развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, развивать умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы
Воспитательные:
воспитывать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
пропагандировать культуру чтения
формировать интерес к современной детской литературе
Форма урока : Урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений
Сегодня необычный урок литературы. У нас много гостей. Что вы сейчас чувствуете? Я, например, немного волнуюсь. А ты……?
Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь. Рядом- одноклассники, друзья. Мы в своем кабинете. А значит у нас все получится!
2. Мотивация учебной деятельности
Рассмотрите внимательно изображение. Опишите свои впечатления.
Не предавай меня! (Тамара Михеева). Читает Наталья Истарова_demo
Одиночество, безысходность, Обида, досада, опустошенность, ощущение несправедливости и т.п.
Да так бывает в жизни. Вы самостоятельно прочитали повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!». Кто из героев испытал эти чувства?
Учащиеся : Юлька Озаренок- главная героиня, восьмиклассница.
Сейчас модно давать оценку, комментарий увиденному, услышанному, прочитанному. Поделитесь своим впечатлением о произведении одним предложением.
Хотелось отложить в сторону телефон и взять в руки книгу.
Хотелось поддержать Юлю.
Очень переживал за героиню.
Читал на одном дыхании, не отрываясь.
Задумался о своих поступках.
А смог бы я выдержать то, что выдержала Юлька?!
Что можно считать завязкой ( табличка на доске) в этом произведении?
Главная героиня Юля Озарёнок случайно услышала обрывок разговора классной руководительницы и школьного психолога. Она- аутсайдер!
Кто такой аутсайдер?
Ученик : Слово многозначное
Аутсайдер- это спортивная команда ( или спортсмен ), занявшая одно из последних мест и выбывшая изчисла основных участников . Аутсайдеры розыгрыша кубка чемпионов .
Аутсайдер – это брокер , не являющийся членом биржи , но имеющий разрешение на работу в торговом зале при соблюдении установленных правил биржевой работы .
АУТСАЙДЕР — [англ. outsider] – член группы, который имеет взгляды и модели поведения, отклоняющиеся от принятых групповых норм, в силу чего он оказывается исключённым из нормального хода межгрупповых взаимодействий)
-В тексте данное слово употребляется в последнем значении.
3.Формулировка проблемы
Какая проблема, поднятая автором, связана с понятием «аутсайдер»?
(- Легко ли быть аутсайдером?)
Это и будет темой нашего урока (запись в тетрадь, доска)
4. Постановка учебных задач
— Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо поставить учебные задачи.
Медсестра забеременела от бродяги, которого взяла с улицы «женихом на час». Все смеялись, а когда…
( заканчивают начатые учителем предложения: )
Сегодня нам необходимо:
З – знать ( текст повести Т.В.Михеевой «Не предавай меня »)
У – уметь ( анализировать произведения; раскрывать главные черты характеров героев, оценивать их поступки )
Н – мы будем учиться -последовательно и логично высказывать свои мысли; подбирать аргументы
Перед тем как обсудить проблему, познакомимся с автором. …… подготовил сообщение о творчестве Тамары Михеевой.
Вступительное слово о Т.В.Михеевой Презентация «Т.Михеева и её книги» (заранее подготовленный ученик)
Учитель : Спасибо. Если вы заинтересовались творчеством Тамары Михеевой, можете продолжить знакомство с ее книгами. Потому что в современной подр о стковой литературе главными героями являются ваши ровесники, а все поднимаемые проблемы близки вам. Обратите внимание на постановку ударения при произношении слова ПОДР О СТКОВАЯ. Это орфоэпическая норма.
5. Работа над текстом повести
— А мы должны найти ответ на поставленный вопрос: Легко ли быть аутсайдером? Давайте разберемся с ситуацией: кто окружает главную героиню, чем увлекается Юля, что о ней говорят другие.
(класс делится на несколько групп, группы выполняют три вида заданий, после выполнения группы представляют свои мини-проекты с обсуждением в классе)
1) Группа ( используется метод интеллект-карт, дети заполняют карту на формате А3, используют разные цвета и рисуют символы, схема карты может быть показана на доске)
( школа: многопрофильная гимназия №128 плохих учеников не держит, дети начальников, людей полезных)
(класс: недружный, подобранный, сильный в параллели( уступают «А» и «В» из- за Ганеева -двоечник ,подрабатывает после школы: 3 года назад отец погиб в автокатастрофе, в семье он и еще трое маленьких детей)
(одноклассники: отвергнутые, несчастные, никуда не ездят, не ходят в походы, бойкие, могут объявить бойкот, мальчики и девочки не общаются, не называют друг друга по именам и т.п.)
