Это актёры, певцы, спортсмены, политики и прочие знаменитости. Блоги селебрити в первую очередь — инструмент пиара, продвижения личного бренда: там они дают анонсы выступлений, высказывают мнение по разным вопросам —подогревают интерес к своей персоне.
Над аккаунтом одной знаменитости может работать целая команда, а сами селебрити, как правило, имеют статус индивидуального предпринимателя и зарабатывают на рекламе в блоге.
Эксперты
Это профессионалы в своей области, которые превращают блог в образовательную платформу: дают много полезной информации по конкретной теме. Зарабатывают эксперты с помощью блога либо на рекламе, либо на платных обучающих курсах, либо на продаже услуг.
Эксперту необязательно иметь навыки преподавания. Вы можете писать о чём угодно, в чем вы профессионал, и делиться знаниями. Кроме педагогов, к экспертам относятся также юристы, врачи, бьюти–блогеры, фитнес-тренеры, мастера по ремонту и другие специалисты, которые консультируют подписчиков.
КАК СТАТЬ БЛОГЕРОМ? Секреты и советы начинающим блогерам!
Лайфстайл-блогеры
К этой группе относятся каналы частных лиц, которые превращают в бизнес-проект свой образ жизни. Лайфстайл-блогеры обычно ничего не продают и зарабатывают только на рекламе в постах. Бизнес строится исключительно на содержании канала — красивых фотографиях или видео, ведении «онлайн-дневника». К таким блогерам относятся блогеры–мамы, заядлые путешественники и т. п.
Бизнесмены
Это блоги предпринимателей, которые через аккаунт продают товары, сделанные самостоятельно, и не рекламируют другие бренды. Например, так поступают мастера, изготавливающие свечи ручной работы.
Деление условно: канал психолога может быть и образовательным, и продающим одновременно, а блог знаменитости — площадкой для продвижения и лайфстайл-блогом.
Как можно вести блог
- Писать статьи и тексты.Формат подходит для экспертов, предпринимателей, а также для лайфстайл-блогеров. Контент может быть разным: экспертные статьи, например, с кейсами из юридической практики, подробные описания товаров или личные заметки. Для текстовых блогов существует много разных платформ: онлайн-дневники, Яндекс.Дзен, каналы в мессенджерах, странички в соцсетях, собственный сайт и тому подобные.
- Вести фотоблог.Это классические блоги в соцсетях. Удобны для продаж и рекламы товаров.
- Снимать влоги— видеоролики для видеохостингов и соцсетей. Формат подходит для образовательных каналов, обзоров товаров, видеоприглашений и т. п.
Можно вести одновременно несколько блогов с использованием разных видов контента. Это трудоёмко, но позволит расширить охват аудитории и быстрее продвинуться.
Пример
Блог актёрской школы, где организаторы указывают стоимость обучения, пишут тексты о пользе актёрского мастерства для жизни, приглашают на открытые уроки. Параллельно выкладывают видео с упражнениями и отзывами учеников в соцсетях, проводят конкурсы и акции, а также дублируют информацию с сайта.
Как стать популярным блогером в Одноклассниках. Выпуск 5
Можно совмещать ведение коммерческого блога компании и личной страницы владельца. Это повышает уровень доверия клиентов, так как они видят в основателях бренда обычных людей и могут написать им комментарий или задать вопрос и таким образом почувствовать себя вовлечёнными.
Виды контента
Продающие посты
Содержат информацию о свойствах, стоимости, доставке товара — обо всём, что необходимо, чтобы его купить.
В описании к фотографии платья в аккаунте магазина одежды можно указать артикул, цену, состав ткани и дать инструкцию, где и как его заказать.
Рекламные посты
У них много общего с продающими, однако, в отличие от первых, здесь можно рассказать ещё о преимуществах компании перед конкурентами, уникальности продукции и пользе от покупки.
В рекламном посте для детской парикмахерской будет уместна информация о том, что все мастера имеют большой опыт общения с детьми, и поэтому ребёнок не будет бояться ножниц — стрижка превратится в увлекательную и безопасную игру.
Образовательные посты
Это посты, которые могут чему-то научить подписчика.
К примеру, статья об уходе за комнатными растениями, видеоурок йоги, вебинар о путешествиях и т. п.
Развлекательные посты
В эту категорию входит всё, что угодно, что не относится к первым трём видам. Самый популярный пример — юмор: шутки, смешные видео и фото. Всё, что может поднять настроение подписчикам, в том числе интересные рассказы о вас и вашей жизни.
