Как правильно вести себя с одноклассниками

Ваш ребенок учится в школе и для него очень важно найти общий язык с одноклассниками. Если родители замечают, что их ребенок идет в школу без желания, не говорит ни маме, ни папе как проходят его учебные дни, ничего не рассказывает про то, что происходит в классе, то, возможно, он чувствует себя там одиноким. В этом случае взрослым нужно обратиться за помощью к классному руководителю.

Он расскажет родителям о том, как ребенок ведет себя в школе, как общается со сверстниками, и тогда станет ясно, не напрасны ли были эти опасения. Если проблема становится очевидной, родители должны задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы помочь своему ребенку. Будет ошибкой, если они решат срочно посетить школу, чтобы разобраться с недружелюбными одноклассниками.

Также нельзя обвинять своего ребенка и давить на него. Некоторые родители твердо уверены, что должны перевести ребенка в другой класс или другую школу. Из сложившейся ситуации нужно найти достойный выход и решить, как правильно поступить.

Этикет в школе. Как должен вести себя ученик в школе? Мы подскажем.

Каких детей больше всего не любят в школе?

В школе дети проводят очень много времени, здесь они не только получают знания, но и общаются со сверстниками и учителями. Отношения в любом, даже дружном коллективе, складываются по-разному: бывают ссоры, недопонимания, конфликты. В классе всегда есть ребята, которых недолюбливают. С такими учениками одноклассники почти не общаются, с ними редко разговаривают и не дружат.

Таких детей чаще всего дразнят и обижают. Ребенку очень важно не стать отверженным, а помочь ему в этом должны родители.

Все родители любят своего ребенка таким, какой он есть, и ребенок привыкает к тому, что его любят просто за то, что он есть. В школьной среде встречаются разные ребята и вашему малышу нужно уметь найти с ними общий язык. Неординарная внешность выделяет ребенка из общепринятых стандартов, и он сразу отличается от своих сверстников.

Одноклассники могут недружелюбно относиться к детям с нетипичной внешностью, например, лопоухим, излишне полным. Сверстники могут невзлюбить тех детей, которые чем-то сильно отличаются от всех остальных, в этом случае такие дети могут стать изгоями, или им начинают давать разные прозвища.

Прозвище может быть и безобидным, но иногда так прилипает к человеку, что его перестают называть по имени. Есть в классе ученики, которые на уроках веселят всех ребят, передразнивают учителя, строят различные гримасы. Над таким поведением ребенка все смеются на уроках, но после занятий такого шутника обходят стороной и дружить с ним никто не станет.

Если у ребенка неустойчивая психика, с ним случаются приступы гнева, он начинает кидать книги и тетради, на замечания учителя или неудовлетворительную отметку может выбежать из класса или расплакаться, с ним не захочет общаться никто из ребят. Также одноклассники чаще всего не любят тех, кого называют зубрилами. К таким детям сразу проявляют негативное отношение.

Дети, например, хорошо учатся, даже на переменах читают учебники, всегда выполняют домашнюю работу, могут ответить на вопрос учителя, на который никто из ребят в классе ответить не смог. В любом классе всегда есть ребята-подлизы, которые всегда стараются услужить учителю. Особенно плохо, когда такие ученики заискивают перед учителями и доносят на других.

5 советов для тех, кто переходит в новую школу | советы для новеньких в школе

В классе подлиз всегда не любят. Если родители слишком опекают своего ребенка, одноклассники могут назвать его маменькиным сынком. Такого ребенка часто унижают и обижают и с ним никто не хочет общаться.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?

Взрослые должны помочь своему ребенку найти свое место в школьном коллективе. Есть несколько простых правил поведения, которые ребенок должен выполнять, особенно если не знает, как себя вести. Родители должны научить ребенка быть добрым, отзывчивым, искренним, помогать другим, если им нужна помощь.

Ребенка никогда не назовут жадным, если он даст однокласснику тетрадь или ручку, когда тот забыл их дома, или угостит конфетой. Людей нужно принимать такими, какие они есть, со всеми недостатками. Не нужно пытаться переделать других ребят, нельзя осуждать одноклассника, если тот рассеянный или невнимательный.

Любой человек — это уникальная личность, поэтому относиться к нему нужно с уважением. Ваш ребенок должен уметь говорить правду. Если одноклассники знают, что кто-то из ребят врет родителям и учителям, они не захотят дружить с таким человеком, так как ему нельзя верить.

Есть дети, которых очень волнует чужое мнение, они становятся зависимыми от этого, таким образом они постепенно отдаляются от коллектива. Неуверенный в себе ребенок непрерывно вынужден контролировать свое поведение и речь. Это мешает ему раскрепоститься и без затруднений контактировать с одноклассниками.

