Как управлять одноклассниками в школе

Содержание

Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Ученики болтают, отвлекаются и отвлекают остальных, не обращают внимания на слова учителя. Cложно найти педагога, который никогда не сталкивался с такими ситуациями. Как показывают исследования, их причина заключается в слабой организации уроков. Как избежать ошибок в управлении классом и укрепить дисциплину, Педсовету рассказали эксперты по работе с трудным поведением из фонда «Шалаш».

Что подразумевает эффективное управление классом

Класс — это система, в которой на успешное поведение ученика влияет множество факторов. Управлять им эффективно значит заранее предупреждать проблемы и создавать такую среду, в которой дети ведут себя надлежащим образом и успешно учатся. То есть:

  • организовать физическое пространство в кабинете;
  • определить правила поведения, учебную нагрузку и режим дня.

При этом цель управления классом — не установить идеальную дисциплину или полный контроль над школьниками, а именно организовать среду, в которой ученики:

Как манипулировать людьми?

  • более качественно учатся,
  • получают инструменты для самоконтроля, взаимодействия друг с другом и применения своих знаний.

Это задача не только классного руководителя, но и любого учителя, который регулярно ведет уроки в одних и тех же классах.

Чему способствует грамотное управление

Ученики привыкают к требованиям учителя

Понятные, выполнимые и логичные правила помогают ученикам самостоятельно регулировать свое поведение. Например, правило «звонок для учителя» в конце урока ставит детей в тупик — «почему звонок в начале урока для учеников, а в конце — для учителя?». В этом случае правило может звучать так: «Мы начинаем и заканчиваем урок по звонку». Если учитель не успел закончить урок в установленное время, он может продолжить его на перемене, но при этом дать ученикам право выйти из класса даже пока он говорит, и это не будет нарушением дисциплины.

Ученики и учитель находятся «в контакте»

Если дети чувствуют, что учитель действует последовательно, непредвзято и в их интересах, то они будут относиться к нему с доверием и успешнее заниматься. Это особенно важно для молодых и начинающих учителей, чей авторитет в глазах школьников еще не очень велик.

Например, в известной «Республике ШКИД» только через последовательное применение правил, уважительное отношение к ученикам, творческие задания и возможности самоуправления школьники прониклись уважением к учителям и перестали бунтовать.

Снижается уровень стресса

Кроме того, учитель может вовремя помочь ребенку с высоким уровнем стресса. Например, если у ученика не получается решать задачу возле доски перед всем классом, то можно давать ему самостоятельные задания, которые он лично покажет преподавателю после урока.

Как выстроить стратегию управления классом

Планировать уроки с учетом особенностей учеников

Чем больше внимания и времени учитель уделит подготовке уроков, тем легче ему будет их проводить. На этапе планирования стоит обозначить особенности детей, их групп, класса в целом и распланировать ход занятия и переходы между видами заданий. Это поможет избежать непредвиденных ситуаций и чувствовать себя уверенно, если все-таки что-то пойдет не так. В фонде «Шалаш» на каждом занятии всегда висит расписание, которое заранее подготовили ведущие. Оно может выглядеть вот так:

Как прикольнуться над одноклассниками😎🔫

Организовать учебное пространство

Учителю будет гораздо легче поддерживать дисциплину, если он продумает расстановку парт, вывесит плакаты с учебными материалами и напоминаниями о правилах поведения на уроке. Рассадка детей играет большую роль в предупреждении нежелательного поведения. Учеников старше 10 лет лучше рассаживать по рядам, а не группами: исследования показывают, что сидящие в ряд ученики легче фокусируются на заданиях, меньше говорят вне очереди и больше работают.

Сформулировать четкие правила и регулярно их применять

Чёткие правила и план урока помогают ученикам понимать, чего от них ожидают и как нужно себя вести — они делают урок предсказуемым, а вместе с тем понятным и безопасным. Необходимо чтобы эти правила соблюдали все ученики без исключения, в любых ситуациях. То же самое касается и самих учителей.

Наблюдать за поведением учеников

Включенное наблюдение помогает чутко реагировать на возможные изменения. Полезно документировать процесс — записывать, какие стратегии работают и почему, а какие нет, как на них реагируют ученики. Это позволит учителю лучше понимать паттерны поведения учеников, адаптироваться к меняющемуся учебному процессу и анализировать эффективность педагогических методик. Фонд Шалаш предлагает уже готовую и протестированную форму для дневника наблюдений.

