Умение дружить — важный социальный навык, который человек приобретает в процессе жизни. Налаживание и поддержание доверительных отношений со сверстниками помогает ребенку в дальнейшем взаимодействовать не только с друзьями, но и малознакомыми людьми разных возрастов. Здоровая дружба нужна детям, поскольку обеспечивает им чувство принадлежности и идентичности.
Ощущать себя частью какой-то группе людей повышает самооценку и помогает справлять с критикой, которая поступает в адрес ребенка. И даже если ребенок по какой-то причине подвергнется буллингу со стороны сверстников, именно наличие друзей поможет справиться с психологическим давлением из-за травли. Помимо этого, в процессе общения со сверстниками ребенок учится разрешать и преодолевать конфликты, ведь дружба — это, в первую очередь, про умение искать компромисс и договариваться.
Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?
Когда взрослые видят своего полуторогодовалого малыша в песочнице рядом с таким же карапузом, пытающихся поделить между собой игрушки, им может показаться, что именно так завязывается первая дружба. Однако, родители глубоко ошибаются. Потребность в социальных контактах с ровесниками возникает ближе к трем годам.
Чему нужно научить ребенка, чтобы он умел дружить
До этого момента дети могут просто находить рядом в ограниченном пространстве, но необходимости в общении друг с другом они не испытывают. Первые дружеские отношения, основанные, как правило, на физическом (одного возраста и пола) и географическом (живет рядом) сходстве. До 7 лет, друг — это товарищ по играм, с которым у ребенка похожие интересы.
Чувства и точка зрения других ребят пока для ребенка не берутся во внимание. Лишь позднее, ближе к 7-9 годам зарождается идея взаимности и осознания чувств другого ребенка. На этом этапе начинается «восприятие перспективы», или осознание того, что может чувствовать другой ребенок, учитывая наши действия. Следует отметить, что восприятие перспективы более доминирует у девочек, чем у мальчиков, на этом этапе и на всех последующих этапах развития.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной.
Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка. Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша!
Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной. Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты.
Если с ребенком не дружат дети, или Как научить ребенка дружить
Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему. Ищите решение вместе.
Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению. Приводите примеры.
Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг. Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов.
И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой.
Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками?
- посещайте детский сад или любое другое учреждение, где будут детки, с которыми ребенку придется выстраивать социальные контакты;
- ходите в кружки и секции — там ребенок сможет научиться устанавливать доверительные отношения с группой детей, близких по интересам;
- личным примером показывайте дружеские отношения;
- если все ваши попытки тщетны, обратитесь с детскому психологу — специалист поможет определиться с истинной причиной отсутствия друзей и определит вектор, в ключе которого стоит работать.
Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.
- https://www.mentalhelp.net/blogs/why-it-is-important-for-our-children-to-have-friends/
- https://raisingchildren.net.au/school-age/connecting-communicating/connecting/supporting-friendships#:~:text=Friendships%20also%20help%20children%20develop,and%20make%20friends%20at%20school
- https://www.verywellfamily.com/girls-friendships-and-bullying-4065064
Источник: www.huggies.ru
Как научить ребенка дружить: возрастные особенности общения школьников

Первый и второй класс (6-8 лет)
Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.
Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.
Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:
- принадлежат к активу класса;
- хорошо учатся;
- имеют опрятную внешность;
- с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.
Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:
- неопрятны;
- капризны;
- замкнутые и молчаливые;
- неохотно делятся;
- отстают в учебе.
Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем. Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.
Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:
- читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
- учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
- кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
- приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
- не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников
Третий и четвертый класс (9-10 лет)
Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.
Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.
«Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.
Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил — кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.
Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:
- развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами — как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
- развивайте у ребенка чувство юмора – и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
- продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте – обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения
Средняя и старшая школа
У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.
Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.
Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.
Источник: xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai
Со мной никто не хочет дружить: как помочь школьнику поладить со сверстниками

Если ваш ребенок не может подружиться с одноклассниками, то, возможно, вы задавались вопросом, как ему помочь. Эти простые советы родителям помогут ему научиться общаться и чувствовать себя в коллективе комфортнее.
Создайте надежный тыл
Если школьник знает, что дома его всегда ждут и любят, ему будет намного спокойнее. Дети, родители которых всегда их поддерживают, чувствуют себя защищенными и меньше переживают из-за неудач в общении.
Если он чувствует свою нужность дома, то и в школе ему будет проще привыкнуть к новым условиям. Также важно периодически интересоваться его делами, подбадривать, придавать уверенность в себе и настраивать на позитивный лад.
Предложите дополнительные кружки
Когда у ученика большой круг общения, ему проще найти себе друзей. В школьном возрасте дети выбирают товарищей уже по общим интересам и схожести характеров.
Читайте еще: 10 советов, как наладить отношения с проблемным подростком
Если позволить школьнику выбирать посещение разных дополнительных занятий и секций, у него будет больше шансов встретить «своего» человека. Такое времяпровождение поможет больше развиваться и не тратить время на мультики, интернет и компьютерные игры.
Говорите об одноклассниках
Почаще спрашивайте о том, с кем он общается в классе, кто стремится проводить время с ним. Иногда младшие школьники еще не имеют четких представлений о дружбе и симпатии и не могут по поведению ровесников понять, тянутся к ним или нет.
Не забывайте рассказывать, кто такой настоящий товарищ. Объясните, что этот человек никогда не обижает и что друзья всегда помогают друг другу.
Читайте еще: 20 подарков на годовщину, которые могут убить отношения
Учите ребенка активно слушать
Этот навык необходим детям для того, чтобы научиться разбираться в эмоциях окружающих и усвоить общественные правила в школе. Люди любят, когда их слушают, поэтому важно объяснять ученикам простые правила общения.
Не забывайте подавать и собственный пример. Когда сын или дочь вам что-то рассказывает, не перебивайте и выслушивайте до конца.
Помогите набрать опыт общения
Иногда дети испытывают сложности в общении не из-за стеснительности, а из-за того, что просто еще не научились общаться с людьми. Чтобы помочь малышу, чаще берите его с собой в магазины, на почту, на работу, в кафе и т.д. Так, он будет наблюдать за вами и на вашем примере учиться социальным нормам поведения.
Постепенно можно давать поручения: что-то купить, заполнить, выбрать или заказать. Ребенку со временем станет проще разговаривать с окружающими, он научится быть более самостоятельным.
Читайте еще: Роль отца в семье и в воспитании ребенка: мнения психологов
Подбирайте правильные книги
Навыки общения можно усвоить не только методом практических примеров, но и с помощью литературы. Рассказы и сказки помогают детям нравственно развиваться, узнавать о социальных нормах, о добре и зле.
Начитанный школьник будет чувствовать себя увереннее среди сверстников.
Чаще читайте с сыном и дочерью книги и задавайте к ним вопросы, разбирайте ситуации, анализируйте и рассуждайте о поступках героев.
Источник: babyzzz.ru