Адаптация в новой школе – всегда сложный процесс. Неважно, какие обстоятельства стали причиной перехода в новую школу, в любом случае ребёнку придется пережить период привыкания к новому коллективу. Обычно это занимает месяц-два.
Идём в новый класс
Адаптация к новому классу часто происходит нервно. Смена класса становится стрессом, особенно, если одновременно меняется вся привычная для ребёнка обстановка. Например, семья переехала в другую социальную среду: из крупного города в небольшой посёлок или из хорошего района в неблагополучный. Или произошла смена обычной школы на гимназию с более сложной учебной программой.
В этом случае ребёнок может столкнуться с новыми, неизвестными ему пока правилами поведения, в том числе и негласными. Как ему помочь?
- Постарайтесь посетить новую школу до начала учебного года, познакомиться с учителями.
- Если у школы есть форум или группа в соцсети, ребёнок может вступить в нее, заранее познакомиться с будущими одноклассниками.
- Родителям не стоит впадать в крайность, провожая ребёнка как на фронт: при спокойном и позитивном настрое гораздо больше шансов, что первое впечатление от знакомства с новыми одноклассниками будет хорошим.

ЧТО В МОЁМ РЮКЗАКЕ. Аня собирается в школу после каникул/Влог
Положение ребёнка в новом коллективе во многом определяется тем, какое место он занимал в старом. Уже начиная с детского сада можно выделить три основные группы детей:
- Лидеры: как правило, это физически и умственно развитые дети. Они собирают вокруг себя остальных, распределяют роли в играх и придумывают правила, с ними все хотят сидеть за одной партой.
- «Середнячки» – общительные и дружелюбные дети, которых с удовольствием принимают в игры. У них, как правило, есть несколько друзей, а с остальными в группе или классе ровные отношения, но они зависимы от поведения лидеров, подчиняются им.
- Аутсайдеры – дети, которых коллектив отвергает по тем или иным причинам. Это может быть связано с отставанием в развитии, проблемами со здоровьем, особенностями характера.
Понять, кем является ваш ребёнок в нынешнем классе, нетрудно. Если он с удовольствием идёт в школу, скучает по одноклассникам во время летних каникул, его приглашают на дни рождения (и приходят к нему) – значит, проблем в общении нет. С большой вероятностью переход в новый класс пройдет гладко.

Сложности во время адаптации в новом классе
Адаптация ребёнка в новом классе может сопровождаться трудностями. В младших классах обычно появление новых учеников в классе проходит спокойно. Дети в этом возрасте зависимы от мнения учителя, их психика более гибкая, чем у детей постарше, а иерархия в группе еще неустойчива. Новичок перестанет считаться таковым уже через пару недель.
Мастер-класс: как произвести впечатление в день встречи выпускников?
Роль учителя в начальных классах огромная: как отнесётся к новенькому ученику при первом представлении его классу – так класс его и воспримет. Поэтому особенно важно познакомиться с учителем заранее.
У учеников 5-8-х классов есть определенные отношения в коллективе, которые не всегда очевидны взрослым. Уже сформирован «костяк» класса – есть лидеры, есть и свои аутсайдеры. Очень многое зависит именно от того, как ребёнка воспримут лидеры – их оценка влияет на отношение остальных школьников, более ведомых. В пользу ребёнка говорят следующие факты:
- Самостоятельный для своего возраста, умеет вступать в контакт с ровесниками и может постоять за себя.
- В семье благополучные, доверительные отношения.
- Есть какое-нибудь увлечение, в котором ребёнок достиг успеха.
- Есть друзья помимо школы, например, в кружках, секциях (если меняется только школа, а семья осталась жить на старом месте).
В старших классах вопрос принятия новенького стоит не так остро, потому что ученики уже достаточно сильно загружены учёбой и подготовкой к экзаменам. Но большее значение приобретает внешность. Лишний вес, проблемная кожа, заикание – все это может стать причиной неуверенности в себе.

Как ребёнку произвести хорошее впечатление на одноклассников?
Чтобы адаптация детей в новой школе произошла как можно мягче, необходимо правильно произвести первое впечатление. Ведь оно самое важное. Необходимо:
- Вести себя уверенно, спокойно и самостоятельно, войти в класс с прямой спиной.
- Поздороваться, улыбаясь. Но не заискивающе, а располагающе.
- Не нужно стесняться, забиваться в угол, отнекиваться от разговоров.
- Очень важен внешний вид. Одежда и обувь должны быть чистыми, опрятными, поглаженными.
Как узнать, что происходит в школе?
Перемены всегда проходят непросто, и в этот период очень важно уделять ребёнку больше внимания.
