На «Первом канале» гремит мини-сериал «Троцкий» — роскошная костюмная драма о большевике, которого левые интеллектуалы, да и интеллигенция вообще держат за своего парня, а простые люди, верующие и консервативные мыслители — считают самым злым и жестоким революционером в истории. Неспроста разнообразных прогрессистов, гуманистов, леваков, социал-демократов, западников, либералов и других людей, выступающих против Сталина, называют троцкистами. В народе есть множество пословиц и поговорок, отсылающих к Троцкому как к отрицательному персонажу, например, «лгать как Троцкий». Или вот в маленьком, но гордом подмосковном городке Видном проворовавшегося мэра Троицкого бунтующий народ иначе как Троцким не называл. Даже самые юные протестующие понимали, что Троцкий — это что-то плохое.
Надо сказать, к выходу фильма левые подготовились загодя. Писатель Алексей Цветков создал в Facebook целое сообщество для обсуждения сериала. Таким способом он решил вовлечь зрителей «Первого канала» в орбиту левой мысли. В сообществе вспоминали разное — от «Фриды» до того лирического фильма, где Троцкого косплеил канадский старшеклассник.
ЗА ЧТО ТРОЦКИЙ БЫЛ ВЫСЛАН ИЗ СССР
Кроме того, там обсуждали трейлеры нового сериала. Например, режиссер Всеволод Лисовский писал, что диалоги ненатуральные, а мизансцены — театральные в худшем смысле этого слова. «Хабенский, бездарно сыгравший Колчака, так же бездарно играет Троцкого», — добавлял современный художник Анатолий Осмоловский. «С сиськами явный перебор», — сходились во мнении остальные комментаторы.
Сам Цветков пришел к выводу, что создатели сделали в фильме два слоя: один для массового зрителя, которого по-настоящему напугает аморальный человек, еврей, интернационалист и убийца русских, другой слой — для утонченных, «истероидных» людей, которым понравится барочный и порочный дьявол-сверхчеловек.
Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.
Сами левые в день 100-летия революции общались со «Штормом» не очень охотно. Они как раз строили колонны, бегали с мегафонами, старались все правильно организовать. Сергей Удальцов сказал, что тема Октября для власти — сложная, и поскольку полностью ее замолчать нельзя, остается только замыливать, то есть замещать память о событии революции «блокбастером с элементами желтизны».
«Именно поэтому они на первый план выдвигают фигуру Троцкого, учитывая, что в обществе даже по национальному вопросу к нему не всегда самое правильное отношение, — пояснил лидер «Левого фронта». — Мне кажется, что это такой хитрый ход». Удальцов отметил, что именно для этого в сериал введены эротика, сюжеты, связанные с психоанализом, а также комические эпизоды вроде потасовки с Лениным (лидер РСДРП завлекает Троцкого в свою фракцию, угрожая сбросить с крыши).
«Это спланированная акция, чтобы сместить акценты на обсуждение национального вопроса: мол, «Кто такие эти большевики? Да, евреи одни! А где они брали деньги?» В общем, все превращается в треш», — подытожил Удальцов.
4 Действия, Которые Изменят Жизнь Даже Ленивого Человека! (Древс и Дмитрий Троцкий)
Леонид Развозжаев тоже отметил, что сериал «Первого канала» воспроизводит лучшие образцы как геббельсовской, так и американской антикоммунистической пропаганды. Активиста это немного расстраивает, ведь помимо наследия Ленина и Сталина современному левому политику глупо не использовать также и наработки Троцкого.
В свою очередь историк, публицист и теоретик современного искусства Илья Будрайтскис подчеркнул, что у современной российской власти для граждан припасено два «режима» отношения к Октябрю, которые нужно применять одновременно. С одной стороны, власть хочет, чтобы мы все национально помирились и относились к 1917 году как к «части нашей общей истории», а с другой — чтобы мы содержательно ненавидели революцию «как крушение государства, торжество внешних врагов и ложных ценностей».
«Для подобных «уроков истории» Троцкий — идеальная фигура, — поясняет Будрайтскис. — Это один из лидеров революции, который (в отличие, например, от Ленина) уже давно и прочно дискредитирован в общественном сознании. Лев Троцкий оставался антигероем на протяжении всего советского периода, и его отторжение — как врага порядка и государства — глубоко укоренено в политической мифологии нескольких поколений. Сейчас эти достижения советской идеологической работы можно использовать, чтобы атаковать революцию в целом».
