Если вы хотите научиться делать мультики, мы можем вам помочь. От вас нужны желание, фантазия, а также фотоаппарат (телефон, планшет, камера. ) и возможность закрепить его (штатив или любые подручные средства). От нас — инструкция, несколько подсказок и ссылки на полезные ресурсы для тех, кто хочет стать настоящим мультипликатором.
Этот мультфильм сняли подопечные фонда «Подари жизнь»
«Про мультики можно говорить бесконечно, — отмечает Алена Голяновская, сотрудник реабилитационного проекта фонда, волонтер с большим опытом создания мультфильмов. — Вопрос глубины. Но начинать надо, конечно, с чего-то самого простого. Если любишь фантазировать, возьми свою историю, если нет, любое высказывание в стиле «Муха села на варенье, вот и все стихотворение». Да, из этих двух строчек может получиться в итоге полноценный мультик на три минуты, который надо будет довольно долго делать».
Общие подсказки
- Первое: сюжет должен быть коротким. Свою историю стоит кратко пересказать или выделить из нее реплики. Что-то можно снять натурально, что-то образно: подумайте, как выстроить свой диалог со зрителем, передать характер героев.
- Второе: нужно выбрать предметы, с которыми будете работать. Объемные фигурки или плоские, вырезанные из бумаги.
- Третье: важно закрепить фотоаппарат (камеру, телефон) с помощью штатива или подручных материалов. Иначе кадры будут прыгать, дергаться и в итоге склейка получится плохо.
Интересно делать даже короткие зарисовки
Как создать мультик без бюджета
Инструкция
Один из самых доступных и технически простых вариантов — это техника стоп-моушен. В ней любой предмет, любая игрушка может стать героем вашего мультфильма. Мультфильмы снимаются покадрово: каждый кадр — это отдельная фаза движения. Чтобы картинка не дергалась, важно камеру установить неподвижно, а двигать только самого героя. Похожим способом снимаются мультфильмы в технике перекладки: все герои рисуются отдельно от фона и затем покадрово снимаются их движения.
Вам понадобится:
- Смартфон на любой платформе, закрепленный неподвижно;
- Приложение для съемки мультфильмов, например Stop Motion Studio (Android, IOS);
- Герои вашего мультфильма и фоны;
- Скотч, липучки или пластилин для крепления;
- Идея и хорошее настроение.
Начинаем!
- Для начала определитесь с идеей — про что будет мультфильм. Можно взять готовую историю (стихотворение, сказку) или придумать сюжет самому.
- Приготовьте героев: если вы хотите, чтобы у героев что-нибудь двигалось, нужно нарисовать отдельно те части тела, которые будут двигаться. А затем прикрепить их с помощью кусочка пластилина или специальной липучки (продается в канцелярских магазинах).
- Приготовьте фоны: нарисуйте место действия (лучше на плотной бумаге формата А3 или А4). Таких фонов может быть несколько — все зависит от вашего сюжета.
- Подготовьте съемочную площадку: закрепите неподвижно фон на столе (с помощью бумажного скотча или липучек), выложите героев в начальную позицию.
- Закрепите камеру неподвижно над фоном, включите программу.
- Снимите первый кадр, проверьте, что ничего лишнего не попало в кадр, не открепилась случайно чья-то нога или рука.
- Передвиньте героя (или отдельные его части) совсем чуть-чуть — чем меньше это движение, тем плавнее потом будет движение в мультфильме.
- Снимите следующий кадр.
- Передвигайте и снимайте дальше. Обязательно проверяйте, что получается. Чем больше кадров вы сделаете, тем длиннее будет мультфильм.
- В приложении вы можете записать звук поверх мультфильма, а также добавить титры (заглавие и имена создателей).
Для тех, кто уже в теме
Предлагаем вам очень интересный ресурс «Анимация и Я Мультазбука». Он предназначен для более продвинутых пользователей; там собраны обучающие видео с разными аниматорами, лекции, практические задания, домашние работы.
Как и с помощью чего анимирует Pixar
Источник: podari-zhizn.ru
Закулисье анимационной студии: кто и как создаёт мультфильмы
Художники-аниматоры трудятся годами, чтобы мы провели за мультсериалом один вечер. Что создатели фильмов делают в студии, почему процесс такой трудоёмкий и каких специалистов не хватает индустрии, редакции Synergy Times рассказал директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев и карьерный консультант Центра карьеры корпорации «Синергия» Ольга Савенко.