Сложность формирования коммуникативных навыков испытывают дети с эмоциональными проблемами, это связанно с особенностями их характера. Существуют задиристые дети, обидчивые, быстро поддающиеся на провокации. Если у ребенка нет опыта общения, одноклассники его могут просто не замечать, он отстраняется от них, так как не знает, как начать и поддержать беседу. Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы научить ребенка вести себя в обществе. Проблема трудностей общения может также возникать, если ребенок часто пропускает занятия в школе.

Главная роль в процессе становления личности ребенка принадлежит родителям. В семье закладывается фундамент для формирования у ребенка оценки его собственной значимости, умений и возможностей, здесь ему прививают основные жизненные ценности. Особое значение имеет привлечение ребенка к общественной жизни.

Еще по теме:  Как сыграть в шашки с одноклассником

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок принимал участие в разных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Хорошо, если ребенок занимается рисованием, музыкой, танцами. Общественная деятельность поможет найти единомышленников и друзей.

Общение ребенка с одноклассниками должно продолжаться и вне школы, поэтому родители должны постараться создать для этого условия. В свободное от занятий время ребенок сможет наладить отношения с товарищами по классу. Для того чтобы обеспечить ему общение с одноклассниками после уроков, можно устроить праздник, разрешить пригласить сверстников в гости.

Также родители могут придумать, как всячески поощрять совместное общение детей. Важно научить своего ребенка быть ответственным за свои слова и поступки. Он должен исправлять ошибки сам, а не просить помощи у мамы с папой. Умение относиться к проблемам с юмором также поможет ребенку наладить отношения в классе.

Родителям важно доверительно беседовать со своим ребенком. Когда ребенок приходит из школы, интересуйтесь не только его оценками, но и тем, что он узнал полезного и нового, с кем общался, есть ли у него друг. Так как обучение в школе является важнейшим этапом в жизни любого ребенка, родители должны внимательнее отнестись ко всему, что с этим связано.

Марина Романова

=Материал опубликован 25.02.2016

Источник: detkino.ru

Место ребенка в классе: отверженный или звезда?

Положение ребенка в коллективе: как определить и можно ли изменить

(123 оценки)

Все понимают, что в школу наши дети ходят не только учиться. Значительная составляющая школьной жизни — общение с одноклассниками. По каким законам оно строится? Какую роль играет каждый из 30 учеников в классе? Рассказываем, как определить место вашего ребенка в коллективе, и объясняем, почему это важно.

Место ребенка в классе: отверженный или звезда?

Хоть мы никогда и не видели тех детишек, с которыми учится ваш ребенок, мы можем кое-что рассказать о его классе. Допустим, там 30 человек. Расставим-ка их на воображаемой лестнице — и сразу будет видно, кто есть кто.

Верхняя ступенька — для вожаков. Ребят, которые верховодят, наберется 2–3 человека, ну, не больше 4. Таких в психологии называют «звездами». На II ступеньке человек 10–12 — эти всегда держат сторону вожаков и служат им главной опорой. Эту публику принято именовать «предпочитаемыми». На III тоже 10–12 человек — самых тусклых, несамостоятельных.

Это «пренебрегаемые». Иногда их называют болотом, потому что они скучны, как вязкое и бескрайнее болото. Ниже всех, на IV ступеньке, притулились 2–3 человека — «изолированные». Они почти не участвуют в общеклассных делах. Об их интересах одноклассникам мало что известно.

Еще 1–2 неизбежно окажутся на V, низшей ступеньке. Это — «отверженные», самые презираемые в классе.

Но вот что удивительно: ребята из параллельного класса распределены по 5 ступенькам примерно так же, как одноклассники вашего чада. Более того. Если папа работает в бригаде из 30 человек, то и его коллеги по труду распределены по тем же 5 ступенькам. У мамы в бухгалтерии точно такое же распределение!

Вот и во взрослой жизни ребенка поджидает тот же набор: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отверженные». Практически в любой группе из 30 человек на каждой ступеньке стоят столько же взрослых, сколько и ваших одноклассников. Для групп другой численности и распределение по ступенькам другое. Но так или иначе большинство людей занимает промежуточное положение между малочисленными лидерами и малочисленными изгоями.

Проводим исследование

У вас могут возникнуть вопросы: «Кто именно и на какой ступеньке оказался? Как это определить? На какой ступеньке моя дочка или мой сын?».

Ответить на них поможет несложное исследование, которое лучше всего провести, пригласив школьного психолога.

