Человек, который стал жертвой травли, чаще всего чувствует себя беспомощным. Он словно в тупике: ему страшно, он понимает, что ситуация не изменится, а часто может чувствовать себя еще и виноватым. И, хотя история научного исследования проблемы насчитывает несколько десятилетий, запрос на то, чтобы разобраться в ней, до сих пор остается очень актуальным. Поговорим о школьном буллинге с психологом, сотрудником лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мариной Новиковой.
22 июня 2020
Поделитесь в соц.сетях
Чем характерен буллинг?
Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].
- неравенство сил между жертвой и обидчиком;
- повторяемость;
- переживание жертвой чувства беспомощности;
- активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.
Виды буллинга
Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.
КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА И УЛУЧШИТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ ЭТО ПОМОЖЕТ!
Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.
Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.
Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.
Почему это происходит? Как распределяются роли?
У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.
Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.
А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.
- Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.).
- Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).
- Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
- Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
- Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
- Главный обидчик — зачинщик нападения.
- Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
- Защитник — тот, кто вступится за жертву.
Каковы причины агрессии?
Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука.
Как Защитить Ребенка От Буллинга | Рекомендации Психолога | Family is…
Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.
Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.
- Снижение успеваемости.
- Прогулы, отказ ходить в школу.
- Аутоагрессивное (причинение себе вреда в физической и психической сферах) / агрессивное поведение.
- Психосоматические проявления: головная боль, тошнота, рвота, температура и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью.
- Депрессивные / тревожные расстройства.
- Суицидальные мысли / намерения / действия. Во многих современных сериалах поднимается проблема травли в школе. Один из таких — «13 причин почему».
- Криминальные действия. Среди тех учеников, которые были вовлечены в буллинг, многие находят в себе силы на месть и сами становятся агрессорами. Вспомните вооруженные нападения учеников на школы, которые в последнее время участились в нашей стране.
«Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все ученики, вовлеченные в ситуацию, — и агрессоры, и свидетели!»
«Чаще обращай внимание на то, как чувствуют себя другие люди, ведь не все могут видеть и понимать ситуацию так, как ты. Пусть это непросто, но постарайся представить, как чувствуют себя те, кто стал жертвой травли»
Буллинг в России
- Согласно данным PISA (2015), 27% школьников в России хотя бы раз за год подвергались физическому или вербальному буллингу, а также социальной агрессии;
- 9,5% школьников в России оказывались жертвами травли часто (как минимум, несколько раз за месяц);
- За последующие три года этот показатель вырос еще на 10% и стал составлять 37% (PISA, 2018).
- В России буллинг в большей степени «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергается от 25% до 50% учеников (против 34% в среднем по ОЭСР).
В России показатели положительных ответов на приведенные утверждения значимо ниже, чем средние по выборке:
«Меня раздражает, когда никто не защищает учеников, которые подверглись травле»;
«Это правильно — помогать тем, кто не может сам себя защитить»;
«Присоединяться к буллингу — неправильно»;
«Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»;
«Мне нравится, когда кто-то заступается за учеников, подвергнувшихся травле».
А с этим утверждением в России согласились только 77% опрошенных. В других странах – почти 90%.
«Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»
Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста
Согласно результатам исследования ЛПАП Института образования НИУ ВШЭ (2018 г.), мальчики чаще оказываются вовлеченными в физическую травлю, причем как в роли жертв, так и в роли инициаторов. При этом они реже, чем девочки, оказываются инициаторами социальной травли. А вот девочки-инициаторы травли имеют склонность к тому, чтобы делать это время от времени, мальчики же — на постоянной основе. Как правило, распространенность буллинга падает к старшей школе, классы «группы риска» — 7 и 8.
Хорошая школа
«Что значит «хорошая школа» с точки зрения распространения травли? Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки».
Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?
- Это обидные/ оскорбительные действия?
- Это делается специально?
- Это повторяется, или есть высокий риск повтора?
- Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.
Что делать, если вы узнали о травле ребенка?
«Правильная реакция — быстрая реакция: чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех. Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии».
Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации. Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию. Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет:
- сарказму;
- агрессии;
- манипуляциям;
- унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.
