Наверняка вам часто попадались объявления о поиске UX или UI-дизайнера. Если вы задавались вопросом, чем занимаются люди этой профессии, то этот материал специально для вас. В своей статье для «Цеха» Константин Кислейко, руководитель отдела дизайна компании AGIMA и преподаватель на курсе «UX/UI дизайнер» в Нетологии, рассказывает, кто такой продуктовый дизайнер, какими навыками он должен обладать, и почему даже здесь вам понадобится аналитика данных.
Кто такой продуктовый дизайнер
Если вы попробуете разобраться, кто такой продуктовый дизайнер сегодня, вас ждет путь непонимания и боли. Определений в интернете масса, и кажется, что каждый готов принести свое видение. Если просканировать вакансии, то и здесь можно увидеть очень разные требования и формулировки.
Сара Клейн, дизайнер из Америки, провела интересный эксперимент. Она взяла 10 вакансий продуктового дизайнера и 10 вакансий UX-дизайнера в Сан-Франциско. И попыталась найти пересечения. Результат эксперимента заставил понять, что продуктовый дизайнер — это скорее про бизнес, а UX-дизайнер — про опыт.
Как пройти собеседование в Mail/VK дизайнеру
В целом, все сходятся в одном — продуктовый дизайнер должен в первую очередь делать продукт. Но определить четкие границы, где заканчивается работа дизайнера и начинается работа смежного специалиста, никто так и не смог. Должен ли продуктовый дизайнер писать ТЗ, проводить исследования, копаться в аналитике, составлять UI-киты, беседовать с бизнесом, прокачивать метрики? Вот пример вакансии продуктового дизайнера от одного из IT лидеров рынка — ни слова про бизнес и метрики:
Какие функции должен выполнять продуктовый дизайнер
Обычно крупные агентства работают над несколькими десятками продуктов одновременно. И навыки, которые при этом применяет дизайнер, сильно зависят от продукта, клиента, методологии разработки и даже времени года. Один и тот же специалист на разных проектах зачастую использует непересекающиеся наборы скиллов.
Например, дизайнер может давать экспертную оценку по недостаткам интерфейса и готовить UI-кит. Или составлять модель достижения финансовых KPI в одном проекте и редактировать хедер в другом.
Навыки продуктового дизайнера
Я изучил несколько открытых вакансий по словам «продуктовый» и «дизайнер» и выделил типовые требования. Чаще всего работодатели ожидают, что продуктовые дизайнеры (также как и дизайнеры продукта, UX/UI-дизайнеры) умеют:
- проводить дизайн-исследования;
- поддерживать и расширять дизайн-систему;
- защищать и обосновывать свои решения;
- осуществлять авторский контроль; работать с большими объемами данных;
- задавать вопросы, искать ответы и аргументировать свою точку зрения;
- составлять продуктовые гипотезы;
- исследовать задачи и процессы; проектировать пользовательские сценарии и интерфейсы;
- проверять дизайн-решения быстрыми юзабилити-тестами и метриками;
- рисовать персонажей, иконки и другие графические элементы (при необходимости).
Узкий специалист или широкий профиль
Необязательно уметь все из списка выше сразу. Но как минимум 2-3 пункта будут в каждой вакансии продуктовой компании. Редко когда ищут специалиста, который умеет работать только с аналитикой, проводить исследования или писать сценарии. Почему так? Ведь кажется, что суперпрофи в одной узкой дисциплине может принести невероятно много пользы проекту.
Product дизайнер: техническое интервью, вопросы и ответы на собеседовании
Я могу назвать две причины — скорость и процессы.
На этапе передачи артефактов от специалиста к специалисту тратится много времени на приемку, коррекцию и синхронизацию. Например, один узкий специалист может провести невероятно качественное и полезное исследование за один день. И потом передавать результаты этого исследования другим командам целую неделю: то акт не подписан, то ресурс не запланирован, то ответственный менеджер не передал что надо кому надо, то дизайнер не понял отчет и 4 раза переспрашивает.
Получается, что дешевле нанять супер дорогого универсала, чем целую команду узких специалистов. Потому что он будет все эти процессы проводить самостоятельно без потери информации при передаче. Продукт от этого хуже не станет, но будет готов гораздо быстрее. В мире, который тотально поклоняется Scrum, скорость создания продукта крайне важна. Конечно, крутой узкий специалист в любом случае найдет себе работу, но на универсалов спрос намного выше.
