Когда ваш малыш заговорит? Точного ответа не даст ни один логопед или педиатр. Развитие речи, как и развитие мышления, индивидуально. Некоторые дети лепечут уже в 10 месяцев, другие произносят первые четкие слова в 2 года. На освоение речи влияют две группы факторов: особенности развития мозга ребенка, а еще количество и качество его общения с родителями.
Регулярные занятия и соблюдение несложных правил, которые мы собрали в статье, помогут вам понять, как научить малыша говорить.
Как дети осваивают речь?
От первого крика ребенка до первого самостоятельно построенного предложения в среднем проходит 2 года. Примерно до 3-х месяцев единственным «словом» малыша остается крик и плач — так он сообщает о своих потребностях и настроении.
«Язык» ребенка до 6-7 месяцев состоит из гуления, агуканья и лепета. Их малыш осваивает рефлекторно. Даже первое подражание звукам происходит у младенца как естественная врожденная реакция: он пытается повторить движение губ и языка, непроизвольно издавая звуки. Но постепенно между звуками и конкретными движениями речевого аппарата ребенка устанавливаются крепкие связи.
Запуск речи: эффективные методы и приемы, чтобы разговорить малыша | Советы логопеда
Процесс развития речи происходит параллельно с формированием слуха: к 6-7-му месяцу малыш уже способен распознавать источник звука, он усиленно пробует подражать тому, что слышит. В это время смысл слов для ребенка еще недоступен, важной становится интонация — на нее ребенок живо реагирует.
К 8-ми месяцам малыш начнет отчетливо произносить отдельные слоги. А к году в его словаре появятся первые, простейшие слова («мама», «дай»), которые он сможет соотносить с конкретными предметами и действиями (машина едет — «би-би», собака лает — «ав-ав»).
Но, повторимся, каждый ребенок в своем темпе осваивает речь: не стоит в годик вести малыша к логопеду, если, на ваш взгляд, он говорит недостаточно. Можно забеспокоиться, если к 2-м годам малыш не издает совсем никаких звуков или почти не говорит в 3 года. В таких случаях рекомендуется обратиться к невропатологу, чтобы перестраховаться.
Как научить ребенка говорить: 6 советов
- Создайте активную речевую среду Первый этап освоения речи называют сенсорным — малыш учится понимать то, что говорят другие. Только потом малыш осваивает моторную речь, то есть начинает сам произносить звуки и слова. Поэтому с первого дня жизни важно разговаривать с ребенком. Комментируйте свои действия: рассказывайте, как устроена кухня и сад за окном, почему птицы клюют корм и зачем малышу принимать ванну. Когда карапуз слышит повторы одних и тех же сочетаний звуков, он начинает их запоминать и узнавать. Но речь — это не только звуки. Мозг связывает слова с видом, запахом, вкусом и цветом предметов. Поэтому родителям нужно уделять время совместному исследованию мира.
- Обращайтесь к ребенку К полугоду малыш начнет откликаться на собственное имя. Но и с первого дня ему важно быть услышанным. Ребенок должен видеть реакцию родителей на его «обращения». Просто включить телевизор еще не значит создать живую речевую среду. Важен диалог — включение ребенка в процесс общения.
- Правильно и четко говорите Бывает сложно удержаться, чтобы не начать «сюсюкать» с малышом. Но полезнее произносить слова без искажений — ребенок запоминает, как звучат и произносятся звуки, поэтому лучше сразу осваивать их правильно. Когда малыш пытается произнести какое-то слово или звук, его мозг ориентируется на «образец», заложенный в его памяти. Ребенок не может осознать изъян в произношении и пропустить его. Ребенок полностью копирует то, что запомнил.
- Позволяйте ребенку формулировать просьбы Создавайте ситуации, когда крохе нужно подробно рассказать, что именно он хочет. Попросите ребенка произнести свою просьбу не одним словом-предложением («дай», «пить», «ма»). Задавайте вопросы и уточняйте, что именно хочет попить малыш, какую именно игрушку ему дать и т.д.
- Повторяйте Повторяйте названия, цвета, перебирайте имена членов семьи вместе с малышом. Обязательно иллюстрируйте свои слова жестами и яркой интонацией.