Как определить жертву травли?
Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.
У кого шанс стать «выделенным» выше?
- у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми;
- дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, «заметны» для окружающих;
- часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много «мальчишечьих» черт);
- дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками;
- дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.
Техники и основные принципы разговора с жертвой травли
- Она может быть в шоке и дезориентирована.
- Она может не хотеть говорить о произошедшем.
- Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).
- Она может считать произошедшее собственным «социальным провалом».
- Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.
- Использовать приемы активного слушания.
- Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.
- Избегать советов.
- Не перебивать.
Решение проблемы: важные вопросы
- В чем заключается проблема?
- Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
- Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
- Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично? Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
- Что ты еще можешь попробовать сделать?
- Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
- Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
- Какой вариант кажется тебе наилучшим?
- Как ты собираешься это делать?
- Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!
Возможные стратегии поведения с жертвой
- Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи
- Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором
- Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться
- Заезженная пластинка: «Нет, я не пойду с вами» — многократное повторение без объяснений
- Уклонение от нападок: фразы типа «Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает», «Это может быть твое мнение, но я так не думаю», «Эх, да, но моя мама так вкусно готовит»!
- Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!)
- Техники концентрации: молитва, «Безопасное место» (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении).
Новикова Мария Александровна
Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Источник: rosuchebnik.ru
Буллинг в школе: как защитить ребенка? Практические советы для родителей
Каждый из нас хранит воспоминания о школьных годах. Считается, что это беззаботный и лёгкий период в жизни человека. Тем временем, у детей в возрасте 8-17 лет наблюдается самый низкий уровень удовлетворённости жизнью.
Требования системы образования, постоянная оценка, становление взаимоотношений со сверстниками и социумом в целом нередко приводят к повышенной тревожности и нервным срывам у школьников. У них в этот период действительно много проблем. Возможно, на фоне картин невыплаченных ипотек и счетов из стоматологических клиник, взрослым всё это кажется мелким и незначительным. Но на уроках, переменах и в интернет-пространстве порой разворачиваются такие трагедии, о которых родителям лучше узнавать вовремя.
В этой статье мы с вами коснёмся такого явления школьной жизни как буллинг . Явление это старо как мир, а слово знают не все – будем разбираться с терминологией. Поговорим о том, кто чаще всего становится жертвой буллинга, а кто по другую сторону баррикад. Какие последствия несёт с собой буллинг.
И сосредоточимся на самом важном – как понять, что ребёнок подвергается буллингу, если он сам молчит об этом, и что предпринять, чтобы защитить своего школьника. Автор материала — психолог Анна Власенко , специально для CogniFit .
Буллинг в школе. Как защитить ребёнка?
Что такое буллинг и как он проявляется?
Буллинг (от англ.bully – хулиган, драчун, насильник) – агрессивное поведение, при котором один индивид или группа лиц неоднократно нападают, преследуют одного из членов коллектива, неспособного противостоять им. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта , где силы сторон примерно равны. Буллингом обозначают физический и/или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Буллинг в цифрах:
По данным ВОЗ, около 44% российских детей в возрасте 11 лет и около 27% 15-летних подростков испытывают на себе издевательства и насмешки.
По данным Дэна Олвеуса (Dan Olweus), примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира два-три раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе.
Согласно результатам исследований, в среднем 7 молодых людей из 10 в тот или иной момент своей жизни подвергались оскорблениям в интернете.
Как проявляется травля
На вербальном уровне – оскорбления, комментарии, обидные прозвища, постоянная негативная оценка жертвы и её деятельности.
На физическом уровне – толчки, удары, выталкивания из классов, раздевалок, удерживание силой и т.д.
Социальный буллинг – буллинг, основанный на изоляции жертвы. Игнорирование, бойкот, случаи, когда школьника не допускают к деятельности группы (спорт, еда, мероприятия, встречи). Именно бойкот, по статистике, переживается школьниками тяжелее всего . Буллинг в форме бойкота , который практикуется в течение продолжительного отрезка времени, является самой частой причиной суицида.