Если ребёнок осваивается в новом классе хорошо, он:
- идёт в школу с удовольствием;
- проводит время после школы с новыми одноклассниками, рассказывает о них;
- одноклассники добавляются в друзья в соцсетях, некоторых вы уже знаете, они приходят в гости.
- Ребёнок приходит из школы расстроенным, даже заплаканным.
- Не рассказывает ничего о новом классе.
- Даже при нормальной успеваемости стремится получить разрешение не идти в школу.
- Косвенными признаками могут быть обострение хронических заболеваний, особенно тех, которые имеют психосоматическую природу (астма, дерматит)

Что делать, если ученика не принимают?
Прежде всего помните, что любой коллектив – это живой организм и ситуация в нем может поменяться. Нужно поговорить с ребёнком, чтобы понять, какая обстановка сложилась в классе.
Возможно, ваш ребёнок слишком застенчив, замкнут. Для начала можно попробовать найти хотя бы одного друга.
- Узнайте, с кем ребёнок сидит за одной партой. Предложите позвать этого одноклассника в гости.
- Спросите, чем увлекаются одноклассники: ходят в спортивные секции, музыкальную школу, театральный кружок? Участие во внеклассной активности поможет влиться в коллектив.
- Если ребёнок будет успешен в учёбе, это даст ему достаточную уверенность в себе, что позволит и во внеклассной жизни проявить себя. Дополнительные развивающие занятия помогут с лёгкостью справляться с нагрузкой на уроках уже через месяц.

Если ребёнка обижают
Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:
- систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
- портят, прячут или выбрасывают его вещи;
- толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.
Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.
Чего делать нельзя?
Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.
Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.
Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.
Поделиться:
- Все (529)
- Семья и отношения (41)
- Воспитание детей (111)
- Безопасность детей (5)
- Здоровье и уход (13)
- Ментальная арифметика (111)
- Меморика (25)
- Либерика (41)
- Хобби (13)
- Музеи и выставки (4)
- Отдых с детьми (13)
- Сделай сам (3)
- Спорт (3)
- Игры (20)
- Спидкубинг (7)
- Обучение чтению (31)
- Преимущества франшизы (25)
- Математика (17)
- Подготовка к школе (12)
- Английский (26)
- Репетиторы (7)
- Скорочтение (1)
Источник: amakids.ru
Как заинтересовать учебой школьников после каникул без нервов
Первые постканикулярные дни учителя – это время особое. Есть представление о том, как стадо бизонов рвется на водопой во время засухи? Так вот по сравнению с накалом стихийного поведения школьников, очутившихся без предупреждения во 2 сентября, это не буйные копытные, а петербургская черепашка на выгуле!
Задача педагога – не просто организовать учебный процесс, но сделать это умело, интересно и во благо детям. ЯКласс собрал наиболее интересные лайфхаки от профессионалов.
Мягко вводить в учебу
Очевидно, что сочинение, срез знаний по английскому и два параграфа истории в нагрузку в первые же день не вызовут у ребенка ничего, кроме ступора и отрицания: не-не, вот только что, еще вчера, дни были пронизаны негой и свободой, и тут вдруг зашнурованная организация, дедлайны и результаты!
Опытные учителя знают: входить в учебу нужно плавно: постепенно, с минимальным увеличением домашних заданий и нагрузки. Через неделю наверстается, а в первые дни учительское рвение можно поубавить. Нужно даже.
Взращивать настрой на успех
Вот это, пожалуй, самый главный мотиватор, запустив который можно инерционно получать прекрасные плоды достойной успеваемости и неподдельного интереса детей к учебе. Ребенок не «не хочет» учиться. Он, как правило, не понимает, зачем ему это, для кого? Для себя? Для эфемерного будущего? Я вас умоляю…
А вот если учитель имеет талант соединить стремление к повышенной успеваемости с воспитанием мышления успешного человека, то это не просто учитель, а наставник.
Ирина Зайнакова, учитель английского языка, Набережные Челны: «У меня есть такая практика: в первый день после каникул я ставлю только «пятерки», во второй – уже «пятерки» и «четверки», а с третьего – весь набор оценок. Так воспитывается уверенность. Ребенок, на сколько бы он ни ответил, получает поощрение, пусть и немного преувеличенное. Зато он начинает верить в то, что может достигнуть этой отметки».
Связать знания по предмету с бытовыми навыками
Продолжая тему мотивации, важно уметь связать предмет и практическую, можно даже сказать, бытовую жизнь. Сквозь призму будничного применения навыков из области физики, химии, биологии или математики гораздо проще «достучаться» до расслабленного летнего сознания.
Кто-то устраивает игру, кто-то – лабораторную работу. Главное – показать связь теории и практики.
