Как защитить девочку в школе от подколов одноклассников

Содержание

Буллинг и травля — это одно и то же? Чем буллинг отличается от конфликта? Как его предотвратить? Давайте разбираться.

Кадр: фильм «Папе снова 17»

Алина Халзагарова

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

В статье рассказываем:

  • что такое буллинг и какие у него есть виды;
  • как выглядит буллинг в школах;
  • чем буллинг отличается от конфликтов и розыгрышей;
  • как помочь ребёнку справиться с буллингом;
  • что делать, если ваш ребёнок буллит других;
  • что такое кибербуллинг;
  • какие книги помогут лучше познакомиться с темой.

Что такое буллинг — объясняем простыми словами

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.

Как красиво поставить любого человека на место (5 САМЫХ СИЛЬНЫХ СПОСОБОВ) 18+

Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

Как выглядит буллинг в школе?

Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

  • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
  • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
  • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

  • словесные оскорбления;
  • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
  • отбирают или портят вещи жертвы;
  • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
  • толкают жертву, кидают в неё предметы.

Вот как взрослые люди описывают травлю, с которой они столкнулись:

«Мальчики вплоть до 11 класса обзывали меня „свиньёй“ и „жирдяйкой“. В шестом классе они разрезали спортивные штаны, которые лежали в раздевалке, а потом смеялись, что штаны разошлись из-за веса».

«В столовой одноклассники кидались едой, поэтому приходилось есть в туалете, чтобы меня не могли достать. Как-то на уроке литературы одноклассник ради шутки толкнул меня со стула, и я упала вместе с партой, поцарапав всё лицо».

«Весь класс обзывал меня „хипстером“ и „бомжом“, некоторые писали это на двери моей квартиры. Мне пришлось закрыть все соцсети, прекратить со всеми любое общение и держаться обособленно».

Чем буллинг отличается от конфликтов?

Три главных отличия:

  • Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
  • Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
  • Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.

Чем буллинг отличается от розыгрышей?

Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

  • Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
  • Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.

Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?

  • Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
  • Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
  • Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
  • Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
  • Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
  • Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
  • Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
  • Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.

Что делать, если мой ребёнок буллит других?

Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

  • из-за сложностей с коммуникацией,
  • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
  • из-за давления учителей,
  • из-за возрастного или личностного кризиса.
Еще по теме:  Почему Одноклассники для стариков

В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

Что поможет:

  • Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
  • Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
  • Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
  • Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?

Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?

Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.

Что поможет:

  • Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
  • Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
  • Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.

Что такое кибербуллинг

Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.

Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.

  • Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
  • Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
  • Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
  • Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
  • Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.

Книги о буллинге

  • Наталья Цымбаленко, «Буллинг. Как остановить травлю ребенка». Книга основана на личном опыте и отражает современную образовательную реальность России: сотрудница правительства Москвы рассказывает, как ей удалось путём жалоб и судебных разбирательств остановить травлю в школе, где учится её сын. Также Наталья объясняет, кто и почему становится жертвой травли, что зависит от школы, а что — от семьи, когда стоит вмешиваться и есть ли юридическая ответственность за травлю.
  • Дэвид А. Лэйн, «Школьная травля (буллинг)». Это научный труд британского социального педагога, который представляет обобщённый и подкреплённый исследованиями взгляд на травлю как социальное явление.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны». Сборник советов и практическое руководство по противостоянию травле, написанное подростком для подростков. Книга создана при участии школьных учителей, психологов, родителей, а также детей, подвергавшихся травле в классе.

