У всех учителей рано или поздно появляются собственные приемы установления тишины в шумном классе. Речь идет не о рабочем шуме, который более эффективен, чем мертвая тишина, а о шуме, затрудняющем проведение урока, нерабочей обстановке, когда педагога не слушают. Приводим несколько действенных приемов из опыта школьных учителей, которые помогут в управлении классом.
Экстравагантный жест
Тодд Финли, в прошлом преподаватель английского, а ныне популярный блогер образовательного портала Edutopia, вспоминает, как однажды прижал руки к груди и упал на колени перед 36 взбунтовавшимися учениками. В классе мгновенно наступила тишина, ученики оцепенели. Встав с колен, педагог поблагодарил ребят за внимание и продолжил вести урок, словно ничего не произошло. Больше Тодд никогда не прибегал к этому трюку − ведь сработал эффект неожиданности, а добиться его можно только один раз.
Резкий звук
«Кто меня слышит, хлопни раз!» — не меняя тона, произносит Екатерина Анатольевна Прошкина, учитель московской школы. Среди шума внезапно раздаются хлопки, и ученики затихают.
КАК УЧИТЕЛЮ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ НА УРОКЕ? \ Классапер 0+
Срабатывает безусловный ориентировочный рефлекс, − объясняет Екатерина Анатольевна , − внимание переключается на объект – источник резкого звука. Но часто этот прием использовать нельзя – пропадает эффект неожиданности, и реакции от учеников добиться уже сложнее.
Шепот
Одну из своих самых запоминающихся партий (опера «Дон Карлос») Федор Шаляпин прошептал. В абсолютной тишине полного зала тихие слова Шаляпина в ответ на могучее, раскатистое пение Василия Петрова тронули зрителей до глубины души. Овации продолжались несколько минут.
Многие педагоги используют похожий прием в школе: не пытаясь перекричать шумный класс, понижают голос до шепота. Вскоре ученики замолкают, чтобы расслышать, о чем говорит учитель.
Интрига
В основе трех следующих приемов − возбуждение любопытства у детей.
Первый : когда успокоить класс не получается, начните тихо, заговорщически общаться с небольшой группой детей. Остальным захочется услышать, о чем вы говорите, и они притихнут.
Второй : начните урок словами: «Пожалуйста, держите в секрете то, что я собираюсь вам рассказать. Возможно, меня уволят, если узнают, что я это сделала». И совсем не важно, что речь будет идти всего лишь о «е» и «и» в приставках или правилах вычитания дробей, – тишина и внимание учеников во время объяснения новой темы будут обеспечены.
Третий прием : когда класс расшумелся, сыграйте удивление и начните демонстративно разглядывать «что-то» за окном. На вопрос учеников, что там происходит, сделайте жест рукой: «подождите». Не пройдет и минуты, как все внимание детей будет принадлежать вам. Ведь только вы знаете, что «произошло» за окном. Выдержите паузу, произнесите: «ничего интересного, мне показалось» и продолжайте вести урок.
Коллективная игра с бонусами
В работе с учениками старших классов одной из московских школ хорошо показал себя метод коллективной игры с бонусами. В начале учебного года школьникам было представлено большое игровое поле с задачами, которые предстояло выполнять коллективно. Сделать шаг по игровому полю и переставить фишку ближе к финишу можно было, если класс выполнял задания и не получал в течение недели замечаний от учителей по поводу дисциплины на уроках. Призы в игре (в финале и на промежуточных этапах) − коллективные походы в кино, в боулинг, выезд на пикник.
Как не переживать из-за учёбы? 6 коротких советов
Задание на доске
Самый распространенный прием мотивировать учеников начать работу, как только они входят в класс, − разместить на доске задание, которое нужно будет сдать в конце урока. Лучше, если новые задания будут появляться на одном и том же месте доски перед каждым уроком.
Общение на перемене
Другой эффективный прием, о котором часто несправедливо забывают: общение учителя и учеников на перемене, до урока. «Спасибо, что пришел вовремя!», «Рада, что ты уже достал учебник, похоже, мы готовы начинать!» — эти фразы учителя не только настраивают детей на работу, но и помогают укреплению эмоциональных связей между педагогом и учениками.
Классом необходимо управлять
Молодые учителя, которые только начинают работать в школе, часто используют одну из двух одинаково неэффективных стратегий управления классом: повышают голос на учеников, делающих что-то не так, или выгоняют их из класса, когда не могут с ними справиться. При таких подходах ученики чаще всего продолжают игнорировать учителя, и это означает, что ситуацию он не контролирует.
Профессор педагогики Гарри К. Вонг, автор книги «Первые дни в школе: как быть эффективным учителем», считает самой распространенной ошибкой то, что учителя не уделяют достаточного внимания управлению классом.
