С теми или иными проявлениями хамства мы сталкиваемся повсюду: по дороге на работу, в госучреждениях, магазинах, театрах и даже в собственном доме. Как защититься от хамства, не опускаясь до него?
Как бороться с хамством? На дороге, на автобусной остановке, в соседнем магазине, в офисе, самолете или даже на родительском собрании — кажется, нам хамят повсюду. Хамство давно стало характерной чертой нашего общества, как хроническое заболевание, которое нельзя вылечить. Мы спросили экспертов, как уберечь себя от последствий этой болезни.
Шаг 1: понять
«Первая реакция на грубость может быть эмоциональной, но если абстрагируешься, становится чуть ли не жаль этих хамов — это же сколько негатива нужно в себе нести», — делится Андрей, 25 лет.
Чтобы выработать оптимальную тактику общения с хамом, необходимо для начала разобраться в причинах его поведения. Мотивы могут быть различными, но они почти всегда говорят о недостатке самоуважения, желании самоутвердиться или доказать другим свою силу.
Как реагировать на оскорбления и хамство | 3 способа ответить хаму и поставить человека на место 18+
«Хам компенсирует внутреннюю слабость, завоевывает жизненное пространство через столкновение с другими», — объясняет Надежда Казаринова.
Или же проверяет границы дозволенного.
«Так ведут себя маленькие дети по отношению к родителям: «Так с тобой можно? А вот так?» На первый взгляд это демонстрация силы, но исходит она из неуверенности в себе», — утверждает Екатерина Дубовская.
В хамство нередко «убегают» от ситуаций дискомфортного общения — уклоняются от выяснения отношений, претензий начальства или неловких моментов.
К чему нам понимать хама, вместо того чтобы защищаться от него? В том-то и дело, что понимание во многом защищает нас — и позволяет не принимать грубость слишком близко к сердцу.
«Нужно помнить, что многие случаи хамства относятся не к вам лично. Тогда, во-первых, зачем огорчаться? А во-вторых, на безличный выпад легче ответить», — объясняет Екатерина Дубовская.
Шаг 2: держать дистанцию
«При столкновении с грубостью я всегда чувствую растерянность, не знаю, как ответить на хамство, — рассказывает Валерия, 37 лет. — Понимание, как следовало себя вести, приходит гораздо позже».
Подобным образом ощущает себя большинство людей. Oстроумная реплика приходит к нам тогда, когда хам уже скрылся за поворотом. Это болезненный удар по самооценке, однако ответить агрессору во что бы то ни стало не должно быть самоцелью.
«Дело в том, что хамство не предполагает диалога, для взаимоотношений оно деструктивно. Грубость свидетельствует об отсутствии контакта, — предупреждает Екатерина Дубовская. — Два человека, которые пытаются таким способом разрешить конфликт, катятся по параллельным путям».
Превентивное лекарство от чужого хамства — воспитание чувства собственного достоинства и в первую очередь — уважения к самому себе.
Хама не стоит бояться и тем более показывать ему свой страх
Эффективная тактика — верная дистанция.
«Хама не стоит бояться, тем более не стоит показывать ему свой страх. Помните, что его главная цель — вовлечь вас в диалог, построенный по его правилам. Хам потому и чувствует себя безнаказанным, что его «жертва» не может немедленно нарушить эти правила», — комментирует Надежда Казаринова.
Как отвечать на хамство 🤯
«Умение выстраивать рамки, которые нарушать нельзя, — важная характеристика взрослого человека», — замечает Екатерина Дубовская.
Шаг 3: изменить сценарий
Прежде чем «научить» хама хорошему поведению, задумайтесь, чего вы хотите добиться своей реакцией. Показать ему, как омерзительно его поведение? Это включит вас в круговорот грубости.
Маловероятно, что чужой человек скажет: «Спасибо, что обратили внимание на мою бестактность. Я больше так не буду».
В данном случае главное — отчетливо донести до хама мысль, что он не имеет права вести себя подобным образом по отношению к вам. Конечно, без агрессии и нападок.
Психолог Анна Мстиславская предлагает рассмотреть эту ситуацию с точки зрения транзактного анализа:
«Согласно транзактному анализу, в каждом из нас есть 3 состояния «Я» — Родитель, Взрослый, Ребенок. С позиции Родителя нам привычно поучать других, показывать, что хорошо, а что плохо. Но не стоит забывать, что Родитель не только критикует (Критикующий Родитель), он также заботится о других (Заботливый Родитель).
