Как защитить ребенка в школе от нападков одноклассников

Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учащихся. Поэтому такие дети чувствуют себя в школе не безопасно и не комфортно.

Травля в образовательной сфере — это психологическое или физическое насилие с целью заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из школы. Средствами достижения этой цели являются: распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие.

К сожалению травля в школе – явление распространенное и у нас и за рубежом.

Моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг –англоязычные названия разновидностей этого опасного явления.

В любой школе, в любом классе с одной стороны есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи, с другой — дети, которые чаще других становятся их жертвами. Как правило это дети:

  • физически слабые;
  • гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • двоечники;
  • любимчики учителей.

В связи с этим в классе могут сформироваться такие группы учеников: одни участвуют в процессе травли непосредственно, в качестве агрессора или жертвы, другие — большинство — пассивно, как очевидцы и свидетели.

🔥КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА И УЛУЧШИТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ💥ЭТО ПОМОЖЕТ!

Главное — никогда нельзя сказать, что уж моего-то ребёнка это не коснется, ибо причины этого явления кроются в том, что одни дети за счёт унижения других пытаются почувствовать себя круче и значительнее. Поэтому родители должны быть готовы во-время заметить и совместными усилиями со школой предотвратить это насилие, ибо у учителей с их загруженностью и психоэмоциональной усталостью порой нет сил и времени разбирать детские ссоры и конфликты.

Что такое моббинг?

Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.

Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой – либо целью (яркий пример — фильм «Чучело»). Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».

Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».

Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.

Что такое буллинг?

Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Как обезопасить ребенка от буллинга?

Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.

Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии.

Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

Чем отличается моббинг от буллинга?

По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Что такое хейзинг?

Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.

Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».

Хейзинг встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д. (пример — резонансное посвящение в студенты с раздеванием в одном из вузов страны в этом году).

Что такое кибермоббинг и кибербуллинг?

В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.

Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.

Последствия

Последствия травли школьника печальны: жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений, возникновения социально-опасных форм поведения насильственного, суицидального и зависимого характера. Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому комплексуют.

Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.

«Жертвы» интернет-травли теряют уверенность в себе, что может привести к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, явиться причиной самоубийства.

Сами дети часто скрывают, что они подвергаются травле, преследованию со стороны одноклассников. Поэтому родителям очень важно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если они заметили, что ребёнок:

  • постоянно находится в подавленном настроении;
  • стал получать плохие отметки;
  • ищет предлог, чтобы не идти в школу;
  • по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
  • приходит с испорченной или в грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;
  • то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
  • не выходит играть во двор;
  • часто приходит с синяками и ссадинами;
  • не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;
  • стал замкнут или вспыльчив.

К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что ребенок оказался жертвой травли, нет. Многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей, от особенностей личности ребёнка. Ясно одно — надо срочно идти в школу и вместе с педагогами находить пути решения проблемы. Взрослые должны как следует разобраться в ситуации, обдумать её, обязательно подключить психолога, почитать литературу, которой по данному вопросу предостаточно.

Еще по теме:  Как прокачать страницу в Одноклассниках

Если в школе родители не найдут поддержки, то надо идти в вышестоящие инстанции. В крайнем случае – поменять школу.

Главное — действовать нужно незамедлительно. Родители, прежде всего, должны поддержать ребенка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, ибо ему, как никогда в это время нужен друг, защитник, советчик.

P.S. На сайте Следственного комитета по Иркутской области опубликован материал «Спасение детей от киберпреступлений», который адресован родителям и содержит перечень опасных признаков поведения подростков, на которые СК рекомендует обращать внимание.

При подготовке использованы материалы:

Также в блоге

Источник: eduinspector.ru

Конфликт или буллинг? Как распознать и остановить травлю в школе

«На этой фотографии мне 12 лет, тем летом я поступил в уважаемую петербургскую школу с красивым названием и целым списком вступительных экзаменов. Еще не зная, что меня ждет… За следующих несколько лет я узнаю на себе, что такое травля и как она меняет жизнь людей». С этого монолога начинается документальный фильм журналиста Александра Мурашева – «Я встретил тех, кто меня травил».

Фильм вышел на прошлой неделе и уже успел всколыхнуть общественность. В последние годы в России все чаще открыто говорят о буллинге. Говорят не только психологи и журналисты, но и представители власти. Так, в Госдуме была создана рабочая группа, которая займется правовыми вопросами безопасности детей и педагогов в учебных заведениях. Планируется также закрепить само понятие «буллинг».