Они ведут уроки, а если что-то идет не так, прибегают к дисциплине. Но управление — это не дисциплина. Вы управляете магазином, а не дисциплинируете магазин. Вы управляете командой, а не дисциплинируете команду, − отмечает Гарри К. Вонг в своей книге . − Управление классом − это методы, которые позволяют учителям учить, а ученикам учиться.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
Источник: dzen.ru
Урок вышел из-под контроля: простые способы успокоить класс и вернуть внимание учеников
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Любой, даже самый опытный учитель, может потерять контроль над ситуацией на уроке и оказаться среди неуправляемого класса: дети шумят, не слушают, кто-то на грани драки, ползает под столами или кидается предметами. Благотворительный фонд «Шалаш» собрал несколько практик, которые помогут остановить беспорядок в классе и вернуть внимание учеников.
Для младшей и средней школы
В этом возрасте детям бывает тяжело надолго сфокусироваться, поэтому часто шум в классе — сигнал о том, что нужно отвлечься и переключить внимание. Для этого есть несколько приемов.
Дирижерский жест завершения
Любой заметный жест (например, дугообразное движение руками сверху вниз) даст вам несколько секунд на то, чтобы что-то сказать и привлечь внимание учеников. Этот прием помогает в ситуациях, когда в классе так шумно, что добиться внимания голосом невозможно
Слово для остановки
Выберите вместе с классом специальное слово и правило для него: как только учитель произносит это слово, в классе должно стать тихо. Например, если это слово «Бангладеш» — в классе должно стать настолько тихо, чтобы можно было услышать, что происходит в стране Бангладеш
Радио
Метод заключается в том, что когда учитель поднимает руку, все звуки в классе должны становиться громче, а когда отпускает — тише. Как в примере со словом «Бангладеш», так и в этом случае дети получают возможность пошуметь, выпустить энергию, и при этом видят, что учитель не сердится на них за это, а включает их потребность в игру и становится в ней лидером.
Этот прием хорошо работает в младших классах, даже если класс не шумит. Например, когда дети устали и им уже сложно фокусироваться на занятии
Загибание пальцев
Учитель просит каждого в классе поднять руку вверх и загибать пальцы, проговаривая инструкцию и дальнейшие шаги. Например:
«Сейчас мы сядем за стол — загибаем большой палец; возьмем листы — загибаем указательный; запишем — загибаем средний» и так далее.
Суть метода в том, что через физические действия ученикам бывает проще воспринять информацию, чем зафиксировать ее на слух.
Для старшеклассников
Как правило, когда урок выходит из-под контроля в 8–11 классах, проблема намного шире — подросткам тоже нужны перерывы, чтобы сохранять концентрацию, но при этом в силу возраста и условий, старшеклассники часто подвержены сильному стрессу за пределами урока. Основные факторы:
- сложности в отношениях со сверстниками;
- большая нагрузка из-за грядущих экзаменов;
- сильные эмоции, которые трудно выразить;
- давление со стороны взрослых из-за учебы или подготовки к поступлению;
- переутомление, проблемы со сном;
- напряженные отношения в семье;
Поэтому задача учителя — снизить уровень стресса на самом уроке. Это получится сделать несколькими способами.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Создайте предсказуемые условия
Старайтесь сделать урок предсказуемым для класса. Например, в начале расскажите, по какому плану вы сегодня занимаетесь. Вывесите или напишите этот план на доске, чтобы дети могли отслеживать по нему ход занятия.
Это помогает тем, кто отвлекся, быстро вернуться к теме урока, не отвлекая внимание остальных одноклассников
Не пугайте последствиями неудач
Скорее всего, большинство старшеклассников и так много переживают о том, как сложится их жизнь, если они не справятся с экзаменом и наберут недостаточно баллов для поступления.
Постарайтесь не усугублять эти переживания и не запугивать учеников последствиями неудач в учебе. Это не мотивирует к усердной подготовке, а, наоборот, мешает школьникам быть собранными и фокусироваться на предмете.
Предлагайте помощь
В условиях переутомления, стресса и сильной нагрузки ученикам может быть сложно планировать свою работу над крупными заданиями. Вы можете предложить свою помощь, если чувствуете, что ученик теряется.
Например, если вы даете задание для самостоятельной работы в классе, и замечаете, что кто-то из ребят растерян или сомневается — предложите разбить работу по этапам и проговорите их последовательность
Расскажите о важности отдыха
Подростки в выпускных классах сталкиваются с давлением со стороны взрослых, которые переживают за будущее детей. Из-за этого им может быть сложно грамотно распределять ресурсы и уделять время не только подготовке, но также отдыху и расслаблению.
Проговорите, что отдых — тоже важная часть подготовки, и нужно давать себе время, чтобы восстановить силы и усвоить новые знания.
Фонд «Шалаш» проводит бесплатные занятия по развитию навыков стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта для учащихся 8–11 классов московских школ. На занятиях подростки учатся справляться со стрессом, прислушиваться к своему состоянию, обращаться за помощью и налаживать общение с окружающими — учителями, сверстниками и родителями.
Записать подростка на занятия могут родители или опекуны. Для этого заполните анкету на сайте и дождитесь звонка от специалистов фонда. Новый поток стартует в конце января — занятия будут проходить один раз в неделю в офисе фонда в центра Москвы.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Как успокоить расшумевшийся класс: «Когда захотите учиться, скажите мне об этом!»