Анимация вручную и на компьютере
Разделяют аналоговые и компьютерные техники анимации . Первые — исключительно ручной покадровый труд. Это может быть рисованная на кальке анимация или анимация, выполненная в технике перекладки деталей — элементов фона, персонажа, разных объектов. Перемещая их, можно создать движущиеся картинки.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Существуют кукольная и пластилиновая техники, когда на сцене-макете покадрово перемещаются и фиксируются на камеру объекты, персонажи.
Анимация — искусство, не знающее границ. Есть, например, такие необычные его виды, как игольчатый экран Александра Алексеева. В раме расположены тысячи тонких игл, если надавить на них каким-либо предметом, они повторят его очертания. Используя при этом приёмы светотени, можно добиться интересной картинки. Есть также мультфильмы из песка, лоскутков, нитей.
Традиционные техники сейчас задействуют в основном в авторской анимации, которая выступает полем для экспериментов. Её можно отнести скорее к фестивальному кино. Сделать с помощью традиционных техник массовый продукт (полнометражный фильм, сериал) — крайне трудоёмкий процесс. Сравните: в 1970-е годы студия производила 30 короткометражных мультфильмов в год, а теперь — 300 серий в год. Создавать нужно много и быстро, поэтому на передовой — компьютерные техники.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
К ним относится, например, тоже рисованная анимация, но созданная с помощью стилуса и тачпада. Также есть анимация с применением компьютерной перекладки. Это тоже ручная покадровая работа, но с помощью современных технологий. Существует электронная библиотека деталей, из которых авторы конструируют персонажей. Аниматоры заставляют их двигаться, меняя положение заранее заготовленных элементов.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Анимация одинаково массово производится в 2D- и 3D-техниках. Это позволяет создавать разнообразный контент для ТВ-каналов, обычных и онлайн-кинотеатров, стриминговых платформ, соцсетей в больших объёмах.
Некорректно говорить, что какие-то виды анимации устаревают. Иногда традиционное искусство возрождается в массовых продуктах. Например, кукольная анимация выстрелила в мультфильмах «Труп невесты» (2005) режиссёра Тима Бёртона, «Коралина в стране кошмаров» (2008) режиссёра Генри Селика, в российском мультфильме «Гофманиада» (2018) режиссёра Станислава Соколова.
Часто компьютерные техники совмещают друг с другом, с традиционными техниками или интегрируют их в художественные фильмы. Например, в октябре 2022 года вышел трейлер фильма «Чебурашка», в котором наряду с актёрами Сергеем Гармашом и Фёдором Добронравовым действует анимированный персонаж. Чтобы наделить его движениями и мимикой, использовали технологию Motion Capture, позволяющую оцифровать игру реального актёра. Созданного с помощью техники 3D CGI героя интегрировали в снятый на натуре фильм. Для этого сейчас есть десятки специальных программ.
«Мы танцуем и занимаемся пантомимой» – история студентки, которая учится на мультипликатора
Как создают мультфильмы
В зависимости от техники создания мультфильма у каждого этапа производства будут свои особенности. Например, процесс создания короткометражного мультфильма в технике 3D CGI выглядит таким образом:
Pre-production
Это подготовительный период, в котором задействованы продюсер, сценарист, режиссёр, художник-постановщик, 3D-моделлер. Pre-production включает следующие направления работы:
-
Разработка концепции и сценария проекта.
Всё начинается с идеи для истории. Обязательно определяют возрастную аудиторию. Если фильм детский, то вместе с педагогом-психологом решают, какие детали сюжета и художественной концепции возможны.
Например, детям дошкольного возраста принято показывать истории про добро в пастельных тонах и в исполнении округлых персонажей. Младшим школьникам предлагают конфликт добра и зла, более яркие краски и сложные формы. Подростки могут воспринимать разные детали жизнеустройства, а не делить мир на чёрное и белое.
Над сюжетом работает сценарист. Художественной концепцией фильма от начала до конца производства занимается художник-постановщик, согласовывая её на каждом этапе с продюсером. Разработка концепции начинается с создания мудборда .
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Это могут быть изображения из интернета, стоп-кадры из других мультфильмов, передающие общую атмосферу, стилистику, цветовую схему, свет и глубину кадра, возможную графику фоновых изображений, примерный вид персонажей.
На начальном этапе создатели также выбирают, в какой технике будут делать мультфильм (это может зависеть от стиля фильма, технологического уклада студии, моды или бюджета).
Это продолжение работы над художественной концепцией. Художник-постановщик прорисовывает эскизы персонажей и примеряет к ним фоны будущего фильма. Далее для каждого героя создаются модельные листы, которые представляют различные характерные варианты его мимики, эмоций, движений. Это нужно, чтобы в процессе анимации художники не «потеряли» образ героя. Режиссёр контролирует творческий процесс.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Риггинг и создание персонажей в трёхмерном пространстве.
