Какие зарубки на сердце оставил рассказ Телеграмма паустовского

Содержание

Познакомиться с рассказом К.Г. Паусовского «Телеграмма»; выяснить духовную проблематику рассказа; расширить представление учащихся о композиции; учить ребят быть внимательными к художественному слову.

Олимпиады: Русская литература 5 — 11 классы

Содержимое разработки

Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

( урок рассчитан на 2 часа)

«Зарубки на сердце» ( слайд 3)

«За добро плати добром,

не будь пустельгой»

Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Выяснить духовную проблематику рассказа

Расширить представление учащихся о композиции

( умение выделить части рассказа, озаглавить каждую, подобрать эпиграф)

4.Учить ребят быть внимательными к художественному слову. ( слайд 4

Вступительное слово учителя.

Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг , с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север , который вызвал к жизни такие книги , как «Озёрный фронт» ,

«Северная повесть».Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещё0рская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.

Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

2.Познакомимся с историей создания рассказа «Телеграмма»

( Подготовленный ученик рассказывает главу «Зарубки на сердце» из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза» )

— Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

( что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)

Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внёс автор , что изменил а что оставил прежним; как построил своё произведение , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?

3. Композиция рассказа

Рассмотрим , как построен рассказ. Выделяем четыре основные части, озаглавливаем каждую и подбираем эпиграф. ( слайд 5 )

4. Работа с текстом рассказа.

1 часть Мать ( слайд 6)

Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?

Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?

— Видит всё одно и то же, автор говорит,что она «доживала свой век , а не жила.

— Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.

— Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.

— Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками , она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.

— Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто0то долго стучал в калитку.

А почему она все-таки решилась идти?

— Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.

Какими художественными средствами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?

— Картина осеннего пейзажа. Она настраивает читателя на определённый лад, создаёт тональность повествования.

Читаем текст вслух, делимся впечатлениями. ( слайд 7 )

-Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безнадёжностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть»

Почему именно « подсолнечник» а не «подсолнух», как говорят в деревне?

— Появляется ассоциация: одинокое солнышко на фоне серого, чёрного цвета.

— как этот подсолнечник, «последняя обитательница мемориального дома».

Творческое задание ( слайд 7 )

-Наблюдая за пейзажем, мы видим , что постепенно происходит усиление признаков поздней осени, а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.

Чтение эпизода « Она задохнулась, остановилась…» ( слайд 9 )

— Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нём тоже мало заботятся.

Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует ему». Может быть, именно природа помогает жить Катерине Петровне.

Интерьер ( слайд 10 )

О чём свидетельствуют детали интерьера?

Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

— Жёлтый, серый, чёрный.

— Катерина Петровна живёт воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у неё нет никакой радости, только боль одиночества и поэтому равнодушное ожидание смерти.

( слайд 11 )

Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?

— Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.

Выразительное чтение письма учителем ( слайд 12 )

«Ненаглядная моя!» — всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ.

2 часть Дочь

Что узнали о жизни Насти, её работе?

Живёт в Ленинграде. Есть ли здесь описание природы? Почему? ( слайд 13 )

-Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала.

Что узнали о работе Насти?

— Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок — всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

-Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»

Найдите портрет Насти. Как автор относится к ней? Что помогает это понять?

-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.

— Глаза- зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!

Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!

— Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.

« Настя чувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

— Гоголь – сатирик, который , по мнению Пушкина, обладал способностью угадывать человека.» А письмо – то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»

-Трещотка, легкомысленная птица.

Вывод: И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.

Настя получила телеграмму. Её поведение?

— Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

А какие слова звучат с кафедры?

( работа с текстом)

Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

— Резкий контраст, он подчёркивает несоответствие поступков и похвалы.

— Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь, он выступает в роли судьи.

А что стоит за этим «Эх ты!»

— Восклицание сатирика горестно укоризненное. Гоголь видит Настю насквозь: её фальшь, предательство Сатирик презирает её за тщеславие, эгоизм.

3 часть Телеграмма

-Перенесёмся в старинный, заброшенный , опустевший дом.

. Получение телеграммы – кульминационный центр рассказа.

Каково состояние Катерины Петровны?

-Она доживает последние дни, ждала, слабо надеялась.

Кто такой Тихон? Что вы узнали о нём?

Что делает Тихон на почте? Какую телеграмму принёс он Катерине Петровне?

( работа с текстом рассказа)

Для чего это делает Тихон?

-Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества в последние мгновения жизни, Тихон решился на этот обман.

Догадалась ли Катерина Петровна от кого телеграмма? Почему?

— Катерина Петровна поняла, что телеграмма не от Насти. Речь выдаёт авторство пожилого человека, так принято было подписываться раньше.- Автор преклоняется перед героиней, её деликатностью, интеллигентностью, добротой, сдержанностью.

Художественная деталь

Единственная слезинка- деталь, подтверждающая её терпеливость и сдержанность.

— Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестала ждать и умирает.

Автор показывает тонкий склад души Катерины Петровны.

Екатерина ( греч) — чистая, непорочная.

