Как сделать жертвам Одноклассники

Что взрослым нужно знать о травле и как защитить ребенка, рассказывает психолог.

17 августа 2022
Екатерина Наркевич
психиатрия

врач-психиатр, нарколог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, кандидат медицинских наук. Стаж работы: 32 года.

Буллинг — это травля, физическое или эмоциональное преследование (насилие). Цель агрессоров — унизить свою жертву, навредить, подавить, исказить, заставить подчиняться, уничтожить индивидуальность.

Травят ребенка в одиночку или группой, кратковременно или годами. Буллинг возможен в любом коллективе, везде, где есть длительное взаимодействие, общение: и в детском саду, и в школе, в кружках, и во дворе.

Чаще всего жертвами становятся дети с трудностями общения, робкие, закрытые по характеру, которым сложно установить отношения с окружающими. Легкая добыча для агрессоров — дети в эмоционально нестабильном состоянии, с какими-то особенностями в поведении. Пострадать от буллинга может ребенок в трудный период адаптации в коллективе, например, если он новичок в классе.

Кто обижает детей

Склонность к агрессии не зависит от социального, профессионального статуса или возраста. Агрессором может выступить тот, кто чувствует власть или желание подчинить себе другого человека.

Получив удовлетворение от беспокойства и унижения жертвы, агрессоры чувствуют свою власть, «удовольствие» от собственной влиятельности и желание повторить социальный эксперимент, чтобы испытать эти эмоции вновь. Им гораздо легче выделиться на фоне падения другого, чем самому сделать что-то стоящее.

Каждый преследователь — это в чем-то ущемленный человек, носитель комплекса неполноценности или неуравновешенного характера. Чаще всего он сам воспитывался в условиях манипуляций, угнетения, необходимости доказывать свои права и способности.

Преследователь может не понимать отдаленного эффекта своих действий: например, деспотичный учитель или требовательная мать номинально действуют из благих намерений. Ущерб физическому и психическому здоровью они не считают большой проблемой. Главное, что объект воспитания становится подчиняемым, предсказуемым и успешным — с их точки зрения.

Но давление приводит к износу, перекрученная пружина когда-то лопнет. А подавленная душевная энергия ребенка найдет потом выход в протесте или в саморазрушении организма, запустив психосоматические, психические или соматические болезни. Нездоровый или неуверенный в себе человек не может быть успешным.

  • Учителей обязали воспитывать школьников: как это будет выглядеть на деле
  • 10 признаков токсичного отца, который может испортить жизнь ребенку

Чем опасен буллинг

Практически каждый человек однажды подвергался негативному отношению «группы товарищей». Обидчики «проверяют на прочность» новичков, «чудиков», «выскочек», гениев, людей с ограниченными способностями — и наслаждаются жалким положением жертвы. А затем оставляют ее в покое, дожидаясь новую добычу.

Физическая травля

Буллинг может быть опасен реальными травмами, увечьями и угрозой жизни ребенка. Это случаи, когда одноклассники ставят капканы, избивают и всячески издеваются над выбранной жертвой. При этом об активной или пассивной травле в классе знают многие.

Невозможно этого не заметить, потому что в маленьком коллективе быстро устанавливаются прозрачные отношения: симпатии, антипатии, конфликты. Пассивные наблюдатели злорадствуют или сожалеют. Но придут ли они на помощь тому, кого обижают, зависит от их морали, социальной позиции или страха.

Эмоциональное давление

Эмоциональная травма приносит человеку моральный ущерб длиною в целую жизнь. Унижая, игнорируя, презирая, запугивая, агрессоры уничтожают у жертвы доверие к миру и ощущение собственной уникальной значимости.

Еще по теме:  Кто купил Одноклассники

Стать агрессором может даже мама

Это женщина, которая воспитывает детей в условиях гиперопеки. Она придирчива, язвительна, вечно недовольна и все делает для того, чтобы из ребенка вырос «правильный человек».

Например, от природы сын полный, медлительный, застенчивый. Мать хочет в нем видеть стройного, решительного, смелого. Женщина диктует ему каждый шаг, не позволяя проявлять инициативу, не стесняется в выражениях, называя ребенка «неудачником», «идиотом», «уродом». И мальчик с детства привыкает к ярлыкам. Он не видит в них унижения, начинает верить в собственную никчемность, без матери не решается сделать ни шагу.

Токсичная мать может «уничтожить» ребенка взглядом, неделями демонстрировать недовольство молчанием. Она создает тягостное эмоциональное давление, от которого маленькому человеку становится плохо физически. Эмоциональные манипуляции действуют на детей иногда пагубнее физического действия.

Каким вырастет этот ребенок

Ребенок, раздавленный молчанием матери, согласится на любое условие, чтобы вызвать ее расположение, чтобы стать «быстрее, выше, сильнее». Мать, не понимающая, что она манипулятор и преследователь, будет гнуть воспитательную политику, а ребенок — зарабатывать комплекс неполноценности, несамостоятельности, чувство вины перед матерью, страх перед обществом и будущим. Очевидно, что мать через ребенка пытается самореализоваться, не понимая, что запас психической прочности очень индивидуален. Кто-то неуязвим, а кто-то «ломается» быстро.