Реакцией на хамство с позиции Критикующего Родителя будет: «Что вы себе позволяете? Как вы можете так со мной обращаться?» Такая реакция не ведет к дальнейшему конструктивному диалогу. Заботливый Родитель хочет помочь другому, пытается понять его потребности. Это более конструктивный подход.
Из позиции Заботливого Родителя мы можем сказать: «Я вижу ваше недовольство моим поведением/ моим поступком, мне очень жаль» или же использовать несколько манипулятивную фразу: «Как я могу вам помочь?»
Так мы показываем свою силу и в то же самое время не опускаемся до грубости».
Желание защитить себя будет провоцировать нас на агрессию
Взрослый при столкновении с хамом скорее уклонится от прямого конфликта — промолчит или извинится (в зависимости от ситуации), без оправданий. Находясь во Взрослом состоянии, мы способны понять, что движет человеком, почему он так груб с нами.
Из детского состояния (Ребенок) мы вряд ли сможем противостоять хаму: желание защитить себя будет провоцировать нас на агрессию. А это приведет только к эскалации конфликта.
Поэтому, если мы хотим показать другому, что нам нельзя хамить, лучше ориентироваться на позиции Взрослого или Заботливого Родителя».
Если нет сил молчать
В пособии «Как защититься от хамства. 7 простых правил» психолог Владината Петрова описывает вербальные техники самозащиты в общении с хамами. Приведем некоторые из них:
1.Все ситуации, когда на вас нападают, сходны между собой: агрессор присваивает себе право судить нас и вторгаться в нашу жизнь.
Любого агрессора, сколь бы высокое положение он ни занимал, можно поставить на место, указав ему на несоответствие его реального статуса и той роли, которую он себе присвоил: «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?».
3. Что делать, если неприятное общение затягивается и агрессор не оставляет вас в покое? «В таком случае следует задать грубияну вопрос с глаголом в страдательном залоге, например: «Что заставило вас это сказать (сделать)?»
Этот прием — разновидность метода «Поставьте над агрессором начальника». Таким вопросом вы покажете нападающему, что он стал игрушкой собственных страстей, которые им управляют.
4. Если вы хотите сделать замечание тому, кто вел себя с вами непочтительно, не упрекайте противника в действиях и качествах, которых нельзя представить с помощью зрения или слуха. Если вы скажете «Не следует повышать на меня голос», это будет замечание по существу. Или, к примеру: «Прошу вас не говорить обо мне в третьем лице, если я нахожусь в том же помещении».
Если же вы скажете «Прекратите разговаривать по-хамски», вы припишете собеседнику действия, визуально не представимые, абстрактные, о реальном содержании которых можно поспорить. То, что ваш обидчик ведет себя «безобразно» или «по-хамски», — это только ваше личное мнение.
Приоритет — отношения
В целом все наши эксперты сходятся в одном: вербальная агрессия как ответ на хамство — это крайний и не лучший выход. И действует он только в ситуациях, которые не включены в нашу повседневную жизнь. Поставив на место невоспитанную официантку или хама в метро, мы на мгновение можем почувствовать себя удовлетворенными — и больше никогда не увидим обидчика.
Но в ситуации длительных отношений — с коллегами или родственниками — подобные методы неконструктивны. Нужно понимать, что конфликтная ситуация всегда означает плохое взаимопонимание. В таком случае нужно на время отойти в сторону, чтобы осознать его причины.
Постарайтесь почувствовать, что именно стоит за этим хамством
«Если вам важно наладить общение, стоит показать человеку, что вы понимаете его, перейдя из Детской (обиженной) позиции во Взрослую (здравомыслящую), — советует Анна Мстиславская. — Вы хотите продемонстрировать партнеру, что так вести себя с вами недопустимо? Но задайте себе вопрос: вы на самом деле хотите, чтобы он изменил свое поведение, или вам просто обидно, что он нагрубил? Если вас захлестывают эмоции, скажите, что обижены, а не «наезжайте» на человека в ответ».
Постарайтесь почувствовать, что именно стоит за этим хамством, почему близкий вам человек так груб. Вероятно, вы раскроете глубинные причины его поведения, которые касаются не просто отдельной ситуации, а отношений в целом.
А дальше спросите: «Ты, наверное, знаешь, как я мог бы исправить ситуацию, чтобы тебе не хотелось мне хамить. Скажи, чего ты ждешь от меня?» Таким образом мы сделаем шаг к открытому диалогу.
Источник: www.psychologies.ru
Хамство ученика: что делать?