Историк объясняет, что для для достижения этой цели лучше всего отвлечься от идей Троцкого и от реального исторического контекста, а сосредоточиться на «психологизме».
«Троцкий выступает лишь наглядным примером сосредоточения в одном лице фанатичной преданности нелепым идеям, неуемной жажды власти, эгоизма, безбожия и жестокости. Его жертвами выступают женщины, священники, дети и кролики. Троцкого не пугает пролитая кровь — наоборот, она придает ему новые силы. В лице Троцкого нам показывают концентрацию революции, которая не несет ничего, кроме горя, и способна превратить в трагедию даже жизнь своих вождей. Вот основной вывод, к которому должен подвести зрителя этот пошлый и жалкий сериал», — отметил эксперт в беседе со «Штормом».
Между тем, Цветков считает, что пусть фильм и задуман для того, чтобы дискредитировать революцию через фигуру с максимально высоким антирейтингом, троцкистам не стоит унывать. Всегда ведь остается возможность «накормить власть ее же дерьмом». Современная молодежь такая: сделаешь им изверга, а они возьмут, да и проникнутся нежностью.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)
Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»
Источник: dailystorm.ru
Наследие Троцкого поможет разобраться с будущим России
Прошло более ста лет после революции 1917 года и начала Гражданской войны, но споры о личности Льва Троцкого, бывшего на тот момент фактически вторым человеком в стране, до сих пор продолжаются. При этом многие подчерпнули фактически все свои сведения о нем из посредственного сериала, а современные школьники и вовсе почти ничего не знают о его роли в российской истории. О том, чем мы обязаны Троцкому, что стало с троцкизмом и как связана публицистика революционера с будущим России, «Росбалту» рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Резник.
— Личность Троцкого окружена множеством мифов и стереотипов еще с советских времен. Но СССР распался, мы отметили столетие революции — и к чему пришли? Изменилось ли наше представление о том, кем же все-таки был один из главных организаторов Октябрьской революции?
— О Троцком можно говорить в контексте политики забвения и избирательности исторической памяти. Его фигура была неудобна очень многим. Поэтому постсоветское представление о нем — это микс белоэмигрантских, чаще всего сугубо антиреволюционных, взглядов со сталинистскими. С одной стороны, Троцкий служит воплощением всего зла революции и большевизма. С другой — является предателем, Иудой, который каким-то образом проник в партию, будучи агентом всех разведок и квинтэссенцией всего, с чем необходимо бороться коммунистам.
Конечно, постсоветская память не монолитна. Не думаю, что есть некий государственный взгляд на Троцкого. Но чаще всего мы сталкиваемся с разными формами если не демонизации его фигуры, то во всяком случае крайне негативного отношения. И дело даже не в самой личности этого революционера, которая для многих по-прежнему является загадкой.
Главное, что он является символом определенных процессов. Люди, которые даже к Ленину относятся нейтрально, не любят Троцкого, так как считают его фанатиком — благодаря мифу о том, что он был готов пожертвовать всем, в том числе Россией, для реализации своих сумасшедших взглядов.
То есть в конъюнктуре последних лет Троцкий — антитеза патриотизму, демон, свалившийся «на голову» страны буквально из ниоткуда, чуждый нашей культуре и русскому народу. И только у небольшой группы высокообразованных интеллектуалов эта фигура ассоциируется не с политической борьбой добра и зла, а с творчеством, культурой и наукой.
Он отслеживал и ценил почти всю авангардистскую литературу и по сути сдерживал развитие того, что в дальнейшем стало соцреализмом. Троцкий считал, что партия и государство не должны искусственно взращивать «пролетарскую культуру» и диктовать писателям, что им делать. Эта часть его биографии целиком отсутствует в абстрактной коллективной памяти, что связано отчасти с забвением той эпохи в культурном воплощении. На самом деле столетие революции никто не заметил, да и условное российское государство старается не касаться данных вопросов. Оно прекрасно отдает себе отчет, что однозначные оценки конкретным личностям лучше не давать, пока на них отсутствует спрос.