Как ребенок растет жертвой

Прожив в условиях внутрисемейных манипуляций, ребенок привыкает зарабатывать расположение и поощрение — «просто так его любить не за что». Он строит с окружающими созависимые отношения.

Жертва буллинга не может:

  • радоваться, не выслужившись;
  • быть смелым, не спросив разрешения;
  • быть личностью, не ожидая наказания.

Каждую критику воспринимает болезненно; понимает, что критика неизбежна; ненавидит себя за неуспешность. Поэтому эмоциональный буллинг чаще коварнее. Его невозможно быстро выявить. Деформация личности сохраняется с человеком навсегда.

Каждая вторая девочка-подросток с эпизодами аутоагрессии, суицидальными расстройствами, трудностями социальных контактов, депрессиями и так далее на приеме у психиатра называет причиной болезни «токсичные» отношения с матерью или семьей.

  • «Меня никогда не хвалили».
  • «Я боялась быть собой».
  • «Меня не понимали».

Чаще это дети из благополучных семей, где мать посвятила себя воспитанию детей. Буллинг под видом заботы — самая изощренная травля, у которой много масок.

Как ребенку вести себя с обидчиком

Если он понимает, что происходит, то должен поставить в известность взрослых. Но чаще ребенок не осознает суть ситуации, поэтому родителям важно обращать внимание на изменения в поведении ребенка и спокойно, без тревоги, доверительно говорить с ним, выяснить причину.

В момент травли, когда ребенок столкнулся лицом к лицу с обидчиком, он должен уметь постоять за себя. Нужно с раннего детства объяснять малышу, что такое самооборона, как себя вести в такие моменты: что нельзя паниковать, показывать свою слабость и позволять себя бить или как-то унижать, что нужно уметь защититься, закрыться, позвать взрослого.

Подросток тоже должен владеть самообороной, физической и эмоциональной. На грубость должен быть эмоциональный отпор: «Отойди, остановись» — агрессора легко отвлечь, «озвучив» его агрессию.

  • Что делать родителям, если ребенка травят в школе
  • «Я сменила имя дочери, потому что ее дразнили „голосовым помощником“ и заставляли выполнять команды»

Как понять, что ребенок подвергается травле

Признаки буллинга — это признаки эмоционального стресса: подавленность, тревожность, замкнутость, нарушение питания, сна, способности к обучению. Меняется поведение школьника. Ранее раскрепощенный и открытый, он перестает делиться переживаниями и не выходит из комнаты. Одни дети открыто говорят об обидчиках и своих чувствах. Другие стесняются и скрывают все, в том числе свежие самопорезы на руках.

Еще по теме:  Можно ли позвонить в Одноклассниках если ты в черном списке

Во время доверительной беседы с ребенком важно объяснить ему, что такое буллинг, разложить происходящее по деталям. Вот ты, согласившийся на роль жертвы. Вот он, выбравший себя преследователем. Но обидчики — сами люди ущемленные, свободный от комплексов человек не будет цепляться к другим и самоутверждаться за счет других. Вот вся его примитивная травля, разве ее стоит бояться?

Принципиальный момент в том, чтобы не отвечать насилием на насилие. Правильнее отвечать эмоциональным отпором — не бояться, не реагировать, игнорировать агрессора. Важно поддержать у ребенка уверенность в себе, дать ему чувство защищенности.

После разговора с ребенком родителям нужно обратиться к воспитателю, учителю, руководителю коллектива, в котором возник этот конфликт, и попросить разобраться в ситуации.

Источник: www.parents.ru

Травля в школе: что делать родителям жертвы и агрессора?

Руководитель кризисного центра «Верба», психолог Наталья Пальчик в программе «Без обеда» на радиостанции «Красноярск Главный» дала советы, что делать, если в классе появился буллер — агрессивный ребенок.

— Насмешки, шутки, сплетни — тоже буллинг?

— Под буллингом мы понимаем насилие. Насилие может быть физическим, когда ребенку портят вещи, забирают что-то. Также психологическое — это насмешки или изоляция, когда ребенок заходит в класс, а все отсаживаются от него – такие есть вещи жестокие. Этот прессинг, это неприятие очень тяжело выдержать.

Даже если нет прямой агрессии, которую обычно замечают педагоги, а просто создается молчаливое непринятие или группы в соцсетях создаются, где ребенка обсуждают, выставляет его фотографии с оскорбительными подписями. Это все — проявления травли.

Важно понимать, где просто шуточки — и всем весело. Или конфликт, но в нем все участники выясняют отношения на равных. В травле силы не равны. Всегда есть страдающий. Ребенок начинает переживать.