Рассказ назван «Телеграмма». Их две.

Какую телеграмму имел в виду автор, почему? ( слайд 16)

— Вторую, потому что Тихон в отличии от Насти проявил человечность, чуткость, заботу, милосердие преподнёс урок нравственности девочке Манюшке:

« А ты смотри, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой».

Обращаемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова? ( Слайд 17)

( Пустельга похожа на мелюзга.)

Почему эти слова обращены именно к Манюшке?

— Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.

— Не будь пустельгой — значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного — это и авторское напутствие всем читателям.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? ( слайд 18)

А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»

-Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа.

Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

Что такое совесть? ( Индивид задание по словарю)

— Признание вины за совершённый неблаговидный поступок

-Стеснение, стыд, неловкость.

-( Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

А зачем она дана человеку?

— Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того .чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.

Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?

— Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти ) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)

— И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

— Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати , в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних

Какие пословицы и поговорки вы записали в тетради? ( слайд 20 )

Финал рассказа. Эпилог.

А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.

Какая черта есть у неё в отличии от Насти?

Заключительное слово учителя.

Чувствуется симпатия и любовь автора к простым сельским жителям. Это земля «любимая» и «родная для тех, кто здесь родился, рос, работал. И поэтому она как бы разделяет их скорбь «печальная».

Найдите в финале рассказа описание природы. О чём оно вам сказало?

« За оградой, в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная родная земля»

— Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего деда. Тогда связь времён и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после её смерти.

К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.

Средства контроля: Кроссворд ( слайд 20-21)

Какие же «зарубки на сердце» оставил у вас рассказ

К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

Каким вы представляете себе автора этого произведения?

Что он ценит в людях?

Домашнее задание. ( слайд 23)

Интернет – ресурсы ( слайд 24)

Источник: intolimp.org

Урок-размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Своя игра. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

Зарубки на сердце
Урок – размышление по рассказу
К.Г.Паустовского «Телеграмма»
*
*
Чти отца твоего и мать твою,
Да благо ти будет, и долголетен
Будеши на земле.
Пятая заповедь Божия
За добро плати добром…
К. Паустовский

2.

3.

Проблема
одинокой старости
Проблема
материнской любви
Проблема
взаимоотношений
между детьми и родителями
Проблема
милосердия

4.

У Паустовского природа – это живое существо,
связанное незримой нитью с человеком…
Октябрь был на редкость
холодный, ненастный.
Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду
полегла, и все доцветал и
никак не мог доцвесть и
осыпаться один только
маленький подсолнечник у
забора.
Над лугами тащились
из реки, цеплялись за
облетевшие ветлы рыхлые
тучи. Из них назойливо
сыпался дождь.

5.

…Такова и Катерина Петровна, которая «доживала
свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным
художником».
Ветер свистел за окнами в голых
ветвях, сбивал последние листья.
Керосиновый ночник вздрагивал на
столе. Он был, казалось, единственным
живым существом в покинутом доме, без этого слабого огня Катерина
Петровна и не знала бы, как дожить до
утра.
Ночи были уже долгие. Тяжелые, как
бессонница. Рассвет все больше медлил,
все запаздывал и нехотя сочился в
немытые окна, где между рам еще с
прошлого года лежали когда-то желтые
осенние, а теперь истлевшие и черные
листья.

6.

…Пейзаж печален, когда печален
человек..
Тесовые крыши почернели
Спутанная трава полегла
Ветер свистел в голых ветвях,
сбивал последние листья
Валил водянистый снег
Хмурое небо все ниже опускалось
Градация = усиление
ненастья
Ощущение нарастающей
тревоги и отчаяния

7.

Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам
и видеть все то же: комнаты, где застоялся запах нетопленых
печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на
столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах…
Ветер свистел за окнами в голых
ветвях, сбивал последние листья.
Керосиновый ночник вздрагивал на
столе. Он был, казалось, единственным
живым существом в покинутом доме, без этого слабого огня Катерина
Петровна и не знала бы, как дожить до
утра.
Ночи были уже долгие. Тяжелые,
как бессонница. Рассвет все больше
медлил, все запаздывал и нехотя
сочился в немытые окна, где между
рам еще с прошлого года лежали
когда-то желтые осенние, а теперь
истлевшие и черные листья.

8.

Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха
разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно
смотрели на землю. Палые листья мешали идти…
Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за
холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она
посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он
стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от
этой бесприютной, ветреной ночи…
Психологический
параллелизм
Катерине Петровне
тоже некуда идти, ее тоже
никто не ждет…

9.

Письмо дочке
Ненаглядная моя, — писала Катерина
Петровна. – Зиму эту я не переживу.
Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на
тебя, подержать твои руки. Стара я стала
и слаба до того, что тяжело мне не то что
ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть
забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем
уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень
плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не
была такая длинная, как одна эта осень.»

10.

Испытание на истинную
человечность.
Настя
Сольвейг –
(норвеж.солнечный луч или
путь) –
олицетворение
поэтичности,
красоты

11.