Итак, каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой. Почему именно троих? Ведь за партой можно сидеть только с кем-то одним! Но что, если одноклассника, которого выберет школьник, захочет увидеть в своих соседях кто-то другой? И что, если как раз этого другого — а не вашего ребенка! — выберет тот, кого выбрал ваш ребенок?

То же может произойти и со второй фамилией в списке, и с третьей. Ведь с кем-то захотят сидеть многие, а с кем-то вообще никто не захочет.

Так что листочки придется собрать, а фамилии подсчитать: сколько ребят захотели сидеть рядом с Петровой? А сколько выбрали Козлова? Хотя в среднем на каждого одноклассника может пасть три выбора, но это лишь теоретически. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.

Так вот, «звезда» получит вместо средних трех выборов втрое, вчетверо, а то и впятеро больше предпочтений. Представляем, как будет рад ваш отпрыск, если с ним рядом захотят сидеть сразу 15 человек — целых полкласса!

Однако спустимся с небес на землю — подальше от «звезд» и поближе к прочим членам коллектива. Кто же такие «предпочитаемые»? Этих ребят в нашем эксперименте выбрали гораздо меньшее число раз, чем любую «звезду», но все же число выборов больше 3, обычно 4 или 5. «Предпочитаемый» пользуется в классе популярностью выше среднего.

Ну а «пренебрегаемые»? На то они и «пренебрегаемые», что сидеть с ними за партой желающих немного. И все-таки они есть — один, два, иногда три, но не больше. В общем, популярность «пренебрегаемых» ниже среднего.

Место ребенка в классе: отверженный или звезда?

А вот «изолированные» не получили ни одного выбора! Ужасная история: из 29 человек не нашлось никого, кто хотел бы сидеть за одной партой с Сеней Лоськовым. Очень может быть, он чудесный мальчик. И очень может быть, что среди «звезд» оказались отъявленные негодяи. Но суровая правда в том, что среди негодяев попадаются невероятно обаятельные типы — с ними все хотят дружить!

Вот почему, попав в число «изолированных», не спешите с выводами: низкое положение в школе вполне может обернуться завидным статусом в университете.

Еще по теме:  Как отключить звук в Айфоне Одноклассники

Кто же такие «отверженные»? Их имена устанавливают с помощью дополнительного вопроса: «С кем ты не хочешь сидеть?». Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос «С кем ты хочешь сидеть?» является положительным выбором). Как видите, «отверженные» входят составной частью в число «изолированных».

«Отверженными» называют «изолированных», получивших отрицательные выборы. Отрицательный выбор говорит об очень плохом отношении к человеку. Ведь к обычному «изолированному» (не «отверженному») ребята испытывают равнодушие — его не замечают. «Отверженного» же активно не любят, даже ненавидят.

В каждом классе свои основные увлечения и ценности. Любителя легкой танцевальной музыки будут презирать в том классе, где все слушают хип-хоп. Отсюда — важный вывод. «Отверженный» в одном классе, в другом может оказаться в «пренебрегаемых», «предпочитаемых» и даже в «звездах».

Из изгоев — в звезды

Родители! Если ваш ребенок попал в «изолированные», а тем более в «отверженные», это никуда не годится. Выбираться из «изолированных» нужно обязательно.

Может, чаду и ни к чему становиться «звездой», но постарайтесь перетащить его хотя бы в число «предпочитаемых». Даже если вас устраивает невысокое положение ребенка (во что весьма трудно поверить), он лишается многих полезных вещей. Учиться в классе, где 5–6 ребят с удовольствием займут место за партой рядом с тобой, несравненно приятнее и полезнее, чем в таком, где никто не желает с тобой даже словом перемолвиться.

Вот какая история произошла с одним из авторов этой книжки в 18 лет. В университетскую группу пришел кто-то из начальства и сказал: «Три студента из вашей группы поедут на практику за рубеж. Вы должны выбрать этих троих, да побыстрее. Им же еще и визы предстоит получать! Ну, а остальные поедут на практику в село Коровье Калужской области».

И начальство гордо удалилось. Что тут началось! После шумного-прешумного обсуждения решено было, что каждый студент напишет на листке фамилии троих ребят, которых следует послать за границу.

Все зашевелили мозгами. Первой фамилией почти каждый вывел. разумеется, свою собственную. Второй фамилией обычно была фамилия друга или подруги (но у «изолированного», как вы помните, друга в классе нет). Больше всего каждый думал над третьей фамилией. Тут уж ребята старались учесть, как студент учится и приятный ли это человек: именно последний, третий выбор был наиболее объективным.

