Светлана Меркулова утверждает, что корни всех конфликтов, в которые вовлечен детсадовец или школьник, лежат в его семье. Если дома ребенку не дают высказаться, унижают его и не считают полноценной личностью, его ждет травля в коллективе. Но и детям, которых родители воспитывают как маленьких звезд, тоже есть чего бояться — сверстники, скорее всего, не оценят надуманной уникальности своего одноклассника.
Психолог утверждает, что профилактикой конфликтов в будущем должно стать уважительное отношение родителей к своему ребенку, понимание того, что он самостоятельная личность с мнением, которое может быть отлично от мнения взрослых. Кроме того, Меркулова советует внушать детям мысль о том, что другие люди не имеют права бить, дразнить, помыкать ими.
«Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора», — подчеркивает специалист.
Если же конфликтов избежать не удается, Меркулова советует поискать несколько путей решения проблемы.
Прежде всего, на травлю, если она возникла в классе, должен обратить внимание классный руководитель. Ему нужно привлечь всех учеников к сложившейся ситуации и попытаться найти выход. Родители жертвы и агрессора тоже должны встретиться и поговорить, но не на повышенных тонах, а спокойно обсудить положение и разобраться. «Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу», — утверждает психолог.
Меркулова не советует переводить ребенка из одной школы в другую, чтобы не усложнять и не загонять неуверенность жертвы травли еще глубже. По словам психолога, необходимо решить проблему в том коллективе, в котором ребенок находится, и не пытаться увести его от сложностей. В крайнем случае, она советует перевести школьника на домашнее обучение (хотя бы временно) — это поможет затравленному ребенку вновь обрести уверенность в своих силах.
В том случае, если ребенок не хочет впутывать родителей в конфликт, сложившийся у него с одноклассниками, необходимо просто дать ему понять, что вы рядом и вступитесь за него, когда ему это потребуется. Навязывать свою помощь не следует.
Точно так же не нужно сразу вмешиваться в ссору или спор, возникший у маленького ребенка со сверстником на детской площадке. Такие неопасные для здоровья, но полезные для развития уверенности в себе конфликты, способны научить ребенка отстаивать свое мнение и интересы.
Источник:
Источник: mama.ru
Как простить людей, которые травили вас в школе, и защитить своего ребенка от буллинга – рассказывает психолог

О проблеме буллинга и школьной травли открыто заговорили лишь в последние годы. Согласно официальной статистике ТАСС, больше половины детей в нашей стране сталкиваются с данной проблемой, и 39% из них никому не сообщают о своей проблеме. При этом буллинг может не только превратить процесс обучения в настоящий кошмар, но и стать серьезной травмой на всю жизнь. Даже став взрослым, человек продолжает испытывать его последствия и хранить в душе обиду на школьных агрессоров.
О том, из-за чего возникает буллинг, как с ним бороться и можно ли во взрослом возрасте попытаться простить обидчика, мы попросили рассказать специалиста по семейной психотерапии Анну Девятку.
Почему возникает буллинг
В любой группе существует иерархия: есть те, кто занимает лидирующие позиции, и те, кто находится внизу списка – именно эти люди иногда становятся изгоями. Все потому, что в обществе существует борьба за лидирующие места. Это нужно, чтобы получить симпатию учителя, лучшие оценки, более лояльное отношение. И здесь есть два варианта, почему проявляется буллинг.

Попытки приблизиться к лидирующим позициям
Дети начинают травить одноклассников, чтобы приблизиться к лидерским позициям. Они создают коалицию против кого-то, чтобы самим чувствовать себя лучше. Возникает энергия агрессивности: самооценка обидчиков растет, поскольку они утверждаются за счет тех, кто младше и слабее. Это становится возможным из-за безнаказанности, потому что люди, отвечающие за порядок в школе, закрывают на это глаза: это негласное разрешение, что травить человека можно и ничего за это не будет.
Все всегда знают, что ребенка травят, просто не хотят ничего предпринимать.
Перенаправление агрессии
Вторая причина буллинга – это перенаправление агрессии с лидера группы. То есть вместо того чтобы проявлять агрессию в сторону учителя или школьного задиры, дети начинают травить более слабого. Потому что если проявлять агрессию в сторону учителя, будут последствия.
Кто чаще всего становится жертвой школьной травли и почему
Те, кто не научился защищать себя