— Продюсеры выпущенного к юбилею революции сериала «Троцкий» преподносили его как коммерческий проект, снятый для продажи сервису Netflix. Но не кажется ли вам, что он в том числе представляет собой трансляцию в массы условно официального представления о Троцком и его роли в истории — да и вообще некую оценку «сверху» всей революции?
— Телесериал Троцкий — ужасная халтура. Мы даже не знаем, о каком типе кино говорим — историческом, основанном на реальных событиях, или еще каком-то. Но, конечно, реверансы в сторону идеологических трендов нашего государства были сделаны, что особенно хорошо поняли критики сериала на Западе.
Они верно уловили его основной посыл: любая революция — это плохо.Там буквально есть отсылки к Майдану: была полностью выдуманная сцена с попыткой снайпера застрелить Троцкого, чтобы спровоцировать эскалацию революции в 1905 году. В реальности ничего такого и близко не было. А сам Троцкий в интерпретации создателей сериала — воплощение революции, «образцовый революционер».
Стоп-кадр из сериала «Троцкий»
— Можно ли предположить, что это и воплощение оппозиции нашему режиму?
— Я бы так не сказал. Вопрос стоит более абстрактно. Что революция — это всегда какой-то политический заговор, что за ним стоят фанатики, которые рвутся к власти. Они могут быть талантливыми, они могут быть симпатичными. Но это эгоцентричные, беспощадные и жестокие люди. И что революция — это крах государственности и всегда разочарование.
Классический нарратив, которому уже 200 лет. Сам Троцкий в данном случае просто жертва. Ранее о нем почти ничего не снимали, хотя, как справедливо заметили Эрнст и Цекало, его образ крайне интересен. Он прожил захватывающую жизнь, у него потрясающие мемуары, он является человеком, который во многом сформировал наше представление о революции, но мы сами этого даже не знаем из-за политики забвения.
И вот Первый канал делает доброе дело и возвращает в нашу жизнь Троцкого. Но в каком виде? Это целиком сконструированный образ по типу комикса, который можно было бы сравнить с «Бесславными ублюдками» Тарантино, если бы там присутствовала самоирония. Но нет, все подается серьезно, хотя по сути это просто сборник стереотипов.
Вы берете Троцкого и превращаете его в какого-то маньяка, а окружающих его женщин — в объект деятельности этого озабоченного политической похотью мужчины. По меркам Netflix это ужасно сексисткий сериал, где нарочно извращена роль женщин в революции. Остальные участники тех событий — рабочие, солдаты, крестьяне — на экране превращаются просто в статистов, в массу.
Вот так условные московские элиты видят политику сейчас. Они считают, что ничего никогда не менялось. И «Троцкий» служит удобным каналом для трансляции такой консервативной повестки на всю страну.
— Если отвлечься от мифов, то какова действительно была роль Троцкого в нашей истории? Кем он являлся в первую очередь?
— В ключевые моменты от действий Троцкого зависело очень многое. Мы никогда не можем сказать, как было бы, если. Но сам Троцкий говорил, что в 1917 году без Ленина скорее всего не было бы Октябрьской революции, а без него она бы произошла. То есть поскромничал. Для революции он был незаменимым человеком, это была его стихия.
Он был блестящим оратором — многие современники указывали на «гипнотические» свойства его речи. Кроме того, он обладал кипучей энергией и организаторским талантом, который раскрывался как раз во время таких стремительно развивающихся процессов. Именно Троцкому мы обязаны тем, что называется Октябрьским переворотом, то есть непосредственному взятию власти. Это было похоже на относительно бескровную военную спецоперацию, и Троцкий отвечал за ее техническую часть. Уже тогда было понятно, что это второй человек в партии.
И это был человек гениального склада, как бы громко это ни звучало. Но он никогда не готовил себя к тому, что будет занимать ведущие правительственные должности, не стремился к власти в прямом смысле слова. Я с большим довериям отношусь к его позднему воспоминанию о том, что само взятие власти в октябре 1917 застало его врасплох.
Первое время он думал, что будет заниматься литературой, партийной прессой, пропагандой. И уж точно не планировал, что займет должность наркома иностранных дел. Он подал в отставку после Брестского мира, но долго не у дел не остался, и вскоре был назначен наркомом по военным делам. При этом Троцкий отказался быть председателем правительства.