Кибербуллинг — намеренные, в большинстве своём, анонимные оскорбления, угрозы и обнародование компрометирующих данных с помощью интернет-коммуникаций, как правило, в течение продолжительного периода. С появлением этого явления у школьников пропала возможность скрыться от травли в безопасной домашней среде. Сегодня молодые люди могут подвергаться травле не только в школе, но и дома, в семейном автомобиле, у себя в комнате и даже на глазах собственных родителей и опекунов, а взрослые при этом ничего не заподозрят.
Для буллинга характерны:
- Неравенство сил агрессора и жертвы (это не равная схватка двух утверждающихся подростков, а верховенство одного над другим).
- Повторяемость насилия (не единичные действия, а регулярные издевательства).
- Острая эмоциональная реакция жертвы (даже незначительные невербальные сигналы подкрепляют действия «булли», так как именно эта реакция является наиболее желаемой целью травли).
Непосредственные участники буллинга
Булли, буллер — Зачинщик, инициатор травли, преследователь, агрессор.
Часто буллеры – это дети, которые не получили достаточно тепла и ласки, либо получили негативный опыт. Существует миф, что буллерами становятся только несчастные дети с низкой самооценкой, не умеющие никак иначе контактировать со сверстниками.
Но статистика показывает, что булли зачастую имеют высокую самооценку, их поведение вызвано не аффектами, которые они не способы контролировать, а расчётом. В большинстве своём они умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют, что им не грозит никакое наказание за их действия. Описывая черты типичных «булли», Д. Олвеус отмечал у них сильную потребность в доминировании, власти и подчинении других учеников, импульсивность и высокий уровень раздражительности, сниженный уровень эмпатии. Также отмечается склонность к провоцирующему, агрессивному поведению, которое может проявляться не только в отношении сверстников, но и взрослых, включая родителей и учителей.
Для чего булли начинает травлю:
- Чтобы завоевать или утвердить свой авторитет.
- Чтобы развлечься.
- Чтобы восстановить утраченное чувство собственного достоинства за счёт другого человека.
Жертва буллинга
Есть стереотип, что травят только «ботаников», «любимчиков», «лохов», детей из неблагополучных семей, неряшливых или очень застенчивых детей. На самом деле жертвой может оказаться кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем.
Буллинг может спровоцировать любая мелочь: внешность, несоответствующая моде одежда, необычный акцент или непривычное хобби. Именно поэтому настолько неконструктивно перекладывание ответственности за действия «булли» на жертву. «Это происходит с тобой, потому что ты сам виноват», «Тебе надо измениться», «Тебе надо работать над собой», «Ты недостаточно или слишком умный, сильный, ловкий, классный, крутой…». Эти советы только убеждают школьника, подвергающегося травле, что с ним что-то не так, а значит, все происходящее в общем и целом закономерно.
Тем не менее, необходимо отметить факторы, которые могут повысить вероятность того, что ребёнок станет объектом травли: слабое здоровье (особенно если оно отражается на внешности), замкнутость или, напротив, излишняя импульсивность, тревожность и неуверенность. Буллинг, вероятнее всего, не начнется, если ребёнок, не вписывающийся в сложившуюся в коллективе группу «своих», обладает высокой самооценкой, уверенностью в себе или если у него есть защитники, которые могут постоять за него на территории сверстников (старшие братья, тренеры, наставники, друзья из «кружков по интересам» и т.д.).
Как проявляется буллинг? Фото Ben White, Unsplash
Свидетели буллинга:
Дети при столкновении с буллингом испытывают беспомощность и не знают, как им реагировать. Чем дольше происходит травля, тем больше они начинают испытывать раздражение к её жертве. Часто наблюдатели не признают свою роль в происходящем и считают, что если непосредственно не травили человека, то они в этом никак не участвовали. Исследования показывают, что школьники с большей охотой идентифицируют себя с агрессорами, нежели чем с жертвами буллинга, оказавшимися в слабой позиции.