- Играйте и читайте книги Когда мама или папа вслух читает книгу, ребенок слышит новые слова, которые еще не встречались в обыденной речи. Останавливайтесь на незнакомых словах и объясните их смысл. Не игнорируйте, а поощряйте вопросы крохи. Важна интонация и увлеченность, с которой вы передаете ему историю. Не просто читайте сказку от начала до конца, а рассматривайте иллюстрации и рассказывайте истории об изображенных героях (кто нарисован, что делает и т.п.). Заставляйте игрушки и предметы разговаривать с разными интонациями — вовлекайте ребенка в игры, где все друг с другом говорят.
Упражнения для развития речи ребенка
Делать упражнения, которые помогают заговорить ребенку, рекомендуется с первых месяцев жизни и позднее, уже в садике и школе. Перечислим основные виды упражнений для малышей.
Развитие речи дома (видео курс для детей 2 — 3 лет) | Занятие 1
Доказанный факт — развитие речи напрямую связано с тренировкой моторики рук и развитием координации и движения. Зоны мозга, которые отвечают за движение рук и органов речи, находятся рядом.
Развивать ручки и пальчики ребенка можно с первых месяцев. Хорошо делать ребенку легкий массаж: гладить пальчики и легко массировать подушечки пальцев. Постепенно мама подключает слова и превращает простой массаж в игру: «Сорока-ворона» или «Ладушки-ладушки»
Развивать моторику через игры
Кинетический песок, лепка, рисование разными карандашами и фломастерами, собирание пирамидки и мозаики — все игры, где ребенку нужно ловко работать пальчиками, будут полезны.
Речевой аппарат ребенка нужно тренировать, чтобы все звуки произносились правильно. Помните, это не олимпийская тренировка, а интересная игра, которая должна увлечь кроху. Ярко описывайте упражнения и придумывайте красочные описания для того, что делаете.
Начинать разминку с детьми до 4 лет можно с самых простых упражнений и уделять занятию 10 минут в день (2-3 упражнения). Главное — регулярность.
- «Замесить тесто»: нужно приоткрыть рот, разомкнуть зубы и по кругу «взбивать» воздух язычком, сначала в одну, затем в другую сторону.
- «Блинчики»: теперь выкладываем готовые блинчики: расслабляем язычок и укладываем на нижнюю губу, раз — и проглотили, выкладываем еще один — снова проглотили и т.д.
- «Слизываем варенье»: острым кончиком языка нужно слизать воображаемую сладкую капельку с верхней и нижней губы.
- «Сытый хомячок»: сжимаем губки бантиком, надуваем щеки и толкаем в них воздух, как маленький хомячок с орешками во рту.
- «Улыбка/трубочка»: сначала вытягиваем губы, будто произносим звук «у», затем широко улыбаемся.
- «Маятник»: нужно улыбнуться, разомкнуть зубы и водить языком справа налево.
Чередуйте такие динамичные упражнения со статичными. При этом описание одной и той же игры каждый раз может быть новым.
- «Самая широкая улыбка»: улыбаемся 5 секунд максимально широко.
- «Рыбка»: втягиваем щеки, прижимаем их к зубам, чтобы губки сложились сердечком.
- «Растягиваем звуки»: по очереди тянем длинные гласные «а», «о», «у», «и», «е».
Малыш не видит себя во время упражнений, поэтому ему может быть сложно с первого раза их выполнить. Попробуйте поставить перед ребенком зеркало.
Упражнения, которые будут развивать легкие и диафрагму ребенка, особенно полезны. Для самых маленьких (от 2 лет) упражнения превращаются в игры, которые включают произнесение звуков, поэтому помогают улучшить речь.
Полноценной дыхательной гимнастикой для развития речи рекомендуется заниматься с 4-5 лет, когда ребенок может осмысленно контролировать дыхание. Для младших подойдут размеренные игры без резких вдохов и выдохов. Важно следить, чтобы во время упражнений ребенок не задирал плечи, а выполнял задания, надувая и сужая легкие.
- «Одуванчик»: вытяните руку вперед с воображаемым пушистым одуванчиком, через нос наберите полные легкие воздуха и медленно сдуйте ртом все-все пушинки.
- «Мыльный пузырь»: поймайте ртом воздух, будто поглотили мыльный пузырь — теперь он у вас во рту, поэтому щеки надуты. Слегка приоткройте губы и медленно выдохните.
- «Букет»: нужно понюхать каждый цветок в букете и с наслаждением выдохнуть.
