Оборудование:
листы с фотографиями детей, звёздочки зелёного, синего, красного цвета (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета); большой шприц, наполненный белизной; мягкие игрушки собаки и котёнка; мультимедийная презентация, песня «Ты, да я, да мы с тобой»
Ход занятия
- Мотивирование к учебной деятельности.
— Наше занятие мы начнём со своей самооценки.
Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёное сердечко, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синее сердечко – если не все люди хорошо относятся,красное – если считаете, что люди к вам относятся плохо.
— Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен любить себя и уважать.
— А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас.
Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующую звёздочку – отношение к данному человеку.
— Посмотрите на свои звёздочки : какой цвет у вас преобладает?
— Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
— Подумайте, какой недостаток увидели в вас ваши товарищи.
Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться.
— Давайте возьмём звёздочки красного цвета и сложите их в баночку с водой.
— Что вы заметили?
Вода потемнела. Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда мы им говорим плохие слова, обижаем и словом и делом?
Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить, вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей.
Постарайтесь, больше никогда и никому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся.
Новые обязанности классного руководителя. Узнайте за 3 минуты.
II. Сообщение темы занятия.
Слайд 1:
Не зря и тема нашего занятия — «Не надо больше ссориться»
— Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.
III. Работа по теме занятия
Но прежде чем мы перейдём к теме, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое ссора?
Слайд 2:
Определение рассыпалось. Давайте мы его соберём.
Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)
— Как вы думаете, почему люди ссорятся? (не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули)
Слайд 3:
Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всём быть главным.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.
— А приходилось ли вам ссориться с другом, подружкой, братом, сестрой или ещё с кем- либо?
— В чём причина ваших ссор?
Слайд 4:
Закончите предложение «Мы ссоримся, потому что…» (высказывания детей).
— Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули.
— Из-за чего можно поссориться с родителями?
— Поссориться можно с кем угодно — было бы желание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.
— Как можно помириться, если всё таки вы поссорились?
Вспомните, какие слова примирения вы знаете.
Слайд 5:
(«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»,
«Мир и дружба— навсегда, ну, а ссора—никогда!» )
— И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссоры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать.
— Как это сделать?
— Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотношения с родственниками или товарищами становятся
« взрывоопасными ».
— В одном хорошем рассказе я прочитала о девочке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доброжелательные отношения.
Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»
Двум обучающимся предлагается с использованием мягких игрушек — котёнка и щенка — разыграть следующие сцены:
1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его
миске и начинает поедать её содержимое. Щенок просыпается и набрасывается на котёнка».
Подумайте, как можно было избежать потасовки?
(Обучающимся, нашедшим правильный выход из ситуации, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»)
2. «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка».
Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя концовку, а также используя слово «стоп!».(Ситуации из жизни класса)
— Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.(Инсценировка стихотворения)
Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!
— Из-за чего поссорились два друга?
— Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций.
- На уроке физкультуры во время игры Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Юлю.
Во время перемены Славик и Стасик одновременно захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчики должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)
- Уроки закончились. Собираясь домой, Никита нечаянно толкнул портфелем Женю…. Женя накинулся на Никиту. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
— А как правильно поступить?
Вывод: К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Наверно, в данный момент кто-то из вас неправ. Но чтобы понять, кто именно, нужно время разобраться. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Поговорим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому.
IV.Физкультминутка.
Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы проведём игру«Ветер дует на того.».
Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,.»
— у кого много друзей
— кто не любит ссориться
— кто не грубит старшим
— кто часто делится с товарищами тем, что имеет
— кто умеет говорить комплименты
— кто никогда не обзывается
— кто не участвует в потасовках
— кто не ябедничает
— кто не стесняется извиняться
— кто умеет быстро забывать обиду
— кто умеет дружить
— кто умеет прощать.
Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.
. Игра «Мы с тобой одна семья»
Давайте поиграем и почувствуем, что мы одна семья.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я
Потрогай нос соседа справа
Потрогай нос соседа слева
Мы с тобой — друзья
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я
Обними соседа справа
Обними соседа слева
Мы с тобой – друзья
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Ущипни соседа справа
Ущипни соседа слева
Мы с тобой друзья
Мы с тобой одна семья
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа слева
Поцелуй соседа справа
Мы с тобой друзья.
— А чтобы быть настоящими друзьями и никогда не ссориться, нужно соблюдать правила дружбы. Вы уже можете их назвать?
Слайд 6:
- Быть вежливыми со своими одноклассниками;
- Понимать другого;
- Играть и работать дружно;
- Попросить прощение;
- Помогать друг другу;
- Быть честным;
- Вовремя остановиться, взять паузу;
- Договариваться друг с другом;
- Приходить к общему решению.
— Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять закон дружбы «НЕ ссорься!» и научим других сдерживать плохие эмоции.
VI. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ссора».
