Периодически появляются известия о ЧП в школах, связанных с конфликтами школьников. Раньше такого было меньше, может просто все были добрее, отзывчивее, да и информационных поводов поменьше было. Так вот, вспоминается давнишний конфликт дочери с одноклассниками. Развился он по поводу мест в команде по чирлидингу и костюмов, их не хватало.
Классная руководительница, довольно черствая дама пенсионного возраста, сама подогревала его, рекомендуя всем претендентам не уступать, идти до конца в дележке, при этом утверждала, что конфликта нет. Узнала я об этом от детей. В итоге детишки-семиклассники уже начали угрожать моей дочери убийством в соцсетях, считая, что лишняя она, а та по совету учительницы отступать не желала.
Всплыли какие-то давнишние сплетни и обиды. В итоге, пришлось разбираться самой в школе, да еще мама нашей «соперницы» присоединилась. Классная руководительница вмешиваться не желала, говорила, что когда-то ее сын враждовал с одноклассниками, приходил избитый, в крови, а она не лезла, и мне не советует, но я подобной участи не желала. Пришлось припугнуть КДН.
Как разрешать конфликты правильно? Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Лишь тогда пригласили всех участников конфликта на очную ставку, стали разбирать кто что сказал. Детей помирили, они потом дружили все до выпускного. У сына тоже не все гладко, но там классная руководительница другая, переживает за ввереных ей детишек. Как считаете, должны ли родители разрешать конфликтные ситуации школьников, какая роль в этом у учителей? По моему, школа и родители должны вместе сотрудничать и быть добрее, на месте любого конфликтующего может оказаться наш ребенок.
подписаться
пожаловаться
форматирование
Получать уведомления
Комментарии ( 14 ):

Алена Литовченко
больше года назад
Школьные конфликты обязательно должны решаться с классным руководителем. Мне даже трудно представить себе такую ситуацию, как вы описали, со своей дочерью. Как так можно? У меня просто в голове не укладывается. К тому же родители видят только одну сторону проблемы, которую показал им их ребенок, но ведь есть еще и другая сторона.
Поэтому учитель должен быть в курсе, в данной ситуации он должен быть арбитром и вообще не допустить такого положения вещей. А вам, откровенно скажу, попалась не классный руководитель, а недовольная жизнью, злая женщина. Очень обидно, что такие встречаются и продолжают учить-мучить детей в школах.

Mandarinka
больше года назад
Вы правы: не только родители должны разбираться в подобных историях, если дело касается школы.
Вот только-только прошло первое сентября, на котором и классный руководитель, и директор говорили: не молчать о конфликтах или каких-либо недовольствах, а приходить и решать совместными силами. И это правильно!

tanya
больше года назад
Ой какая неприятная история, ведь мы отдаем детей в садик, школу и надеемся, уверены, что там за ними смогут посмотреть, разрешить конфликтную ситуацию своевременно, не привлекая весь коллектив школьников или их родителей. Понимаю, что в школе работать очень сложно, как и в любой сфере, где работают с людьми, но и такого не должно быть.
Вероника Степанова. Как побеждать в конфликтах!

LuckyI
больше года назад
Вы прямо мои мысли написали. Тоже подумала, что классный руководитель у этой девочки — обиженная жизнью женщина. Как вообще можно видеть, что твой сын пришел из школы весь в крови, и не предпринять никаких мер?! В голове не укладывается. К сожалению, в наших школах таких учителей, недовольных своей женской долей, большинство, хотя попадаются и нормальные.
Но бывают и перекосы в другую сторону. Классный руководитель моего сына (когда он еще учился в школе) всегда просила детей по любому поводу бежать к ней и докладывать, где какой конфликт. Попросту — наушничать, ябедничать. Это тоже неправильно. Есть много ситуаций, когда ребята в состоянии разобраться сами.

Irina
больше года назад
Вы хорошо подметили, что конфликты должны решаться при участии классного руководителя, но не им, потому что, как видите, учитель руководствовался только своим жизненным опытом — а это непродуктивно и непрофессионально. Ныне все учебные заведения укомплектованы практическими психологами. Вот следовало родителям или тому же классному руководителю приобщить к решению конфликта и психолога. Родители-дети-педагог/психолог — вот такой треугольник должен был полно охватить конфликт.