Когда дети не слушаются, у учителя есть два варианта: сказать, что дети плохие, или найти к ним подход. Наш блогер Ирина Балинец рассказывает историю, как она нашла общий язык с детьми перед занятием, и делится своими выводами.
Когда я только начинала работать в образовательной сфере, я переживала. Не всегда получалось организовать урок как планировала: одним непонятно, другим скучно. Поняла, что с этим надо что-то делать, поэтому после каждого урока задавала себе вопросы: «Что я могу изменить?», «Что мне для этого нужно сделать?» Обращала внимание и на поведение коллег. Заметила по рассказам одного из них, что проблема дисциплины и организованной деятельности на уроке не решается, детям как было неинтересно на его занятиях, так и осталось. К сожалению, он шёл иным путём — винил в неудаче обстоятельства и окружающих: «Всё плохо в образовании!», «Это дети неправильные!» Тут-то я и уловила суть проблемы.
Да, что-то может пойти не по плану. Что делать? Признать это и понять, что, если не получается организовать урок продуктивно, когда дети слушают, общаются по теме, — это не конец света. Всё всегда можно исправить. Как?
Анализировать уроки, корректировать отношение к ошибкам, извлекать пользу. Пробовать что-то менять во время или после урока. Важно не ругать ни себя, ни окружающих, а решать проблему спокойно. Давайте посмотрим, как мне удалось среагировать на шумную обстановку в классе на занятии по астрономии.
Действие происходило на занятии в Детской астрономической обсерватории (АО), здание которой находится на высоте более 45 метров над уровнем моря. Двадцать пять детей в возрасте семи-девяти лет во главе с куратором идут на моё занятие «Приветствуем Солнце!» Как только они приблизились к территории АО, увидели длинную вереницу: 272 ступеньки, ведущие вверх… Теперь подумайте, о чём в первую очередь меня спросят, когда войдут в кабинет? Верно! Дети вбежали в кабинет и стали спрашивать про количество ступенек. Как мне нужно было действовать?
Поняла, что пока не обсудят всё, что увидели, занятие начать не получится. Нужно им дать то, что они хотят
Долго не думала и предложила им продолжить обсуждение ступенек. Через голоса «260, 569, а сколько ты насчитал?» я похлопала в ладоши и временно добилась тишины. Пока дети отвлеклись, быстро произнесла: «Как только захотите узнать информацию про Солнце и увидеть его диск в телескопе, скажите мне об этом». Потом сделала вид, что занята, а сама поглядывала на детей и продумывала план «Б».
Что буду делать, если этот приём не сработает после нескольких минут? А вот что: придумала игру «Напишите на листочке число ступеней в течение восьми секунд».

Как победить самый ужасный класс и эйджизм, если ты — молодой учитель
Пока я её обдумывала, куратор группы (так как дети были в лагере, то с ними всегда рядом находился куратор) не выдержал, грозно произнес: «Ребята, тише! Пришли на занятие, так делать нельзя!» После этого в классе стало тише (временно), потом дети снова разговорились. Я ответила всем: «Ничего страшного, пусть делятся мнениями и продолжают общаться».
Далее наблюдала и думала, в какой момент начать задуманную игру. Но приём сработал. Через восемь-десять минут один из шумной компании сообщил, что ему надоел разговор про ступеньки и он хочет узнать информацию о Солнце, другие захотели наблюдений. И тут они переключились на тех, кто продолжал обсуждать ступени, объяснили им, что тема исчерпана и неинтересна.
Мне понравилось, что и я, и дети с пользой провели время. Они поняли сложный материал, активно вели разговор по теме в дальнейшем. В общем, радость и довольство собой я получила! Этот случай мне показал, что я действую верно и уверена в себе. А еще подтвердил, что нужно гибко подходить к возникающим трудностям.
Выводы
- Когда дети сами успокаиваются и помогают вам, а вы довольны, это означает верность принятого решения.
- Ситуация может разрешиться успешно благодаря изначальной установке. Например, в случае в обсерватории я чётко дала понять, что наблюдения состоятся, но зависят от желания детей.
- Постарайтесь понять причину поведения учащихся. Не кричите, не запрещайте. Сделайте шаг к сотрудничеству — дайте детям принять решение.
- Позвольте детям выплеснуть эмоции, наговориться, утомиться, чтобы после они были готовы слушать, вникать и наблюдать.
- Не считайте себя плохим учителем, если дети шумят, — такой подход не поможет решить проблему.
- Помните, что дети — это такие же люди, которые переживают, грустят, радуются, хотят самостоятельности и внимания, хотят, чтобы их услышали…
При этом помните, что бывают разные ситуации. Например, оставлять ребёнка один на один с проблемой или когда ему плохо — опасно. В таких случаях взрослый должен тактично вмешаться и умело помочь. Что для этого нужно делать? Верно!
Учиться, думать, принимать решения и действовать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (wavebreakmedia)
Источник: mel.fm