Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Маргарита Крылова, педагог-консультант, автор книги «Ваш (не)послушный ребенок», составила комплект* педагогических карточек, которые помогут учителям в трудных ситуациях. Делимся пятью памятками из сборника о том, как вселить уверенность в отстающих учеников.
1. Присоединиться к переживаниям ребенка

Ребенок расстроен: задание выполнил неверно или с ошибками, что-то не успел, контрольную написал на два. В результате у школьника опустились руки, поражение кажется вечным, а сил на учебу нет.
Чтобы вернуть ему мотивацию и уверенность, просто посочувствуйте ему. Скажите, что понимаете, как это больно, неприятно и обидно. Для большего эффекта расскажите свою историю неудачи, как переживали в схожей ситуации, что вам помогло. Так вы не только поможете ребенку, но и заручитесь его доверием.
КАЖЕТСЯ, Я ПОСТОЯННО ВЫГОРАЮ
2. Перенести опыт в решении одной задачи на другую
Ребенок повесил нос из-за неудач. Может, впечатлительный. Или родители ругают его за каждый промах.
Попробуйте вспомнить успехи ученика в других сферах жизни, в других ситуациях. Покажите, что он умеет справляться трудностями. Приведите доказательства из собственных наблюдений:
«Ты многое успеваешь: на танцы ходишь, и на английский, и на музыку, и в школе учишься на четверки и пятерки. Уверена, с такими способностями тебе не составит труда сделать обычный доклад по биологии».
Для большей убедительности попросите одноклассников назвать, в каких ситуациях ребенок был успешен.
3. Сделать искусственную уступку
Другая проблема. Детям кажется сложной, невыполнимой задача, которую поставил учитель. Медлят, хнычут, отказываются решать: «Это слишком много», «Мы не успеем», «Нам и так много задали». Ослабить сопротивление поможет следующая тактика.
Специально предъявите детям завышенные требования. Когда они станут возмущаться и сопротивляться, ослабьте запрос. В результате останется столько, сколько нужно было выполнить изначально. И вместо горестного уныния будет радостное или нейтральное настроение. Как известно, Позитивный настрой улучшает работоспособность.
— Домашнее задание на завтра: упражнения с 10-го по 15-е.
— У-у-у-у-у, Марь Иванна. Так много…
— Ладно, пожалею вас. Только 10, 11 и 12.
4. Показать прогресс
Дети часто отказываются выполнять поручения, задания из-за того, что недостаточно верят в себя, убеждены в своей глупости, неумелости и так далее: «Зачем стараться? Все равно же не получится». Учитель поможет справиться с этим, если вместе с учеником проследит динамику его личного прогресса.
Покажите ребенку на примере его работ, готовых проектов, заданий, что улучшения есть. И вы их видите и замечаете:
Как поддержать близкого человека правильно, когда у него горе, стресс, неудача, трудности в жизни
«Смотри: раньше ты эти примеры всегда с ошибками решал, а теперь они у тебя идут легко».
«В начале года почерк не разобрать было, а сейчас почти все понятно».
«Неделю назад только два отжимания делал, а сегодня уже пять раз можешь».
Напоминания о маленьких победах придают детям силы и уверенность, что и с другими трудностям они тоже справятся.
5. Обнаружить ресурсы и ограничения через наводящие вопросы
Иногда дети прикидываются «фантиками», чтобы спрос с них был мал. Им лень прикладывать усилия, проще признаться: «не знаю», «не умею». Отучить ребенка от состояния «амебы» и развить самостоятельность можно с помощью наводящих вопросов.
Ученик отказывается решать задачу или выполнять упражнение:
— Я не могу!
— Не можешь открыть книгу и прочитать задание?
— Могу.
— Ручка есть? Записать сможешь?
— Могу.
— Начинай.
Хороший проверочный вопрос, чтобы узнать, сделал ли ребенок хоть что-то, кроме охов и вздохов:
— Что ты сделал, чтобы разобраться в ситуации? Что предпринимал, чтобы решить проблему?
Может случиться, что по факту ничего и не делал. Явный ответ самому себе может отрезвить и сподвигнуть к реальным действиям. Когда будут дела, проще будет помочь.
*Комплект приемов подходит для работы с детьми до 12 лет
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
10 эффективных способов помочь ребенку в учебе

Плохие отметки детей расстраивают многих родителей. Однако любая проблема поправима, если применить важные аспекты в стимуляции к учебе.
Забудьте о допотопных наказаниях: насильно мил не будешь – эта фраза касается и учебы! Давайте поступать как мудрые, образованные и современные родители, применяя по-настоящему действенные подходы.
1. Общение с ребенком
Это важный и основополагающий пункт. Для того, чтобы ребенок развивался и прислушивался к вашим советам, нужно создать доброжелательную атмосферу в семье. Малыш должен чувствовать, что вы понимаете его. Говорите с ним больше, не только об учебе. Это поможет вам выстроить максимально эффективный план по развитию ребенка и мотивировать его.
Нередко за плохими отметками может скрываться пережитый стресс. Изучите симптомы и способы преодоления детской депрессии. Убедитесь в том, что ребенок не выявляет признаков жертвы школьных хулиганов. Необходимо задавать важные вопросы детям, помогая им раскрыться, продемонстрировать свои интересы, надежды, страхи. Умело построенный диалог поможет лучше понять своего ребенка и определиться с методикой воспитания, которая позитивно скажется на учебе.