Какие навыки нужны дизайнеру в 2020 году
Есть два больших подхода к созданию продукта — ориентироваться на опыт или на данные.
Опыт
В центре этого подхода — наработанная практика дизайнера. Насмотренность, логика, интуиция, харизма и удача —— это все про них. Если человек сделал 40 маркетплейсов, то сделать 41 ему не составит труда: посмотрел пару новых шотов на Dribbble, прочитал ТЗ, поговорил с несколькими представителями ЦА, проработал полученную информацию и выдал макеты в разработку.
- Насмотренность.
- Логика.
- Лучшие практики.
- Глубинные интервью.
Данные
Сейчас практически все можно измерить: посещаемость страниц, удержание, дочитываемость, прибыль. Одни решения увеличивают эти метрики, другие —— уменьшают. Ставя эксперименты и сравнивая цифры, дизайнер получает объективную картину по продукту и оценивает реализацию проекта с точки зрения здравого смысла.
Ключевые навыки:
- работа с аналитикой;
- проведение исследований и А/Б-тестов;
- формулирование и проверка гипотез.
Дополнительные инструменты и более универсальные навыки:
- построение CJM/UJM;
- написание пользовательских сценариев;
- создание прототипов и UI-китов.
Если вы работаете с небольшими проектами — например, для стартапов — вам достаточно своих опыта и навыков. Потому что цена ошибки не так высока, а стоимость разработки продукта в разы ниже.
Но рано или поздно проект вырастет, и потребуются навыки data-driven подхода. В больших продуктах улучшение эффективности хотя бы на 1% может принести миллионы рублей прибыли. И без data-driven подхода такого добиться почти невозможно.
Кроме дизайнерских навыков (насмотренности, дата-драйвен), любому дизайнеру будет полезно знать о смежных областях: когда лучше применять Scrum, а когда Kanban, о кассовом разрыве и о том, чем JavaScript отличается от Swift —— все это поможет общаться со всеми членами команды на одном языке.
Как выбрать траекторию карьеры
В компании AGIMA работает много узкоспециализированных экспертов. И своей экспертизой компания покрывает все потребности в создании продукта. Все эксперты разделены на шесть больших групп, которые идут по проекту как последовательно, так и параллельно:
- Управление проектами.
- Веб-аналитика.
- Системная аналитика.
- Проектирование.
- Дизайн.
- Разработка (эта группа в самая большая и содержит в себе, кроме самой разработки, DevOps, информационную безопасность, тестирование, мобильную разработку).
Все эти группы плотно работают друг с другом, говорят на одном языке, пилят единый продукт, но специализации и области ответственности — разные. Именно поэтому для разработки полноценного продукта мы собираем продуктовые команды из различных компетенций. Безусловно, часть таких компетенций может быть смежной.
Зоны ответственности сильно пересекаются. В результате такой работы эксперты впитывают роли друг друга. Разработчики начинают управлять проектами, управленцы уходят в аналитику, аналитики собирают прототипы, проектировщики рисуют дизайн, дизайнеры начинают ставить эксперименты и проводить исследования.
И хорошему продуктовому дизайнеру полезно развивать кросс-функциональные навыки. Если у вас уже есть определенный сильный навык, то стоит первым делом определить навыки, которые максимально близки к вашему.
Например, если вы системный аналитик, значит вы умеете описывать и исследовать. Эти навыки близки проектировщикам и веб-аналитикам. Значит вы можете приступить к изучению инструментов веб-анализа (Яндекс.Метрика и Google Analytics) и методологии исследований, и параллельно осваивать инструменты прототипирования и построение CJM.
Если вы управляете проектами, то вы умеете считать и понимаете бизнес. Веб-аналитика, системная аналитика, метрики эффективности должны даваться вам очень легко. UI-дизайнеры, очевидно, должны расширяться сначала в проектирование и исследования.
К тому моменту, как вы изучите две соседние специализации, вы сами поймете, что вам развивать дальше и к чему у вас лежит душа. Главное помнить, что компетенций много не бывает.
Источник: www.agima.ru
Что должен знать и уметь продуктовый дизайнер
Чем удобнее и понятнее ваш продукт или сервис, тем больше людей будет его использовать. За это и отвечает продуктовый дизайнер. Расскажем, что ему ещё приходится делать и какие навыки нужны для этой профессии.
Что делает продуктовый дизайнер
Может показаться странным, но продуктовому дизайнеру не обязательно уметь рисовать картинки. Его главная задача — изучать опыт пользователей, анализировать информацию и подстраивать продукт под их потребности. Работа выходит далеко за рамки создания интерфейса.