Важно разговаривать с детьми о том, как действовать, если в классе кого-то преследуют. Объяснять, что и молчание, и позитивное подкрепление буллинга со стороны группы – это то, что позволяет буллеру продолжать свои издевательства. Более того, часто именно для того, чтобы получить эту реакцию, и затевается буллинг. Многие зарубежные программы по профилактике и преодолению буллинга направлены именно на работу со свидетелями травли. Есть данные о том, что если хотя бы один человек в группе встаёт на защиту жертвы буллинга, интенсивность травли значительно снижается.
Ответственные взрослые:
Сразу надо оговориться – ответственные не за то, что буллинг имел место быть, а за то, чтобы заметить, что он начался, и предпринять совместные действия по защите жертвы буллинга.
Родителям школьников важно обращать внимание на маячки, тревожные звоночки, которые могут говорить о психологическом состоянии ребёнка . Итак, какие признаки могут говорить о том, что ребёнок столкнулся с трудностями в школе ?
- Самое очевидное — ребёнок не хочет или отказывается идти в школу;
- Сонливость (засыпает везде, засыпает в неудобных позах, засыпает «на ходу»);
- Повышенная тревожность (теребит в руках предметы, прислушивается к себе и постоянно подозревает у себя какие-либо болезни);
- Резкие смены настроения;
- Снижение аппетита или, наоборот, постоянное переедание;
- Отказ от общения с другими детьми (прогулки, детские дни рождения, школьные мероприятия);
- Появление страхов (Монстров, болезней, смерти, высоты, воды и так далее);
- Невротические проявления (крутит волосы, грызёт ногти, грызёт ткань, выдёргивает ресницы, обдирает кожу и так далее).
- Появление беспричинной, на первый взгляд, температуры, рвоты, ОРВИ, ангины и других соматических нарушений, которые проходят сразу же после того, как ребёнку разрешается не идти в школу и остаться дома.
Если вы заметили подобные симптомы, это повод внимательнее присмотреться к ребёнку и настойчиво выяснять, с какой проблемой он столкнулся.
Школа и учитель:
Данные кросс-культурного исследования, в котором проводилось сравнение отношения к буллингу в России и Швейцарии, говорят о том, что дети в российских школах оценивают проявление агрессии и травли в школе на 7-8 баллов из десяти возможных, а российские учителя всего на 3-4 балла. А вот Швейцария показала противоположную ситуацию: учителя присваивают проблеме 8-9 баллов, а дети только 3-5.
В России зачастую сплетни даже не считаются буллингом и чаще происходит физическое давление и угрозы. А в Швейцарии возможно исключение из школы за факт травли через сети – кибербуллинг. Значит ли это, что в России недооценивают серьёзность проблемы и не заостряют на этом достаточно внимания? Возможно.
Российская система образования отличается фокусировкой на показателях успеваемости, большим количеством рутинной работы с документами у учителей и администрации школы, отсутствием у педагогического состава времени на то, чтобы в достаточной мере уделить внимание психологической атмосфере в классе. Кроме того, бытует миф, что буллинг, как и другие формы нарушения порядка в классе, возможны только в классе у слабого, недостаточно компетентного учителя. Такое мнение может вынуждать учителей отрицать проблемы, чтобы не подрывать свою репутацию. Случается, что учителя не хотят говорить о происходящем в классе насилии, тем более мелком, — им может казаться, что таким образом они подводят школу, «выносят сор из избы». Но чем больше общество обвиняет учителей в возникновении буллинга в школе, тем больше учителям приходится отдавать силы на защиту себя, а не на защиту детей.
Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности можно только тогда, когда учителя объединятся против насилия. Организационная культура школы, в которой не обращают внимание на вопросы насилия – это нежизнеспособная культура. Необходимо создавать культуру, в которой взрослые люди будут готовы признать факты присутствия фактов физического и психологического насилия и вступать в конфронтацию с зачинщиками буллинга.
С фактами насилия в школе невозможно справиться единичными мерами (тренингом, лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Не работают публичные покаяния, угрозы исключения из школы. Требуется системная работа по выявлению проблемных ситуаций и мероприятия по поддержке и защите тех детей, которые оказались под прессом.
Почему ребёнок не может справиться с буллингом самостоятельно ?
