Как решить проблему с одноклассниками

Проблема. С ужасающим постоянством в СМИ появляются статьи про конфликты между учениками, которые порой приводят к определенным последствиям. И всегда после них возникает вопрос, а можно ли было всё это предотвратить.

Решение. На самом деле, подобные стычки могут иметь позитивный, мобилизующий характер, если вокруг того, кого обидели, сплачиваются другие ученики. Но как различить конфликт и откровенно опасный буллинг?

Оглавление:

  1. Виды школьных конфликтов между учениками
  2. Плюсы и минусы конфликтов в школе
  3. Отличие конфликта от травли (буллинга)
  4. 9 основных причин конфликтов между учениками
  5. Как решить конфликт между учениками в школе

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Как решить проблему

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели

Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников

Возможность участия
в творческих конкурсах

Портал “Солнечный свет”

Виды школьных конфликтов между учениками

Конфликт между учениками – нормальное явление. Профессиональная деятельность педагога, кроме обучения и ведения воспитательной работы, предполагает общение с другими учителями, учениками и родителями. Каждый день в школе происходит большое количество различных контактов, поэтому нередко встречаются и конфликтные ситуации. Полностью предотвратить их невозможно. Да и не всегда следует уходить от конфликтов.

Дело в том, что грамотное разрешение напряженных ситуаций позволяет сблизить учеников, повысить уровень их взаимопонимания и обеспечить положительные результаты воспитательной работы.

Конфликт между учениками предполагает враждебное отношение друг к другу, противостояние мнений, несовместимость интересов, несоответствие целей, разные взгляды на поведенческие нормы. Каждый конфликт вырастает на основе инцидента (конфликтной ситуации). Рассмотрим основные элементы конфликтной ситуации:

  • стороны конфликта;
  • предмет конфликта.

Виды школьных конфликтов

МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ. 4 ШАГА как решать конфликты правильно: школьная медиация

По особенностям поведения конфликтующих сторон различают 2 вида конфликтов:

  1. Деструктивный. В этом случае наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием и т.д.
  2. Конструктивный. Такой вид конфликта приводит к тому, что его участники получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов столкновения.

Плюсы и минусы конфликтов в школе

Что положительного в конфликтах между учениками

Конфликтные ситуации позволяют выявить слабое место во взаимоотношениях.

Подготовили для вас инструкцию!
«Как разрешать конфликты между учениками: практическое руководство для учителей»

Чек-лист

Негативные составляющие конфликта между учениками

  • Сильные переживания и отрицательные эмоции.
  • Ухудшение взаимоотношений.
  • Нарушение микроклимата в классе.
  • Снижение успеваемости и качества учебы.
  • Неэффективное использование времени (исследования показали, что 1 мин. конфликта приводит к 12 мин. постконфликтных переживаний).

Отличие конфликта от травли (буллинга)

Невозможно найти человека, который бы не сталкивался с конфликтными ситуациями. У взрослых людей вырабатывается определенный опыт, позволяющий оказывать противостояние «атакам» в свою сторону, но дети не всегда могут с этим справиться. Они особенно остро переживают такие ситуации в школьные годы. Конфликт между учениками в классе может развиваться уже с первых дней учебы.

Буллинг (травля) представляет собой систематическое проявление агрессии в отношении определенных детей. Он является глубокой проблемой современной школы. Буллинг развивается на «неравенстве сил». Это явление не всегда проявляется в физических нападениях. Нередко встречаются случаи психологической травли.

Конфликт не предполагает систематических насильственных действий. Он развивается на основе противоречий и разногласий между участниками. Конфликт между учениками считается разрешенным, если устранен инцидент. В школьной практике такие случаи возникают не только между детьми, в них могут участвовать родители и даже педагоги.

Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада

pdf

Как педагогу получить первую категорию в 2023 году

pdf

Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Причинами конфликтных ситуаций в школе могут выступать самые разные факторы, начиная от детской обиды и заканчивая столкновением мнений по вопросам организации учебного процесса.

9 основных причин конфликтов между учениками

Детям сложно находить взаимопонимание со всеми учениками своего класса. Различия в воспитании, характерах, мнениях, взглядах нередко способствуют развитию конфликтов. Причинами обычно становится:

  • борьба за лидерство;
  • соперничество;
  • ложь, сплетни;
  • оскорбления;
  • нанесенные обиды;
  • враждебное отношение детей к «любимчикам» педагога;
  • неприязнь к конкретной личности;
  • детская влюбленность при отсутствии взаимности;
  • борьба за внимание девочки/мальчика.

