![]()
Иностранное слово «буллинг» появилось недавно, но то, что оно подразумевает, существует давно. Речь идет о травле ребенка в школе. Иногда он может подвергаться буллингу со стороны не только одноклассников, но и учителей, если они не являются профессионалами своего дела.
Как быть родителю, если он начал подозревать о проблемах у ребенка в школе? Прийти и устроить скандал? Смолчать в надежде, что все уладится само собой? И первый, и второй вариант не помогут выйти из ситуации. Как лучше поступить, чтобы и ребенку не навредить, и проблему решить?
Давайте разбираться.

Как понять, что у ребенка в школе проблемы
Если ребенок приходит домой и рассказывает о проблемах во взаимоотношениях с одноклассниками или преподавателями, никогда не отмахивайтесь от него и не переводите разговор на другую тему. Если ребенок пытается вам что-то сообщить, это очень хорошо. Значит, он вам доверяет.
ЕСЛИ РЕБЕНКА ОБИЖАЮТ В ШКОЛЕ — психолог рассказала, как быть родителям
Согласно статистическим данным фонда ЮНИСЕФ, травле подвергаются 24 % учеников, а 40 % из них предпочитают ничего дома не рассказывать. По этой причине родителям стоит относиться к ребенку более внимательно. Есть признаки, которые могут подсказать, что у ребенка в школе проблемы. Вот эти признаки:
- У ребенка портится настроение при любом упоминании о школе.
- Ребенок становится замкнутым, подавленным, угрюмым, не хочет встречаться с друзьями.
- Не хочет ходить в школу и постоянно придумывает причины, чтобы остаться дома. К примеру, жалуется на плохое самочувствие.
- Если родители сообщают, что придут в школу, ребенок проявляет агрессию, просит родителей не делать этого.
- Появляются признаки стресса: ночные кошмары, отказ от еды.
- Ребенок приходит из школы с синяками, царапинами.
- Регулярно испорченная школьная одежда или испорченные школьные принадлежности.
- Ребенок просит дать ему денег, но не говорит, зачем они ему нужны.

Виды буллинга
Речь идет о недобром поведении в отношении ребенка со стороны одноклассников. У травли есть множество форм. Избиение встречается далеко не всегда. Гораздо чаще наблюдается игнорирование жертвы одноклассниками. С ребенком никто не разговаривает, его никуда не приглашают. Возможно, никто не соглашается сидеть с ним за одной партой. Психологически это очень тяжело.
Такое отношение к ребенку может быть вызвано его одеждой (к примеру, он бедно одет), его физическим недостатком (к примеру, он хромает), отношением учителя, каким-либо поступком самого ребенка.
Игнорирование может сопровождаться обидными словами в адрес жертвы, угрозами. Ребенку могут указывать на его бедную одежду или на какой-либо физический недостаток, высмеивая его.
Также встречается применение физической силы.
Среди старшеклассников может наблюдаться сексуальный буллинг. Он выражается в том, что о жертве распространяют слухи и сплетни на сексуальную тему.
Ребята из младших классов могут подвергаться травле со стороны старшеклассников, которые вымогают у малышей деньги. Этот процесс часто сопровождается запугиванием или даже физическим насилием.
В последнее время появился кибербуллинг. Это троллинг и запугивание в социальных сетях через чаты или смс.

Последствия буллинга
Если вовремя не пресечь это явление, его последствия для жертвы могут быть печальными:
- Ребенок начинает думать, что он никчемный и никому не нужный, он теряет веру в свои силы и в себя. Став взрослым, он не сможет добиться успеха ни в чем.
- Потеря доверия к окружающим, включая и родителей.
- Особенно страшно, если ребенок перестает доверять родителям. Тогда он начинает искать на стороне тех, кому можно довериться.
- Ребенок из жертвы может превратиться в агрессора, выбрав для этого более слабого.
- Доведенный до отчаяния ребенок может совершить суицид.
Кто становится зачинщиком и жертвой буллинга
Некоторые дети не решаются на активный буллинг, но они не против примкнуть к главному задире — парню-агрессору, который громко заявляет о себе. Главные агрессоры — это уверенные в себе личности, способные неплохо распознавать эмоции других людей. Поддерживают их обычно слабаки, которые не хотят сами стать объектами насмешек.

