Как травить одноклассников

В студии программы «Утро в Петербурге» Ирэна Пахомова, психолог.

Тимофей Зудин, ведуший:

Прямо сейчас мы поговорим о таком явлении, как буллинг – от английского слова bullying, то есть это травля, с которым, к сожалению, очень часто сталкиваются школьники.

Ксения Бобрикова, ведущая:

Ирэна, здравствуйте. Я думаю, что раньше мы просто не знали слова буллинг, но травля присутствовала всегда. Вот хороший пример – фильм «Чучело» это конец 80-х.

Тимофей Зудин, ведуший:

Давайте попробуем выяснить, каким образом определить, что ваш ребёнок сталкивается с этим явлением.

Ирэна Пахомова, психолог:

Это действительно не новая ситуация, и в советствкое время это было, она называлась травлей. На что вам стоит обратить внимание. Ну, первый такой яркий признак – это ребёнок отказывается идти в школу, хотя видимых причин для этого вроде бы нет. Второе – это снижение в учёбе, хорошо учился — стал учиться плохо. резкие перепады настроения – от истерик до возбуждения, до какого-то радостного состояния.

Социальный ролик (буллинг)

Поскольку много видов буллинга, есть и физическиий буллинг, и вы можете заметить какие-то травмы или порезы на ребёнке. Ещё такой момент – у него могут пропадать какие-то вещи и он не может рассказать, куда они делись. Пропала сменная обувь и он толком не может объяснить.

Вот это такие основные моменты. И ещё я вам рекомендую такой дополнителный момент – если ребёнок заболел и ему вдруг почему-то не у кого узнать домашнее задание, он ни с кем не может связаться из одноклассников. Для вас это тоже информация о том, а не социальный ли там буллинг.

Ксения Бобрикова, ведущая:

Ирэна, смотрите, если у меня возникают вот такие подозрения. Подростки, если мы говорим о подростках, да уже после 8-9 лет детки уже более закрытые от родителей и ребёнок не хочет мне говорить, что происходит. Но по признакам, которые вы назвали, я понимаю, что что-то здесь не то – какие мои действия как родителя?

Ирэна Пахомова, психолог:

У нас тут несколько вариантов. Первый вариант, это как я его называю — выход из-за печки. Вы можете с ребёнком сесть и посмотреть совместно фильм про буллинг – тот же «Чучело», есть американский фильм «Кэрри», их много. Просто сесть и обсудить потом вместе. Ребёнок ведь почему не рассказывает – он может вам не доверять и ему кажется что это нормально, он не справится, ему не помогут.

Когда он посмотрел фильм, он увидел что это — ненормально. Что есть пути выхода их этого. И вот это его подтолкнёт разговаривать с вами. Даже если это произойдет не с ним, а с кем то из его однокласников.

Ксения Бобрикова, ведущая:

Потом ведь, может быть стыдно признаться в своей слабости? Ведь некоторые дети подумают, что родитель пойдёт разбираться в школу. А это же вообще ещё больше травмирует.

Тимофей Зудин, ведуший:

Зависит ли это о социального статуса, или от школы? Или может быть в платных школах это явление менее частое?

МЕНЯ ТРАВИЛИ В ШКОЛЕ?

Ирэна Пахомова, психолог:

На мой взгляд не зависит. И бывает обеспеченная семья и там бывает жертва буллинга, и бывает наоборот, то есть я такой корреляции не уидела.

Ксения Бобрикова, ведущая:

А вот если вернуться к моему вопросу. Вот мы посмотрели фильм, к примеру, дальше что я должна сделать?

Ирэна Пахомова, психолог:

Самое первое и самое главное – или вы посмотрели фильм, или вы просто стали спрашивать: как проходит день, перемены, на обеде… и самое главное это снять чувство вины с ребёнка. Он всегда считает себя виноватым. Жертва буллинга – это я виноват, это я изгой. И первое что вы ему говорите – ты вообще не виноват! Это такая обстановка, такие люди, ты не винват.

И тогда он выдохнет и будет готов вам что-то говорить.

Тимофей Зудин, ведуший:

А всегда ли это правильная позиция. Может ребёнок ведёт себя не так?. Может он задирался сам, задавался?

Ирэна Пахомова, психолог:

Жертвами буллинга становятся дети чувствительные и слабые. Он не будет агрессировать – жертва буллинга, он наоборот будет замыкаться и уходить в себя. Если они видят, что он агрессивный, они видят, что у него есть какая-то сила, они могут отступить. А здесь как раз наоборот – это детки слабые, это могут быть отличники, например или ребёнок с какой-то особенностью, каким-то заболеванием, или наоборот двоечник.