Жертвой буллинга становятся люди, которые не знают, как постоять за себя, и не понимают, как отвечать на агрессию. В ответ на оскорбления у них возникает ступор. Все потому, что в семье им дают установку, что нельзя давать сдачи, реагировать на агрессию, что девочка не должна драться. Из-за этих установок, которые родители дают из хороших побуждений, дети оказываются в ситуации, когда их кто-то обижает, а они в ответ не могут ничего сказать. И во взрослом возрасте такие люди просто не могут защитить себя и выставить границы и поэтому оказываются в зоне риска, когда речь идет о травле уже в рабочем коллективе.
Те, кто отличается от других членов коллектива
Также в зоне риска оказываются школьники, которые чем-то отличаются от одноклассников. Допустим, на 30% умнее, или, наоборот, на 30% медленнее схватывают материал. И вот эти 30% – это уже достаточное основание, чтобы человек выделялся из коллектива, и это вызывает агрессию в его адрес, провоцирует травлю. То же самое касается внешности, роста, веса, достатка родителей. У взрослых это менее критично, а в коллективе с детьми очень важно, чтобы они были похожи друг на друга.
Те, у кого нет поддержки

Буллингу подвергаются дети, за которых некому заступиться. Просто потому, что никто не хочет своим авторитетом поддерживать авторитет этого ребенка. И это же правило действует во взрослом мире: если какой-то руководитель придет и скажет, что сотрудника нельзя обижать, или если в школу придет мама и пригрозит обидчикам, то агрессоры чаще всего перестают приставать к ним. А если такой социальной поддержки сверху нет, то человек больше подвержен травле, чем другие люди.
Как школьная травля влияет на взрослую жизнь
Отсутствие понимания ценности общения
Во взрослом возрасте жертвы буллинга – самодостаточные личности, которые категорически не понимают ценность других людей. Другие люди для них – это способ достижения цели. Формируется нарциссический тип личности и непонимание, как вообще общаться с другими людьми, зачем с ними общаться, если это не приносит пользы. Кроме того, люди, которые подвергались травле, быстро истощаются в общении с людьми.

Сложности в занятии лидерской позиции
Лидерские качества у детей формируются в 9–10 лет, и если в это время они подвергаются травле, то потом им очень сложно стать лидерами. Ребенок, вместо того чтобы раскрыться и проявить свою решительность, смелость, интеллект, организаторские и творческие способности в этот момент замкнулся. Но если в будущем ему все же удастся занять позицию лидера, то это будет жесткий, деспотичный руководитель, который дистанцируется от подчиненных и для которого сотрудники – винтики в системе.
Сложности в личной жизни
Есть дети, которые справляются с травлей и сохраняют свою самооценку. А у других эта история никак не компенсируется, и во взрослом возрасте они остаются очень одинокими, боятся подпускать людей к себе близко. Им бывает очень сложно найти вторую половинку.
Ведь в тот момент, когда закладывались социальные, полуролевые модели, и девочки и мальчики начинали осознавать себя, этого человека травили и он замыкался в себе. Он не понимает, как подпускать к себе представителей противоположного пола, как общаться. Человек не верит, что его примут таким, какой он есть. Само по себе ощущение «я есть», ощущение того, что «я нравлюсь такой, какой я есть», сильно нарушено. Появляется страх отвержения, страх общения, страх сближения.
Может ли у человека появиться чувство вины из-за травли

Если ребенок будет сам себя давить в этой ситуации и говорить, что это он какой-то не такой, то он просто уничтожит сам себя, свою самооценку. Защитный механизм психики устроен так, что человек не может сказать, что он виноват в том, что его травят. Что бы он ни делал, как бы ни выглядел – его травить нельзя.
Травля – это систематическое преследование, унижение и агрессия в сторону другого человека. Она не может вызывать чувство вины. И если у человека вдруг возникло такое ощущение, то стоит обратиться хотя бы в бесплатную группу психологической помощи.
Ни один человек не может нести полную ответственность за поведение другого человека: каждый сам отвечает за свои поступки. Даже если один человек бегает и кричит «ударьте меня, ударьте меня!», приглашает, чтобы в его сторону проявляли агрессию, окружающие не должны отвечать на эту провокацию.
Очень важно присвоить себе свою собственную агрессию. Агрессивность считается чем-то таким ужасным, хотя это не так. И в нашей стране не умеют правильно с ней работать, а ведь это маркер нарушения границ. Когда человек чувствует злость – это значит, что кто-то нарушает его границы, и если он испытывает желание оскорбить или даже ударить, это значит, что граница уже сильно нарушена.
Можно ли простить обидчиков во взрослом возрасте

Детские обиды не прощают, их прорабатывают: отыгрывают, разряжают эмоцию через психологические техники. Обиду рисуют, раскрашивают, увеличивают, уменьшают, усиливают. Смотрят, какие вторничные выгоды были у человека с помощью этой обиды.
И когда во взрослом возрасте мы разговариваем про обидчиков, мы рассматриваем ситуацию целиком: горюем, плачем, рвем бумагу, – как-то проживаем ту эмоцию, ситуацию из прошлого. Но нужно смотреть всю семейную систему целиком и систему отношений в обществе: откуда пошла эта ситуация, чего не хватило человеку, чтобы он тогда мог за себя постоять, и как сейчас это скомпенсировано во взрослом возрасте. А если не скомпенсировано, то как это можно исправить.
Как не проецировать страх перед школой на своих детей