Способы заработка
— 
Это основной доход блогеров. Способ подходит как для коммерческих аккаунтов, так и для тех, кто решил сделать бизнесом сам блог.
Рекламировать компании можно за деньги, а можно по бартеру. Последнее часто выбирают самозанятые — например, художнику бесплатно поставляют краски, а он выкладывает рекламу производителя в своём блоге.Заработка как такого нет, но есть экономия на материалах.
Действует общее правило — чем больше у вас подписчиков и чем чаще ваши посты попадают в поиск, тем больше вам заплатят за рекламу.
— 
Прямые продажи
Это заработок не столько на самом блоге, сколько на использовании аккаунта в качестве рекламной площадки для собственных товаров и услуг.
Уборщица может вести собственный блог об эффективных средствах для чистки разных поверхностей и тем самым демонстрировать свою квалификацию, получая благодаря этому заказы.
Владелец магазина одежды может просто выкладывать фотографии товара с описанием и ценой, а может давать экспертные советы, как сочетать цвета и ухаживать за тканями.
— 
Ведение чужих блогов в качестве SMM-специалиста
Это заработок на ведении не своего, а чужого блога. Средний доход SMM специалиста — от 20 тысяч рублей за продвижение одного аккаунта.
Как стать блогером
1
Определитесь с видом блога и желаемым способом заработка — продавать товары или зарабатывать на самом блоге с помощью рекламы.
2
Создайте страничку на выбранной платформе.
Зарегистрируйтесь в соцсети и создайте сайт с помощью конструктора. Выбор платформы зависит от того, какой контент хотите выкладывать — текстовый, фото или видео, а может быть, вести несколько блогов на разных площадках.
Публикуйте контент.
Чтобы ваши потенциальные клиенты вас заметили, выкладывайте посты как можно чаще, в идеале — с определённой периодичностью, используйте подходящие хештеги и точки геолокации.
3
Чтобы ваши потенциальные клиенты вас заметили, публикуйте посты как можно чаще, в идеале — с определённой периодичностью, используйте подходящие хештеги и точки геолокации.
4
Можно терпеливо набирать подписчиков, просто публикуя контент, можно вложить деньги в рекламу или сервисы продвижения. Однако не стоит накручивать подписчиков-ботов: они ничего не дадут вам как клиенты, а за любое накручивание — лайков, подписчиков и т. п. — соцсети могут заблокировать ваш аккаунт.
5
Размещайте рекламу, если ваш бизнес — это сам блог, и продавайте товар или услуги, если цель аккаунта — продажи.
Продавайте, выкладывайте рекламу — часть рекламодателей сами вас найдут, как только вырастёт аудитория, проводите различные мероприятия, конкурсы и акции. Последнее скорее поможет привлечь подписчиков, чем продать товар или услугу.
Как легализовать доход от блога
Поскольку блогеры получают доход от своей деятельности, её обязательно нужно зарегистрировать и уплачивать налоги. В противном случае вы нарушите закон и получите штрафы.
Платить налоги можно тремя способами: как физлицо, самозанятый или индивидуальный предприниматель.
Если остаётесь в статусе физлица, то должны ежегодно уплачивать НДФЛ в размере 13% и самостоятельно подавать декларацию в налоговую.
Самозанятые платят специальный налог на профессиональный доход. Ставка — 4% от доходов по сделкам с физлицами и 6% от доходов по сделкам с компаниями. Если доходов нет, платить ничего не нужно. Подробно разбираем этот налоговый режим в отдельной статье.
Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно в сервисе «Своё дело» в мобильном приложении СберБанк Онлайн. И получить пакет бесплатных сервисов, которые упростят рутину.
Статус самозанятого позволяет попробовать свои силы с минимальными затратами. Однако плательщики налога на профессиональный доход не могут набирать команду и быть работодателями, так что если планируете расширять деятельность, открывайте ИП и выбирайте другой налоговый режим.
Статью актуализировали 24 октября 2022
Источник: www.sberbank.ru
Инструкция по выживанию: как стать блогером в условиях высокой конкуренции
О зарождении блогинга, его подводных камнях и ожиданиях рекламодателей
29.04.2021 1 27


Новости о доходах блогеров делают эту профессию привлекательнее, но при этом считается, что рынок уже перенасыщен авторами контента. Как стать популярным в новых условиях? Как выстроить отношения с рекламодателями? Почему компании выбирают одних и тех же инфлюенсеров? На эти вопросы отвечает Кирилл Пыжов, соосновательPerfluence .