Как живется детям в классе? Как они себя чувствуют среди одноклассников?
Неуютно, некомфортно, тревожно .
2 ) Группа Портретная викторина «Узнай героя» (Ученики заполняют таблицу, дописывая героев повести самостоятельно )
Сведения о герое повести
Училась в школе олимпийского резерва
Некрасивая, неловкая, неуклюжая, высоченная, рыжая, учителя ее не любили
Высокий лоб, темные брови, прямой крупный нос, родинка на щеке, когда улыбался – на щеке появлялась ямочка
Участвовала во всех праздниках, девочки делятся с ней секретами, спрашивают, советуются, есть сестра Настя
Сумрачный, страшненький, двоечник. Ресницы длинные, будто накрашенные.
Анюта называла ее бесчувственной деревяшкой и амебой. Она умела нравиться людям, бесспорный лидер, «звезда»
( Варя, Анюта, Артем Листовский, Юля Озаренок, Ганеев, Алиса Лаппа )
Кто из одноклассников не представлен в портретах? ( Володя Иванов- друг Артема, хороший человек; Светка Марфушкина- подпевала Лапочки; Самойлова- оторва, как и мать ее, все можно ожидать, даже предательства меньше народу, больше кислороду; Тарас Сега- спортсмен, тайно влюблен в Юлю; Демины Миша и Леша- братья- близнецы; Максик Гуревич -влюблен в Юлю, подтрунивает над ней: Юлидзе, ВайЮля )
С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему?
С кем – не хотели бы? Почему?
3) Группа заполняет таблицу о Юле
Любит, умеет, делает
Что о ней думают взрослые
Помогает в библиотеке
Любит петь, не тихоня, участвует со второго класса в репетициях хора, во всех праздниках, придумывает, у нее друзей- море, все девчонки с ней секретами делятся, на радио вела передачу «Книжная полка», любит рисовать, ведет личный дневник; не была спортсменкой, но спартакиаду любила: можно было поболеть за своих, надрывая горло, почувствовать, что все вместе, заодно
Классный руководитель – воспитана, вежлива, хорошо учится, много читает, имеет собственное мнение , такая девочка славная
Библиотекарь Оксана Сергеевна – умница, солнце, солнышко
Мама – боялась, чтобы Юля не выросла высокомерной, будет зазнаваться, учила решать проблемы самостоятельно, не знала, что у Юли проблемы с одноклассниками
Что мы узнали о Юле? ( о семье: история мамы; вывод- Юля не аутсайдер! Мучает вопрос- почему оказалась в черном списке)
-Что Юля делает, чтобы ответить на вопрос: почему она в аутсайдерах? (она вспоминает эпизоды из прошлого)
-Автор использует особый композиционный прием- ретроспекцию (табличка на доске) ?
Ретроспекция — (от лат. retro — обратно, назад и spectare — смотреть, созерцать) — художественный прием; обзор событий прошлого, обращение к прошлому персонажей. При изображении героя ретроспекция осуществляется в форме воспоминаний. Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории персонажей, оценка, ключи к пониманию персонажей или их мотивации, усиление драмы в настоящем.
6. Беседа с элементами пересказа
— О чем вспоминает Юля? Как характеризуют ее эти эпизоды? (пересказывают заранее подготовленные ученики)
Юля вспоминает случай……
Г лава 4 (6 лет назад: хор, лагерь, взаимоотношения с Листовским, букетик полевого клевера, полный медового запаха и росы);
Глава3 (месяц назад- спартакиада)
— Что предпринимает классный руководитель по сплочению коллектива?
глава 8 (поход, поцелуй в овраге, отношение мальчиков к Юле)
глава 10-12 (записка от Листовского с признанием в любви)
Учитель: В таком возрасте трудно признаться в любви, поэтому герои пишут записки. Доверяют свои мысли, переживания бумаге. Поэтому Юля ведет дневник. Дневник (табличка на доске)- это один из приемов создания образа, который используют писатели.
— Кто еще ведет дневник и почему? ( мама)
-Именно дневник сыграл главную роль в кульминации повести. Вспомним, что такое кульминация?
( Кульминация (от лат. culmen — вершина), в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами) на доске
Учитель: Что поразило вас в сцене с дневником? (предательство, жестокость одноклассников, унижение героини, все напоминало игру в «собачку » . «Все становились в круг и перекидывали друг другу мяч, а тот, кому выпало несчастье быть «собачкой», стоял в центре круга и должен был этот мяч поймать. Юлька эту игру ненавидела. В ней было что-то подлое, унизительное. Даже если начинали играть по-хорошему, то скоро, поддавшись азарту, становились злыми, дразнили «собачку» мячом и издевались. И вот теперь она – «собачка», только вместо равнодушного мяча её дневник».