Хамство — часто встречающийся элемент нашей жизни. Человечеством найдено два варианта ответа на это: ответить в такой же грубой форме или промолчать, сохранив лицо и достоинство. Но как же быть, если хамят не просто незнакомые люди в очереди в магазине, а ученики, с которыми вам приходится регулярно работать?
Не бывает простых решений, которые подойдут к каждой ситуации. У человека нет кнопки, нажав на которую можно изменить поведение в нужную сторону. Ученик, как смартфон со множеством функций, к которому не прилагается инструкция. Учитель создаёт и находит индивидуальную «инструкцию» к каждому ребёнку, влияет на его поведение, корректирует и направляет в нужное русло. Однако это возможно только при условии, если учитель и его слово имеет значимость для учащегося.
Хамство со стороны подростков
В начале моей педагогической деятельности в школе мне дали класс коррекции 8В. Каждый урок был уроком испытанием на прочность моего педагогического терпения. В данном классе были учащиеся с девиантным поведением, хамство в сторону одноклассников и в мою сторону было самым легким отражением данного поведения. В классе были дети, родители которых находятся в трудной жизненной ситуации, как следствие дети «воспитывались улицей». Учителю сложно найти поддержку от родителей данных детей, вся ответственность ложится на плечи педагогов и школы в целом.
Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров хамства со стороны подростков.
Пример 1: Отказ от выполнения домашнего задания, от заданий на уроке вообще. Со стороны учащегося идут вопросы: «А что вы мне сделаете? Двойку поставите? Ставьте, мне безразлично!». Ученики-хулиганы 8-10 классов продолжают разговаривать, игнорируя учителя или демонстративно отказываются выполнять задания.
Подростки срывают уроки, могут огрызаться на замечания, спорить, говорить, что они «ничего такого не делали».
Решение : С такими детьми единственный способ решения конфликта — найти возможность мотивировать и вовлекать в процесс обучения. Держать лицо и не повышать голос, такие дети не привыкли к мягкому и доброму обращению, крик и обвинения — нормальное состояние, при котором стоит выбросить «шипы» обороны. Я со своей стороны постаралась найти общий язык с данными детьми, мотивировать и заинтересовывать изучением иностранного языка. Подростки имеют свои интересы в музыке, кино, литературе, своих современных героев. Япостаралась учесть это, выбирая материал для уроков, включила в начале урок разбор видео современного иностранного блогера, брала разговорные фразы, которые учащиеся постарались применить в своих собственных предложениях.
Пример 2: Когда я озвучиваю оценки, одна ученица 9 класса, услышав, что у неё «неудовлетворительная», громко произносит матерное слово в мою сторону, бьет учебником об стол и вылетает из класса. Что делать?
Решение: В данной ситуации я даю время на успокоение бушующих эмоций, выхожу из класса и приглашаю ее на урок. Главное — сохранить хладнокровие в данной ситуации, не поддаться своим эмоциям. После урока мы проводим беседу, где девочка сама начинает разговор с того, что просит прощения. Подростковые гормоны в данном возрасте дают различные реакции на ситуации.
Хамство со стороны младших школьников
Столкнуться с хамством подростка возможно достаточно часто, как же поступить в ситуации, когда хамство идет со стороны ребёнка из начального звена?
Пример 3: Девочка в 4-м классе отказывается от чтения на уроке, заявляя, что я неправильно оцениваю ее чтение, она читает на «отлично», я оцениваю на «удовлетворительно». Данная ситуация повторяется на каждом уроке.
Решение : После урока приглашаю учащуюся на разговор, где предлагаю пригласить ещё одного учителя английского языка для объективной оценки навыка чтения. На мое предложение ученица соглашается.
Наши отношения с учениками похоже на двустороннее движение, где мы можем выстроить деструктивные отношения, приняв их формат общения в виде в хамства, или же направить их на конструктивное стиль общения и поддержки.
А какие ситуации случились в вашей педагогический практике?
Источник: dzen.ru
Как (не) отвечать на хамство, когда уже готов сорваться
«А вы мне не хамите!», «Нам так нахамили в очереди/кафе/школе» — с хамством можно встретиться в самых неожиданных ситуациях. В ответ на хамство часто возникает желание ответить, которое не всегда удаётся сдержать. Психолог Екатерина Маркова объясняет, как справиться с собой и с агрессором, когда кажется, что вот-вот сорвёшься.
Что с нами происходит, когда мы сталкиваемся с хамством
