Каким увидели молодого гоголя Одноклассники

Цели: вызвать интерес к личности и творчеству Н. В. Гоголя, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях;
показать роль великого Пушкина в осознании Гоголем писательского призвания; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту;
работать по формированию умений анализировать эпизоды (или рассказы) из прочитанных произведений.

Ход урока
Эпиграф к уроку: Из него выйдет большой талант. В. В. Капнист.

I. Вступительное слово учителя о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – писатель-сатирик и реалист, нежный лирик и романтик, смелый критик и публицист.

Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших писателей-реалистов в русской и мировой литературе (великий Гоголь в творчестве шел от романтического к реалистическому изображению жизни). Восхищаясь его талантом, Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

Гость из будущего рассказал, кто станет президентом России в 2030 году

II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «Н. В. Гоголь».

Рассмотрите портреты и фотографии, иллюстрации из фотоальбома «Н. В. Гоголь».
Вопрос: А каким вы представляете себе писателя?
Вот каким увидели Гоголя известные романисты.

С. Т. Аксаков: «Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи; красивые усы… довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражались доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал или задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то высокому… Самая фигура Гоголя в сюртуке сделалась благообразнее. Шутки Гоголя, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал; сам же он всегда шутил, не улыбаясь».

Г. П. Данилевский: «Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в темно-коричневое длинное пальто и в темно-зеленый бархатный жилет, наглухо застегнутый до шеи, у которой, поверх атласного черного галстука, виднелись белые, мягкие воротнички рубахи. Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, темные, шелковые усики чуть прикрывали полные, красивые губы… Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-либо веселое и смешное. Длинный, сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое…»

III. Новый материал. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

1.Детские и юношеские годы Н. В. Гоголя.

Если я буду мамой #shorts


Родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, а детские годы провел в имении родителей Васильевке Миргородского уезда. Отец будущего писателя – Василий Афанасьевич – один из зачинателей украинской комедии. Мать Гоголя, Мария Ивановна, любила и хорошо исполняла народные песни.

Недалеко от Васильевки располагалась Диканька (к которой впоследствии писатель приурочил происхождение своих рассказов). Край был овеян преданиями и легендами. Центр края – Кибинцы, имение богатого помещика Д. П. Трощинского, родственника Гоголей. В имении Трощинского была прекрасная библиотека, а также крепостной театр и оркестр. Именно там юный Гоголь впервые познакомился с театром, слушал музыку, видел шумное общество, а впоследствии и играл в домашних спектаклях.

С 1818 по 1819 гг. юный Гоголь учится в Полтавском уездном училище.

2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.

1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей. Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

Годы учения Гоголя в Гимназии совпали с большими общественно-политическими событиями в России и на Украине: поражение восстания декабристов в Петербурге и жестокая расправа с его участниками; выступление украинских крестьян против закрепощения в Белой Церкви; восстание Черниговского полка.

В 1827 г. в Гимназии возникло «дело о вольнодумстве», в котором были обвинены любимые преподаватели Гоголя. (На допросе Гоголь дал показания в пользу Белоусова.) «Дело о вольнодумстве» закончилось «отрешением от должности» и высылкой из г. Нежина прогрессивных профессоров Гимназии.

В последние годы учебы проявляется разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он много читает, пишет, занимается живописью, учится играть на скрипке, увлекается театром, блестяще исполняет в спектаклях комические роли.

Шестнадцатилетний Гоголь мечтал посвятить свою жизнь государственной деятельности (а не литературе!). Вот что он написал в письме своему дяде П. П. Косяровскому: «…Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции… Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мне сердце» [5, с. 102].

В декабре 1828 г. Гоголь отправился в Петербург, чтобы осуществить свои планы: служить народу и государству. Но его ждали разочарования: он не мог найти подходящего места службы. Поэма «Ганс Кюхельгартен» (Гоголь опубликовал ее под псевдонимом В. Алов) не имела успеха. Неудача постигла писателя при попытке поступить в Александринский театр.

Еще по теме:  Есть ли в туркмении Одноклассники

И только в конце 1829 г. Гоголь устроился в один из департаментов переписчиком бумаг. Затем около года прослужил помощником столоначальника в Департаменте уделов.

Н. В. Гоголь о службе: «…Все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах…» [5, с. 104]. Он возненавидел службу и при первой возможности навсегда расстался с карьерой чиновника.

