— Помогите советом. Не знаю уже что делать. Каждая контрольная стресс для ребенка. Хотя он готовится очень усердно, но все равно каждый раз я уже сама трепещу перед любой контрольной. У ребенка то понос, то какие-то страхи непонятные, истерики.
Он переживает за каждую задачу, которую не успел решить. При этом иногда просто начинает переписывать всю работу, чтобы получилось чисто и аккуратно. Почему для моего ребенка контрольная работа стресс? При этом я вижу, что другие дети абсолютно равнодушно относятся к этим контрольным и даже вовсе не переживают из-за оценок и из-за того, что и как они написали. Понимаю, что его проблема психологическая, но вот причин не могу понять.
Отвечает Виктория Винникова, педагог:
Марина, спасибо за ваш вопрос. На самом деле он действительно относится к области психологии. Как же так получается, что самый старательный и усидчивый ребенок, который хочет и любит учиться, испытывает стресс и при подготовке, и на самой контрольной работе? Точный ответ на этот вопрос дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Как Помочь ДРУГУ Сбежать Из ТЮРЬМЫ ! — Челлендж

Контрольная — стресс для лучших учеников
Лучшие ученики — самые старательные и усидчивые от природы, обладатели феноменальной памяти и аналитического мышления. Такими талантами, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, одарила природа представителей анального вектора.
Таким ученикам нужно всегда чуть больше времени на анализ и систематизацию информации, именно поэтому они несколько медлительны по своей природе. И их нельзя торопить, иначе они впадают в ступор и не понимают, что надо сделать. Такие дети всегда чувствуют особую ответственность за результат, и ограничение по времени выполнения задания для них всегда стресс.
Но это надводная часть айсберга. Есть и подводная.
Контрольная — стресс или страх опозориться?
У каждого свойства есть обратная сторона. Для ребенка с анальным вектором контрольная стресс еще и потому, что есть природный страх опозориться. Причем опозориться в буквальном смысле. Поэтому часто у таких детей перед контрольной бывает диарея — это проявление стресса в анальном векторе. А после контрольной работы, как правило, бывает запор.
Родителям и учителям необходимо знать, что для детей с анальным вектором контрольная работа — физиологический и психологический стресс.
«В первом классе в один из дней «большая нужда» застала меня в школе на уроке. Я отпросился выйти, сказав учителю, что болит живот. Но исправить положение я не смог… ведь в школе не было туалетов со свето-звукоизоляцией и отдельным входом через подземный лабиринт, простые туалеты мне не подходили. Учитель обнаружил меня сидящим в коридоре и, видимо, заметив на моем лице признаки полного отчаяния, отпустил домой. Никогда не мог сказать об этом маме и другим ребятам. Так и носил с собой этот страх опозориться…» (Из обсуждений на форуме портала yburlan.ru)
Так проявляет себя природный страх опозориться, то есть не быть лучшим, не ответить на вопрос, не выполнить контрольную работу идеально и в срок. Именно это бессознательно и гложет ребенка, не дает ему покоя. Он вроде бы все знает на отлично, но все равно нервничает.
Такие дети всегда добросовестно учат уроки и готовятся гораздо больше и тщательнее других. Но вот эти психологические особенности мешают им получить высшую оценку за контрольную работу.

Вот как описывают эти состояния сами дети:
Ребенок может говорить о том, что у него «пальцы деревенеют, мысли разбегаются, тепло приливает к лицу…».
Он старается максимально сосредоточиться, чтобы ничего не пропустить, но все равно…
«Сердце сжимается и стучит быстро-быстро, невозможно успокоить его стук… кажется, что не хватает воздуха… в висках стучит страх: «А вдруг пропущу ошибку и обязательно вспомню о ней, когда сдам работу учителю…»
У некоторых от стресса моментально падает зрение, и задание просто расплывается перед глазами — это дети со зрительным вектором, о них поговорим дальше.
Стресс — контрольная работа у шустрых и подвижных детей
В противоположность усидчивому ребенку, у ученика с кожным вектором стресс контрольная работа вызовет только тогда, когда у него есть договоренность с родителями, что за хорошую учебу ему купят нечто дорогое и желанное (телефон, планшет, мопед). Именно тогда, если он получает двойку или тройку, у него действительно — стресс. Но кожник очень адаптивен и изворотлив по своей психологической природе. Поэтому такой ученик обязательно найдет способ договориться с учителем о том, как это можно исправить или переписать. Все его волнения будут именно не о самой оценке, а о тех последствиях, к которым приведет плохая оценка.
Как пережить стресс — контрольная для ребенка ужас
Нервничают перед контрольной работой и школьники со зрительным вектором, который наделяет своего обладателя повышенной эмоциональностью и богатым воображением. В идеале это дает очень большую фору в усвоении материала, так как зрительники обладают образным мышлением, что позволяет им еще лучше воспринимать и запоминать информацию. Так называемый феномен фотографической памяти — это про них.
Но одновременно огромная эмоциональная амплитуда способна многократно увеличить страхи. И такие дети проигрывают в своем воображении ужасные сценарии той самой контрольной работы.
Так что тут уже на первый план выходит управление эмоциональным состоянием во время контрольной работы.
Внимательная мама, конечно же, может этот момент отрегулировать и перенаправить буйное воображение в позитивное русло, в том числе помочь ребенку использовать свойства образного мышления при подготовке и во время контрольной работы.

