Как удивить одноклассников на физкультуре

Нормативы, насмешки учителей, лыжи в марте по мокрому льду — а с чем у вас ассоциируются уроки физкультуры? Далеко не все российские школы избавились от этих пережитков прошлого. К счастью, в России есть и другие школы, которые своим примером доказывают, что уроки физкультуры могут быть интересными и полезными.

Алексей Машковцев, завкафедры физической культуры и здоровья школы «Летово»

Работать на перспективу, а не на результат «здесь и сейчас»

Хотя в российской образовательной программе заложена идея, что научить детей любить спорт и планировать свою физическую активность важно, приоритетной для среднестатистической школы остается другая задача. Ученики должны демонстрировать хорошую физическую подготовку здесь и сейчас, в идеале сдавать нормы ГТО на бронзовый, серебряный или золотой значок.

Тогда считается, что педагог молодец, со своей работой справляется. И неважно, что у некоторых детей спорт вызывает отвращение. Главное, что все нормативы сданы, дети подтянуты. А дальше — хоть потоп.

Типы одноклассников НА ФИЗРЕ⚽️ (Часть 2)

Наша школа работает по программе Международного бакалавриата, где главная задача — пробудить у детей интерес к физической активности, научить их планировать эту активность и применять полученные на уроках знания в жизни.

Как сделать уроки физкультуры интересными и полезными

Предмет «физическая культура» в современной школе вызывает много вопросов. Дети нередко относятся к нему, как к дополнительной перемене и развлечению, а родители и вовсе считают бессмысленной тратой времени. Все это, конечно, в корне неправильно.

Увы, но современные уроки физической культуры совершенно не отражают целей, которые изначально ставились перед ними – развивать двигательную активность и укреплять здоровье детей, знакомить их с различными видами спорта. Причины такого несоответствия системные и являются следствием целого комплекса проблем в образовательной отрасли.

Содержание учебного курса по физической культуре постоянно балансирует между академическим подходом к формированию компетенций учащихся с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей развития детского организма, и методикой, согласно которой предмет становится способом снятия эмоционального и физического напряжения после долгого сидения за партой.

В результате, существующие общеобразовательные программы по физической культуре созданы без детализации предметных результатов, без опоры на сенситивные периоды развития детей. По ним невозможно определить, какие навыки, умения и компетенции должны демонстрировать школьники по завершении каждого этапа обучения.

Учебники и учебные пособия по предмету «физическая культура» не удовлетворяют требованиям и запросам преподавателей, не соответствуют интересам учащихся.

Содержание уроков, по сути, отдано на откуп самим учителям. В итоге, от того, какие задачи они поставят перед своими учениками, учтут ли их возрастные особенности, увлечения, способности зависит, насколько эффективным будет развитие физических качеств школьников.

Между тем уровень профессиональной подготовки учителей физической культуры вызывает много вопросов.

Процедура аттестации педагогов носит формальный характер и не способствует их профессиональному росту, а курсы повышения квалификации зачастую не отвечают современным требованиям в части углубления компетенций преподавателей.

Нельзя сбрасывать со счетов и проблемы материально-технического характера, с которыми сталкиваются общеобразовательные школы во многих регионах России.

В основном сложности связаны с дефицитом площадей спортивной инфраструктуры, недостаточной оснащенностью спортзалов инвентарем и оборудованием. Все это существенно ограничивает реализацию учебных планов и рабочих программ по физической культуре, уменьшает заинтересованность учащихся в уроках.

Отрадно видеть, как постепенно внедряется в школах физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Безусловно, сама идея возрождения ГТО очень привлекательна, поскольку дети и подростки с удовольствием вовлекаются в соревновательный процесс.

Однако предложенная методика испытаний не в полной мере соответствует поставленным задачам. К примеру, дети в возрасте от 6 до 12 лет сдают нормативы на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Между тем, эффективного развития выносливости и силы, с точки зрения теории сенситивных периодов развития основных физических качеств, в это время у школьников не происходит. Соответственно, обучающиеся не видят серьезного роста своих результатов, что снижает их интерес к выполнению тестов и к комплексу в целом.

Еще по теме:  Задачи по математики для одноклассников

В настоящее время продолжается активная дискуссия по вопросу целесообразности третьего часа физической культуры в основном расписании, поскольку это повышает и так достаточно сильную загруженность учащихся. Есть предложение вынести этот час за пределы учебного процесса, превратив его в занятия определенными видами спорта. Однако реализация этой идеи затруднена: не все школы имеют необходимое спортивное оборудование, обладают футбольными полями, волейбольными и баскетбольными площадками, теннисными кортами.

Стоит отметить, что изначально третий час физкультуры внедрялся в общеобразовательную программу с целью увеличения двигательной активности школьников.

К сожалению, сегодняшняя ситуация показывает, что школы нередко заменяют физическую нагрузку другими формами занятий. Например, проводят урок физкультуры в виде аудиторного занятия, что, естественно, снижает суммарный недельный объем двигательной активности ребят.

Очевидно, значимость предмета «физическая культура» в школе сильно недооценена.

При этом никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Концепцию преподавания предмета необходимо менять так, чтобы уроки приносили максимум пользы и стали для школьников неотъемлемой частью их жизни.

В части реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по разработке комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования, 24 декабря 2018 года Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации утверждена Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации, в которой отражены основные направления модернизации этой школьной дисциплины. Концепция определяет стратегию и вектор развития учебного предмета в контексте тенденций отечественного и мирового опыта. Ее целью является создание условий для обеспечения высокого качества изучения и преподавания физической культуры, повышения воспитательного и оздоровительного потенциала этого предмета.