Художественные книги, в которых хорошо описаны чувства и переживания всех участников буллинга:

  • Анника Тор, «Правда или последствие». Шведский подростковый роман, в котором образно показана травма наблюдателя. Главная героиня хочет поддержать изгоя, но боится сама стать объектом насмешек.
  • Роб Буйе, «Всё из-за мистера Терапта». Американская история об учениках 6-го класса, переживающих буллинг, и молодом учителе, которому удаётся это остановить. Очень реалистичное описание сплетен и «девчачьих войн».
  • Владимир Железников, «Чучело». Классическое российское произведение о травле. Глубоко показывает переживания жертвы, вызывает сочувствие. Прочитанная в детстве, эта книга навсегда становится прививкой от попыток травли и неосознанных коллективных действий.
  • Что такое газлайтинг — объясняем простыми словами
  • Что такое абьюз — простыми словами и на примерах
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развить

Источник: skillbox.ru

Школьная травля

булинг

Как противостоять детскому буллингу и помочь ребенку, которого травят

Толстый, жирный, поезд пассажирный; у кого четыре глаза тот похож на водолаза; жадина-говядина соленый огурец – дразнилки в 20-х годах прошлого века были выделены советским филологом Георгием Виноградовым в отдельную область народной словесности – детский фольклор. И многие взрослые считают, что в них нет ничего страшного. Вполне возможно, что эти люди либо никогда не становились жертвами дразнилок, либо благополучно об этом забыли.

Когда дразнят — это обидно. Дразнилки вызывают чувство тревоги, снижают самооценку, пугают. Даже самый уверенный в себе ребенок, живущий в любящей и понимающей семье, начинает думать, что с ним что-то нет так и его есть за что обзывать. Дети младших классов часто поддразнивают друг друга, включая элемент насмешек в свои игры. Это допустимо, пока смешно всем участникам.

Но когда поддевки становятся систематическими и направлены только на одного ребенка – детский фольклор переходит в статус буллинга.

Новое слово – старое явление

Буллинг (англ. – bullying) — это травля, агрессивное преследование одного члена коллектива другим лицом или группой лиц. Организовывает буллинг лидер со своими сообщниками. В процессе травли жертва не в состоянии защитить себя, силы не равны, и это главное отличие буллинга от конфликта, в котором участники находятся примерно в равном положении.

Буллинг бывает:

  • вербальный – оскорбления, дразнилки, унизительные клички
  • социальный – изоляция жертвы, бойкот
  • физический – толчки, подзатыльники, порча имущества, избиения

Слово буллинг новое, а вот само явление – старое. В 1984 году на экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело» и о школьной травле стало известно всему Советскому Союзу. Повесть Владимир Железникова, по которой был снят фильм, основана на реальных событиях.

Киноистория вызвала бурю восторгов и возмущения – советские школьники были показаны режиссером без привычного глянца пропаганды. Но уже тогда стало понятно, что фильм «Чучело» — это революция в кинематографе. Героиня этой страшной истории выстояла, но ей пришлось пройти через преследования, огонь, бойкоты и предательство. Но многие дети, которых травят и дразнят, получают серьезные психологические травмы.

Социальная структура буллинга и действующие лица

В 2019 году агентство «Михайлов и партнеры. Аналитика» провело исследование, в ходе которого выяснилось, что 52% опрошенных подростков сталкивались с агрессией в школе. «В первую очередь учащиеся жалуются на психологическую агрессию сверстников (32%) и на ее физические проявления (26,6%) — толчки, побои и другое», – цитирует агенство РБК.

В каждом коллективе – детском, студенческом или взрослом обязательно находится человек, которому просто нравится обижать других. Это агрессор, лидер травли. Потенциальный буллер имеет определенные деструктивные черты и сам по себе он травмированный человек – ребенок из неблагополучной или дисфункциональной семьи.

У агрессора наблюдается:

  • низкая самооценка, поднять которую он пытается с помощью унижения и оскорбления других людей
  • нарцисстические черты – желание любой ценой быть в центре внимания
  • склонность к доминированию, манипуляциям, интригам
Еще по теме:  Та самая единственная Одноклассники

булинг

У агрессора есть помощники, которые объединяются вокруг булли и активно травят жертву. Оставшийся школьный коллектив делится на свидетелей, одобряющих преследование и равнодушных наблюдателей, которые не вмешиваются в процесс травли. Если у жертвы появляется защитник – его тоже подвергают агрессивному преследованию и либо перетягивают на свою сторону, либо делают вторым объектом насилия.