Он вспоминал, что Ленин предлагал ему эту должность, хотя со стороны Ленина это мог быть просто жест. Но предложение было. И когда Ленин заболел,Троцкий всегда говорил «нет» на просьбы стать его заместителем. С одной стороны, он не очень любил быть заместителем у кого-либо. Но главная причина, которую он называл: Россия не готова к тому, чтобы еврей встал во главе правительства.
— Тем не менее, он встал во главе армии, хотя не был военным, и даже провел ее реформу…
— Вопреки известным стереотипам о нем — как белогвардейским, так и сталинистским — Троцкий прислушивался к чужому мнению и никогда не ставил политический и идеологический взгляд выше профессионального. В сталинские годы политику часто ставили выше рациональных решений. Но Троцкий не был таким человеком.
Поэтому его ведомства всегда отличались профессиональным и дисциплинированным устройством. Он был потрясающим администратором, но тяготился этой работой — в отличие от Сталина. В армии он концентрировался на военно-пропагандистской и идеологической деятельности и старался не вмешиваться в решение собственно военных вопросов.
Балансирование между политикой и военным искусством было для большевиков большой проблемой, потому что они не доверяли старым офицерам, служившим в императорской армии. И Троцкий сделал все от него зависящее, чтобы оградить добросовестных офицеров от нападок ура-революционеров. Иногда он действительно настаивал на каких-то решениях в армейских вопросах — удачно и не очень. Но никогда не лез в «бонапарты», в военные вожди.
— Не будучи военным вождем, как он для себя оправдывал то, что его действия все же приводят к страданиям и смертям?
— Конечно,Троцкий принимал решения, которые вели к большим человеческим жертвам. Известна история, когда он лично приказал расстрелять каждого десятого из бежавшего Петроградского полка. Не хочу создать впечатление, что Троцкий цинично отправлял людей в мясорубку, но он осознавал, что революция — это жертвы, и был готов обрекать людей на страдание в войне за идеалы.
На мой взгляд, Ленин и Троцкий отдавали себе отчет, что революцию всегда делает не большинство, а решение принимается меньшинством во благо или не во благо страны. Они знали, что в тот момент осуществляют диктатуру, но, в отличие от многих политиков, были готовы пожертвовать собой и не считали, что войны являются естественным состоянием человечества и самоцелью. В этом плане они действительно были идеалистами.
При этом руководство партии стремилось к завершению конфликта и, вопреки многим мифам, не было настроены продолжать постоянный экспорт революции за границу. Они понимали, что у всего есть свои резервы. Упиваться гражданской войной Троцкий не любил, но верил в то, что она велась на благо народа.
— Вы не верите в то, что Троцкий мог победить Сталина и встать во главе страны. Но чем его позиция при этом принципиально отличалась от сталинской?
— В конце 1923 года в партии сформировалась левая оппозиция, и Троцкого начали связывать с перспективой возможной демократизации. Но с началом борьбы за власть выяснилось, что доселе незаметный в глазах широких кругов Сталин может переиграть талантливого Троцкого в аппаратной борьбе и оттеснить его от политической власти в прямом смысле слова.
Мы не знаем, как бы все сложилось при ином исходе. Нельзя сказать, что было бы при Троцком вместо Сталина, потому что нельзя представить тоталитарную диктатуру а-ля сталинизм с Троцким на троне. Он вообще очень сильно отличался от Сталина, а условные троцкисты — те, кто был близок к Троцкому политически и культурно — сильно отличались от сталинской команды.
Культ личности для него был неприемлем. Но, думаю, что в случае победы более левой тенденции внутри партии, единовластие бы не сложилось. Возможно, постепенно произошло бы возвращение к многопартийной системе. Не для буржуазных партий, а для социалистов разного толка.
— Таким образом, можно говорить, что идеи Троцкого предполагали совершенно другой путь развития России?
— У Троцкого действительно было собственное представление о том, каким должен быть социализм и как должна развиваться страна. В этом смысле его программа имела значение в контексте дискуссии внутри компартии. Во-первых, для Троцкого и троцкистов было важно называть вещи своими именами.