В 1830 г. Гоголь познакомился с А. Дельвигом, В. Жуковским, П. Плетневым, а 20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева был представлен Пушкину.

3. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832).

«Вечера на хуторе близ Диканьки» ценны тем, что Гоголь показал в них красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. В многочисленных персонажах он запечатлел такие черты народного характера, как ум, благородство, сметливость, удаль.

Высокую оценку «Вечерам…» дал Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!

Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

4. Сборник «Миргород» (1835).
Сборник повестей под названием «Миргород» имеет подзаголовок: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

I часть сборника – повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба».
II часть сборника – повести «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Выступления учащихся о прочитанных произведениях.

Сборник «Миргород» – новое явление в русской литературе. Глубина отрицания современной ему пошлой жизни и утверждение положительных гражданско-патриотических идей дали возможность Белинскому назвать Гоголя «главою литературы» и преемником Пушкина.

5. Н. В. Гоголь – драматург.

Гоголь любил театр. Театр, по его мнению, великая школа, глубоко его назначение, «он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок» [15, с. 622].

«Женитьба» (начал писать в 1833 г., окончательный вариант был создан в 1842 г.) – одна из лучших комедий на семейно-бытовую тему. Гоголь показал характерное для купеческой среды опошление любви и брака.

«Ревизор» (1836). 7 октября 1835 г. Гоголь обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь – будет смешнее черта». Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Петербурге на сцене Александринского театра. Комедия вызвала большой шум и яростные споры.

Беседа с учащимися (или небольшие доклады) по вопросам:
1) Как изображена провинция в комедии «Ревизор»?
2) Каковы основные черты чиновничества царской России?
3) Что сближает Хлестакова с городничим и его семейством?
4) Зачем автор вводит в финале пьесы сцену чтения письма Хлестакова и сообщения жандарма о приезде настоящего ревизора? Каково назначение «немой сцены»?
5) Расскажите об особенностях композиции комедии «Ревизор».
6) В чем бессмертие комедии Гоголя?

Все, что происходит в провинциальном городе, затерянном в глуши («хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»), знакомо всей России. Современный мир предстает в комедии не только смешным, но и страшным. Вершителем судеб является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Убежденный взяточник и казнокрад, отъявленный мошенник и невежда, он олицетворяет в городе закон.

Гоголевские герои не совершают никаких «леденящих душу поступков». Просто они даже не подозревают, что можно жить по-другому. Они не знают, что существуют такие понятия, как честь, достоинство, правда.

6. Последние годы жизни Н. В. Гоголя.

С июня 1836 г. по апрель 1848 г. Гоголь живет за границей (в Риме, Париже), но не теряет связи с соотечественниками и Родиной (дважды приезжает в Россию).

1837 год. В Париже Гоголь узнает о смерти великого Пушкина. (Гоголь в письме к другу: «Все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним… Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина… Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска!»)

1847 год. Гоголь публикует «Выбранные места из переписки с друзьями».
1851 год. Заканчивает II том «Мертвых душ».
Гоголь не может понять смысла той общественной борьбы, которая происходит в России. Физические и творческие силы покидают писателя. В ночь на 11 февраля 1852 г. Гоголь уничтожает рукопись второго тома «Мертвых душ».

21 февраля 1852 г. утром Гоголь умер в своей последней квартире, в доме Талызина (друга) на Никитском бульваре (г. Москва).

Итог урока.
На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического. Но смешное в его произведениях претерпевает свою эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров…» писатель поднимается до иронии в повестях о современной жизни «Миргорода».

В «Ревизоре» уже в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротескной форме. Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место.

Домашнее задание: прочитать «Мёртвые души»

Источник: allrefrs.ru

6 фактов о Гоголе, которые не расскажут в школе

Мнительный невростеник с рухнувшей мечтой — знаете такого Гоголя?

Гоголь — признанный гений литературы, поэтому часто его образ идеализируют. Между тем, большинство современников отзывалось о нем как о больном и мнительном человеке и относилось с неприязнью. Гоголь вел довольно скрытный образ жизни, поэтому его личность обросла десятками домыслов. Делимся фактами, о которых редко говорят. Они не совпадают с нашими представлениями о классике и раскрывают писателя с непривычной стороны — с человеческой.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, откуда берется тревога и когда это перестает быть нормой. Найдешь у себя мысли, из-за которых тебе плохо на душе. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Поймешь, как побороть лишнюю тревогу, стать уверенней в себе и не зависеть от чужого мнения.