Преодолеваем психологический и физиологический стресс от контрольной работы
Родителям необходимо очень хорошо разбираться в этих особенностях. Потому что сейчас, пока речь идет о контрольных работах, это один разговор. А когда сильнейший ученик, обладатель энциклопедических знаний, из-за стресса и неумения с ним справиться заваливает олимпиадную работу или вступительные экзамены, то травма и стресс усиливаются многократно.
Для учеников с разными векторами стресс и его последствия будут разными.
Как же справиться со страхами и стрессом контрольной работы?
Как смягчить стресс и его последствия от контрольной работы
Прежде всего, родителям необходимо соблюдать простые рекомендации:
- Не торопить ребенка при подготовке и выполнении заданий.
- Постараться заранее подготовить все необходимое для контрольной работы (тетради, ручки, линейки, циркули и т.д.).
- Обязательно в день контрольной работы встать пораньше, чтобы у ребенка было чуть больше времени, и вы вместе могли избежать лишней суеты и торопливости при сборе в школу.
- Обеспечивать ребенку чувство защищенности и безопасности. То есть транслировать на чувственном уровне ребенку свою любовь и поддержку и ни в коем случае не «увязывать» свое отношение к ребенку с его успехами в учебе.
- Пояснить самому ребенку его особенности и раскрыть его таланты. Тогда во время контрольной или экзамена ребенок будет действовать последовательно, используя свои СИЛЬНЫЕ стороны, и не позволит увлечь себя посторонней суетой.
- По возможности даже поговорить с учителем и обеспечить, чтобы рядом с таким учеником не сидел суетливый и подвижный или даже гиперактивный ребенок с кожным вектором.
Провести беседу с учителем и предупредить об этих особенностях ребенка. Просто попросить, чтобы она его не торопила и не подгоняла. Ведь медлительный ребенок с анальным вектором испытывает огромный стресс, когда звучат слова: «А теперь заканчиваем и ставим точку. Сдаем листочки. Не задерживаем, сдаем.
Кто не сдал вовремя — оценка на балл ниже».
Такие простые шаги на самом деле очень действенны. Они постепенно помогают ребенку понять свои особенности и использовать свои сильные стороны, что позволяет в дальнейшем уже самому преодолевать различного рода стрессы. Даже знание того, что ему нужно на выполнение задания больше времени, дает огромное преимущество в дальнейшем и даже позволяет отказаться от переписывания начисто контрольной работы.

Преодолеваем стресс контрольной — задачка имеет решение
Современные дети — это другое поколение. Они полиморфы, то есть являются носителями множества векторов. От 3 до 5, иногда более. Это значит, что от контрольной работы или экзамена возникает еще и внутриличностный стресс.
Например, при сочетании двух контрарных векторов — анального и кожного — ребенок будет стремиться сделать и быстро, и правильно, и аккуратно. А если есть еще и зрительный вектор, то его внутренние желания будут требовать красоты оформления. Сочетание таких разных желаний не всегда возможно осуществить. Тогда возникает внутриличностный стресс. Это бессознательная реакция.
Так что при наличии разных векторов задачка усложняется. Но это не значит, что она не имеет решения. Системно-векторная психология «щелкает» и не такие орешки. Вот что сделала одна из участниц тренинга:
— Понимаешь, Маруся, — начала я, — мне кажется, что в тебе пытаются ужиться маленькая шустрая (кожная) обезьянка и неповоротливый, медлительный обидчивый бегемотик. Обезьянке важно, чтоб ты была успешна, но она непоседливая, и у неё в одно ухо влетело, а в другое вылетело. А бегемотик, наоборот, основательный, неторопливый. Ему важно пусть медленно, но довести дело до конца.
У него хорошая память, но ему все время мешает обезьянка.
— Мам, ну надо же, как ты точно подметила, я абсолютно точно вижу в себе то бегемотика, то обезьянку (образы!) Так вот, — продолжаю я, — надо нам с тобой придумать, как себя вести и бегемотику и обезьянке, чтоб они не только не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Мне кажется, что во время урока надо выключать обезьянку и включать бегемота — замедляться, чтобы накопить знания, которые даются на уроке, чтоб потом ты могла спокойно выдать их на контрольной. А шуструю обезьянку включай на переменке и на физкультуре — она же любит побегать и порезвиться.
Татьяна У., врач-дерматолог, Санкт-Петербург