Вероника Бадьина
больше года назад
Да, да, да. Если руководитель неправильно пояснил детям про соперничество, стоит вмешиваться родителям и психологу. Дети не должны думать о насилии и тем более причинять его другим. Почему каждому классу дают руководителя? Для того чтобы бы он их направлял в учёбе, группировал и сближал в общении и просто выступал в роли справедливого судьи и друга.
Я именно так вижу себе роль руководителя в школе, да и воспитателя в садике.

Наталия1212
больше года назад
Я тоже придерживаюсь такого мнения, что первым узнать о школьном конфликте должен именно классный руководитель. Необходимо рассказать о произошедшем и руководитель должен выслушать другую сторону конфликта. Только так можно решить проблему и найти компромисс. А то последнее время часто происходит так, что классный руководитель узнает обо всем последним.

Леруся
больше года назад
Конфликты в школе между одноклассниками были всегда, но мягче разрешались. А сейчас девчонки дерутся в школе, снимают видео . Я полностью согласна, что учительница должна не подогревать конфликтную ситуацию , а пытаться решить её. Если конфликт не решается, то вмешиваться нужно родителям, идти к психологу. или приглашать потерпевшие стороны и найти компромисс. Не нужно поощрять агрессию у школьников, а наоборот пытаться сплачивать в единый коллектив.

нюсичка
больше года назад
Я думаю, что именно классный руководитель должен и обязан вмешиваться и вести с детьми беседы. Обязан учить дружить, общаться без крика, выяснять отношения доводами, а не руками. И никак не на родителей эта участь не должна накладываться. Классный руководитель — вторая мама. И вот эта самая мама (если это настоящий педагог) должна решать все конфликты.
У нас на собрании решаются разные вопросы, но классная всегда говорит, что передряги разного рода всегда случаются и решает она их с детьми сама и только в крайнем случае просит помощи родителей. Если родителям приходится идти в школу и разбираться с детьми, значит классный руководитель не на своем месте.

Olla43
больше года назад
Я сторонница того, чтобы дети сами учились разбираться между собой.
НО, если эти разборки не переходят разумные пределы. Избитый в кровь мальчик, это не мальчик, пришедший с синяком. Избить можно так, что человек на всю жизнь останется инвалидом, прикованным к кровати, или даже помрёт от побоев. Угроза убийством, как в конфликте с девочкой — вещь серьёзная, тем более что действуют подростки.
В случае же с девочкой автора, нужно не только вмешаться, а обратиться в милицию с жалобой на учительницу. Человек явно психически больной и представляет угрозу для детей. Конфликт возник на пустом месте и решился бы за пять минут элементарно:
1. Убрать лишних девочек из группы. Или провести конкурс или применить волевое решение. Девочкам будет обидно, но не смертельно.
2. Предложить родителям всех девочек скинуться на костюмы. Вряд ли сумма будет слишком большая.
3. Выступать по очереди.
4. Одеть девочек, которым не хватило костюмов по другому. Знаете, как в танцевальном коллективе, все в белых костюмах, а солист в чёрном. Если проявить элементарную фантазию, то выйдет лучше, чем когда все девочки одеты одинаково.
Учитель же не просто не вмешался, он и создал конфликтную ситуацию. «рекомендуя всем претендентам не уступать, идти до конца в дележке». Как? Убить соперницу и надеть её костюм для выступления? Извините, но это уже уголовщина!
У моих детей были мелкие конфликты, но они решали их сами, ничего серьёзного там не было. Дети приучены решать всё мирным путём, Младший правда дрался пару раз, но не избивал, и в крови не приходил.