Еще по теме:  Одноклассники птица говорун слово с 8 букв

Другие сюжеты

2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55

2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55
2 сентября 03:55

2 сентября 03:55

Источник: tvspb.ru

Буллинг в школе – кто и почему становится жертвой травли

Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва. Важно помнить, что буллинг – это проблема не двух человек, преследователя и жертвы. Это проблема всего коллектива, всей системы. Разбираемся в вопросе вместе с педагогом-психологом Натальей Князевой.

Особенностью травли является вовлеченность всех – и булли (тот, кто травит), и жертвы, и свидетелей. Такой процесс не оставляет в стороне никого. Травмируются в той или иной степени все – жертва (невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия), свидетели (что не помогли, что помогли и тоже стали жертвами), булли (унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать)».

Когда я начала писать о буллинге, я попросила знакомых поделиться личными историями. Ожидала услышать про наши дни, а получила рассказы 15-, 20-, 30-летней давности из школьного детства. Это поразило – эпизод давнего прошлого до сих пор жил в памяти моих знакомых вместе с эмоциями и чувствами того периода. И хоть с травлей можно столкнуться в любом возрасте и в любом коллективе, школа – это то место, где чаще всего с ней встречаются впервые. Поэтому в этой статье мы поговорим именно о школьном буллинге.

Что такое буллинг?

«Травля, или бýллинг (англ. bullying) – запугивание, физический или психологический террор, агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег), направленный на то, чтобы вызвать у жертвы страх и тем самым подчинить её себе», – такое определение можно найти в Википедии.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, и этим травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. И если конфликт – это единичное происшествие, которое тоже может быть довольно жёстким, то буллинг – это долгосрочное и обдуманное насилие, которое жертва не может остановить самостоятельно.

Травля может проявляться как в физической (драки, повреждения или кражи личных вещей), так и в психологической форме в виде оскорблений, угроз, бойкота, психологического давления.

Активно набирающий «популярность» кибербуллинг , или электронная травля, может происходить через смс-сообщения, социальные сети, создание компрометирующих веб-страниц или размещение унижающего, оскорбляющего видео-контента.

«Особенностью травли является вовлеченность всех – и булли (тот, кто травит), и жертвы, и свидетелей, – комментирует Мария Герасимова, психотерапевт Центра при МИГиП (Московского Института Гештальта и Психодрамы) по устранению агрессии и насилия. – Такой процесс не оставляет в стороне никого. Травмируются в той или иной степени все – жертва (невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия), свидетели (что не помогли, что помогли и тоже стали жертвами), булли (унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать)».

Кто и почему становится жертвой буллинга?

«Согласно стереотипу, травят только «ботаников», «лохов», «деклассированных элементов». На самом деле, жертвой может стать кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем», – пишет Наталья Цымбаленко в своей книге «Буллинг. Как остановить травлю ребёнка». Узнав о буллинге в школе, Наталья не только смогла прекратить преследования одноклассниками своего сына Пети, но и написала книгу с памяткой для родителей.

«Я училась в спортивном классе с тренировками по два раза в день. Плавала лучше всех девочек и даже многих мальчиков. Училась легко, на одни «пятерки». Самая лучшая в плавании и к тому же – отличница. Меня «чморили», дали обидное прозвище, которое ещё много лет я не могла произнести.

Еще по теме:  Как сделать переводчик в Одноклассниках

Выхожу как-то из бассейна, – а на стене портрет в образе свиньи и моя «кличка». Екатерина, 31 год

Поводом для начала травли может стать всё, что угодно : внешний вид, физические особенности, какая-то «не такая» одежда, необычные имя или фамилия, увлечения «не по возрасту». Важно также то, что даже убрав этот «раздражитель», буллинг не прекратить.

«Это было в нашем классе, примерно в подростковом возрасте, как раз после просмотра фильма «Чучело». Лидер всех девочек предложила объявить бойкот моей лучшей подруге, и мне заодно, так как я не встала на их сторону». Оксана, 49 лет

«Всё началось 1 сентября в 9 классе. Я одела открытую блузку с воланами, в которой моя большая грудь казалась ещё больше. Каждый день на переменах меня окружали хулиганы, приставали, пытались унижать. Я боялась идти в школу, одевала большие свитера, чтобы всё скрыть. На переменах быстро перебегала из класса в класс и не выходила в школьный коридор». Светлана, 38 лет

Источник: dzen.ru

Как остановить травлю ребенка?