У главного агрессора всегда имеется напарник, выполняющий роль ассистента. В этой же команде присутствуют подстрекатели.
Также агрессором может стать импульсивный, раздражительный и вспыльчивый ребенок, который не умеет держать в узде свои эмоции. Есть также случаи, когда агрессорами становились те дети, которые подвергались насилию со стороны более взрослых.
Жертвой чаще всего становится ребенок, который чем-то отличается от остальных. При этом такие дети нерешительные, физически слабые, неуверенные в себе.
О буллинге со стороны преподавателей
Порой неподобающее поведение позволяют себе учителя. Буллинг со стороны преподавателей может выражаться в разных формах. Одни повышают на ребенка голос. Другие ставят провинившегося ученика в угол. Третьи высмеивают его перед всем классом.
Четвертые весьма очевидно занижают ребенку оценки, придираются за каждую мелочь.
Видеть, что ребенка обижают, и молчать, делая вид, что ничего не происходит, это тоже одна из форм буллинга со стороны преподавателя.

Решать вопрос нужно с преподавателем
Если ваш ребенок подвергается буллингу, начинать решение вопроса нужно с классным руководителем. Именно он — авторитет для детей. Следует спокойно изложить суть проблемы и попытаться выяснить все детали происходящего. Беседовать необходимо доброжелательно, в спокойной обстановке и без посторонних. Может так случиться, что этого будет достаточно.
Однако надо понимать, что учитель не всесильный. К примеру, он не сможет заставить учеников дружить с вашим ребенком.
Что еще можно сделать
Если учитель игнорирует ваши сообщения о буллинге или сам его устраивает, простой беседы недостаточно. Задача родителя — дать классному руководителю понять, что вы намерены идти до конца. Смело пишите заявление на имя директора. В заявлении изложите ситуацию в деталях. Только не нужно «давить» на директора, угрожать ему.
Дайте понять, что вы рассчитываете на поддержку классного руководителя и администрации школы в успешном разрешении ситуации.

Если преподаватели и администрация школы пытаются замять все происходящее, идите в прокуратуру. Требуйте проведения проверки действий всех выявленных участников травли, а заодно и сотрудников школы, которые знали об этом, но молчали и бездействовали. Если дело дошло до физических травм, обязательно зафиксируйте их в травмпункте, а затем обратитесь в полицию.
Часто дети-жертвы не хотят, чтобы родители вмешивались в ситуацию. Они боятся, что будет еще хуже. В таком случае необходимо записаться с ребенком на прием к детскому психологу.
Иногда выходом из ситуации становится перевод ребенка в другую школу. Однако это крайняя мера. В новой школе все может повториться.

Нужно ли беседовать с обидчиками
Обязательно. Только проводить подобные разговоры следует не с глазу на глаз. Важно привлечь к разборкам родителей обидчиков, администрацию школы и классного руководителя. Хорошо, если на такой встрече присутствует психолог.
О вещах, которые нужно объяснить ребенку
Беседы с администрацией и классным руководителем — это лишь часть решения проблемы. Работу нужно проводить и с ребенком.
Во-первых, воспитывайте в детях внутреннюю уверенность. Дело в том, что чаще всего буллингу подвергаются замкнутые и неуверенные в себе дети.
Во-вторых научите ребенка реагировать на странные шутки одноклассников правильно. Хорошо, когда с ранних лет ребенок знает, что такое личные границы, и понимает, как их нужно отстаивать. Речь идет не об умении ответить кулаками, а о таланте поставить обидчика на место словами.

Также важно донести до ребенка, что поставить обидчика на место и взять над ним верх — это не одно и то же. Некоторые обиженные дети, осознав поддержку и защиту старших, начинают мстить вчерашним обидчикам, меняясь с ними местами. Задача родителя — не воспитать задиру из обиженного, а уравнять положение детей в классе, защитив тем самым права своего ребенка.
Что нельзя делать родителям
Родители не должны делать следующее:
- Если ребенок рассказал вам о проблеме, нельзя винить его в происходящем. Нельзя говорить, что он сам виноват, потому что что-то делает не так, как делают другие.
- Нельзя ничего не предпринимать, надеясь, что все уладится само собой.
- Говорить ребенку, чтобы он сам искал выход из ситуации.
- Самостоятельно разбираться с обидчиками.
- Советовать ребенку дать сдачи.
Источник: fb.ru
Ребенка обижают в школе. Что делать?
С первого класса детям традиционно объясняют, что школа — это второй дом. Отчасти это так и есть, учитывая, сколько времени дети в школе проводят. Однако что там, в этом втором доме, происходит, зачастую неизвестно ни родителям, ни учителям. Ведь детский коллектив — это сложный живой организм, живущий по своим законам. Но предположим, вы все же узнали, что ребенка обижают в школе.
Что делать?
Давайте разбираться вместе с педагогом-психологом Глебом Ткаченко, победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».