Например, для оплаты счетов люди открывают банковское приложение. Задача продуктового дизайнера — продумать путь пользователя и интерфейс приложения так, чтобы можно было легко найти нужную страницу или кнопку.
Продуктовый дизайнер — часть команды, работающей над мобильными приложениями и сайтами. Он выявляет проблемы и продумывает решения. Например, видит трудность в смене типа оплаты при вызове такси и переформулирует название кнопки. Или замечает некорректные ответы в форме обратной связи и уточняет вопросы. Он тестирует изменения и определяет их влияние на поведение пользователей.
Ещё одна важная задача продакт-дизайнера — работать над бизнес-стратегией, изучать рынок. Нужно смотреть, какие фичи появляются у конкурентов, следить за трендами и планировать развитие продукта хотя бы на год вперёд. Здесь деятельность дизайнера пересекается с работой менеджера продукта.
Продукты так или иначе конкурируют между собой. Дизайнеры пытаются сделать своё приложение или сайт лучше и удобнее, чем у конкурентов. И когда ты понимаешь, что в результате анализа и долгой упорной работы у тебя получилось сделать продукт проще, красивее, — это просто кайф!
Ещё мне очень приятно видеть лояльность пользователей к продукту, над которым я работал. Если аудитория любит его и даже закрывает глаза на какие-то огрехи (они есть везде, потому что всё можно улучшать), это приносит мне большое удовлетворение.
Алексей Бондарев, старший продуктовый дизайнер в Яндексе
Что должен знать и уметь продуктовый дизайнер
Проводить анализ. Это один из основных навыков продуктового дизайнера. Нужно изучать рынок, проводить опросы, тестировать прототипы, оценивать влияние изменений на пользователей.
Проводить исследования. Понимать, как пользователь взаимодействует с интерфейсом, и проверять дизайн-решения. Для этого составляют карту пути клиента (Customer Journey Map, CJM).
Разбираться в задачах бизнеса. Дизайнер продукта должен понимать, как устроен рынок, что представляют собой конкуренты, какие в этой области есть продуктовые и интерфейсные метрики. Ему придётся строить много продуктовых гипотез и проверять их.
Проектировать продукт. Нужно проектировать структуру продукта, навигацию по нему, интерфейсы. Задача продуктового дизайнера — строить пользовательские сценарии и уметь их полностью закрывать. Кстати, сюда можно добавить умение составлять техническую документацию к продукту, потому что разработчик и дизайнер должны понимать друг друга.
Разбираться в дизайне. Уметь рисовать всё-таки полезно — хотя бы схемы и прототипы. Важно также разбираться в композиции, уметь работать с цветом, шрифтами. Чаще всего продуктовые дизайнеры пользуются Figma, но и классический Photoshop не навредит.
Базово разбираться в программировании. Дизайнер должен понимать, как работает сайт или приложение, чтобы ставить перед разработчиками адекватные задачи.
Если говорить не о профессиональных, а о личностных качествах, продуктовому дизайнеру пригодится:
- системное мышление — иначе он не сможет видеть всю картину сразу и предугадывать поведение пользователя;
- умение формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- навык работы в команде;
- умение объяснять и аргументировать;
- способность брать на себя ответственность.
Раньше на отечественном рынке считалось, что промышленный дизайнер должен прийти в команду и сказать, как нужно делать продукт. Но теперь больше ценится другое: дизайнер должен знать, как протестировать идеи, как прийти к тому, чтобы продукт стал лучше.
Алексей Бондарев, старший продуктовый дизайнер в Яндексе
Как стать продуктовым дизайнером
Чаще всего продуктовыми дизайнерами становятся UX/UI-дизайнеры. Напомним, что UX (User Experience) — то, как пользователь взаимодействует с продуктом, его удобство, а UI (User Interface) — это внешний вид продукта: шрифты, цвета интерфейса, графика. Другие смежные профессии, из которых удобно переходить, — маркетолог, менеджер продукта, исследователь, разработчик. Главное — понимать продукт и его пользователей.
Продуктовому дизайнеру вовсе не обязательно уметь рисовать, уж в Яндексе — точно, потому что здесь мы больше работаем с кодом. Но всё же художественные задатки лишними не будут. Например, я окончил художественную школу, кафедру дизайна в институте и всю сознательную жизнь ощущал себя дизайнером. Но плавно трансформировался: сначала занялся промышленным дизайном, потом пришёл в маркетинг и рекламные студии.