Как остановить травлю ребенка?

Чудесные школьные годы — пора взросления, формирования личностей, первых влюбленностей — нередко бывают омрачены конфликтами, выяснениями отношений и таким серьезным испытанием, как буллинг. Попробуем разобраться, что это за явление, почему возникает желание травить более слабого одноклассника и как выйти из непростой ситуации без жертв.

Что такое буллинг?

Как остановить травлю ребенка?

Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство, травля) — это агрессивное поведение одного ученика или группы учеников по отношению к более слабому однокласснику. По данным исследований шведско-норвежского психолога Дана Ольвеуса, буллинг чаще возникает в начальной и средней школе, а к старшим классам потребность преследовать, прессинговать кого-либо у подростков идет на спад.

Травля вовсе не обязательно принимает форму физического насилия — жестокого обращения, побоев, порчи вещей. Довольно часто агрессоры «ограничиваются» психологическими приемами, что для жертвы оказывается не менее травмирующим:

  • оскорбления;
  • словесные издевательства;
  • унижение;
  • бойкоты;
  • сплетни и слухи;
  • злые шутки, насмешки;
  • угрозы.

Рядовой конфликт или травля — в чем разница?

Как остановить травлю ребенка?

Жизнь в коллективе — не важно, детском или взрослом — сложно представить без ссор, выяснения отношений. Нужно четко понимать, когда конфликт перестает быть рядовым и перерастает в преднамеренную травлю — бессмысленную и беспощадную.

Ключевые отличия такие:

  1. Участники конфликта равноправны, а сама агрессия симметрична: поругались, подрались, помирились. В случае с буллингом все иначе: беспомощной жертве приходится противостоять сильному и властному агрессору, у которого есть явное преимущество, а чаще всего — и мощная поддержка.
  2. Если конфликтная ситуация в большинстве случаев возникает спонтанно, никем не планируется, сопровождается эмоциональным «взрывом», то травля представляет собой намеренное, продуманное преследование, когда «главарь» знает, как сделать больнее, как достичь своей цели.
  3. Конфликтующие стороны несут одинаковую ответственность за свою стычку. Жертва буллинга не виновата в том, что стала мишенью для издевательств. Ее выбрал агрессор для решения своих проблем — например, для самоутверждения.
  4. Конфликт, как правило, быстротечен. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы как можно скорее выйти из неприятной ситуации. Травля сводится к выматывающему психологическому и физическому давлению на жертву, может длиться довольно долго.
  5. У каждого конфликта есть решение. Преследование можно только прекратить.

Как понять, что вашего ребенка притесняют?

Как остановить травлю ребенка?

Став жертвой одноклассника-агрессора или свидетелем травли, дети не спешат делиться своими переживаниями с родителями. Причины могут быть разные: стесняются, чувствуют себя виноватыми в происходящем, считают, что сами должны все решить, боятся стать стукачами или даже думают, что взрослые только все испортят, сделают еще хуже. При этом участие и поддержка родителей необходимы. Чтобы вовремя распознать неладное и прийти на помощь, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Ребенок стал хуже учиться, не хочет идти в школу.
  • Участились простуды и другие заболевания.
  • Возникают непонятные боли в животе, груди,
  • Ухудшился аппетит.
  • Сон стал беспокойным, нередко мучают кошмары.
  • Повысилась тревожность.
  • Большую часть времени ребенок пребывает в подавленном состоянии, грустит.
  • Стал очень осторожным, излишне уступчивым, молчаливым.

Признаки школьного «агрессора»

Как остановить травлю ребенка?

Главное действующее лицо школьной драмы — зачинщик травли, буллер или булли (тот, кто придумывает «козни» и возглавляет группу преследователей). Самой распространенной причиной прессинга становится желание выделиться, самоутвердиться, в некоторых случаях — личная месть.

Еще по теме:  Меня бесят мои Одноклассники что делать

Психолог Дан Ольвеус обращает внимание на такие признаки школьного буллера, как:

  • Желание быть в центре внимания.
  • Физическая сила.
  • Легкая возбудимость, импульсивность.
  • Агрессивное поведение.
  • Уверенность в своем превосходстве.
  • Отсутствие эмпатии.
  • Неспособность идти на компромисс.
  • Стремление быть лидером в классе.
  • Слабый самоконтроль.
  • Высокий уровень притязаний.

Такие ребята уверены в том, что достичь своих целей гораздо проще, подчиняя, унижая слабых, подтверждая свое превосходство. Нередко такое поведение, такой образ мыслей — результат семейного воспитания.