А есть ли проблема?
Прежде всего стоит выяснить, существует ли проблема в действительности. Иногда родители делают вывод о том, что ребенка обижают, на основании слов учителя. Сразу отмечу, что по любым школьным проблемам желательно держать связь с классным руководителем, потому что он знает свой класс, видит взаимодействие детей и порой может рассказать вам больше, чем ребенок.
Разумеется, это не означает, что надо верить всему, что говорит учитель, но он может помочь вам увидеть более или менее целостную картину происходящего. Заранее запаситесь терпением и пониманием: вы можете столкнуться с раздражительностью.
Главное — помните, что чаще всего классный руководитель искренне заботится о детях из своего класса, просто работа у него действительно сложная и утомительная. Во всяком случае, лучше верить в это, чем в то, что ему просто все равно. Кроме того, классный руководитель тесно взаимодействует со школьным психологом и при необходимости может устроить вам встречу. Школьный психолог — это ваш второй союзник в решении проблем ребенка. На первом этапе он как минимум поможет разобраться, насколько реальны опасения классного руководителя.
Вы также можете решить, что ребенка обижают, увидев синяк под глазом или услышав его рассказ о конфликте с кем-то из ребят. Помните, что «ребенок повздорил» и «ребенка обижают» — это далеко не всегда одно и то же. Конфликты могут быть разовыми, и причины у них могут быть самые разные. Нередко родители удивляются, что зачинщиком оказался их ребенок.
Это нормально, что родители непоколебимо верят в духовную чистоту и нравственность своего отпрыска, но иногда стоит вспомнить, что он все же ребенок и может что-то сказать или сделать не подумав, просто в силу возраста. Защищать доброе имя своего ребенка необходимо, когда его пытаются опорочить, но не тогда, когда вам предлагают посмотреть на ситуацию под иным углом с целью помочь разобраться.

В любом случае стоит поговорить лично с ребенком, но не в формате вопроса «как дела в школе», ответом на который в 90 % случаев будет короткое и неинформативное «нормально». Лучше выразить свою обеспокоенность, прямо ссылаясь на то, что вы увидели или услышали, но без давления. Ребенок должен видеть, что вы осведомлены и заинтересованы. Если после разговора с учителем, психологом или самим ребенком у вас не осталось сомнений в том, что проблема существует, то…
Выдыхаем
Понятно, что родитель всегда беспокоится о своем ребенке, особенно когда есть повод. Но делать из этого семейную трагедию — последнее, что нужно ребенку в данной ситуации, да и метод, честно говоря, малоэффективный. Здесь нужно осознать два важных момента. Первый заключается в том, что вы уже узнали о существовании проблемы, а значит, ее можно решать.
Вы в гораздо более выгодном положении, чем могло бы быть, ведь ваш ребенок не остался с проблемой наедине. Второй важный момент — спокойствие. Ребенок нуждается в поддержке сильного взрослого, а родитель, который мечется в панике, не выглядит достаточно надежным. Безусловно, вы тоже живой человек, и если у вас не получается быть сильным взрослым, то хотя бы изобразите его для ребенка.
В самолете, терпящем крушение, есть такое правило: сначала кислородную маску надеваем на себя, потом — на ребенка. В семье точно так же: вам будет сложно помочь ребенку, если вы сами нуждаетесь в помощи. Поэтому позаботьтесь сначала о себе: встретьтесь с друзьями, почитайте книгу, выберитесь с ребенком на природу. За один день проблему все равно не решить, а отдохнуть и набраться сил — вполне реально.
Иногда случается, что родитель переживает подобную ситуацию гораздо сильнее, чем сам ребенок, и не всегда это адекватно происходящему. В таком случае не зазорно обратиться за помощью к психологу, чтобы выяснить, не стоят ли за внешними переживаниями за ребенка ваши собственные психологические проблемы, например, травмирующие воспоминания вашего детства.
Если вы помните про них и без психолога, то будьте осторожны, рассказывая ребенку о своем детстве. Дети хорошо чувствуют эмоциональное состояние родителей, и, если ребенок увидит, что вы до сих пор переживаете из-за того, что вас обижали, он может принять решение не рассказывать вам о своих проблемах, чтобы не причинять боль. Если же вы рассказываете о своих школьных трудностях, то пусть это будет спокойный рассказ об успешном преодолении проблем. Это поможет ребенку удостовериться в том, что вы понимаете его переживания, а также добавит вам надежности в его глазах.
Кто виноват и что делать?
Для решения проблемы необходимо прояснить ее основные аспекты, а именно: кто и за что обижает вашего ребенка. Разберем их по порядку.
Для начала необходимо выяснить, является ли данная ситуация групповой травлей или в этом замешаны один-два человека. Это важно, потому что травля — болезнь всего коллектива и лечится она только совместными усилиями педагогов, психологов и родителей. Более подробно про травлю можете прочитать в статье психолога Людмилы Петрановской и педагога Ирины Лукьяновой.