Хотел стать актером, но провалился на первых же пробах

В 19 лет Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Он, как и современные юноши, был чрезвычайно амбициозен: мечтал о славе и богатстве, поэтому и задумал стать актером.

Еще по теме:  За какой проступок дразнили толстого в детстве Одноклассники в рассказе толстый и тонкий

Чтобы осуществить это намерение, он отправился на прослушивание в Императорский театр. По дороге у него разболелся зуб. Может, от нервов, а может, это был знак судьбы. Но Николая Васильевича это не остановило, он замотал больную щеку и дошел до театра. Там будущий писатель вяло и стеснительно прочитал заготовленный материал.

За время пребывания на сцене он не выразил ни одной эмоции — лицо свело судорогой от боли. Молодой Гоголь тут же сообразил, что об актерской карьере придется забыть и выскочил из театра.

Был чрезвычайно пуглив и нажил много фобий

Одной из его фобий была боязнь грозы. Однажды он читал своей знакомой Александре Смирновой отрывок из «Мертвых душ», и в этот момент грянул гром. Вот как женщина описывает поведение писателя:

«Нельзя себе представить, что стало с Гоголем: он трясся всем телом и весь потупился. После грозы он боялся один идти домой»

Не меньше грозы его пугали обмороки и замирание сердца во сне (это ощущение отсутствия или пропуска очередного сердцебиения, которому сопутствует сердечная боль, головокружение и потемнение в глазах). Из-за этого писатель мог не спать целыми ночами, а лишь дремать на диване. Литературный критик Павел Анненков был свидетелем этих бессонных ночей. Он рассказал, что утром Гоголь старательно ворошил постель, чтоб никто не заметил его странность. Получалось, конечно, не слишком успешно.

Писатель действительно имел склонность к замиранию сердца, от этого появилась и другая фобия — быть погребенным заживо. Он боялся, что люди примут один из таких эпизодов за смерть, поэтому в своем завещании, которое составил в 1845 году, написал:

«…тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…»

Любил шитье и рукоделие

В своем письме перед отъездом в Петербург Николай Васильевич уверяет двоюродного дядю, что в столице он не будет голодать. Потому что сможет зарабатывать деньги ремеслом, в том числе и портняжным делом. Впрочем, поработать портным Гоголю не довелось, однако шитье осталось любимым хобби. Например, тот же Павел Анненков вспоминал, что

«… заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами, в сильной задумчивости»

Своего увлечения писатель стеснялся, поэтому предпочитал не упоминать об этом и никогда не шил для других.

Довел товарища из гимназии до сумасшествия

Однокашник писателя Тимофей Пащенко рассказал, что у них в гимназии был очень наивный ученик по имени Михаил Риттер. Гоголя заинтересовала такая простодушность, он подговорил лакея сказать товарищу, что у него бычачьи глаза вместо человечьих. Дело было вечером, Михаил не верил своим ушам и смотрелся в зеркало. Конечно, глаза были самые обычные.

Тогда Риттер обратился к своему лакею, который подтвердил, что глаза, действительно, как у быка. Эти слова его и подкосили. Утром до руководства гимназии дошел слух, что Риттер помешался. Директор, слыша, что тот все время твердит о бычачьих глазах, отправил его в лечебницу на неделю.

У Гоголя был фетиш на сапоги

В «Мертвых душах» в образе поручика из Рязани, который был соседом Чичикова по номеру, писатель высмеял собственную страсть — любовь к обуви. По свидетельствам Льва Арнольди, Гоголь обожал сапоги. В его чемодане белья и одежды было всегда ровно столько, сколько нужно. А вот сапог нередко три или четыре пары, и все они были не заношенные. Сам Николай Васильевич свою слабость признавал и не старался скрыть.

Гипотеза о гомосексуальности Гоголя не беспочвенна

У писателя никогда не было жены и детей, он предпочитал изолированный образ жизни. Такая скрытность стала причиной появления разных гипотез о его личной жизни. Одна из них предполагает, что Гоголь интересовался мужчинами.