За что могут травить? По большому счет, за все: лишний вес, цвет волос, наличие очков, застенчивость, успеваемость, эмоциональные проявления. Преследуют детей с неврологическими заболеваниями – нервным тиком и заиканием.

В последнее время буллинг переместился в Интернет. У него появилось много названий: моббинг, троллинг, аутинг. Детей преследуют в социальных сетях, чатах онлайн игр, мессенджерах. Агрессоры создают специальные страницы, посвященные жертве кибербуллинга, на которых размещают издевательские карикатуры, распространяют слухи, публикуют личные данные объекта травли.

Последствия буллинга

Психологи считают, что по тяжести последствий буллинг сравним с семейным насилием – психологическим или физическим. Причем, травля влечет за собой негативные последствия как для жертвы, так и для самих агрессоров.

Что испытывает жертва:

  • развиваются психосоматические заболевания: частая головная боль, тошнота, бессонница
  • депрессивные расстройства вплоть до неврологических проявлений, таких как нервный тик
  • повышенную тревожность, постоянный страх, снижение уверенности в себе
  • навязчивые суицидальные мысли

Что происходит со свидетелями:

  • страх лишиться собственной безопасности и статуса в коллективе
  • стыд за свое бездействие
  • чувство вины
  • снижение эмпатии

Что происходит с агрессором:

  • агрессивное поведение входит в привычку
  • личность постепенно разрушается
  • девиантное поведение приводит к дальнейшим проблемам: алкоголизму, домашней тирании, столкновениям с законом

Как определить, что ваш ребенок стал жертвой буллинга

Понять, что ребенок попал под огонь агрессии со стороны одноклассников, бывает трудно. Дети боятся рассказать взрослым о возникшей ситуации – а вдруг родители вмешаются, и они прослывут еще и ябедами. По мнению многих подростков просьба о помощи — это проявление трусости и слабости.

Но внимательные родители обратят внимание на изменение поведения детей:

  • ребенок стал скрытным, агрессивным, мрачным
  • больше времени стал проводить в одиночестве
  • отказывается ходить в школу или тайно прогуливает уроки
  • потерял интерес к своим увлечениям, не ходит гулять и не встречается с друзьями

У ребенка, который подвергается физическому буллингу, можно заметить синяки, порванную или грязную одежду. Он приходит с разбитым телефоном, а его тетради и учебники порваны и измяты.

Дети, которых преследуют в сети, меняют свое отношение к гаджетам и Интернету: удаляют свои страницы в соцсетях, прячут телефон или, наоборот, носят его всегда с собой и не разрешают к нему притронуться. Ребенок вздрагивает при звуке нового сообщения, а в порыве эмоций может вообще разбить гаджет.

Что делать, если ребенка подвергли буллингу

Вербальному:

  • Прежде всего, с ребенком надо говорить. Не задавать стандартный вопрос: «Как дела в школе?», а действительно интересоваться его делами. Если подросток открылся вам – поддержите его и дайте понять, что его решение обратиться за помощью – поступок сильного и смелого человека.
  • Объясните ребенку, что он ни в чем не виноват, что агрессору не важно, кто жертва и как она выглядит, ему важен сам процесс. Людмила Петрановская, семейный психолог, в своей книге «Что делать, если…» объясняет, как важно не отвечать на крики и обзывательства и не пытаться остановить насильников: «Не позволяй чувствам захлестнуть тебя. Помни: все дело не в тебе, не в том, какой ТЫ. Все дело в обидчиках. Это ОНИ такие, что жить не могут, никого не обижая. Так при чем тут ты?»
  • Булли всегда ждут ответной реакции от жертвы – страха, обиды, злости, слез. Как и все тираны, они прекращают травлю, если объект насмешек не реагирует на оскорбления.