В продукте визуальная составляющая — это не главное. Большее значение имеет логика и UX. Но всё же есть тонкая взаимосвязь между тем, как продукт выглядит, и тем, как он работает. Пользователь часто выбирает продукт глазами. Ему он кажется более удобным, если выглядит красивее, хотя по факту может быть не так.
Алексей Бондарев, старший продуктовый дизайнер в Яндексе
Прежде всего нужно освоить инструменты дизайна, например научиться работать с Figma. Далее надо изучать, что такое продукт, как он развивается. Придётся много читать — недавно мы как раз опубликовали подборку книг для продуктового дизайнера.
Для профессионального роста очень важно постоянно анализировать интерфейсы различных продуктов и замечать в них сильные и слабые стороны. Навык «насмотренности» появится именно так.
Если вы думаете, что уже владеете базовыми навыками дизайнера продукта, начинайте собирать портфолио. Как можно это сделать:
- Оформляйте проекты для выдуманных клиентов — это распространённая практика у дизайнеров, когда не хватает клиентов настоящих.
- Проходите челленджи, например Daily UI.
- Постоянно обновляйте портфолио, когда будут реальные клиенты. В портфолио должны быть только лучшие работы.
Есть смысл окончить курсы по продуктовому дизайну, но мне кажется, что за небольшой период очень трудно стать классным специалистом, особенно с нуля. Хотя попробовать стоит.
Лучше пробовать себя сразу на практике. Найдите приложение, которое вы хорошо знаете и которое вам нравится, и попытайтесь составить концепт, что можно в нём улучшить. Многие известные западные студии предлагают готовые продуктовые концепты производителям. Даже человек без опыта в коммерческой разработке может предложить удобные решения.
Кстати, в портфолио важно показывать проекты на различных этапах: как вы размышляли над проблемой, как пришли к удачному решению, какую придумали логику, UI, анимацию.
И, конечно, здорово устраиваться на стартовые позиции в компании. Потому что практика — это наше всё, она научит лучше любой теории.
Алексей Бондарев, старший продуктовый дизайнер в Яндексе
Источник: academy.yandex.com
Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
В последнее десятилетие спрос на продуктовых дизайнеров постоянно растёт. В 2021 году 62% дизайнеров собирались осваивать именно это направление.
Продуктовые дизайнеры обладают навыками сразу нескольких специалистов — они не просто создают продукт, но и учитывают исследования рынка, запросы пользователей и бизнес-стратегию. В итоге должен получиться сервис, который способен решать проблемы клиента и приносить прибыль компании.
В 2022 году Нетология и Университет ИТМО запустили первую в России программу высшего образования по продуктовому дизайну. Рассказываем, чем занимаются специалисты в этой сфере, что умеют и сколько зарабатывают.
Благодарим Романа Зорина, ведущего UX/UI−дизайнера студии Everest, за помощь в подготовке материала.
Алсу Гусманова
Что такое продуктовый дизайн
Цель продуктового дизайна заключается в том, чтобы создать востребованный продукт — приложение, сервис или сайт — который не только будет полезен и удобен для пользователя, но и решит определённые задачи бизнеса.
Дизайнер исследует интересы и потребности аудитории, чтобы продукт получился успешным и приносил прибыль компании. Например, приложения для заказа еды, сервисы такси или мессенджеры популярны, потому что помогают закрыть потребности пользователей: пообедать не выходя из дома, добраться в нужное место или пообщаться с кем-то онлайн.
Роман Зорин
Ведущий UX/UI−дизайнер студии Everest
Говоря о продуктах для массового пользования, нельзя обойти стороной крупные ИТ-компании, сервисы которых прочно вошли в нашу жизнь.
Чтобы продукт был консистентным — целостным, без противоречий, специалисты разрабатывают дизайн-системы. Это объёмный и живой инструмент, который призван систематизировать и упорядочить всё, что соприкасается с брендом в интернете — от шрифтов до отдельных лендингов. Дизайн-система упрощает работу как продуктовых дизайнеров, так и разработчиков, которые могут быстро и самостоятельно внести нужные изменения или доработки.
Дизайн-системы есть, например, у Сбера, ВКонтакте, Tele2:
Подобные инструменты — необходимость для крупных компаний, которые предоставляют массовые продукты. В Everest мы больше специализируемся на сервисном дизайне. При этом, у нас есть выделенные продуктовые команды, которые работают над внутренними системами крупных заказчиков.
