Фильм Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» поставлен по незаконченному историческому роману Александра Пушкина «Арап Петра Великого». При написании романа Пушкин опирался на документы и материалы о Петровской эпохе.
Вместе с тем, он переосмыслил некоторые факты, дав волю творческому вымыслу. Так, романе его предок Ганнибал благодаря Петру женится на дочери русского боярина Ртищева Наталье, тогда как в действительности тот женился уже после кончины первого российского императора, причём на темпераментной гречанке Евдокии Диопер.
Но перенос женитьбы в петровское время сделал сюжет ярче, позволил ярко раскрыть характеры персонажей, уже тогда ставших легендарными. На главную роль арапа Ибрагима Ганнибала Александр Митта пригласил одну из самых харизматичных личностей того времени – Владимира Высоцкого. Отмечают, что сам Высоцкий был очень рад этому назначению.
За отказ от дуэли гнать палками ШЕЛЬМУ — Сказ про то как царь Пётр арапа женил (1976)
По его собственным словам, в картине у него возникла возможность сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире».
Возвратившись в Россию, Ганнибал начинает участвовать в светских мероприятиях, где знакомится с Натальей Ртищевой. Он влюбляется в девушку, и Пётр решает женить своего крестника на ней. Но Наталья боится арапа, а тот, в свою очередь, не хочет брать её в жёны насильно, чем вызывает гнев государя… Стоит отметить, что руководство Мосфильма было против утверждения Высоцкого.
Но Митта был убеждён в своём выборе и сумел продавить кандидатуру. В итоге назначение Высоцкого на главную роль оказалось 100-процентным попаданием. Ганнибал стал как бы отражением на экране самого Владимира Семёновича – личности сильной, темпераментной, независимой, наделённой исключительной энергетикой.
В фильме перед зрителями предстаёт человек исключительного достоинства и чести. Его история – это история борьбы за самого себя, история противостояния царю и вельможам. А ещё это история одинокого человека, которого никто не понимает.
В фильме Ганнибал так характеризует сам себя: «Лицом — арап, а душой — русский, офицер, а книгу люблю больше шпаги, любовник, которого не любили, отец которому не суждено видеть своего дитя».
Но Митта видел в образе Петра Первого именно этого актёра. Алексей Петренко сыграл роль российского самодержца, может быть, несколько стереотипно, но очень сочно, от души, демонстрируя его характер без всяких прикрас, со всеми достоинствами и недостатками. И это делает героя по-настоящему живым и притягательным.
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (мелодрама, реж. Александр Митта, 1976 г.)
Блестяще выглядят и другие персонажи фильма: нежная, ранимая Наташа Ртищева в исполнении Ирины Мазуркевич, комичный Филька Валерия Золотухина, туповатый Сергунька Ртищев Михаила Кокшенова, задиристый Михайло Говоров Семёна Морозова, опытный царедворец Ягужинский Олега Табакова и ох какой непростой шут Балакирев Михаила Глузского. Весь сюжет фильма преисполнен тонкой иронии.
Этот тон задаёт не только игра актёров, но и удивительная музыка Альфреда Шнитке. Примечательно то, что Высоцкий предлагал использовать в фильме две собственные песни. Однако уже в процессе монтажа Митта понял, что по своей стилистике они диссонируют с кинокартиной, и вынужден был отказаться от них.
А вот музыка Шнитке отлично вписалась в сюжет, создав соответствующую атмосферу. «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — это, и не комедия, и не мелодрама, хотя здесь присутствуют и комические моменты, и лирические, романтические сцены. Местами сюжет откровенно напоминает лубок. Но, кто сказал, что лубок не может быть шедевром?! Митта своим фильмом доказывает обратное.
Изначально фильм был смонтирован в 2-серийном варианте. Однако руководство Мосфильма настояло на сокращении картины, и в результате «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» вышел в односерийном варианте. Фото из фильма
Постер фильма Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
//uptolike share begin (function(d,c)< var up=d.createElement(‘script’), s=d.getElementsByTagName(‘script’)[0], r=Math.floor(Math.random() * 1000000); var cmp = c + Math.floor(Math.random() * 10000); d.write(«
«); up.type = ‘text/javascript’; up.async = true; up.src = «//w.uptolike.com/widgets/v1/widgets.js?b=vk.fb.mr.gp.oko=1sel=1t=1vk_app_id=2053794 + cmp; s.parentNode.insertBefore(up, s); >)(document,»__uptlk»); //uptolike share end
Источник: rusactors.ru
uCrazy.ru
10 интересных фактов о фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
Режиссёр Александр Митта снял фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» по мотивам неоконченного исторического романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Главным героем произведения был прадед поэта — российский военный инженер эфиопского происхождения Ибрагим Ганнибал.