Испытание на истинную
человечность.
Настя
Художники
звали ее
Сольвейг
за русые волосы
и большие
холодные глаза.

12.

Испытание на истинную
человечность.
Настя
На одной из
площадок Настя
достала зеркальце,
напудрилась и
усмехнулась, — сейчас
она нравилась самой
себе…
Самолюбование

13.

Испытание на истинную
человечность.
Настя
Настя с усилием подняла
глаза и тотчас отвела их:
Гоголь смотрел на нее,
усмехаясь.На его виске как
будто тяжело билась тонкая
склеротическая жилка.
Насте показалось, что
Гоголь тихо сказал сквозь
стиснутые зубы: «Эх, ты!»

14.

Испытание на истинную человечность.
Настя
Незаметно вскрыла
Скомкала
Нахмурилась
Боялась поднять
голову
Речь о заслугах
«милой Анастасии
Семеновны»

15.

Испытание на истинную человечность.
Настя
Настя села на скамейку в сквере около
Адмиралтейства и горько заплакала.
Снег таял на лице, смешивался со
слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг
поняла, что никто ее так не любил, как
эта дряхлая, брошенная всеми старушка,
там, в скучном Заборье.
«Поздно! Маму я уже не увижу», –
сказала она про себя и вспомнила, что за
последний год она впервые произнесла
это детское милое слово – «мама».
Она вскочила, быстро пошла против
снега, хлеставшего в лицо.
«Что ж что, мама? Что? – думала она,
ничего не видя. – Мама! Как же это могло
так случиться? Ведь никого же у меня в
жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь
бы успеть, лишь бы она увидела меня,
лишь бы простила».

16.

Телеграмма
Дожидайтесь,
выехала. Остаюсь
всегда любящая
ваша дочь Настя.

17.

«За добро плати добром,
не будь пустельгой…»
Пустельга – 1. Хищная птица
семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой
человек.

18.

Хоронили Катерину Петровну на следующий
день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День
побелел, и небо было сухое, светлое, но серое,
будто над головой протянули вымытую,
подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли
сизые. От них тянуло острым и веселым запахом
снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

19.

Испытание на истинную человечность.
Настя
В Заборье Настя приехала на
второй день после похорон. Она
застала свежий могильный холм
на кладбище и холодную темную
комнату Катерины Петровны…
В этой комнате Настя
проплакала всю ночь, пока за
окнами не засинел мутный и
тяжелый рассвет.
Уехала Настя из Заборья
крадучись, стараясь, чтобы никто
не увидел и ни о чем не
расспрашивал. Никто, кроме
Катерины Петровны, не мог снять
с нее непоправимой вины,
невыносимой тяжести.

20.

«Будь человеком!» — напоминает
Паустовский.
«За добро плати добром. Не будь
пустельгой».
Не прикрывайся заботой о
человечестве, когда твоего тепла,
твоего внимания, твоего доброго
слова и взгляда ждут самые
близкие люди и прежде всего
МАМА…

21.

Задание
Какие «зарубки» на сердце у вас
оставил рассказ К.Паустовского
«Телеграмма»?
Запишите несколько из них для
себя.
Например:
А) Надо быть благодарным тому,
кто дал тебе жизнь…

Источник: ppt-online.org

Презентация на тему Зарубки на сердце (по рассказу К.Г. Паустовского Телеграмма) 8 класс

Слайд 1Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Подготовила:
Хайретдинова Р.Г.,

учительница МОУ «Кунашакская СОШ»

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»Подготовила:Хайретдинова Р.Г., учительница МОУ «Кунашакская СОШ»

Слайд 2Тема урока: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Тема урока: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Слайд 3Словарная работа
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его

части и характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием

на чем-нибудь, например, на дереве.
Ветла – вид ивы.
Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных;
2. Легкомысленный пустой человек (разг.)
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Словарная работаЭпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.Зарубка –

Слайд 4«Произведение искусства — прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий

как сталь, кристалл.» Паустовский К.Г.

«Произведение искусства - прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл.» Паустовский К.Г.

Слайд 5 Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная

трава в саду полегла, и все доцветал и никак не

мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал

Слайд 6Подумайте. Какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?
«Манюша, шмыгая носом,

отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый

ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота»

Подумайте. Какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?«Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала

Слайд 7«Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым

существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина

Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

«Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого

Слайд 8 «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за

холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она

посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший. Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»

«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был

Слайд 9Катерина Петровна молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, —

и все перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле… Тихон выходил,

осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать

Катерина Петровна молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, - и все перебирала какие-то бумажки в рыжем

Слайд 10Письмо Катерины Петровны дочери:

«Ненаглядная моя!
Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, — да я его и не вижу.

Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»

Письмо Катерины Петровны дочери:

Слайд 11Домашнее задание:
Ответьте письменно на вопросы:

Почему рассказ К.Г.Паустовского называется

«Телеграмма»?

Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

Источник: theslide.ru

Оцените статью
Добавить комментарий