— Кто и как помог Юле пережить такую сложную ситуацию? ( дядя Леша, мама, Митя Вершинин)
-Почему Юля не согласилась перейти в другую школу?
( Решение Юли :не хочу сдаваться, не хочу, чтобы они знали, что я сдаюсь)
— Так легко ли быть аутсайдером? Поясните свой ответ.( Сложно, страшно, невыносимо! Всё, что произойдет потом, станет доказательством того, что Юлька – сильный, многим интересный и важный человек).
-Почему же Юля оказалась в аутсайдерах?( Так сложились обстоятельства: Артем боялся, что все узнают, что Юля ему нравится; Анюта была занята своими проблемами, вместо ответов она нарисовала дракона и сдала листок; Варя Якупова и Тарас Сега были на соревнованиях )
— В произведениях авторы часто используют «говорящие» фамилии. Как фамилия Озаренок характеризует героиню?( фамилия подтверждает значимость Юли- зара, озорник, азарт, суффикс- ЁНОК- милая, ласковая, любимая всеми)
— Представьте, что Юля -реальное лицо. У нее есть страничка вконтакте . Что бы вы написали ей в смс?
(создать страничку вконтакте Юля Озарёнок )
Аутсайдер- слово жуткое. Как приговор. Без права помилования. Юля, восхищаюсь тобой! Ты- боец.
Сцена с дневником- кошмар! Удивляюсь твоей стойкости и мужеству.
Ты настоящий друг!
Я бы не простила Артема. Он тебя предал, когда стоял и смотрел, как все издеваются….
Мечтаю о такой подруге!
Жаль, что ты не учишься в нашем классе.
Юля, ты молодец! Вот где сила духа !Любой человек по- настоящему раскрывается в экстремальной ситуации . Каждый показал свое истинное лицо.
Юлька, переживала за тебя!
Какие еще проблемы поднимает автор? ( силы духа, одиночества, совести, непонимания между детьми и родителями, учениками и учителями, первой любви, дружбы)
— Много проблем поднято в повести Т.М.. Где еще может пригодиться ваш читательский опыт ? ( на ОГЭ сочинение- рассуждение 15.3 в качестве аргумента 2)
7. Самооценка деятельности
— Оцените свою работу на уроке: самое интересное смс, чей ответ вам особенно запомнился.
— Над чем заставил задуматься урок?
9. Домашнее задание на выбор
Придумать и написать продолжение повести
Написать письмо автору книги
Написать письмо одному из героев повести
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Михеева » Не выдавай меня! » 1. Ответить на вопрос: Какой представляется вам героиня повести Юля Озарёнок? Была ли она,
на ваш взгляд, аутсайдером? 2. Прочитать стих. Р.Сарби » Не ленитесь сказать слово доброе. «. К чему призывает поэт?
Ответы 1
15 месяцев назад
Я думаю,что Юля Азаренок была обычной девочкой, которая, как и все остальные, могла найти друзей и вести нормальный для подростка образ жизни. Ведь до того, как она узнала результаты психологического теста, особых проблем с одноклассниками у Юли не было. Как и все, она ходила на встречи с друзьями и практически ничем не отличалась от остальных. Однако неуверенность в себе заставила Юлю сомневаться в себя и стать настоящим аутсайдером, хотя до тестирования она себя неудачницей не считала.
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Что делать не стоит:
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» — подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Источник: uchi.ru
Михеева «Не предавай меня», почему Юля Азаренок была аутсайдером?
Аутсайдер — это человек, которого можно назвать и изгоем общества, белой вороной.
Причин, почему человек таким становится или сразу оказывается на непримечательных ролях в обществе, разные.
Какой-то поступок, наличие(иногда) отсутствие денег, внешность, плохое умение общаться, характер, вкусы и т.п.
В книге Михеевой девочка узнает о себе, что она — аутсайдер, когда проходили тестирование от школьного психолога, и та рассказала о результатах классной руководительнице девочки. Азаренок случайно подслушала это про себя.
Девочка была не из бедной семьи, активно везде участвовала в школьной жизни, ходила и на посиделки, училась неплохо, даже подружку имела, и все равно стала для класса человеком, который не желателен.
А все просто — психолог задавала, видимо, не те вопросы, либо не так их интерпретировала, отчего у нее и получилось, что есть лидеры, есть аутсайдеры, класс разделен, и это ужасно. Девочка подслушала, и потеряла почву под ногами, логично, учитывая то, что она была со всеми дружна, и вдруг такое откровение.
Источник: www.bolshoyvopros.ru