А вот что говорят учителя о применении знаний системно-векторной психологии в своей работе:
Понимание — вот лучшее, что могут дать родители
Почему ваш школьник постоянно заваливает контрольные работы
Контрольные работы снятся нам в страшных снах даже спустя много лет после окончания школы. Что говорить о нынешних учениках, для которых проверочные и самостоятельные работы — одно из неприятных обстоятельств их учебной жизни. Подготовка к ним отнимает много сил и времени, а написание и последующее ожидание оценки (иногда не самой приятной) — большой стресс для многих учеников. Что делать, если ребенок часто заваливает контрольные даже при нормальной успеваемости? В чем причина таких неуспехов?
Источник: Depositphotos
Ксения Ким, методист по математике образовательной онлайн-платформы Учи.ру
Первая причина, по которой ребенок не справляется с контрольными, — это стресс
Он в свою очередь может иметь под собой несколько оснований, например, банальное отсутствие опыта в написании контрольных, страх получить плохую отметку (= не оправдать ожидания учителя, родителей) и сильная перегрузка в школе.
Опыт ребенок приобретет с практикой. Если вы хотите помочь своему школьнику подготовиться к контрольным, порепетируйте трудную ситуацию дома. На нашей платформе есть бесплатный сервис по созданию проверочных работ по русскому языку и математике, которые можно выполнять дома. Со страхом плохих отметок также можно справиться самостоятельно.
Стоит избегать позиции «от отметок зависит твоя судьба». Это только повысит тревожность. Еще важно публично не критиковать за плохо написанную работу и попросить педагога избегать таких высказываний. Надо не осуждать за плохую отметку, а помочь школьнику найти причины ошибок, исправить их. Стресс может быть вызван неудачным стечением обстоятельств — когда на один день выпало несколько сложных тем, небольшая проверочная и контрольная.
Источник: letidor.ru
Как помочь однокласснику на контрольной
![]()
Авторизация

> Новости > Статьи и памятки
Как ребёнку справиться с тревогой и стрессом перед контрольной. Памятка для родителей

