вундеркиндом, если он не сможет презентовать свои знания перед педагогом и одноклассниками, этого никто в классе не оценит. Конечно, ответственность за отношения учитель – ученик в большей степени лежит на взрослом, тем более он профессионал. Ну а мы, родители, можем подготовить свое чадо к тому, чтобы оно сумело выстроить дружеские отношения со сверстниками. Этому вообще-то тоже надо учиться.
Как заводить друзей, а какие отношения только выглядят, как дружба, но на самом деле ей не являются — объясняет психолог-практик, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета Марина Розенова.
Начальная школа:
1. Обучать ребенка строить партнерские отношения
Поступая в школу, дети проходят через определенные психологические изменения. Если в дошкольном возрасте для ребенка ведущей деятельностью была игра, то теперь на первый план выходит учеба. В младшей школе ребенок впервые учится строить деловые партнерские отношения, а не только отношения «нравится» или «не нравится», как это было раньше.
В процессе адаптации к начальной школе большую роль играют взрослые, как родители, так и учителя. Их задача – давать первоклашке поддержку и подсказки. Например, о чем можно поговорить с другими детьми в классе, как организовать совместную деятельность.
2. Научить реагировать на агрессию и видеть совместный интерес
Психологи отмечают, что в начальных классах дети могут воспринимать как агрессию любое любопытство и внимание по отношению к себе со стороны одноклассников. Родители могут научить замечать в общении конструктивные моменты, находить с другими детьми совместные интересы:
— Задача родителей на этом этапе – научить ребенка видеть, кто из одноклассников может стать ему другом, а кто – нет. Обращать внимание на такие важные моменты в общении, как взаимовыручка. Учить ребенка распознавать, как его одноклассники проявляют себя в деле, как ведут себя по отношению к нему и другим детям в классе, — говорит психолог Марина Розенова.
3. Подсказать, как помириться и простить обиду
В начальной школе детям еще сложно проявлять подлинное сотрудничество, потому что они эгоцентричны, весь мир в их сознании вращается вокруг их персоны. А значит, родителям нужно прицельно обращать их внимание на элементы сотрудничества, которые ребенок может проявить в совместной деятельности, на то, как договориться, как найти общий язык.
Как помириться, увидеть, что твой друг не хотел тебя обидеть или сделать что-то плохое. Это все – предмет для обсуждения между детьми и родителями. Не стоит замалчивать и то, что некоторые негативные атаки сверстников нужно отражать и задача родителей научить ребенка это делать корректно. Важно дать ребенку понять, что если ситуация становится опасной, угрожающей, если он в замешательстве, то нужно обратиться за помощью ко взрослому.
4. Обучить навыкам общения через классные праздники
Начало учебного года, первые три месяца – это сложный период для детей, время адаптации, здесь не до новых отношений. А вот спустя три месяца ребенок уже готов заводить друзей. Дни рождения, совместные праздники класса, — все это помогает устанавливать общую дружескую атмосферу в детском коллективе и учит детей важным навыкам общения, например, тому, как выбрать и преподнести подарок, как выразить свою симпатию, как пригласить друга в гости, как его встретить, угостить чем-то вкусным.
— В начальной школе дружеские связи, как правило, неустойчивые. Скорее дети будут дружить по принципу того, с кем чаще взаимодействуют, сидят за одной партой, живут поближе. Начиная с третьего класса связи сотрудничества и взаимодействия дополняются личными симпатиями и общением по сходству интересов, увлечений. Когда появляются личные симпатии, появляется и взаимная поддержка, то, что характеризует дружеские отношения, надежность, умение ставить интересы другого наравне со своими, — подчеркивает психолог Марина Розенова.

Будь ваш первоклашка даже вундеркиндом, если он не сможет презентовать свои знания перед педагогом и одноклассниками, этого никто в классе не оценит. Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
3 особенности старшей школы
Для подростков очень важно принадлежать к определенной группе, ценности которой они разделяют. Поэтому они часто одинаково одеваются, им важно иметь одни и те же статусные вещи, телефоны, ноутбуки. Это дает им возможность относить себя к определенной группе друзей, но на самом деле с дружбой в этом возрасте не все так просто.
— Различаем черное, белое и их оттенки.
Главная задача родителей на этом этапе – научить ребенка не терять свою индивидуальность и за внешним антуражем определенной группы – видеть реального человека, его личность, оценивать его положительные и отрицательные качества. Хорошим подспорьем в том, как строить отношения, могут стать фильмы и сериалы.
— Например, есть очень поучительные фильмы еще из советского периода «Сто дней после детства», «Розыгрыш». Интересно обменяться с подростками мнением по поводу того, как меняется реальность и время, и какие человеческие отношения остаются неизменными.
Можно поискать и современные фильмы и сериалы для подростков, ориентированные на товарищество, конструктивное преодоление сложных ситуаций. Обязательно интересуйтесь, какие фильмы ваш ребенок смотрит вместе со своими друзьями, какие книги читает. Обсудите их. Такой включенный интерес со стороны взрослого и психологическая поддержка, разъяснение каких-то непростых моментов во взаимоотношениях, помогают подростку ориентироваться в том, как самому выстраивать близкие отношения со сверстниками. Бывает и так, что подростка нужно просто успокоить и поддержать, когда он потерпел фиаско, например, когда его чувства отвергли, — рекомендует психолог Марина Розенова.
— Дела говорят громче слов.
Наш эксперт рекомендует родителям подростков посмотреть эстонский фильм «Класс», как иллюстрацию того, насколько подростки порой бывают одиноки, подвержены травле сверстников, грубому давлению — то, что сейчас мы называем булингом.
— Понятно, что родителей волнует, как подросток общается со сверстниками. Но не нужно шарить у ребенка по карманам, выпытывать подробности того, как он проводит время. Это может его только отдалить. Важно давать ребенку ориентиры, пример того, на что он может равняться в своем поведении и в том, как строит отношения со сверстниками, — отмечает психолог Марина Розенова. – Родителям стоит учить своего ребенка смотреть на реальное поведение человека, на то, как его слова соотносятся с его делами. Именно по делам человека можно получить о человеке объективную картину и понять, стоит ли ему доверять, хороший ли он друг.
— Что бы вы не внушали, он копирует ваше поведение
Когда родители не отстраняются от интересов своих детей, не погружаются только в добывание материальных благ, а сохраняют внутри семьи контакт, доверие и ощущение надежности, то ребенку намного проще строить дружеские и личные отношения во внешнем мире, ведь у него есть опора.
— Если мы сделаем внутрисемейные связи надежными и крепкими, отношения – доверительными, то ребенку будет проще ориентироваться и действовать во внешнем мире. Он будет лучше разбираться в людях, понимать, с кем можно строить близкие отношения, а с кем, напротив, стоит быть поосторожнее. Способам решения конфликтных ситуаций ребенок тоже учится в родительской семье. Как родители мирятся после конфликтов, как извиняются, просят прощения, ухаживают друг за другом, — все это модели поведения, которые ребенок буквально впитывает в себя. Важную тональность сейчас задает стиль общения в виртуальной среде, в социальных сетях, но и они не смогут перебить те основы, которые закладываются в семье, — напоминает психолог Марина Розенова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кому идет на пользу учеба летом: обращайтесь к репетитору только в этих трех случаях
Пораньше садиться за учебу стоит далеко не всем (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru