Воспитатель Ня подскажет, что умеет говорить малыш в этом возрасте и как стимулировать развитие речи.
13 Мая 2023
Фото: 123RF/legion-media.ru
Речь ребенка в полтора года развивается очень быстро, буквально с каждым месяцем становясь все более разборчивой и пополняясь новыми словами. В этом возрасте дети хорошо понимают, о чем говорят им родители, но самим говорить фразами и предложениями им пока сложно в силу недостаточной сформированности речевого аппарата. Словарь На этом этапе пассивный словарь, то есть слова, которые дети понимают, но пока еще не могут произнести, обогащается за счет знакомства с окружающими предметами и объектами, их цветом и свойствами. Старайтесь каждое свое действие комментировать и сопровождать описанием, чтобы малыш запоминал новые слова и выстраивал первые причинно-следственные связи.
Воспитатель Ня
Персонаж мультсериала «Тикабо»
КРИЗИС 1,5 ЛЕТ: НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТИ ОШИБКИ В ПЕРВЫЙ КРИЗИС РЕБЕНКА. Практические советы для родителей
Называйте один и тот же предмет одинаково, чтобы у ребенка не создавалось путаницы в понятиях. Например, всегда называйте кошку кошкой, а не кисой, а помидор — помидором, а не томатом.
Активный словарь, то есть слова, которые ребенок употребляет в речи, в этом возрасте составляет около 20-30 слов. Артикуляционный аппарат уже готов к произнесению более сложных речевых конструкций, чем простой лепет. Ребенок постоянно практикует говорение, но чаще всего речь малыша понятна только близким.
Воспитатель Ня
Персонаж мультсериала «Тикабо»
Если в этом возрасте много внимания уделять развитию речи ребенка и его пассивному словарному запасу, то ближе к двум годам произойдет заметный скачок — интенсивное развитие активного словаря ребенка. Создавайте ситуации, в которых малыш будет вынужден заговорить, и поощряйте инициативу.
Строй речи В возрасте полутора лет дети уже могут сложить простейшие предложения из двух, а иногда и трех знакомых слов: «мама, дай», «где би-би» (машина), «папе бо-бо» (больно). Малышу пока сложно употреблять предлоги, а вот глаголы, наречия (тут, там) и личные местоимения (я, ты, он) появляются в речи все чаще.
Вопросительные предложения ребенок строит только за счет интонации. Звукопроизношение С полутора лет дети начинают более активно подражать речи взрослых, пытаются имитировать их произношение и интонацию. Поэтому очень важно не «сюсюкать» и не разговаривать на «детском» языке, а четко и грамотно произносить отдельные слова, чтобы ребенок запоминал их правильное звуковое воспроизведение. К этому возрасту детям обычно уже хорошо даются все гласные звуки, а вот с согласными могут быть сложности, особенно если они идут подряд в одном слове.
Воспитатель Ня
Персонаж мультсериала «Тикабо»
Книги с крупными картинками хорошо стимулируют речь ребенка. Читайте детям стихи и сказки, обсуждайте иллюстрации. Это закрепит у них верное звукопроизношение слов и будет способствовать развитию отделов мозга, отвечающих за память и воображение.
Чему начинать учить ребёнка в 1,5 — 2 года | ссылки в описании
- Показывать на картинке знакомые предметы и объекты и называть их
- Отвечать на простые вопросы, например «где машинка?»
- Показывать и называть знакомые части тела
- Различать и говорить названия нескольких цветов
- Выполнять простейшие поручения из двух действий, например, принести игрушку и положить ее в корзину
Воспитатель Ня
Персонаж мультсериала «Тикабо»
Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе и все нормы достаточно условны. Совсем скоро малыш порадует вас своими речевыми успехами!
Источник: 7days.ru
Как развить ребенка в 1 год самостоятельно: игры, занятия, мультфильмы и рекомендации
Отпраздновав первый день рождения своего ребенка, родители начинают задумываться о том, как стремительно летит время. И многим из них в голову приходит мысль о том, что нельзя упускать драгоценные моменты. То, что мама с папой не дадут своему малышу в раннем возрасте, в будущем наверстать будет очень сложно, а иногда и невозможно. Но как развить ребенка в 1 год?
Что нужно делать в этом возрасте, чтобы малыш рос не только умным, но и счастливым и беззаботным? Как сохранить гармонию и не перегнуть палку в раннем развитии ребенка? Попробуем разобраться в этом сложном и важном вопросе.
Психологические особенности детей второго года жизни
После года малыш – это уже не тот мирно спящий (или постоянно плачущий) сверток в кроватке. Ребенок в течение первых двенадцати месяцев жизни освоил огромное количество умений, но впереди его ждет еще больше открытий. Отличными помощниками в этом будут различные развивающие занятия для детей 1 года.
В этом возрасте у малышей наряду с самостоятельностью и неуемной тягой к постоянному изучению своего окружения проявляются страхи и сомнения. Очень важно, чтобы родители помогали справляться с первыми трудностями своему ребенку, это поможет ему не бояться делать новые открытия, а значит, ответ на вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, придет сам по себе. Малыши очень мудрые, в них от природы заложена настоящая жажда знаний. Они во всем стараются подражать родителям, и эта особенность – отличная возможность своим примером подвигнуть малыша на освоение нового.
Физиология детей 1-2 лет
При условии правильного развития к году малыш уже начинает самостоятельно ходить. К большому изумлению своих родителей, через месяц после первых шагов он уже вполне уверенно ходит без посторонней помощи, а еще через два – начинает бегать. Темпы роста в этот период несколько замедляются, организм тратит огромные ресурсы на то, чтобы развить все системы малыша. В том числе его ловкость, координацию движений. Поспособствовать в этом могут спортивные развивающие игры для детей 1-2 лет:
- игры с мячом;
- занятия на спортивном комплексе или шведской стенке;
- зарядка и простые гимнастические упражнения;
- плавание в большой ванной или бассейне.
В этом возрасте очень важно не ограничивать физическую активность ребенка. Прогулки на свежем воздухе — в парке и на специальных детских площадках – отличная возможность дать малышу вволю набегаться и проявить свой исследовательский дух. А как развить ребенка в 1 год, если не посредством общения с окружающим миром?
Раннее развитие ребенка
Вокруг этой темы витает огромное количество мифов и легенд. Противники и сторонники раннего развития имеют диаметрально противоположенные точки зрения. Одни считают, что ребенок должен сам всему научиться тогда, когда придет подходящее время. Другие искренне верят, что с малышом можно и нужно заниматься обучением едва ли не с рождения (в поддержку этой теории педагоги создают для своих маленьких подопечных специальные дидактические материалы, развивающие игры для детей от 1 года).
Ученые в своем мнении однозначны: ребенок – это чистый лист бумаги. До 4-5 лет его мозг в состоянии запомнить и усвоить огромные объемы информации, так почему бы не воспользоваться этим, и наряду со знаниями, необходимыми для самообслуживания, не помочь ребенку быстрее освоить речь, не научить его различать цвета, фигуры и животных?
Школа Монтессори
Одним из наиболее популярных направлений в ранней педагогике является система Монтессори, которая учит родителей тому, как развить ребенка в 1 год. Созданная итальянкой Марией Монтессори в первой половине XX века, эта система нашла сторонников во многих странах. Что же это такое? Изначально Мария Монтессори занималась с детьми, которые имели различные отставания в развитии. Со временем ее методы стали применять для воспитания абсолютно здоровых детей.
В этой методике педагоги и психологи учат малыша принимать решения, быть независимым в своих суждениях и действиях, но при этом подчиняться общепринятым правилам и нормам. Примечательно, что игрушек как таковых в группах, где занимаются дети по этой системе, нет. Там невозможно отыскать машинку, пистолет или куклу, наоборот, дети занимаются и учатся. Помогают им в этом развивающие игрушки для детей 1-2 лет:
- кубики;
- пирамидки;
- сортеры;
- пазлы;
- музыкальные инструменты.
Занятия по системе Монтессори предполагают развитие у ребенка навыков самообслуживания, то есть малыш должен научиться самостоятельно играть, кушать, пить. Если родители и дома планомерно придерживаются данных принципов, то ребенок вырастает самодостаточной личностью, которой с детства привиты нормы общения в социуме. Такой малыш в состоянии справляться с конфликтными ситуациями и с достоинством выходить из них.
В Москве тоже созданы специальные развивающие центры для детей от 1 года, основанные на педагогике Монтессори: «Ступеньки», «Монтессори-сад», «Клуб раннего развития» на ул. Трофимова и многие другие.
Нужно ли мучить малыша?
Раннее развитие ребенка – это нелегкий процесс как для малыша, так и для его родителей. Выбрав одну тактику поведения, создав определенные правила и нормы, не стоит поддаваться соблазну и уходить в сторону от заданного курса.
Когда родители решают для себя важный вопрос, касающийся будущего их чада: «Развиваем ребенка дома, 1 год – это подходящий возраст», — очень важно, чтобы мама и папа совместно занимались с ним. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, иначе добиться можно противоположного эффекта – ребенок замкнется в себе. В этом возрасте маленький человек познает многие вещи через призму сравнения, подражания и только в игровой форме. Поэтому даже развивающие игры для детей 1-2 лет должны быть интересными для малыша.
Во время самостоятельных занятий не стоит наседать на ребенка; если ему не интересно, он плохо себя чувствует или занят другим, важным для него делом — необходимо дать ему вволю наиграться. Обучение лишь тогда принесет плоды, когда будет происходить в атмосфере взаимного расположения и ученика (ребенка), и его учителя (мамы). Тогда процесс принесет удовольствие и, конечно же, результат, который не заставит себя долго ждать! Многих родителей смущает вопрос касательно того, можно ли детям в таком возрасте смотреть мультфильмы? Как показывает практика, оградить полностью ребенка от благ современной цивилизации практически невозможно, но если подойти к вопросу с умом, давать малышу возможность смотреть развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет, но недолго и именно те, которые подходят по возрасту, ничего страшного не произойдет.
Во что поиграем?
После года дети начинают совершать первые шаги по своей социализации. Они учатся играть вместе с мамой, братом или сестрой. Чем взрослее малыш, тем шире становится его круг общения. У него появляются новые друзья на детской площадке, он с удовольствием рассматривает их, слушает и пытается не просто наблюдать за игрой других детей, но и поучаствовать в процессе.
В этот период развивающие игры для детей от 1 года можно разнообразить. Очень важно дать ребенку возможность развивать моторику, для этого можно создать несколько простых занятий (под присмотром родителей!):
- Сортировка различных мелочей – для этого можно взять крупные бусины, природный материал (каштаны, орехи), помпоны. Они могут быт разного цвета или фактуры, ребенок должен разложить предметы по отдельным лоткам или ячейкам.
- Переливание, пересыпание – это очень важный аспект в развитии ребенка. Игра с водой, кинетическим песком, крупами – это увлекательно и полезно, развивает усидчивость и пространственное мышление.
- Рисование – не стоит ожидать, что ребенок создаст шедевр, но сам процесс принесет ему и родителям удовольствие. Рисовать можно чем угодно – мелом, карандашами, красками (пальчиковыми, гуашью, акварелью).
Такие развивающие занятия для детей 1 года помогут показать ребенку разницу между большим и маленьким, он научится распознавать свои тактильные ощущения, это также способствует речевому развитию.
Не стоит забывать и о подвижных играх. С ребенком можно научиться делать простые физические упражнения: показать ему, как приседать, ходить на месте, играть с мячами разных размеров.
Чем поиграть?
Часто родители в поисках идеальной игрушки теряются и скупают все подряд. Предоставлять такую свободу выбора малышу нецелесообразно. В силу своего возраста он еще не в состоянии сделать его и остановиться на чем-то одном, тем более самостоятельно. Развивающие игрушки для детей от 1 года должны быть дома обязательно, но их соответствие возрасту и уровню развития, а также предпочтениям самого ребенка – обязательное условие. Что можно предложить:
- кубики, конструктор «Городок»;
- различные пирамидки;
- деревянные пазлы, рамки-вкладыши;
- сортеры разных модификаций – с геометрическими фигурами, животными, фруктами и овощами;
- конструктор с крупными элементами;
- крупную мозаику (пластиковую, магнитную или деревянную);
- кукол, пупсов;
- надежные машинки, в том числе и толкатели.
Иногда полезную идею того, чем поиграть родителям и малышу, подают развивающие мультфильмы для детей от 1 года. Их персонажи, а также ненавязчивая форма обучения помогают ребенку понять, что же нужно делать с игрушками.
Учимся разговаривать
В год многие малыши имеют достаточный запас слов, который дает возможность поддерживать коммуникацию с мамой. Он знает, кто есть кто в его окружении, может попросить кушать, пить, высказать одобрение или неудовольствие. Весь последующий год знаковый – словарный запас ребенка будет расти не по дням, а по часам, во многом это зависит от самих родителей. С ребенком нужно разговаривать, комментировать ему все процессы, но делать это доступным и простым языком.
Большими помощниками в этом есть развивающие мультфильмы для детей от 1 года с короткими песнями и стишками. Их простые рифмы и незатейливые слова легко воспринимаются на слух, а сочетание звука и изображения дает возможность ребенку быстрее выучить названия персонажей и их действия.
Книга – лучший друг с первых дней жизни!
Привить любовь к чтению совсем маленькому ребенку гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Современные издательства печатают великолепную литературу для детей самого раннего возраста. Плотные картонные страницы, крупные рисунки с четким изображением и без мелких деталей – требования, которым должны отвечать книги для малыша. Ну а список авторов очень обширный:
- Елена Благинина.
- Борис Заходер.
- Корней Чуковский.
- Агния Барто и многие другие замечательные детские писатели.
Развивающие мультфильмы для малышей
Как уже говорилось выше, просмотр мультфильмов в столь раннем возрасте возможен лишь в ограниченном количестве. Для того чтобы мультики не стали для ребенка только удовольствием, но и приносили пользу, их нужно подбирать с умом. В современном прокате их огромное количество на любой вкус и возраст, но какие же развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет действительно будут полезны?
Среди наиболее популярных есть короткометражные истории: «Грузовичок Лева», «Тетушка Сова», «Черепаха Аха-Аха», «Тини Лав». Кроме того, полезными будут мультфильмы, которые помогают учить буквы, цвета, фигуры, животных и названия предметов.
Творите!
В то время, когда малыш научился сидеть, перед ним открылся удивительный мир. Он смог взглянуть на окружающую его среду под новым углом, еще интереснее ребенку стало, когда он пошел. Маме необходимо постоянно искать новые источники познания для своего чада, и творчество – отличное подспорье для этого.
С ребенком раннего возраста тоже можно рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и собирать конструктор, научить его составлять изображения из мозаики и всячески поощрять его творческие порывы.
Развивающие центры для детей от 1 года практикуют подобные занятия. Среди признанных мамами значатся: «Радуга», «Мозаика», «Муравейник». Очень важно, что сейчас создано большое количество материала для совсем несмышленых малышей – это и нетоксичные пальчиковые краски, кинетический песок, безопасный пластилин. Очень многие группы для развития практикуют лепку из соленого теста, подкрашенного пищевыми красителями.
Дите в массы
Да-да, гармоничное развитие малыша невозможно без общения. Закрыв ребенка в квартире, ограничив его общение, невозможно ожидать от него великих свершений. Конечно, самостоятельно можно добиться интеллектуального развития, ребенку просто не останется ничего другого, как заниматься тем, что предлагают ему родители.
Однако процесс познания гораздо стремительнее и естественнее происходит, когда ребенок находится в обществе. Так он сможет почерпнуть что-то полезное не только от горячо любимых родителей, но и от родственников, других детей на площадках, в игровых комнатах и центрах раннего развития.
Детство – это праздник!
Взращивая вундеркинда и будущего гения, родители должны помнить о том, что они в первую очередь занимаются этим для себя. Ребенок, а особенно в таком малом возрасте, не нуждается в мировом признании, ему не нужно знать алфавит и таблицу умножения. Как бы сильно ни хотелось маме и папе, чтобы их малыш преуспел в жизни, вряд ли у него это получится без счастливого, беззаботного и безоблачного детства.
Источник: fb.ru
Развитие от 0 до 3 лет. Тезисно
Наверняка еще до того как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже ни одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье я хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.
Врачи
Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» – это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз – посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.
Наследование и развитие
Ребенку по наследству передается только темперамент – сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.
Оценка развития ребенка – опирайтесь на три «кита»: физический, интеллектуальный и эмоционально-волевой. Эти три сферы начинают развиваться с первых дней жизни малыша. Дисбаланс в одной из сфер в ту или иную сторону отразится на становлении характера ребенка, его общем развитии и дальнейшем обучении в школе. Для того, чтобы понимать, что ребенку нужно по возрасту, а что нет – читайте про сензитивные периоды развития и опирайтесь только на них, а не на рекламу «новомодных» методик. Имейте ввиду, в Россию они приходят с запозданием и часто уже научно опровергнуты.
Чтение и телевизор
Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка.
Телевизор и радио не заменяют «живой голос».
Прием пищи без отвлечений
Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.
Самостоятельность
Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам – это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки – пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно – пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие. Главенствует двигательный интеллект – ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.
Как только ребенок начинает ходить сам – происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать :).
Первые страхи
После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов – «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома – всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».
Горшок
Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше – это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.
Аппетит
Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов – приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» – ребенок психологически отделяется от взрослых.
P.S.
В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.
Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка – залог его гармоничного развития!
Источник: paevskaya.ru