В 1976 году историк русской литературы Семен Карлинский даже выпустил книгу под названием «Сексуальный лабиринт Николая Гоголя». Он считает, что мысль о контакте с женщинами была писателю отвратительна. В поддержку этой гипотезы выступал и историк Лев Клейн. Он аргументирует свое мнение тем, что Гоголь предпочитал мужское общество, писал мужчинам более эмоциональные письма, а в одном из его незаконченных произведений «Ночи на вилле» присутствуют признания в любви умирающему юноше, которые носят автобиографический характер.

Эта гипотеза до сих пор спорна и имеет как последователей, так и противников. Все выводы о личной жизни писателя основаны на анализе его писем, образа жизни и свидетельствах современников. Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь правду.

Образ одухотворенного писателя и то, каким был человек в реальной жизни, не всегда гармонично сочетаются. В таких случаях особенно ценно умение отличить правду от восторженного вымысла. У Гоголя были необычные увлечения, патологические фобии и не самый легкий характер. Но человека судят по достижениям и тому, что он оставил после себя. А произведения Николая Васильевича помнят и читают до сих пор.

Источник: femmie.ru

Каким на самом деле был Гоголь: Лучший на свете брат, любимый учитель и не только

Обычно личную жизнь Гоголя вспоминают или в свете дружбы со знаменитыми людьми своего времени, или в свете странностей его характера. Но была ещё одна сторона его жизни вне творчества: общение с детьми. Николай Васильевич Гоголь при жизни был, прежде всего, педагогом и оставил о себе память в своих учениках, включая собственных сестёр.

Домашний учитель

В Санкт-Петербурге долгое время Гоголь преподавал ученикам на дому. Нашли ему учеников знакомые — поэты Василий Жуковский и Пётр Плетнёв. Николаю Васильевичу в то время было только двадцать два года, и ученики, три мальчика Лонгиновы, сочли его милым и смешным. Самый младший из учеников, Миша, впоследствии стал известным в своё время литератором и оставил о Гоголе воспоминания.

«Небольшой рост, худой и искривленный нос, кривые ноги, хохолок волосов на голове, не отличавшейся вообще изяществом прически, отрывистая речь, беспрестанно прерываемая легким носовым звуком, подергивающим лицо, — все это прежде всего бросалось в глаза. Прибавьте к этому костюм, составленный из резких противоположностей щегольства и неряшества, — вот каков был Гоголь в молодости» — так выглядел в глазах учеников молодой учитель.

Еще по теме:  Что ответить девушке на Одноклассниках

Портрет молодого Гоголя от Алексея Венецианова.

Портрет молодого Гоголя от Алексея Венецианова.

По договорённости, Николай Васильевич должен был учить мальчиков Лонгиновых русскому языку, но он вдруг стал обучать их естествознанию и истории, сказав, что в русском языке они и так разбираются, судя по их тетрадям. Однако, если ученик, отвечая свой урок, использовал какие-то избитые выражения, Гоголь немедленно останавливал отвечающего: «Кто это научил вас говорить так?» Так мальчики научились задумываться о клише в речи, и их умение говорить по-русски намного улучшилось. Кроме того, Гоголь читал им первый том своих рассказов о хуторе близ Диканьки.

Другой особенностью Гоголя были постоянные анекдоты, которые он обожал — особенно преподавая историю. Он в то время пытался помочь Жуковскому разработать новую методику преподавания этого предмета. В общем, мальчикам учитель нравился, но не задержался из-за особенностей характера: после полутора лет работы Гоголь вдруг исчез на несколько месяцев, даже не отвечая на посланные ему запросы, а потом явился в дом, как ни в чём не бывало — когда уже нашли другого учителя. Впрочем, другом дома он оставался ещё долго.

Кстати, Плетнёв устроил Гоголя учителем после того, как прочёл его публикацию с соображениями о преподавании детям географии — да, первые публикации Гоголя были посвящены педагогике, а не литературе. Преподавал на дому Гоголь и в других семьях, в том числе занимался с умственно отсталым мальчиком и проявлял при этом терпение, которое удивляло очевидцев.

Гоголь-подросток.

Гоголь-подросток.

Институт для девиц

Всё тот же Плетнёв уговорил Лонгинова-старшего взять Гоголя на должность преподавателя в Патриотический институт — школу для дочерей военнослужащих. Преподавать Николай Васильевич должен был историю и взялся за дело с энтузиазмом. Успеваемость учениц по этому предмету стала такой высокой, что Гоголю, против всех правил, разрешили определить на обучение в институте своих сестёр. Самому Николаю Васильевичу там тоже очень нравилось — по контрасту с выглядевшей такой бессмысленной службой мелкого (мальчайшего, можно сказать) чиновника, на которой он состоял до того.

