Существует много способов сделать урок интересным для школьника. Но все они связаны с определёнными качествами, которыми должен обладать в первую очередь учитель. Американский тренер в области образования Анжела Майерс рассказала, каким должен быть преподаватель, чтобы школьникам действительно нравилось учиться.
Вовлечённость школьников в образовательный процесс падает с каждым годом. Это показало недавнее исследование, в котором участвовало 500 тысяч американских школьников. К выпускным экзаменам только о четырёх студентах из десяти можно сказать, что они действительно заинтересованы учёбой. Рассказываем, о чём должен помнить педагог, если он хочет быть хорошим учителем.
1. Сделайте пользу понятной. Фраза, которую каждый учитель слышал хоть раз: «Зачем нам учить всё это, чем это пригодится нам на работе?». Успех в образовании напрямую зависит от того, понимаем ли мы цель своего обучения и его пользу. Мы более мотивированы, если видим связь между целью и тем, чем занимаемся.
И если мы хотим действительно заинтересовать студентов, то учебные задания должны быть значимы, полезны и похожи на те, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности.
2. Научите сотрудничать. Ученики — самый ценный ресурс друг для друга. Совместная работа над проектами и разбор кейсов с другими студентами готовит их к жизненным трудностям. Они точно столкнутся с ними за стенами школы, но об этих трудностях не пишут в учебниках и не говорят на уроках.
Создайте им условия для совместного обсуждения — и увидите, что материал усваивается куда лучше, а вовлечённость растёт.
3. Дайте простор воображению. Вам кажется, что студенты ленивы, немотивированы, неисполнительны и неуважительны? Всё это прямое следствие отстранённости. Если у ребёнка на уроке будет простор для игры и воображения, будет возможность самому создавать и испытывать, исследовать и совершать ошибки, много общаться и взаимодействовать с другими, остранённость быстро улетучится.
4. Выстаривайте близкие отношения. Сколько бы мы ни повторяли, что подростковый возраст для нас — это открытая книга, подростки всё равно будут твердить, что их никто не понимает. Они хотят более тёплого, доверительного контакта со взрослыми. Они работают больше и лучше, когда знают, что мы отмечаем их успехи (и гордимся ими).
Гораздо важнее материала, который мы должны изложить им за урок, — ощущение самоуважения и нужности, которое они будут испытывать при общении с нами.
5. Верьте в способности студентов. Продуктивные студенты чаще испытывают себя сложными заданиями и более глубоко мотивированы. У них всегда есть план действий, они предпринимают конкретные шаги, чтобы выполнить требования, которые сами себе предъявляют. Они ищут причину неудач в собственных действиях и событиях, а не сваливают вину на внешние факторы.
Они быстро восстанавливаются после неудач и, как правило, всегда достигают собственных целей.
6. Расскажите о себе. Каждый день класс видит нас в одной и той же роли — стоящего у доски и вещающего что-то разумное, доброе и вечное на тему урока. Но что, если предложить им взглянуть на учителя с другой стороны — как на такого же студента, как они сами? Собственный пример того, как мы преодолели трудности в учёбе, вдохновит не меньше, чем учебный материал.
Успешен тот, кто не прячется за профессией «учитель», а гордится, что может быть учеником наравне со своими студентами.
7. Давайте обратную связь. Студенты должны знать: для вас важно всё, чем бы они ни занимались. Обратная связь — это могущественное оружие. В хороших руках оно может стать отличным стимулом, а в плохих — задушить любой, даже самый сильный интерес.
8. Формируйте правильные привычки. Вы, наверное, знаете, что хорошие оценки в школе — не залог того, что в жизни вы будете успешны, как Илон Маск. Непрерывное развитие эмоционального интеллекта и особого отношения к жизни и своему занятию — вот что делает успешных людей такими. В наших силах помочь студентам развить те привычки и навыки, которые помогут с лёгкостью справиться с любым заданием.
9. Верните в учёбу радость. Дети проводят несчётное количество часов за беззаботной игрой, пока не приходит время «учиться». «Учиться», как правило, значит, вести себя по-другому. Если мы хотим вырастить поколение мыслителей и инноваторов — тех, кого отличает любопытство и способность творчески мыслить, — мы обязаны вернуть в классы смех, радость, эмоции и учёбу в удовольствие.
10. Проповедуйте кайдзэн. Это японская концепция «непрерывного обучения», которую мы все должны выучить назубок, если хотим, чтобы наши студенты достигли наилучших профессиональных и личных результатов. Маленькие изменения, которые происходят каждый день, через время приносят внушительный результат. Но достигнуть его можно, только если вдумчиво относиться к каждому своему поступку.
