Воспитание толерантности по отношению к друзьям и одноклассникам, умения примирять поссорившихся друзей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида
Прошу вас, ребята, совсем не забыть, Поссорился кто-то – спешите мирить!
Помогай друзьям мириться
классный час для обучающихся со сложными дефектами, 2 «В» класс
Составитель: учитель начальных классов
Конаныхина Людмила Аркадьевна.
Цель: воспитание толерантности по отношению к друзьям и одноклассникам, умения примирять, поссорившихся друзей.
- учить обучающихся способам примирения поссорившихся друзей или одноклассников;
- корригировать отношения в детском коллективе;
- воспитывать терпение и уважение к одноклассникам, желание дружить и быть миротворцем.
Оборудование : Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева. «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», АСТ «Слово» Москва стр.68;
Обряд как помирить всех между собой .Эффективная эзотерика! @Duiko
Е. Позина, Т. Давыдова «Какой у вас воспитанный ребенок» Правила этикета в стихах, сказках и рассказах. ООО «Стрекоза», 2010г.- 95с., с. 63;
распечатанные иллюстрации, грамоты за умение дружить, шоколад.
- Вступительная часть.
— Ребята, иногда так случается, когда друзья ссорятся. Бывает такое? Да, это очень неприятно и всегда хочется примирить друзей, но как это сделать не все знают. Я хочу, чтобы все вы умели примирять поссорившихся и этому будет посвящен наш классный час, который называется «Помогай друзьям мириться».
II. Основная часть.
— У кого есть друг или подруга?
— Приходилось ли вам с ними ссориться?
— Из-за чего происходили ссоры? (Рассказы обучающихся)
— Значит, причины для ссоры бывают разные. Бывает очень обидно и
горько человеку, если его обидели несправедливо. Мучается и тот, кто обидел, так как осознав свою неправоту, никак не может набраться смелости и попросить прощения. А вы никогда не думали о том, что ссору можно избежать, просто надо быть более внимательными и более терпимыми к своим друзьям и одноклассникам. Нужно научиться уступать друг другу.
Но если уж так случилось, что друзья поссорились. Что надо сделать? (Их надо помирить).
— Как можно помирить поссорившихся? (Выслушать предложения обучающихся.)
— Посмотрите на иллюстрацию. Скажите, кого вы здесь видите?
( Мы видим два котенка и мышку.)
II. 2. Слушание стихотворения с последующим обсуждением его содержания.
— Послушайте внимательно стихотворение и ответьте, что произошло с котятами.
Учитель читает стихотворение по книге Г.П.Шалаевой, О.М.Журавлевой. «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», АСТ «Слово» Москва, стр.68.
Помогай друзьям мириться.
Котята смеялись, Котята играли
И вдруг неожиданно ссориться стали,
Как примирить между собой детей?
Но, подбежавшая Мышка сказала:
— Не надо, детишки!
Не надо сердиться,
Ругаться и злиться.
Я вам предлагаю
А этой большущею банкой варенья
Скорее отметим, друзья, примиренье!
Прошу вас, ребята,
Совсем не забыть,
-Что сделали котята? (Котята поссорились.) (Учитель перечитывает строки, подтверждающие ссору.)
— Кто помог котятам помириться? (Мышонок их помирил.)
(Учитель перечитывает кусочек стихотворения, как произошло примирение.)
— Мышонок предложил всем вместе покушать варенья.
— К чему призывает вас автор этого стихотворения? (Мирить поссорившихся.)
Учитель перечитывает кусочек стихотворения:
Прошу вас, ребята,
Совсем не забыть,
II. 3. Работа в круге.
Чтение стихотворения обучающимся:
Вот увидишь, вот увидишь,
Если ты меня обидишь,
Я не буду обижаться,
Драться или обзываться.
Все тебе, мой друг, прощу,
Но, а после угощенья
Попроси и ты прощенье.
— Кто умеет просить прощение? Кто умеет извиняться?
Вспомните, кого вы недавно обидели, у кого вам необходимо попросить прощение. Ведь жить непрощенным очень трудно, на душе будет неприятно, тяжело. Когда вас простят, вам сразу станет легко и радостно на душе. Кто хочет попросить прощение?
Все хором: Мирись! Мирись!
И больше не дерись!
(Если найдутся такие ребята, то после прощения всех угощают шоколадом.)
III. Заключительная часть.
1 . Чтение стихотворения «Давайте дружить!» учителем из книги
Е. Позиной, Т. Давыдовой «Какой у вас воспитанный ребенок» Правила этикета в стихах, сказках и рассказах. ООО «Стрекоза», 2010г.- 95с., с. 63;
— Я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Давайте дружить!» В стихотворении встретится незнакомое вам слово плуг .
Плуг – это орудие с широким металлическим ножом для вспашки земли.
Дружить друг с другом,
Как птица — с небом,
А поле – с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
-К чему призывает вас автор этого стихотворения? (К дружбе.)
-Как вы думаете, в нашем классе есть ребята, которые умеют дружить?
3. Награждение обучающихся грамотами за умение дружить .