Декабрь – это не только волшебное предпраздничное время, но и пора итоговых контрольных. Кто-то хладнокровно идёт к новым вершинам в учёбе, в то время как у некоторых детей контрольные вызывают страх и панику, причём независимо от оценок. Институт воспитания и Обрсоюз предлагают родителям воспользоваться советами специалистов, которые позволят помочь детям преодолеть тревогу и стресс накануне и во время важной контрольной.
В чём причина повышенной тревоги и стресса у школьников?
Почему простая проверка знаний в виде контрольных наводит на них ужас? Во-первых, это зависит от возраста ребёнка. Для первоклашек и выпускников, естественно, причины стресса будут разными.
Первоклассники как правило переживают волнение из-за тех изменений, с которыми сталкиваются при смене статуса с дошкольника на ученика, а это:
- изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых;
- необходимость придерживаться правил школьной жизни;
- «сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни;
- изменение режима дня и возрастание психофизиологических нагрузок;
- необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями);
- столкновение с системой школьных оценок.
Ученики 2-4 классов переживают уже по другим причинам. Это может быть хроническая или эпизодическая неуспешность в учёбе, во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Или же несоответствие ожиданий родителей и результатов, которые может продемонстрировать их сын или дочь на данном этапе.
В 5 классе, при переходе в среднее звено, помимо уже знакомой по начальной школе неуспешности, стресс вызывают:
- необходимость осваивать «новую школьную территорию» и адаптироваться к новому или изменённому классному коллективу;
- увеличение количества школьных дисциплин и числа учителей;
- отсутствие преемственности между требованиями, предъявляемыми учителями начальной школы и среднего звена, различия в требованиях разных учителей;
- смена классного руководителя;
- резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи.
В 6-8 классах наступает подростковый период, который также делает свой вклад в уровень стресса и тревожности. Проблемы неуспешности могут быть по-прежнему актуальны, но на первый план выходят трудности переживания подросткового кризиса – как физиологические (например, повышенная утомляемость вследствие бурного роста), так и психологические, а также отношений с родителями (например, гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребёнка).
9 класс становится выпускным для многих школьников. А это значит, что они в первую очередь переполнены переживаниями по поводу предстоящих экзаменов и конкурсного отбора на дальнейшее обучение, а также ощущают неопределённость дальнейших жизненных перспектив и высокий уровень ответственности за совершаемый выбор, подкрепляемые соответствующими «посланиями» родителей и педагогов.
В 10 классе к трудностям и переживаниям девятиклассников добавляются столкновение с резким усложнением учебной программы, изменением системы контроля и оценки знаний и необходимостью адаптироваться к изменениям в классном коллективе.
В 11 классе продолжается повышение учебных нагрузок, но оно уже связано с подготовкой к выпускным экзаменам и поступлению в вуз. Соответственно вопросы ответственности за выбор места для дальнейшего обучения и переживание неопределённости вновь становятся актуальными для школьников.
Как родители могут помочь ребёнку?
Вторая причина паники перед контрольной – недостаток поддержки внутри семьи. Внимательным родителям стоит придерживаться рекомендаций, данных ниже – и тогда они смогут облегчить переживания своего ребёнка. А это, в свою очередь, поможет школьнику и добиться более высоких результатов, и сохранить психологическое равновесие.
Совет 1
Накануне контрольной рекомендуется максимально снизить эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Ограничьте время пребывания в социальных сетях, за просмотром телевизора и в шумных компаниях. Лучше перед сном прогуляться по парку или принять ванну.
Совет 2
Спать лучше лечь не позднее 10 часов вечера, в хорошо проветренном помещении. Можно повторить перед сном материал по теме контрольной (30-60 минут), но ни в коем случае не стоит делать это всю ночь.
Совет 3
При сильном волнении перед контрольной рекомендуется поговорить с кем-то из взрослых (мамой, папой, учителем). Если ребёнок сможет описать, что с ним происходит, когда начинается контрольная, ему помогут найти решение проблемы.
Совет 4
Утром, после пробуждения, лучше принять контрастный душ, сделать бодрящую зарядку и позавтракать.
Совет 5
Для успешного написания контрольной следует быть внимательнее в классе и делать домашнюю работу. Тогда и в день написания контрольной ребёнок будет уверен, что знает весь материал.
Совет 6
Необходимо следить за негативными мыслями. Они только усиливают волнение и осложняют выполнение заданий:
«У меня плохо получается писать контрольные»
«Я умру, если получу плохую оценку».
Лучше мыслить позитивно и говорить себе:
«Я хорошо подготовился, я все знаю и отлично справлюсь с любым заданием».
Совет 7
Научите ребёнка принимать свои ошибки, чтобы он был к ним более снисходителен. Так ему легче будет справиться с волнением.
Совет 8
Обратите внимание на питание. Оно тоже влияет на степень спокойствия через состояние организма ребёнка. Мозг нужно кормить, при этом подкреплять его желательно правильными продуктами с отсутствием побочных эффектов, которые вызывают тревожность.
- Яблоки и бананы, клубника и финики повышают настроение.
- Салаты из свежих овощей дают необходимую энергию и лёгкость.
- Перед контрольной необходимо забыть о кофе, отдать предпочтению сокам, зелёному чаю и стараться как можно больше пить. Ведь, как известно, вода является самым лучшим успокоительным и главным источником подпитки мозга кислородом.
Совет 9
Для снятия волнения и напряжения можно выйти на улицу и просто подышать свежим воздухом. Также поможет двигательная активность и физическая нагрузка.
Совет 10
Не стоит говорить школьнику, что он должен быть спокоен и невозмутим. Нервничать можно и даже нужно. Определённая «доза» волнения может подтолкнуть ребёнка собраться с мыслями, сконцентрироваться и проявить все свои способности.
Совет 11
Чтобы ребёнок не испытывал панического ужаса перед очередной контрольной работой, папам и мамам следует прежде всего скорректировать собственные ожидания! Разумеется, если в электронном дневнике появляется неудовлетворительная оценка за важную контрольную работу, о необходимости подготовки к которой школьник знал заранее, взрослым следует показать своё недовольство, иначе у ребёнка могут сложиться неправильные представления о системе получения знаний. Но при этом не надо превращать двойку в трагедию с непоправимыми последствиями! Целесообразней будет приложить все усилия для того, чтобы в следующий раз результаты проверки знаний были уже на порядок выше.
Совет 12
Многим детям учёба в школе даётся сложно из-за того, что сами они не могут пока выстроить определённую систему в усвоении получаемого материала. Конечно, родителям необходимо оказывать помощь в приготовлении домашних заданий, вместе готовиться к контрольной работе. Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
В день проведения контрольной работы ребёнку, как никогда, важна поддержка родителей. Дайте понять вашему ребёнку, что вы его поддерживаете даже на ра
Файл:https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/press-center/stati-i-pamyatki/kak-rebyenku-spravitsya-s-trevogoy-i-stressom-pered-kontrolnoy-pamyatka-dlya-roditeley/» target=»_blank»]xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai[/mask_link]