11. Учитесь слушать. В любой культуре умение слушать даёт право быть выслушанным. Эти навыки необходимы каждому, кто в XXI веке хочет считать себя грамотным. То, насколько вы внимательны к собеседнику, говорит ещё и о том, насколько сильно вы способны вовлекаться в познавательный процесс.
12. Мотивируйте. Это качество, которое пригодится в любом возрасте, тем более, если вы учитесь. Хотя забота об образовании в первую очередь лежит на самих студентах, мы, учителя, всё-таки несём общую ответственность за то, чтобы их мотивация не угасала. Атмосфера, которую мы создаём вокруг себя, в том числе в учебном классе, имеет значение.
13. Подружите своих учеников. Одна из фраз, которую я повторяю себе каждый день: «Вместе мы сильнее и умнее». За пределами школы студентов окружают друзья и родные — стоит создавать такие же крепкие связи в школе. Одноклассники могут стать единомышленниками, которые будут вместе покорять мир знаний.
14. Ориентируйтесь на их увлечения. Чтобы действительно заинтересовать студентов, встройте их интересы в учебный процесс. У каждого ученика есть то, чем он любит заниматься и делает это хорошо. Если вы сможете раскрыть этот интерес во внеклассной деятельности, а затем придумаете, как задействовать его на уроке, они вполне могут изменить своё представление о школе к лучшему.
15. Будьте лидером. Иногда студентам нужно получить хороший толчок от учителя, чтобы начать что-то делать. Но большинство учеников сегодня знают, что могут положиться на одноклассников, потому что они стали воспринимать друг друга не просто как соседей по парте, а как сообщество. И если учитель достаточно прозорлив, он поймёт, что это сообщество начинается с него самого.
16. Придумывайте и задавайте вопросы. Вопросы — это разминка для ума, которая не даёт вниманию студентов ослабевать. Чтобы вовлечение студента было полным, обстановка в классе должна вдохновлять на настоящее взрослое исследование, располагать к тому, чтобы ученики не стеснялись задавать открытые и располагающие к дискуссии вопросы.
17. Используйте разные методики. Оно добавляет остроты в нашу жизнь — и учительскую в том числе. Мы не должны ограничивать себя одним-единственным методом, а использовать разнообразные. Не важно, насколько вы способный педагог, — заниматься со всеми классами по одной и той же схеме рано или поздно вам надоест, а студентам и подавно.
18. Не забывайте про интернет. Относитесь к нему не просто как к месту, где можно искать и хранить информацию. Это самый современный инструмент для того, чтобы поощрять студентов создавать собственный контент — и находить в такой совместной работе общий с ними язык.
19. Работайте сверх меры. Мне доводилось слышать слова преподавателей, что у них нет времени вдохновлять учеников на занятиях: слишком много материала нужно освоить по программе. Но давать детям время, чтобы они могли поработать, потворить, пообщаться и поразмышлять вместе — разве это дополнительная нагрузка, а не то, чего от нас справедливо ожидают?
20. Учите на примерах других. Генеративное обучение — это «процесс в процессе», то есть способность делиться и создавать что-то вместе с другими, воссоздавать то, что сделали до тебя. Поощряйте студентов использовать свои знания и учиться на практике — это даст им возможность получить разнообразный опыт и изучить мир.
21. Создайте правильную атмосферу. Архитекторы придумывают, каким будет пространство, где мы живём и работаем. А мы, учителя, создаём пространство, где ученик будет получать знания. Любое решение, которое мы принимаем, от выбора мебели в классе до вовремя проявленного сочувствия к ученику, сильно влияет на условия обучения.
22. Включайте мозг. Наш мозг вовлечён во все без исключения жизненные процессы. Но стоит ему «отключиться» по какой-то причине — будь то усталость или горе — и вот вы уже недовольны собой и съедаете себя изнутри. Каждый учебный день немного перепрограммирует наш мозг и меняет ход мысли.
Если мы поймём, как это происходит, то сможем натренировать наш мозг и сделать его более работоспособным.
23. Не переставайте учиться. Этот список абсолютно бессмысленен, если вы не начнёте развивать эти качества в себе. Вовлечение в образовательный процесс потребует от вас качеств лидера, а лидерство основано на постоянном поиске и философском подходе к жизни. Как лидер вы можете тренировать, формировать, поддерживать и наставлять своих коллег в стремлении сделать каждый урок более увлекательным, чем предыдущий.
24. Любите то, что делаете. Энергия и энтузиазм заразительны. Один из лучших комплиментов в моей жизни мне сделал студент, который сказал: «Мне была не очень интересна тема лекции, но вы говорили о ней с таким волнением, что я просто не мог не воодушевиться вместе с вами». Когда дети видят наше рвение и страсть, они хотят делиться своими.