конфликты между учениками

В начальной школе конфликты между учениками выглядят достаточно безобидно. Поставили подножку, дернули за косичку, бросили снежком и т.д. Подобные ситуации дети быстро забывают и уже через несколько минут вновь становятся друзьями.

Еще по теме:  Узнать по номеру телефона владельца в Одноклассниках

С возрастом дети начинают более внимательно относиться к таким категориям, как дружба, симпатия, предательство. Они начинают давать оценку душевным качествам соучеников. На этом фоне конфликты становятся более серьезными и могут приводить даже к потасовкам.

До 15 июля
Увеличиваем скидку на курсы для читателей блога до 52%
Проведите лето с пользой! Успейти купить курсы по максимально низкой цене!

  • Более 1300 курсов профессиональной переподготовки
  • Более 3000 курсов повышения квалификации
  • Документы госудрственного образца
  • Дистационный формат обучения в удобное время

Есть немало примеров, когда отдельные ученики превращаются в изгоев и постоянно испытывают гонения в школе. Тому, кто оказался в такой ситуации, становится невыносимо дальнейшее нахождение в коллективе одноклассников. Вместо того чтобы постараться найти причину такого отношения и измениться самому, такие дети часто меняют школу.

Одной из причин негативного отношения со стороны учеников может быть склонность к «ябедничеству» учителям на одноклассников. Свой «доносчик» есть в каждом классе. Дети к этому относятся очень болезненно. Они ценят преданность и хотят, чтобы класс был крепкой, единой командой. Как только на одного из учеников «падает тень» доносчика, он попадает в категорию предателей.

В открытом доступе до
Как избежать штрафа до 30 000₽ и пройти проверку Роспотребнадзоре в 2023 году
Скачайте бесплатно 3 актуальные инструкции для учителей
Содержание архива:

20 шагов к успешному прохождению проверки Роспотребнадзора

Что делать учителю, если не прошел аттестацию

21 одно правило идеального открытого урока

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку

Нередко ябеды испытывают не только психологическое, но и физическое давление. Их одноклассники считают, что доносчика нужно обязательно проучить, чтобы он прекратил «закладывать» их учителям или родителям. Педагоги должны принять меры, чтобы пресечь попытки физического воздействия на детей, как в школе, так и за ее пределами. Они несут непосредственную ответственность за здоровье своих учеников.

конфликты в школе между учениками

Еще одним качеством, которое вызывает нетерпимость у детей, является зазнайство. Встречаются ситуации, когда отличники или ученики, которым знания даются легко, ведут себя высокомерно по отношению к соученикам. Подобные случаи могут провоцировать конфликтные ситуации.

Количество «двоечников» и «троечников» всегда больше, чем отличников, они держатся более сплоченно и будут стараться наказать заносчивого одноклассника. Такие противостояния встречаются практически в каждом классе. Ученики, которые учатся плохо, могут испытывать зависть к отличникам. Развитию конфликтной ситуации нередко способствуют и сами педагоги, если они перед всем классом стыдят «двоечников» и хвалят своих любимчиков.

Отличники, которые не дают списывать тем, кто учится плохо, могут попасть в список «личных врагов» школьных хулиганов. Испытывая обиду, двоечник может при удобном случае «подставить» более удачливого одноклассника. Он может подменить домашнее задание, высмеять перед классом, прицепить на спину листок с обидной фразой, подложить жевательную резинку на стул и т.д. Список «подстав» и шуток очень обширный и ограничен лишь фантазией школьников.

Как решить конфликт между учениками в школе

Есть много примеров, когда конфликты между учениками в школе происходят непублично. При этом их свидетели и участники скрывают это от взрослых. Педагогу важно научиться выявлять конфликты на основании косвенных признаков. К примеру:

  • в классе ощущается напряженность и некомфортная обстановка;
  • нередко возникают неловкие паузы;
  • появляются признаки, что ученики что-то скрывают от учителя.