Хвалить за конструктивное поведение

Исследования показывают, что преподаватели редко хвалят своих учеников, особенно проблемных. При этом дети, которых поощряют чаще, ведут себя на уроках лучше, так как понимают, что учитель не скупится на одобрение, и оно доступно для них. Полезно хвалить учеников именно за конкретные действия. Например: «Вы сегодня были очень внимательными на занятии» или «Вы выполнили это задание намного быстрее, чем в прошлый раз».

Еще по теме:  Как написать анонимное письмо в Одноклассниках

Разнообразить формат урока

Чтобы ученикам было легче и интереснее, учитель может чередовать задания разных уровней сложности и продолжительности — дети решают несколько легких и коротких упражнений, адаптируются к темпу и переходят к сложным и продолжительным заданиям.

Полезно передавать инициативу классу — разрешить старшеклассникам провести занятиепо выбранной ими теме или устроить пресс-конференцию и отвечать весь урок на вопросы учеников.

Больше практических инструкций по работе с трудным поведением — на портале для учителей «Метод».

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Практические рекомендации по управлению классом

Уверен, не только молодые учителя, но и умудрённые опытом педагоги, могут найти в этой статье новые идеи о том, как управлять классом, контролировать поведение учащихся, вовремя остановить разрушительное поведение отдельных учеников, которое сломает весь урок и надолго испортит настроение.

Согласитесь, управление классом по-прежнему является серьёзной проблемой для многих учителей. Встречаясь с молодыми, начинающими учителями, часто слышал от них жалобы, что они чувствуют себя “совершенно не подготовленными” или “частично подготовленными” к работе с непослушными учениками, отчасти потому, что обычные программы повышения квалификации учителей посвящают данной теме крайне мало времени, да и то содержат теоретические описания, а не методические рекомендации и конкретные техники.

Побочный эффект строгой дисциплины

Ещё в начале своей педагогической карьеры я сделал для себя важный вывод: строгий учитель — это не всегда хорошо и эффективно. Учитель, добивающийся строгой дисциплины, стоит на пороховой бочке.

Психологи давно уже обратили внимание на любопытный побочный эффект строгой дисциплины.

Если ученик ведёт себя неадекватно, а учитель отвечает строгими дисциплинарными мерами, то результата в большинстве случаев можно добиться. Как правило, ученик может отреагировать на ваши меры, изменит своё поведение, но другие ученики, по наблюдению психологов, начинают проявлять то же самое негативное поведение, что и их одноклассник накануне.

vznak

Таким образом, попытки контролировать класс могут иметь обратный эффект.

Учитель, который не заинтересован в таком обратном эффекте, обычно избегает прямого давления на ученика, нарушающего порядок, а стремится дать чёткие инструкции желаемого поведения.

Пример

Если учитель постоянно акцентирует внимание на разговоры в классе, то его призывы «Хватит болтать!» — как правило, приводят к временному улучшению ситуации. Но ученики со временем всё чаще начинают разговаривать. Разговоры сразу прекращаются после замечания учителя.

Но в дальнейшем ученики начинают испытывать трудности с концентрацией внимания, тормозятся мыслительные процессы, сужается эмоциональный фон урока. Таким образом, учитель сам формирует порочный круг, следствием которого является усиление неадекватного поведения большего числа учащихся.

Эффективные СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КЛАССОМ

Вместо того, чтобы постоянно реагировать на поведенческие сбои после того, как они уже произошли, более эффективный путь — создание условий, в которых они с меньшей вероятностью произойдут. Вот некоторые из подсмотренных мной или лично созданных стратегий, помогающих создать доброжелательную атмосферу сотрудничества в классе.

1. Приветствуйте учеников у дверей

Это делают многие учителя начальной школы. Они начинают день, давая каждому из своих учеников «пять», пожимая руку или даже обнимаясь.

Я это часто наблюдал у моей супруги, у которой до сих пор многому учусь.

В течение этого непродолжительного времени учитель пытается установить с учениками первый контакт. Это своего рода проверка пульса, чтобы увидеть настроение учеников, их готовность к работе. А может вас встревожит плохое настроение, вялость ученика, горячий лоб, на который в спешке не обратили внимание родители.

Приветствие учеников в дверях помогает учителям задать позитивный тон на весь день, повысить познавательную активность учащихся. И в то же время это может снизить вероятность негативного поведения отдельных учащихся. В итоге вы не потеряете своё драгоценное время на наведение порядка.