Они не стали бы объявлять о построенном в стране социализме накануне массового голода, как это сделал Сталин. Потому что для них социализм означал более гуманную и менее насильственную для людей систему, нежели капитализм. Во всех отношениях, в том числе и культурном, это должно было быть общество, которое стоит на одну ступень выше. Социализм у Троцкого точно не ассоциировался со сверхцентрализованным госаппаратом и диктатурой узкой группы людей, которые объявляют себя вождями народа. А также с отменой абортов, патриотическим креном, ксенофобией, этническими депортациями.
Во-вторых, Троцкий поддерживал интернационализм, установку на мировую революцию. Например, те политические зигзаги, которые предпринимал Сталин, для Троцкого были немыслимы. Это касается и пакта Молотова-Риббентропа, и послевоенного раздела мира, когда социализм насильно насаждали на подконтрольных СССР территориях, но не поддерживали его там, где люди сами за него боролись, например в Греции. Такой циничной политики Троцкий никогда не придерживался.
Он не был святым, но его очень сложно поймать на какой-то откровенной лжи. Большую часть своей жизни в эмиграции Троцкий боролся за интерпретацию предшествующих событий, доказывал, что он никакой не предатель, и пытался объяснить, почему принимал те или иные решения. Он не пытался переписать историю, как Сталин.
Среди прочего, троцкизм — это анализ поражения революции, исходя в первую очередь из идеалов самой революции. Троцкий себя до конца считал марксистом, интернационалистом и атеистом. Он был в первую очередь интеллектуалом, который в определенный момент истории оказался на гребне волны, остался верен себе, потерял власть — но не верность своим идеалам.
— Что означает термин «троцкизм» для современных социалистов? Актуальны ли до сих пор идеи Троцкого для них?
— «Троцкизм» изначально был просто ярлычком, которым обозначали небольшую группу сторонников Троцкого. Сначала это был синоним центризма в партии, а затем — радикализации революции. С 1920-х годов троцкизм воспринимался как оппозиционное течение. И после того, как оппозиция объявляется несовместимой с членством в партии, следуют аресты и первые расстрелы.
Уже в конце двадцатых годов троцкизм становится синонимом подпольной борьбы, непримиримой оппозиции по отношению к Политбюро и Сталину. Абсолютное большинство всех оставшихся троцкистов расстреляли в 1936 году. Можно по пальцам пересчитать тех, кто выжил и оставил воспоминания.
Когда Троцкий был за границей, он начал борьбу за создание так называемого Четвертого Интернационала, который в действительности стал неудачной попыткой объединить коммунистов-антисталинистов разных стран. После войны он почти сразу раскололся. Но хардкорные троцкистские партии до сих пор существуют, хотя почти нигде и никогда не приходили к власти.
Очень часто политики, которые называют себя троцкистами, просто представляют левый фланг социалистов. В России тоже предпринимались попытки создать троцкистскую партию, но в итоге они сошли на нет. В «троцкистских» движениях пришли к выводу, что подобная идентичность им ничего не дает, а только отпугивает потенциальных союзников.
Поколение миллениалов уже не ориентируется на предшествующие тенденции, они ищут новые идеи, называют себя «социалистами» или «демократическими социалистами». Для них троцкизм — некий атрибут прошлого. Однако этот термин еще долго будет использоваться в качестве обвинения, необходимого для поддержания идентичности сталинистских партий.
Даже такая абсолютно выхолощенная и в общем-то не левая партия как КПРФ периодически борется с воображаемыми «троцкистами» внутри себя. Просто есть традиция, и они ее используют с тридцатых годов. Да и Владимир Путин тоже периодически говорит о «троцкизме» в очень советском духе.
— С нашей страной понятно, но как Троцкого при этом оценивают на Западе?
— Все зависит от конкретного государства. Во Франции на протяжении десятилетий в президентских выборах участвует два-три кандидата, которые относят себя к троцкистам, и за них голосует несколько миллионов человек. В Англии внутри Лейбористской партии тоже можно встретить троцкистов. В одних странах это небольшие движения, в Латинской Америке — достаточно большие партии.
Все это подпитывается интеллектуальной традицией. Любой человек, который начинает интересоваться социализмом, читает определенных авторов. В зависимости от предпочтений, после Маркса появляется либо крен в сторону Сталина и Мао, либо — Ленина и Троцкого.