- Буллинг равно стресс. У школьника, подвергающегося травле, возникают психосоматические симптомы (которые могут заметить близкие взрослые). Психические способности ослабевают, становится трудно спокойно и взвешенно реагировать.
- Страх того, что нападки будут продолжены, порождает в атакуемом состояние неуверенности.
- Уважение окружающих по отношению к подвергающемуся буллингу резко падает. Часто жертвы буллинга впадают в отчаяние, используют защитные поведенческие реакции, которые могут производить отталкивающее впечатление.
- Школьник перестает получать подтверждение его значимости со стороны других людей.
- Жертва буллинга перестает доверять окружающим и не знает, к кому можно обратиться за поддержкой и защитой.
- Школьник, подвергающийся травле, чувствует себя всё более одиноко, стресс усугубляется, и эмоциональные реакции могут стать очень бурными.
- Жертва буллинга может рассматривать свои эмоциональные вспышки как объяснение того, почему к ней плохо относятся и подвергают буллингу (т.е. своеобразное оправдание агрессоров).
Так возникает замкнутый круг, из которого сложно выбраться самостоятельно.
Результаты исследований неизменно свидетельствуют о том, что примерно каждый второй подросток, столкнувшись с травлей, никому об этом не рассказывает из страха, стеснения или неверия в эффективность систем поддержки.
Любое насилие, будь то в интернете или реальной жизни, наносит ущерб психическому и физическому здоровью школьника. Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Травля провоцирует разной тяжести психические расстройства, а также психосоматические заболевания, и может стать причиной самоубийства или скулшутинга (вооруженное нападение учащегося на школьников внутри учебного заведения). С начала 2017 года по январь 2018 зафиксировано 13 инцидентов нападений либо использования оружия в российских школах. 71% нападавших – жертвы длительного и жестокого буллинга.
Источник: dzen.ru
Кибербуллинг. Что делать с травлей в интернете?
Травля в интернете, троллинг и моббинг — предметы беспокойства современного мира. Проблему не нужно замалчивать — лучше обратить внимание родителей и педагогов на реально существующую, пусть и в виртуальном пространстве, угрозу. Как понять, что тебя травят в интернете? Кто сидит по ту сторону экрана? Об этом рассказали тренеры Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Анна Галанина и Вероника Стахеева.
В офлайн-пространстве распространены буллинг и моббинг. Сейчас расшифруем эти понятия.
Буллинг — насилие или издевательства со стороны одного или нескольких человек по отношению к кому-то одному (тому, кто не может себя защитить).
Моббинг — все то же самое, но этим словом чаще всего описывают травлю сотрудника целым коллективом на работе или травлю в армии. Когда мы оказываемся в онлайн-пространстве, появляются и другие разновидности травли – кибербуллинг.
«Не стоит путать троллинг с буллингом. Если говорить официальным языком, троллинг — это виртуальная коммуникация с нарушением этики. Как он проявляется, тебе точно известно: агрессивное, издевательское и оскорбительное поведение, провокация с целью конфликта. Важное отличие троллинга от буллинга — он не системный (чаще всего он не повторяется) и не угрожает физической расправой».
У тебя, конечно, есть доступ в интернет. В сети тебя ничто не ограничивает, а значит, кибербуллинг может происходить 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В нем может участвовать один агрессивный человек или целая группа агрессоров. Такая разновидность травли может происходить любым доступным способом: смс, видео, мессенджеры, социальные сети. Могут писать и оскорблять в личных сообщениях, следить, даже преследовать в группах, на которые ты подписан, угрожать, пытаться взломать личные страницы.
Важное отличие кибербуллинга от обычной школьной травли еще и в том, что в сети могут быть анонимы – ты никогда не узнаешь, кто скрывается по ту сторону экрана. К тому же, в кибербуллинге существует феномен растормаживания: когда человек находится в условиях анонимности, то он может себе позволить то, что никогда бы не позволил делать открыто.
Запомни главные особенности кибербуллинга:
- анонимность,
- непрерывность,
- свидетели кибербуллинга не ограничены и могут быть анонимны,
- отсутствие обратной связи,
- феномен растормаживания.
Кибербуллинг: насколько он далеко?