- «Насос»: ребенок ставит руки на пояс, приседая, делает вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже.
Развивайте чувство ритма
Когда ребенок начал уверенно ходить, учите его танцевать и попадать в ритм. Танец развивает слух и помогает развитию речи. Полезны и другие игры на слух: просите ребенка определить, где находится источник того или иного звука. Играйте в «Звуковой мяч»: перекидывайте друг другу мячик, повторяя друг за другом сложные звуки и придумывая новые.
Рассказывайте сказки по картинкам
Подобные игры помогут быстрее освоить ребенку, как строить предложения и законченные фразы, развивая его речь. Вместе с ним сочиняйте новые и новые этапы истории, добавляя картинки.
Учите скороговорки и потешки
Легкие стишки с повторами слов и звуков — отличная тренировка дикции и речевого аппарата ребенка. Можно проработать каждый звук и отточить произношение, дав толчок развитию речи.
- Играйте с пальчиками: разучите стишки на каждый пальчик. Например: Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Потому и растолстел. - Ладушки Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени). - Коза рогатая (Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
Не ругайте малыша, если он не может освоить что-то с первого раза. Поощряйте и отмечайте каждую его маленькую победу: слово, звук, предложение и активность в игре. Ребенок будет чувствовать вашу любовь, а значит, процесс речи будет для него желанным и интересным.
Источник: msbaby.ru
Как разговорить ребенка?
Аморфные слова — это слова, не обладающие морфологическими характеристиками. Слово «аморфный» произошло от греческого amorphous (бесформенный). Такие слова еще называют «аномальными словами», характерными для детской речи, словами-фрагментами, которые содержат только часть слова, словами-звукоподражаниями, контурными словами.
У ребенка первыми появляются аморфные слова в период лепета. Бывает, что период лепета затягивается. Малышу уже 3-4 года, а он плохо разговаривает. И тогда возникает вопрос: что делать и как разговорить ребенка. Обсудим подробнее, как разговорить ребенка и как помочь ему, если возникают проблемы.
Период аморфных слов
Время с 6 месяцев жизни малыша до 12 месяцев считается периодом лепета, периодом аморфных слов, звукоподражаний. А 12-ый месяц, вообще, — расцвет лепета.
Ребенок говорит вместо «машина» «асина», вместо «собака» — «авака» и так далее. Когда ребенок начинает говорить предложениями, он тоже использует аморфные предложения: «Тата ди куп-куп» — «Таня идет купаться». И когда врач спрашивает на приеме, во сколько ребенок заговорил, он понимает, что мамы говорят о лепете (не речи!), периоде аморфных слов. Это особенности психолингвистики.
Период аморфных слов, звукоподражаний есть в жизни каждого малыша. Представьте, вы слушаете прекрасное музыкальное произведение, где есть виолончель, скрипка, другие музыкальные инструменты. Разве вы сможете повторить это произведение сразу? Так и ребенок: он слышит речь, понимает, но говорить сразу не сможет. Поэтому и существует в процессе формирования нервной системы и подготовки артикуляционного аппарата звуковой этап развития, период лепета, аморфных слов, звукоподражания.
Недоразвитие речи у детей
Если у ребенка до года отсутствует аморфный период, имитация речи, звуков, которые он слышит, то может наблюдаться недоразвитие речи.
Недоразвитием речи у детей называют состояние, которое связано с неправильным формированием речи, выявляющимся, обычно, в полном объеме в возрасте трех лет. Именно тогда ребенок начинает пользоваться речью активно.
Как разговорить ребенка? В чем причины молчания?
Причины недоразвития детской речи могут быть разные:
- Неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия).
- Преждевременные или стремительные роды.
- У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). По мнению ученых, физические упражнения способствуют подготовке движения артикуляционных органов (нижней челюсти, языка, губ).
- После перенесенных серьезных заболеваний.
- Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность).
- Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).
- Недостаточное общение ребенка с родителями. Иногда родителей устраивает, что они понимают жесты или звукоподражания малыша.
Общее недоразвитие речи — это не симптом какого-либо заболевания, чаще всего оно проявляется при недостаточном речевом внимании детям со стороны родителей.
Недоразвитие речи — это сигнал родителям, но, отнюдь, не повод для паники. Здесь важна активная позиция родителей, желание организовать общение с ребенком правильно. Необходимо приложить усилия, уделить максимум времени, терпения и внимания, чтобы разговорить ребенка.