Например, для одного из наших клиентов мы разрабатываем микроинтерфейсную архитектуру. Это не отдельные элементы, а готовые модульные блоки для построения интерфейсов. С их помощью заказчик сможет быстро и удобно поддерживать актуальность своей системы:
Компания Uber рассказала о том, как и зачем создавала свою дизайн-систему. Команда проанализировала пользовательские сценарии и опыт в разных сервисах Uber и обнаружила ряд общих поведенческих паттернов, которые полезно учитывать в дизайне. Чтобы привести к единообразию интерфейсы всех сервисов Uber и собрать в одном месте все эффективные дизайн-решения, создали экосистему Uber Design Platform. Она помогает дизайнерам проектировать продукты Uber, понимая, какие цвета, шрифты и другие элементы больше всего нравятся пользователям. Это выглядит так:
Чем занимается продуктовый дизайнер
Главное отличие продуктового дизайнера от UX/UI-дизайнера или дизайнера мобильных приложений — более широкий набор знаний и навыков из разных областей: графический и UX-дизайн, аналитика, прототипирование, маркетинг. Кроме того, продуктовый дизайнер обычно работает внутри конкретной компании и конкретного проекта, тогда как дизайнеры других направлений могут заниматься задачами разных заказчиков в студиях или на фрилансе.
Специалист учитывает потребности бизнеса и ожидания пользователей, чтобы создать полезный и популярный продукт. Для этого нужно опираться на исследования пользовательского опыта, разбираться в архитектуре современных цифровых продуктов, работать с данными и проверять гипотезы.
Перед тем как отдать проект в разработку, продуктовый дизайнер выполняет следующие задачи ↓
Изучает требования и цели бизнеса, чтобы понять, как должен выглядеть продукт. Чем подробнее они описаны — тем лучше. Обычно их собирает product lead — специалист, который отвечает за результат работы продуктовой команды.
Исследует пользователей: проводит опросы, анализирует запросы целевой аудитории и узнаёт, что её не устраивает в похожих продуктах, а какие решения, наоборот, кажутся ей удачными.
Работает в тесной связи с коллегами. Специалист взаимодействует с продуктовой командой на всех этапах работы над проектом от идеи до релиза.
Продумывает пользовательские сценарии. Здесь важно систематизировать полученные данные и на их основе составить полную карту пути пользователя.
Пишет микротексты для интерфейса, которые будут помогать пользователям решать их задачи, а бизнесу достигать своих целей. В крупных компаниях этим может заниматься UX-редактор, но продуктовому дизайнеру тоже важно знать tone of voice и владеть навыками UX-копирайтинга.
Разрабатывает высокодетализированный прототип — он повторяет все возможности сервиса и содержит элементы интерфейса нужного размера:
Создаёт динамический прототип при необходимости тестирования функций.
Тестирует прототип: выясняет, все ли пользовательские сценарии работают, как планировалось, и насколько выбранные решения попадают в цель.
К разработчикам проект может перейти уже со списком всех требований, полным описанием возможностей и набором визуальных элементов, а иногда работа строится итерациями, и нужно запрограммировать только часть функций — если есть задача быстрого запуска.
После релиза работа дизайнера не прекращается: он улучшает продукт, опираясь на фидбэки от пользователей и коллег. Гипотезы по доработке могут прийти от отдела продаж, маркетологов, сотрудников розничной торговли и так далее.
Что должен уметь дизайнер продукта
Так как продуктовый дизайнер считается специалистом широкого профиля, работодатели предъявляют разные требования к его компетенциям. Кроме знаний по композиции, колористике и типографике для создания дизайна, важны умения анализировать и работать с данными, прототипировать, тестировать, управлять проектами и командой.
Список задач, которые должен уметь решать специалист, варьируется в зависимости от компании, но в целом выглядит примерно так:
- изучение потребностей и поведения пользователей с помощью различных инструментов аналитики и систем статистики: Яндекс Метрика, Google Аналитика;
- проработка пользовательских сценариев;
- создание макетов и прототипов;
- проектирование интерфейсов (веб и мобайл);
- отрисовка графических элементов;
- владение профессиональными программами: Figma, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop;
- базовое владение и понимание принципов работы таких систем, как Principle, Adobe After Effects, Cinema 4D, чтобы делать продукт интереснее и лучше вовлекать пользователей;
- контроль результатов разработки.
Источник: netology.ru