Источник: nsportal.ru
10 способов помирить враждующих детей
Не спешите ругать и ставить по углам вечно ссорящихся друг с другом детей. У «Летидора» есть для вас план получше.
Вряд ли у вас получится пресечь абсолютно все детские ссоры. Но (сюрприз-сюрприз!) в них нет ничего страшного! Потому что конфликты тоже бывают полезными — они помогают мальчикам и девочкам обретать важные жизненные навыки:
• заявлять о желаемом,
• «нащупывать» рамки дозволенного,
• договариваться друг с другом,
• находить пути взаимодействия с другими людьми.
Но «хорошего» — понемножку, и конфликтных ситуаций между братьями и сестрами должно быть щепотки две, чтобы блюдо под названием «воспитание» не получилось чересчур острым. Давайте разберемся, что для этого должны или не должны делать родители.
Запрещайте, сопереживая
У всех детей есть чувства и эмоции — и это так же естественно, как иметь две руки и две ноги. И если мы можем взять малыша за руку и силой увести его оттуда, где мы не хотим его видеть, то почему бы не сделать это с помощью правильных слов!
Драчуну, который толкнул брата за то, что тот размазал невысохшие краски на его рисунке можно сказать: «Мне так жаль! Ты старался, когда рисовал этого снеговика, и я понимаю, что ты зол на брата. Но ты должен объяснить словами, что он неправ, а не драться».
А маленькому вредителю объявить: «Да, я вижу, что ты очень расстроен, что брат рисует лучше тебя. Но это потому, что он старше, и когда-нибудь ты тоже так сможешь. В следующий раз мы можем попробовать сделать это вдвоем, но пакостить нельзя».
Научите бороться со злостью, а не друг с другом
Скажите детям, что в их ссорах есть только один виновник — злость. И именно она не хочет, чтобы братья и сестры дружили. Так что объявляем этой злодейке войну и, как только она объявится, против нее будем использовать:
• игру на барабанах,
• написание сочинения в своем блокноте на тему «Как же я зол и почему!»,
• выкапывание ямы на даче летом, уборка снега зимой или лепка из пластилина, если сезонные варианты не подходят,
• надевание наушников и энергичные танцы под любимую музыку,
• любые варианты расправиться со «злой» энергией, которые впишутся в ваши домашние условия.
Создайте яркие правила
Оформите красочно следующие фразы:
• Спокойно скажи, что тебе нужно.
• Выслушай просьбу брата или сестры.
• Повтори эту просьбу, чтобы стало понятно, что ты ее понял.
• Поставь себя на место просящего.
• Отнесись к брату или сестре с пониманием и уважением.
Правила можно закрепить в детской над столом или с помощью магнитов на холодильнике.
Поставьте себя на место «испытуемого»
Понимание собственной ошибки — первый шаг к тому, чтобы исправить ее. Но не показывайте пальцами и не называйте имен, а примерьте на себя детские поступки и сделайте выводы.
Просто скажите разругавшимся детям: «Нет ничего удивительного, что вы так разругались. Я бы тоже обиделась, если бы кто-то пообещал мне подождать, когда я оденусь, но ушел без меня. Но мне точно так же было бы неприятно, если бы какой-то человек заставил меня ждать его так долго!»
Развивайте чувство сопереживания
«Посмотри, Катя упала и ударила коленку! Наверное, ей сейчас так больно! Пойдем и поможем ей встать и успокоим», «Посмотри, как та маленькая девочка плачет. Что же ее так расстроило?» — эти фразы окажутся гораздо действеннее, чем просто приказ «Ты должен любить свое сестру!».
Не принимайте ничью из сторон
Когда враждующие дети разошлись не на шутку, следует вмешаться, потому что у них навыки регулирования конфликтов еще не сформировались. Но делать это нужно правильно:
• обеспечьте безопасность: если один из воинствующих малышей норовит ударить «врага» совочком по голове, спокойно заберите у него это «оружие»,
• не вставайте на чью-либо сторону полностью: «виновная» сторона может искренне подумать, что вы ее/его просто не любите,
• помогите детям понять, что чувствует каждый из них,
• найдите для обоих детей взаимовыгодное решение проблемы.
Научите искусству ведения переговоров
Предложите детям поиграть в дипломатов. Каждый конфликт с игрушкой теперь будет решаться на «государственном уровне», а «публика» в вашем лице будет внимательно следить за развитием событий. Чтобы быть дипломатом, нужно:
• помнить о принципе двойного выигрыша: если дети будут помогать друг другу, например, заправлять одеяло в пододеяльник, то они сэкономят время и получат более качественный результат;
• высказываться по очереди: выслушать вторую сторону, не перебивая, а потом ответить;
• справедливо делить все ресурсы: один рассортировывает конфеты на две кучки, а второй выбирает понравившуюся.
Предотвращайте столкновения
Часто детские ссоры оказываются непредсказуемы, как извержение вулкана. Но это вовсе не значит, что во взаимоотношениях братьев и сестер нет никакой закономерности.