Ульяна Фомина
больше года назад
Раньше тоже конфликтов в школах среди детей хватало, а в определенном возрасте подростки стараются справляться сами, а не привлекать учителей или родителей, нарываясь на ярлык «ябеда» и обструкцию. По крайней мере, так было в моем детстве. Но везде все по-разному, наверное. Желательно, чтобы дети учились сами решать свои конфликты со сверстниками (а что мешало им собраться и выяснить между собой, кто что и кому говорил, и почему — не подымая на уши родителей и учителей?).
Должна ли классная руководительница разбирать ситуации «кто кому что сказал». Я думаю, нет, так как она не ведущая передачи «Дом 2», ей и прочих обязанностей по организации класса хватает. Моя любимая классная руководительница жалобщиков на тему «а она обо мне сказала. » обрывала устным наущением «меньше слушать и пересказывать, кто что о ком говорит, а больше учить уроки».
Но был случай, когда услышала сплетню и поставила нашей главной сплетнице неуд по поведению за разговоры на уроках. А вот случаи физического насилия учеников друг над другом разбирала очень строго — и того, кто от слов перешел к кулакам, наказывала жестко. Главного драчуна даже уж не знаю как, но заставила перейти в другую школу.
Я думаю, нужно не классного руководителя заставлять разбирать детские конфликты (все равно всей правды ему никто не скажет), нужно детей своих научить правильно реагировать на конфликтные ситуации и правильно себя в них вести. Например, тот же костюм чирлидера. я не вполне поняла, как именно за него боролись девочки и как осуществлялся выбор достойных его или недостойных — путем голосования членов команды? Но, мне думается, вы могли бы дать в этой ситуации совет своей дочери — может быть, и противоположный совету классной (а ее роль в выборе костюмов и борьбе вообще какая?), но зато такой, который бы к этим шумным разборкам не привел. Вы — мама вашей девочке, вы можете полностью вникнуть в ситуацию, выслушать своего ребенка подробно, провести расследование (все детки порой не все рассказывают родителям) и анализ проблемы, и самые эффективные пути ее решения — даже если для этого потребуется потратить час или два свободного времени. А у вашей классной — 20, или 30 детей, да и не интересно ей в это вникать, явно дама работает или на пенсии, или дотягивает до пенсии, и душу свою она в детей вкладывать не будет.
Так что тут дело не в том, кто что должен. Да, конечно, лучше, когда руководитель «болеет душой» за деток класса, старается во все нюансы их отношений вникать. но «болеть душой» или «любить» в обязанности классного руководителя не впишешь. И не заставишь, если человек, например, этого не хочет и это не в его характере.
Источник: v-dome-deti.ru
«Наш класс терроризирует хулиган, и я нашла выход»: как мама решила конфликт с неадекватным ребенком в школе
История, которую прислала нам на почту Лилия Н. (имя изменено по просьбе героини) очень неоднозначна.
Сын Лилии учится во втором классе региональной школы. Большую часть прошлого года дети занимались дома. С октября они вновь вернулись к очным занятиям, но тут наметилась новая проблема — поведение одного из мальчиков. Он тыкал одноклассников карандашами и ножницами, обзывал, ставил подножки.
Некоторые дети стали отказываться ходить в школу.
Лилия Н. не смогла пройти мимо этой ситуации и постаралась урегулировать конфликт. Что из этого вышло, она рассказала в своей колонке для «Летидора».
Мальчик, назовем его Коля, с конца февраля не дает прохода ребятам в классе. До этого он вел себя более или менее нормально. Дружил сразу со всеми детьми, хотя и был немного диковатым. Часто жаловался, что голодный: в столовой он не ел, все время клянчил деньги у других ребят. Мой сын никогда ему не отказывал.
Я даже стала давать ему с собой больше денег, чтобы он покупал в буфете булочку не только себе, но и Коле.
К весне отношения в классе совсем разладились. Сын стал жаловаться, что тот стал больно щипаться, подставлять подножки. Делал это исподтишка, чтобы учительница не заметила.
Потом стал нападать в открытую: мог с размаха отправить в одноклассника дверь от туалета, толкнуть, потянуть за жилетку или рюкзак, оцарапать шею. Стал обзываться и провоцировать на драки мальчишек, девочек не трогал.
Учительница уже не могла не замечать происходящее. Когда я позвонила ей и спросила, собирается ли она что-то предпринимать, она сказала, что она уже обратилась к психологу и мальчика поставили на внутришкольный учет.
Также она сказала, что в качестве наказания дает ему на дом учить стихи — но он этого все равно не делает, отлынивает.
Вообще, мне не понравилась реакция нашей классной: поставили на учет, стихи как наказание… но дети продолжают приходить домой с синяками и царапинами.
И я решила заняться этим делом сама.
Для начала выяснить, что за семья у Коли, познакомиться с мамой. Мама со мной знакомиться не очень-то хотела. Как-то я дождалась ее после продленки, она поторапливала своего сына. Рядом с ней стоял мальчик трех лет. Другие родители рассказали мне, что это единоутробный брат Коли. Папа вроде бы ушел от них, когда Коля был еще маленький.
А сейчас его воспитывают мама и отчим.
На мои предложения, что мы можем брать Колю на выходные гулять вместе или можем устроить совместный поход в кино, его мама отреагировала резко: сказала, что у нее нет на это времени и лишних денег.
На этом наше приветливое общение закончилось.
Буквально на следующий день у одного мальчика кто-то стащил из рюкзака игровую приставку. Угадайте, кто это был?
Мальчика вызвали к директору, отругали. Сын сказал, что это не первый раз, когда в классе пропадают вещи.