VII. Подведение итогов
— Что мы учились делать?
— Трудно ли это?
— Нужно ли этому учиться?
— Какое новое слово узнали? Что оно означает?
Попробуйте вовремя остановиться, когда взаимоотношения накаляются до предела. Научитесь говорить себе «Стоп!» и тогда сможете избежать многих неприятных ссор.
Хотелось бы вам предложить задание, которое вы выполните дома — перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить.
Хотелось, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.
Закончить наше занятие я предлагаю песней «Ты, да я, да мы с тобой».)
— На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу и пусть дети всей земли никогда не ссорятся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Источник: kopilkaurokov.ru
Как бороться с травлей: 8 советов от классного руководителя
Иногда школа — это не только интересные уроки и новые знакомства, но и сложные взаимоотношения с одноклассниками. Как быть учителю, если в классе появились буллеры, которые начали травить одного из учеников? Рассказывает учительница английского и классный руководитель Алена Минина.
Что такое буллинг и каким он бывает
Сегодня буллинг в школе — это не только самая острая, но и самая болезненная тема. А еще вечная: он был и 15 лет назад, когда я сама была ученицей, и есть до сих пор. Но хорошо, что с каждым годом люди все больше и больше начинают про него говорить. А для учителей стали проводить семинары о том, как работать с классом, если там есть признаки травли. Более того, большинство педагогов сами стали интересоваться этой темой и работать с ней.
Я — классный руководитель, и, к сожалению, в моем опыте тоже были случаи буллинга. Чаще всего насмешки были в адрес слабых или непохожих на других детей. Например, недавно так было с мальчиком из неблагополучной семьи. Дети смеялись над ним, потому что он одевался не так, как все остальные в классе.
Пришлось проделать огромную работу и мне, и психологу, чтобы помочь ребенку перестать реагировать и обижаться. При этом мы общались еще и с ребятами, которые были зачинщиками этой травли. Был буллинг и в адрес мальчика, который лучше всех учился. Но с ним была другая история. Насмешки одноклассников его не сильно задевали, по крайней мере он не показывал эмоций, которые от него ждали, поэтому конфликт довольно быстро исчерпал себя.
Главное — не принять буллинг за обычный конфликт. И наоборот. Различаются они тем, что травля длится на протяжении нескольких дней. Там всегда есть две стороны — жертва и тот самый буллер, который получает удовольствие от унижения другого человека. Обычно здесь учителю начинают помогать сами дети.
Если у педагога хорошие взаимоотношения с учениками, то они начинают все рассказывать. Даже если не придет тот ребенок, которого обижают, это сделают его одноклассники.
Кроме того, по ребенку, которого травят, всегда видно, что что-то не так: падает успеваемость, появляется тревожность. Или же он сам от обиды начинает издеваться над кем-то.
Самое страшное — это когда ученики начинают объединяться и становятся группой буллеров. Когда несколько человек начинают травить одного, это очень серьезно. Поэтому учителям важно знать, что такое буллинг, научиться видеть его на первых порах и знать, что делать.
Советы, как учителю справиться с буллингом:
- Поговорите с жертвой буллинга. Узнайте, в чем проблема, почему его могут обижать, кто обижает, как давно это происходит, что ребенок чувствует, когда это происходит, как ему можно помочь.
- Подумайте вместе, как эту ситуацию можно разрешить, что может помочь, как огородиться. Объясните, что не стоит агрессивно реагировать в ответ. Ведь тогда буллер добьется того, чего хотел.
- Помогите ребенку, которого обижают, поднять самооценку. Подчеркните его сильные стороны, расскажите, в чем он успешен.
- Держите связь с родителями. Важно, чтобы ребенок получал поддержку от своей семьи. А не слышал фразы в духе: «Ты слабак? Чего нос повесил?».
- Не стесняйтесь показывать, что вам не все равно. Если родители и дети увидят, что вы за них горой, они будут доверять вам. Так любые конфликты и проблемы решить намного проще.
- Конечно, надо разговаривать и с самим буллером. Но очень аккуратно. Лучше делать это наедине и без давления попытаться узнать, зачем он так поступает.
- Для профилактики можно проводить классные часы — тренинги на тему буллинга. Важно рассказывать, почему нельзя травить друг друга, почему это не проявление силы (а наоборот), к каким последствиям это может привести.
- Не пытайтесь замять ситуацию на уровне класса: к ней, напротив, нужно подключать школьного психолога, администрацию, родителей и экологично разбираться всем вместе.
Источник: dzen.ru
Как сплотить классный коллектив, 5 класс
Я как молодой специалист хочу поделиться с молодыми и начинающими коллегами своим опытом сплочения классного коллектива. Почему с молодыми и начинающими только? Да потому что у нас за плечами нет долгих лет работы с детьми и мы только начинаем работать. Поэтому я хочу обменяться опытами, наблюдениями и результатами. Если тема моего блога заинтересует и опытных педагогов, то я буду только рада.