Потом листочки опустили в шапку старосты группы, и начались подсчеты. Нужно заметить, что тот из нас, о ком идет речь, вовсе не был «звездой». Находясь среди «предпочитаемых», он учился на «отлично» и не имел в группе врагов. В итоге на 3-м месте в листочках многих однокурсников значилась именно его фамилия. Также много выборов получили еще две девушки-отличницы.

Подобные голосования прошли во всех группах университета. И по три человека от каждой группы поехали за границу! Как вы думаете, имелись ли среди них «изолированные»? Ни одного. Все «изолированные» вместе с «пренебрегаемыми» отправились в Коровье.

Если у вашего ребенка нет друзей, первым делом осмотрите его критически. Почему никто не хочет с ним общаться? Может, кого-то отталкивают обкусанные ногти вашей дочери? Может, она непрерывно спорит и всех подряд поносит почем зря? Хорошая ли она рассказчица? Задумайтесь о «звездах» и «предпочитаемых» в ее классе.

Чем они отличаются от вашей девочки? Что их объединяет?

Если разница между нею и теми, кто верховодит, слишком велика, пора задуматься. Не перейти ли в другой класс? А может, вообще поменять школу? Да-да, это болезненно. Новеньких везде встречают настороженно, устраивают им разные неприятные испытания.

Но это лучше, чем оставаться в изгоях.

Источник: www.7ya.ru

Ежики в банке: как уживаются подростки в школьном коллективе – рассказ психолога

Подростковый возраст – для родителей моментально взрослеющих детей «не сахар». А уж для самих тинейджеров и подавно, особенно в коллективе. От того, как складываются их отношения с одноклассниками, зависит их общий настрой на жизнь и, разумеется, успешность в учебе.

Чем могут помочь родители, когда и как стоит вмешиваться в отношения ребенка с коллективом и стоит ли это делать вообще? Ведь иногда семье сложно понять, капризничает ребенок или его жалобы на одноклассников и учителей обоснованны. Стоит ли в этом случае поменять школу или не следует решаться на столь резкие шаги ради «убегания» от проблем вместо того, чтобы их решать? Вопросов всегда возникает множество, если ваш ребенок – подросток. Поэтому в поисках ответов на них мы обратились к практикующему специалисту.

Екатерина Мурашова — практикующий семейный и детский психолог, писатель, автор детских подростковых книг, а также литературы по психологии. В 2010 году ее включили в число номинантов Международной литературной премии памяти Астрид Линдгрен. На встрече с родителями она предложила им, в первую очередь, обращать внимание на то, какую позицию в коллективе занимает ребенок. Для этого она изложила концепцию «ежиков в банке», которая помогает в групповой работе с подростками.

Представьте, что подростковый коллектив – это банка, полная ежиков. По своей природе они не могут не колоть друг друга. Однако существуют такие геометрические решения, которые позволяют им сосуществовать в относительном комфорте. Что может сделать один конкретный «ежик», чтобы его «кололи» как можно меньше?

Екатерина подчеркивает, что задача поиска ответов на этот вопрос имеет именно геометрические решения. Тот, кому удается забраться «наверх» и «высунуть нос» из общей кучи, вовсе не оказывается в комфортном положении, как можно предположить: его колют те, кто внизу, в незащищенный колючками «живот», да еще стараются стянуть его обратно в общую кучу.

Однако есть позиции, которые позволят сделать пребывание в этой банке менее болезненным: например, лечь на дно, выставив иголки. По словам Екатерины Мурашовой, подростки обычно сами определяют таких одноклассников, отмечая, что те в подобной позиции находятся уже несколько лет. В ней есть свои минусы: такой ребенок практически не вовлечен в жизнь коллектива, «снизу» не видно, что происходит вокруг. То есть «не колют», но дышать тяжело.

Еще по теме:  Одноклассники вот такие пироги

Второй вариант безопасной позиции – найти того, кому доверяешь, и выстроить с ним «круглого ежа», соединившись «брюшками», выставив иголки против остальных. На такое большое круглое и колючее существо никто обычно не покушается. Однако и здесь есть свой риск – предательство. «Мы с Тамарой ходим парой, а она вдруг ушла и стала дружить со Светкой.

А еще и рассказала ей все мои секреты». В этом случае риск предательства представляет серьезную психологическую травму. В любом классе, как правило, такие тесные парные взаимоотношения встречаются.

Есть еще относительно безопасное размещение в «банке» – «брюшком» прилепиться к стеклу. В этом случае все интересы подростка находятся вне коллектива, он все время смотрит туда – «за стекло». Такими учениками бывают те, кто серьезно увлекается спортом и в классе находится пару месяцев из учебных девяти.