При написании романа Пушкин опирался на многотомный сборник исторических преданий и анекдотов Ивана Голикова под названием «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Биографии Ганнибала было уделено не очень много внимания — в ней вообще остаётся много белых пятен, поэтому Пушкину пришлось дописать и романтизировать события, которые происходили с его прадедом.
Пётр I действительно ради забавы взял на воспитание двух мальчиков-арапов, которых привез ему из поездки в Константинополь один из дипломатов. Братьев назвали Ибрагим и Алексей, научили русскому языку и крестили по русскому обычаю. Сообразительный и авантюрный Ибрагим стал не только любимцем царя, но и его секретарём и ординарцем. Его отправили учиться в инженерную школу в Париже, он принимал участие в военных действиях в Европе, дослужился до капитана, а по возвращении в Россию поступил командующим бомбардирской роты в Преображенский полк.
После смерти Петра фаворит был сослан в Тобольск, но при воцарении Елизаветы его дела снова пошли в гору — Ганнибалу пожаловали несколько имений, назначили комендантом Ревеля, управляющим Инженерным корпусом и руководящим военным и городским строительством в Кронштадте. Был отправлен в отставку в высоком чине генерал-аншефа. Ганнибал был дважды женат — на гречанке Евдокии Диопер и немке Христине-Регине фон Шеберг, причём, одно время был двоежёнцем… Так что никакой романтичной истории на балу, показанной фильме, на самом деле не было.
Александр Митта решил снимать фильм сразу «под Высоцкого», но во время подготовки на него вышел французский продюсер и сказал, что в этой роли очень хочет сняться американский темнокожий певец и актёр Гарри Белафонте. Он был настолько уверен, что советский режиссёр согласиться на это предложение, что уже потратил деньги на перевод сценария и назначил Белафонте гонорар. К его удивлению Митта сказал, что Ибрагим — русский интеллигент, и никакой иностранец не сможет этого передать… Идея с участием Владимира Высоцкого не нравилась никому, кроме Митты и самого Высоцкого, который очень хотел сыграть такого необычного человека. Актёр потом вспоминал, что сложнее всего в этой роли было снимать грим — чёрная вакса въедалась в кожу, и он оттирал её чуть ли не до крови…
Владимиру Высоцкому предоставили решающее слово в выборе актрисы на роль возлюбленной Ганнибала. Он выбрал студентку Горьковского театрального училища Ирину Мазуркевич, у которой была всего одна полудетская работа в кино. Юная актриса покорила сердце не только Высоцкого, но и Семёна Морозова, который играл гардемарина Говорова. Он всеми силами старался произвести впечатление на девушку — отказывался от каскадеров, сам делал все трюки, рисковал собой, но понял, что она очарована Высоцким и это взаимно… Тогда он переключился на прекрасную незнакомку, которую встретил в гостинице. Пару дней с ней кокетничал, а потом выяснил, и тут ему не повезло — незнакомкой оказалась Марина Влади.
Два актёра получили роли по блату. Юного дворянина Ваню Ртищева сыграл Евгений Митта — тринадцатилетний сын режиссёра. Когда встал вопрос, кого арап будет сечь розгами — Митта-старший ни секунды не сомневался… Потом Евгений смеялся, что на этой сцене «отец оттянулся за всё своё демократическое воспитание» — пару ударов были самые настоящие. Становиться актёром мальчик перехотел и в будущем стал художником. Вторым «блатным» стал сын Марины Влади — Владимир Бруйе, который сыграл в крошечном эпизоде.
Долго не могли подобрать актёра на роль Петра Великого. В конце концов Александр Митта утвердил Алексея Петренко, который уже несколько лет снимался в многострадальной неоднократно запрещенной «Агонии». Изначально роль Петра была эпизодической, но специально под актёра её дописали, а чтобы вписаться в хронометраж — сократили сцены Ганнибала… Из-за этого у Митты и Высоцкого, которые работали в полном согласии и взаимопонимании, случился первый конфликт.