Специально для вас: Ночные страхи у детей
Помощь родителей
Как помочь ребенку начать говорить? Во-первых, вы должны способствовать развитию подражательной речевой деятельности в виде разных звуковых проявлений.
Во-вторых, должны расширять объем понимания речи. Ребенка необходимо «разговорить», дать импульс к развитию активной речи.
Если в 1,5 — 2,5 года ребенок плохо разговаривает, не обязательно сразу обращаться к логопеду или дефектологу, вы сами можете оказать адекватную помощь и организовать коррекционные занятия. Помните, что логопед не врач, а педагог. Он учит правильно произносить звуки, строить предложения.
Эффективен он с 4 — 5 лет, но ждать этого возраста не желательно, возможны торможения психического развития. И здесь задача родителей — помочь ребенку. Важно проводить занятия ежедневно. Вы должны понимать, что преодоление нарушений речи своевременно — гарантия успешной учебы и жизни в будущем.
Занятия, с помощью которых можно разговорить ребенка
Под занятиями с детьми надо понимать игры. Ведь только через игру ребенок познает мир. И родителям надо также активно в них участвовать. Отсутствие общения с ребенком — причина того, почему дети поздно начинают говорить.
Специально для вас: Как выбрать фитбол для малыша?
«Произносим гласные звуки»
Для таких игр необходимо подготовить иллюстрации. Примеры игр:
- Рассматриваем картинку, где девочка качает куклу. Говорим: «Это Катя. Катя укладывает куклу спать. Она поет: «А-а-а!» Давай ей поможем. Вместе с ребенком имитируем укачивание куклы, повторяя: «А-а-а!» Показываем, как надо широко открывать рот.
- Рассматриваем картинку, где у мальчика болит зуб. Говорим: «Это Леня. У него болит зуб. Он вздыхает: «О-о-о!» Задаем вопрос: «Как вздыхает Леня?» При произнесении качаем головой, прижимая ладони к щекам.
- Рассматриваем картинку, на которой изображен паровоз. Говорим: «Смотри! Это паровоз. Он приближается к вокзалу и гудит: «У-у-у!» Спрашиваете: «Как гудит паровоз?» Хорошо бы иметь в руках игрушечный паровоз.
«Произносим согласные звуки»
- Расскажите ребенку, как шелестят листики, когда ветер качает деревья: «Ш-ш-ш!» Встаньте, покажите руками, как раскачиваются деревья на ветру, произнося: «Ш-ш-ш!» Сделайте это с ребенком.
- Показываем картинку, где изображен комарик. Говорим: «Это комар. Он летает и поет: «З-з-з!»Предлагаем малышу спеть такую песенку, круговыми движениями показывая, как летает комарик.
- Картинки о жуке помогут научиться произносить звук «ж» (жужжит), о ежике — «ф» (фыркает) и так далее.
Можно также поиграть в подражание голосам животных и птиц.
«Постучим, пошуршим»
Задача этой игры — развитие восприятия звуков на слух. Для игры подберите разные материалы: ложки, бумагу, палочки, полиэтиленовый пакет, фольгу и другие.
Познакомьте ребенка со звуками: постучите молоточком, пошуршите пакетом, порвите бумагу и так далее. Озвучьте с ребенком эти звуки. Затем пусть малыш повернется к вам спиной и угадает на слух, какой предмет издает звук. Пусть повторит звук вслух.
«Весёлая песенка»
Эта игра развивает правильное речевое дыхание. Для игры нужна игрушка. Например, кукла. Вы говорите, что кукла Оля пришла в гости, что она танцует и поет: «Ля-ля-ля!» Предложите спеть вместе с куклой Олей. Следите, чтобы ребенок произносил три слога, дальше учите петь более длинные песенки из 6-9 слогов.
Специально для вас: Особенности близнецов в общении друг с другом и окружающими
«Что будет дальше?»
Вы рассказываете какую-то историю. Потом останавливаетесь на интересном эпизоде и предлагаете ребенку продолжить дальше. Если малышу будет трудно, задайте наводящие вопросы. Например: «Как ты думаешь, девочке (мальчику) удалось найти клад?», «Что он (она) сделали?», «Как родители встретили детей?»