Кто чаще становится жертвой травли?

Как остановить травлю ребенка?

Мишенью для нападок, издевательств, злых шуток становятся тонкие чувствительные натуры, которые не могут постоять за себя. Им не свойственно агрессивное поведение. Они не умеют проявлять настойчивость, показывать окружающим уверенность в себе, отстаивать свои интересы. Чаще всего жертва старается продемонстрировать, что оскорбления, тычки, плевки совсем ее не задевают, хотя при этом может покраснеть, едва сдерживая слезы.

По результатам исследований Дана Ольвеуса, можно выделить два типа жертв буллинга:

  1. Физически слабые, неуверенные в себе дети с повышенной тревожностью, которые очень эмоционально реагируют на все и предпочитают обществу своих ровесников общество взрослых.
  2. Дети, которые своим внешним видом или поведением провоцируют негативное отношение к себе. Например, неряхи или слишком бурно реагирующие на действия преследователей.

Невольным провокатором травли может стать учитель, который выделяет в классе ученика, которому чаще других предъявляет претензии, публично унижает его, «раззадоривая» тем самым буллеров.

«Отверженными», «униженными и оскорбленными» могут быть:

  • «любимчики» учителей или воспитателей;
  • «прилипалы», которые чувствуют себя в безопасности, только когда находятся в тесном контакте со взрослым, буквально виснут на нем;
  • «шуты» — легковозбудимые, неуверенные в себе дети, которые стараются привлечь к себе внимание класса неуместными шутками-прибаутками и со временем превращаются в «козлов отпущения», на которых сыпятся все шишки.

Травля в школе может привести к необратимым последствиям для всех ее участников. Жертвы буллинга погружаются в длительные депрессии, которые могут перерасти в более серьезные психические расстройства, задумываются о том, чтобы лишить себя жизни. У буллеров хромает не только дисциплина, но и успеваемость, а ощущение собственного «всемогущества» и безнаказанности в будущем может привести к проблемам с законом. Ребята, ставшие свидетелями травли одноклассника, страдают от чувства вины за свое невмешательство или живут в страхе оказаться на месте «отверженного». Словом, без вмешательства взрослых история может иметь печальный финал.

Как выйти из сложной ситуации?

Как остановить травлю ребенка?

Жертвой травли может стать каждый ребенок — независимо от уровня достатка семьи, «крутости» родителей, уровня интеллектуального и эмоционального развития, а также атмосферы в семье. Поэтому очень важна реакция взрослых, их вовлеченность в ситуацию и активные действия.

Что же поможет вовремя обнаружить проблему и решить ее с наименьшими потерями:

  • Родителям важно обращать внимание на поведение ребенка. Если оно существенно меняется — говорить с ним, наблюдать за ним, выяснять, нет ли каких-то причин, провоцирующих эти изменения.
  • Учителя, завучи, другие сотрудники школы, которые видят детей каждый день, могут стать свидетелями неприятных сцен, разговоров, что также будет поводом для пристального внимания и контроля.
  • Необходимо поддерживать связь с родителями других детей. При обнаружении подозрительных публикаций в соцсетях, странных сообщений в телефоне — инициировать расследование.

Что делать родителям

  1. Встретиться с классным руководителем и рассказать обо всех сомнениях, подозрениях.
  2. Написать на имя учителя заявление с просьбой разобраться в ситуации и принять участие в ее разрешении.
  3. Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
  4. Воздержаться от эмоциональных высказываний, обвинений в адрес педагогического коллектива. Показать свою заинтересованность в мирном урегулировании вопроса и заручиться поддержкой учителей.
  5. При попытках сотрудников школы замолчать проблему, проигнорировать случаи буллинга — обратиться в прокуратуру, управление образованием, добиться проведения проверки действий администрации школы и участников травли.
  6. Если имели место телесные повреждения (даже легкие травмы), необходимо дойти до травмпункта и засвидетельствовать их, а затем обратиться в правоохранительные органы.
  7. Быть на связи с учителем, со школой.
  8. Интересоваться, как дела у ребенка.
  9. С самими преследователями и их родителями самостоятельно общаться не стоит.
  10. Встречаться с агрессорами нужно только в присутствии директора школы, классного руководителя, школьного психолога.

На какой бы стороне конфликта вы ни находились — жертвы, буллера или нейтрального наблюдателя, нельзя недооценивать серьезность ситуации. Единственно возможный способ остановить травлю ребенка — жестко пресечь ее.

Источник: appkk.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...