Янина Масловская, учитель химии и биологии, с. Слобода Архангельская, Татарстан: «Я детей спрашиваю, как они провели каникулы, что делали, чем помогаю родит етям? Ответят, к примеру: «Я помогаю жарить картошку’». Развиваешь тему: все ли получилось? Не подгорело ли? Обычно, хоть у одного да бывает. И тут вопрос: а почему’ подгорело, знаешь?
И тут делается перевод на тему углеводов: потому что в картофеле много крахмала, который очень сильно горит при нагревании. Вот она — химия и жизнь».
«Материализовать» артефакты успеваемости
Самооценка школьника до определенного момента напрямую связана с отметкой в дневнике. Особенно в начальных классах, когда учеба является главной деятельностью и интересом ребенка. В первые дни после каникул можно превратить процесс получения высшей отметки в маленькую церемонию награждения. Что для этого нужно? Немного фантазии и добрая воля учителя.
Рахиля Картавых, учитель начальных классов, Зеленодольск: «У нас, в лицее №1, уже порядка 10 лет во вторых классах практикуется ежедневное награждение большими красными деревянными пятерками. Со старшими учениками мы вырезали из фанеры цифры «5», обработали, выкрасили в красный цвет. Каждая такая пятерка отправляется в рюкзак второклассника вместе с отличной оценкой в дневнике.
Пятерка «ночует» дома у ребенка, утром он ее возвращает.
Вы не представляете, сколько радости и гордости за оценку, которую можно потрогать, испытывает ученик! Да и дома это производит большой эффект, даже родители начинают по-другому смотреть на учебу ребенка.
А если это еще не одна, а четыре-пять таких «отметок» (а такое тоже бывает нередко), то радости и веры в успех становится в разы больше».
Любить, понимать, ценить
Если с малышами и их мотивацией все более или менее понятно, то с подростками тема включения в учебный процесс превращается в задачу повышенной сложности. Они могут не отреагировать на приглашение к игре, пропустить мимо информацию даже о самом интересном опыте, их уже не подкупить на «фантики» и придуманные мотивационные фишки…
Важно стать не только учителем, но другом. Близким человеком, вместе с персоной которого полюбят и его предмет.
Оксана Новикова, учитель ИЗО, Казань: «После летних каникул дети, кстати, легче втягиваются в учебу. Самое сложное – это после весенних.
Моим ученикам по 12-13 лет, они подростки, и в учебе заинтересованы единицы. Остальные ходят в школу общаться, и это нормально.
Я им после выхода с каникул искренне сочувствую. Их нужно понимать, любить, сопереживать, поддерживать и подбадривать. В конце концов, да простят меня другие предметники, учеба – лишь короткая часть жизни, а здоровая психика и самооценка – это важно».
Записываем в рабочий блокнот
Итак, вы – учитель в шумном и абсолютно разорагнизованном классе, вернувшемся в стены школы после каникул. Задача – как можно скорее и экологичнее наладить учебный процесс.
Что для этого можно применить:
• мягко входить в ученый материал
• завышать оценки в первый день учебы
• связать успеваемость с мотивацией к успеху
• провести корреляцию между учебными знаниями и практическими, бытовыми навыками
• использовать игровые элементы, материализовывать артефакты поощрения
• стать другом, способным понять, оказать поддержку.
Вот несколько способов вернуть школьников к учебе без нервотрепки. А какие лайфхаки применяете вы? ЯКласс будет рад отклику и рассказу о ваших методах решения этой задачи.
Партнерский материал
Источник: pedsovet.org
7 шагов к интересному первому уроку после каникул
Первый урок после каникул — это когда дети не хотят делать ни-че-го. А надо. Как поступить учителю или репетитору и можно ли вообще мотивировать учеников?

Особенности первого урока после каникул
Первый урок после каникул означает, что дети не готовы к учебной деятельности:
- у них сбился режим дня.
- мозг и организм в целом привыкли к расслабленному состоянию,
- часть знаний улетела из памяти,
- а те, что остались, довольно тяжело выстроить в систему и соединить с чем-то новым.
Ученики рады встретиться друг с другом и с вами, с удовольствием пообщаются, но вот выполнять задания не очень настроены. Предложения поработать, как правило, вызывают реакцию типа «Как же это тяжело!».
Как поступить педагогу в этой ситуации? Понять и простить. Встаньте на место детей, вспомните себя в их возрасте и просто примите ситуацию такой, какая она есть. Не сердитесь и не ругайтесь. Если вы будете готовить и вести занятие с этой позиции, всем будет намного комфортнее.