ФОП в школе

Существуют ряд ситуаций, которые потенциально могут приводить к конфликтам между учениками. Педагогу следует проявить повышенную бдительность, если:

  1. В классе появился новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.
  2. Один из учеников начинает вести себя неадекватно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.
  3. Один учащийся сильно отличается от остальных соучеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д. существует высокая вероятность, что он будет изгоем в своем классе.

Профориентация для детей: как помочь ребенку определиться

Рассмотрим основные способы разрешения конфликтных ситуаций в школьных коллективах:

  • Чтобы урегулировать конфликт и найти правильное его решение, нужно стать примером для учеников. Учитель должен демонстрировать уважительное и справедливое отношение к окружающим, включая детей. Большое влияние на формирование взаимоотношений в классе оказывают педагогическая тактичность и модель взаимодействия учителя с детьми (особенно если речь идет о классном руководителе).
  • После выявления конфликта между учениками необходимо разобраться, насколько далеко зашла ситуация. Чтобы избежать обострения, следует поспособствовать, чтобы ее участники самостоятельно урегулировали взаимоотношения.
  • Даже если кажется, что конфликт зашел в тупик, педагог не должен срочно вмешиваться в разбор противостояния. Нужно постараться помочь конфликтующим сторонам советом, как устранить разногласия и наладить отношения.
  • В работу по разрешению конфликта следует вовлекать всех его участников. Она должна быть совместной. Нужно помочь конфликтующим ученикам наладить диалог между собой. Нельзя кого-то обвинять или давить на одну из сторон. Нужно помнить, что в конфликте между учениками, чаще всего, виноваты все участники. Необходимо способствовать конструктивному диалогу, обсуждению сложившейся ситуации и поиску компромиссных решений. Важно научить детей слушать друг друга и уметь поставить себя на место оппонента.
  • Если все использованные приемы не помогли устранить конфликт, проблему нельзя замалчивать. Нужно привлечь к ее разрешению завуча или директора, родителей, психолога и т.д.
Еще по теме:  Список вопросов для одноклассников

Конфликт между учениками

считается разрешенным, если ликвидированы его причины. В ситуации, когда устранить проблему доступными методами не получается, родители могут перевести ребенка на семейное обучение. При таком подходе можно самостоятельно выбирать педагогов и исключается возможность контактов с родительским коллективом.

Конфликты между учениками в школе встречаются довольно часто. Если ситуация переходит в систематическую травлю отдельных детей и приобретает форму буллинга, в обязательном порядке необходимо вмешательство педагогов и родителей, с привлечением детского психолога.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России

Источник: solncesvet.ru

«У нас в классе драчун»: как помочь своему ребенку, если его обижает одноклассник?

Бывает, что в классе появляется совершенно неуправляемый ребенок, который срывает уроки, обижает своих одноклассников, постоянно дерется и обзывается. Что делать родителям, если их собственный ребенок от этого страдает?

«У нас в классе драчун»: как помочь своему ребенку, если его обижает одноклассник?

У нас в классе «исчадие ада»

Ольга, мама третьеклассника, жалуется на то, что в класс перевелся мальчик, который обижает ее ребенка и буквально не дает жить всем остальным детям и даже учителю:

«Класс у нас был дружный. Не без того, конечно, дети ссорились иногда, игрушку не поделят или в игре не могут помириться. Но в этом году перешел новый мальчик, который оказался совершенно неуправляемым. Он всех задирает, постоянно дерется со всеми ребятами, обижает их, обидно обзывает, срывает уроки, не слушается учительницу.

Мой ребенок уже не один раз приходил домой весь в слезах, потому что этот драчун обзывал его матерными и грубыми словами, а один раз даже бросил в голову линейкой. Сын пришел с кровавой царапиной на виске.

Учительница никак не может найти на него управу. Он ее просто не слушается. Может просто выйти из класса посреди урока или начать баловаться прямо на контрольной.

От его выходок страдают все. Пытались говорить с его мамой, так она уверена, что наши жалобы — просто клевета. Утверждает, что учительница предвзята к ее сыну и что она его невзлюбила.

Я уже не знаю, что делать. Мой ребенок больше не хочет ходить в школу и просится остаться дома».

Что делать родителям пострадавшего ребенка?

Первое, что нужно знать — это то, чего ни в коем случае нельзя делать. Нельзя идти решать вопросы с самим драчуном напрямую. Это чужой ребенок и чужая ответственность, а вы не уполномочены вмешиваться в его жизнь.