По данным опроса Harris Poll и Lego, которое проводилось в США, Великобритании и Китае, 29% детей от 8 до 12 лет мечтают стать YouTube-блогерами. А исследование Morning Consult показало, что 54% американцев от 13 до 38 лет стали бы блогерами, если бы у них появилась такая возможность.
Кто такие блогеры?
Для одних блогер — это человек с аккаунтом от 100 тыс. подписчиков, для других — знакомый, коллега или приятель с аудиторией 1,5 — 2 тыс. человек, который активно ведет соцсети.
В 2014 году вышел «Закон о блогерах» (ФЗ № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года). Он частично приравнял популярных авторов к СМИ, и обязал блоги с ежесуточной аудиторией более 3 тыс. человек регистрироваться в реестре, который перестали вести в 2017 году. Основное отличие инфлюенсеров от медиа — первые выражают собственное мнение и пишут от своего лица, а работа СМИ регламентирована законодательством.
Десять лет назад инфлюенсерами считались только звезды и селебрити. До 2015 года L’Oreal Paris работала в основном с актрисами и моделями, и только в 2015 году лицом бренда стала блогер Кристина Базан. Тогда это считалось смелым шагом. Сейчас амбассадорами бренда становятся такие виртуальные инфлюенсеры, как Нокс Фрост, который стал лицом ВОЗ в борьбе с коронавирусом, или Imma для IKEA Japan.
Блогинг начался с «лайфстайла» — люди просто делились своей жизнью. Затем появились блогеры-эксперты, использующие площадки для продвижения себя как специалиста. Также стало больше блогеров, которые говорят об узкоспециализированных вещах (фитнес, бьюти-сфера, питание, психология и так далее). Вместе с тем поменялась и аудитория, она начала более требовательно выбирать контент.
Как стать популярным в 2020-х
Чтобы стать успешным блогером, недостаточно играть на трендах. Ребята, которые пробовали что-то делать в этом направлении в 2010-х, не думали, что это станет их работой. Например, Влад Бумага стал популярным благодаря челленджам и лайфхакам, таким как ночь в аквапарке или на футбольном поле. Потом он попал в тренды, сделав пародию на песню «Тает лед». Сейчас он один из самых популярных инфлюенсеров в СНГ.
Есть ребята, которые не смогли сохранить, приумножить и монетизировать свой успех, например Рома Желудь. В 2010-х он был известным блогером среди подростков, но уже в 2012 году его популярность стала падать. Сейчас он работает продюсером в отделе коммуникаций.
Большинство молодых тиктокеров не работали в крупных компаниях, поэтому у них нет понимания, как устроен бизнес. И базовым навыкам тайм-менеджмента, коммуникации с рекламодателями, контрагентами и другими людьми им приходится учиться на ходу.

Инфлюенсер — это креатор, поэтому рядом с ним должен быть менеджер или продюсер, заинтересованный в развитии блогера, а не только в его деньгах. Потому что несмотря на большую долю творчества в этой профессии, нужно немного прагматизма, чтобы работать с договорами, поддерживать отношения с рекламодателями, продвигать аккаунт, согласовывать материалы, отслеживать комментарии и так далее. Все это занимает много времени.
Блогеру важно собрать хорошую команду. Некоторые сразу идут в инфлюенс-агентства и работают с командой менеджеров, которая обеспечивает инфлюенсера проектами и решает все организационные вопросы.
Другие самостоятельно ищут в команду:
- менеджера (ассистента или администратора) — общается с рекламодателями, ведет договоры и решает проблемы;
- специалиста по рекламе (таргетолога, SMM-менеджера) — подбирает площадки для рекламы, занимается аналитикой, настраивает таргетированную рекламу и всеми способами продвигает блог;
- дизайнера — занимается визуальным стилем аккаунта, создает красивые сторис и помогает сформировать симпатичную ленту;
- контент-менеджера — планирует и пишет публикации;
- фотографа и видеографа — они проводят фото- и видеосъемки, участвуют в создании контента.
Один человек может сразу совмещать несколько ролей, допустим, менеджера и таргетолога. Иногда сотрудничество проходит на разовой основе, например с видеографом или дизайнером. Часть задач может взять на себя блогер, включая общение с рекламодателями и написание постов.