Как отличить буллинг от обычного конфликта? Можно ли победить агрессию в школе? Почему учителя становятся жертвами травли?

На вопросы корреспондента сетевого издания «Учительская газета» ответила кризисный и клинический психолог, медиатор, лектор, тренер, руководитель психологической службы Программы «Травли NET» благотворительной организации «Журавлик» Мария Зеленова.

– Согласно данным последних исследований, с буллингом сталкивались более половины детей в России (55%). При этом треть школьников не рассказывают об этих случаях. Что такое буллинг? Как отличить обычный конфликт от травли?

– Травля – это систематическая история. Она происходит многократно, это не один конфликт, а постоянные столкновения с агрессорами. У травли всегда есть элемент неравенства – социального, материального, иерархического, любого. И это прилюдная ситуация с привлечением других людей. Поэтому если Вася что-то сказал Пете, и у них возникла ссора, это не буллинг.

Травля – это когда один регулярно подвергается агрессивному поведению со стороны группы или одного человека, но на глазах этой самой группы. Они становятся соучастниками происходящего.

– Кто чаще всего становится жертвой буллинга?

– Абсолютно любой ребенок может стать как жертвой, так и агрессором. Все зависит от среды. Если в классе толерантная обстановка, в которой дети принимают свои особенности и особенности других людей, они видят, что у каждого есть своя индивидуальность, тогда риск возникновения травли снижается.

При этом в более гомогенной группе, в которой ученики обязаны соответствовать каким-то жестким стандартам, будет больше проявлений нетерпимости. И тут неважно, что будет не так в этом конкретном человеке: это может быть ученик другой национальности, с другим цветом кожи, другим весом, интеллектуальными данными, с другой формой ушей.

Важно понимать, в ситуации с буллингом страдают все участники травли – как жертва, так и агрессор, и простой наблюдатель. Часто агрессору трудно остановиться, в свиту вовлекаются новые люди, инициируются новые способы буллинга. В итоге ситуация совершенно выходит из-под контроля.

– Буллинг ведь не только про школу. Сейчас участились случаи проявления травли в детском саду. Это вина педагога, что он не может выстроить отношения среди детей?

– Если мы говорим про детский сад, то, конечно, это исключительно ответственность воспитателя. Дети в дошкольном возрасте физиологически не готовы к тому, чтобы волевая регуляция работала адекватно. Воспитатель должен уметь организовать ребят, показать, как правильно коммуницировать. Не отбирать игрушки, а просить, не бить, а говорить.

Показать, как защищать свои границы, как говорить о том, что малыш чувствует, как извиняться, как дружить. То есть максимальная ответственность здесь лежит на воспитателе.

Кстати, воспитатели и учителя порой сами «запускают» буллинг. Это происходит, когда педагог прилюдно дает какую-то оценку ребенку. Вот посмотрите, какая Маша грязнуля, а Петя опять у нас не сделал домашнюю работу. Дети моментально перенимают и пользуются этим, сначала в отношении друг друга, а потом, возможно, и в отношении самого учителя. Это опасная «кривая дорожка».

Зачастую педагоги это делают от незнания, что есть какие-то другие практические инструменты удержать внимание детей, потому что их так учили.

Также к воспитательному процессу нужно подключать родителей. Они должны дома объяснять, почему нельзя давать сдачи, обзывать кого-то и отзываться о ком-то в уничижительной форме. Это важная и нужная работа со всех сторон. Поскольку, если у ребенка есть двойные посылы: в школе говорят одно, дома – другое, конечно в голове будет каша.

– А почему нельзя давать сдачи? Как тогда ребенок должен себя защищать?

– Давайте различать понятия: «защищаться» и «давать сдачу». Когда тебе кто-то сделал нехорошо, и ты подошел и тоже сделал нехорошо, причем постарался больнее – ты дал сдачи. Этого категорически делать нельзя. Это ни к чему хорошему не приводит. Насилие порождает насилие.

У детей закрепляется четкое и ясное осознание того, что прав тот, кто сильнее.

А вот защита – это когда на тебя сейчас нападают, ты находишься не в безопасной среде, не можешь уйти, тебе угрожают, и ты защищаешься для того, чтобы остаться в сохранности. И защита тоже имеет свои пределы. Соответственно, ты не добиваешь, а вырываешься, убегаешь. И после этого ты все равно идешь и просишь о помощи, объясняешь, что произошло. Потому что мы помним: буллинг будет повторяться.