Произведения Троцкого можно найти в учебных программах всех западных университетов. И его работы по-прежнему влияют на политические взгляды людей. Но Троцкий находится на уровне таких имен, как Роза Люксембург или Антонио Грамши. Это не наш современник и он не так актуален, как прежде. Но чтобы понять, что произошло и 1917 году и потом, при Сталине, Троцкий просто незаменим.
Многие его свидетельства довольно сильно влияют на интерпретацию важных исторических событий того времени. Поэтому его имя в академических интеллектуальных кругах все знают, о нем сняты многочисленные фильмы и написаны пьесы. В целом медийное присутствие Троцкого на Западе более ощутимо, чем у нас.
— Почему, по-вашему мнению, россиянам до сих пор так сложно понять не только Троцкого, но вообще все ревоюционные события того времени?
— К сожалению, нашему поколению особенно нечем гордиться. Российские интеллектуалы до сих пор не могут выйти из постсоветского состояния. Мне очень трудно представить себе, чтобы через двадцать лет после революции 1917 года Троцкий бы все еще жил дореволюционными понятиями. Для него и его современников это был огромный отрезок времени, своего рода черта. А мы не можем ее перейти.
И нам кажется, что есть какие-то силы, которые постоянно возвращают нас обратно в Советский Союз, что ведет к неприятию опыта 1917 года. Он воспринимается как опасный — как будто если только о нем заговоришь, он снова воспроизведется неким образом. Тот опыт открыл ящик Пандоры и привел в итоге к ужасному исходу, но это был момент, который Россия даже сейчас не способна пережить или понять.
Поэтому фигура Троцкого интересна в том числе для разговоров о будущем, а не только как источник сведений о прошлом. Максим Горький называл его лучшим после Герцена русским публицистом. И я считаю, что имя Троцкого когда-нибудь будет присутствовать в школьных хрестоматиях.
Его образный пафосный язык, на котором сейчас вряд ли кто-то будет говорить — образец того языка, через который можно услышать и прочувствовать эпоху. И мы с ней попрощаемся в этот момент, ощутим разрыв и наметим наши пути будущего, которых сейчас нет. Все просто говорят, кто о чем — «Россия без Путина» и так далее. Но не понятно, что с нами действительно будет дальше.
Источник: storm100.livejournal.com
Троцкий, ссылка и Алма-Ата
18 января Лев Давидович Троцкий вместе с семьей был выслан из Москвы в Алма-Ату. «Дальше едешь, тише будешь», — так, по слухам, прокомментировал это событие Сталин.
«Тучи» над Львом Давыдовичем начали сгущаться уже давно… В январе 1925 года он был снят с поста председателя Реввоенсовета и наркома обороны, хотя и остался в Политбюро ЦК ВКП (б). Но уже в октябре 1926 года Сталин при поддержке Бухарина вывел Троцкого из состава Политбюро. К осени 1927 года Троцкий окончательно потерпел поражение в борьбе за власть.
12 ноября 1927 года одновременно с Зиновьевым он был исключён из партии. Дальнейшие их судьбы, впрочем, отличались. Если Зиновьев предпочёл публично покаяться в «ошибках», то Троцкий наотрез в чём-либо каяться отказался. 14 ноября 1927 года Троцкий был выселен из служебной квартиры в Кремле, и остановился у своего сторонника Александра Белобородова. 3 января 1928 года политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о его высылке.
18 января 1928 года Троцкий был силой доставлен на Ярославский вокзал Москвы и выслан в Алма-Ату, причём сотрудникам ГПУ пришлось нести Троцкого на руках, так как идти он отказался. Кроме того, по воспоминаниям старшего сына Троцкого Льва Седова, Троцкий с семьёй забаррикадировался в одной из комнат, и ГПУ пришлось выламывать двери.
По воспоминаниям того же Льва Седова, 18 января 1928 года об отъезде им сообщили за 2 часа до отправки поезда, так что вещи им «помогали» спешно собирать сотрудники ОГПУ. На Ярославском вокзале у «зачищенной» от других пассажиров платформы их ждал отдельный вагон с паровозом. Туда Троцкого тоже доставили на руках сотрудники ОГПУ.
