Если вы столкнулись с проблемами в работе сервера, первое, что нужно сделать — посмотреть логи Linux. В системный журнал записываются диагностические сообщения, поступающие от различных компонентов операционной системы, таких как ядро или службы, поэтому с большой долей вероятности причина сбоев будет найдена.
Каждое сообщение генерируется в результате возникновения какого-либо события в операционной системе. Событием может быть остановка службы, авторизации пользователя в системе или неполадки в работе приложения. События имеют определенный приоритет, в зависимости от степени критичности. В Linux различают следующие типы событий:
- emerg — авария, наивысший приоритет;
- alert — тревога;
- crit — критическое событие;
- err — ошибка;
- warn — внимание;
- notice — уведомление;
- info — информационное сообщение;
- debug — отладочная информация;
На сегодняшний день в Linux основными службами сбора логов являются rsyslog и systemd-journald, они работают независимо друг от друга и входят в состав большинства современных дистрибутивов.
Как узнать лог пароль пользователя от VK
rsyslog
Журналы службы находятся в директории “/var/log/” в виде обычных текстовых файлов. В зависимости от типа события, сообщения записываются в разные файлы. Например файл “/var/log/auth.log” содержит информацию о входе пользователей в систему, а в файл “/var/log/kern.log” записываются сообщения ядра. В разных дистрибутивах названия файлов могут отличаться, поэтому для точного понимания куда именно происходит запись сообщений рассмотрим файл конфигурации “/etc/rsyslog.d/50-default.conf”.
Правила описывают место хранения логов в зависимости от типа сообщения. В левой части строки указан тип сообщения в формате “[Источник].[Приоритет]”, а в правой части имя файла журнала. При записи типа сообщения можно применять символ “*”, обозначающий любое значение или параметр “none”, обозначающий исключение из списка. Рассмотрим более подробно первые два правила.
“auth,authpriv.* /var/log/auth.log”
“*.*;auth,authpriv.none -/var/log/syslog”
Первое правило означает, что все сообщения принятые от механизма авторизации будут записаны в файл “/var/log/auth.log”. В этом файле будут зарегистрированы все попытки входа пользователей в систему, как удачные так и не удачные. Второе правило говорит о том, что все сообщения, кроме тех, которые связаны с авторизацией будут записаны в файл “/var/log/syslog”. Именно к этим файлам приходится обращаться наиболее часто. Следующие правила определяют место хранения журналов ядра “kern.*” и почтовой службы “mail.*”
Журналы логов можно открыть любой утилитой для просмотра текста, например less, cat, tail. Откроем файл “/var/log/auth.log”
Как посмотреть логи на iPhone
Каждая строка файла является отдельным сообщением, поступившим от приложения или службы. Все сообщения, независимо от источника имеют единый формат и состоят из пяти частей. Рассмотрим их на примере выделенного сообщения на скриншоте.
- Дата и время регистрации сообщения — “Feb 12 06:18:33”
- Имя компьютера, с которого пришло сообщение — “vds”
- Имя программы или службы, к которой относится сообщение — “sshd”
- Идентификатор процесса, отправившего сообщение — [653]
- Текст сообщения — “Accepted password for mihail from 188.19.42.165 port 2849 ssh2”
Это был пример успешного подключения по ssh.
А так выглядит неудачная попытка:
В этом файле также фиксируется выполнение команд с повышенными правами.
Откроем файл /var/log/syslog
На скриншоте выделено сообщение о выключении сетевого интерфейса.
Для поиска нужной информации в больших текстовых файлах можно использовать утилиту grep. Найдем все сообщения от службы pptpd в файле “/var/log/syslog”
grep ‘pptpd’ /var/log/syslog
Во время диагностики можно использовать утилиту tail, которая выводит последние строки в файле. Команда “tail -f /var/log/syslog” позволит наблюдать запись логов в реальном времени.
Служба rsyslog является очень гибкой, высокопроизводительной и может использоваться для сбора логов как на локальных системах, так и на уровне предприятия. Полную документацию можно найти на официальном сайте https://www.rsyslog.com/
Ротация логов Linux
Запись логов происходит непрерывно и размер файлов постоянно растет. Механизм ротации обеспечивает автоматическое архивирование старых журналов и создание новых. В зависимости от правил, обработка журналов может выполняться ежедневно, еженедельно, ежемесячно или при достижении файлом определенного размера. По мере создания новых архивов, старые могут быть просто удалены или предварительно отправлены по электронной почте. Ротация выполняется утилитой logrotate. Основная конфигурация находится в файле “/etc/logrotate.conf”, также обрабатывается содержимое файлов в директории “/etc/logrotate.d/”
Новые правила можно записывать в основной файл конфигурации, но более правильным будет создание отдельного файла в директории “/etc/logrotate.d/” По умолчанию в директории уже содержится несколько файлов.
