Как правильно общаться с одноклассниками

Знакомство с новым коллективом — всегда стресс, особенно для ребенка. Ситуация, когда ему приходится переходить в новый класс или школу — не редкость, и задача родителей в этот период — поддержка и принятие участия в его школьной жизни.

14 сентября 2020
Мария Коновалова

детский и семейный психолог

Переход в новый класс многие дети воспринимают остро, и родители беспокоятся, замечая, что ребенок не может привыкнуть к новому коллективу. О проблемах в отношениях с одноклассниками свидетельствуют внезапно появившаяся замкнутость, агрессивность, бессонница и потеря аппетита, повышенная утомляемость и снижение успеваемости. Ученик может отказываться рассказывать о школе или отвечать односложно, переводя тему, некоторые дети просто не хотят посещать новый класс и просят перевести их обратно, начинают часто болеть. Причин для смены школы или класса может быть множество: переезд, конфликт с учителем (учениками, администрацией), желание обучаться в профильной школе или сменить неподходящую для уровня развития ребенка программу и др. Но в любом случае ребенок может столкнуться с непринятием в новом коллективе, нарушающим процесс его нормальной социализации.

Как Красиво Поставить Любого Человека на Место

Подводные камни

С какими же трудностями может столкнуться новичок в классе, чем они обычно вызваны и как родителям помочь ребенку в этот нелегкий период?

1. Настороженность друг к другу

Иногда кажется, что класс не принимает новенького. Однако судить об этом можно лишь спустя пару месяцев с момента его прихода, когда процесс адаптации в норме заканчивается. На первых порах вполне естественна некоторая настороженность детей, ведь класс и новичок должны присмотреться друг к другу. Объясните ребенку, что одноклассникам тоже необходимо приспособиться к нему. Понаблюдайте за тем, что вы и ваше окружение говорите на тему новой школы или класса, как реагируете на сложности.

Постарайтесь создать вокруг ребенка атмосферу уверенности и благополучия, не спешите бурно реагировать, если вам покажется, что его обижают одноклассники или недооценивают учителя.

Научите ребенка уважать чужую свободу: другие дети не обязательно должны хотеть идти на контакт, помогать, делиться и играть с ним, но это не означает, что они плохие или недолюбливают его. Возможно, на данный момент они просто не готовы к новым знакомствам.

2. Отстраненность, стеснительность или неадекватное поведение новенького

Новичку бывает сложно первому проявить инициативу из-за страха показаться навязчивым или стеснения. Иногда недостаточный уровень социального развития ребенка приводит к тому, что он абсолютно теряется в новой обстановке или начинает привлекать к себе внимание агрессивным, задиристым или «клоунским» поведением. Обычно одноклассники сами проявляют активность в знакомстве с новичком, но, если новенький слишком замыкается и отстраняется от класса или его реакции отталкивают детей, родителям нужно помочь ему влиться в коллектив.

Прежде всего, научите ребенка улыбаться и не бояться просить помощи. За фразой «Помоги, пожалуйста» можно завести разговор и начать дружбу, ведь другим приятно почувствовать себя значимыми и нужными, а у ребенка будет повод продолжить знакомство, отблагодарив за помощь.

Как Стать Более Интересным (и Никогда Не Быть Скучным)

Подскажите ребенку, как зарегистрироваться в соцсети, популярной у детей в новом классе. Какое бы ни было ваше отношение к интернет-общению, сегодня это неотъемлемая часть жизни, к тому же так детям будет намного легче узнать друг друга, понять нормы и правила в коллективе и начать общаться.

3. Неопределенное положение в классе

В новом коллективе ребенку вновь нужно находить свое место, и особенно тяжело приходится, если он привык быть лидером. Ведь в новом классе уже есть свои заводилы, инициаторы, старосты и т.д., и попытки перетянуть на себя лавры первенства вызовут негатив и отторжение.

Предложите ребенку немного подождать и показать свои лидерские задатки в той ситуации, когда классу потребуется помощь. С другой стороны, новички, особенно в средней школе, часто избираются на роль «жертвы», поскольку дети в этом возрасте самоопределяются, переживают кризис подросткового возраста, симптомом которого нередко бывает жестокость по отношению к более слабым. Помочь своему ребенку занять положение «принятого» в классе можно, приняв ненавязчивое участие в жизни класса. Организуйте интересное мероприятие для всех одноклассников, которое позволит вашему ребенку повысить свой статус в их глазах. Это может быть экскурсия к вам на работу, проведение какого-либо праздника на вашей или нейтральной территории, где вы выступите приглашающей стороной.