Эти эмоции ловит тот, кто причиняет насилие, ему это доставляет удовольствие, и запускается эта цепочка. Обычно в классе один-два человека, в отношении которых группа лиц совершает насильственные действия. Буллинг, как правило, это не разовая стычка, а система, когда все травят одного.

— Кто может стать жертвой травли?

— Здесь нет разницы, какой ребенок. Он не обязательно должен быть скромными или застенчивым. Здесь есть зависимость от того, как сложились отношения в классе. Очень много вариантов можно придумать, за что травить человека. Проблема не в конкретном ребенке, а в самом коллективе.

— В каком возрасте дети чаще всего травят друг друга?

— Закладывается буллинг в начальной школе. Однако в начальной школе авторитета учителя чаще всего достаточно, чтобы решить проблему. В подростковом возрасте авторитет взрослых падает, влиять становится сложнее. У старшеклассников волна буллинга снижается. У них ценности другие – они на себя ориентированы, им поступать в университет, у них ЕГЭ.

— От агрессии страдает весь класс?

— Изощренность способов травли порой ужасает. Принято считать, что помогать нужно только пострадавшему в ситуации с травлей. Но, к сожалению, это беда всей группы. Агрессор получает опыт решения всех своих вопросов через насилие. Попади он в другую среду, где ему смогут противостоять, он может стать жертвой.

У него нет вариативности поведения, он только таким способом достигает результата. Когда мы начинаем работать с агрессором, мы понимаем, что у ребенка есть потребности, которые он не может реализовать нормальным человеческим образом – в принятии, в любви, в поддержке.

Еще по теме:  Как понравиться однокласснице в Одноклассниках

Чего-то ему недодали, не было вариантов, как закрепиться нормальному человеческому поведению, основанному на уважении. Поэтому у ребенка возник сценарий с насилием, из которого сложно выпутаться. Еще и группа теперь давит на него. Он, может быть, и хотел бы соскочить с роли агрессора, но группа привыкла, что он крутой, к нему с этим апеллируют.

У нас очень много историй с суицидальными попытками, когда дети были свидетелями травли в школе. Они чувствуют, что не могут повлиять на ситуацию, сопереживают ребенку, которого травят, но не видят ресурса, чтобы помочь. А от взрослых, как обычно складывается, они помощи не ожидают. Сами ничего не могут предпринять и боятся оказаться на месте жертвы.

Так чаще всего бывает, если ребенка переводят из класса, где его травят. В старом классе история с буллингом не заканчивается, в нем появляется новая жертва, потому что в классе принято так общаться.

— Кто должен решить проблему с травлей в классе?

— Учитель — первое лицо, которое может все прекратить. Он несет ответственность за психологических климат в классе. От него зависит, как будут развиваться события. Если учитель сам не может разрешить конфликт, он должен обратиться к помощи коллег. Главное — чтобы учитель сказал, что такого не будет в классе, и он прекращает это здесь и сейчас.

Это основное, что учитель сообщает детям.

— Что делать родителям?

— Если ваш ребенок стал жертвой травили, то не нужно идти разговаривать с агрессором один на один. Это приведет только к правонарушениям и разборкам в полиции. Это не научит детей решать конфликты. Здесь нужно работать с классом, с группой, классный руководитель должен стать вашим первым партнером.

Сначала разговариваем с классным руководителем: видит он эту ситуацию или нет, как ее оценивает, чтобы потом совместно влиять на ситуацию. Если он не видит проблемы, то идти к директору. Школа должна обеспечить ребенку психологическую безопасность.

— Что делать родителям, если их ребенок агрессор?

— Как правило, родители агрессоров узнают о том, что их ребенок агрессор от третьих лиц, не от самого ребенка. Первое, что нужно сделать – сказать ребенку, что так не должно быть, что проявление агрессии – это не норма. Также важно дать ребенку оценить, как он видит эту ситуацию, в чем проблема, как он себя чувствует.

Спросить, что чувствует ребенок, которого он обижает, его друзья, его мама… Мы показываем ребенку, как по-разному выглядит ситуация с травлей. Если речь идет про младший возраст, то ребенку может казаться, что это просто игра. А вы покажите ребенку, какие последствия у этого есть.

— Что делать родителям одноклассников жертвы травли?

— Искать человека, который вас усилит. Это может быть школьный психолог, социальный педагог, директор, авторитетные старшеклассники. Во многих школах есть службы медиации, примирения – обращаться туда.

Дети идут в школу за знаниями, они не могут жить в ситуации выживания. А таких условиях невозможно развиваться, так как мозг занят тем, как бы не попасться на глаза обидчику. Проблема травли заключается в том, что это проблема группы. Мы работаем с группой, бесполезно работать с кем-то одним. Нужно убрать ситуацию, при которой стало возможным проявлять групповое насилие в отношении ребенка.

Photo by Andrew Neel, Billow926 on Unsplash

Источник: gorodprima.ru

Как позвонить на номер жертвы 100 раз за 5 минут?

Listen to this article

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...