Итак, приходит молодой специалист в школу, без опыта работы (педагогическую практику не считаем) и ему (ей) дают классное руководство. Многие конечно могут и отказаться, но я хочу таким людям сказать, что вы многое теряете, не в плане денежного эквивалента, и не в плане нагрузок, а то, что вы упускаете возможность стать КЛАССНОЙ МАМОЙ (ПАПОЙ)!
Лично у меня не возникал вопрос брать или не брать классное руководство. Когда мне предложили стать классной руководительницей 5В класса, я даже и, не задумываясь, согласилась, хотя и не знала детей. Но столкнулась с проблемой отношение в классе.
И в первую очередь поставила для себя цель: сплотить классный коллектив, подружить всех и каждого друг с другом, и самой подружиться с ними.
Долго думала, как мне быть, пересмотрела много материалов в интернете, в книжках, прослушала ни один вебинар. Но теория больно хорошо написана, но если в классе 25 и более человек, то трудно руководствоваться лишь одной теорией, потому что все дети разные. Действовать надо наверняка.
Используя различные тесты и методики, классным руководителям легко можно узнать темперамент детей, выявить явного лидера в классе, найти замкнутого ученика, увидеть, кто с кем дружит, и посмотреть, на сколько класс сплочен и т. д. и т.п. Но без практики не обойтись.
В наше время если каждого ученика не задействовать в каких- то обязанностях, то он не научиться брать на себя ответственность. Не научиться уважать себя и других. Поэтому важно учителю выбрать актив класса и там уже каждого задействовать, дать каждому обязанность. Самая большая ошибка учителей, я думаю, когда они не дают возможность раскрыться ученику. Надо в каждого ученика поверить, тогда и он сможет многого добиться.
Следующий мой шаг был, это рассадка. Для того чтобы, мальчики и девочки уважали друг друга, я рассадила их в пару, с учетом их зрения и знаний конечно же.
Как доказано из опытов, когда цветок ухаживают, и каждый день ему говорят, что он самый красивый и лучший, он расцветает все больше и больше, а если говорить, что он не красивый и не ухаживать за ним, рано или поздно он погибнет. Точно также и с классным коллективом, если каждый раз говорить им что они дружные и лучшие рано или поздно они такими и станут. И я в это верю!
И когда мы создавали классный уголок, у нас вопроса даже не возникало, как мы назовем его. Мы назвали ДРУЖНЫЙ КЛАСС 5В.
Чтобы закреплять весь начальный этот эффект очень важно с классом часто встречаться вне стен школы. Я понимаю, что мы молодые специалисты, у кого-то есть семьи и дети, в том числе и у меня есть, но важно находить время и для своего класса, и для семьи тоже.
Самый большой результат сплочения я увидела, когда мы впервые вышли с классом в сосновую рощу. Там мы с детьми сделали пикник, играли в футбол, смеялись и просто веселились. Они были все такие радостные и довольные, что даже домой не хотели идти и это значит о чем –то говорит?!
В следующий раз уже ходили со всем классом на городской конкурс «Веселая эстафета», хотя от класса надо было выбрать команду из 8 лишь человек, но у остальных была не маловажная роль поддерживать свой класс, школу. Все болели за своих друзей, кричали дружно в один голос кричалки, махали плакатами. И мы были первыми. А после мы пошли гулять по бульвару.
Довольные, счастливые, веселые и дружные. Очень важно в школьных мероприятиях, конкурсах задействовать весь класс, чтоб у каждого была роль или речь, хоть и маленькая. Знаете, для них это очень важно быть на сцене или быть частью команды.
Хочу своим секретом поделиться, любите свой класс, своих учеников, не давайте им почувствовать, что о них забыли, даже тогда, когда заболели. Создавайте с классом открытки больному, вместе и дружно его подписывайте и передавайте ему. Вы еще сильнее сплотите свой класс. Не забывайте и именинников поздравлять, праздники все любят, а дни рождения тем более.
Создавайте свой сайт, группу где вы будете выкладывать ваши совместные фотки, видео, комментарии. Мы свой такой сайт и группу в контакте создали.
Остается неделя и первая четверть закончится, я предлагаю вам, молодые педагоги сходить с классом куда-то и отметить окончание этой первой четверти. Лично мы собираемся в ледовый дворец, и дети с нетерпением ждут нашего совместного выхода.
Я вижу изменения в своем классе, в отношениях у детей, чувствуется, то, что дети с каждым днем все больше и больше начинают друг друга ценить, уважать. Я вижу, то, что они начинают дружить и это только начало, у нас много интересного впереди, поэтому я верю, что по окончанию 11 класса они будут приходить ко мне всем составом и очень часто. Дай то Бог!
Источник: kladraz.ru