Но как же тогда решить проблему?

Все подобные ситуации нужно решать всегда через администрацию школы. В первую очередь, поговори с классным руководителем. Расскажи, в чем дело и как трудно твоему ребенку.

Проблемы в классе всегда должен решать учитель, а не родители. Ты просто не имеешь права воспитывать, ругать и тем более наказывать чужого ребенка.

В большинстве случаев, проблему с неуравновешенным одноклассником может решить классный руководитель. Его задача — провести воспитательную беседу с самим драчуном и с классом. В ходе игровой терапии помочь детям наладить контакт и решить конфликт.

«У нас в классе драчун»: как помочь своему ребенку, если его обижает одноклассник?

Но порой этого не происходит и учитель оказывается не в состоянии повлиять на атмосферу в классе.

Тогда тебе нужно обращаться с заявлением к администрации школы. В ответ на твое заявление будет собран малый педагогический совет, в ходе которого будет решено, каким образом можно помочь проблемному ребенку. С его родителями проведут беседу и направят их к школьному психологу или в социально-психологическую службу. А психологи уже дадут им конкретные рекомендации, как повлиять на драчуна, и помогут решить их внутрисемейные проблемы.

Говорить самой с родителями тоже не рекомендуется, так как ты можешь лишь обострить конфликт.

Твоя задача — защитить свое чадо легальным путем через обращение к руководству школы и самой поговорить с ним на тему его конфликта с одноклассником. Помоги ему справиться со стрессом, подскажи, как себя вести в той или иной ситуации. И жди решения педагогической комиссии. Если в семье драчуна какие-то глобальные проблемы и его родители не хотят реагировать на советы психолога, проблемный ребенок будет перенаправлен на обучение в специализированную школу для проблемных детей.

Источник: womenmir.ru

Как научить ребенка дружить: решаем проблемы с одноклассниками

Как научить ребенка дружить: решаем проблемы с одноклассниками

По какой причине многие малыши оказываются отвергнутыми сверстниками? Почему вашему чаду так одиноко в коллективе? Вам нужно принять во внимание факт, что карапуз, которого вы постоянно целуете и ласкаете, может восприниматься коллективом совсем по-другому.

Школьные классы состоят из детей. После звонка в коридорах появляется бегущая, бурлящая, визжащая толпа. Кто же старается отойти от нее подальше? Как правило, отвергнутые, не принятые коллективом дети. Иными словами, те, с которыми никто не хочет сидеть за одной партой, иметь общих интересов, дружить.

Хотя они со многими желают подружиться.

Как правило, в семье малыш пребывает в атмосфере принятия и любви. Вы любите своего ребенка за то, что он согревает вас одним своим существованием. Однако группа может иметь о нем иное мнение. Богатенький Буратино, маменькин сынок, новенький, подлиза, псих, зубрила, дурак, ябеда… Отвергнутого непременно назовут обидным прозвищем. Ведь малыши издалека видят тех, кто чем-то отличается от других.

Еще по теме:  Почему нет доступа в Одноклассники сегодня

Что является причиной?

«Идиот»… В это прозвище вкладывается немало значений. Если школьника так называют постоянно, это является серьезным знаком. Любой класс непременно игнорирует того, кого Вселенная, по их мнению, обделила умом. В вашем классе тоже наверняка был ребенок, который без малейшего интереса слушал объяснения учительницы.

А кого обычно называют «маменькиным сынком»? Объясним на примере. Петя – мальчик плотной комплекции. Он сидит за первой партой и его фигура загораживает доску тем, кто сидит позади него. Однако учительница никуда не может его пересадить. Ведь мама мальчика сказала, что у него плохое зрение.

Кроме того, она каждый день провожает Петю прямо до класса.

Если класс собирается пойти в какой-нибудь поход, то мама отправляется вместе с сыном, сама тащит его сумочку и по дороге кормит его фруктами и печеньем. Если Петя по причине недомогания вынужден пропускать занятия, мама приходит в школу и спрашивает педагога, что было задано. Вот и получил мальчик прозвище «маменькин сынок». С ним совсем никто не хочет разговаривать.

Даже не просят помочь по математике. А Петя с удовольствием завязал бы дружбу со многими одноклассниками.