2. Организация режима дня
Правильное расписание дня поможет ребенку развиваться максимально эффективно и спокойно.
Установленный режим дня влияет не только на общее здоровье, но и на развитие как малышей, так и подростков. Повлиять на мозговую деятельность поможет здоровый сон, прогулка на свежем воздухе, творческие занятия и чтение.

3. Развитие словарного запаса
Хороший словарный запас способствует более эффективному обучению. Для его развития родителям следует прививать ребенку любовь к чтению. Если речь о первоклашках, то неплохим вариантом станет воспроизведение сказок перед сном. Хорошо читающему ребенку важно слышать похвалу в его собственном выборе книг. Вы можете посоветовать ребенку книгу, но ни в коем случае не заставляйте читать неинтересную ему литературу из-под палки.
Естественно, есть вещи, которые сложны для понимания в юном возрасте. Старайтесь больше разговаривать и объяснять то, что детям не совсем понятно. Если вы не знаете ответов на какие-то вопросы, то изучайте что-то вместе. Так вы еще и подадите ребенку личный пример.
Для развития словарного запаса также важно вести открытые диалоги с ребенком, давать ему высказывать свою точку зрения. Выучить новые слова помогут различные игры для развития речи, например, вы можете сочинить какой-то маленький рассказ вместе или поиграть в ассоциации со словами.

4. Комфортные условия для учебы
Если вы хотите, чтобы выполнение домашнего задания давалось легко и не напряженно, старайтесь создавать уютную атмосферу для этого. Поддержите детей не только морально. Следите за тем, чтобы в комнате было свежо, не слишком жарко, было хорошее освещение и удобный письменный стол, комфортный стул. Приглушайте телевизор и музыку в соседних комнатах, чтобы не отвлекать детей от выполнения домашних заданий. Если шума извне не избежать, купите беруши или звуконепроницаемые наушники.

5. Правильное питание
С помощью питания мы можем всячески воздействовать на организм. В расписании дня обязательно должны быть включены завтрак, обед и ужин. Также постарайтесь не нагружать ребенка углеводами. Для стимулирования работоспособности организма стоит употреблять продукты, содержащие цинк, магний, железо, фосфор. Употребление белка поможет физическому развитию.
Кстати! Не забывайте об употреблении достаточного количества воды.

6. Просмотр обучающих шоу
«Телевизор – зло!», — уверяют многие родители. Частенько мамы и папы наказывают отпрысков за плохие оценки, запрещая смотреть телевизор. А мы рекомендуем поступить кардинально противоположным образом. Надо лишь умело выбирать телепередачи. Чтобы обучение не было скучным и монотонным, позволяйте ребенку смотреть полезные шоу.
Также, зачастую, для полноценного усвоения информации недостаточно прочтения только книги. Есть множество различных программ, которые предоставляют качественную информацию достаточно интересно. Например, с изучением истории поможет британское шоу «Страшные истории» . Некоторые преподаватели Великобритании даже задают домашние задания по нему. С физикой может помочь шоу «Наука: сделай сам» . Вы наверняка найдете что-нибудь увлекательное для ребенка в подборке развивающих детских передач.
Можно совершенно по-разному организовывать просмотр этих программ. Если ребенок интересуется английским языком, то неплохим вариантом станет просмотр шоу в оригинальной озвучке. Существует немало интересных и разных сериалов для изучающих английский язык.

7. Развитие самостоятельности
Важным аспектом обучения в целом является пробуждение таких прекрасных качеств как ответственность и дисциплинированность. Вы не сможете заставлять ребенка делать что-то постоянно и вовремя. Это не имеет практически никакого эффекта. Объясните ребенку, что он должен развиваться самостоятельно. Расскажите о всех плюсах, которые видите в этом.
Выйдите на открытый и честный диалог. Дайте понять ребенку, что его развитие нужно не родителям, а ему самому. Не делайте домашнее задание за него. Пусть он сам принимает решения, даже если у него не будет получаться что-то с первого раза, ничего страшного. Ребенок должен учиться проходить некоторые жизненные неудачи.
Это нормально.

