Какие проблемы поднимаются в рассказе Телеграмма

Конспект урока по литературе при изучении творчества К.Паустовского.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе «Пока не стало поздно»

Слайд 1. Литературу не случайно называют учебником жизни. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость. Именно таким мастером слова был Константин Георгиевич Паустовский.

Слайд 2. — Какие произведения Константина Паустовского мы изучали на уроках литературы? Какие проблемы затрагивают?

Сегодня мы откроем еще несколько страниц великого мастера слова и проанализируем умолчания в рассказе «Телеграмма». В советские времена нельзя было изучать этот рассказ в школе. А почему? Мы ответим на этот вопрос, анализируя текст произведения.

— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?

— Как вы думаете, почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»? Именно телеграмма перевернула всю жизнь Насти.

— Итак, тема сегодняшнего урока «Пока не стало поздно» (по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»).

Русский язык, 9-й класс, К. Паустовский «Телеграмма». Проблема взаимоотношений родителей и детей…

— Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? ( Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях .)

Слайд 3. — Какова тема рассказа? На сколько частей можно композиционно разделить рассказ? Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль.

2. Работа с пейзажными фрагментами

Слайд 4, 5 — С чего начинается рассказ ? Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за обветевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). «Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался -‘ дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо). Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно. Образные оценочные эпитеты

— При описании пейзажа, какие фразы использует автор? Для чего ? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).

— Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? ( Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

— Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный «Вестник Европы»; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.

— Почему журнал «Вестник Европы»?Слайд 6 Это символ ушедшей далёкой жизни.
Немного о журнале » Вестник Европы». Отец Катерины Петровны и она сама читали номера этого русского журнала. Он издавался в Санкт-Петербурге с 1866-го года по 1918 год. В журнале печатались известные учёные и публицисты: И.И.Мечников, С.М.Соловьёв, А.Ф.Кони, А.Н.Пыпин и др.

ТЕЛЕГРАММА — слушать краткий пересказ рассказа Константина Паустовского

В литературном отделе » Вестника Европы» можно было прочесть новые произведения русских писателей — И.С.Тургенева, А.Н.Гончарова, А.Н. Островского, В.С.Соловьёва, М.Е.Салтыкова-Щедрина. На этой классической литературе выросла дочь художника.

— Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне ? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? Слайд 7

— Попытаемся передать душевное состояние . Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

— Как представлена в рассказе история старой женщины ? ( Только прошлое — настоящего нет: и клён, и сад — это только память. )

— В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «… побрела в дом». Метафора в предложении » Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

  • Какова роль эпизода встречи с кленом ? (У них одинаковая судьба). В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Страдает человек ,и природа у Паустовского «сочувствует» ему.
  • Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери . (читаю письмо) : «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
  • Какие чувства Катерины Петровны нашли в нем отражение ? (отчаяние, боль, тоска, одиночество, желание ласки, дочернего понимания).
Еще по теме:  Last screen recently в Телеграмме

— Какое самое важное слово в письме ? Ненаглядная . Работа по лексике: как понимаете прямой, переносный смысл этого слова?

— А что-то удивило в письме ? Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу») . А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени. Она и окружающий ее мир — единое целое.

— Пейзаж — это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его «посадила давно, еще девушкой-хохотушкой», — это все близкий ей мир, ее родная земля.

Делаем вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.

— Была ли Катерина Петровна одинока? Как соседи относились к ней? То, что ей было дорого, для Мани было лишь хламом, рухлядью. Тихон поступал иначе. Возраст у него был другой, старше: «Тихон научился ценить и щадить больное сердце соседки».

Мучило Тихона то, что Катерина Петровна страдает от одиночества, но помочь ей ничем, кроме слов сострадания, уже ничем не мог.

Хотя его дом «был, как говорила Катерина Петровна, « мемориальный ». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала».
Так показана духовная пропасть между Россией интеллигенции и Россией крестьянства уже в советские времена . Да и охраны дома со стороны областного музея в рассказе что-то не наблюдается. Тихон же «рубил в саду засохшие деревья, и пилил их, колол на дрова» — вот и вся охрана дома и сада.
Понятно, по какой причине нельзя было в советские времена изучать этот рассказ в школе — слишком уж велики были симпатии автора к «пережиткам» дворянского прошлого .

— А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы . Почему? Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.

-Слайд 8. Обращаемся к образу Насти .

— Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде ?

— Что Вас удивило в поведении Насти ? Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать. Письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.

— Когда она прочитала письмо, то вслух назвала одну причину , ненастоящую: «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!» А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.

Слайд 9 . — Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева ? Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. («Ну что ж, будем драться вместе», — сказала Настя.)

— Как оценили деятельность Насти художники ?

— А каково авторское отношение к Насте ? Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «. Настя нравилась сама себе. Слайд 10. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Глаза — зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!

Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.

— Сольвейг — солнечный луч или путь. Но была ли она им для матери? Для чужих людей? Работа по лексике: двуличие. Как вы понимаете значение этого слова?

Еще по теме:  Как снимать видеосообщения в Телеграмме

— Кто является судьей в поведении Насти ?

— Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя ? Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.

— — Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника? (Её отсутствие на выставке в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у все на виду, нравится быть хорошей ; а её отсутствие возле матери — смерть. А теперь разберем фразу и почувствуем глубокий смысл, вложенный Паустовским в каждое слово: «ВРУЧИЛА ЕЁ ДАША, УХМЫЛЯЯСЬ». Зачем введено это слово?

— Какова реакция дочери, почему боялась поднять голову ? Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: «. Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурясь.

Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»» Восклицание сатирика горестно-укоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство. Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

— Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию — лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала) . Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится. Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

С чем осталась Настя? ( Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди .) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? ( Работа с эпиграфом .) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

— А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы ? Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

— На сколько частей можно композиционно разделить рассказ? (3жизнь Катерины Петровны, дочь Настя и история телеграммы)

— Сколько телеграмм упомянуто в рассказе? (2)

— На сколько групп можно можно поделить действующих лиц в рассказе? (2 жители Заборья и окружение главной героини Насти)

— Символика какого числа встречается в рассказе? (3)

Современники Паустовского не могли не воспринимать «Телеграмму» Паустовского как обращение к себе лично . Рассказ заставляет задуматься об отношении друг к другу, об отношении начальников к подчинённым, об отношении правительства к народу, о том, чтобы забота о человеке была бы не на словах , а на деле, и о том, что воспитательный призыв » раньше думать о Родине, а потом о себе и своих близких» — палка о двух концах, ведь разобщённость самых близких и дорогих людей не укрепляет государство, а подтачивает и ослабляет его. И этот посыл автора уже не отнесёшь к умолчаниям в силу его актуальности и по сей день.
Слайд Широко известна фотография, на которой Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит Марлен Дитрих! Этот снимок сделан во время гастролей Дитрих в России в начале 1960-х . Она не раз признавалась: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Мировая звезда – и какой-то Паустовский?! И всё же Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. Пришлось – с непривычки неумело – умолять.

Еще по теме:  Как заблокировать Телеграм канал за продажу одноразок

Умолили.
И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, – и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер. И только потом вдруг – медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! – начал вставать. И встали все

Как вы считаете, почему наш урок называется «Пока не стало поздно»

Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай — это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Спешите делать добрые дела! За добро надо платить добром.)

Чему учит этот рассказ?

«ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ, НЕ БУДЬ ПУСТЕЛЬГОЙ» Как вы поняли смысл этой фразы? Кого называют пустельгой?

Источник: nsportal.ru

Какую проблему в рассказе «телеграмма» К.Г. Паустовского поднимает автор?

К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» поднимает проблему отцов и детей, проблему материнской любви, проблему одиночества.

рассказе автор поднимает важную нравственную проблему. В этом рассказе

дочь никак не может увидеться с матерью. А не может ли? Скорее просто не

хочет. У нее нет времени, она занята своей работой. У нее так сказать

своя жизнь. Ее старушка мать доживает свой век совсем одна. К ней ходят

совершенно чужие люди. которые оказываются более сердечными чем ее

собственная дочь. Но, когда Настя приезжает в деревню (получив письмо),

с запоздалым раскаянием то уже поздно. Она обнараживает лишь свежий

могильный холмик. Как жаль, что раскаяние приходит к нам так поздно,

когда ничего уже не изменишь….

У каждого из нас возникает

чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Но всегда ли мы

осознаем, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой?

Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти

ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую

любовь. Самозабвение, то есть способность забыть себя ради своего

ребенка, и есть первый и истинный признак любви. Однако мы не всегда

понимаем, что значит для нас мать. Часто мы видим в ней человека,

который готовит, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то

позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Как часто мы

обижаемся на родителей, как часто обижаем их. А ведь родители любят нас

такими, какие мы есть и нет ничего горше одинокой старости.

Оцени ответ

Не нашёл ответ?

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Источник: domashechka.ru

Какую проблему в рассказе «телеграмма» К.Г. Паустовского поднимает автор?

К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» поднимает проблему отцов и детей, проблему материнской любви, проблему одиночества.

В рассказе автор поднимает важную нравственную проблему. В этом рассказе дочь никак не может увидеться с матерью. А не может ли Скорее просто не хочет. У нее нет времени, она занята своей работой. У нее так сказать своя жизнь.

Ее старушка мать доживает свой век совсем одна. К ней ходят совершенно чужие люди. которые оказываются более сердечными чем ее собственная дочь. Но, когда Настя приезжает в деревню (получив письмо) , с запоздалым раскаянием то уже поздно. Она обнараживает лишь свежий могильный холмик. Как жаль, что раскаяние приходит к нам так поздно, когда ничего уже не изменишь.. .

У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Но всегда ли мы осознаем, какой ценой оплачены наш покой, счастье Какой Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь.

Самозабвение, то есть способность забыть себя ради своего ребенка, и есть первый и истинный признак любви. Однако мы не всегда понимаем, что значит для нас мать. Часто мы видим в ней человека, который готовит, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Как часто мы обижаемся на родителей, как часто обижаем их. А ведь родители любят нас такими, какие мы есть и нет ничего горше одинокой старости.

Источник: otvechu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...