Ответь на несколько простых вопросов. Посчитай, сколько раз ты ответишь «да».
- Сталкивался(лась) ли я с буллингом в интернете?
- Видел(а) ли я, как буллят других в социальных сетях?
- Мои близкие или знакомые рассказывали, что сталкивались с буллингом в интернете?
Если хотя бы один раз ты ответишь положительно, кибербуллинг ближе, чем кажется.
- Киберсталкинг — это интернет-преследование жертвы (могут быть сообщения, угрозы, звонки т.д.).
- Сексинг — это рассылка или публикация фото- и видеоматериалов с полуобнаженными и обнаженными людьми.
- Раскрытие секретов и мошенничество — распространение в сети личной и конфиденциальной информации, которая попадает туда без согласия жертвы.
- Исключение — удаление из социальных групп.
Флейминг (от англ. flame – «пламя») – это кибербуллинг, который начинается с оскорблений и перерастает в быстрый обмен репликами (обычно на страницах в социальных сетях).
А вот киберсталкинг или киберхарассмент более характерны для взрослых.
Независимо от разновидности кибербуллинга, все виды интернет-травли объединены общей целью — ухудшение общего состояния жертвы или разрушение ее социальных отношений. Результаты опроса лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС показали, что из 300 московских школьников около 72% были участниками онлайн-травли в разных ролях.
Что происходит с ребенком, который попал в ситуацию травли в интернете?
В первую очередь родителям и педагогам стоит обратить внимание на следующие особенности и признаки, которые показывают, что ребенок ведет себя иначе:
- Что происходит с его настроением?
- Изменились ли его привычки? Как часто он стал раздражаться?
- Говорит ли он категорически о нежелании ходить в школу или посещать онлайн-занятия, ищет ли способы прогулять?
- Снижается ли школьная успеваемость? (По любимым предметам).
- Резко перестал посещать секции/кружки, куда нравилось ходить.
- Стал резко реагировать на оповещение смартфона или компьютера.
- Удалил свои страницы в социальных сетях или удалил много друзей.
- Что с его физическим самочувствием?
- Как ребенок засыпает и спит?
Теперь я знаю, что такое кибербуллинг и как его распознать. Что дальше?
«Сложно дать какую-то четкую инструкцию о том, как нужно себя вести и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Ведь все случаи индивидуальны. Но мы можем поговорить об этом с разных сторон, и на основе этой информации ты сможешь сформировать собственную стратегию».
По данным многочисленных исследований, в роли киберагрессоров чаще всего выступают мальчики. Однако процентная разница между мальчиками и девочками не так велика. Кроме того, чем выше уровень образования родителей, тем ниже вероятность участия ребенка в совершении кибербуллинга.
Если попытаться составить более детальный психологический портрет киберагрессора, то можно выделить 4 типа:
- 1 тип — «Ангел мести». Чаще всего такими людьми оказываются те, кто сам становился жертвой буллинга в школе. Распространенные фразы, написанные от лица 1 типа, звучат примерно так: «Я просто высказываю свое мнение».
- 2 тип — «Жаждущий власти». Киберагрессор похож на традиционного преследователя со школьного двора, который хочет контроля, власти и авторитета, однако может быть меньше и слабее сверстников. Для него характерна ненормативная лексика и угрозы.
- 3 тип — «Противная девчонка». Здесь за ролью обидчика могут скрываться как мальчик, так и девочка. Такой тип агрессора занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с унижением других.
- 4 тип — «Неумышленные преследователи». Такие агрессоры включаются в кибербуллинг по инерции: вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников.
«Если разобраться в психологических портретах киберагрессоров и понять причину их поведения, можно увидеть закомплексованных людей, которым не хватает внимания и уверенности. Но, к сожалению, даже понимание проблемы не остановит это явление. К сожалению, людям, сидящим по ту сторону экрана, все равно, думаешь ты о них или нет. Они, скорее всего, продолжат делать то, к чему привыкли. И все-таки, понимание портрета киберагрессора полезно: жертва начинает вникать в реальные причины, видит, что проблема не в ней, а в самих агрессорах».
Источник: cdu174.ru