Очень редко получается справиться со всем самому, но бывают исключения. К примеру, Маша Новосад ведет свой блог самостоятельно. За годы ее контент сильно изменился, но она верна себе и актуальной повестке, поэтому ядро аудитории остается с ней. К тому же на основе личного бренда она создает сервисы и развивает бизнес.
Но есть и другой пример. Изменения Кати Клэп проактивная аудитория не принимает: ее обвиняют в том, что она стала домохозяйкой, уехала за город, воспитывает собак. По мнению подписчиков, блогер потеряла уникальность, которая была на заре карьеры. Тогда ее все обожали за скетчи и развлекательный контент. Но Катя выросла, и с возрастом ее взгляды трансформировались.
Где блогерам искать рекламодателей
Есть несколько вариантов, как бренды находят инфлюенсеров для своих рекламных кампаний:
- Ищут блогеров самостоятельно, привлекают инфлюенс-менеджеров с базой контактов, запрашивают рекомендации у коллег;
- Нанимают маркетинговое агентство, которое занимается размещением материалов;
- Используют инфлюенс-платформы и сотрудничают с блогерами через эту площадку.
Крупных инфлюенсеров найти намного проще, чем микро- и наноинфлюенсеров, а ведь именно они вызывают наибольшее доверие у аудитории. Для их поиска нужно либо быть в тусовке, либо отлично разбираться в рынке. По этой причине второй и третий вариант поиска все больше пользуется популярностью, только за 2019 год в США появилось более 380 новых агентств и платформ инфлюенс-маркетинга.
Для блогеров с небольшой аудиторией платформы могут стать возможностью заявить о себе брендам. Чем больше площадок, с которыми сотрудничает автор, тем больше шансов заработать на рекламных публикациях или за счет CPA, размещая партнерские ссылки и получать проценты с продаж.

Появление платформ повлияло на рекламный рынок. Благодаря им модель CPA начала пользоваться у компаний большой популярностью. Компании так не теряют деньги, а блогеры более заинтересованы в эффективной рекламе. Иногда такой подход может оказаться выгоднее и для самого инфлюенсера.
Средний заработок блогеров (по версии Perfluence):
- 50 инфлюенсеров с аудиорией в 100 тыс. подписчиков зарабатывают около 260 тыс. рублей;
- микроблогеры с 12 тыс. подписчиками зарабатывают около 16 тыс. рублей в месяц за три рекламные публикации;
- максимальный заработок микроблогера за одну публикацию (реклама финансового продукта) — 77 тыс. рублей.
Менеджеры площадок помогают блогерам в общении с рекламодателями, что оказывается удобным и эффективным, когда нет возможности взять специального сотрудника в команду. Все, что остается инфлюенсеру — это подготовить рекламную публикацию и отправить ее на согласование менеджеру.
Как понравиться рекламодателям
Сейчас компании борются за блогеров, а не наоборот. Поэтому блогеры находятся в выигрышной позиции — они могут выбирать то, что соответствует их интересам, и чем они действительно пользуются. Другой вопрос, как выстроить к себе очередь из рекламодателей.
Во-первых, важно выработать принципы, по которым будете работать.Благодаря им создается связь с аудиторией, которая интересна бренду. Например, кто-то не говорит о политике — это позиция. Даже если у такого инфлюенсера есть свое мнение, оно не высказывается публично, чтобы никого не обидеть. Кроме того, политика может отпугнуть многие бренды.
Некоторые вовсе отказываются от рекламы, потому что хотят развиваться в своем направлении, работая с визуалом как контент-креатор или с текстами как журналист или писатель. Такой подход усиливает доверие к автору. Впоследствии лояльность аудитории позволяет продавать продукты, созданные самим блогером. Например, мало рекламы у Анастасии Мироновой. В основном это нативные интеграции брендов, которые она сама запускает и активно продвигает.
Во-вторых, оставаться всегда интересным и нести пользу своей аудитории.Почему человек должен посмотреть именно ваш блог или потратить 15−30 минут на ваш ролик? Почему людям надо на вас подписаться? Для ответа нужны четкое позиционирование и понимание, что ценного автор дает своим зрителям и читателям.