В старших классах такой приём тоже возможен по дороге в школу, а также в том случае, если вы не будете ждать звонка в учительской, а подойдёте заранее к дверям класса и будете приветствовать учеников ещё до звонка, обмениваться быстрыми репликами о настроении, о вчерашнем футболе (сериале, концерте и т.п.).

Помню, как директор школы сделал мне замечание, когда увидел, что я здороваюсь с учениками-мальчиками за руку. После уроков я пришёл к нему на разговор и убедил, что ничего «крамольного» в этом нет. Это ни в коем случае не признак «панибратства». Тем более при первых же казусах ученики усвоили одно из важных этических правил: первым подаёт руку старший.

Рукопожатие — это своего рода доверие. Здороваются люди, которые доверяют друг другу. И ученик задумывается о своём возможном негативном поступке на уроке, опасаясь лишиться такого доверия.

2. Устанавливать. поддерживать. восстанавливать

Выстраивание отношений с учениками с помощью приёма приветствие у двери, является хорошим началом. В дальнейшем необходимо поддерживать доверительные отношения в течение учебного года, а также реанимировать их в случае возникновения конфликтов.

Чем крепче наши отношения и чем лучше мы понимаем учеников, тем больше знаний и приобретённого социального опыта в случае возникновения трудной ситуации, граничащей с конфликтом. В таком случае мы сможем принять своевременные меры.

Еще по теме:  К чему снится школа и Одноклассники подростку с понедельника на вторник

Лучше договариваться с учениками заранее о нормах и ожиданиях поведения до появления конфликтов. На ранней стадии напоминайте ученикам, как в начале года принимались совместные решения. Избегайте прямых упрёков, а пользуйтесь позитивным языком.

Например, можно не отчитывать ученика, который так и не приступил к выполнению учебной задачи на уроке, а обратиться:

obr

«Мне нужно, чтобы ты открыл учебник на странице 28, прочитал первый раздел, а затем ответил на первый вопрос в конце параграфа».

Ученику, который ведет себя неуважительно:

“Ты чем-то расстроен? Я могу тебе помочь? Дай мне знать, когда будешь готов к работе».

Вспомните случаи, когда ученик опоздал на урок на несколько минут. Попробуйте не отчитывать за опоздание, а спросить ученика, всё ли с ним в порядке. Не теряйте времени на выяснение, а отправьте его на место. Найдите время на уроке, чтобы подойти к ученику и наклонившись тихо спросить: «Что случилось?». Напомните, что опоздания могут повлиять на его успеваемость.

3. Используйте напоминания и условные сигналы

Вовсе не обязательно повышать голос, в том случае, если шум в классе больше допустимого. Используйте небольшой колокольчик.

kolokk

Ни в коем случае не используйте громкие звуковые сигналы, перекрывающие шум в классе. Это непроизвольно настроит учеников на слишком высокий допустимый уровень шума. Звуковой сигнал обязательно должен быть намного тише. Он настраивает учеников на такую же волну.

Вовсе не обязательно каждый раз браться за колокольчик, особенно в тех случаях, если вы находитесь далеко от учительского стола. Достаточно жестом указать на колокольчик. Можно хлопнуть в ладоши, щёлкнуть пальцами или приставить палец к губам.

tiho

Вместо колокольчика можно просто повесить небольшой плакат, символизирующий тишину. Жестами напоминать о соответствующем общем поведении. Используйте шумомеры, о которых не раз писал Дидактор. Разумеется, учитывайте возрастные особенности учащихся при использовании сигналов.

Напоминания и сигналы являются полезными приёмами к побуждению учеников вернуться к учебной работе. Но данные сигналы ни в коем случае не должны быть откровенно контролирующими их деятельность, а ваши действия принуждающими или насильственными.

Безусловно, ваши напоминания могут быть обычными, вербальными, но использование звуковых и визуальных сигналов поможет сократить время.

4. Оптимизация рассадки в классе

Когда ученики сами выбирают места посадки, в большей части случаев можно ждать ухудшение дисциплины. Для многих учителей гибкая система рассадки является частью эффективного управления классом.

Если вы часто или вообще всегда используете технологию работы с микрогруппами, конечно, постарайтесь изменить дизайн класса.

Безусловно только в том случае, если у вас есть такие возможности. Вот такой класс-мечту я подсмотрел на одном из австрийских дизайнерских сайтов.