Социальному:

  • Начните опять с разговора и донесите до ребенка, что рядом с ним всегда есть люди, которые любят и уважают его.
  • Обсудите с ребенком, как он может расширить круг своих знакомств: записаться в новую секцию, на подготовительные университетские курсы, кружок танцев.
  • Посмотрите вместе с подростком фильмы на близкую тему: «Чучело», «Все умрут, а я останусь», «Чудо», «Звездочки на земле».
  • Обратитесь за опытом к своим друзьям – может быть, кто-то из их детей сталкивался с подобной ситуацией и готов рассказать, как удалось ее решить. Это поможет подростку не чувствовать себя одиноким.

Физическому:

  • Постарайтесь выяснить, кто из одноклассников или учеников из параллели подвергает вашего ребенка физическому насилию.
  • Постарайтесь документировать дату и время инцидента, а при необходимости обратитесь в травмпункт для снятия побоев.
  • Не встречайтесь с родителями агрессора – донесите информацию до школьной администрации. Временно исключите посещение школы и подумайте о возможном переводе в другое учебное заведение.
  • Обратитесь за консультацией к юристу. Если насилие продолжается и его последствия становятся все тяжелее – обратитесь в правоохранительные органы. Полиция обязана принять заявление и начать расследование. Приложите к документу все собранные доказательства – справки из медицинского учреждения, фотографии.

Программа ТравлиNet разработала пошаговое руководство для родителей, которые узнали, что их ребенок подвергся буллингу. Координаторы проекты предлагают в первую очередь обратиться к школьной администрации, рассказать о сложившейся ситуации и предложить совместными усилиями найти выход.

Российское законодательство предусматривает создание согласительных комиссий, в которую входят представители родительского комитета, педагоги и администрация, а также приглашенные медиаторы. Комиссия создается не в карательных целях, а для помощи детям справиться со сложившейся ситуацией.

Если школа не принимает мер к решению проблемы, можно переходить к юридическим методам и привлекать чиновников и общественность. Помните, что снимая с себя ответственность, школа нарушает закон – КоАП РФ ст. 5.57 ч.2 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций».

Помимо правоохранительных органов, стоит обратится к чиновникам: в Управление образованием вашего города или области, в Росподребнадзор (эта организация занимается контролем за соблюдением прав учащихся), Уполномоченному по правам ребенка вашего региона.

Привлеките внимание общественности – напишите пост в своей социальной сети и попросите друзей распространить его. Обратитесь за помощью в некоммерческие организации – НКО, которые занимаются вопросами школьного буллинга: АНО «БО «Журавлик», благотворительный фон «Надежда», региональные общественные организации, такие, как ульяновский «Клуб активных родителей».

Сводите ребенка к психологу – специалист сможет донести до ребенка главное: его вины в случившемся нет. В благотворительных организациях помогут найти бесплатного врача для нескольких встреч. Запишите в телефон ребенка номер «горячей линии» для подростков, попавших в трудную психологическую ситуацию: 8-800-2000-122. На сайте телефона доверия можно уточнить график работы службы в своем регионе.

Еще по теме:  Как подключиться к прямому эфиру в Одноклассниках

Если ребенок решился рассказать вам о буллинге – поблагодарите его за доверие и пообещайте, что вы всегда будете рядом и придете на помощь. Обеспечьте подростку ощущение защищенности и комфорта, чтобы он был уверен, что его дом – настоящий тыл и вместе с родителями он обязательно справится со всем бедами.

Источник: anatomy.help

Школьный буллинг: как остановить травлю

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет буллинг в школе. Вы узнаете, каковы причины этого явления. Выясните, как оно проявляется. Вам станет известно, что делать при этом.

Виды

Один одноклассник снимает издевки над другим

Кибербуллинг

Термин «буллинг» определяется, как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами.

Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.

  1. Вербальная. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий террор. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
  3. Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
  4. Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube.

Возможные причины и группа риска

Дети насмехаются над мальчиком негроидной расы, который очень расстроен

Травля может рождаться против детей другой расы

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  1. Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
  2. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

Необходимо понимать, что у любого человека можно выявить какие-то отклонения, недочеты и это не означает, что над ним нужно издеваться.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

  • неуверенные, тихие малыши, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, те, кто носит очки, имеют физические недостатки;
  • дети, которые отличаются расой, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
  • те, у кого присутствует материальный достаток;
  • дети, успешные в учебе;
  • внешне очень красивые.