В-третьих, хорошая деловая репутация.Важно не только общаться с аудиторией, но и быть исполнительным человеком. Когда вы вступаете в деловые отношения, важно выполнять все договоренности: соблюдать дедлайны, не удалять посты спустя неделю после публикации, не отзываться о бренде плохо, не сотрудничать с очевидными конкурентами в ближайшее время.
Компании обращают внимание на следующие вещи:
- не срывает ли блогер дедлайны;
- активен ли он в обсуждениях и предлагает ли свои идеи;
- готов ли он включить в рекламу коммуникацию, которую хочет бренд.
Это три основных фактора, которые формируют отношение на рынке к каждому из блогеров. Если сложились хорошие отношения с менеджерами бренда, и коммуникация оказалась результативной, то бренд, вероятнее всего, обратится к инфлюенсеру еще раз. А добрая молва будет расходиться об авторе по рынку, ведь менеджеры могут менять компании и давать рекомендации.

Четыре совета начинающим
- Не бойтесь войти на рынок. Несмотря на большое количество блогеров, ситуация не сильно отличается от других профессиональных сфер. Например, программистов тоже много, но ценятся только квалифицированные специалисты. Блогеров, которые честно, качественно и интересно делают свою работу, мало. И поскольку все бренды борются за одних и тех же инфлюенсеров, то очевидно, что конкуренция между ними не велика.
- Не стремитесь заработать деньги, а стремитесь делать свою работу хорошо. Когда человеку помогают определиться со своей профессией, спрашивают: «Чем бы ты занимался бесплатно, просто потому что тебе это нравится?». Если вы готовы писать, фотографироваться, снимать видео и создавать контент, несмотря на возможный уровень дохода, то продолжать развивать блог действительно стоит.
- Нужно подготовится к тому, что быстрого успеха не будет. Многие сразу бросают заниматься блогом, не обнаружив сотню тысяч подписчиков на своем YouTube-канале или в Instagram-аккаунте пустя несколько месяцев. Но, как и в любом другом деле, получить результат сразу не получится, к тому же рынок уже усложнился.
- Хочешь быть блогером — будь маркетологом. Надо разбираться в алгоритмах соцсетей, понимать, что такое таргетированная реклама, ориентироваться в различных специальных инструментах (от сервисов отложенного постинга, до скрининга аудитории и методов атрибуции в интернете).
Источник: www.sostav.ru
Чувства напоказ и на продажу: аффективная экономика блогеров
Новая интернет-профессия «микроселебрити» не требует умений и знаний, а только эмоций.

Дата публикации: 28 января 2022
Время чтения: 10 минут

Владимир Лакодин Редакция «Текстерры»
К началу 2020-х феномен блогерства не о чем-то конкретном, а вообще «про жизнь и чувства», оформился как особый вид экономической деятельности. В 2010-х по поводу, скажем, Пэрис Хилтон шутили: «Она знаменита тем, что она знаменита» – и комизм явления все понимали. В текущем десятилетии многие в этот юмор искренне не въезжают.
Теперь лишь факт того, что некоего человека знает масса интернет-пользователей, создает ему ликвидный социальный и экономический капитал. И, чтобы сделаться «микроселебрити», не нужно владеть никакой профессией, не требуется даже быть поп-звездой.
Хорошие шансы на получение этого статуса имеют люди, обладающие конвенциональной внешностью (образ нравится статистическому большинству) и способные продуцировать в кадре эмоции — безразлично, позитивные или негативные, искренние или нет.
Деятельность блогеров подобного рода относят к так называемому «аффективному труду» . Поначалу по этому разряду числили производство рекламы, значительную часть жанров массовой культуры, индустрию заботы, домашний труд женщин. Характерной чертой аффективной экономики является направленность на изменение эмоционального состояния людей. Сегодня ученые полагают, что блогеры «ниачём» — тоже ее часть, потому что занимаются тем же самым.
Любопытно, что раньше поп-звезды для приобретения социального капитала должны были, во-первых, что-то уметь (петь, играть в кино и т. п.), а во-вторых, держать дистанцию с аудиторией — быть недоступными или ограниченно доступными для коммуникации.
А теперь условия успеха кардинально изменились: уметь ничего не нужно, образ небожителя культивировать не требуется, а наоборот, следует по максимуму вовлекаться в общение с подписчиками.
От микроселебрити не требуется традиционных добродетелей: они не должны быть стопроцентно красивыми, умными, компетентными в какой-либо области, доброжелательными или хотя бы рациональными. От них требуется именно что аффективное поведение. И им не возбраняются ни мракобесие, ни дремучесть, ни агрессивность.