3D-моделлер создает виртуальную куклу (модель персонажа) по модельным листам и осуществляет риггинг — начиняет персонажа скелетом, который позволяет управлять движением частей его тела. Затем проводится тестовая анимация в 3D. Это ещё не окончательный вариант, а эксперимент.
Актёры озвучивают героев ещё до того, как те начнут действовать в кадре. Это нужно, чтобы образы персонажей окончательно сложились, а создатели мультфильма лучше понимали хронометраж и манеру диалогов, а также могли попасть в артикуляцию персонажей.
Аниматик — черновик будущего мультфильма, смонтированный из картинок раскадровки и записи актёрских реплик. Иногда в него добавляют примеры музыки, шумов.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Изображения персонажей и окружающего мира здесь условны, но они дают возможность прочувствовать течение времени в фильме, обозначить характер и скорость передвижения героев, наглядно увидеть художественную концепцию. Аниматик состоит из так называемых сцен, монтажных планов. Для удобства дальнейшая работа над фильмом ведётся посценово.
Производство
Созданием мультфильма занимается множество разных отделов: анимации, спецэффектов, монтажа, звука. Всеми руководит режиссёр. Производство включает:
- Моделинг: художники на основе исходных эскизов воссоздают в 3D локации, персонажи и реквизит. На этом этапе все элементы похожи на серые скульптуры.
- Текстуринг и шейдинг: каждый объект получает свою фактуру, цвет, рельеф, блики, физические свойства (металлические доспехи и ткань будут выглядеть на экране по-разному).
- Анимация, «одушевление» персонажей. На этом этапе создаются движения и мимика героев, они приобретают характер и детализацию. Отдельные специалисты создают визуальные эффекты, которые потом добавляются в финальную картинку. Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
- Постановка виртуального света: художник-постановщик рисует эскизы, где показаны направление, яркость и контрастность света и тени, а специалист по свету расставляет необходимые источники освещения в локации и делает картинку более художественной.
- Рендеринг (преобразование трёхмерной сцены в плоское растровое изображение или в последовательность кадров): специалисты по рендерингу на основе 3D-данных от предыдущих этапов производства просчитывают финальную картинку с помощью компьютерных программ. По современным стандартам это изображение в формате 2К (2048×1080 пикселей) или 4К (3840×2160 пикселей). Процесс может занять несколько секунд или часов — в зависимости от детализации моделей, их количества, сложности освещения.
- Композитинг/компоузинг: специалисты по компоузингу объединяют все графические объекты (персонажей, локации, спецэффекты), прошедшие по отдельности рендеринг, в единое целое. Материал ещё можно отредактировать, сделать цветокоррекцию, добавить глубину резкости (это финальные штрихи воплощения художественной концепции).
Post-production
Этот этап актуален для всех фильмов, не только анимационных.
- Финальный монтаж: специалисты объединяют разрозненные сцены, синхронизируют изображение с заранее записанными шумами и музыкой. На этом этапе окончательно определяется темп действия, система смысловых, звуковых и ритмических отношений между кадрами, их последовательность. В итоге получается готовое произведение.
- Внутристудийный премьерный показ. Иногда после него возможны доработки, но чаще всего анимационный фильм после студийного показа отправляют в прокат.
Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации
Сколько времени занимает создание мультфильма
Сроки производства зависят от технологии, формата проекта, масштаба команды.
3–6 месяцев активной работы без пауз уходит на создание одного эпизода мультсериала хронометражем 7–11 минут. В производстве одновременно находится 5–10 серий, каждая на своём этапе создания. Над проектом может работать творческая группа от 30 человек (как в мультсериале «Чуч-Мяуч») до 80 человек (как в «Ну, погоди! Каникулы»).
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
1 год может уйти на создание авторской короткометражки (видео до 15 минут), над которой работают несколько человек.
3,5 года — средний срок производства полнометражной картины (видео дольше 52 минут). Над ней обычно работают около 80 человек. До полугода уходит на разработку художественной концепции и сценария. Ещё три года — на реализацию.
Художник-аниматор: чем занимается и сколько зарабатывает
Какими умениями должен обладать художник-аниматор
По словам карьерного консультанта Центра карьеры корпорации «Синергия» Ольги Савенко, такой специалист должен уметь создавать качественные рисунки и анимацию вручную или с помощью программ. Также он должен понимать основы пропорций и цвета, придумывать оригинальные идеи и переносить их в анимационные проекты, владеть техниками и методами создания двухмерной и трехмерной анимации. Ещё важно знать различные анимационные стили и налаживать сотрудничать с аудио-специалистами для звукового оформления. Также, важны soft skills — умение работать в команде, внимательность к деталям, усидчивость и обучаемость.