Вовсе не обязательно, что самостоятельный выбор ученика — это всегда неудачное решение. Придание ученикам чувства ответственности может оказать удивительно положительный эффект.

Уютное классное пространство может уменьшить беспокойство и повысить успеваемость. К примеру, в ряде новых школ я увидел игровые зоны, диваны, кресла. Позвольте некоторым ученикам работать во время урока в зоне отдыха, но если они не выполняют учебные задачи, сразу пересадите их за парты.

5. хвалите поведение отдельных учеников

Это может показаться нелогичным, но признание положительного поведения и ваше намеренное игнорирование небольших нарушений может быть более эффективным, чем наказание или призывы к дисциплине. Вместо того, сделать замечание отвлекающемуся ученику, похвалите его именно за то действие, которое вы хотите укрепить. Например, вы увидели, что ученик только приступил к выполнению задания, в то время, как его товарищи ушли далеко вперёд.

vznak

Скажите такому ученику: «Отлично! Молодец! Но у тебя осталось мало времени. Поторопись.”

Избегайте повелительного слова НЕЛЬЗЯ. Учащиеся быстрее прислушаются к чётким инструкциям, что им необходимо сделать, чтобы войти в рабочий ритм урока.

6. Установите чёткие ожидания

Вместо того, чтобы просто напоминать правила поведения, обсудите с учениками, почему эти правила важны. Создайте вместе с ними список поведенческих норм. Проведите с учениками определённое ранжирование. Пусть они сами выделят наиболее важные нормы, способствующие эффективному обучению.

Это поможет вам владеть поведением в классе. Вместо ничего не значащего для учащихся списка правил, которые учитель сам предоставил классу, вы можете создать вместе с ними хартию, где каждое слово имеет значение. Это правила, в которые ученики верят.

7. проводите активный контроль

Ваше присутствие рядом с учениками имеет решающее значение для управления классом и эффективного выполнения учениками учебных и поведенческих инструкций.

Конечно, заманчиво сидеть за учительским столом и оттуда следить за работой класса.

Поверьте, это первый сигнал для учеников, чтобы отвлечься.

Будьте активны: перемещайтесь по классной комнате, следите за работой учащихся и корректируйте выполнение учебных задач. Речь идет не о том, чтобы следить за поведением учащихся, а о том, чтобы взаимодействовать с ними.

Невербальные сигналы учителя, такие как улыбка и зрительный контакт, могут уменьшить физическую или психологическую дистанцию с учениками. Такое поведение учителя повышает положительные чувства учеников к учителю и к учебному предмету. И соответственно будет способствовать хорошей дисциплине.

8. Будьте последовательны в применении правил

Школьные и классные правила и процедуры должны соблюдаться и справедливо применяться ко всем учащимся. Не выделяйте отдельных учеников. Сосредоточьтесь на поведении, а не на конкретном ученике. Напомните о принятых правилах, при необходимости проведите дополнительные беседы, чтобы добиться их соблюдения. Или договоритесь с классом об уточнении тех или иных правил, когда вы замечаете повторяющиеся нарушения дисциплины.

Еще по теме:  Когда сайту Одноклассники юбилей

Читайте на эту тему в Дидакторе:

Источник: didaktor.ru

Как руководить классом эффективно

kak-rukovodit-klassom-effektivno

В статье мы расскажем, как выстроить хорошие отношения с классом, установить четкие границы между учителем и учениками, что в будущем позволит улучшить дисциплину в классе.

Всем учителям знакома пугающая ситуация: полный шумных детей класс, которые не могут сосредоточиться на уроке. Техники по управлению классом, безусловно, позволят довольно быстро привести все в порядок, но ведь часть ценного времени все равно будет утрачена.

Опытные учителя знают, что к общению с классом необходимо подходить осознанно – это позволит с первых же дней знакомства избежать проблем с дисциплиной и срывов уроков. Недавнее исследование подтверждает опыт: в классах, в которых учителя использовали техники по установке и поддержанию рабочих отношений с учениками, на 33% повышалась успеваемость и на 75% повышался уровень дисциплины – это делало занятия более ценными и продуктивными.

«Хорошо выстроенные отношения между учителем и учеником – это основа отличного обучения в школе», — говорит Клейтон Кук, автор исследования из Университета Миннесоты. Когда отношения не выстроены или разрушены, это плохо скажется на отношении ребенка к учебе, что приведет к проблемам с успеваемостью и поведением.