Большое внимание следует уделять пальчиковым играм, начиная с самой простой — лепки пластилином, глиной. Одна из причин, почему малыш плохо разговаривает, отсутствие нужной моторики. А пальчиковые игры способствуют ее активному развитию и помогают разговорить ребенка.
Важно помочь ребенку своевременно, чтобы к школе проблемы недоразвития речи были решены. Если вы не видите прогресса в речи своего ребенка после длительных, систематических занятий, то, конечно, следует обратиться к специалистам. У детей с речевым недоразвитием можно оценить слух (обследоваться у сурдолога). Для оценки развития есть соответствующие возрасту тесты. Это денверский тест оценки психомоторного развития, шкала Бейли (оценивание грудных детей), шкала раннего речевого развития.
Для выяснения причин, почему ребенок плохо разговаривает, надо обращаться к невропатологу. Они консультируют с 1 года. Дефектологи занимаются с детьми с двух лет (помогают развивать мышление память, моторику). Педагоги-корректоры работают с детьми с 2,5 лет. А логопеды с 4-5 лет.
Но чаще всего родителям при активной и терпеливой работе с детьми удается справиться с проблемами самостоятельно. Исключения составляют дети I уровня недоразвития речи, когда наблюдается полное отставание речи. Тогда необходима консультация и помощь специалистов. Под наблюдением и с кропотливой поддержкой родителей дома малыш преодолеет все препятствия.
Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям. Константин Кушнер
Источник: nashi-de-ti.ru
Как разговорить ребенка. 5 идей для родителей
Часто мне приходится слышать от родителей, о том, что малыш всё понимает, всё выполняет, но при этом молчит.
Самое важное, что можно порекомендовать в таком случае: разговаривайте с ребёнком.
Бывает, что в процессе беседы с родителями выясняется, что родители не знают, как правильно выстроить общение с ребёнком, чтобы он захотел говорить с ними.
Я хотела бы предложить несколько способов, которые будут стимулировать речь ребёнка.
1. Говорим сами с собой.
Если ребёнок находится рядом с вами, проговаривайте вслух всё то, что вы видите, делаете, чувствуете. Говорите чётко, не спеша, короткими фразами, понятными для ребёнка.
2. Разговариваем параллельно.
Этот способ отличается от первого тем, что теперь вы говорите о том, что делает или видит ребёнок.
Используя такой приём, вы подсказываете малышу, какими словами можно выражать его мысли и представления. В скором времени подсказанные вами слова и выражения малыш начнёт использовать в своей речи самостоятельно.
3. Делаем вид, что не понимаем ребёнка.
Этот способ работает следующим образом: взрослый как будто бы не понимает, что хочет от него ребёнок, и ребёнок, в свою очередь, вынужден оречевлять свою просьбу.
Например, малыш, показывая на стол, с ожиданием смотрит на вас, вы поняли, что он просит печенюшку, а даёте ему яблоко. Возможно, сначала малыш будет возмущён вашим поведением, но это послужит поводом, чтобы назвать словом желанный объект.
4. Дополняем сказанное ребёнком.
Не заставляйте ребёнка повторять слова, сказанные вами, это не даст желаемого результата. Гораздо эффективней будет, если вы продолжите или дополните сказанные малышом слова, превратив их в полноценное предложение.
Например, ребёнок говорит слово каша, а вы дополняете: Каша очень вкусная.
Таким образом, вы ненавязчиво подводите ребёнка к тому, чтобы он сам заканчивал свою мысль.
5. Используем устное народное творчество.
Дети с удовольствием занимаются, если мы используем игровые песенки и потешки. Например, во время умывания хорошо использовать потешку «Водичка-водичка, умой моё личико…»
Одновременное выполнение действий с проговариванием учит малыша прислушиваться к речи, схватывать её ритм, вникать в смысл слов. Постепенно дети, повторяя за родителями, начинают самостоятельно играть со словами и фразами.
6. Играем в музыкальные игры.
Очень большое значение для развития речи играют музыкальные игры. Маленькие дети с удовольствием подпевают, очень любят подвижные игры типа «Каравай», «Надувайся наш пузырь» и др.
Вначале ребёнок будет повторять только окончания слов или последние слова из строчек песни. Постепенно он запомнит, и будет напевать целые песенки.
Источник: interesnoesamoe.ru