Главные задачи интернет-знаменитостей таковы:
- выглядеть более-менее симпатично;
- обильно проявлять эмоции в кадре (или тексте, что стремительно становится редкостью);
- регулярно поставлять новый контент аудитории;
- вступать с ней в двухстороннее общение.
К блогерам все еще сохраняется пренебрежительное отношение со стороны представителей традиционных институтов аффективного труда, и это можно понять — им-то приходилось для начала доказывать собственную состоятельность в какой-либо развлекательной или социально значимой профессии.
Однако интернет-платформы к микроселебрити отнеслись настолько серьезно, что под рост их аудиторий оперативно создали механизмы монетизации контента. Ведь не платформенный онлайн-бизнес охотно пошел на рекламные интеграции в наиболее посещаемых блогерских каналах.
Сами блогеры продают мерч, собирают донаты, публикуют CPA-ссылки, а наиболее успешные из них уводят подписчиков с платформ на собственные сайты и даже примериваются, не заказать ли OEM-фабрикам партии физических товаров, которые можно реализовать под своей личной торговой маркой.
Всего за несколько лет блогеры обрели множество способов монетизации контента «про чувства, про жизнь, про меня». И их заработки, например, в России уже превысили доходы газет и журналов. За 2020 год в одних только YouTube и Instagram отечественные блогеры легально заработали 11 млрд рублей. Если же учитывать «серые» продажи, то сумма может оказаться в 2 раза выше.


И вся эта экономика выросла из вебкама, но не того, о котором все подумали
Как сообщает в своей обзорной научной работе «Значение аффективного труда в культуре интернет-селебрити» преподаватель и аспират ВШЭ Екатерина Колпинец, история явления восходит к деятельности первого поколению девушек, придумавших вебкам-блоггинг примерно в конце 1999 года.
В отличие от моделей, предлагавших приватную трансляцию с собой в главной роли лишь одному заплатившему за нее клиенту, эти блогерши распространяли картинку с вебкамер, установленных дома, среди всех желающих через тогдашние социальные сети (преимущественно LiveJournal).
Это явление выросло отчасти из движения американского женского самиздата, вызванного к жизни еще в 80-х недовольством молодых амбициозных девушек тем фактом, что мужчины доминировали в те годы даже на инди-сценах — в музыке, моде и т. п. А часть первых вебкам-блогерш была мотивирована возможностью получить массовую популярность, не прикладывая значительных усилий.
Их возраст в те годы составлял от 20 до 30-ти, большинство не продержалось «в эфире» и трех лет, хотя некоторые пионеры видеоблоггинга и по сей день продолжают поддерживать связь с аудиторией, но уже в формате постов в соцсетях.
Подробнее об истории становления вебкама как домашнего reality show можно узнать из книги цифрового этнографа Терезы Сенфт «Camgirls: Celebrity and Community in the Age of Social Networks» (2008 г).
Продвинем ваш бизнес
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Получать сплетни от героев самих сплетен
Изучая современных блогеров из разряда «про меня и мои чувства», ученые поначалу предположили, что интерес аудитории к ним вызван позитивными эмоциями, которые приносит домашний контент, и подлинностью того, что с блогерами происходит в кадре. Однако наука быстро отказалась от столь наивной точки зрения.
Теперь в специальной литературе в ходу такие академические термины, как calibrated amateurism (выверенный дилетантизм), calculated authenticity (рассчитанная аутентичность), curated imperfection (продуманное несовершенство) и aspirational ordinariness (желаемая обыденность). О чем это говорит? Увы, о том, что «подлинность» блогеров не подлинна.
Да и с положительными эмоциями вышло не очень. На деле оказалось, что трансляция негативного аффекта прекрасно привлекает зрителей, увеличивает число подписчиков и укрепляет фан-базу.
Например, «тревожные и слезливые» блоги имеют значительную популярность. И на данном этапе наука считает, что причиной этого феномена являются две веши:
- нормализация лайфстриминга — приятие широкими массами как одобряемого социального поведения публичной трансляции человеком собственной жизни, в том числе интимной;
- рост популярности «экономики настроения», в которой (цитата) «…легитимность и самоценность приобретаются не за традиционные валюты, такие как работа, брак или классовая солидарность, а за счет способности организовать свои эмоции в повествование о самотрансформации».