Основные направления реализации Концепции подразумевают научно обоснованный подход в обучении и преподавании предмета «физическая культура», межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность, создание системы динамики физического развития обучающихся, выявление и поддержку спортивно одаренных детей, развитие кадрового потенциала.

Предполагается обновление содержания программы по предмету, технологий преподавания этой дисциплины, научно-методического обеспечения и материально-технического оснащения, развитие информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, усиление работы по развитию адаптивной физической культуры.

Урок физической культуры должен мотивировать учащихся к регулярным занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

Но важно понимать, что помимо модификации содержательной части программ по физической культуре и методик преподавания предмета, необходимо изменить отношение общества к роли физкультуры и спорта в оздоровлении и воспитании подрастающего поколения.

Елена Истягина-Елисеева, заместитель председателя Комиссии ОПРФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, член Комиссии ОПРФ по развитию науки и образования, профессор НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук

Источник: dzen.ru

9 способов сделать любой урок особенным (советует учитель года)

У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников? Сложно, но возможно! Наш блогер, учитель года России — 2018 Алихан Динаев, поделился своими секретами, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы.

1. Начните урок с удивления

Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Во время урока на тему «общественный прогресс» на конкурсе «Учитель года России — 2018» я показал детям аудиокассету и спросил, как этот предмет связан с карандашом. Потом ещё продемонстрировал раритетный аудиоплеер Sony Walkman.

Интересно, что большинство современных детей с трудом представляли себе взаимосвязь между ними. Такое начало удивило и заинтересовало не только детей, но и членов жюри, вызвав, совершенно очевидно, определённую ностальгию. Попробуйте сделать или сказать что-то, что удивит: необычный факт, поразительное сравнение, необыкновенная связь между, казалось бы, совершенно не связанными друг с другом людьми, событиями или вещами. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления».

Еще по теме:  Как сделать фотошоп фотографии на Одноклассниках

«Моя крыша на месте. Срывайте!» — Шелдон Купер.

2. Свяжите свою тему с другими сферами и науками

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!

Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс?

Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте!

На том же уроке, с кассетой, автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…

«Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой» — Парацельс, швейцарский философ, врач.

3. Создайте проблему и позитивную атмосферу

Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня?

Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?

При этом понимаем, что на уроке должна быть позитивная атмосфера. Как её создать? Есть японская поговорка: «В дом, где смеются, приходит счастье». В школу, думаю, тоже. Поэтому улыбайтесь, настраивайтесь на положительное, будьте доброжелательны, открыты, не бойтесь пошутить (особенно если это у вас хорошо получается).

Вы в курсе, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка.

«Станьте солнцем, вас все и увидят» — Ф. М. Достоевский.

4. Продолжайте удивлять

Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках.

Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины.

На конкурсном уроке я шокировал учеников этим шедевром Сая Твомбли, проданным за 70 с лишним миллионов долларов. Есть ли прогресс в искусстве? Почему картина стоит так много? Если вы нарисуете подобное, то сможете продать произведение искусства хотя бы за 70 тысяч рублей? Тут, конечно, напрашивается отсылка к великому фильму «1+1», которая и удивит, и свяжет тему урока со знакомым детям кино, а ещё улыбнуться и посмеяться их заставит.

Затем был и забавный разговор с Алисой от «Яндекса» и многое другое. Продолжайте удивлять!

Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:

«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах».

А.С. Грибоедов

5. Меняйте направление

На уроке идём к одной цели, и, как мы знаем, в евклидовой геометрии самый короткий путь — это прямая. Но самый короткий не всегда самый эффективный и интересный путь, иногда лучше идти в обход, зигзагами, через «дворы». Если на уроке вы меняете виды деятельности, переходите от одного вида заданий к другим: это правильно и рационально в том числе и с точки здоровьесбережения. Это позволяет держать ученика в тонусе, позволяет ему не отвлекаться (ну или не так сильно отвлекаться).

За последние 15 лет способность людей концентрироваться снизилась в два раза. Сегодня среднее время концентрации — семь секунд (по крайней мере, так пишет со ссылкой на научные исследования Рохит Бхаргава в своей книге «Не очевидно», известный бизнес-консультант, эксперт по трендам и автор пяти бестселлеров). Наши дети даже больше, чем мы, страдают от этого, вот почему так важно учитывать эту психолого-возрастную особенность.

Еще по теме:  Что будет если в Одноклассниках долг

«Все жанры хороши, кроме скучного» — Вольтер.

6. Не будьте Михалковым!

При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор.

На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.

Важно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.

«У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос — скромность» — Ф. Г. Раневская.

7. Адаптируйтесь

Будьте готовы к неожиданным ситуациям, разработайте план «Б». Мой урок на конкурсе — хороший тому пример. По задумке я должен был весь урок вести 10-классников к мысли, что главный критерий общественного прогресса — рост гуманизма в обществе. На седьмой минуте один очень умный ученик сам сформулировал эту идею. Внутри у меня бушевал пожар — что делать?!

По сути, он спутал мне карты. Несколько недель готовил этот злосчастный урок, который на мгновение стал мне ненавистен. Ситуация почти патовая, но мне удалось выкрутиться, подстроиться, адаптироваться, чуть сменить направление, задать вопрос «А что вы понимаете под гуманизмом?», сделать так, чтобы почти никто не заметил, что что-то пошло не так.

Как интересные истории помогают выучить химию, геометрию и физику

Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями.

Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.

«Новогоднее настроение — это когда рад видеть даже тех, кто ошибся дверью» — М. М. Мамчич.

8. Красиво завершите урок

Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым.

Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.

«В каждом начале уже есть конец» — Д. Оруэлл.

9. Получите удовольствие от урока

Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...