Еще по теме:  Что то прикольное в Одноклассники

4. Снижение успеваемости

Плохие оценки при переходе в новый класс — закономерное явление. Стресс и стеснение, вызванные адаптацией, влияют на успеваемость, ведь все силы ребенка, вся его энергия сейчас направлены не на учебу, а на привыкание к коллективу, учителям и нормализацию взаимоотношений с новыми одноклассниками. Педагогу тоже нужно время, чтобы узнать потенциал новенького, а ребенку — подстроиться к манере преподавания на новом месте. Поэтому не судите ребенка строго в первые месяцы за его неудачи, лучше сфокусируйте его и свое внимание не на оценках, а на знаниях.

Что делать?

Конечно, при переходе ребенка в новый класс ему необходима помощь и поддержка родителей, однако процесс адаптации можно существенно облегчить, если заранее подготовиться к этому волнующему событию.

1. Создайте интересный образ ребенку

Чтобы привлечь интерес одноклассников к новичку, обеспечьте его особенными школьными «фишками»: интересной канцелярией, технологичным рюкзаком, модными часами и т.п, (но не перестарайтесь — см пункт 3). Обдумайте вместе с ребенком, какую жизненную историю можно предоставить классу и как ее рассказать так, чтобы привлечь внимание, но не перейти на хвастовство или противостояние. Возможно, это будут смешные случаи из жизни «на старом месте», увлекательные моменты из семейных путешествий или рассказы о хобби ребенка.

2. Научите не стремиться нравиться всем

Объясните ребенку, что он не должен пытаться понравиться всем, поскольку это просто невозможно. Расскажите, что в классе могут существовать разные группы, придерживающиеся разных взглядов, а ему лишь надо определиться, кто из одноклассников ближе ему самому ближе «по духу», с кем ему интересно, и именно с ними стараться подружиться.

3. Научите «не быть выскочкой»

Дети не любят тех, кто слишком выделяется, пытается показать свое превосходство. Поэтому постарайтесь, чтобы одежда, гаджеты и другие аксессуары ребенка, по возможности, соответствовали среднему уровню класса. Кроме того, высокие умственные способности новичка тоже могут быть причиной неприятия. Поэтому объясните ребенку, как правильно показывать свои знания, не опережая и не подставляя одноклассников. Например, не стоит дополнять ответ ученика без просьбы учителя, а вот желание вызваться к доске на сложную для одноклассников тему, скорее всего, вызовет положительный отклик класса.

4. Будьте в курсе событий

Постарайтесь заранее познакомиться и поговорить с учителями, рассказав им об особенностях вашего ребенка, его предпочтениях или проблемных моментах, а заодно выясните основные моменты нового места: какой дресс-код, как проходят перемены, какие правила существуют в классе и школе. Чем больше вы узнаете, тем лучше сможет подготовиться ребенок. Чтобы лучше понимать, как обстоят дела в классе, какая складывается атмосфера, вы можете войти в родительский комитет.

5. Научите доверию

Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих школьных делах, сами будьте с ним откровенны и искренни, с детьми младшего школьного возраста больше разговаривайте о похожих сюжетах сказок, фильмов, книг. Важно, чтобы общение было непринужденным, а ситуации понятны ребенку, но не связаны с ним напрямую.

Адаптация в новом коллективе — это сложный процесс для ребенка, но поддержка и участие родителей помогут школьнику справиться с ситуацией за короткое время. Если же вы замечаете, что ребенок слишком болезненно переживает переход в новый класс, а симптомы дезадаптации лишь усугубляются со временем, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться в причинах и как можно быстрее их устранить.

Больше полезных и интересных материалов для родителей школьников — в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Источник: www.parents.ru

КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ

naladit_otnosheniya_odnoklassnikami

Поддерживание хороших отношений с одноклассниками имеет множество преимуществ для личностного и социального развития:

1. Социализация. Общение с одноклассниками помогает детям научиться правильно взаимодействовать с другими людьми и развиваться в социальной среде.

2. Поддержка. Хорошие отношения с одноклассниками создают чувство безопасности и поддержки. Это может помочь детям преодолеть трудности в учебе или в личной жизни.

3. Развитие социальных навыков. Общение с разными людьми помогает развить навыки общения, умение быть терпимым и уважительным к другим мнениям.

4. Социальная интеграция. Хорошие отношения с одноклассниками создадут возможность хорошо вливаться в социальную группу, в которой находится ребенок.