Я опять пришла на разговор с классным руководителем, вместе со мной мама еще одного мальчика — учительница на наши вопросы опять отчиталась о психологах, добавив, что мальчик выбрал скользкую дорожку и что его ждет печальное будущее.
В тот момент мне стало ужасно жалко этого ребенка: я видела его мать, которая всегда бегом забирает его из школы: огрызается на окружающих, на контакт не идет. Учительница заранее поставила на нем крест.
Многие родители в чате стали открыто поднимать вопрос о безопасности детей в школе. Одна родительница даже пошла с сыном в травмпункт и зафиксировала царапины, которые нанес Коля.
Я представила, каково сейчас этому несчастному ребенку. Не понятно, любит ли его мама… Что говорит ему на уроках учительница… Дети не обижают его, но боятся… Мне было жалко мальчика, но не меньше я опасалась за здоровье собственного сына.
Поэтому я приняла тяжелое для себя решение… забрать своего ребенка из класса.
На форумах я выяснила, что исключить мальчика из школы невозможно, это будет его нарушением права на образование. Если ребенок неоднократно нарушает устав школы, а родители одноклассников все время фиксируют побои от хулигана в травмопункте, пишут письма в полицию, в опеку и в Управление образованием, то сначала в школу пригласят медиатора, который попытается уладить конфликт мирным способом: поговорит с родителями ребенка, предложит решение проблемы, и затем проследит, что из этого выйдет.
Если через месяц-два ничего не изменится, мы могли бы ходатайствовать о направлении для ученика на психолого-медико-педагогическую экспертизу, где эксперты с помощью специальных тестирований определяют, подходит ли ребенку общеобразовательная школа или стоит определить его в коррекционную, на домашнее обучение.
Когда я представила эту волокиту (а у нас не Москва! И разбирательство может занять месяцы, пока хулиган кого-то не искалечит), самым правильным решением показалось забрать сына в другую школу.
Вместе с нами уходят еще двое ребят. Что будет с остальными, я не знаю.
Источник: letidor.ru
Разрешение конфликтов в классе
классный час по теме
Конфликты в классе — это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час «Разрешение конфликтов в классе»
Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и свое участие в них, вымышленное или реальное.
Задачи: формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам; обучение навыкам бесконфликтного общения.
Конфликт (от лат. coпflictus — столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.
Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.
Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил.
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Учащиеся:
— Ой, ну зачем они нужны?
— Да, без них невозможно найти истину.
— Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
— Конфликты причиняют боль и страдание людям.
— Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Давайте проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.
1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
- не принимаю участия;
- кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
- активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.
2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?
- нет;
- только если имею для этого веские основания;
- критикую всегда и по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
- только в шутку и то если это люди не обидчивые;
- лишь по принципиальным вопросам;
- споры – моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
- возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
- делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
- прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;
5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.
- не буду поднимать бучу из-за пустяка;
- молча возьму солонку;
- не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
- с возмущением посмотрю на обидчика;
- сухо без эмоций сделаю замечание;
- выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
- промолчу;
- ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
- выскажу все, что я об этом думаю.
8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?
- постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;
- не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
- проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.
Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.
Ведущий дает такую информацию.
22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.
12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений.
Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей?
Постарайтесь обуздать свой характер.
Предлагается обсудить с учащимися следующие вопросы:
— В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?
— Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
— Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
— Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
— Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
— Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?
Обучение разрешению конфликтов
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений.
Сначала формируются правила разрешения конфликта.
Следующий шаг: анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). В течение 10-15 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
Памятка «Учимся жить без конфликтов»
- Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
- Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.
- Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
- Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.
- Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.
Источник: nsportal.ru