Характерные проявления

Мальчика избивают одноклассники в школьном коридоре

К признакам наличия буллинга относят:

  • физическую агрессию;
  • порчу имущества;
  • нанесение побоев;
  • словесную агрессию, когда ребенку придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону;
  • распространение сплетен, ложных слухов о жертве.

Родители могут заподозрить наличие буллинга, если у их дочери или сына произошли определенные изменения:

  • у малыша пропадают деньги, вещи;
  • ребенок стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах;
  • отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы;
  • учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми;
  • порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле малыша;
  • ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.

Советы

Общение психолога с девочкой - подростком

Если определено, что травля в школе имеет место и над ребенком издеваются, нельзя надеяться на то, что дети сами разберутся. Необходимо понимать, что бездействие только позволит развязать руки агрессорам, они почувствуют свою вседозволенность, еще больше станут издеваться над ребенком.

  1. Родители должны показывать своему отпрыску, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.
  2. Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.
  3. Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников.
  4. Вы должны научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать на то, что говорят в его сторону, если есть уверенность в том, что психологическая травля не перейдет в физическое насилие.
  5. Убедите своего ученика в том, что другие дети рассчитывают на то, что он начнет паниковать, покажет свою слабость, начнет жаловаться, плакать или истерить. А значит, необходимо демонстрировать свою невозмутимость и самодостаточность, чтобы другие не цеплялись. Попрактикуйтесь с ребенком, как нужно правильно общаться с агрессивно настроенными личностями. Расскажите, что не стоит впадать в слезы, кричать, лучше говорить с обидчиком вежливо, с юмором.
  6. Обязательно покажите своему отпрыску, что Вы с ним. Не нужно считать, что он уже взрослый, самостоятельно справиться с обидчиками. Важно, чтоб ребенок видел в своих родителях поддержку и опору.
  7. Пусть ученик, если портят его вещи, сразу сообщает об этом педагогу, но не нужно называть имена конкретных ребят. Лучше сказать, что кто-то что-то испортил. Важно, чтобы зачинщики видели, что жертва не станет молчать.
  8. Делайте все для того, чтобы ребенок не боялся школьных хулиганов. При этом объясняйте, что всегда необходимо обращаться к педагогу за помощью, если имеет место слишком запущенная ситуация, в частности, если поступают угрозы или попытки избиения.
  9. Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, то можно найти место, где это будет ему под силу. Например, отправиться в спортивную секцию, записаться на творческий кружок. Важно, чтоб у девочки или мальчика было место, где он мог бы ощутить свою значимость.
  10. Воспитывайте в своем отпрыске уверенность в себе, смелость регулярно хвалите его, повышайте самооценку. Помните о том, как он относится к себе, так и к нему будут относиться люди, которые его окружают.
  11. Общайтесь со своим чадом, советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение в той или иной ситуации.
  12. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Умелый специалист сможет изменить ситуацию коренным образом, найдет правильный подход к ребенку, создаст с ним доверительные отношения, настроит контакт, поможет справиться с внутренним конфликтом.
  13. Если ситуация поворачивается таким образом, что ребенку действительно угрожает физическое насилие со стороны сверстников, то необходимо принимать экстренные меры, обращаться к классному руководителю, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, в прессу. Необходимо понимать, что гонители, по сути, сами имеют заниженную самооценку и за счет выбранной жертвы пытаются ее повысить.

Помните о том, что ни один человек не заслуживает находиться в состоянии униженности, все имеют право учиться и расти при наличии безопасной обстановки.

Теперь Вам известно, что такое буллинг, в частности его проявления в школе. Родители должны понимать, что ребенок, который поддается травле, нуждается в психологической поддержке и участии своей мамы и папы. Недопустимо закрывать глаза на происходящее и надеяться на то, что все пройдет само собой. Помните, что психика ребенка сильно страдает при этом.

Источник: psycho4you.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...