«Грамотный художник-аниматор имеет широкие карьерные перспективы в различных областях: анимационные студии, киноиндустрия, телевидение, игровая индустрия, рекламные агентства. Также он может работать как фрилансер, сотрудничая с разными заказчиками», — говорит Ольга Савенко.
Перспективы анимации в России
Отечественная анимация, в отличие от западной, развивалась вне мировой индустрии. В СССР она полностью находилась на госфинансировании, и это позволило авторам развить множество школ и техник. Такого разнообразия нет почти нигде в мире, что делает российскую анимацию феноменальной.
Но в начале 1990-х отрасль лишилась господдержки и почти перестала существовать. Только с начала 2000-х анимация в России стала развиваться как коммерческое направление, а не только как искусство. За последние 10 лет объём анимационного рынка в стране вырос в пять раз: в 2011 году он был чуть меньше 4 миллиардов рублей, а в 2021 году составил 20 миллиардов рублей. Увеличилось число игроков рынка: в 2011 году работало 30 компаний, сейчас — 80. Однако на международной арене российская анимация пока занимает 1%.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
При этом она обладает колоссальным потенциалом, который можно раскрыть, если нарастить объёмы производства. Для этого нужно больше компетентных специалистов.
«Всегда в дефиците аниматоры, а сейчас также специфические технические специалисты — по рендерингу, компоузингу, лейауту . Без них невозможно массовое производство. Общемировая проблема — нехватка сценаристов, способных создавать вселенные, которые смогут годами жить своей жизнью и порождать сценарные ответвления», — отмечает Борис Машковцев.
Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации
Вы научитесь создавать анимированные рекламные ролики и спецэффекты для фильмов, а также 2D- и 3D-моделированию и моушн-дизайну. Студенты проходят практику на ведущей анимационной киностудии страны «Союзмультфильм». К выпуску имеют собственное портфолио, которое помогает им трудоустроиться. Например, начинающие 3D-аниматоры получают от 160 тысяч рублей, а художники анимации – от 200 тысяч рублей.
Источник: synergytimes.ru
Как делают мультфильмы
Привет всем читателям блога Olston3D! Я решил посвятить эту статью интересной теме – как делают мультфильмы. Процесс создания мультфильмов достаточно рутинное, но все-таки, творческое дело. Рутинное, потому что это поточное производство, а творческое, потому что в основе лежит идея.
Итак, все начинается с идеи. Автор вынашивает ее, записывает свои мысли, придумывает дополнительных персонажей и необходимые подробности. Когда идея полностью сформирована, пишется сценарий. Основой любого мульта является сценарий. Он определяет весь дальнейший путь производства – бюджет, сроки, персонал, оборудование.
Иногда для утверждения сценария, продюсеры просят предоставить раскадровку, и художник рисует разбитые на сцены комиксы, чтобы начальство имело визуальное представление о характере будущего фильма.
После того, как сценарий утвержден, вырабатывается производственная стратегия. Это сплошные совещания и обсуждения. На этих дискуссиях присутствуют руководители всех цехов – продюсер, режиссер, главный художник, супервайзеры, старший аниматор и т.д. Мнение творческой группы очень важно для выработки визуальной стилистики, бюджета и сроков.
Решаются такие вопросы, как сложность геометрии, детализация окружения (Environment), возможны ли изменения сценария по ходу работы, будет ли использоваться мокап или только ручная анимация по ключам. Немаловажными факторами являются оборудование и программное обеспечение.
Если планируется создание полнометражного компьютерного анимационного фильма, то бюджет, как правило, достаточно высок и сроки щадящие. Такие проекты обеспечивают решение сложных творческих и технических задач. Необходимо создать удачный коммерческий продукт, который будет продаваться и принесет прибыль инвесторам, создателям и премии исполнителям.
Приведу вам примеры бюджетов нескольких известных анимационных фильмов (источник – kinopoisk.ru):
Мадагаскар 3 – бюджет $145 000 000. Сборы от проката в мире (включая США и Россию) – $743 991 145. Продажа DVD в США – $49 827 100.
Шрек третий – бюджет $160 000 000. Сборы от проката в мире (включая США и Россию) – $798 958 165. Продажа DVD в США – $176 374 725.
Рапунцель: Запутанная история – бюджет $260 000 000. Сборы от проката в мире (включая США и Россию) $590 721 936. Продажа DVD в США – $101 985 528.