Что поможет сделать первый урок после каникул приятным и полезным: 7 идей
Приступая к планированию занятия, пробегитесь по этим пунктам, отметьте, какие из них важны для вас и подходят для вашего предмета. Постарайтесь реализовать их в первую очередь, а потом, возможно, впишутся и остальные. Или будет достаточно всего нескольких, но они позволят оставить только приятные впечатления от занятия у ребят и у вас.
1) Атмосфера
Будьте настроены доброжелательно и встречайте детей улыбкой. Даже если они не в настроении, интуитивно ответят вам взаимностью, это позволит настроиться на одну волну. Этому же поспособствует правильное оформление кабинета — находиться в красивом помещении всегда приятно.
Всегда можно сделать акцент на какую-то часть обстановки — у меня были дети, которые очень любили украшать окна, поэтому у нас были не только снежинки зимой, но и разноцветные листья осенью, цветочки и бабочки весной и летом. А доска — это отличная фотозона — ее легко изменять, каждый может добавить что-то свое.
2) Прозрачность
Детям все должно быть понятно. Это не предложение взять только самый простой материал — хотя сильно усложнять на первом занятии действительно не стоит. Это о ваших требованиях и формулировках заданий: ученики все выполнят легко и правильно, когда будут четко понимать, чего именно от них хотят.
Вместо «выскажите свое мнение по поводу» лучше попросить дать ответы на конкретные вопросы, а потом сравнить их с другими учениками — в чем-то будет совпадение, в чем-то нет — вот и придется обосновать свой выбор.
3) Командный дух
Проигрывать не любит никто, поэтому соревнования заменяем деятельностью, направленной на сотрудничество. Энтузиазма заметно прибавляется, когда каждый может внести свой вклад в общую победу. Если детей много, организуем работу в парах и группах.
Идеальный вариант — если получится соединить результаты работы всех групп как части одной большой победы. Например, каждая группа сделала описание какого-то рецепта, а все вместе составили меню нового кафе.
Если включаться в групповую работу сразу трудно, сделайте плавный переход от индивидуальной работы к парной, а затем уже к групповой.
4) Без заморочек
Убираем все возможные трудности (мечтать не вредно — я каждый раз верю, что все убрала), и только после этого приступаем к выполнению задания. Дети также должны быть уверены, что в случае сомнений могут обратиться за помощью к педагогу или одногруппникам. На таком занятии вполне допустимо по максимуму использовать наглядность, памятки и любые другие помогалки.
Предложите детям составить список тех пунктов, которые могут помешать им при выполнении задания, и предложите превратить врагов в союзников. Повторите правила / формулы, напомните, какая наглядность у вас есть и как правильно ей пользоваться.
5) Единая линия
Упаковываем все наши задания в одну красивую обертку-легенду. И здесь фантазии нет предела — лишь бы время позволяло. Легенда может быть самой невероятной: она помогает удержать внимание и сохранить логическую связь между всеми частями урока.
Варианты для детей разных возрастов
Подростки. Идеальный вариант — квест. Самые популярные сюжеты сводятся к тому, что либо дети попадают в какое-то необычное место (необитаемый остров, космический или пиратский корабль, заброшенный дом с привидениями и т.д.) и пытаются выжить там или выбраться оттуда, либо происходит какая-то неприятная ситуация — кто-то или что-то пропадает — и ребята стараются найти выход, вернуть все и всех на свои места.
Дети помладше. Прекрасно подойдет метод сторителлинга. Можно, конечно, просто повторить слова и фразы и составить описание животного, но гораздо интереснее выбрать лучшего питомца для принцессы, которая живет в волшебном лесу.
Самый простой и когда-то популярный вариант — урок-путешествие. Это, по сути, игра-бродилка, только на очень большом плакате, и дети участвуют в ней одной командой, выполняя задания и постепенно продвигаясь по игровому полю.
6) Побольше движения
Чтобы повысить активность, избегайте просто сидения на одном месте. Можно провести физкультминутки или добавить задания, предполагающие перемещение в пространстве. А можно и просто подойти к доске, к учителю, к нужному плакату, пересесть с места на место и тд.
Мои второклассники очень любят «бегающие диктанты», игру «Что пропало?» с карточками на доске, раскладывают дорожки из карточек на полу и находят различные карточки и предметы в разных концах класса. А еще с восторгом встают на место учителя и ведут урок для одноклассников — на каждого секунд 30-50 приходится.
7) Завершенность, она же рефлексия
Дети должны увидеть результат своей работы, понять, что именно позволило им добиться успеха и что нужно взять с собой на следующие занятия. И если хвалить себя у нас считается не самым благим делом, то отметить достижения одноклассников / одногруппников и уместно, и полезно.
Здесь нужно вспомнить, какие цели и задачи вы себе ставили, и проанализировать, что получилось, а что нет, можно поставить цель и задачи на следующий урок или больший период времени.
Источник: repit.online