Конечно, все малыши понимают, что школа нужна для приобретения знаний. Однако им не хочется дружить со слишком усердными детьми. «Зубрилами» обычно называют тех, кто не желает помогать другим. Такие дети активно работают на уроках, что-либо изучают во время перемен, но никому не дают списывать задачи. Попробуй попроси их о помощи! Сразу же услышишь в ответ: «Думай сам!»

По поводу «подлиз» можно сказать следующее. Если они хорошо отвечают у доски, одноклассники считают это попыткой понравиться физичке или математичке. Это так называемые юные Чичиковы, умеющие прислуживать и лебезить. «Подлизы» и шоколадку подложат на учительский стол, и помогут педагогу донести до кабинета сумку с тетрадками, и доску вытрут. Но от их улыбок любому «обычному» малышу становится противно.

А теперь поговорим о «психованных». Эти малыши не умеют себя контролировать, эмоционально неустойчивые. Они либо швыряют тетрадки и книжки, либо горько плачут. С такими детьми одноклассники обычно не разговаривают.

Отношения в классе вырабатываются в отсутствие ученика, если он подолгу или часто болеет. Приведем пример. Вася тяжело заболел и доктора сказали, что у него диабет. Специалисты порекомендовали родителям отпускать ребенка в школу, однако те постоянно оставляли его дома. Поэтому мальчик все время гулял во дворе в сопровождении мамы или бабушки.

У него всегда был серьезный вид и печальные глаза. Учительница решила организовать посещение ребенка одноклассниками, чтобы тот не чувствовал себя одиноким. Однако родные Васи сказали ей, что дети могут быть разносчиками какой-нибудь болезни. Класс обычно игнорирует «больных». А вот маменькиных сынков, подлиз, богатеньких и ябед школьники вообще терпеть не могут.

Порой чрезмерная родительская любовь обрекает ребенка на одиночество.

Моральный кодекс класса.

Каждый класс имеет свод неписаных правил и тайный моральный кодекс. Итоги проведенного исследования по выявлению рейтинга главных «человеческих» свойств дали психологам возможность придти к заключению, что малыши ценят в одноклассниках, прежде всего, свойства эмоционально-личностного характера. Это уравновешенность, душевность, чувствительность, веселость, искренность, доброта, сердечность.

В школьном коллективе большое внимание уделяют «спокойности» или уравновешенности. Если малыш даже иногда бывает нервным, его могут отнести к категории «ненормальных».

На следующем месте находятся морально-волевые качества. К ним относится решительность, отважность, справедливость, ответственность, честность. Причем решительность и отважность дети воспринимают как синонимы. Постарайтесь объяснить ребенку на доступном языке, что означает каждое из этих качеств.

Если вам покажется, что с чадом что-то не так, вызовите его на откровенную беседу, а потом сходите к классному руководителю. При необходимости посетите школьного психолога. Он обязательно должен помочь малышу. Естественно, вы можете перевести ребенка в другую школу, однако это мало что изменит. Там его, скорее всего, будут ждать аналогичные проблемы.

Малышу нужно лишь поработать над своим собственным внутренним миром.

Причины для беспокойства.

Ваш ребенок стал замкнутым, тревожным, вы замечаете на его теле следы от щипков и синяки.
Он не желает ходить в школу.
Когда разговор заходит о школьных товарищах и классе, он сразу же замолкает.
Ему никто из одноклассников не звонит.

Не говорите сыну или дочери следующие фразы: «Никого не угощай бутербродами, иначе рискуешь подхватить язву желудка» или: «Никому не давай фрукты. Они очень дорого стоят». Положите ребенку в ранец лишнее яблоко или бутерброд. Пусть угостит товарищей. Приучите его класть в пенал лишнюю ручку, ведь кто-то из одноклассников может забыть свою.
Не осуждайте при малыше его знакомых, педагогов и одноклассников. Обращайте внимание чада на положительные стороны каждого из них. Что касается недостатков, их всегда можно оправдать.
Не будьте равнодушны. Успокойте вместе чужого ребенка, плачущего во дворе, подкормите синичку за окном или дворовую собаку. Так малыш научится сопереживать чужому горю.
Научите чадо смотреть на мир с юмором. Зачем ему быть слишком серьезным? Больше рассказывайте ему детские анекдоты, смешные стихи, забавные мультфильмы.

Источник: nachild.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...