Рассмотрим файл “/etc/logrotate.d/rsyslog”, который содержит правила ротации для журналов службы rsyslog.
В начале правила указывается путь к файлу журнала, затем в фигурных скобках перечисляются директивы.
- rotate 7 — необходимо постоянно хранить 7 файлов
- daily — ежедневно будет создаваться новый файл
- compress — старые файлы необходимо архивировать.
На скриншоте видно, что в каталоге “/var/log/” находится основной журнал “syslog” и семь архивов, что соответствует правилам ротации.
Более подробное описание по настройке утилиты logrotate можно найти в мануале, выполнив команду “man logrotate”
journald
Служба сбора логов systemd-journald является частью системы инициализации systemd. Файлы журнал хранятся в директории “/var/log/journal/” в специальном формате и могут быть открыты с помощью утилиты journalctl. Формат записей такой же как у службы rsyslog.
Команда journalctl без параметров выводит на экран все записи, но учитывая, что объем журнала может достигать нескольких гигабайт, такой способ просмотра не подходит для практического применения. Рассмотрим некоторые опции утилиты.
- вывод записей с момента последней загрузки
journalctl -b - вывод записей за определенный период времени
journalctl -S «2020-02-17 12:00» -U «2020-02-17 12:10» - вывод записей, принятых от определенной службы
journalctl -u pptpd - вывод сообщений ядра
journalctl -k - вывод сообщений с определенным приоритетом, в данном случае будут выведены ошибки и более высокие приоритеты(crit, alert, emerg).
journalctl -p err - вывод сообщений в реальном времени
journalctl -f
Для более гибкого поиска опции можно совмещать. Выведем все ошибки службы pptpd
journalctl -u pptpd -p err
Если в качестве аргумента указать путь к исполняемому файлу, утилита выведет все сообщения, отправленные этим файлом. Выведем сообщения, отправленные файлом “/usr/bin/sudo” начиная с 04:15 18-го февраля 2020 года. Фактически будут выведены все команды, выполненные с повышенными правами.
journalctl -S «2020-02-18 04:15» /usr/bin/sudo
Для того, чтобы узнать сколько места на диске занимают файлы журнала, выполним команду
Для ограничения объема журнала размером 1Gb выполним команду
Открытие бинарных файлов
В заключении рассмотрим несколько специальных файлов в директории “/var/log/”, в которых регистрируются попытки входа пользователей в систему. Это бинарные файлы, которые могут быть открыты только специальными утилитами.
/var/log/wtmp — содержит информацию об успешном входе пользователей в систему, для открытия используется утилита last
/var/log/btmp — в файле регистрируются все неудачные попытки входа в систему, открывается командой lastb с повышенными правами. Параметр -n определяет количество выводимых строк начиная с конца файла.
/var/log/lastlog — содержит время последнего входа для каждой учетной записи, может быть открыт одноименной утилитой lastlog
Источник: profitserver.ru
Как посмотреть логи браузера через инструменты разработчика
Иногда для устранения неполадок инженерам техподдержки требуются логи браузера, где произошла ошибка. Чтобы увидеть логи браузера, откройте инструменты разработчика (DevTools) клавишей F12, перейдите на вкладку Network, перезагрузите страницу. Дождитесь повторения ситуации, в которой возникла ошибка.
Запрос, закончившийся ошибкой, будет помечен красным:
Полный текст ответа сервера можно посмотреть на вкладке Response:
Дополнительную информацию можно получить на вкладке Console:
Сделайте скриншоты логов и прикрепите их к тикету.
В особых случаях требуется анализ всех запросов. Для этого нажмите правой кнопкой мыши по любому запросу и выберите Save as HAR with Content. Прикрепите полученный файл к тикету.
Источник: flussonic.ru
Логи сервера: что это, зачем нужны, как включить, посмотреть, проанализировать
Логи сервера (журнал сервера) – это файлы, где в хронологическом порядке содержатся данные о работе сервера, записаны все действия посетителей на веб-ресурсе (откуда пришли, в каком браузере сидят, какой IP-адрес, сколько времени пробыли, какие данные получали или отправляли), а также информация, с помощью которой анализируется и оценивается сайт и его посетители.
Содержание
Зачем нужны логи?
Есть несколько видов логов:
- Логи доступа. Показывают, какой пользователь, в какую дату и время, по какой ссылке перешел на ресурс и каков был получен ответ. Данные записи помогают найти уязвимое место, если ресурс взломают.