Когда такой ребенок появляется в коллективе после очередных соревнований, ему пытаются рассказать, что за это время произошло, стараются как-то ввести в «тусовку» – в атмосферу коллектива на данный момент. Однако увлеченного спортом это мало интересует, он с трудом адаптируется: все его мысли – в любимом занятии вне класса. Плюсы и минусы этой позиции очевидны: с одной стороны, такого «ежика» не колют, а с другой – он остается по большей части вне коллектива.

Все проблемы в классе можно решить, если перевернуть банку. И она со временем переворачивается – ребята взрослеют, их интересы все больше выходят за пределы коллектива. Родителям подрастающих детей в своем общении с ними стоит набраться терпения и помнить, что этот «колючий» возраст все же проходит. И дети из него выходят с багажом накопленного опыта.

О самооценке ребенка

Многие считают, что меньше проблем в школе бывает у тех детей, которые обладают более высокой самооценкой. Однако такое мнение Екатерина не разделяет. По ее словам, нормальной является как высокая, так и низкая самооценка. И та и другая позволяют адекватно взаимодействовать с миром.

Если у ребенка очень высокая самооценка и вдруг случается что-то неординарное, он «падает» – первое, что ему приходит в голову, это мысль о случайности произошедшего. Ребенок поднимается и идет дальше, при этом его самооценка не страдает, она не меняется.

Если в такую ситуацию попадет ребенок с низкой самооценкой, он, как правило, решает, что это обычно для него – «так и должно было случиться», все, как всегда, ничего нового. И в этом случае самооценка подростка также не изменится. В первом и втором примерах мир для него остается предсказуем. Так что любая самооценка нормальна – главное, чтобы она была стабильной.

Плохо, если она становится скачущей: когда ребенку сегодня кажется, что выше него только звезды, а завтра – что ниже него только мусорная корзина. Плохо также, когда она явно не совпадает с реальными возможностями ребенка.

О травле

В самой некомфортной ситуации в классе оказываются дети, которых одноклассники определяют на роль «козла отпущения». Тогда начинается травля. И единственный правильный выход здесь – забрать ребенка из этого коллектива. В таком случае медлить нельзя: сначала его надо забрать из такого класса, и только затем анализировать ситуацию, особенности характера и помочь ему попробовать себя в разных ролях, которые обычно предлагает детский коллектив.

Чтобы принять такое важное решение, необходимо правильно определить, когда речь идет действительно о ситуации буллинга, а когда просто – о некомфортном пребывании в коллективе – ребенок жалуется, что его дураком сегодня обозвали, а вчера пренебрегли его мнением например. Для этого есть довольно четкий критерий.

Травля не означает, что все обязательно объединяются против одного. Далеко не всегда бывает именно так. Самый верный критерий – это отсутствие поддержки, когда ребенка никто не поддерживает в классе. Один или несколько одноклассников могут взять его портфель, вытряхнуть личные вещи или побить, и никто за него не заступится. Если на стороне такого ребенка нет никого, то в данном случае речь, скорее всего, идет именно о буллинге.

Бывают случаи, особенно в 3-4 классах, когда ребенок продолжительное время (например, почти весь учебный год) борется за себя – с обижающими его одноклассниками, иногда даже с учителем, который унижает его перед классом. Как только родитель заподозрит такую ситуацию, психолог советует «вооружиться» доказывающими это фактами и сообщить о них всем заинтересованным лицам – педагогу, администрации, классу. В этом случае нужно заявить о своих намерениях не мириться с существующим положением, а разбираться в нем. Если по итогам будет заметно, что родителя услышали, что отношения в коллективе стали меняться, и ребенок стал спокойнее, то можно дальше продолжать обучение. Если этого не будет, стоит, как в случае травли, забирать ребенка из данного коллектива: ведь роль «козла отпущения», которую в данном случае приходится ребенку выполнять, разрушает личность.

Остается закономерный вопрос: что делать дальше – после того, как такой ребенок переведен в другую школу? Непременно стоит проанализировать причины того, почему он не прижился в прежнем коллективе, понять, почему он не смог справиться ни с одной из существующих в детском социуме ролей и предложить – в некоторых случаях даже научить – его одной из них. В этом может помочь квалифицированный психолог. Екатерина Мурашова также предлагает родителям ознакомиться со стандартным набором ролей детского коллектива, чтобы понять, какая именно может подойти их ребенку – в случае «подкованности» и осведомленности семьи в этом вопросе работа психолога с ребенком может оказаться более эффективной.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало о взаимоотношениях родителей со взрослеющими детьми, как вести себя с подростком в различных ситуациях.

Источник: ug.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...