Второй раз они бурно выясняли отношения после того, как режиссёр не поставил в фильм песни в исполнении Высоцкого. Специально для съёмок бард написал песни «Разбойничья» и «Купола». В фильме они так и не прозвучали, хотя сначала была договорённость, что «Купола» прозвучат на титрах, а «Разбойничью» споёт Валерий Золотухин. Но Митту аккуратно предупредили, что песни осложнят прокатную судьбу фильму, поэтому он был вынужден отказать Высоцкому.
Александр Митта снял материала на две серии, но уговорить худсовет пропустить фильм в таком виде ему не удалось. По настоянию Госкино режиссёр сильно перемонтировал работу, был вынужден выкинуть несколько значимых драматичных сцен, а кроме того его попросили поменять название, чтобы у получившейся комедии не было ассоциаций с произведением Пушкина. Так «Арап Петра Великого» стал «Сказом про то, как царь Пётр арапа женил». Потом Высоцкий говорил, что был в фильме на первом месте, а стал на третьем после запятой… Признавая все заслуги яркого комедийного фильма, он не считал роль Ганнибала своей интересной работой. Митта тоже не был доволен результатом — он снимал трагикомедию по произведению Пушкина, а получилась динамичная комедия «по мотивам».
Фильм вызвал неоднозначную реакцию критики. Писатель Михаил Шолохов даже написал гневное письмо Леониду Брежневу, в котором называл «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» высмеиванием русской истории и принижением заслуг Петра I. Зато зрители приняли фильм хорошо — его посмотрели около 36 миллионов зрителей, десятки стран закупили к прокату, а вот американцы отказались — в Штатах реакция на белого актёра, который играл чернокожего героя могла быть непредсказуемой.
Источник: ucrazy.ru
Факты о фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — советская мелодрама 1976 года, снятая Александром Миттой на базе киностудии «Мосфильм» по мотивам неоконченного произведения Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого».
Сценарий создавался дуэтом сценаристов, в который входили Юлий Дунский и Валерий Фрид. По их воспоминаниям Владимир Высоцкий был очень рад сыграть в этом фильме. Правда, он немного обиделся, когда худсовет запретил давать название фильму «Арап Петра Великого» из-за больших расхождений с произведением. Высоцкий потом иронизировал, что сначала он должен был играть главную роль, а потом оказалось, что четвертую после запятой.
А ведь во время подготовки к съёмкам на Александра Митту вышел французский продюсер, предложивший на роль арапа американского темнокожего певца и актёра Гарри Белафонте, который очень хотел сыграть эту роль. На что Митта, к удивлению иностранца, ответил, что Ибрагим Ганнибал — русский интеллигент и только русский человек сможет это передать.
Владимиру Высоцкому предложили самому выбрать себе партнершу. И из многих кандидаток он выбрал неопытную Ирину Мазуркевич, которая за несколько лет до фильма сыграла лишь в одной детской картине.
У Митты и Высоцкого была договоренность, что Высоцкий напишет 2 песни для картины. Но произошел конфликт. Существует 2 версии: по первой, режиссёру «намекнули», что если он возьмет песни Высоцкого в фильм, могут возникнуть проблемы с прокатом. А по второй версии режиссёр решил, что песни «Разбойничья» и «Купола» настолько хороши, что фильм не дотягивает до их уровня. В итоге песни не прозвучали в фильме.
Первоначально Александр Митта смонтировал двухсерийный фильм, но по настоянию руководства Госкино пришлось всё перемонтировать в одну. Было вырезано несколько драматических эпизодов.
Главная несостыковка фильма с биографией Ибрагима Ганнибала — это то, что он никогда не был женат на русской девушке. На самом деле в 1731 году он женился на гречанке Евдокии Андреевне Диопер против её воли, но после её измены у них затянулась тяжба по бракоразводному процессу аж до 1753 года. Только вот в 1736 Ганнибал женился на немке Христине Регине фон Шеберг, предъявив как доказательство развода постановление суда о наказании за прелюбодеяние первой супруги. С ней он нажил одиннадцать детей, в том числе Осипа Ганнибала, который стал дедушкой Александра Сергеевича Пушкина.
В первый год проката картину посмотрело почти 36 млн. советских граждан. Также картину закупили десятки других стран, кроме США, где побоялись реакции зрителей на белого актера загримированного под негра.
- ← История создания альбома «Химера» группы «Ария»
- Как создавался фильм «Гладиатор» (2000) →
Источник: in-w.ru