- Логи ошибок. Показывают ошибки, выдаваемые при функционировании сайта либо в процессе обращения к его некоторым функциям. Здесь есть возможность отыскать и ликвидировать баг, приводящий к ошибке.
- Другие логи. Фиксируют события в различных серверских компонентах: логи почты сервера и т.п.
Если веб-сайт работает нормально, в штатном режиме, нет необходимости просматривать лог-файлы. Но бывают случаи, когда сервер внезапно перегружается, ресурс подвергается спаму, выдает изобилие ошибок или возникают проблемы в ранжировании в поисковых системах.
В таком случае системные администраторы или seo специалисты начинают анализировать посетителей, идентифицировать доступ к файлам со стороны постороннего лица, а именно IP-адрес, откуда он был осуществлен, после чего делают соответствующие выводы.
На заметку. Для обычного пользователя такие файлы будут представлять случайный набор символов, однако для разработчиков сайтов, seo специалистов и системных администраторов логи читабельные и несут важную информацию.
Как включить журнал записей?
В большинстве случаев хостер отключает функцию записи логов на хостинге, чтобы сохранить больше места на диске. На примере админки хостинга Beget.com рассмотрим, как активировать запись логов:
- Заходим в панель администратора и находим вкладку Журналы — логи доступа.
- В соответствующем поле выбираем домен ресурса и кликаем на ползунки Журнал доступа, Журнал ошибок, чтобы он перешел в положение ВКЛ.
Здесь же вы видите путь, где располагаются ваши логи
Если у вашего хостинга в админ панели нет функции включить запись самостоятельно, то для получения логов потребуется обратиться в техподдержку хостинга и запросить их, так как они могут быть просто отключены.
Как посмотреть логи сервера?
Включив лог-файлы на сервере, уже через час соберется довольно большое количество записей, после чего можно скачать файл в директорию сайта и открыть его через визуальный редактор для просмотра.
Логи хранятся в файле access.log в системной папке любого сервера, будь то Nginx, Apache или любой другой. Лог-файлы открываются через текстовые редакторы. Любая строчка здесь соответствует не больше, чем одному обращению.
Отыскать логи можно и через панель управления хостинга, а именно в разделах Логи или Журналы.
Анализ логов сервера
Рассмотрим строку, взятую с записи одного из логов сервера:
И рассмотрим значение всех символов, которые здесь есть:
Это один из множества логов, и чтобы прочитать их все вручную, нужно потратить невероятное количество сил и времени. Но на помощь вебмастерам приходят специальные анализаторы данных, трудно читаемых человеком. Они анализируют данные, а затем структурируют их. К часто используемым программам можно отнести:
И это далеко не все программные обеспечения, которые можно найти в сети. Они есть и в платном, и в бесплатном доступе.
На некоторых хостингах их можно установить при включении логов. Например в ранее нами рассматриваемом хостинге Beget.com когда мы включаем логи, нам предлагается установить Awstats.
Успешно анализируя лог-файлы, вы сможете отыскать слабое место на сайте, из-за которого он работает нестабильно, или же идентифицировать IP, с которого вам хотят навредить. Особенно стоит обращать внимание на запросы POST, потому что именно с их помощью мошенники взламывают ресурсы чаще всего.
Лог ошибок error.log
Это файл, где тоже протоколируются логи, но они относятся не к пользователям, а к ошибкам, возникающим на сервере. Аналогично файлу access.log, в error.log каждая отдельная строка показывает запись только одной ошибки. Благодаря этому файлу можно узнать причину возникновения ошибки и ее тип, а также IP пользователя, которому она была показана. Рассмотрим пример:
[Sat Sep 1 15:33:40.719615 2019] [:error] [pid 10706] [client 66.249.66.61:60699] PHP Notice: Undefined variable: moduleclass_sfx in /var/data/www/site.ru/modules/contacts/default.php on line 14
- Первая строка: дата и время/тип записи error (ошибка), а также IP адрес пользователя.
- Вторая: событие PHP Notice – уведомление, расшифровка Undefined variable – неизвестная переменная.
- Третья: путь к файлу с уведомлением и строка.
Здесь мы наблюдаем ошибку в модуле контактов, в файле default.php в строке 14.
Заключение
Журнал сервера – это эффективный инструмент, позволяющий быстро получить информацию о том, где у сайта есть лазейка, из-за которой перегружается сервер. Но просматривать логи вручную – дело хлопотное, поэтому и были созданы такие специальные сервисы-анализаторы, помогающие куда быстрее найти ошибки и указать на слабые места веб-ресурса.
Источник: seob.ru