Ледниковый период 4: Континентальный дрейф – бюджет $95 000 000. Сборы от проката в мире (включая США и Россию) $877 244 782.
Хортон – бюджет $85 000 000. Сборы от проката в мире (включая США и Россию) $297 138 014. Продажа DVD в США – $72 948 874.
Лоракс – бюджет $70 000 000. Сборы от проката в мире (включая США и Россию) $350 178 009. Продажа DVD в США – $76 388 287.
Храбрая сердцем – бюджет $185 000 000. Сборы от проката в мире (включая США и Россию) $535 383 207. Продажа DVD в США – $104 846 097.
Путем несложных математических вычислений, можно подсчитать, что доходность составляет от 100 % до 500 % от бюджета фильма. Весьма рентабельный бизнес! В Америке технология создания мультфильмов отлажена в течении многих десятилетий и работает безотказно. Многие страны поняли это, и взяв на вооружение опыт Америки, стали вкладывать огромные средства в развитие анимационной индустрии на местах. Например в Китае, на создание и развитие одной анимационной студии правительство выделяет до $600 000 000.
На этом фоне ситуация в России выглядит ужасающе. Анимация, да и культура вообще, отодвинуты так далеко, что и под микроскопом не разглядишь! «Искусство? Не, не знаем». Зачем чиновникам озадачиваться какой-то анимацией, если есть нефть и газ? Продал и положил в карман пару миллиардов. Вот это по-настоящему рентабельный «бизнес»!
С барского плеча чиновники швыряют как косточку $50 000 000 на поддержание ВСЕХ! студий. Вот только интересно, что будет, когда нефть и газ закончатся?
Работа профессионального аниматора очень тяжелая. Она требует предельного внимания и ответственности. Средняя зарплата 3D аниматора в Америке составляет $70 000 в год. Средняя зарплата 3D аниматора в России – $20 000 в год. Я считаю, что российские аниматоры совершают подвиг, потому что пашут как американские, а зарабатывают в три с половиной раза меньше.
При этом ухитряются создавать замечательные творения, такие как «Маша и Медведь», «Снежная королева» и многие другие.
А теперь, после небольшого отступления, вернемся к нашей теме – создание мультфильмов.
Результатом многочисленных совещаний, является четко составленный план с прописанными этапами работ и утвержденным бюджетом. Также решены и творческие задачи. Определение творческих задач бывает простым процессом, но иногда превращается в мутный кошмар. Изменение творческих задач после начала производства почти всегда порождает волну негатива, которая приводит к срыву сроков, осложнениям и разочарованиям.
Для записи диалогов приглашают актеров. Продюсер старается пригласить хотя бы одну дорогостоящую звезду, чтобы обеспечить коммерческий успех анимационного фильма.
Исходя из объемов проекта, определяется количество сотрудников. В состав персонала входят творческие, технические, производственные и административные работники. Квалификация творческого и технического персонала, участвующего в проекте, определяется их талантом, опытом, продуктивностью и трудолюбием. Также наряду с готовым программным обеспечением, используется ПО собственного производства. На рисунке ниже приведены сослагающие компьютерной студии и типы программного обеспечения.
Творческие и технические задачи выполняются различными группами специалистов. Сами специализации распределяются по цехам. Цех художников отвечает за эскизы персонажей, раскадровку (storyboard) и скульптинг. Иногда режиссеру необходимо видеть персонаж в объеме, а для этого нужна скульптура. Скульпторы создают модели по эскизам художников.
Вот так выглядит список цехов современной студии компьютерной анимации:
- Цех художников и скульпторов
- Цех моделинга
- Цех текстурирования
- Цех оснастки персонажей (сетаперов)
- Цех анимации
- Цех визуализации
- Цех постпродакшн (композитинг, монтаж и т.д.)
- Цех программистов
Готовая анимация передается в цех композитинга, где просчитанные пассы объединяются в готовую картинку. И уже весь готовый материал ложится на стол к монтажеру. Процесс озвучивания, накладывание музыки и интершумов происходит, практически, одновременно с монтажом.
Немалые средства закладываются в бюджет на рекламу. Создаются промо-ролики, которые выкладываются в интернет и крутятся не телевидении.
И вот мультфильм выходит в прокат. Остается только взять ножницы и начать стричь купоны. Нашиваются дополнительные карманы и шьются мешки для денег.
Ну здесь, пожалуй, можно поставить точку. Я рассказал вам как делают мультфильмы. На самом деле, сколько проектов, столько и вариантов подхода к производству. Никакой точной формулы не существует.
Источник: olston3d.com