Проще говоря, аудитория готова с интересом смотреть, как блогеры «просто живут» и со временем меняются как личности (на самом деле, как персонажи) день ото дня.
Современные интернет-пользователи, потребляя контент видео-блогеров и стримеров, как бы получают сочные сплетни из самых первых рук — от героев самих сплетен. Мало того, переживания блогеров вовсе не обязательно должны быть истинными, их жизнь в кадре — аутентичной, а контент — положительно окрашенным.
Аудитория может многократно и публично уличать блогеров в лицемерии, прямом обмане, хайпе на несчастьях, болезнях и даже гибели их близких, но все равно не перестает потреблять блогерский контент.
Подписчики популярных интернет-персонажей часто и обоснованно подозревают, что микроселебрити тщательно конструируют свою «непосредственность», и что вся подлинность происходящего в кадре постановочная — в точности как на ТВ.
В комментариях у блогеров творится ад, там бродят толпы хейтеров, но волшебным образом весь этот движ лишь увеличивает социальный капитал новых веб-звезд.
Автор этих строк не хотел бы здесь приводить вопиющих примеров, мягко говоря, амбивалетного поведения российских микроселебрити и отсылает жаждущих их получить к уже упоминавшейся выше научной работе Екатерины Колпинец — в ее тексте достаточно трешовых историй (вплоть до описания завирусившегося стрима с попыткой самовыпила). Мы здесь рассматриваем не частности, а само явление, и даже хотим найти в нем положительные стороны.
Их немного, но они есть. Скажем, в общем массе «блогов про чувства» встречаются социально значимые — рассказывающие о жизни и адаптации в обществе людей с инвалидностью, психическими расстройствами, людей, переживших домашнее или криминальное насилие, людей, подвергшихся дискриминации по тому или иному признаку и т. п.
Контент таких блогов помогает уменьшить несправедливую стигматизацию «неправильных», «уродов», «психов» и постепенно работает на гуманизацию социума.
Другим положительным качеством «аффективной экономики» блоггинга является то, что она дала людям с творческой жилкой, производящим собственный продукт, а не «просто живущим» в кадре, новые способы заработать на жизнь.
Некоторые форматы современного аффективного блоггинга используют профессионалы самых разных гуманитарных областей — от психотерапевтов до музыкантов, от дизайнеров до мастеров хэндмейда — и обретают благодаря им заинтересованную аудиторию.
Хотя рекордные сотни тысяч подписчиков и миллионы просмотров, как правило, имеют непрофессионалы ни в чем, кроме сомнительного доморощенного лицедейства.
Куда вырулит «аффективная экономика» блогеров в будущем
Автор находит уместным привести здесь мнение по теме провокационного, с налетом мистики, но вместе с тем прагматичного блогера-предпринимателя Алексея Крола. Это опытный, возрастной русскоязычный автор, живущий в США и успешно монетизирующий собственное перо.
В частности, Крол прогнозирует:
- Блогеры станут зарабатывает на инфопродуктах. Каждый начнет запускать собственные, рассчитанные на имеющуюся лояльную аудиторию. Мотивация аудитории к покупке — приблизиться к социальным результатам инфлюенсера.
- Популярные микроселебрити по мере роста попытаются перетащить аудиторию с платформ на личные сайты, чтобы не зависеть от часто враждебных телодвижений интернет-гигантов. Вероятно, эти сайты будут представлять собой частные соцсети, закрытые и платные — вроде клубов.
- Блогеры начнут создавать private labels — выпускать товары под собственной маркой, сделанные для них в Китае, Пакистане, Турции и т. п. Но продавать их будут не на маркетплейсах, а на собственных торговых площадках.
- Со временем блогеры начнут превращать эти площадки… в маркетплейсы, но предоставлять витрины на них станут лишь избранным брендам за комиссию с продаж в размере 10-30 %.
Визионерство Крола представляется здравым, кое в чем подкрепляется наблюдениями ученых и опытом самих участников блогерской «аффективной экономики».
Сегодня мы обязаны констатировать факт: из доморощенных женских reality shows начала 2000-х всего за два десятилетия выросла целая новая отрасль — неоднозначная, амбивалентная, этически сомнительная, но изрядно накаченная деньгами.
Как выясняется, транслировать любые эмоции на большую аудиторию — выгодное дело, ставшее практически профессией, несмотря на то, что в ней не нужно уметь делать что-то ценное для социума…
Источник: texterra.ru