Если при травле основной задачей является корректировка взрослым человеком «правил игры», которые составили сами дети, то во втором случае достаточно поставить в известность классного руководителя и настоять на воспитательной беседе в присутствии вас и родителей обидчиков. При необходимости — повторить, чтобы родители обидчиков понимали: родители обиженного ребенка контролируют ситуацию и в случае новых обид начнут активно действовать.
Важный момент: родители обиженного ребенка часто опасаются, что их вмешательство лишь раззадорит хулиганов, поэтому предпочитают не вмешиваться. Но это как раз то, на что рассчитывают задиры. Уверенность в том, что «жертва» не обратится за помощью, гарантирует им безопасность и развязывает руки, поэтому подобные поступки должны пресекаться жестко и бескомпромиссно. Обидчики должны осознать, что за этим ребенком стоят взрослые люди, знающие об их развлечениях и настроенные серьезно.
Ребенку же следует объяснить, что любые принципы вроде «ябедничать плохо» придуманы как раз обидчиками с конкретной целью: не дать обратиться за помощью.
Но вот что важно: нельзя отчитывать обидчиков при остальном классе, так как желание вернуть свой авторитет в группе может оказаться сильнее страха последствий. Такие воспитательные беседы следует вести в узком кругу: обидчики и их родители, родители обижаемого ребенка, классный руководитель, представители школьной администрации, школьный психолог.
За что обычно обижают ребенка, мы рассмотрим более подробно в следующей статье, а пока необходимо отметить очень важный момент. Часто сталкиваются два противоположных мнения: одни говорят, что ребенок сам провоцирует травлю, другие — что виноваты только обидчики. Важно понимать, что у обидчиков своя ответственность, которую они должны нести, а у «жертвы» может быть своя.
Если ребенок сильно отличается от остальных и это спровоцировало травлю, то это не снимает ответственности с тех, кто травит, но не стоит игнорировать и поведение самого ребенка. Решать проблему надо с обеих сторон. Если ребенок, которого обижают, ходит в школу неряшливым, то надо и его в порядок привести. Не потому, что он «сам виноват», а для того, чтобы снизить риск дальнейшего «внимания» со стороны класса. Разумеется, эта рекомендации касается лишь тех случаев, когда факторы риска можно уменьшить.
Если же обижают за врожденные признаки (веснушки, рост, голос), то обидчикам следует дать отпор, а ребенку — поддержку. Не утешение, потому что утешение — это прерывание переживания. Не жалость, потому что жалость — это признание поражения. А именно поддержку: «Я вижу твои чувства. Ты переживаешь, и это нормально. Ты можешь плакать, если тебе больно, и злиться, если ты зол.
Я рядом с тобой, и мы преодолеем все трудности. Я верю в тебя, и ты всегда можешь рассчитывать на мою поддержку и защиту».
Итак, алгоритм действия следующий. Если вы узнали, что ребенка обижают, то сперва стоит удостовериться в том, что проблема существует, поговорив с учителями, психологом и ребенком. После этого необходимо успокоиться и набраться сил, чтобы быть достаточной опорой для ребенка, а не дополнительной проблемой.
Далее можно приступать к разбирательствам, желательно задействовав психолого-педагогический состав школы. Итог должен быть удовлетворительным прежде всего для вашего ребенка: любое давление и насилие должно быть пресечено, обидчики — предупреждены, факторы риска по возможности устранены, а сам ребенок должен чувствовать защиту, заботу и поддержку от взрослых, которые его окружают. Ведь это так важно — знать, что ты не один.
Источник: foma.ru
Ребенка обижают в школе. Как поступить родителям?