– Если мы говорим про школу. Учитель может как-то повлиять на ситуацию, предотвратить детскую агрессию?

– Конечно, учитель может и должен менять атмосферу в классе. Нужно общаться с группой, проигрывать сложные ситуации, объяснять, что каждый в обществе – индивидуальность, и у каждого есть свои особенности, потребности и нужды. Важно принять определенный свод правил, к примеру антибуллинговую хартию, которую можно скачать на нашем сайте Травлинет.РФ. В этом манифесте понятно и доступно описано, что такое буллинг, какие у него последствия, кто за это несет ответственность. Если такого свода правил нет, то возникает вопрос: «А травля ли это вообще?».

Дальше нужно в рамках классных часов проводить антибуллинговые мероприятия, где дети могут смотреть фильмы, мультфильмы, главные герои которых столкнулись с травлей. Это и «Чучело» для средней школы, и «Класс коррекции» для старших подростков. Также есть мультфильмы и ролики нашего проекта «Травли NET» на youtube.com, есть детский мультсериал «Мира и Гоша» (которые снимает Наташа Реймиш), и там тоже есть серии про травлю.

Есть большое количество фильмов и сериалов на эту тему для любого возраста. Нужно обсуждать, что происходит с жертвами травли. Дать детям возможность примерить на себя разные роли: агрессора, наблюдателя, жертвы. Ведь, как мы уже говорили ранее, в буллинге травматизации подвергается каждый из участников травли. И развитие осознанности и эмпатии помогает находить выход из данной ситуации, укрепить доверительный контакт с учениками.

Хорошо если учитель проговаривает и прорабатыванием в тренинговой форме основные моменты для развития так называемых soft skills (дословно – мягких навыков), которые помогают детям общаться. Потому что очень часто травля происходит из-за того, что дети просто не знают друг друга. Имеют ложные представления о том, кто вообще есть перед ними, или не знают, о чем поговорить, как завязать контакт.

Еще по теме:  Что написать однокласснику который лежит в больнице

– А что делать в данной ситуации родителям?

– Желательно работать на опережение, а не когда пожар уже случился. Родителю важно до школы проводить работу с социализацией ребенка с пониманием того, что всегда есть какие-то правила, что дети разные и нужно уважать чужие границы. Учить спрашивать разрешение, когда ребенок берет чужие вещи или хочет дотронуться до человека. Если берут твои вещи или тебе делают неприятно, об этом важно говорить.

В принципе, вербализация должна активно присутствовать до школы в жизни каждого ребенка. В том числе важно развивать навыки рефлексии. Нужно разговаривать с детьми, спрашивать их мнение о причинах произошедших событий, о возможных сценариях поведения в конкретных ситуациях.

Если возник конфликт, нужно общаться с классным руководителем. Называть вещи своими именами: травля – это травля, а не «они так играют», «возраст такой». Нужно призывать учителя к тому, чтобы об этом говорили, а не просто разводили детей в разные углы, как это часто делают. Точно также общаться с родителями других детей – обидчиков, причем общаться на взаимоуважительных основах.

Говорить о том, что у детей есть конфликты и ситуация складывается в силу агрессивного поведения, неприятного для обеих сторон. Важно, чтобы родители кооперировались и помогали детям эту ситуацию проживать. Дети не обязаны дружить, но обязаны уважать друг друга.

– Как себя вести если ситуация вышла из-под контроля? К примеру, ребенок пришел домой с синяками.

– Идти к терапевту, потом писать заявление в полицию. Необходимо поддержать своего ребенка, причем сохраняя спокойствие. Потому что очень часто взрослые начинают выплескивать эмоции, и ребенок думает: «Лучше я вообще не буду ничего рассказывать». Нужно обращаться в школу, к родителям детей, чтобы проводить мероприятия, налаживать коммуникацию. Если ситуация небезопасная, менять класс, школу.

– Согласно статистике, 70% российских учителей хотя бы раз становились жертвами травли. Есть ли какой-то алгоритм действий для педагогов? Как защитить себя от агрессии учеников?

– Учитель должен общаться с детьми уважительно, спокойно, с пониманием личных границ, без критики и высмеивания. Иногда у педагога просто нет алгоритма действий, но есть огромный страх потерять авторитет. Многие учителя боятся, что, если они начнут говорить с детьми как с равными, ситуация выйдет из-под контроля.