Любите то, что вы делаете, и держите хватку каждый день. Даже если вы читаете одну и ту же лекцию в сотый раз, помните: студенты слышат её впервые.
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)
Источник: mel.fm
Как полюбить школу
«11 лет, за что?!» – плачет первоклассник, которого 1 сентября силой ведут на школьную линейку. Действительно, школьные годы далеко не для всех чудесные, но их нельзя отменить. Существует несколько приемов, которые помогут вам не чувствовать себя несчастным только потому, что жизнь пока ограничена стенами школы.
Статьи по теме:
- Как полюбить школу
- Как научить ребенка любить учиться?
- Топ-15 советов для тех, кто любит учиться
Инструкция
Для начала выясните, что именно вас раздражает в родном учебном заведении. Слишком плотное расписание уроков? Непонимание учителей? Невозможность наладить отношения с одноклассниками? Решайте эти вопросы последовательно, не стремясь во что бы то ни стало сделаться популярной личностью.
Не стоит думать, что отличники, красавцы и весельчаки обожают школу. На самом деле трудно всем. Просто кто-то умеет скрывать свое плохое настроение, учитесь у них. Не падайте духом, приободряйте тех, кто рядом, тогда, по крайней мере, одиночество вам точно не грозит.
Не конфликтуйте. Подросткам часто кажется, что лучший способ уладить спорные вопросы – проявить агрессию. Поверьте, это не так. Тренируйте выдержку, не горячитесь, стараясь настаивать на своем. Но и не позволяйте вами верховодить.
Занимайте нейтральную позицию в спорах, она выручит вас не раз.
Школа не виновата в том, что некоторые науки – не ваш конек. Постарайтесь не переносить свое негативное отношение на учителей, лучше попросите позаниматься с вами дополнительно. Или смиритесь с тем, что какие-то предметы вам просто не даются. Совершенно не обязательно быть отличником. Аттестат – не единственный критерий жизненного успеха.
Участвуйте в школьных концертах и прочих мероприятиях, даже если они кажутся вам скучными. Сделайте так, чтобы было весело. Учите стихи, пойте под гитару, танцуйте. Вам будет, что показать. Долой комплексы!
Тому, кто тихо сидит в уголке, в то время как другие развлекаются, потом будет просто нечего вспомнить.
Как бы ни было трудно, вы всегда можете утешиться мыслью о том, что школьные проблемы закончатся после выпускного вечера. Но опыт, который вы приобрели, преодолевая трудности, сделал вас сильнее. Навык улаживания конфликтов пригодится в любом коллективе.
Если полюбить школу у вас так и не получилось, не отчаивайтесь. Вы можете учиться и общаться, не пылая страстью к тому, что вас окружает. Достаточно просто понимать, что мир вокруг нас вовсе не обязан быть идеальным и принимать его таким – со всеми несовершенствами.
Источник: www.kakprosto.ru
Как помочь ребенку полюбить школу – советы детских психологов
В день, когда ребенок идет в школу, начинается новый этап в жизни самого ребенка и его родителей. Нам хочется, чтобы он стал прилежным послушным учеником, самостоятельно с желанием и интересом выполнял домашние задания. Но часто получаем обратную картину: ребенок не хочет идти в школу, делать уроки, школьная жизнь ему не интересна. Возникает закономерный вопрос, как помочь любимому малышу обрести интерес к обучению и познанию новой информации и полюбить школу.
Влияние семьи и первого учителя
Как бы это банально не звучало, но все начинается с семьи. Ее роль в формировании личности ребенка трудно переоценить. Многие родители считают, что основную роль в воспитании играет школа. Но любой психолог скажет, что психологически личность человека формируется уже в 5–7 лет. А в это время ребенок большую часть времени проводит дома с родителями.
В нормальной семье, где правильно распределены роли родителей и детей, у ребенка формируется правильное отношение к взрослым и сверстникам. Поэтому такого ребенка не может испугать школьная жизнь, он будет самим собою.
Комментарий психолога Л. И. Божович: «Переживание ребенком своего нового статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника», которая имеет для первоклассника огромное значение».
Этим должны заняться родители, вникая в школьную жизнь с терпением и любовью. Именно они обязаны поддержать ребенка, понять значимость учебы, поощрять его старания. Все это в целом формирует нормальную самооценку ребенка, его уверенность в собственных силах.
Но ребенок может любить коллектив, но не иметь желания учиться. Как помочь ребенку полюбить школу и кто может это сделать? В этом вопросе на первый план выходит первый учитель. Ребенок старается быть похожим на тех, кого любит. Родители должны помочь установить контакт между ребенком и учителем.