«Дальше нас должны прицепить к поезду «Москва — Ташкент». «Поезд» наш переходит с Северной дороги на Казанскую и доходит до станции Фаустово, верстах в 50-ти от Москвы. Останавливаемся саженях в 80— 100 от платформы; будем дожидаться ташкентского поезда. (…) Скоро подходит поезд, с ним несколько наших чемоданов. Нас прицепляют. Начинаем устраиваться, нам отводят два купе, в одном вещи, «столовая» и я. В другом Лев Давыдович и Наталия Ивановна (ред. – Седова, жена Троцкого)»,
— делится дорожными впечатлениями Лев Седов.
Вскоре, по его словам, в купе Троцкий нарочито громко начинает говорить о том, как у нас высылку не умеют организовать, как следует быть, как и хозяйство наладить:
«Одно к одному. С ненавистью говорит о неряшливости — это не случайная черта. И в хозяйстве, и в теории, и в высылке. Эта черта мелкобуржуазная. (Кстати сказать, как говорили, организация ссылки была под руководством Бухарина.) Тут же Л. Д. заходит «объясниться» с конвоем.
Говорит, что лично против них — лишь исполнителей — ничего не имеет, что демонстрация (т. е. отказ добровольно идти) имела чисто политический характер. Повторяет им о неумении ГПУ организовывать высылку. Шум подняли, вся Москва об этом знает, т. е. достигли как раз того, чего хотели избежать. Кряхтят. Комендант бормочет что-то вроде: «Да, неважно было».
Л. Д. смеется, «Мне приходилось участвовать и организовывать операции посложнее этой; как бы я здесь поступил, будучи на вашем месте. » И он набрасывает им план организации высылки».
31 января, уже из Алма-Аты, Троцкий в телеграмме председателю ОГПУ Менжинскому и председателю ЦИК Калинину сообщает:
«Мы поселены ГПУ в гостинице в условиях, близких тюремным. Питаемся ресторанной пищей, гибельной для здоровья. Не имеем возможности извлечь белье, книги из багажа в связи с отсутствием помещения. Оплата гостиницы, ресторана нам совершенно не по средствам. Необходима достаточная квартира с кухней».
В таких условиях семья ссыльных прожила 3 недели, после чего им выделили дом по адресу ул. Красина, 75.
Троцкий и отсюда продолжал писать жалобы. Например, он возмущался тем, что московские газеты доставлялись с опозданием на 10 дней, а письма могли задерживаться до трёх месяцев.
Тем не менее, условия ссылки по сравнению с тем, что впоследствии ввёл Сталин в 1930-е годы, были довольно мягкими, ссыльный даже смог вывезти свой личный архив, включающий в себя ряд ценнейших для историков документов по истории СССР, в том числе и документов секретных. Возможно, что именно это обстоятельство позволило 49-летнему Троцкому именно во время алма-атинской ссылки начать работу над своими мемуарами, позже вошедшими в книгу «Моя жизнь». Переписку, по воспоминаниям Троцкого, тоже удалось наладить:
«Мы были поселены в доме, со всех сторон окруженном учреждениями ГПУ и квартирами его агентов. Внешние связи лежали целиком на Льве.
Он уходил из квартиры глубокой дождливой или снежной ночью или, обманув бдительность шпиков, скрывался днем из библиотеки, встречался с агентом связи в публичной бане или в густых зарослях, под городом, или на восточном рынке, где толпились киргизы с лошадьми, ослами и товарами. Каждый раз он возвращался возбужденный и счастливый, с воинственным огоньком в глазах и с драгоценной добычей под бельем.
Так в течение года он оставался неуловим для врагов. Мало того, он поддерживал с этими врагами, вчерашними «товарищами», самые «корректные», почти «приятельские» отношения, проявляя незаурядные такт и выдержку и бережно охраняя нас от внешних толчков. За апрель-октябрь получено было около 1.000 политических писем и документов и около 700 телеграмм; отправлено было нами за то же время около 550 телеграмм и не менее 800 политических писем, в том числе ряд крупных работ, как «Критика программы Коминтерна» и пр. Без сына я не выполнил бы и половины этой работы».
Итогом этой «бурной деятельности» стала очередная ссылка, теперь уже за границу: 22 января 1929 года Троцкий выслан из Алма-Аты в Турцию.
Источник: monetam.livejournal.com