У детей при этом должна быть возможность высказывать свое мнение, но в рамках безопасного для всех общения. Если педагог говорит, что правильно только так, а не иначе, у подростков внутри возникает бунт, жажда протеста. И иногда это выражается в очень агрессивной форме. Не согласен? – Аргументируй.

Нередко травля бывает инициирована родителем, который без уважения относится к педагогу. Обсуждает что-то с детьми дома, уничтожая авторитет учителя. И дети, приходя в школу, не понимают, зачем человека нужно слушать, если про него такое говорят дома. Соответственно, уважать его совершенно бессмысленно. Как выйти из данной ситуации?

Необходимо наладить конструктивный диалог с родителями.

Нужно поменять образовательный процесс так, чтобы он был интересным для детей. Чтобы каждый ребенок смог проявить себя на уроке, а не сидеть и дышать в затылок одноклассников 6-7 часов подряд. Больше творческих заданий, групповой работы.

Источник: ug.ru

Буллинг: травля в школе

Буллинг: травля в школе

Буллинг — это не просто новое слово, которое недавно появилось в статьях и разговорах на педагогические темы. Оно означает очень тревожное явление — травля ребёнка в школе стала обыденностью: в учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического.

Этот термин возник в Великобритании в 1985 году, хотя само явление стало известным ещё в начале XX века, когда о нём появились первые публикации.

Понятие буллинга охватывает множество форм травли и психологического насилия, не зависящих от возраста, пола, социального положения ученика. Цель издевательств — подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка.

Обычно издевается другой ученик — «гонитель» (название возникло от слова bully — хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление.

Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин — моббинг (от mob — толпа). Считается, что моббинг — более мягкая форма травли, а буллинг — более острая, но, на наш взгляд, это принципиально некорректный подход к проблеме.

Буллинг в школе

Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается. Но, кроме школы, встречается буллинг и в детском саду, и у взрослых.

Исследования в российской школе начались значительно позже — в конце 2000-х годов. Они также выявили, что издевательства — массовое явление. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже — 13 и 12% соответственно.

Однако, как нам представляется, данные преуменьшены. Возможно, это статистика из достаточно «благополучной» школы. И уж совершенно точно она не включает детей, которые оказываются инициаторами издевательств, а ведь это группа наибольшего риска.

Наши наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Травля

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Над ребёнком издеваются в школе

5 причин буллинга

Без понимания причин детской травли в решении проблемы продвинуться не получится. Более того, неверное и примитивное понимание причин ведёт лишь к тому, что гонения будут усиливаться, а их проявления станут более яркими.

Во-первых, нужно отметить, что жертвами травли становятся ученики, проявляющие свою индивидуальность, обладающие явными особенностями. К ним относятся не только недостатки — задержки физического и психического здоровья, низкие академические результаты, — но и, напротив, опережающее интеллектуальное развитие, выдающиеся способности и дарования, учебные успехи.

Еще по теме:  Как найти страничку Одноклассники

Целью преследований является в первую очередь подавление индивидуальности, и мы хотим это особенно подчеркнуть.

Во-вторых, во многих разговорах и некоторых статьях о буллинге предлагают наивные и неверные трактовки его причин, как стремления детей установить определённую социальную иерархию в своей среде. Так трактовать мотивы травли неверно хотя бы потому, что она существует и в детских садах, у детей 3–6 лет, когда о социальной иерархии ещё не идёт и речи.

И да, это явление может использоваться как один из механизмов установления иерархии, но при этом формирование порядка подчинения не является непосредственной причиной гонений.

Как правило, буллинг, говоря привычным языком школы, — это попытка двоечников и троечников установить главенство над отличниками. Часто преследованиям подвергаются одарённые, талантливые дети со стороны завидующих им середнячков, для которых характерна бравада своими слабыми успехами.

В-третьих, что важно иметь в виду при выявлении и изучении проявлений буллинга: практически любой конфликт детей, их ссора, драка, даже если они кажутся совершенно случайными, в действительности неслучайны. Это лишь один из эпизодов издевательства (или защиты от него), тянущегося очень давно, который вы заметили. А за всем этим стоит скрытый от глаз взрослого океан детских взаимоотношений, каких-то реплик, дразнилок, игнорирования в ответ на обращение.

В-четвёртых, обычно родители гонителей поддерживают своих детей в этой роли. Они не только оправдывают, но и хвалят такое поведение, мотивируя это тем, что «надо добиваться своего», «быть сильными».