8. Анализ приоритетов и выбор важных предметов
Многие родители хотят, чтобы их дети были круглыми отличниками. Нередко это приводит к плачевным результатам в будущем. Парадокс отличника состоит в том, что высокая успеваемость в школе не гарантируют успеха во взрослой жизни. Нередко отличники хорошо учатся не по своей воле, а в страхе перед наказанием и гневом родителей.
В итоге сплошные минусы:
— ребенок растрачивает силы на множество предметов, по-настоящему не углубляясь ни в один из них;
— ребенок превращается в послушного исполнителя, неспособного принимать свои решения;
— у ребенка зачастую не остается времени на детальное изучение внешкольных сфер.
Конечно, бывают исключения из правил. Тут отыгрывают роль многие аспекты воспитания.
Родительский долг состоит из бессчисленных нюансов. Один из них – помочь ребенку эффективно использовать школьные годы, нарастив базу для дальнейшей деятельности во взрослой жизни. Помогите детям найти интересные им занятия (желательно в нескольких сферах) и поддерживайте в освоении новых знаний.
Не надо распылять все время ребенка лишь на получение отличных оценок по школьным предметам. Во взрослой жизни ему все эти дисциплины не понадобятся, будут нужны только некоторые. Вот на них и делаем упор. Отметки «хорошо» по другим дисциплинам более чем достаточно. И не надо закатывать истерику из-за пары троек.
Важно будущее ребенка, а не «неуд» по физкультуре.

9. Переход в маленький класс
Во многих школах есть небольшие классы. Если есть возможность и желание, то переведите туда ребенка. Как педагог, вынуждена признать: наша система образования провальная. Одна из главных проблем кроется в многочисленных классах. За 45 минут урока учитель должен: провести перекличку, проверить домашку, дать новую тему, дать новое задание.
На разбор вопросов учеников останется минут 5-10. А в классе-то от 30 ребят и у многих свои вопросы!
Опыт показывает, что именно в малочисленных классах успеваемость выше. В Сингапуре, к примеру, отстающих не оставляют на второй год, а просто переводят в маленький класс, где учитель успевает уделить им больше времени. Так ребята нагоняют своих одноклассников. Уже который год система образования в Сингапуре считается одной из самых эффективных в мире!

10. От теории – к практике
Сухо и скучно – так подается большинство информации в учебниках. Сплошная теория без практики не в силах продемонстрировать всевозможные интересные аспекты предметов. Покажите детям дивный мир знаний на практике. Например, визит в обсерваторию вызовет интерес к астрономии.
История увлечет детей после экскурсии в замок или посещения реконструкций рыцарских турниров и прочих баталий, где дети окажутся в гуще событий, словно они отправились в прошлое на машине времени. Родители могут проводить безопасные опыты вместе с детьми дома.

Не надо сидеть сиднем, возлагая все обязанности по образованию на школу. Давайте научимся брать на себя ответственность за будущее наших детей, в котором колоссальное значение отыграют знания, приобретенные в раннем возрасте.

Источник: miridei.com
13 способов помочь детям учиться

В начале каждого учебного года родители задумываются, как мотивировать детей учиться или как объяснить, зачем в школе учиться рисовать, если ребёнок хочет стать пилотом. Наш блогер Наталья Бабанова делится лайфхаками, как она подбадривает и поддерживает своего старшего сына.
Согласно опросам, современные дети стали всё раньше и раньше терять мотивацию к обучению. Если нам, советским школьникам, дисциплинированным и послушным, достаточно было сказать «Так надо!», то у современных детей это не прокатит.
Лично я сталкиваюсь со множеством вопросов, зачем и почему, плохим настроением ребёнка до и после школы, когда необходимо делать уроки. «Мы проходим какую-то ерунду, там нельзя играть и бегать на переменах». Если на выполнение домашнего задания в начальной школе у детей должно уходить полтора-два часа, то у нас процесс растягивается до шести-семи часов с нытьём, отвлечением «хочу есть, хочу в туалет, хочу пить» и моим родительским закипанием.
Перед началом учебного года я решила разобраться в вопросе мотивации детей к учёбе и собрала некоторые приёмы и рекомендации известных психологов и педагогов, чтобы сделать процесс обучения более лёгким для всех. К ним добавила немного личного опыта. Будет интересно ваше мнение и лайфхаки, которые работали в вашем детстве или сейчас с детьми! Вот что у меня получилось.
1. Поставьте цель
Пусть это будет профессия мечты — интересная, творческая, высокооплачиваемая, играющая яркими красками и сплошным счастьем. Проговорите задачи для достижения этой цели: начальная школа, средняя школа, подготовительные курсы, университет, возможно, какие-то дополнительные занятия (английский язык, актёрское мастерство, танцы и так далее). Договоритесь, что для достижения цели каждая задача является обязательной и важной.
2. Объясните законы и устройство системы образования в России
Допустим, в программе есть предмет «изобразительное искусство», который никак не относится к нашим задачам. В таком случае ребёнок должен знать, что этот шаг нам просто необходим для перехода на следующую ступеньку с любым результатом. На пути будет ещё много таких, на наш взгляд, ненужных шагов, и, так как обойти мы их не сможем законодательно, нет смысла каждый раз сокрушаться на этот счёт.