Невозможно не проецировать свой страх. Нужно обеспечивать безопасность ребенка, исключать ситуации, в которых возможен буллинг, понимать, что вы должны прийти ему на помощь, если он оказался в подобной ситуации. Школ сейчас достаточное количество, есть домашнее обучение, то есть всегда есть альтернатива. Самый лучший вариант – поменять школу.
Потому что бороться с социумом, который травит, бесполезно. Это болезнь всего коллектива, это не один человек виноват.
Как правильно реагировать на буллинг
Родителям

Дети часто замалчивают, что подвергаются травле в школе, потому что им стыдно рассказывать об этом. Поэтому с самого начала нужно объяснить ребенку, что с такими проблемами он обязательно должен приходить к вам за помощью и советом. Ни в коем случае нельзя игнорировать эту ситуацию или говорить: «Ты это все выдумываешь». Да, дети иногда саботируют школу. Но очень важно доверять своему родительскому чутью, интуиции, держать всё время руку на пульсе и ни в ком случае не оставлять ребенка в ситуации, когда ему плохо.
Дальше нужно объяснить руководству школы, учителям, что они тоже несут ответственность за это. И если буллинг не будет остановлен, то вы, как родитель, не отступитесь и будете отстаивать своего ребенка. При этом важно свою агрессивность распознавать и решить вопрос на взрослом уровне, для того чтобы все участники конфликта начали бороться с травлей.
Ребенку
Ребенку, который подвергся буллингу, нужно идти за поддержкой ко взрослым: в этой ситуации нельзя оставаться одному. Нужно попытаться обозначить личные границы, дать обидчикам понять: «Со мной так нельзя обращаться», – не бояться быть ябедой и звать на помощь. Травля на это и рассчитана, что ребенок останется один и не позовет никого, кто за него заступится. Поэтому нужно обратиться за помощью – к маме, папе, учителям – кому угодно, лишь бы не оставаться наедине с этой проблемой.
Источник: wfc.tv
Что делать если ребенка обижают и унижают в школе
Очень важно для ребенка, которого обижают в школе получать жизнерадостные импульсы и поддержку со стороны родителей.

Если появились причины считать, что вашего ребенка обижают в школе, они могут быть не безосновательны. Просто необходимо сделать так: со всей искренностью, но без особого натиска спросить у ребенка как обстоят дела в школе. Желательно перед всем этим сказать ребенку как сильно его любят и что поддержат в любой ситуации. Когда подросток изложит свою проблему, нужно действовать по определенному плану, разделенному на два ключевых момента.
Унижения от преподавателя
Когда суть проблемы стоит так, решением вопроса на сто процентов падает на плечи родителей. Пустить такую проблему на самотек может обернуться для ребенка чреватыми последствиями.
Не при каких обстоятельствах нельзя позволить ребенку вступить в конфликтные отношения с учителем, он всегда останется не прав.
При хорошем стечении обстоятельств это даст ребенку научиться быть первым, минуя систему. Как Эдисон в свое время (хотя если бы не его мать, мир и сейчас мог бы не узнать ничего о талантливом изобретателе).
В самом плохом варианте стечения обстоятельств – это убедит ребенка, что мир не создан для него и совершенно несправедлив по отношению к нему.
Итог такой ситуации чувство жертвы, он не будет проявлять активного позиционирования, перестанет изъявлять свои потребности.Может привести так же и к протестному образу жизни. Как будто весь мир против него одного, а это тоже не является лучшим вариантом решения проблемы. Из этого следует, что именно родители должны повлиять на конфликт с преподавателем.
Унижения от одноклассников

Когда конфликт касается сверстников, родителям в него вмешиваться можно, но недопустимо участвовать в конфликте публично. Не разговаривать ни с преподавателями, ни с родителями обидчика. Это поставит на вашем ребенке тавро ябедничества и такого понятия как «стукач».
Суть в этом вопросе абсолютно не касается боли, которую испытывал ваш ребенок.
Конфликтную ситуацию такого уровня ребенок должен решить самостоятельно, без участия родителей.
Даже если обидчик будет наказан, он только еще больше будет испытывать неприязнь к «ябеде» и «стукачу». Его неприязни будет вполне достаточно для того чтобы отомстить «ябеде» и способы мщения могут быть довольно разными. И от того как сильно его накажут, его мщение может быть изощренней. К тому же на 99% его поддержат в его мщении многие в классе, даже руководители школы, техникума (конечно негласно). В нашей стране в большей части виновна жертва, стоит помнить об этом.
Разрешить такую ситуацию поможет только совместное действие ребенка и его родителей. Родители – мозг операции, а подросток – исполнительный персонал.
Все что нужно определить обидчика и решить, каким способом действовать. Главное требование – это чтобы обидчик понял, за что и почему, желательно публично. Но главное – донести понятие того что так поступать не нужно.
Источник: ru-vpr.ru