Последний, по мнению психолога, должен уметь не только творчески подойти к подаче материала и давать знания, но прежде всего, создавать отношения между учителем и учеником. Умные родители выбирают школу не по ее престижу, не по методике или программе обучения, а по личным качествам первого учителя.
Если ребенок не хочет ходить в школу
Это довольно сложная ситуация. Чем бы она ни была вызвана, это обязательно скажется на эффективности обучения. Поэтому важно разобраться в причинах и начать действовать. Чаще всего причиной становится личная и социальная неготовность ребенка:
- неумение общаться со сверстниками и взрослыми без проявления агрессии;
- отсутствие терпимости к замечаниям учителя и одноклассников;
- непонимание понятий «хорошо» и «плохо»;
- отсутствие интереса ко всем урокам;
- слишком завышенная или заниженная самооценка;
- неспособность понимать требования учителя и адекватно оценивать свои работы и ошибки.
Многие родители считают, что интеллектуальная подготовка к школе – это самый важный аспект. Но, к сожалению, часто оказывается, что у ребенка, умеющего читать и писать абсолютно отсутствует любознательность, а поэтому у него нет стремления к познанию нового и процессу учебы.
Мнение психолога: «Если ребенок не хочет ходить в школу, то он не любит не школу, а обстоятельства, с которыми ему пришлось столкнуться».
Самая распространенная проблема – это буллинг, когда один ребенок боится другого. В этом случае родителям следует поговорить с учителем, родителями ребенка-хулигана, директором школы, самим хулиганом. Объяснить своему ребенку, как действовать в ситуациях, когда над ним издевается одноклассник. Если эти меры не помогают, следует вмешаться самим родителям и поставить хулигана на место.
Если ребенок не может сдружиться с одноклассниками, помогите ему в этом. Соберите одноклассников у себя дома на какую-нибудь сладкую вечеринку или отдайте ребенка в какой-либо кружок, где возможно найдутся друзья по интересам.
Как полюбить учебу в школе
Желание учиться, по сути, определяется мотивационной готовностью. Многие родители скажут, что их ребенок хочет идти в школу, не задумываясь о том, что любить внешние атрибуты школы (новый рюкзак, учебники, тетради) и желание учиться – это не одно и то же. Любовь к школе невозможна без формирования внутренней мотивации. Но пока ее нет, для ребенка большое значение имеет внешняя мотивация. Она приходит через личность учителя и интересный процесс обучения.
Любой учитель с опытом работы скажет, что если первые шаги в учебе даются легко, то возрастает вера в свои способности и возникает интерес к дальнейшей учебе. Чтобы учеба стала интересной, подачу информации необходимо доносить в форме игры. Даже развитие самоконтроля ребенка (способность просидеть 30 минут на уроке, дождаться, пока тебя спросит учитель, запоминать неинтересные, но нужные вещи) можно через познавательные игры.
Мнение психолога: «Пока волевой аспект не сформирован окончательно, игровой элемент является ведущим при изучении любого материала».
Сегодня в интернете можно найти множество развивающих игр, помогающих разобраться с учебными материалами. Их использование облегчит процесс обучения. Важно определить, что ребенку нравится больше всего и помочь ему двигаться в этом направлении.
Если ребенок задает вопрос, надо всегда находить время ответить на него. Если вы не знаете ответ, поищите его вместе. Ваш ребенок поймет, что не знать – это не стыдно. Стыдно нежелание потратить немного времени и сил, чтобы найти ответ.
Не стоит ругать ребенка за плохие оценки, так как бурная реакция родителей вызывает страх. Лучше разобраться, почему ребенок получил такую оценку.
Совет психолога А. Пономаренко: «Не судите о способностях ребенка по отметкам в дневнике. Хорошая учеба – не показатель таланта и ума. А. Эйнштейн отставал по всем предметам, кроме латыни и математики».
И, наконец, ребенка нужно поощрять. Если он хорошо и прилежно учится, то его можно побаловать иногда недорогим подарком или чем-нибудь вкусненьким, чтобы повысить его уверенность в себе.
Если советы, как полюбить школу и учебу, не помогли вашему ребенку, то вам следует обратиться к детскому психологу, чтобы найти причины этой нелюбви. Не стоит пренебрегать проблемой, ведь впереди долгие годы учебы, от которых зависит будущее вашего ребенка. Любите и цените своих детей, проводите с ними как можно больше времени, будьте включены в происходящее с вашими детьми, ведь они заслуживают этого!
Источник: samisrykami.ru