Приветствую вас, дорогие родители школьников! Наши дети к моменту поступления в учебное заведение становятся достаточно социализированными личностями, готовыми проживать в обществе и трудиться в коллективе.
Одновременно этот период — начало поиска своего места и завоевания авторитета среди окружающих путём установки взглядов и определения манеры поведения. Очень часто это приводит к соперничеству между детьми. Никто не готов делиться пьедесталом. Тех, кто послабее, начинают, так скажем, «строить» словом или делом те, кто посильнее.
«Как быть, если ребенка обижают в школе?», – насущный вопрос для мам и пап, столкнувшихся с детской адаптацией в школьном коллективе.
Психологический портрет изгоя

Почему одни хорошо уживаются в классе и легко находят общий язык со сверстниками, а другие молча замыкаются и сидят в углу в страхе, если их заметят или к ним кто-то обратится.
Ещё со школьной скамьи каждый из нас вспомнит хоть одного одноклассника, который был объектом для издёвок. Такого «ботаника» ежедневно обзывали, ему клеили клички, у него всё время что-то отнимали, ломали или прятали. Этого одноклассника считали чудаком потому, что он не подпадал под общепринятые рамки.
Психологи составили портрет ребёнка, который в силу определённых особенностей может стать причиной для насмешек и детских издевательств. Итак, вот что может стать поводом для повышенного неадекватного внимания.
Физиологические особенности

Толчком для насмешек сверстников могут стать простые очки на носу, конопушки или яркий рыжий цвет волос. Слишком маленький или слишком длинный, очень худой или очень полный – всё это причины, чтобы лишний раз поддеть «красивым» словечком.
Проблемы с речью
Мимо таких отклонений в разговоре как заикание, специфический акцент, картавость или шепелявость не пройдёт ни один задира. Эти дефекты всегда становятся причинной для дразнилок.
Школьная успеваемость

Что характерно, если в младших классах дразнят отпетых двоечников за их «красных лебедей» в дневнике, то в старшей школе объектами для насмешек становятся зубрящие материал отличники.
Непросто приходится и тем, кто в силу слабого здоровья не стоит в первых рядах на уроках физкультуры. Про таких «червячков», которые извиваясь на перекладине, тщетно пытаются дотянуться до неё хоть разок, говорят как минимум «слабак».
Характер поведения
Слишком медлительные и невнимательные по природе дети часто попадают «под раздачу». Над ними подшучивают и подтрунивают, подгоняя и разыгрывая. Не остаются в стороне те, которые на обидные слова глубоко втягивают плечи и не сдают сдачи.

У них на лбу начерчено клеймо «Можно обижать». Но и те, которые лезут в драку в силу своего агрессивного характера, тоже становятся объектом для насмешек. Их часто специально раззадоривают, чтобы вызвать неадекватную реакцию и посмеяться.
Одежда и личные вещи
Как не прискорбно говорить, но материальный мир частенько возвышается у детей над состоянием духовным. К сожалению, очень часто стайка одетых от Армани или Шанель детей выбирает для насмешек скромного сверстника, пользующегося ещё стародревним кнопочным Nokia А35.
Вот лишь несколько общих поводов для того, чтобы стать предметом для детских издёвок. Если вы увидели в своём ребёнке хоть один характерный признак, стоит обратить пристальное внимание на его поведение, а вдруг его слабость и нерешительность уже стали причиной для затруднительного общения?
На что обратить внимание