Карьеру его оборвала собственная амбициозность. Он решил, что мог бы читать лекции и в университете, и нашёл себе место. Но живость, с которой он рассказывал лекции, сочеталась с очень неглубоким по сравнению даже со студентами знанием предмета, и вскоре Гоголь стал предметом насмешек.

В результате ему пришлось не только уйти из университета, но и расстаться с институтом для девиц — его уволили. Повлияла и общая непунктуальность Гоголя. Вся карьера замечательного школьного учителя уместилась в четыре года.

Все институты благородных девиц были устроены примерно одинаково.

Все институты благородных девиц были устроены примерно одинаково.

Однако исследователи его педагогической работы уверены, что как раз для школы Гоголь был замечательным преподавателем: достаточный уровень познаний сочетался с тщательной проработкой его собственной новаторской методики преподавания, с внимательной подготовкой уроков, с тонким пониманием психологии подростков без скидки на то, что учить приходится девочек. В общем, Патриотический институт немало потерял, уволив Николая Васильевича.

Самый нежный брат

Три младшие сестры Гоголя, Ольга, Анна и Елизавета, вспоминали его как необыкновенно нежного к детям для своего слишком молодого возраста. Поначалу, когда брат только наезжал домой из Петербурга, он привозил девочкам гостинцы и подарки и развлекал их. Позже он полностью взял на себе их обеспечение и увёз Анну и Елизавету в столицу, пристроив в Патриотический институт.

Зная строгости института, перед тем, как отдать туда девочек, Николай Васильевич как следует показал им столицу: по несколько раз свозил их в театр, зверинец и музей, словно развлекая впрок. Его очень огорчило, когда, через много лет, забирая сестёр, он обнаружил, что они стали пугливы, робки, как будто нелюбопытны и гораздо хуже выучены, чем он мог думать.

Институтки разительно отличались от девушек, воспитанных и образованных в семье, дремучим невежеством и устрашающей наивностью.

Институтки разительно отличались от девушек, воспитанных и образованных в семье, дремучим невежеством и устрашающей наивностью.

Тогда Николай Васильевич взялся за девочек сам. Во-первых, он забрал их из института срочным порядком до выпуска. Во-вторых, продумал всё, что только можно купить, и объездил весь Петербург, покупая необходимое — ведь у девочек были только казённые вещи, и даже объяснить, что им надо для жизни, они сами не могли сообразить. Пришлось Гоголю вникать во все мелочи. Правда, он всё же забыл купить им ночные рубашки — пришлось девушкам, перебарывая смущение, объяснять, какая им нужна ещё деталь белья.

Поначалу Гоголь пристроил девушек жить к своим друзьям, но там бывшие институтки чувствовали себя неловко. Они отказывались от еды, чтобы не прослыть обжорами (чем в институте девочек очень пугали), как их ни угощали, и забивали желудок, чтобы обмануть голод, остывшими угольками из камина. Только приходя в гости к брату, они давали себе волю, и он с весёлым удивлением наблюдал, как они уписывают калачи и сладости в страшных количествах.

Поняв, что девочки никак не приспособлены к жизни и улучшить их образование по всем областям быстро невозможно, Гоголь выбрал два предмета, по которым, по крайней мере, мог быстро подтянуть сестёр. В одни дни недели они часами вышивали, в другие — часами же переводили с немецкого статьи, притом, чтобы поощрить, брат нахваливал их и уверял, что они очень ему помогают. Он также возил их с собой на литературные чтения, надеясь потихоньку, без специальных упражнений, развить их ум и вкус.

Всё время, что девушки жили у него, Николай Васильевич подкидывал им сюрпризом маленькие подарки — роскошь, которой они не знали в институте и которая трогала их до глубины души. Сестра Лиза боялась темноты, и Гоголь каждый вечер сидел у её постели со свечой, пока она засыпала, как бы долго это ни происходило — без единой насмешки. Если сестра входила в его комнату, он обязательно ей улыбался, так, что она чувствовала, что он действительно рад её видеть. Всё это очень укрепило расшатанную институтом душевную организацию девушек. Сам же Гоголь после истории учёбы сестёр полностью разуверился в институтах для девиц, хотя в молодости ими восторгался.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...