В исследовании рассматривалась система управления классом, названная Создавай-Поддерживай-Восстанавливай, эта система позволяла выстроить позитивные отношения с учениками и повысить их чувство сопричастности классу. Система отлично сработала в начальной школе и средних классах. Построение отношений учитель-ученик делится в системе на три фазы: первая встреча, поддержка отношений в течение учебного года и точки во время года, когда отношения могут пострадать, с подробными стратегиями по восстановлению отношений.

Рекомендуется также учителям проводить рефлексию по специальной форме – так вы сможете определить, какой ученик нуждается в большем внимании и что стоит улучшить в классе.

Начинаем отношения позитивно!

В начале учебного года учителя в исследовании занимались созданием рабочих отношений с учениками.

«Цель активности – убедиться, что каждый ученик ощущает себя частью коллектива: это выражается в доверии, стиле общения и понимании», — поясняет Кук. В «проблемных» учениках (неуспевающие и имеющие проблемы с дисциплиной), создание позитивных отношений привело к лучшему уровню сосредоточенности на материалах урока.

Чтобы создать позитивные отношения, учителя могут:

  • Общаться с учениками.Проведите встречи с учениками один-на-один, чтобы лучше их узнать. Цель – «сделать вклад в отношения», в дальнейшем это поможет снизить уровень конфликта, если учителю придется указывать ученику на плохое поведение или неудачно сделанную работу.
  • Поощрять инициативу школьников.Ученики больше интересуются учебой, если у них есть шанс поделиться своим мнением и интересами. Учителя могут дать свободу ученику, поддерживать его и слушать.
  • Приветствовать учеников на входе.Хорошее приветствие и простые вопросы о делах или погоде создают теплую атмосферу в классе.
  • Использоватьпозитивныеприемыкоммуникации.Открытые вопросы, активное слушание, выражение энтузиазма или интереса и комплименты помогают ученикам (особенно скромным и интровертам) сделать общение в классе легче.

Поддерживаем отношения

Без активной поддержки отношения начинают портиться, указывают авторы исследования. Учителя могут слишком много времени уделять академическим успехам детей и не обращать внимания на эмоциональное состояние класса, постепенно растрачивая запас доверия, созданный в начале учебного года.

Учителя могут продолжить активности из прошлой фазы, а также добавить несколько других приемов:

  • Отмечайте позитивные и негативные взаимодействия с учениками.Необходимо отмечать их по пятибалльной шкале.
  • Регулярно общайтесь с детьми.Узнайте, как они себя чувствуют и нужна ли им поддержка.
  • Поощряйтехорошееповедение.Когда учитель фокусирует внимание класса на хорошем поведении, он предотвращает неуместные поступки учеников задолго до того, как это станет проблемой класса.

Исправляем отношения, пока все не стало хуже

Со временем негативные взаимодействия (недопонимания, конфликты или критика) могут ослабить отношения между учителем и учеником. Если оставить это без внимания, ученик почувствует себя невовлеченным и не захочет участвовать в жизни класса. Также они могут начать вести себя хуже на уроках, нанося тем самым урон классу.

Поэтому учителю важно восстанавливать отношения, переводить их в позитивное русло.

Когда отношениям с учеником необходима перезагрузка, учитель может:

  • Отпустить прошлое и начать все заново.Учитель не должен всякий раз напоминать ученику о его ошибках (да и вообще забивать себе ими голову), вместо этого лучше начинать каждый день с чистого листа.
  • Взять ответственность за свои действия.Учителю стоит перестать винить ученика в сложившейся ситуации и подумать: «Что я сделал, чтобы избежать этой проблемы?». Педагог не должен бояться извиниться, если был не прав – такой шаг навстречу ученику позволит повысить доверие.
  • Показать эмпатию. На каждое событие можно взглянуть по-разному, и учитель должен понимать, что у школьника может совершенно другой взгляд на ситуацию.
  • Сфокусироваться на решениях, а не проблемах.Учитель стоит обсудить варианты решения с классом (или отдельным учеником), чтобы для всех оно оказалось справедливым.
  • Отделить поступок от деятеля.Важно критиковать поведение, а не самого человека. Если учитель вешает на ребенка ярлык «проблемного ученика», то появляется опасность, что ученик усвоит его и станет вести себя так постоянно.

Резюме: Эффективное управление классом начинается с выстраивания хороших отношений. Когда ученики ощущают себя частью коллектива, выше вероятность того, что и с успеваемостью, и с поведением у них все будет в порядке.

Источник: gazeta-pedagogov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...