5. Помощь в учебе. Общение с одноклассниками позволит ребенку получать помощь в учебе, например, обсуждать уроки, обмениваться материалами.

6. Поддержка в трудных ситуациях. Хорошие отношения с одноклассниками создают возможность получения поддержки во время трудных ситуаций, например, при конфликтах со сверстниками.

7. Дружба. Хорошие отношения с одноклассниками могут привести к появлению дружбы на всю жизнь.

В целом, поддержание хороших отношений с одноклассниками очень важно для социального и личностного развития ребенка, а также может помочь ему более успешно учиться и адаптироваться в обществе.

Еще по теме:  Как подтвердить адрес эл почты в Одноклассниках

ПРИЧИНЫ ПЛОХИХ ОТНОШЕНИЙ С ОДНОКЛАССНИКАМИ

  • Различия в характерах и интересах.
  • Зависть или ревность.
  • Негативный опыт в прошлом, связанный с одноклассниками.
  • Конкуренция за внимание учителя или родителей.
  • Различия социального статуса.
  • Моббинг или буллинг со стороны одноклассников.
  • Комплексы неполноценности и низкой самооценки.
  • Неприятие общепринятых норм и ценностей.
  • Проблемы с адаптацией к новой школе или классу.
  • Неправильное поведение, такое как насмешки, грубость, агрессия.

КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
Будьте доброжелательными и открытыми. Старайтесь улыбаться и проявлять интерес к людям в своем классе.

Общайтесь с людьми, которые имеют общие интересы. Если у вас есть общие хобби или увлечения, начните разговор с этого.

Помните имена своих одноклассников и используйте их, когда обращаетесь к ним. Это поможет создать более тесную связь и заинтересованность в вашей личности.

Будьте готовы помогать другим. Если у вас есть возможность помочь однокласснику с уроками, предложите свою помощь.

Участвуйте в классных мероприятиях. Если в вашем классе будут проводиться мероприятия, участвуйте в них и попытайтесь установить контакт с другими участниками.

Не критикуйте или не обсуждайте других людей с другими. Старайтесь поддерживать позитивную и добрую атмосферу в классе.

Не переступайте чужие границы. Если кто-то не желает общаться или не хочет делиться своими личными делами, не настаивайте на общении.

Найдите себе друзей, которые поддерживают вас и разделяют ваши интересы. Сильные дружеские отношения помогут вам чувствовать себя более комфортно и уверенно в школе.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЛОХИХ ОТНОШЕНИЙ С ОДНОКЛАССНИКАМИ

Некоторые общие советы, которые могут помочь избежать конфликтов и улучшить отношения с одноклассниками:

1. Уважайте друг друга. Никогда не говорите уничижительно о своих одноклассниках или не обсуждайте их за их спиной.

2. Будьте открытыми и дружелюбными. С улыбкой приветствуйте своих одноклассников и проявляйте к ним интерес.

3. Слушайте и уважайте мнения других. Будьте открыты к разговору и готовы к компромиссам.

4. Не забывайте про границы личного пространства. Не нарушайте приватность своих одноклассников и не проникаете в их личную жизнь без их согласия.

5. Общайтесь и проводите время вместе. Участвуйте в общественных мероприятиях, спортивных играх и других мероприятиях, чтобы узнать друг друга лучше.

6. Решайте конфликты мирно. Если возникнут разногласия или конфликты, попробуйте решить их мирно и взаимовыгодно. Обращайтесь к кому-то, кто сможет помочь вам разрешить спор, если нужно.

Но, важно иметь в виду, что не все отношения зависят только от вас и вашего поведения, избегайте попадания в ситуации, которые не в вашей власти и которые могут повлиять на ваши отношения с разными людьми.

Источник: ktoskazal.site

Советы подросткам. Как правильно общаться?

Проявляющееся в подростковом возрасте чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействия. Этому, естественно, способствуют бурное телесное (физическое) развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми. Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина».

Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше.

Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.

Формы общения со сверстниками противоположного пола.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется сначала в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении.

В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

Еще по теме:  Почему светка стремилась в поход с одноклассниками

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки того и другого пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Романтические отношения.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе.

Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки — они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.

Многие отроки не переживают открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и образ сердечной склонности, давно растворившийся в перипетиях реальной жизни.

Рекомендации от психолога подросткам. Общение с товарищами.

1) Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

2) Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

3) Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

4) Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем достоинства.

5) Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

6) Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

7) Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

8) Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.

9) Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

Источник: Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»

Источник: sch10.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...