Советы психологов содержат рекомендацию почаще приглядываться к поведению своего ребёнка, особенно в трудном подростковом периоде, чтобы вовремя выявить проблемы и принять решение о том, как поступить в той или иной ситуации. Ведь часто дети бывают запуганы своими обидчиками или просто могут быть слишком гордыми, чтобы не жаловаться, а решать проблему самостоятельно.
Итак, что может говорить о неблагополучных отношениях ребёнка со сверстниками.
- Резко изменившееся поведение. Вдруг появившаяся замкнутость и нежелание делиться школьным новостями, угрюмое настроение – всё это повод для серьёзного и откровенного разговора.
- Явное нежелание идти в школу. При этом придумываются всякие предлоги для того, чтобы остаться дома. Иногда организм ребёнка и вправду способен выдавать повышенную температуру на его навязанную идею с болезнью.
Конечно, не стоит сразу отмахиваться и насильно отправлять учиться, ведь ребёнок и в самом деле может просто устать или заболеть. Но откровенно частые головные боли должны насторожить. - Синяки и ссадины. Безусловно, дети – народ активный: спотыкаются, падают, разбивают носы и ломают руки. Но ставить фиолетовый фингал под глазом по двадцать раз в месяц не способен даже самый гиперактивный ученик.
В еженедельно повторяющиеся сказки «сам упал», а рукав от куртки «сам оторвался» верить вряд ли стоит.
Итак, проблема назрела. Что делать, к кому бежать и куда обращаться? Давайте по порядку!
Необходимые меры с чутким сердцем и холодным разумом
Не спорю, первая реакция мам подобна защите своих детёнышей волчицами: готовы порвать всех. Но не стоит с праведным гневом сразу бежать и увольнять учителей и строчить заявления в полицию. Зачастую такая спешная реакция родителей приводит к отрицательному результату – ребёнка в отместку начинают обижать ещё сильнее и злее.
Восстанавливать справедливость и отвоёвывать место под солнцем нужно с умом и юридически грамотно.
- Что делать родителям в первую очередь? Психологи советуют вывести ребёнка на откровенный разговор!
Как часто такая проблема решается путём простого объяснения, что именно неправильное поведение школьника к своим окружающим служит причиной негативного к нему отношения. И не придётся никому угрожать, никого увольнять и краснеть за своё не совсем воспитанное чадо. - Если ваш ребёнок настоятельно просит не вмешиваться и уверен в собственных силах, дайте ему шанс. В конце концов, вы не сможете постоянно быть для него защитой. Договоритесь с ним о том, что при малейшей угрозе он даст вам об этом знать.
- Когда ребёнок чувствует, что сам с ситуацией не справится, находим обидчика и пытаемся поговорить, чтобы понять, можно ли исправить ситуацию. Обычно, такой «взрослой стрелки» для младших школьников бывает достаточно, они даже иногда начинают уважать своего одноклассника за таких классных родителей.
- Иногда требуется доверительная беседа с родителями задиристого отпрыска, тоже неплохо помогает. С подростками возрастом постарше такие разговоры могут не прокатить.
- Убедились, что «дело – не уха»? Издёвки продолжаются, а педагоги стоят в стороне и молчат? Советы юриста: пишем официальное заявление на имя директора и идём смотреть «глаза в глаза».
Нередко принятые руководителем административные меры приводят к настойчивой активности классного руководителя в наведении дисциплины в классе. - Директор школы не готов выносить сор из избы? Берём ручку и пишем неприятную бумажку в Департамент образования. Только тут вам придётся подготовить запасный выход: скорее всего, школу придётся поменять. Да и зачем вам такое учебное заведение, в котором правит подростковое хулиганьё, а не профессиональные педагоги?
«Зачем тогда писать, не проще ли сразу уйти?» – спросите вы. Нет! Не проще. Нельзя оставаться в стороне. Завтра вы столкнётесь с этими подросшим «хозяевами жизни» в другой ситуации, более серьёзной.
Безнаказанность – путь к вседозволенности.

- Простые обиды перешли в разряд угроз жизни и здоровью? Незамедлительно идём в полицию, тут обычными административными мерами на уровне школы уже не обойтись. В большинстве случаев привлечение людей в погонах ставит точку в надругательствах. На период разбирательства постарайтесь оградить ребёнка от встречи с обидчиками, чтобы на него не оказывалось давление.
Вливаемся в коллектив

Если ещё не всё потеряно, постарайтесь сделать из вашего ребёнка достойного одноклассника и хорошего друга. Так
- хорошую физическую форму обеспечит спортивная секция,
- некрасивую речь отладит логопед,
- неопрятный вид исправит пара-тройка обновок,
- репетиторы помогут в учёбе,
- даже торчащие уши сегодня ловко скроет хороший парикмахер с помощью модной прически.
Общие интересы с одноклассниками сделают общение плодотворнее, а уверенность ребёнка в себе и высокая самооценка добавят веса в коллективе.
Не лишним будет дополнить разговор мнением детского психолога. Смотрим видео. Получаем советы.
Вот так вот простыми словами о совсем непростой проблеме. Сталкивались ли вы с обидами ребёнка в школе и как выходили из этой ситуации? Буду ждать от вас комментариев. А на этом прощаюсь с пожеланиями быть дружелюбными по отношению к окружающим.
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Источник: shkolala.ru