А родители жертв не поддерживают собственных детей и критикуют их: «Что же ты не дал ему сдачи», «Не надо было поддаваться», «Нужно быть умнее и самостоятельнее», «Следовало пожаловаться учителю». Происходит это в результате воспоминаний взрослых, как такого рода издевательства происходили в их детстве, и желания отыграться, отреагировать на эти события с помощью своего ребёнка.

В-пятых, наша традиционная школа с её обычными порядками и укладом (фронтальным, классно-урочным обучением; оценками; учителями, сосредоточенными на уроках и изо всех сил старающимися выполнить учебный план) практически ничего не может противостоять травле и преследованиям у детей.

Ребёнка травят в школе

На уроках гонения проявляются редко (например, во внезапных отказах отличников отвечать у доски, если им пригрозили до урока). А вот на переменах и во внеурочное время учитель не в состоянии контролировать детей.

Педагогу лучше скрыться, потому что он может быть обвинён в обоих случаях. Если вмешается и остановит инициатора, тогда его могут привлечь к ответственности родители гонителя за превышение полномочий. Если не вмешается — будет обвинён мамами и папами жертвы в халатности.

Кроме того, такого рода работа учителя не учитывается и не оплачивается.

Сама по себе оценочность нашей школы, оценки-отметки, которые ставят педагоги детям — это постоянный источник буллинга и моббинга. Поставили ребёнку «5» за то, за что многие в классе получили «3» и «2» и вот — повод для травли готов. Поставили кому-то «2», когда многие получили «4» и «5» — и это новая причина для издевательств.

Сигнал к гонениям очень часто подаёт именно педагог, сам того не замечая. И обозначает жертву — стоит ему произнести хотя бы одно критическое замечание по отношению к ребёнку или, напротив, выделить его из всей группы, похвалить.

Бывает достаточно одного эмоционального оценивающего возгласа взрослого, чтобы запустить травлю, не говоря уже о прокатившейся в последнее время «эпидемии» сообщений об учителях, пишущих на лбу детей «дурак» и что-то подобное.

Да, ребёнок может неадекватно себя вести и раздражать, но если педагог так явно обозначает жертву моббинга, что пишет что-то у неё на лбу — это крайний непрофессионализм и нарушение этики, за которое нужно не просто увольнять, а лишать педагогического диплома!

Часто классные руководители и учителя-предметники, зная о буллинге, используют его в своих целях для управления классом. Достаточно попросить о наведении порядка тех, кто практикует травлю одноклассников, кого-то из учеников поругать, что «он тянет назад весь класс».

Таким образом, детская травля и преследования имеют очень глубокие причины. Это результат и свидетельство того, что общество в своём развитии находится на довольно низком уровне. Это касается и общества в целом, и той среды, в которой живёт ребёнок.

Противостоять насилию в детском коллективе можно, лишь развив в среде детей отношения творческого сотрудничества и дружбы, внедрив в коллектив гуманистические ценности и уважение к индивидуальности ребёнка, какой бы она ни была.

Учителям необходимо создать вокруг учеников такую творческую атмосферу, которая бы демонстрировала им правильные и позитивные ценности и стратегии, направленные на уважение к личности и результатам её деятельности.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Буллинг в школе

Советы родителям

Самое важное — показать ребёнку, если он оказался объектом травли, что он не один, поддержать его.

Нельзя постоянно расспрашивать и заставлять его снова и снова пересказывать, как над ним издевались, и заново переживать унижение, угрозы, давление. Ещё более неуместно поднимать ребёнка на смех, насмехаться над его реакцией на буллинг, показывать, что всё это несерьёзно.

Выход из ситуации может состоять в том, чтобы научить сына или дочь не придавать значения провокациям, не реагировать, если вы чувствуете, что инициатор не станет переводить психологическое насилие в физическое.

Постарайтесь объяснить ребёнку, что гонители рассчитывают на панику жертвы, на проявление у неё психологической слабости, состоящей в плаче, жалобах, истерических вспышках. Демонстрация самодостаточности, достоинства и невозмутимости быстро усмиряет инициаторов.

Однако если вы чувствуете, что ребёнок не готов к демонстрации невозмутимости или боится физической расправы, следует обратиться к администрации школы, её директору, пригласить для беседы родителей инициаторов травли и дать им понять, что вы пойдёте до конца в защите своего ребёнка, обратитесь в прессу и правоохранительные органы.

Как правило, это бывает достаточно, чтобы решить проблему буллинга, ведь гонителями в конечном итоге движет низкая самооценка и желание повысить её за счёт жертвы.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Источник: mchildren.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...