• наблюдайте, как на детях сказывается продолжительность их совместной игры: одни малыши могут играть мирно только какое-то время, после чего им нужно уединение, а другие, наоборот, должны всегда быть вместе, иначе соскучившаяся половина начнет особенно сильно донимать брата или сестру,
• старайтесь держать по отдельности уставших или проголодавшихся детей, пока они не отдохнут и не поедят,
• если раздраженным или расстроенным детям предстоит совместная поездка в автомобиле, то вероятность ссоры повышается в разы. Предотвратить стычки помогут, например, гаджеты: выдайте каждому из них по плееру и наушникам.
Не закрывайте глаза на драки
Если с мелкими ссорами дети могут разобраться сами, то маленьких драчунов нужно контролировать, чтобы решение вопросов с помощью кулаков не вошло в привычку.
• поговорите с «агрессором» один на один, спросите у него, что его так сильно расстроило, что он готов причинить боль близкому человеку,
• объявите, что отныне реакцией на плохое поведение брата или сестры будут не толчки и пинки, а строгие слова «Стоп! Прекрати!» и громкое хлопанье в ладоши недалеко от ушей «вредины»,
• оповестите о правилах и жертву детской потасовки: в вашем доме появились особенные сигналы для выражения недовольства и они распространяются на всех.
Контролируйте свои эмоции
Если в семье принято бурно выяснять отношения, то дети быстро возьмут это на заметку. Кто-то подрезал вас на дороге или вы попали в пробку именно тогда, когда очень торопитесь? Вспомните, что на заднем сиденье находятся несколько пар любопытных ушей. Вдохните поглубже, выдохните и скажите что-нибудь ободряющее!
Источник: letidor.ru
Школьные агрессоры и жертвы. Как помирить их?

Школа — это место, где дети помимо получения знаний общаются со сверстниками, находят друзей и даже свою первую любовь. Одни дети и подростки с удовольствием каждый день идут в школу, так как это их второй дом. Для других времяпрепровождение в школе является каторгой. Ребенок многое бы отдал, чтобы туда не ходить, но выбора у него нет.
Категории учеников в классе
Не всегда взаимоотношения в классе и в школе между детьми складываются. Существует понятие — школьный буллинг. В учебном заведении нередко встречаются агрессоры — булли и их жертвы. Школьное насилие — это повсеместное явление, которое требует к себе максимум внимания со стороны родителей, педагогов, общественности.
Травля учеников-жертв может быть настолько сильной, что их психика ломается и это накладывает неизгладимый след на всю их жизнь. Жертвы булли, бывает, заканчивают жизнь самоубийством.
Можно разделить учеников в классе на три категории:
- — агрессоры (булли);
- — наблюдатели;
- — жертвы.
Охарактеризовать каждую категорию несложно. Наблюдатели, например, это чаще всего дети:
- которые не хотят портить отношения с лидерами;
- не желают выделяться из общей массы, чтобы самим не стать жертвой;
- не склонные к сочувствию;
- безынициативные;
- легко поддающиеся влиянию;
- дети, родители которых являются жестокими людьми.
Кто же такие булли, как их охарактеризовать?
- физически сильные люди;
- яркие личности, довольно импульсивные, а также агрессивные;
- дети, которые хотят добиться своих целей за счет других;
- безжалостные школьники.
Каковыми по характеру являются жертвы булли?
- дети мягкие, не уверенные в себе, склонные к истерикам;
- школьники из неблагополучных семей;
- «ботаны» или двоечники;
- школьники, у которых есть комплекс неполноценности;
- дети, которые не верят в то, что их может кто-либо защитить и другие.
Атмосфера в классе не будет благоприятной и здоровой, если там есть все три группы детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети в классе дружили между собой, общались, стояли друг за друга горой. Можно ли помирить агрессоров и их жертв? Да, можно. Для этого много усилий должны приложить сами жертвы.
Что касается «наблюдателей», то они легко сдружатся с отверженным, как только прекратится его травля со стороны булли.
Школьный психолог – специалист, который может существенно помочь «отверженным»
Отверженному школьнику нужно научиться стоять за себя, давать отпор. В этом может помочь школьный психолог. Лучше обратиться к специалисту своевременно. Не лишним будет, если отверженный начнет посещать уроки самообороны, не будет скрывать проблему от общественности, пусть о травле со стороны булли знает вся школа, дирекция, учителя, конечно, родители и весь город.
Бывают случаи, когда агрессия со стороны «элиты» класса по отношению к определенным ученикам прекращается вовсе. Возможны случаи, когда явная неприязнь исчезает и возникает дружба между агрессором и его жертвой.
Методы, которыми могут воспользоваться «изгнанники» в классе
Если все же дружбы не получилось между булли и жертвой, то последняя может применить такие методы для предотвращения травли:
- полное игнорирование. Не стоит принимать близко к сердцу действия булли, нужно оставаться равнодушным к издевкам.
- попытаться избежать проблемы и перевестись в другую школу. Однако этот метод мало действенный, так как булли имеются и на новом месте;
- умение дать жесткий отпор, действовать методами агрессора: умственными, психологическими или физическими.
Источник: xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai